Причем можно не сомневаться, что государство не будет вводить механизм корректировки прогрессивной шкалы НДФЛ в соответствии с инфляцией.
Выяснено, каким может быть прогрессивный налог в России
Большинство россиян привыкли, что налог с их доходов — это 13%, поэтому немногие обращают внимание на упоминание в законе о прогрессивной шкале. Руководитель Минэкономразвития России Максим Орешкин рассказал о том, почему в нашей стране не вводят повышенный подоходный налог для обеспеченных. Сейчас в России действует плоская шкала подоходного налога со ставкой 13%. Введение прогрессивного налогообложения в России отвечает запросу общества на социальную справедливость, считает замглавы бюджетного комитета Совфеда Александр Шендерюк-Жидков. Прогрессивная шкала налога в России действовала после распада СССР, когда в 1991 году Борис Ельцин подписал соответствующий закон. Законопроект подготовлен в целях введения прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации.
Риски ухода налогоплательщиков в "серую" зону
- Новости по теме
- Правила комментирования
- В России началась работа над введением прогрессивной шкалы налогов
- Зачем повышать подоходный налог?
- В Думу внесут законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физлиц
«Это нормальный налог»: экономист Разуваев рассказал о прогрессивной шкале налогов
При этом именно НДФЛ является одной из главных доходных статей региональных и местных бюджетов. В этом плане введение прогрессивного налогообложения решает одновременно несколько задач: с одной стороны, оно балансирует налоговые доходы, с другой, отвечает запросу общества на социальную справедливость, обеспечивает дополнительные доходы именно тех уровней бюджетов, на которых лежат наибольшие социальные обязательства", - заключил Шендерюк-Жидков.
Подобные настроения в обществе сложно игнорировать вовсе — так, группа депутатов в очередной раз предложила изменения в 217 статью Налогового кодекса РФ. Восемьдесят шестая попытка! Угадайте с одного раза, чем всё закончится? Даю маленькую подсказку — от соответствующих ведомств уже получен отрицательный отзыв на предлагаемые поправки.
Читайте также Ипотечный ажиотаж: риски растут, о последствиях никто не думает Чем опасно предоставление займов закредитованным гражданам Логика здесь понятная: зачем напрягать состоятельных и сплочённых про них обычно говорят «элиты», хотя имеются в русском языке и другие определения, вроде «группировки» , если, пользуясь слабостью и неорганизованностью остальных, проще раскинуть налоги «на всех». Кому «доля» покажется тяжелее, и насколько оное справедливо, рассмотрим на, казалось бы, совершенно отвлечённом примере.
То есть сделать ступенчатое повышение подоходного налога», — добавил собеседник ОТР. Он отметил, что россияне с высокими доходами должны больше отчислять в бюджет для того, чтобы поддержать низкооплачиваемые слои населения. Увеличивать налоги для богатых нужно постепенно, чтобы бизнес в стране не ушел в теневой сектор, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. В беседе с «Известиями» он отметил, что в других странах аналогичная система работает достаточно успешно.
По мнению экономиста и директора по коммуникациям BitRiver Андрея Лободы, новые правила помогут увеличить наполняемость федеральной казны в несколько раз. Кроме того, появление прогрессивной шкалы налогообложения поможет поддержать менее обеспеченные слои населения, считает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб. Она рассказала «Ленте. Парламентарий назвала введение новых правил справедливым решением.
Соответственно, теоретический рост налога на прибыль может дать дополнительный доход в размере чуть менее 0,2 п. ВВП на каждый процентный пункт прироста налоговой ставки. На данный момент из 20 п.
Разумно ожидать, что в таком случае дополнительные процентные пункты ставки скорее будут направляться в федеральный бюджет, на который главным образом лягут дополнительные расходы, анонсированные в послании президента Федеральному Собранию. Оценка бюджетного эффекта роста ставок НДФЛ во многом сводится к корректной оценке распределения населения России по доходам в их налогооблагаемой части. На этом пути существует два основных препятствия: 1. Информация о распределении доходов является довольно приблизительной. Считается, что методика, которую использует Росстат для его оценки, достаточно хорошо отражает реальное распределение для населения с низкими и средними доходами, однако группа с высокими доходами налоги для которой в основном и требуется рассчитать при росте прогрессии за счет правого конца шкалы моделью описана относительно плохо6. Например, за 2022 год, согласно данным Росстата, доходы свыше 5 млн руб. Даже с учетом неполного совпадения термина «доход» в двух источниках информации, существования налоговых вычетов, а также неполного соответствия распределения доходов по налогоплательщикам и по индивидам можно сделать вывод о том, что модельные статистические данные скорее занизят оценку дополнительных налоговых доходов7.
Изменения в налоговой системе вступят в силу не ранее 2025 года, а последние данные о распределении доходов относятся к 2023 году, поэтому необходим прогноз распределения доходов не менее чем с двухлетним горизонтом. Верхняя граница оценки эффекта получена на базе данных ФНС России с предположением, что численность налогоплательщиков отличается в верхних доходных группах от данных Росстата в фиксированное число раз, а собираемость налога не меняется. Согласно расчетам Агентства, увеличение ставки НДФЛ на один процентный пункт может принести до 0,15 п. ВВП бюджетных доходов на каждой условной доходной ступени см. Чем более низкодоходные группы затрагивает рост прогрессии, тем более ощутим эффект от роста налоговой ставки. Табличные значения в отчете «Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов» представляют собой расчетную долю населения, полученную на основании распределения с оцененными параметрами. Слабым местом процедуры оценки распределения является исходное предположение о логнормальности, которое фактически излишне упрощает форму распределения для верхних доходных групп.
При этом, так как существует проблема доступности первичной информации именно о высокодоходных группах, какие-то предположения о правом конце распределения все же делать необходимо. В мировой статистической практике и отдельных исследованиях по России используются более гибкие распределения с большим количеством параметров либо комбинации распределений. Команда Т. Капелюшников; Нац. На рис. Верхняя сторона прямоугольника — максимальная оценка, нижняя — минимальная. Неопределенность оценки обусловлена частичным пониманием распределения будущих доходов физлиц.
Рисунок 4. Максимальные оценки предполагают рост ставок по двум налогам и изменение шкалы НДФЛ с относительно невысоких, но все же превышающих средний доход, уровней дохода налогоплательщика. Минимальные оценки предполагают, что изменения шкалы НДФЛ будут предусматривать некоторое снижение налоговых ставок для групп населения с низкими доходами. Если налоговая реформа затронет другие налоги и обязательные платежи, например социальные взносы, либо если параметры НДФЛ и налога на прибыль изменятся кардинальным образом, суммарный эффект реформы может оказаться более существенным — в некоторых разумных сценариях можно говорить о 2,0—2,5 п. Однако такая перспектива оценивается АКРА как менее вероятная. Предельная ставка — доля уплачиваемого налога в последнем рубле налоговой базы самая высокая ставка, по которой платит конкретный налогоплательщик при прогрессивной шкале налога. Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки Налоги на труд в широком смысле помимо НДФЛ включают в себя социальные взносы.
Если бы цель налоговой реформы формулировалась как введение плоской шкалы для суммы трудовых налогов, то можно было бы увидеть, например, неизменные ставки для доходов в размере до 2 млн руб.
«Просьба и требование»: Путин объяснил необходимость прогрессивного налогообложения
Госдума снова грезит прогрессивным налогом. Идею ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения поддержал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В данной статье я хочу опровергнуть тезис, что прогрессивная шкала невыгодна бизнесменам России. В данном блоге постарался собрать и опровергнуть имеющиеся в обществе заблуждения по поводу невозможности введения в России прогрессивной системы налогообложения.
Прогрессивный налог — 86-я попытка!
Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию анонсировал модернизацию налоговой системы для того, чтобы поддержать частный бизнес. Во-первых, он предложил подготовить параметры амнистии для малого и среднего бизнеса, который откажется от дробления бизнеса и перейдет от упрощенного к общему налоговому режиму. Сейчас при росте бизнеса владельцы начинают дробление бизнеса, чтобы платить меньше налогов. Во-вторых, президент предложил с января 2025 года отменить временный мораторий на проверки бизнеса, который полностью себя оправдал. Но вернуться не к старой системе, а перейти к риск-ориентированному подходу проверок, закрепить его законодательно. В-третьих, президент предложил предоставить некрупному бизнесу специальное право раз в пять лет оформлять кредитные каникулы до шести месяцев без ухудшения кредитной истории. Наконец, еще одно крайне важное заявление президента.
Путин предложил ввести дифференцированную систему налогообложения как для компаний, так и для физлиц, чтобы налоговое бремя распределялось в зависимости от уровня их доходов, то есть более справедливо.
Путин в 2018 году заявил, что богачи при введении прогрессивного НДФЛ начинают скрывать доходы: «Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее. Чуть раньше Медведев говорил, что динамический НДФЛ добавляет проблем не обладателям сверхдоходов, а среднему классу. Часть налогов уйдёт в «серую» зону, предупреждал экс-председатель правительства. Михаил Мишустин перед вступлением в должность премьер-министра подчёркивал, что в России «не с кого брать повышенную ставку подоходного налога». У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram.
По его словам, в Государственной Думе уже создана рабочая группа под руководством первого заместителя председателя Госдумы Александра Жукова. Какие ставки действуют сейчас? С большинства россиян с доходом менее 5 миллионов рублей в год взимают налог 13 процентов. В 2021 году для граждан, которые зарабатывают в год более пяти миллионов рублей более 417 тысяч рублей в месяц , планку подняли до 15 процентов.
По сути, уже сейчас при расчете НДФЛ с доходов граждан используется прогрессивная шкала налогообложения. Причем по этой ставке облагается лишь «сверхдоход», то есть сумма превышения. На сколько повысят НДФЛ? Идея ввести прогрессивную шкалу налогообложения не дает покоя депутатам почти два десятка лет. За это время разработали 22 законопроекта , но все они отклонялись. Сейчас на повестке дня появились как минимум два свежих варианта. Но не всем. Авторы законопроекта предлагают направлять полученные суммы на повышение оплаты труда медицинских и педагогических работников. Там должны дать на него отзыв. После этого законопроект внесут в Госдуму, — уточнили в пресс-службе депутата Госдумы Валерия Гартунга.
Второй вариант пока сырой и безымянный. С начала марта в СМИ появились утечки из правительства, касающиеся поправок в Налоговый кодекс. Как и сейчас, взимать налог будут только по сумме превышения.
Ранее он поручил им подготовить «конкретный комплекс предложений» по этой теме. Вот в этом основной принцип справедливости», — заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Основную часть налоговой реформы должны предложить «именно наши народные избранники из Госдумы» вместе с кабинетом министров, подтвердил он. Законодательные инициативы насчет прогрессивного налогообложения уже есть, уточнял ранее министр финансов Антон Силуанов. Президент впервые обозначил прогрессивное поднятие налога на доход в послании Федеральному собранию в конце февраля.
Путин предложил «зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года». Так что, в принципе, можно выбирать любой и принимать.
Новости партнеров
- С 2024 года НДФЛ по ставке 15% применяется в отношении совокупного дохода
- Кому поднимут НДФЛ до 15%: Путин готовит россиян к прогрессивной шкале налогообложения
- Выяснено, каким может быть прогрессивный налог в России
- «ПРОГРЕСС» НЕИЗБЕЖЕН
С 2024 года НДФЛ по ставке 15% применяется в отношении совокупного дохода
Это так называемая плоская шкала налогообложения, когда ставки фиксированные. Как это повлияет на инвестиционные настроения россиян Прогрессивная шкала налога в России действовала после распада СССР, когда в 1991 году Борис Ельцин подписал соответствующий закон. Сейчас в детали не хотел бы вдаваться, над этим нужно поработать», — сказал президент. Проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ для введения прогрессивной шкалы налогообложения был представлен на рассмотрение в Госдуму еще в октябре прошлого года. Отношение к прогрессивному налогообложению в России По мнению президента, общество воспримет такое решение абсолютно нормально.
Рост прогрессии в налоговой системе затрагивает очень много смежных тем, а техническая реализация этой инициативы существенно повлияет на эффект от реформы.
Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки. Важность индексации границ ступеней дохода зависит от того, с какого уровня дохода начинается прогрессия. Увеличение прогрессии и дискретность налоговой шкалы могут сформировать у компаний и работников новые стимулы для перехода к неформальным — так называемым серым — практикам. Какое изменение заявлено? По словам президента, налоговая система «должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально экономическом развитии субъектов Федерации; учитывать уровень доходов граждан и компаний».
В своем послании президент также предложил продумать подходы к модернизации фискальной системы России, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, а также зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года и обеспечить тем самым стабильные и предсказуемые условия для реализации любых, в том числе долгосрочных, инвестиционных проектов. Какие варианты изменения налогов, не противоречащие заявленному, теоретически возможны? Согласно оценкам АКРА, наиболее вероятным вариантом проведения налоговой реформы является изменение параметров НДФЛ в комбинации с коррекцией ставок налога на прибыль2. Однако обсуждения в правительстве продолжаются, поэтому другие комбинации мер также возможны. Designing a Progressive VAT.
Однако АКРА считает подобные варианты существенно менее вероятными. Аналоги НДФЛ существуют в подавляющем большинстве стран мира. Уплачиваются они, как правило, отдельными людьми, хотя и существуют примеры начисления налогов на уровне домохозяйств. В большинстве стран действует прогрессивная шкала подоходного налога, подразумевающая, что с ростом суммы годового или ежемесячного дохода отношение суммы уплачиваемого налога к доходу растет растет средняя ставка. Плоская шкала в настоящий момент существует примерно в тридцати странах мира3.
Таким образом на шкале появилось две ступени. Влияние заявленного в 2024 году изменения налоговой системы на шкалу НДФЛ может выразиться в ее удлинении до трех—пяти ступеней со средним шагом 2—3 п. Рисунок 1. Источник: EY, Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР , расчеты АКРА Все графики и расчеты в данном разделе сделаны для шкалы, применяемой в каждой отдельной стране для трудовых доходов резидентов из самой большой группы населения, на уровне центрального бюджета если есть дифференциация. В странах с прогрессивной шкалой налогообложения наиболее часто действует пятиступенчатая шкала, а остальные варианты в диапазоне двух—семи ступеней встречаются одинаково часто см.
В целом страны тяготеют к среднему шагу шкалы величиной около 5 п. Кроме того, шаги шкалы, как правило, не одинаковы в нижней и верхней ее части. По этим параметрам даже после реформы налогообложения шкала НДФЛ в России, вероятнее всего, будет не самой обычной. В мировом контексте она все равно будет тяготеть к более плоской части спектра налоговых систем — разброс ставок от максимальной к минимальной, согласно публично обсуждавшимся вариантам, составит менее 10 п. Этим объясняется как относительно малое ожидаемое число ступеней на новой шкале, так и их относительно малый шаг см.
При этом примерно в 30 странах мира разброс ставок на ненулевой части шкалы превышает 30 п. Настолько большой разброс и большая степень прогрессии шкалы в среднем характерны для относительно богатых стран и стран с устойчивыми социалистическими традициями например, Люксембург, Чили, Греция. На другой стороне спектра находятся плоские шкалы, которые на сегодняшний день характерны для стран, ранее входивших в так называемый социалистический лагерь и переживших переходный период например, Узбекистан, Болгария, Грузия. Рисунок 2. Для стран с большей степенью прогрессии налога в среднем характерны более дробные шкалы и более крупный средний шаг ставки Источник: EY, расчеты АКРА На рис.
Под ненулевой частью шкалы понимаются все ступени доходов, для которых налоговая ставка больше нуля.
Скопировать ссылку Прочту позже Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов ЛДПР сообщил о внесении в нижнюю палату законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Если доход физлица за налоговый период составляет менее 360 000 руб. Если же сумма дохода составляет от 360 000 до 5 млн руб.
Изменения налогов не только выполняли фискальные задачи, но также очень часто и задачи экономического стимулирования", - сказал сенатор РИА Новости. В Совфеде назвали преимущества прогрессивного налогообложения 13 марта, 10:56 По его словам, в этом плане текущая система подоходного налогообложения стала заложником желания государства максимально отбелить доходы. При этом именно НДФЛ является одной из главных доходных статей региональных и местных бюджетов.
Налог на вклады и налог на сверхприбыль: кто заплатит в 2024 году?
Их освободят от уплаты налога при продаже недвижимости, которой владели менее срока, необходимого для освобождения от налогообложения. Не так давно правительство начало всерьез обсуждать введение прогрессивной шкалы налогообложения в России. И без этого прогрессивного налога отток из России и не только ITшников. Причина не в этом, скорее всего. С 1 января 2021 года в России была частично реализована прогрессивная шкала: доходы от 5 млн рублей в год обложили НДФЛ в 15%. Депутаты предлагают внести изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым налоговая ставка с доходов физлиц устанавливается от 0% до 35% в зависимости от величины дохода, сообщает ТАСС. Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц внесен в Госдуму, сообщил один из авторов документа, председатель комитета ГД по труду Ярослав Нилов.
Путин хочет сделать налоги более справедливыми
Президент России Владимир Путин в интервью журналисту Дмитрию Киселеву выступил за прогрессивное налогообложение в России, отметив, что общество воспримет это «абсолютно нормально». Общество будет абсолютно нормально воспринимать переход к системе прогрессивного налогообложения в России с учетом того, что налоговое бремя удастся снизить для многодетных семей, заявил президент Российской Федерации Владимир Путин в беседе с. В интервью журналисту Дмитрию Киселеву для телеканала «Россия 1» и РИА Новости Путин допустил в России переход к системе прогрессивного налогообложения. Их освободят от уплаты налога при продаже недвижимости, которой владели менее срока, необходимого для освобождения от налогообложения.
Почему в России действует плоская система налогообложения
И напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, - заявил глава государства в недавнем Послании Федеральному Собранию. Напомню, прогрессивная шкала у нас уже была - в 90-е годы. Тогда мы жили по заветам Международного валютного фонда. Тамошние умники почему-то считали, что одни и те же лекала можно применять хоть к США, хоть к Европе, хоть к России, хоть к Африке. Но в шоковые годы это привело лишь к тому, что все зарплаты выдавали в конвертах, а налоги не платил никто. Она обелила часть зарплат. А потом налоговая постепенно закручивала гайки, налаживала контроль за денежными потоками, все сильнее внедряла цифровизацию. В итоге собираемость выросла. И теперь НДФЛ налог на доходы физических лиц - одна из главных дойных коров консолидированного бюджета подробнее - см. За прошлый год его собрали на 6,5 трлн рублей. Это на треть больше, чем два года назад.
Людей с такими заработками всего 400 тысяч по всей стране. Но даже эта вроде бы малюсенькая прибавка дала неплохую отдачу. Большинство экспертов считают, что до прогрессии мы действительно доросли. Плоская шкала была полезна, когда нам нужно было обелить доходы. Но ее большой минус в том, что по бедным она бьет намного больше, чем по богатым.
Да еще и распределять собранные деньги должны врачи и общественные деятели. Ну кому это не понравится? Кто будет возражать, чтобы богатые заплатили больше, можно сказать, для святой цели — помощи тяжелобольным детям? Нет, таких не найдется. И именно это свидетельствует, что такое решение появилось именно сейчас — накануне голосования по поправкам к конституции — неспроста. Однако в спешке — надо было во что бы то ни стало успеть до дня голосования 1 июля — похоже, не учли некоторые важные моменты. К примеру, то, что реализация данной инициативы в предложенном варианте нарушает один из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации — принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов Ст. Принцип этот гласит, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета. Там есть несколько исключений, но они здесь никак не подходят. То есть вы не можете конкретный налог — или его часть — направить на финансирование определенных расходов. Такое невозможно, и никакая бюджетная система не выдержит, если все будет организовано по-другому. Есть и еще один любопытный аспект. Вообще-то НДФЛ — это региональный налог, однако в предложенном формате все однозначно выглядит так, как будто этот налог федеральный. Наконец, как быть с тем, что распределять собранные деньги должны врачи и общественные деятели?
Г-н Орешкин подчеркнул, что лично он готов к уплате повышенного подоходного налога, однако, необходимо «все тщательно просчитать». Прогрессивный налог для богатых — что говорит Минфин? Глава российского Минфина Антон Силуанов ранее выступил с заявлением о том, что не поддерживает звучащую периодически инициативу о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Министр финансов России опасается, что за такой мерой правительства последует отток средств из государства. Идею о введении прогрессивного налога для богатых в России прокомментировали в СПЧ Руководитель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека СПЧ Валерий Фадеев в декабре 2019-го заявлял о том, что вводить прогрессивный налог на доходы физических лиц в обозримой перспективе — нецелесообразно. В ходе выступления на конференции Общественной палаты России по вопросам неравенства г-н Фадеев указал, в частности, на «не плоскую, а регрессивную шкалу налогообложения» в нашей стране. Глава СПЧ отметил тогда, что из несложных расчетов четко следует: самые обеспеченные россияне и домохозяйства не выплачивают в казну даже тот 13-процентный подоходный налог, который за ними закреплен.
Так, ставки НДФЛ планируют ввести следующие: при доходе до 360 тыс. Авторы законопроекта поясняют, что мера является необходимой в условиях дефицита бюджета. Это позволит отчасти решить проблему социального неравенства, так как доходы граждан, получающих менее 360 тыс. Собранные средства пойдут на финансирование мер социальной поддержки граждан.