После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". В 1973 году Параджанову были предъявлены обвинения в мужеложстве с применением насилия и распространении порнографии.
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
После осмотра в больнице, режиссер был отпущен домой со травмой ноги. Источник фото: Фото редакции Параджанова либо ограбили, либо его телефон затерялся в снегу. В связи с этим, сценаристова дочь решила подарить ему новый мобильный телефон.
Успех в СССР и за рубежом пришёл к нему после выхода фильмов «Цвет граната» и «Тени забытых предков», последний из которых тепло встретили за границей. Лента получила специальные призы жюри кинофестивалей в Салониках и городе Мар-дель-Плата. В своих фильмах Параджанов воплощал аллегории и притчевые сюжеты.
Эти кадры показали широкой публике в первый раз. В одном из кинотеатров армянской столицы к показу приурочили выставку инсталляций. Состоялся показ документальной ленты Рубена Геворкянца «В моём мире». Она рассказывает об истории жизни великого Параджанова.
Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа. Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям. Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя. Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом. Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский». В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли. Выступая в 1940 году с речью против фильма «Закон жизни» режиссеры А. Столпер и Б. Иванов, сценарий А. Авдеенко , Сталин изобразил рукой вращение пленки в киноаппарате и сказал : «А что они? Они только крутили то, что он написал». Были, конечно, и нехудожественные причины — Александра Каплера, сценариста «Полосатого рейса» 1961 , этапировали в Воркуту в 1942 году из-за романа с дочерью вождя. Попытки режиссера заступиться за одного из диссидентов и критика советской власти стали негласным предлогом для заключения в лагере строгого режима — по обвинению в мужеложстве и распространении порнографии. Режиссер был освобожден на год раньше по просьбе Луи Арагона, принявшего ради этого орден Дружбы народов в Москве в 1977 году. Такова судьба «Теоремы» 1968 , притчи Пьера Паоло Пазолини , метафорически сравнивающей сексуальное влечение с догматами христианства и принципами революции.
О компании
- «Первый парень», 1958
- Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- Сколько лет было сыну Параджанова Сурену | Новости кино и сериалов
- Факультет экранных искусств
- Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
- Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. Произведения Параджанова-режиссера неразрывно связаны с работами Параджанова-художника, автора многочисленных картин и рисунков, коллажей и ассамбляжей. 95 лет назад родился знаменитый советский кинорежиссер, художник и сценарист, лауреат множества премий Сергей Иосифович Параджанов. Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова.
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. Режиссер Кияков круто замешал в своем творении классические и современные мотивы: от заимствованных из киноэстетики великого режиссера Сергея ПАРАДЖАНОВА до ритмов. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет.
Сергей Параджанов: режиссёр и националист
Но те, кто предыстории многострадальной ленты не знали, смотрели на нее другими глазами. Даже в изуродованной Юткевичем версии можно оценить изысканно-парадоксальный киностиль Параджанова: пьянящий коктейль эстетства и кича, один из ранних предвестников постмодернизма — и в то же время апофеоз авторско-символического кино. Рифмуются вытекающий из спелых плодов гранатовый сок и кровь, обагряющая кинжал. Алый цвет уступает место лиловому, это спорят между собой жизнь и смерть, чувственность и аскеза. Символический ряд задается уже в первых кадрах, где мы видим настежь распахнутую книгу, и проходит через всю картину; он важнее, объемнее и глубже сюжета, играющего скорее служебную роль. При этом пир аллегорий и символов, пробуждающий сильные художественные эмоции, удивительным образом сочетается с минимализмом в режиссуре и актерской игре. Тот самый Григорян, который пишет про «видение о несостоявшемся фильме, со временем превратившемся в сон, в химеру: то ли видел его, то ли показалось». Нет, не показалось. В этой работе представлены негативы кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились, были найдены спустя много лет и дают представление о той изощренной эзотерике, которой наполнен оригинал. Из всех советских кинематографистов Параджанов ближе всего Тарковскому по духовному масштабу и смелости художественной фантазии — при всем разительном несходстве их личностей. Тарковский был скорее интровертом, Параджанов являл собой выдающийся образец экстраверта.
Человек-праздник, человек-оркестр, персонаж Ренессанса, он не вписывался ни в какие, в том числе национальные, границы. В юности, когда жил в Москве, был если не русским, то воспринимался совершенно своим. Переехав в Киев, стал главным классиком украинского кино, отцом тамошней «поэтической», или «живописной» школы. И едва ли не все национально окрашенные художественные движения в советском кино тех лет, включая киргизское и туркменское, вышли из его «Теней забытых предков». Он был настоящим интернационалистом, и армянские корни не мешали ему восхищаться красотой турецких, азербайджанских, курдских юношей и пейзажей. Его религиозность в чем Параджанова уличали цензоры носила абсолютно экуменический характер. Есть символичность и какая-то высшая справедливость в том, что он умер до разрастания межэтнических, межконфессиональных конфликтов, накануне нового витка кавказских войн и задолго до трагедии, постигшей Украину. В апреле 1989 года, получая приз на кинофестивале в Стамбуле за фильм «Ашик-Кериб», в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, и это на фоне разгорающегося карабахского конфликта. Его жизнь и творчество стали апофеозом советской интернациональной утопии, канувшей в небытие с его уходом. Заметим, что и род Тарковских генетически связан с Кавказом, часть их предков происходила из дагестанских кумыков, но в семье просматривался также польско-украинский след.
Широкий культурно-этнический спектр, экуменическое восприятие религии так или иначе представлены в творчестве обоих режиссеров. Даже больше, чем у Тарковского, поражает список неосуществленных проектов Параджанова. Он даже замахнулся однажды на «Слово о полку Игореве»! Наконец, «Интермеццо» — по автобиографической новелле Михаила Коцюбинского его проза — первоисточник и «Теней забытых предков».
Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру — Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.
Тюремное заключение режиссера Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации. Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению. После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован.
Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм. После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне. Однако Бог был милостив к Параджанову. По неизвестным причинам заключенные отнеслись к нему с уважением и не издевались над ним. Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться.
Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима. Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости. Это стало началом многолетней дружбы. Узнав о заключении своего друга, Брик использовала все свое влияние, чтобы помочь ему. Она подняла шумиху в европейской прессе, и известнейшие режиссеры Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Роберто Росселлини и многие другие, включая Андрея Тарковского начали кампанию за освобождение создателя «Теней забытых предков».
Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова. Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства. Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера. Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними.
Освобождение и последние годы После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях. На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы — биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани». В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого.
Фото: Валерий Плотников Впрочем, Сергей Параджанов, родившийся в семье тифлисского антиквара-армянина и с детства привыкший к мультикультурной окружающей среде, вряд ли идентифицировал себя как гражданина советской империи: «Все знают, что у меня три родины. Родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении». Но даже на этом звездном фоне Параджанов выделяется беззаконной кометой, движущейся по своей особой, малопредсказуемой траектории. Хотя начинал молодой режиссер с довольно стереотипных фильмов: его дипломная короткометражка сделана по молдавской сказке «Андриеш» про юного пастушка, который сражается со злым волшебником. Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров — о расширении киногеографии и продвижении отечественных фильмов на мировом рынке По окончании ВГИКа, будучи распределен на Киевскую киностудию, Параджанов расширил «Андриеша» для своего полнометражного дебюта совместно с Яковом Базеляном , и главное, что можно отметить из просматривающегося тут режиссерского почерка, — это любовь к сверхъестественному, мистическому и страшному, пока еще простодушная и детская. Вечный ребенок На самом деле Сергей Параджанов даже в зрелости не утратил немного детского отношения к режиссуре как к веселой игре с любыми подручными материалами: «Вынимать из сундуков перья и превращаться в петуха или в какую-то жар-птицу — это всё меня преследует с детства, и мне казалось, это и есть режиссура». Как дети с их необузданной фантазией готовы играть с любыми предметами, совершенно не предназначенными для детских забав, так и Параджанов, кажется, был способен использовать для выражения своих мыслей любые вещи и материалы, до которых мог дотянуться.
Мы часто делились отрывками из книги Карена Калантара в своих публикациях, теперь появилась возможность приобрести переиздание книги и прочесть ее целиком. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык. Предзаказать книгу можно на крауд-платформе Planeta.
К 100-летию Сергея Параджанова: подборка материалов о великом режиссере
Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. Кадр из фильма "Тени забытых предков" (1964, режиссёр Сергей Параджанов). По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру. Параджанов был режиссером, работающим в жанре поэтического, возвышенного, «фэнтазийного» кинематографа, и именно на этой почве имел свои основные трения с. Произведения Параджанова-режиссера неразрывно связаны с работами Параджанова-художника, автора многочисленных картин и рисунков, коллажей и ассамбляжей. Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно.
"Я отомщу миру любовью". Что говорил великий Сергей Параджанов о кино, чуде и детстве
Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Главные новости о персоне Сергей Параджанов на