Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова.
Письмо Белинского
- решение вопроса
- Поиск по сайту
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
- Глава IV Каторга
- Достоевский Федор Михайлович :: Биография :: Арест Достоевского и каторга
- Начало писательской деятельности
Русский язык, 10 класс
В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии.
В 1848 г. Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота.
Caм oн мнoгo читaл, мeчтaл o кapьepe литepaтopa; и oкoнчив yчилищe, eдвa oтpaбoтaл гoд и пoдaл в oтстaвку пopyчикoм. Сoглaснo «Pyccкoмy библиoгpaфичecкoмy cлoвapю» пyблициcтa Aлeкcaндpa Пoлoвцeвa, пepвый жe poмaн «Бeдныe люди» пpинec писaтeлю cлaвy, oн стaл вхoж в кpyги писaтeлeй.
Зa poмaнoм пoслeдoвaлa пoвeсть «Двoйник», paсскaзы, пoвeсти «Хoзяйкa», «Cлaбoe cepдцe», и нaкoнeц, poмaнтичecкoe прoизвeдeниe «Бeлыe нoчи». Дocтoeвcкий cтaл дpyжeн c Нeкpacoвым, c пoэтoм Мaйкoвым, c Гoнчapoвым, c Алeкceeм Плeщeeвым, нo кaк бывaeт y пиcaтeлeй, paccopилcя c Тypгeнeвым и c Бeлинcким. В кpyгy peвoлюциoнepoв В 1846 гoдy будущий клaссик зaвeл знaкoмствo c peвoлюциoнepoм Михaилoм Пeтpaшeвcким, кoтopый caм пoдoшeл к нeмy нa yлицe. С 1845 гoдa y Пeтpaшeвcкoгo пpoхoдили зaceдaния peвoлюциoннoгo кpyжкa, кoтopыe пpoзвaли «пятницaми».
Caм Пeтpaшeвcкий вocхищaлcя идeями Ceн-Cимoнa и Фypьe и пpocлaвилcя тeм, чтo пo пpимepy Фypьe peшил в cвoeм имeнии ycтpoить фaлaнcтep — oбщee жилищe, гдe oбщинники жили бы вмecтe, нo мecтныe кpecтьянe, здpaвo paccyдив, чтo этo «oт лyкaвoгo», coжгли фaлaнcтep. В библиoтeкe Пeтpaшeвcкoгo былo мнoгo зaпpeщeннoй литepaтypы, кoтopyю тoт дoбывaл, paбoтaя в дeпapтaмeнтe Миниcтepcтвa инocтpaнных дeл; paзгoвopы кpyтилиcь вoкpyг coциaлиcтичecких идeй и подготовки почвы для революционного восстания. Достоевский был одним из самых революционно настроенных членов кружка, — об этом пишет Борис Башилов в «Истории русского масонства». Зимoй 1848 гoдa в дoмe пoявилcя нeкий Антoнeлли, кoтopый и дoнec o «пламенных революционерах», и вcкope члeны кpyжкa oкaзaлиcь в Тpeтьeм oтдeлeнии нa Фoнтaнкe.
Двадцать один участник кружка Петрашевского, в том числе и Федор Михайлович, были приговорены к смертной казни. В последний момент уже ожидавшим смерти людям объявили о помиловании. Казнь была заменена другими видами наказания. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. Достоевский вместе с другим петрашевцем, С. Дуровым, был доставлен в Омский острог. Время, проведенное на каторге, было для писателя очень тяжелым: кандалы и конвой, адские материально-бытовые условия, постоянное бесправие и унижение. Работал Достоевский на кирпичном заводе, в инженерной мастерской, убирал снег на улицах города. У него усилились эпилептические припадки, ему запрещали писать.
Выживать приходилось в атмосфере зла, среди людей, которые глубоко ненавидели лиц дворянского происхождения.
Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая. То есть писатель стал осознавать многие проблемы нашего общества, которые раньше не воспринимал. Именно на каторге, Михаил Фёдорович понял насколько велика пропасть между социальными слоями велика.
Для простых людей дворяне — это чужаки, которых можно и надо презирать. Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу. После освобождения Достоевский так и не сможет влиться в мир высшего света, потому что его начала преследовать мысль, что такая жизнь ему чужда. Также писатель стал проводить своё свободное время в одиночестве.
Многие события и темы были освещены в дальнейшем творчестве Достоевского.
За что Достоевский был арестован и оказался на каторге?
Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. Для начала следует разобраться из-за чего Михаил Фёдорович Достоевский попал на каторгу.
Сибирское перерождение Достоевского
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея Лето Достоевские стали проводить в своем имении в Тульской губернии, а на зиму возвращались в Москву. В доме всегда было много родительских друзей, сослуживцев отца и родственников. Родители Достоевских вели такой образ жизни, что дети впитывали от них напрямую любознательность, порядочность, любовь к людям, науке, искусству. На семейных вечерах отец зачитывал целые главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, и Федор Михайлович, благодаря этому, уже в 10 лет прекрасно ориентировался в основных событиях русского истории. И в целом будущий писатель был всю жизнь благодарен родителям и за чудесное детство, и за прекрасное образование, которые они дали всем своим детям, несмотря на то, что жили довольно скромно в финансовом отношении. Пансион С 1934 года братья Михаил и Федор Достоевские стали учиться в пансионе Леонтия Ивановича Чермака — прогрессивном учебном заведении, где не практиковались физические наказания. Обучение было сильным и дорогостоящим, но, к счастью, оплачивать учебу помогали Куманины. И хотя в пансионе уделяли внимание всем наукам, но оба брата Достоевских более всего увлекались литературой.
Правда их литературные интересы довольно серьезно разнились, но, как писал позднее Федор Михайлович, « Пушкин нас мирил». Жизнь переменилась в один миг. В 1837 году от чахотки скончалась матушка Мария Федоровна, в этот момент и закончилось детство будущего писателя. Два старших брата — Михаил и Федор — так решает отец, должны ехать в Петербург, в пансион К. А затем по настоянию отца оба поступили в Петербургское инженерное училище. И хотя братья страстно желали заниматься литературой, но Михаил Андреевич настаивал на получении «серьезного образования». Сыновья не смели перечить воле отца. Инженерное училище. Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И.
Шарлеманя И Федор, и Михаил успешно окончили училище. Но, даже готовясь стать инженерами, интересоваться литературой не перестали. Более того, в 1838 году Федор Михайлович организовал среди приятелей по училищу литературный кружок. Но он все еще не решался серьезно заняться литературой. После окончания курса он даже на некоторое время устроился работать в Петербургскую инженерную команду на должность инженера-подпоручика. Но уже через год принял решение уйти в отставку и посвятить всего себя литературе, так как не представлял свою жизнь ни в каком ином занятии. Достоевский: первый роман и первый успех С емья не одобрила решения Федора, однако, смирилась. Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо. И первый же роман «Бедные люди», который вышел в свет в 1844 году, принес ему оглушительный успех.
Виссарион Белинский и Николай Некрасов — ведущие литераторы того времени — оценили произведение невероятно высоко. Как, впрочем, и все российское литературное сообщество. Читатели приняли книгу с большой теплотой, так как поднятые в ней темы были очень актуальны. Между собой молодого Достоевского назвали «новым Гоголем ».
Сотня каторжников набивалась в нее. Они шлепали по грязи, проталкивались к лавкам, обрызгивали друг друга горячей водой, хлестались березовыми вениками, их голые тела выглядели еще уродливее, чем в арестантской одежде. На распаренных спинах выступали лиловые вспухшие рубцы от полученных когда-то ударов плетей или палок. Они гоготали, гремели цепями, требовали поддать еще пару. Дни Великого поста на каторге пробуждали в душе Федора Михайловича впечатления детства, наполняя сердце пронзительной печалью. Он вновь видел себя ребенком, с трепетом входящим в ярко освещенную церковь, до самого свода заполненную пением хора, подобным рокоту моря, и воздухом, пропитанным запахом ладана; под звуки торжественных песнопений и молитв его тело и охваченная восторгом душа как будто бы рождались заново. Когда-то он с жалостью посматривал на простых людей, толпившихся у входа в церковь. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не этих: мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии». В дни больших церковных праздников арестанты облачались в чистые рубахи и считали делом чести проявлять предельную вежливость по отношению к тюремному начальству. Еда была сытная и подавалась на покрытых белой скатертью столах. Но уже к вечеру все каторжники бывали пьяны как свиньи, гнусны, в кровь избиты. Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц. Те горланили. Затягивали песни. Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними». На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы. Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись. Позади скамеек стояли арестанты без шапок, с обритыми головами, с выражением детской радости на покрытых шрамами и клеймами лицах. Наконец занавес поднимался, открыв декорацию. Арестанты, игравшие роли вельмож и светских женщин, как и их сотоварищи, оставались в кандалах, таская их за собой по полу. Дни проходили за днями, месяцы за месяцами. Кошмар монотонности затягивал Федора Михайловича. Ни одной близкой души. Нечего читать, кроме нескольких, редко попадавшихся, французских журналов и Евангелия. Это одиночество было худшим из мучений. Если бы можно было хотя бы поддерживать связь со своими! Но каторжникам запрещалась частная переписка, кроме отдельных, исключительных и строго ограниченных случаев. И Михаил, со своей стороны, не посылал писем в Сибирь из страха перед репрессиями. Он был женат, был главой большой семьи. Он пострадал от несправедливого ареста. Он боялся скомпрометировать себя, боялся повредить Федору Михайловичу, написав ему письмо. Выйдя из каторги, Достоевский сразу же посылает брату Михаилу письмо, полное трогательных упреков: «Скажи ты мне ради Господа Бога, почему ты мне до сих пор не написал ни одной строчки? И мог ли я ожидать этого?.. Я писал тебе письмо через наш штаб. До тебя оно должно было дойти наверное, я ждал от тебя ответа и не получил. Да неужели тебе запретили? Ведь это разрешено, и здесь все политические получают по нескольку писем в год… Кажется, я отгадал настоящую причину твоего молчания. Ты, по неподвижности своей, не ходил просить полицию или если и ходил, то успокоился после первого отрицательного ответа, может быть, от такого человека, который и дела-то не знал хорошенько». Михаил старается оправдаться в малоизвестном письме от 18 апреля 1856 года: «После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно. Я ничего не выхлопотал. Мне отвечали на основании законов, что до тех пор, пока ты на каторжных работах, это невозможно… Насчет тайной переписки я был достаточно предупрежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя ни единою строкою. Брат, друг мой, у меня шесть человек детей, я находился и, может быть, еще нахожусь и теперь под надзором, брат, скажи мне, не была ли простительна с моей стороны подобная решимость? В последний год каторги Достоевскому жилось легче, чем в первый. Федор Михайлович завоевал расположение нескольких каторжников, завел знакомства в городе, получил разрешение читать некоторые книги. Наконец листья на деревьях начинают желтеть, вянет трава в степи, и вот уже падает первый снег, и в воздухе кружатся легкие снежинки. Час освобождения близится. Достоевский ждет терпеливо и спокойно. Каторжники, встретясь с ним во дворе, поздравляют его: — А что, — отвечает он, — вам-то скоро ли? Ну, да уж что! Лет семь еще я промаюсь, — отзывается тот и рассеянно, точно заглядывая в будущее, поднимает взгляд к небу. Накануне самого последнего дня в сумерках Федор Михайлович, как обычно, обошел весь острог. Мысленно, серьезный и печальный, он прощается с почернелыми бревенчатыми срубами казарм, за четыре года еще более обветшавшими. Здесь, за этой оградой погребена его юность, здесь погребены его надежды. Он выходит из каторги уставшим, постаревшим, разочарованным, и снова ему предстоит бороться, страдать, жить… Ради чего? Ради кого? На другое утро еще до выхода на работу Достоевский обошел все казармы и попрощался с арестантами. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они… Иные отвертывались от меня и сурово не отвечали на мое прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью». Все отправились на работу, а Достоевский идет в кузницу. Кузнецы-арестанты снимают с него кандалы. Удар молотка. Кандалы падают. Достоевский поднимает их, держит в руках, долго смотрит на них в последний раз. С Богом! Но Федор Михайлович не двигается. Горло перехватывает желание рыдать, кричать. Пошатываясь, он выходит из кузницы, останавливается, обращает взгляд в небо. Достоевский вышел из каторги около 15 февраля 1854 года и только в марте был переведен в Семипалатинск. Две недели он жил в Омске у своих друзей Ивановых. Мадам Иванова была дочерью декабриста Анненкова.
Третья причина, по которой Достоевского отправили на каторгу, — морально-психологический аспект. В своих произведениях он описывал преступных деятелей, бродяг и ослепленных идеологией людей, и многие видели в его творчестве нечто хитроумное и деструктивное. Для многих российских чиновников и правителей его книги были опасным оружием, способным стимулировать рост негативных явлений в обществе. В том числе, эти же люди и убедили правительство в необходимости казнить Достоевского. Четвертый и последний фактор, который следует упомянуть — это крайняя жестокость и беспощадность российской правовой системы в те годы. Цели власти были простые — устрашить общество, наказать противников и показать свою силу. В этом контексте решение об отправке талантливого и творческого человека на каторгу казалось логичным и единственно верным. В сочетании все эти факторы привели к тому, что Достоевского отправили на каторгу, где он должен был провести большую часть своей жизни. Однако, как следует из истории, это решение не повлияло на его творчество — наоборот, оно стало непреодолимым стимулом для его духовного и художественного развития.
Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана. Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек включая его самого и Федора Михайловича , которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено. В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты. Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула. В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти. Расцвет творчества В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения. Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте». Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал — под названием «Эпоха». Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых — именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году. В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок». В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни. Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем. Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах. Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию. Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе — «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка. Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди». Смерть Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти — хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни. Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора. Цитаты Достоевского Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Человек, умеющий обнимать — хороший человек. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Страданием своим русский народ как бы наслаждается. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик
"В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, «Сибирскую тетрадь». На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. на каторгу, где встретил свою первую жену. 24 декабря, в ночь под Рождество, на ноги Достоевскому надели пятикилограммовые кандалы, и сани повезли его на каторгу, в Сибирь.
Сейчас читают
- Достоевский Фёдор
- Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь - Статьи и репортажи РГО
- Мир Достоевского
- Приговоры другим участникам
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет
Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.
Мировоззрение после каторги
Одной из причин, по которой Достоевский попал на каторгу, было его участие в политической деятельности. Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле. С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях.