Временный исполнительный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство, в составе которого доминировали представители праволиберальных и центристских сил.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П.
Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С.
Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра.
Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий. Вот что позднее писал по этому поводу П.
Милюков: К вечеру 27 февраля, когда выяснился весь размер революционного движения, Временный комитет Государственной думы решил сделать дальнейший шаг и взять в свои руки власть, выпадавшую из рук правительства. Решение это было принято после продолжительного обсуждения… Все ясно сознавали, что от участия или неучастия Думы в руководстве движением зависит его успех или неудача. До успеха было ещё далеко: позиция войск не только вне Петрограда и на фронте, но даже и внутри Петрограда и в ближайших его окрестностях далеко ещё не выяснилась.
Но была уже ясна вся глубина и серьезность переворота, неизбежность которого сознавалась … и ранее; и сознавалось, что для успеха этого движения Государственная дума много уже сделала своей деятельностью во время войны — и специально со времени образования Прогрессивного блока.
Комитет Государственной Думы назначил 24 комиссара главой различных государственных министерств, заменив Имперское Правительство. По словам Милюкова, Чхеидзе никогда не участвовал в работе комитета. Комитет и Петроградский Совет договорились создать Временное правительство.
Большинство министров считали, что необходимо установить диктатуру во главе с генералом, который пользуется доверием среди военнослужащих. Под этим генералом подразумевали начальника штаба верховного главнокомандующего наштаверх , будучи уверенными, что он не откажется от такого предложения. Алексеев не желал отъезда императора из ставки, так как стремился держать ситуацию под контролем и иметь возможность оказывать воздействие на Николая II. Родзянко уведомил его о переходе власти к ВКГД только утром 1 марта, однако Алексеев узнал о событиях спустя полчаса после образования Временного комитета. Он достаточно подробно пересказал сведения, полученные от генерала Хабалова и военного министра, извещал об отбытии государя в Царское Село.
По поводу перехода власти к ВКГД генерал Алексеев телеграфировал: «По частным сведениям, революционное правительство вступило в управление Петроградом, объявив в своем манифесте о переходе на его сторону четырех гвардейских запасных полков, о занятии арсенала Петропавловской крепости, главного артиллерийского управления. Войска, под влиянием утомления и пропаганды, бросают оружие, переходят на сторону мятежников или становятся нейтральными. Генерал Алексеев высказывал опасения о влиянии событий в Петрограде на настроение и боевую готовность войск на фронтах и предполагал, что противник принял «довольно деятельное участие в подготовке мятежа». Полученную 1 марта от Родзянко телеграмму наштаверх воспринял с возмущением. Как сообщал генерал Александр Лукомский: «Генерал-адъютант Алексеев получил сегодня одну телеграмму от Родзянки, в которой он призывает к спокойствию в армии и смысл которой тот, чтобы армия не впутывалась пока в дело. Генерал Алексеев хотел ответить, что подобными телеграммами вносится совершенно недопустимое отношение к армии и что необходимо посылку таких телеграмм прекратить» Генерал Алексеев сообщал свое мнение императору о возвращении порядка: «Пока Государственная Дума старается водворить возможный порядок, но если от вашего императорского величества не последует акта, способствующего общему успокоению, власть завтра же перейдет в руки крайних элементов, и Россия переживет все ужасы революции. Умоляю ваше величество, ради спасения России и династии, поставить во главе правительства лицо, которому бы верила Россия, и поручить ему образовать кабинет. Алексеев также жестко потребовал прекратить контролировать взаимодействие Ставки с центральными управлениями с помощью агентов, которые мало разбираются в сущности военной дисциплины, и заявил, что при наличии подобного контроля он лично прекратит все сношения с центральными управлениями, что может привести в том числе к серьезным проблемам в снабжении армии продовольствием. Алексеев не был заинтересован в победе левых сил, поэтому, когда стали поступать телеграммы о росте пропаганды социалистов-революционеров, наштаверх стал высказываться и действовать в пользу ВКГД.
Так, в переданной поздно вечером 1 марта императору телеграмме он сообщал, что обстановка требует «…немедленного издания высочайшего акта, могущего еще успокоить умы, что возможно только путем признания ответственного министерства и поручения составления его председателю Государственной Думы». Главнокомандующим фронтами наштаверх телеграфировал о запрете Рузского пропускать в армию заявления ВКГД, способные внести беспокойство в ряды вооруженных сил, но, напротив, пропускать все заявления, «кои клонятся к успокоению, к призыву порядка и к усилению подвоза продовольственных припасов». Еще до приезда в Псков 2 марта думских эмиссаров императором были получены телеграммы от генерала Алексеева и главнокомандующих фронтами о том, что единственным выходом из грозной ситуации они считают отречение его в пользу сына. Даже Великий князь Николай Николаевич оказался солидарен с генералами. Он отправил Николаю II телеграмму, в которой «коленопреклонно молил… спасти Россию и наследника, зная чувство святой любви» императора к сыну и России. Он убеждал императора: «…осенив себя крестным знаменьем, передайте ему — ваше наследие. Другого выхода нет». Николай II, оказавшись без поддержки, вынужден был принять решение об отречении. Однако, как это бывало не раз, в последнюю минуту, узнав о выезде в Псков Гучкова и Шульгина, надеясь на чудо, он велел задержать отправку телеграммы об отречении.
Это лишнее доказательство того, какими внутренними сомнениями сопровождалось отречение, и как далек был от реальной жизни император, продолжавший надеяться на чудо. Однако посланцы ВКГД не оставили императору никакой надежды на сохранение престола. Они решительно заявили, что «…единственный путь — это передать бремя верховного правления в другие руки». Спасти Россию, монархический принцип, династию, по их уверениям, можно было, только объявив, что император передаст свою власть малолетнему сыну, а регентство Великому князю Михаилу Александровичу, или «от имени регента будет поручено образовать новое правительство». Николай II вынужден был согласиться и на это условие. Однако после разговора с лечащим врачом наследника, он принял решение отречься и за него. Последний, в результате недолгих колебаний заявил об отказе принять престол и передал все полномочия верховной власти и Временному правительству, и будущему Учредительному собранию, с согласия которого только и мог в дальнейшем принять корону. Показательно, что все без исключения члены дома Романовых в последующие недели написали соответствующие заявления об отказе от своих прав на российский престол. Отречение императора «…за сына меняло порядок престолонаследия, что можно трактовать, как нарушение законов о наследии Престола».
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой «Попечение о малолетнем лице Императорской Фамилии принадлежало его родителям, соответственно, как попечитель Алексея, Николай Александрович имел полное право отречься от престола за своего сына». Подчеркивают, что после 2 марта Николай II не опроверг содержание документа, подтверждающего его решение об отречении, также сделал запись в дневнике об этом событии. В любом случае после отречения императора многовековая российская монархия рухнула, за несколько дней была свергнута династия Романовых, правившая страной 304 года. Дума ушла с политической арены одновременно с монархией. Безуспешные попытки реформировать российское самодержавие в парламентарную конституционную монархию потерпели провал. Власть перешла к Временному правительству, и следует обратить внимание на два важных аспекта проблемы его функционирования в период революционных преобразований: во-первых, на вопрос о легальности власти революционного правительства, которое было образовано в результате государственного переворота, во-вторых, на наделение правительства — органа исполнительной власти, правом принимать нормативные акты, имеющие силу закона. Подчеркнем, что с проблемой легальности своей власти, ее юридической обоснованностью и законностью, а также соответствием существующим в России правовым нормам Временное правительство столкнулось уже в момент своего возникновения.
Керенский, народного просвещения — А. Кроме них в заседаниях В. Годнев и обер-прокурор Святейшего Синода В.
Управляющим делами был назначен видный деятель партии кадетов В. Протоколов или стенограмм заседаний не велось, чтобы не фиксировать разногласия и особые мнения. В этом Набоков видел «стремление избегнуть всего того, что могло нарушить единство правительства и ответственность его в целом за каждое принятое решение». Законодательные акты В. Подзаконные акты вводились указами В. Все подлежавшие рассмотрению В. Заседания правительства были открытыми, закрытыми и совершенно секретными. По словам Набокова, последние «проходили очень оживленно, характеризовались страстными речами, однако никаких записей во время них не велось». При оглашении состава правительства в Екатерининском зале Таврического дворца на возглас из зала о том, кто выбрал это правительство, Милюков с пафосом ответил: «Нас выбрала революция». Однако Керенский постарался придать В.
Различные политические силы оказывали сильное давление на В. Левые организации создали параллельные органы власти — Советы см. Советы рабочих и солдатских депутатов. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие. В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники.
Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. В городах с населением свыше 150 тыс. Учреждались районные органы самоуправления. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В. Однако оно отложило до Учредительного собрания решение земельного и рабочего вопросов, продолжило прежнюю внешнюю политику, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции. Правительство легализовало союзы предпринимателей и профсоюзы, санкционировало возникшие явочным порядком фабрично-заводские комитеты. По настоянию социалистов в экономике был взят курс на усиление государственного регулирования.
Проанализировав его первый состав, бывший главноуправляющий землеустройства и земледелия А. Кривошеин, один из ближайших соратников П. Столыпина, отметил: «Это правительство имеет один серьезный… очень серьезный недостаток… Оно слишком правое… Да, правое. Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение. Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила… И этим, господа, вы губите не только ваше детище — революцию, но и наше общее отечество — Россию». Действительно, уже два месяца спустя разразился правительственный кризис. Он был вызван нотой Милюкова 18.
Нота спровоцировала массовые антиправительственные волнения. Выход из возникшего кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием министров-социалистов и образования новых министерств. Министерство труда возглавил М. Скобелев, продовольствия — А. Пешехонов, почт и телеграфов — И. Министром земледелия стал лидер партии эсеров В. Гучков и Милюков покинули свои посты.
feb 27, 1917 - Образование Временного комитета Государственной думы.
На фоне этого Совет старейшин Думы решил не подчиниться указу Николая II и издал постановление о том, чтобы все депутаты оставались на своих местах. На деле часть депутатов разошлась по домам, а лидеры думских фракций собрали из оставшихся депутатов совещание, на котором было принято решение образовать Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями. Председателем Временного комитета, численность которого к ночи составила 13 человек, был избран М. Тогда же назначается новый военный комендант Петрограда — Б. Энгельгардт, а также организовывается под его началом военная комиссия.
В тот же день были освобождены из «Крестов» члены «рабочей группы» Центрального военно-промышленного комитета, которые явились в Таврический дворец, где в это время проходило общее собрание меньшевистских депутатов Думы, деятелей профессионального и кооперативного движения.
Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. В дальнейшем члены бывшего В. Хроника событий [40 лет, 1917—1957], т.
Реформу органов правопорядка он как министр внутренних дел также контролировал лично. Министром иностранных дел стал Павел Николаевич Милюков, основатель Конституционно-демократической партии. Он, неформальный лидер прогрессивного блока, то есть думского большинства, считался однозначным кандидатом на этот пост. Адвокат Александр Федорович Керенский вошёл во Временное правительство как министр юстиции. Сделал он это по собственной инициативе, его никто не выдвигал. Первое, с чего начал Керенский на новом посту, — раскрыл тюрьмы и освободил узников царского режима. Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать. Кризисы Временного правительства 18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства. Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку. Но митинги на этом не прекратились. Недовольство правительством росло.
Председателем Временного комитета, численность которого к ночи составила 13 человек, был избран М. Тогда же назначается новый военный комендант Петрограда — Б. Энгельгардт, а также организовывается под его началом военная комиссия. В тот же день были освобождены из «Крестов» члены «рабочей группы» Центрального военно-промышленного комитета, которые явились в Таврический дворец, где в это время проходило общее собрание меньшевистских депутатов Думы, деятелей профессионального и кооперативного движения. В результате совместных организационных действий был образован Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. Этот комитет призвал рабочих избирать депутатов в Петроградский Совет по одному депутату на тысячу рабочих, но не менее одного депутата на каждый завод , а восставших солдат — избирать по одному своему представителю на каждую роту.
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
27 февраля созданы Временный комитет Государственной думы Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Рис. 1. Члены Временного комитета Государственной думы. Образование Временного правительства С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра. Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий. Вот что позднее писал по этому поводу П. Милюков: К вечеру 27 февраля, когда выяснился весь размер революционного движения, Временный комитет Государственной думы решил сделать дальнейший шаг и взять в свои руки власть, выпадавшую из рук правительства. Решение это было принято после продолжительного обсуждения… Все ясно сознавали, что от участия или неучастия Думы в руководстве движением зависит его успех или неудача. До успеха было ещё далеко: позиция войск не только вне Петрограда и на фронте, но даже и внутри Петрограда и в ближайших его окрестностях далеко ещё не выяснилась.
Но была уже ясна вся глубина и серьезность переворота, неизбежность которого сознавалась … и ранее; и сознавалось, что для успеха этого движения Государственная дума много уже сделала своей деятельностью во время войны — и специально со времени образования Прогрессивного блока. Никто из руководителей Думы не думал отрицать большой доли её участия в подготовке переворота. Вывод отсюда был тем более ясен, что … кружок руководителей уже заранее обсудил меры, которые должны были быть приняты на случай переворота. Намечен был даже и состав будущего правительства. Из этого намеченного состава кн. Львов не находился в Петрограде, и за ним было немедленно послано. Именно эта необходимость ввести в состав первого революционного правительства руководителя общественного движения, происходившего вне Думы, сделала невозможным образование министерства в первый же день переворота.
Комиссары приступили к работе незамедлительно, уже с вечера 27 февраля. Сами министры царского правительства после вечернего заседания в Мариинском дворце разошлись, и Совет министров на этом фактически прекратил существование.
Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. В дальнейшем члены бывшего В. Хроника событий [40 лет, 1917—1957], т.
Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В.
Львов председатель думской фракции Центра. Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий.
Вот что позднее писал по этому поводу П. Милюков: К вечеру 27 февраля, когда выяснился весь размер революционного движения, Временный комитет Государственной думы решил сделать дальнейший шаг и взять в свои руки власть, выпадавшую из рук правительства. Решение это было принято после продолжительного обсуждения… Все ясно сознавали, что от участия или неучастия Думы в руководстве движением зависит его успех или неудача.
До успеха было ещё далеко: позиция войск не только вне Петрограда и на фронте, но даже и внутри Петрограда и в ближайших его окрестностях далеко ещё не выяснилась. Но была уже ясна вся глубина и серьезность переворота, неизбежность которого сознавалась … и ранее; и сознавалось, что для успеха этого движения Государственная дума много уже сделала своей деятельностью во время войны — и специально со времени образования Прогрессивного блока. Никто из руководителей Думы не думал отрицать большой доли её участия в подготовке переворота.
Вывод отсюда был тем более ясен, что … кружок руководителей уже заранее обсудил меры, которые должны были быть приняты на случай переворота. Намечен был даже и состав будущего правительства. Из этого намеченного состава кн.
Львов не находился в Петрограде, и за ним было немедленно послано. Именно эта необходимость ввести в состав первого революционного правительства руководителя общественного движения, происходившего вне Думы, сделала невозможным образование министерства в первый же день переворота. Комиссары приступили к работе незамедлительно, уже с вечера 27 февраля.
Авксентьев Уфимская директория. Участники Петроградского совета 1917. Двоевластие 1917 Петроградский совет. Временное и Петроградское правительства. Временный комитет и Петроградский совет революция 1917.
Петроградский совет и временное правительство схема. Формирование двоевластия 1917. Двоевластие временного правительства и Петроградского совета. Деятельность временного правительства 1917 февраль. Глава временного правительства март-июнь 1917.
Деятельность временного правительства в 1917 г.. Назначение временного правительства 1917. Заседание исполкома Петросовета 1917. Заседание совета рабочих и солдатских депутатов в Таврическом Дворце. Великая Российская революция февраль 1917 г.
Глава временного правительства в марте-июле 1917 г. Временное правительство 1917 программа. Падение монархии в феврале 1917. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов был образован. Где заседал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
Временной исполнительный комитет. Свержение монархии в России 1917. Уральский совет рабочих крестьянских и солдатских депутатов. Съезд советов рабочих и крестьянских депутатов 1918 г.. Первый Всероссийский съезд советов крестьянских депутатов..
Падение монархии временное правительство и его программа 1917. Председателем Петроградского совета в марте- августе 1917 г. Февраль 1917 г. Заседание Петроградского совета 1917. Заседание в Таврическом Дворце 1917.
Чхеидзе председатель Петроградского совета рабочих. Петроградский совет Чхеидзе. Туркестанский комитет 1917. Ташкентский совет 1917 года. Ташкент в 1917 году.
Ташкентский совет 1917 г. Совет народных Комиссаров 1918. Совет народных Комиссаров-правительство-в. Совет народных Комиссаров Ленин. Съезд народных Комиссаров 1918.
Петроградский совет в марте 1917 года. Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 Чхеидзе. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в феврале 1917. Петроградский совет в 1917 году. Председатель Петроградского совета 1917 год.
Заседание Совнаркома 1918. Совет народных Комиссаров 1917.
Четвертая Государственная Дума
Временный комитет Государственной думы (полное название: Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями; также: Исполнительный комитет Государственной думы[1]) — высшее. Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 (19) октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы[6]. Под их давлением был сформирован "Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами". По планам Временного комитета Государственной думы Николай Приказ № 1 по армии в 1917 г. был издан: ответ на вопрос.
Временный комитет Государственной Думы
Милюков К концу 1916 г. Экономическая разруха, порождённая войной, обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием, всё это привело в феврале 1917 г. Через несколько дней массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку охватившую 305 тыс. На сторону революции перешла значительная часть армии около 67 тыс. Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т. В этот же день, 27 февраля 12 марта , был образован Петроградский совет рабочих депутатов, избравший свой Исполнительный комитет.
Большинство и в Совете, и в Исполкоме, состоявшем из 15 человек, принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Государственной думы Н. Чхеидзе, заместителями председателя —эсер А. Керенский и меньшевик М. От большевиков в Исполком вошли А.
Шляпников и П. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений.
Гоголе в «Московских ведомостях». Эйзенштейна «Стачка». Коккинаки и М. Птушко «Каменный цветок». Гайдая «Бриллиантовая рука», в котором играли Ю.
Левые организации создали параллельные органы власти — Советы см. Советы рабочих и солдатских депутатов. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие. В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.
Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники. Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. В городах с населением свыше 150 тыс. Учреждались районные органы самоуправления. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В.
Однако оно отложило до Учредительного собрания решение земельного и рабочего вопросов, продолжило прежнюю внешнюю политику, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции. Правительство легализовало союзы предпринимателей и профсоюзы, санкционировало возникшие явочным порядком фабрично-заводские комитеты. По настоянию социалистов в экономике был взят курс на усиление государственного регулирования. Проанализировав его первый состав, бывший главноуправляющий землеустройства и земледелия А. Кривошеин, один из ближайших соратников П. Столыпина, отметил: «Это правительство имеет один серьезный… очень серьезный недостаток… Оно слишком правое… Да, правое. Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение.
Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила… И этим, господа, вы губите не только ваше детище — революцию, но и наше общее отечество — Россию». Действительно, уже два месяца спустя разразился правительственный кризис. Он был вызван нотой Милюкова 18. Нота спровоцировала массовые антиправительственные волнения. Выход из возникшего кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием министров-социалистов и образования новых министерств. Министерство труда возглавил М.
Скобелев, продовольствия — А. Пешехонов, почт и телеграфов — И. Министром земледелия стал лидер партии эсеров В. Гучков и Милюков покинули свои посты. На должность военного и морского министра переместился Керенский. Его на посту министра юстиции сменил П. Министром иностранных дел стал беспартийный Терещенко, а Министерство государственного призрения возглавил кадет Д. Однако это правительство просуществовало два месяца.
В начале июля разразился новый политический кризис. Он был вызван разногласиями в правительстве по поводу законопроекта о запрещении сделок с землей, сроков выборов и созыва Учредительного собрания и обострением конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался 2 июля уходом из правительства кадетов и обострился вследствие массовых антиправительственных демонстраций и стрельбы на улицах Петрограда. Основные политические партии предоставили Керенскому свободу выбора при формировании нового состава В. Заместителем Керенского и министром финансов стал Некрасов, министром путей сообщения — П. Юренев, внутренних дел — Н. Авксентьев, торговли и промышленности — С. Прокопович, юстиции — А.
Зарудный, просвещения — С. Ольденбург, почт и телеграфов — А.
Первоначальное наименование органа Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями - подчеркивало ситуационный характер стоявших перед ним задач: определение роли Государственной Думы в условиях развала системы государственного управления и получение от императора согласия на образование ответственного перед Думой правительства. В ночь на 28 февраля 1917 г. ВКГД принял решение «взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка».
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». Правая часть дворца осталась за правыми, за Государственной думой, точнее после февральских событий за Временным её комитетом. Временный комитет Государственной Думы 1917, сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической револю.
Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
Голицын решил объявить перерыв в работе сессии Государственной думы [2]. Всеобщая забастовка рабочих получила поддержку солдат. Солдаты восставших полков направились в центр города, захватили Арсенал, городские тюрьмы, выпустили на свободу заключённых. По городу начались убийства полицейских и городовых, грабежи и мародёрство.
Дума оказалась в двусмысленной ситуации: с одной стороны, она получила указ Николая II о собственном роспуске и опасалась подхода к Петрограду предполагаемой « карательной экспедиции ». С другой же стороны, она оказалась осаждена толпой революционных солдат и рабочих, пришедших к Таврическому дворцу как к основному на тот момент центру оппозиции. В результате Прогрессивный блок и левые депутаты трудовики и социал-демократы решили, формально подчинившись указу о роспуске, собраться под видом «частного совещания».
Частное совещание членов Думы поручило Совету старейшин выбрать Временный комитет членов Думы и определить дальнейшую роль Государственной думы в начавшихся событиях. Днём 27 февраля на заседании Совета старейшин был сформирован орган власти — Временный комитет Государственной думы «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями» , который возглавил М. В состав Временного комитета вошли представители партий, объединённых в « Прогрессивном блоке », и левых партий, а также президиума Государственной думы.
Как позднее писал П. Милюков , «вмешательство Государственной думы дало уличному и военному движению центр, дало ему знамя и лозунг и тем превратило восстание в революцию, которая кончилась свержением старого режима и династии» [3]. Члены Временного комитета Государственной думы.
Сидят слева направо : В. Львов , В. Ржевский , С.
Шидловский , М.
Под их давлением сформирован «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». В него вошли, в частности, Чхеидзе, Милюков, Родзянко, Гучков. Уже днём этого дня, 12 марта 1917 г. Также в этот день создан Петросовет.
Шидловский , М. Стоят: В.
Шульгин , И. Дмитрюков , Б. Энгельгардт комендант Петроградского гарнизона , А. Керенский , М. Родзянко председатель ГД, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В.
Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В.
Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В.
За первые две сессии Совет министров внёс в Думу около двух тысяч мелких законопроектов. При этом многие действительно важные документы утверждались в обход парламента. Оппозиционные настроения в парламенте росли, но этот процесс остановило вступление России в мировую войну. На экстренное внеочередное заседание Думу собрали по указу Николая II 26 июля 1914 года. Оглашение Императорского Указа Правительствующему Сенату об открытии Государственной Думы и манифест по поводу вступления в войну депутаты встретили бурными аплодисментами. Заседания третьей сессии, которая открылась 27 января 1915-го, были посвящены обсуждениям поставок на фронт, а уже 29-го, сразу после принятия бюджета, император объявил сессию закрытой. Из-за обстановки военного времени общее законодательство осуществлялось помимо Государственной Думы.