На иконе изображены святители Иоанн Златоуст (слева), Василий Великий (в центре) и Григорий Богослов (справа), беседующие об истинах христианского вероучения. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия. Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним.
Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год.
Их также именуют отцами Церкви — почетным титулом, дающимся церковным деятелям, которые внесли неоценимый вклад в развитие догматики христианского учения. Кто эти святые и почему Церковь в этот день чтит память их троих сразу — об этом тема нашей сегодняшней статьи. Для начала вкратце скажем о каждом из святителей, чтобы было полное представление и понимание тех событий, о которых мы напишем чуть позже. Василий Великий — святой отец Церкви, принадлежит к числу "великих каппадокийцев", то есть, тех самых церковных деятелей, которые сформировали стройное христианское учение о Святой Троице, боролись с ересью в IV веке н. Так, благодаря Василию, мы имеем иконостас как таковой и особое чинопоследование на Литургии, называемое Литургией Василия Великого, а также некоторые молитвы, составленные им и вошедшие в утреннее молитвенное правило для каждого православного христианина. Святой отец также участвовал в развитии форм организации монашеской жизни, которые соблюдаются и по сей день: отказ от имущества для пострига в монахи и необходимость совместного проживания для монахов.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль Но самое большое значение для Церкви имеют толкования Златоуста на послания апостола Павла. Все мнения Иоанна Златоуста по самым сложным местам Павловых посланий приняты всей Церковью, таким образом, не являясь личными мнениями святителя, но именно мнением церковным, каноничным и верным, исключающим множественность иных взглядов. Богодухновенность толкований Златоуста объясняется одним эпизодом из его жития. Монахи, жившие в соседних кельях, по ночам слышали, как Иоанн беседует с кем-то о трудных местах посланий апостола Павла. И однажды, подсмотрев, братия увидели, что человеком, тайно наставлявшим Иоанна, был сам св. Апостол Павел, истолковывающий Иоанну свои тексты, чтобы до нас было донесено верное их понимание, лишившись которого, почти все современные движения, именующиеся христианскими, на деле является лжеучениями, уводящими в погибель. Выдающиеся проповеди — малой частью записанные и дошедшие до нас, - за которые Иоанн и получил именование Златоустом, по сей день являются прекрасным путеводителем для обмирщённого христианина от соблазнов мiра сего к чистому и праведному христианскому житию. Однако вместе с утверждение недопустимости для христиан участвовать в разных мероприятиях и времяпровождениях, свойственных язычникам таких, как посещение ипподромов и кабаков , Златоусту было свойственно понимание слабости человеческой натуры и трудности христианского делания на первых порах. Его проповеди были проникнуты любовью, сочувствием и искренней заботой о своей пастве. Его трогательное внимание о своей пастве, возможно, было даже более действенным, чем безупречная логика. Однако логика и риторика, Иоанна Златоуста были столь безупречными, что до сих для всех изучающих ораторское искусство — и верующих, и неверующих — проповеди Златоуста до сего дня являются эталоном красноречия. Кроме того, Златоуст прославился и своими обличениями неправедных и развращённых властителей, подававших мирянам дурной пример. За обличение нечестивой императрицы Златоуст был дважды отправлен в ссылку; во время второй он и преставился Богу. Прославлен Златоуст и своей добродетелью. Когда он стал Патриархом Константинопольским, забота о бедных, больных и бездомных стала основной церковной деятельностью. Святитель сам ухаживал за больными, раздавал милостыню, подавая пример своим подчинённым. Иоанн Златоуст, параллельно с Василием Великим, упорядочил и сократил древнюю Литургию, написанную ещё апостолом Иаковом, но изменённую в разных странах. Так появилась литургия Иоанна Златоуста, служимая каждый день в каждом православном храме по всему миру. Литургия Василия Великого — более продолжительная и созерцательная — служится около 10 раз в год, в основном, - по воскресеньям Великого Поста. Образ Златоуста настолько сильно запечатлён в христианстве, что некоторым грекам до сих пор при крещении или монашеском постриге дают имя Хризостом Златоуст , а на Руси его именем назван один из старых городов.
Их труды на благо Церкви многочисленны и познавательны. Актуальны они и сегодня, давая благодатную пищу для размышления христианам всего мира. Читая труды этих отцов Церкви, толкования Священного Писания, верующие открывают в них многое, как в православном богословии, так и в богослужении. Василий, назван «Великим» за свои труды, Григорий «Богословом» - за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными, но и открывающими души на встречу Богу. Для людей живущих в наше время великое наследие святых людей было сохранено.
Войти на сайт
Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским в миру Елеазар; 1386-1481 гг. Спасо-Елеазаров монастырь В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться.
Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм. Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными.
Помимо Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата Григория Нисского и сестру — преподобную Макрину. Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной и догматической тематики, а также толкований на Священное Писание.
Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды». В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия. Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот. Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого.
А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых.
Вместе с ним был убит и епископ столицы Евдоксий — один из лидеров арианской «партии». И тогда святитель Василий — как старейший митрополит — благословил Григория Богослова взойти на Константинопольскую кафедру, чтобы защищать ростки православия. По свидетельству самого Григория, когда он прибыл на Патриарший престол, в столице огромной Византийской империи не осталось ни одного православного храма. Первое время Григорий служил и проповедовал в домовой церкви своих родственников. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля". Фото: Издательство Северный паломник К сожалению, святитель Василий умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на 1-м Вселенском соборе в Константинополе в 381 году, когда был утверждён догмат о Единой Святой Троице. Зато в соборе участвовали Григорий Богослов и Григорий Нисский, причём младший брат святителя Василия произнёс там свою знаменитую проповедь о единстве Троицы, в которой он повторил слова Григория Богослова: — Мы учим поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трёх Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого... Иоанн родился в Антиохии около 347 года в знатной и богатой семье. Он получил хорошее образование.
Так, известный ритор Либаний считал его лучшим своим учеником. В 20 лет Иоанн принял крещение — его крестил сам епископ Мелетий Антиохийский. Вскоре Иоанн принял иночество, а после того как император Валент отправил Мелетия в ссылку, Иоанну предложили занять кафедру учителя. Но юноша, уклонившись от архиерейского сана, укрылся в пустыне, где стал писать книги о сути жизни со Христом: «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». В 386 году Иоанн был всё-таки рукоположен во пресвитеры. Он оказался блестящим проповедником и получил от паствы прозвище «Златоуст». Двенадцать лет он ежедневно проповедовал в храме, обличая ереси и лжепророков, не спешивших уходить из церквей. Также он составил чин литургии, написал тексты гимнов, толкования на ряд книг Священного писания и множество бесед на отдельные библейские тексты. В 397 году после кончины константинопольского архиепископа Нектария преемника Георгия Богослова Иоанн взошёл и на Константинопольскую кафедру. Но она стала для него второй Голгофой.
Из-за того, что епископ бескомпромиссно обличал распущенность нравов высшего света, императрица Евдоксия добилась суда над святителем. Суд приказал казнить епископа, но император заменил казнь изгнанием — на далёкий Кавказ.
Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».
После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне. Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. Одни говорили, что выше по достоинству святитель Василий Великий (память 1 января), другие выше его ставили святителя Иоанна Златоуста (память 14 сентября), третьи возвеличивали святителя Григория Богослова (память 25 января).
Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки.
Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей.
Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную. Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить.
Как же этого достичь? И как получается, что Христов ученик становится светом мира? Как только человек уверовал во Христа, полюбил его, он начинает всю свою жизнь исправлять. В чем надо исправлять? Ну, конечно, кто какие-то страшные грехи совершает: ворует, блудит, ругается скверными словами, вино пьет — это надо все оставить за порогом духовной жизни. Но не только в этом дело. Дело вообще в самом принципе, устройстве жизни: для чего человек живет, во имя чего, какая цель его жизни.
Отдельные люди, мы их называем святыми, так восприняли Христа, что Он стал для них целью и смыслом жизни. И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира. Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу.
Сейчас, например, мы совершаем божественную службу. Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор.
И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце.
Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие.
Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде. Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели. Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Читайте также:.
В 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами мощи попали в Ватикан. Святые Иоанн Златоуст и Григорий Богослов почитаются всеми христианами, но особенно - православными. Вместе с Василием Великим они считаются наиболее выдающимися Отцами Церкви. Торжественная церемония передачи мощей состоялась в соборе Святого Петра. Мощи православных святых будут перевезены в Стамбул на самолете, который предоставляет греческое правительство. На 30 ноября намечена торжественная встреча святынь в резиденции Патриарха в стамбульском районе 30 ноября, в день празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного — покровителя Константинопольского Патриархата, мощи свв. Иоанна и Григория будут торжественно установлены в Патриаршей церкви Святого Георгия в Стамбуле бывшем Константинополе. На этой церемонии будет присутствовать делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером. После смерти их мощи хранились в Константинополе, но в 1204 году, во время разграбления города крестоносцами, были вывезены оттуда и до настоящего времени хранились в Ватикане.
Как говорится в распространенном сегодня сообщении службы печати Святого Престола, просьбу о передаче реликвий Вселенский Патриарх Варфоломей высказал еще минувшим летом, когда указал, что мощи этих великих святителей покоятся в подземной крипте римского собора святого Петра, и "их возврат, несомненно, послужил бы делу христианского единства". Понтифик вознамерился лично привезти их в Стамбул, но врачи настояли на отмене такой поездки. И вот объявлено, что Патриарх Варфоломей сам приедет в Апостольскую столицу, где реликвии будут ему торжественно переданы 27 ноября 2004 года. Здесь отмечают, что предстоящее возвращение мощей — это второй значительный жест доброй воли со стороны Папы Римского в адрес Православия, после того, как хранившаяся в папских покоях старинная копия Казанской иконы Божией Матери была передана делегацией Ватикана в августе нынешнего года Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. 106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах.
Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних». Святой Василий Великий. Шебуев Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей.
Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место.
Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии.
Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом.
Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте.
Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие; радуйтеся, странных сопутницы. Кондак 11 Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа. Икос 11 Светозарную троицу святых иерархов, Василиа, царствия тезоименитаго, Григориа, Богослова наименованнаго, Иоанна, Златоустаго учителя вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая: Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов; радуйтеся, цевницы богодухновенныя. Радуйтеся, апостольских писаний богодухновеннии изъяснителие; радуйтеся, апостольских преданий ревнителие. Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии; радуйтеся, Славу Божию вашим житием и словом проповедавшии всей вселенней.
Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы; радуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие. Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии; радуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных. Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная; радуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения. Кондак 12 Благодать Божия обильно излияся во устах ваших, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом ваших богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа. Икос 12 Поюще и светло празднующе священную память вашу, треблаженнии Василие Великий, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая: Радуйтеся, православных догматов хранителие; Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии; радуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися.
Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися; радуйтеся, яко вашими богодухновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася. Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися; радуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии. Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии; радуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии. Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи; радуйтеся, по Апостолу всем вся бывшии. Кондак 13 О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче, небесным спребывающе ликом и ангельским совокупльшеся силам, нынешнее приемше малое моление наше, испросите нам у Всещедраго Бога вышняя мыслити и деяти, да вечныя муки избегше, небесную жизнь наследим с вами, вопиюще Богу: Аллилуиа. Радуйтеся, дарованьми единочестнии; Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова; радуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.
Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова; радуйтеся, от юности Богом благословеннии. Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии; радуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии. Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии; радуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии. Кондак 1 Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам: Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Перевод: Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость. Не человеческаго тщания исправление сие начинание, но Твоему престолу приседящая, Человеколюбче, Премудрость да споспешествует ми, слова благодать дающи, еюже прославити возмогу, ихже сама добре предпрослави.
Якоже чаша, преисполняется, Владыко, благодать Твоя, и многое богатство человеколюбия Твоего излияется и потече, якоже и ины Ангелы в составе плоти показати, ныне предлежащия в похвалу. С Небесе Небесным подобаше быти и похвалам, Ангельское пение, Божественным приличное: бози бо причастием, иже естеством и Единаго истиннаго Бога имуще в себе, живуща и вещающа. Богородичен: Память преподобных Богомудрое сословие с похвалами совершает, с нимиже и Божия Матерь, яко тех глава, в лепоту спрославляется, конечный, и первый, и средний чин содержащи и благохваления причащающися.
По воле Божией, с целью предотвращения раскола, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти, что и было сделано.
Златоуст глубоко уважал и почитал старших друзей. Предыстория Споры о том, кто из святителей должен быть главным, зародились еще в Константинополе. Некоторые считали, что главным должен быть Василий Великий, ведь он дал объяснение тайнам природы, а добродетели вознесли Василия Великого на Ангельскую высоту. Считалось, что он больше склонен прощать грехи. Не видели в нем люди хоть крупицу низменного или земного. Другие полагали, что Иоанн Златоуст достоин этого звания. Он обладал непревзойденным красноречием, когда призывал всех грешных покаяться.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». Сегодня мы совершаем память Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова.
Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
Но, по преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, прозванному Мавроподом, они явились все вместе и засвидетельствовали, что перед Богом они равны. После этого видения владыка, выдающийся духовный поэт того времени, составил им общую службу на 30 января 12 февраля по новому стилю , так как всех троих Церковь вспоминала именно в этом месяце: Василия Великого — 14 января, Григория Богослова — 7 февраля, а Иоанна Златоуста — в день перенесения его мощей, 9 февраля. Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из дошедших до наших дней — в хранящейся в Британском музее Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году. Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох.
Жизнь в эпоху перемен Эти три святителя, жившие в IV—V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, оказались в центре великой мировоззренческой трансформации. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в истой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры.
Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы в их произведениях. Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».
Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах.
Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам.
Эти святители всегда были любимы нами и при жизни были любимы верующими людьми. Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми. Святители Христовы, находясь в Царстве Божии, в обителях небесных, явились людям на земле и возвестили им о том, что нужно искоренить это разделение, чтобы не было разделения в их почитании.
Они говорили, что имеют одинаковую славу у Отца Небесного и одинаково почтены милостью Божьею. И вот поэтому был основан праздник в честь этих трех святителей, чтобы тем самым всех людей объединить во едино и вместе почитать этих светильников Церкви. Это - праздник единства, он призывает и нас, дорогие братья и сестры, чтобы мы не разделялись по каким-то причинам в этой жизни, в нашем приходе. Не разделялись по предпочтениям того или иного священника. Все священники служат, чтобы приводить людей ко Христу.
Они не должны приводить людей к себе, к почитанию себя, но они должны приводить к почитанию единого Бога в Троице славимого, единого Христа Спасителя, Который совершил для нас дело нашего искупления. Для того и совершается исповедь, чтобы тем самым очистить себя от того или иного греха, слабостей, чтобы возвратить в лоно Христовой Церкви, не в лоно того или иного священника, а в лоно Христа Спасителя, Который является нашим Искупителем, Который будет принимать нас в Свои объятия в обителях Небесных, уготованных нам, людям, любящим Его.
Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии.
Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.
А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского.
На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия.