Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны.
Нота милюкова о чем кратко
Нота министра иностр. дел бурж. Врем. пр-ва П. Н. Милюкова пр-вам стран Антанты от 18 апр. (1 мая) 1917, разъяснявшая позицию Врем. пр-ва по вопросу о войне. "Нота Милюкова", опубликованная в столичных газетах, вызвала многочисленные демонстрации протеста и привела к политическому кризису. 18 апреля Милюков, рассылая правительствам стран-союзниц заявление от 27 марта, приложил к нему сопроводительную ноту (в истории известна как «нота Милюкова»). Нота Милюкова явилась приложением к Декларации правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 года, которая излагала точку зрения руководства страны на перспективы России в Первой мировой войне.
Хроники революции: Глава МИД Павел Милюков одной нотой вызвал ропот политиков, военных и народа
Они за это долго сражались… После корниловских событий они постепенно выдавливают своих правых оппонентов и из Советов. Кстати, именно большевики откликнулись на призыв Временного правительства защитить демократию. Мобилизовав рабочих, они создали военно-революционные формирования, которые стали той силой, что совершила переворот в октябре. Период между Февралем и Октябрем — это не только ошибки и неудачи тогдашней российской власти.
Это еще и вполне логичный и последовательный путь, который вместе с политической Россией совершают народные массы. Что касается фигуры Керенского, то с ним происходит противоположный процесс. Его неоднократно и обоснованно обвиняли в бонапартизме, то есть лавировании между различными политическими силами при отсутствии собственной четкой платформы.
Можно ли сказать, что его больше всего интересовала власть? Одним власть внушает чувство ответственности, других гипнотизирует, лишая способности адекватно воспринимать реальность. Керенский вел очень опасную игру, пытаясь составить партию с правыми против левых, а затем, порвав с правыми, искать поддержку у левых… Репрессии и эмиграция Как в дальнейшем, уже после Октябрьской революции, сложились судьбы министров Временного правительства?
Последний кабинет насчитывал 17 портфелей. В Зимнем дворце были арестованы 15 его членов и еще несколько должностных лиц, которые там оказались в той или иной мере случайно. Они были препровождены в Петропавловскую крепость, но в течение короткого времени их всех освободили.
Это крайне любопытная ситуация, связанная с первыми днями Октябрьского переворота. После прихода к власти большевиков в обществе возникла надежда, что жесткая власть, откуда бы она ни исходила — справа, слева, — прекратит наконец тот развал, который продолжался в течение восьми месяцев при Временном правительстве. Большевики же еще не столкнулись с открытым противодействием со стороны буржуазных и право-социалистических партий.
Поэтому и наблюдаются такие «либеральные» явления, как освобождение министров. Наиболее трагически сложились судьбы двух министров-кадетов — Андрея Шингарева и Федора Кокошкина. В январе 1918 года оба находились в Мариинской тюремной больнице и там были убиты ворвавшимися солдатами и матросами.
Совнаркомом было назначено расследование, некоторые виновные были установлены, но в тех условиях довести это дело до конца не удалось. А если говорить о судьбах последнего кабинета? Можно сказать, что он поделился надвое.
Восемь человек оказались в эмиграции, кто-то занимался политической деятельностью, кто-то нет. Наиболее известная фигура — это, наверное, министр финансов Михаил Бернацкий, который был известен как крупный российский специалист в области государственных финансов. Он сыграл видную роль в Белом движении, был членом особого совещания при главнокомандующем Вооруженных сил на Юге России Антоне Деникине.
Значительное время он исполнял там функции руководителя финансовой части. Умер в эмиграции. Другая часть осталась в Советской России, и судьбы их сложились по-разному.
Несколько министров последнего состава Временного правительства, которые дожили до конца 1930-х годов, оказались репрессированы в период Большого террора. В частности, это меньшевики Павел Малянтович и Алексей Никитин. Александр Верховский, военный министр Временного правительства Керенского, 1917 год.
С 1918 года в Красной Армии Фото: РИА Новости Наверное, самая интересная фигура — это последний военный министр Временного правительства Александр Верховский, который подал в отставку еще до октябрьских событий, призвав к немедленному заключению мира. Уже в 1919 году Верховский вступил в Красную армию в качестве военного специалиста, показал себя довольно способным и последовательным сторонником новой власти. Однако в период «чистки» в 1938 году он был арестован и расстрелян вместе со многими другими представителями высшего командного состава.
Одним из виднейших представителей российского масонства был Николай Некрасов, занимавший в разных составах правительства посты министра путей сообщения и финансов. Ему удалось в течение двадцати лет оставаться на крупных ответственных постах в хозяйственной сфере.
Все это придавало противнику дополнительные силы для операций на Восточном фронте. После февраля 1917 года Россия как никогда нуждалась в помощи военного и финансового плана. В свою очередь, видя ослабление русской армии, западные страны оценивали необходимость в помощи России несколько эгоистично. Так, вместо 3,4 млн. Таким образом, ожидания усиления военной поддержки и финансовой помощи становились бесперспективными, а планы на 1918 год - плачевными.
Финансовое положение в России позволяло поддерживать оплату текущих нужд по соглашениям с союзниками. Однако взять полноценный кредит у США, ссуду у Японии и другие крупные транши так и не получилось. За время войны Россия задолжала около 7,5 млрд. Как и ранее, во времена царской России, Временное правительство планировало достичь величия мировой державы в борьбе с Германией. Однако ввиду ослабления русской армии влияние России становилось все меньше, вследствие чего мировые державы все больше стали игнорировать требования ослабевшего союзника. При этом, кроме армии, на ослабление позиций влияли еще и разногласия в самом Временном правительстве по отдельным вопросам. До Февральской революции 1917 года Россию приглашали на все крупнейшие совместные мероприятия стран Антанты.
Теперь же ее могли либо не пригласить совсем, либо сделать формальное приглашение к участию, скажем, в конференции, но при этом не принимая во внимание ее мнения по рассматриваемому вопросу. Такая обстановка была практически во все время существования Временного правительства. Более того, союзники стали вмешиваться и во внутреннюю политику России. Америка одной из первых признала Временное правительство. Ввиду этого Россия надеялась на дальнейшее усиление взаимодействия с США, получение стабильной финансовой помощи, а также помощи в вывозе из-за рубежа товаров, что в конечном счете должно было привести к ослаблению роли Англии и Франции в политике России. Однако ожидания русских министров мало оправдались. В ответ на их просьбу о предоставлении России финансовой помощи представители США попросили сформулировать свои заявки письменно для передачи их в Вашингтон.
Россия в этих переговорах надеялась прежде всего на улучшение железнодорожного транспорта через увеличение объема закупок в Америке. Однако американская сторона повела себя более чем скромно, предложив лишь свой опыт и направление инженерной группы в Россию. Российская сторона вынуждена была согласиться хотя бы на это, не теряя надежды на дальнейшее усиление помощи. В июле 1917 года Временное правительство предложило идею проведения конференции для пересмотра целей войны и определения новых задач. Терещенко тогда рекомендовали подключить к участию в конференции представителей США. Он не был против, однако пояснил, что практическое значение конференции пока никто всерьез не рассматривает. Кроме того, дополнительным стимулом к сближению с Америкой стали притязания Италии на раздел Малой Азии.
Терещенко пытался убедить итальянскую сторону в том, что сейчас не время заниматься переделом и этот вопрос пока стоит отложить. Предлагалось даже включить и в эти переговоры американскую сторону для обмена мнениями и опытом. Американская же сторона в отношениях с Россией придерживалась принципа прагматизма. Прежде чем оказывать поддержку России, предлагалось подумать, какую цену за это потом заплатит сама Америка. В результате ожидания России относительно усиления сотрудничества с США и увеличения финансовой помощи особого продвижения так и не получили. Вследствие этого влияние Франции и Англии на Временное правительство и Россию в целом также не претерпело особых изменений. А после несостоявшегося наступления русской армии и ухудшения обстановки в самой России ухудшилось и ее отношение со странами Антанты.
Россию все меньше стали приглашать на международные конференции, а Временное правительство вообще пытались подчинить своему влиянию. Особенно отчетливо это проявлялось на Парижской и Лондонской союзных конференциях. Парижская конференция 25-26 июля с официальной точки зрения была посвящена согласованию военных усилий стран Антанты на Ближнем Востоке и в Балканском регионе. Англия и Франция направили на конференцию крупных чиновников и дипломатических представителей. В свою очередь, Россия, которая на тот момент занималась реорганизацией, не смогла направить практически никого. На конференции присутствовали только поверенный в делах во Франции М. Севастопуло, советник посольства Н.
Базили и представитель при французской Главной квартире генерала М. О повестке дня проводимой конференции представители российской стороны узнали за несколько часов до ее начала. Основную часть программы заняли выступления западных держав, а России осталось только выслушать их и молча принять решение, которое от ее мнения практически не зависело. В главном вопросе повестки дня о предлагаемом перебросе части английских войск с Салоникского фронта на азиатские театры войны русская делегация поддержала Францию, однако окончательное решение по данному вопросу принято так и не было. На закрытом заседании только трех делегаций - Англии, Франции и Италии - главным вопросом являлось удержание России в коалиции до конца войны. С этой целью правительство Франции рекомендовало остальным участникам предоставить России экономическую, политическую и финансовую помощь. Предположительно, именно Франция и должна была заняться возрождением дисциплины и подъемом морального духа русской армии.
Англии планировалось отдать координацию над флотом, а Соединенным Штатам - реорганизацию транспорта. Помощь должна была осуществляться путем направления в Россию иностранных миссий. Однако ввиду неопределенности решение так и не было принято, вопрос отложили до следующего заседания. Также в отсутствие русских представителей поднимался вопрос о линии поведения стран Запада на случай выхода России из состояния войны. Дискутировался ряд возможных контрмер, например: вынудить выйти из враждебной коалиции Турцию или Австрию, ускорить прибытие в Европу американских войск, направить на русско-румынский и балканский фронты японские войска и т. Но в итоге какое-либо решение опять так и не было принято. Впрочем, сам факт рассмотрения русского вопроса без участия самой России иначе как пренебрежением назвать нельзя.
Те же тенденции и прогнозы еще более отчетливо показала Лондонская конференция Антанты 7-8 августа 1917 года. Единственного представителя России К. Набокова сначала вообще забыли пригласить. Ему даже не было отведено отдельное место для участия в переговорах. Участие Набокова в ее работе было, как он сам считал, «пассивным». При открытии конференции премьер-министр Д. Ллойд Джордж предложил делегатам Франции и Италии совместно обратиться к Временному правительству «с решительным протестом против усиливающихся в России анархии и разложения»17 и по поводу пассивности русской армии.
Его идеи позднее все же были воплощены в реальность, хотя и в несколько упрощенной форме по сравнению с тем, что он предлагал. Позднее так называемый русский вопрос еще не один раз поднимался на различного рода конференциях. Англия и Франция хотя и не стремились продолжать иметь Россию в союзниках, все же не хотели терять ее в борьбе с Германией. Ввиду этого они даже просили США заняться реорганизацией железнодорожного транспорта, о чем ранее просила сама Россия. Впрочем, Антанта при такой просьбе имела свои интересы, весьма далекие от цели помочь России. Франция, в свою очередь, несколько раз предложила России принять особого комиссара от держав Запада, который поделился бы своим опытом и помог с реорганизацией в России. Но российская сторона эту идею не поддержала, справедливо опасаясь, что таким путем иностранные государства начнут оказывать свое влияние на внутреннюю политику страны, тем самым ослабляя и так нестабильную государственную власть.
Однако и здесь сказалось влияние ослабленных позиций русской армии. Правительство Сербии все больше стало сомневаться в правильности своей пророссийской ориентации. При этом влияние на эти отношения также оказывали и страны Антанты. Не увенчалась особым успехом попытка перевести на сторону Антанты Болгарию. В Греции также не предвиделось никаких успехов - здесь Антанта смогла форсировать начало революционного переворота, вопреки советам Временного правительства. Глядя на это, от сотрудничества отказалась и Румыния, в которой все панически боялись начала революционного движения и всячески пытались его предотвратить. Неудачные попытки и ослабление позиций в Европе заставляли Россию переориентировать свое внимание и переместить влияние на Среднюю Азию.
Большинство государств обладали по отношению к России статус-кво. Несмотря на возможность начать оказывать там влияние, Временное правительство не хотело рисковать, поскольку его связывали соглашения с сильными державами - Англией и Францией. Любое лишнее движение могло не просто ухудшить и так полуразрушенные отношения между союзниками, но и перевести их в разряд военных. По этой причине Россия не стала менять курс внешней политики, а влияние ее союзников существенно увеличилось на Ближнем и Дальнем Востоке. Западные державы все еще надеялись на усиление военной мощи России и ожидали ее подъема. Но провал корниловского мятежа еще сильнее обрушил эту надежду. Союзники разочаровались окончательно, а в их отношениях с Временным правительством наступил настоящий, уже необратимый кризис.
Одним из самых ярких проявлений этого кризиса стал коллективный демарш, который был предпринят 9 октября крупнейшими западными державами. Послы Англии, Франции и Италии добивались совместного приема у Керенского. На этой встрече Бьюкенен зачитал министру-председателю коллективную ноту, в которой прямо выражалось сомнение в способности Временного правительства обеспечить какое-либо продуктивное продолжение участия России в развернувшейся войне18. Далее в документе говорилось о намерении и готовности прекратить вообще какую-либо помощь России, если та, в свою очередь, не сможет за короткий промежуток времени показать «свою решимость применить все средства в целях восстановления дисциплины и истинного воинского духа в армии, а равно обеспечить правильное функционирование правительственного аппарата, как на фронте, так и в тылу». Терещенко после такого заявления был подавлен. Однако он все же нашел силы поговорить с представителями России в странах Антанты. В ходе разговора он отметил, что переговоры произвели на него очень тяжелое впечатление.
Однако ввиду того, что ситуация была нестабильной еще и в самой России, Терещенко оставалось только обещать, что он будет делать все необходимое для выполнения прозвучавших требований. На следующий день Временное правительство выпустило постановление. В соответствии с ним, правительство пообещало клятвенно «все внимание и все силы сосредоточить на организации надлежащей обороны государства от внешнего врага, отложив на время все прочие серьезные вопросы и не считаясь с партийными стремлениями в области внешней политики». А через несколько дней после этого прозвучало обращение к Англии и Франции, в котором сообщалось, что Россия принимает все попытки использовать имеющиеся ресурсы для выполнения требований и поэтому просит не прекращать оказание странами-союзницами финансово-экономической и военной помощи. Но и после этих слов Франция и Англия не прекратили игнорирование в сторону интересов России. Так, без участия России была совершена сделка по отведению доли территории Италии в Малой Азии. В октябре 1917 года Временное правительство было вынужденно еще раз несколько изменить свою программу по внешней политике.
Терещенко в выступлениях в Совете республики сформулировал «минимум наиболее существенных условий, без которых мир заключен быть не может». Все они были сведены к одному - сохранению неприкосновенности и единства российской территории, обеспечению экономической независимости страны, поддержанию великодержавного статуса России. Под экономической независимостью имелась в виду, главным образом, свобода выхода к Балтийскому морю, позволяющая предотвратить создание в Прибалтике «автономных буферных государств», которые притягивались бы к Германии, и благоприятный для России договор о статусе Черноморских проливов.
Наиболее емко причину, по которой были ошеломлены члены Исполкома, описал один из них, Николай Суханов: "Новая нота не только не представляет собой "дальнейшего шага", но совершенно аннулирует все то, что до сих пор сделала революция для мира Если бы Милюков задался целью вызвать разрыв между Советами и правительством, лучшего средства для этого, чем его нота, он найти не мог Ираклий Церетели СвернутьПодробнее События 20-21 апреля 3-4 мая Солдаты и рабочие с окраин двинулись в центр города с плакатами и лозунгами: "Долой Милюкова!
Солдаты не знали, что министров нет во дворце: в этот день заседание проходило на квартире болевшего военного министра Александра Гучкова. Как писал Николай Суханов в своих "Записках о революции", "солдаты проявляли большое возбуждение; по их словам, они шли с намерением арестовать Милюкова и все Временное правительство". Многие участники и свидетели тех событий, оставившие о них воспоминания, — и со стороны Временного правительства, и со стороны Исполкома Петросовета, — поучаствовали в создании прочно укоренившегося мифа о том, что за выступлениями против Милюкова и Временного правительства стоял вернувшийся за две недели до этого в Россию Владимир Ленин. Именно так считали и участники манифестаций в поддержку Милюкова.
В историографии, например, прочно закрепилось утверждение, что прапорщик Федор Линде, который взбунтовал Финляндский полк и привел его к Мариинскому дворцу, был большевиком. Однако, как писал Ираклий Церетели, один из немногих не уверовавших в "миф о Ленине", "на самом деле он Линде. ТАСС был беспартийный идеалистически настроенный интеллигент". Более того, спустя четыре месяца Линде был убит на фронте "большевизированными" солдатами, которых он пытался сагитировать продолжать боевые действия.
Многие рабочие и солдаты вышли на улицы будучи убежденными, что они делают это по призыву Исполкома Петросовета. Это, однако, было вовсе не так. В Исполкоме прекрасно понимали, что сложившаяся ситуация может стать началом полноценной гражданской войны. И узнав о движущихся в центр города колоннах солдат и рабочих, представители Исполкома, в том числе его председатель Николай Чхеидзе, отправились им наперерез, чтобы лично успокоить манифестантов и призвать их разойтись.
Георгий Львов председатель Временного правительства Во время заседания Милюков в какой-то момент вообще вышел из зала на балкон дворца, чтобы обратиться к толпе собравшихся под ним своих сторонников. Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: "Видя плакаты с надписями "Долой Милюкова! К вечеру 20 апреля 3 мая центр города действительно в значительной степени остался за сторонниками Милюкова, что могло создать ложное впечатление их победы. Но на рабочих окраинах продолжали царить противоположные настроения.
Члены Исполкома все-таки потребовали Милюкова к ответу, но он не мог сообщить им ничего нового и категорически отверг их призывы послать союзникам еще одну ноту, разъясняющую взгляды Временного правительства на войну теперь уже противоположным образом. После отказа Милюкова министр путей сообщения Николай Некрасов, который был наиболее близким к Советам министром после Керенского, взял инициативу в свои руки и предложил Ираклию Церетели выработать текст совместного заявления, что и было сделано. К пяти часам вечера на следующий день, 21 апреля 4 мая , Временное правительство представило текст документа на рассмотрение Исполкома, который единогласно принял его и поставил на голосование полного состава Петросовета резолюцию об окончании конфликта. Резолюция была принята, как писал Ираклий Церетели, большинством "двух тысяч голосов против тринадцати", и еще до голосования "все собрание поднялось с мест и устроило Исполнительному комитету восторженную овацию".
Но, по воспоминаниям все того же Церетели, ровно "в момент голосования этой резолюции пришло известие о кровавом столкновении на Невском проспекте между двумя группами манифестантов". Лавр Корнилов командующий Петроградским военным округом Командующий Петроградским военным округом генерал Лавр Корнилов отдал приказ стянуть к Мариинскому дворцу несколько подконтрольных ему конных частей и артиллерию для защиты Временного правительства. Однако Исполком Петросовета обратился к Корнилову с призывом отозвать эти части, чтобы не накалять обстановку. Исполком также выпустил воззвание, в котором среди прочего говорилось: "Без зова Исполнительного комитета в эти тревожные дни не выходите на улицу с оружием в руках; только Исполнительному комитету принадлежит право располагать Лавр Корнилов подчинился предписанию Исполкома, но он был глубоко уязвлен этим вторжением в его полномочия и через считаные дни подал в отставку с поста командующего Петроградским военным округом.
ТАСС ". СвернутьПодробнее Виктор Чернов лидер эсеров Исполнительный комитет Петросовета вовсе не стремился к отставке правительства. Однако после описанных выше событий в народе окончательно сформировалась убежденность в неспособности существующего состава Кабинета министров изменить положение дел в стране в целом, а главное, решить самый насущный вопрос тех дней — вопрос окончания войны.
Бьюкененом Великобритания. Последний заявил, что его правительство хотело бы быть уверенным, что Временное правительство готово воевать до конца и вернуть дисциплину в армии. Докладчики говорили, что они не могут идти за Милюковым и не станут захватывать проливы, которые рабочим попросту не нужны. После этого становилось ясно, что Петросовет подрывает право Милюкова осуществлять заявления сразу от имени всего народа России. По сути, он был готов бороться с принципами осуществления внешней политики, предложенными новым министром внутренних дел. В ответ на это Керенский парировал через бюро печати при Минюсте, что это личное мнение министра и оно не соответствует позиции всего Временного правительства. Это был первый сигнал, указавший на раскол внутри Временного правительства, руководители которого продемонстрировали, что единства нет, и далее вопрос кризиса, пришедшегося на апрель 1917 года, стал вопросом ближайшей перспективы. Декларация временного правительства 27 марта 1917 года была опубликована Декларация Временного правительства о целях войны, которую подписал его председатель Г. В ней излагалась позиция руководства страны по поводу дальнейшего участия в Первой мировой. Временное правительство напомнило населению, что государство находится в опасности и необходимо приложить усилия для его спасения. Документ давал понять, что Россия намерена полностью соблюдать обязательства, ранее взятые применимо к союзникам по Антанте. Одновременно в нем содержались положения, которые давали надежду на скорое завершение войны. В частности, заявлялось об отказе от аннексий и контрибуций, необходимости мира с учетом права на самоопределение наций и другие положения. Такой противоречивый характер заявления привел к обеспокоенности в руководстве союзников. Нота Милюкова В документе Милюков заявлял, что отношение Временного правительства к войне не позволяет полагать, что роль России ослабевает в рамках совместной союзной борьбы. Более того, в документе говорилось о стремлении всего народа довести войну до победного конца. Никто из чиновников, очевидно, не понимал, к каким последствиям приведут отдельные положения ноты и что может случиться Апрельский кризис Временного правительства. В частности, речь шла о стремлении довести Первую мировую до решительной победы, что противоречило положениям декларации от 27 марта о невозможности вести наступательную войну. Однако еще перед этим по Петрограду стали распространяться слухи, что Временное правительство начало конфликт с Исполкомом по поводу целей войны. Это вызвало огромное напряжение и уже в утреннее время в столице начались шествия и манифестации. Вышедшие на улицы манифестанты были уверены, что действуют по инициативе Исполкома Петросовета. Однако там хорошо представляли, что противоречия могут спровоцировать Гражданскую войну. Поэтому Н. Чхеидзе лично направился к участникам шествия и просил их разойтись. Массовые манифестации стали сходить на нет, но напряжение не уменьшалось, так как на улицах стали появляться сторонники Милюкова.
Хроники революции: Глава МИД Павел Милюков одной нотой вызвал ропот политиков, военных и народа
Результатом давления на министра иностранных дел стала так называемая нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года. Нота Милюкова нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. МИЛЮКОВА НОТА — МИЛЮКОВА НОТА, заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова 18.4.1917 державам Антанты о готовности Временного правительства вести войну до решающей победы. Нота Милюкова нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны.
Временное правительство 1917 года: глава и состав, мероприятия
Нота Милюкова явилась полной неожиданностью для Петроградского Совета и социалистических партий. В апреле 1917 года, после публикации знаменитой «Ноты Милюкова», Ф. Ф. Линде вывел солдат на улицы Петрограда. Результатом давления на министра иностранных дел стала так называемая нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года. заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова 18.4.1917 державам Антанты о готовности Временного правительства вести воину "до решающей победы". Нота Милюкова вызвала бурю возмущения, вылившуюся в стихийную демонстрацию с лозунгами «Долой Милюкова!». Главная» Новости» 18 апреля 1917 год нота п н милюкова.
Нота п н милюкова
В ней он заявляет, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает о всенародном стремлении довести мировую войну до победного конца. Столь откровенно провоенное выступление Милюкова вызвало взрыв негодования среди страдавшего от тягот войны населения, произошло полевение солдатских масс, веривших до этого в миролюбие Временного правительства, это был также серьёзный удар по революционному оборончеству. Демонстрации солдат и рабочих Петрограда 20 апреля 3 мая в ответ на ноту Милюкова послужили началом апрельского кризиса 1917 года, приведшего к отставке Милюкова и образованию коалиционного Временного правительства с участием социалистов. Литература Ключников Ю.
Правительство тогда сразу пообещало утвердить основные демократические свободы, а затем созвать Учредительное собрание. Но в этом соглашении нерешенным остался вопрос о войне. Все участники соглашения предположили, что она продолжится и дальше, однако для каких целей это нужно, определиться так и не смогли. Каждая из сторон хотела воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы затем реализовать именно свою программу. Идеи и предположения кабинета Львова в итоге так и не были реализованы. Однако они все же имели под собой определенную основу. Внутри страны все они базировались на поддержке умеренно-социалистических партий, а также популярной в народе идее «революционного оборончества». Изначально предполагалось достижение успеха из-за популярности и превосходства Антанты над блоком центральных держав в людских и материальных ресурсах, реализации военных планов держав Согласия, которые хотя и не обещали победу, но надеялись на благоприятный исход в ходе войны благодаря присоединению к коалиции Соединенных Штатов Америки, которые не только приблизили революцию в России, но и в дальнейшем практически сразу признали Временное правительство.
Центральные державы неоднократно пытались уговорить Россию выйти из состояния войны, однако в Петрограде эти ожидания не приветствовали, считая их слабостью противника. При этом упускались из виду настроения внутри самой России, а также несколько эгоистические взгляды стран Запада. Правительство Львова основывалось на так называемых «патриотических» началах. Внутри страны царила идея продолжения войны. Члены Временного правительства ожидали от этого получить свою часть привилегий и контрибуций. Кроме того, надежда была и на настроения народных масс, которые носили оборонительный и освободительный характер, как это виделось либералам. Однако в народе идеи Временного правительства не нашли особой поддержки, а несколько позднее и вовсе едва не явились поводом к гражданской войне. Сложившийся в России режим двоевластия привел к тому, что внешнеполитические решения стали обсуждаться и приниматься на заседаниях министров в контакте с так называемой Комиссией Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.
Руководство этой комиссии представляли члены умеренно-социалистических партий. Участвовали в заседаниях и представители Временного правительства, прежде всего дипломатического и финансового ведомств, а иногда и министр-председатель. В исключительных случаях к участию в заседании приглашались представители Временного комитета Государственной думы, которая к тому времени была официально распущена. В начале мая 1917 года было образовано коалиционное правительство. После этого собрания с участием комиссии прекратили свое существование. Предполагалось, что Советы в правительстве представляют министры-социалисты, поскольку именно они составляли подавляющее большинство членов Временного правительства. Во Временном правительстве первого состава март-май 1917 г. Кроме того, что он являлся конституционным демократом, ранее он был еще и членом Государственной думы 3-го и 4-го созывов.
До революции он отлично был знаком не только с курсом внешней политики, но и со многими как российскими, так и зарубежными дипломатами. Была ему знакома и современная внешняя политика. Как и все кадеты, он являлся безусловным сторонником продолжения войны, в которой Россия на тот момент не только достигла больших успехов, но и потеряла множество народа. Между тем уже после революции Милюков понимал, что Россия не в состоянии добиться чего-то лучшего, чем имеющиеся соглашения с Францией и Англией. Особенно его волновали соглашения по поводу Черноморских проливов, которые он и отстаивал в дальнейшем. Всем членам было предписано явиться на службу к 12 часам следующего дня, причем тут же упоминалось о смене формы с парадных мундиров на пиджаки. Так было решено подчеркнуть демократизм и новое направление работы власти. Первое, что он сделал - посетил прежнего министра Н.
Покровского и его товарищей. В ходе разговора с ними Милюков попросил поддержки и сотрудничества в дальнейших делах. А ближе к вечеру того же дня Милюков уже принимал у себя в кабинете дипломатов из стран - союзниц России. Таким образом, была сохранена старая традиция проведения совещания вчетвером. В дипломатические и консульские представительства России в тот же день направили телеграммы с требованием убрать из деятельности все, что связано с императором. Так, было предписано заменить старые гербы на стенах на новые плакаты без гербов. Также временно решили применять печати без гербов, а имеющиеся гербы в паспортах зачеркивать крестом. Кроме того, было предписано убрать везде фразу со словами «император», «императорское величество» и заменить ее словами «по уполномочию Временного правительства».
Сотрудникам разрешили при этом носить ведомственные парадные мундиры и ордена, однако запретили носить придворные мундиры3. Кроме того, в телеграммах, направленных дипломатическим представителям России в зарубежных странах, Милюков отметил свою верность и преданность традициям международной политики прежнего режима. Он понимал, что, несмотря на желание продолжать войну, менять курс внешней политики сейчас нельзя4. Именно поэтому он так снисходительно отнесся к МИД царского режима. Позднее Милюков будет вспоминать о том, что он не зря остался верен старым традициям внешней политики страны и, более того, гордиться тем, что не уволил никого из прежних сотрудников5. Перемены в штатном составе МИД при Милюкове были минимальными. В основном они коснулись включения в министерство представителей правящей на тот момент партии. Так, товарищем министра иностранных дел вместо Половцева был назначен кадет Б.
Нольде - барон, русский дипломат. На службе в МИД - с 1899 года, в июле 1914 - мае 1916 года - управляющий Юрисконсультской частью, в мае 1916 - марте 1917 года - директор Второго департамента, с марта по май 1917 года - товарищ министра иностранных дел. Образованный при Милюкове Экономический департамент возглавил видный кадет П. После революции в министерстве намечались некоторые перемены в составе, однако они касались в основном смены представителей в мелких монархических странах. При этом в результате все члены сохранили свои посты. Единственным исключением стал посол в США Ю. Бахметев, который ввиду несогласия с курсом нового правительства добровольно ушел в отставку. А в мае 1917 года после апрельского кризиса в отставку ушел и сам Милюков.
Кризис же был вызван отсутствием единой позиции относительно взглядов правительства во внешней политике. Его место занял сахарозаводчик и миллионер М. Терещенко, который возглавлял МИД до 8 ноября 1917 года. Про него многие говорили, что это случайный министр, человек с улицы, который мало что может сделать для внешней политики, хотя в итоге на самом деле все оказалось совсем не так. Действительно, Терещенко близко не был знаком ни со старой, ни с новой внешней политикой России. Не был он лично знаком и с дипломатами зарубежных стран. Все, что его хоть как-то связывало с внешней политикой, - это знание нескольких иностранных языков и работа на посту министра финансов на протяжении двух месяцев. Но впоследствии именно Терещенко оказался тем министром, который, несмотря на различного рода кризисы, не ушел в отставку.
При этом он понимал, что Россия находится в том состоянии, когда срочно что-то нужно менять, если хочется действительно устроить передел мира. Во время работы коалиционного правительства было создано совещание из пяти министров, которое выполняло специальную функцию - предварительное рассмотрение решений по внешней политике. Основную роль в нем играли М. Терещенко, А. Керенский и Н. Церетели представлял блок умеренных социалистов. Пятым был министр-председатель Г. Последовали кадровые перестановки как в центральном аппарате, так и в заграничных представительствах.
Вместо ушедшего Б. Нольде товарищем министра стал А. Петряев, а пост директора Экономического департамента унаследовал ученик П. Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А. Некрасов, оба дипломатические чиновники6. Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А.
Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем. В Мадрид направили М. Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д. В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа. Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками. Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД. Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных. Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году. Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы. Первый в соответствии с постановлением занимался экономическими вопросами, а также проблемами в сфере почты, телеграфа, мореплавания и различного рода административных союзов, за исключением тех, которые занимались вопросами с капитуляционными государствами.
Правовому отделу достались полномочия бывшей Юрисконсультской части. Таким образом, в его сферу вошло решение проблем юридического характера и анализа подготавливаемых документов. Первый департамент был переименован в Департамент внешних дел, при этом его сфера влияния оставалась прежней.
Временное правительство заявило «Антанте»: Россия продолжит выполнять союзнический долг, однако отказывается от аннексий и контрибуций и даже согласно на мир. Но наш министр иностранных дел от себя добавляет: войну мол доведем до конца, и обязательно до победного. Павел Милюков, министр иностранных дел Временного правительства: «Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого.
Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей Родины». Пусть враг на территории России солдат это мало волнует. Они хотят мира. Мира хотят и люди на улицах. Манифестации и демонстрации идут второй день. Владимир Лопухин,бывший директор департамента иностранных дел России: «Дойдя до Мариинской площади, увидел там толпы народа и военные части с плакатами.
С грузовика держал успокоительную речь депутат Скобелев. Солдаты пошли на Дворцовую площадь и, остановившись перед подъездом министерства, требовали Милюкова. Вышел Нератов. Ему вынесли стул.
Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче — отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года
Том 10. Публикации: Ключников Ю. Апрельский кризис, М. Литература: Ленин В.
Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе.
Сегодня главнокомандующий с согласия комиссаров и комитетов отдал приказ о стрельбе по бегущим». Из 2 500 участников Государственного совещания делегаты центральных исполнительных комитетов Советов составляли 229 чел. В большинстве оказались кадеты и монархисты. Для большего спокойствия Государственное совещание собрали не в Петрограде, а в казавшейся консервативной Москве. Большевики объявили это совещание заговором контрреволюции. Большинство делегатов добирались пешком, огромный зал Большого театра, где они собрались, освещался свечами. Официальные ораторы соревновались в жесткости угроз. Но истинным героем дня стал генерал Корнилов, незадолго до этого назначенный верховным главнокомандующим. В результате Государственного совещания обозначились два центра власти: Временное правительство и Ставка верховного главнокомандующего. Корнилов выступил против Временного правительства, двинув на Петроград 3-й конный корпус под командованием генерал-лейтенанта Крымова для подавления революционных выступлений и наведения порядка в столице. Деникин и В. Клембовский поддержали Корнилова. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение петроградских рабочих из арсенала было передано более 20 тыс. Однако по совету С. Отдав приказ выгружаться из вагонов и двигаться конным порядком, генерал Крымов на автомобиле прибыл один в Петроград и явился к Керенскому. Содержание их громкого разговора до сих пор остается загадкой, потому что после него Крымов по официальной версии застрелился. Их охраняли верные Корнилову добровольцы-туркмены конного Текинского полка. Попытка переворота, предпринятая Корниловым, оказалась неудачной. Верховский, морской - адмирал Д. Вердеревский, почт и телеграфов - меньшевик А. Переговоры о создании нового правительства затянулись до 25 сентября, когда наконец удалось составить третье и последнее коалиционное правительство: 4 меньшевика, 3 кадета, 2 эсера, 2 прогрессиста и 6 беспартийных. От Государственного совещания его отличал более левый состав и отсутствие представительства буржуазно-помещичьих партий и союзов. Большевики — представители ряда Советов, профсоюзов, фабзавкомов — составляли меньшинство, но их поддерживала значительная часть беспартийных делегатов. Первое заседание Предпарламента состоялось 23 сентября. От него Керенский добился одобрения коалиции с кадетами. Однако эти меры не могли ввыести страну из системного кризиса. От этого выиграли большевики, завоевывавшие большинство в Советах. Враг уже стучится в ворота Риги, и если только неустойчивость нашей армии не даст нам возможности удержаться на побережье Рижского залива, дорога в Петроград будет открыта... Невозможно допустить, чтобы решимость... Если решительные меры для повышения дисциплины на фронте последовали как результат Тарнопольского разгрома и утраты Галиции и Буковины, то нельзя допустить, чтобы порядок в тылу был последствием потери нами Риги». Белые против красных. Нужно заметить, что общественное мнение союзных стран и их правительств, вначале чрезвычайно благожелательно настроенных к Керенскому, после июльского разгрома армии резко изменилось... Еще более определенные и вполне доброжелательные отношения сохранили к Верховному [Корнилову] иностранные военные представители. Многие из них представлялись в эти дни Корнилову, принося ему уверения в своем почитании и искренние пожелания успеха; в особенности в трогательной форме это делал британский представитель. Слова и чувства. Реально они проявились только в декларации, врученной 28 августа Терещенко Бьюкененом, в качестве старейшины дипломатического корпуса. В ней в изысканной дипломатической форме послы единодушно заявляли, что «в интересах гуманности и в желании устранить непоправимые действия они предлагают свои добрые услуги посредников в единственном стремлении служить интересам России и делу союзников». Впрочем, Корнилов тогда не ждал и не искал более реальных форм интервенции. Поддержка русской общественности? Произошло нечто чудесное: русская общественность внезапно и бесследно сгинула. Милюков, быть может еще два, три видных деятеля упорно и настойчиво поддерживали в Петрограде необходимость примирения с Корниловым и коренной реорганизации Временного правительства... Либеральная печать, в том числе «Речь» и «Русское слово», в первые дни в спокойных лояльных статьях так определяли элементы выступления: «преступность» способов борьбы, правильность целей ее «подчинение всей жизни страны интересам обороны» и почвенность движения, обусловленная положением страны и ошибками власти. Довольно робко говорили о примирении... Вот и все... Не было никакого сомнения, что масса офицерства всецело на стороне Корнилова и с замиранием сердца следит за перипетиями борьбы, им кровно близкой; но, не привлеченное к ней заблаговременно в широком масштабе и в солидной организации, в той обстановке, в какой оно жило - офицерство могло дать лишь нравственную поддержку. Деникин А.
Этот шаг не встретил поддержки среди населения, измученного необходимостью уже в течение трёх лет платить высокие налоги, трудиться на заводах по 12-14 часов в день за минимальную заработную плату. Не удивительно, что позиция большевиков, выступавших за немедленный выход России из войны без аннексий и контрибуций, получала всё больше сторонников в обществе. Состоялась массовая демонстрация под лозунгами "Долой войну! Силы, поддерживающие Временное правительство, организовали контрдемонстрацию. Начался первый правительственный кризис, для преодоления которого Милюкову Павлу Николаевичу пришлось выйти в отставку с должности министра иностранных дел.
Временное правительство 1917 года: глава и состав, мероприятия
И в этом единении — святость, в нём высшая праведность человеческой души… Мы, косневшие в оковах смрадного быта, их смертью искуплены для… светлого будущего». Погода полностью соответствовала мрачному духу торжества: в Петрограде было холодно, пасмурно, шёл дождь, переходящий в мокрый снег. Вскоре после похорон народные гулянья продолжились. Кризис разразился неожиданно. Утром 20 апреля газеты познакомили читателей с нотой министра иностранных дел Павла Милюкова, которая лишила петроградцев надежд на долгожданный выход из ненавистной войны. Павел Николаевич Милюков 1859-1943 РИА Новости Милюков заявил, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает всенародное стремление довести мировую войну до победного конца. Одурманенная празднествами толпа отправилась к Мариинскому дворцу, в котором тогда заседало Временное правительство, «спасать революцию». Война или мир? Нота Милюкова, ставшая тяжёлым ударом для Временного правительства и практически подарком судьбы для большевиков, поставила точку в долгом споре относительно выхода из Первой мировой войны. Впоследствии Милюков вспоминал: «Естественно, возникал вопрос: может ли Россия вообще продолжать войну?
А если не может, то может ли она продолжать прежнюю политику?
Откровенно империалистич. Ленин, ЦК партии большевиков заклеймили империалистич. Демонстрации солдат и рабочих Петрограда 20 апр. Апрельский кризис, М.
В составе Временного правительства проводником идей "революционного оборончества" был Александр Керенский, также являвшийся, напомним, товарищем заместителем председателя Исполкома Петросовета. Павел Милюков, напротив, стоял на позициях верности Временного правительства заключенным при монархии союзническим договорам, в том числе тайным, по которым по окончании войны страны Антанты в случае их победы должны были получить территориальные и денежные компенсации от стран-агрессоров.
Но наш министр иностранных дел от себя добавляет: войну мол доведем до конца, и обязательно до победного. Павел Милюков, министр иностранных дел Временного правительства: «Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей Родины». Пусть враг на территории России солдат это мало волнует. Они хотят мира. Мира хотят и люди на улицах. Манифестации и демонстрации идут второй день. Владимир Лопухин,бывший директор департамента иностранных дел России: «Дойдя до Мариинской площади, увидел там толпы народа и военные части с плакатами. С грузовика держал успокоительную речь депутат Скобелев. Солдаты пошли на Дворцовую площадь и, остановившись перед подъездом министерства, требовали Милюкова. Вышел Нератов. Ему вынесли стул. Он стал на него ногами.
Нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года
В апреле 1917 года, после публикации знаменитой «Ноты Милюкова», Ф. Ф. Линде вывел солдат на улицы Петрограда. Милюков (Министр иностранных дел Временного российского правительства) (1). Нота Милюкова явилась полной неожиданностью для Петроградского Совета и социалистических партий. Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля 1 мая 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. нота министра иностранных дел буржуазного Временного правительства П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъяснявшая позицию Временного правительства по вопросу о войне.
МИЛЮКОВА НОТА
18 апреля Милюков, рассылая правительствам стран-союзниц заявление от 27 марта, приложил к нему сопроводительную ноту (в истории известна как «нота Милюкова»). Фальшивая нота (чкин). Нота Милюкова представляла собой препроводительный документ к Заявлению Временного правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 года, в котором излагалась точка зрения руководства страны на участие России в Первой мировой войне.
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года
Коновалов, беспартийные Вердеревский, А. Ливеровский, С. Салазкин, Терещенко и С. Интересно, что из всего состава первого правительства неизменно входили во все 5 только А.
Керенский и М. Терещенко, которого некоторые считали попавшим туда случайно, до начала июля во всех комбинациях участвовал кадет Н. Остальные министры постоянно менялись, далеко оставив позади «министерскую чехарду» 1914-1916 гг.
Первый из них разразился спустя полтора месяца после образования Временного правительства. Это вызвало недоуменные запросы союзных держав. В этот же день министр иностранных дел П.
Командующий войсками Петроградского округа генерал Л. Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей. Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца.
Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене… Председатель Государственной Думы М. Временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взгляда правительства свободной России на задачи настоящей войны.
Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания. Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные сообщения, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления.
Вы усмотрите из него, что высказанные Временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников.
Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины.
Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем. Он взял на себя дело созыва 1-го Всероссийского съезда Советов.
Большевики подчинились и удержали рабочих и солдат от выступления, показав рост своего влияния. Подавляющее большинство выступило под лозунгами большевиков: «Вся власть Советам! Лишь 3 группы вышли под лозунгом «Доверие Временному правительству!
Еще до свержения царя союзники согласовали план общего весеннего наступления, наметив его начало на апрель-май. Однако под влиянием событий в России операцию перенесли на июнь: союзники не собирались проливать кровь в одиночку. Наступление началось на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии как раз в день демонстрации 18 июня.
Русская революционная армия перешла в наступление». За две недели была занята часть Галиции, в т. Предполагалось, что полкам, наиболее отличившимся в сражениях, будут торжественно вручены красные знамена.
Но это вручение сорвалось. Снова, как и во время Брусиловского прорыва 1916 г. Перегруппировав свои силы, австро-германские войска в начале июля нанесли контрудар в стык двух армий под Тарнополем.
Фронт дрогнул и побежал. В центр России хлынули сотни тысяч беженцев. Так, говорит он, ибо знает, что иного мира, кроме честного Российская демократия не примет.
Но «честный мир» для нас лишь мир без аннексий и контрибуций… Нам предлагают сепаратное перемирие, тайные переговоры… Россия взяла на себя задачу объединить демократию всех воюющих стран в борьбе против всемирного империализма. Эта задача не будет выполнена, если германские империалисты сумеют использовать ее стремления к миру с целью отторжения ее от союзников и нанесут поражение ее армии… Пусть армия своей стойкостью придаст мощь голосу Российской демократии. Теснее сплотимся вокруг знамени революции… Удвоим работу вокруг воссоздания боевой мощи России».
Это застало руководство большевиков врасплох.
Но спустя месяц оказывается, что жертва была напрасна, — победа в войне теперь еще дальше. Главная ценность — это честь, которая прямо зависит от победы. Экономика, безопасность, уровень жизни для Гучкова вторичны, а позор от поражения вынести нельзя. Эту позицию разделяют с Гучковым десятки других политиков. Заседание заканчивается, никакое решение не принято. К Мариинскому дворцу приходит новая демонстрация — теперь в поддержку Милюкова и Гучкова, за войну до победного конца.
Милюков с балкона произносит речь, когда он говорит, что за криками «долой Милюкова» слышно «долой Россию», толпа ликует и аплодирует. Параллельно в других частях города продолжаются демонстрации так называемой красной гвардии, то есть вооруженных рабочих, под лозунгами «Долой Милюкова! Около Казанского собора две толпы встречаются — начинается серьезная потасовка, и, поскольку многие вооружены, драка быстро переходит в перестрелку, в которой погибает пятеро человек. Милюков, а также Родзянко и начальник Петроградского военного округа генерал Корнилов до вечера выступают с балкона, пытаясь успокоить толпу. В городе все активнее говорят о том, что вот-вот начнется бойня; якобы Корнилов ведет в Петроград верные правительству войска из Царского Села. Главный вопрос дня в правительстве: как следует усмирять толпу? Гучков говорит, что в его распоряжении есть несколько тысяч вполне надежных солдат.
Он не хочет их пускать на подавление волнений, но, если начнется вооруженное нападение на правительство, они дадут отпор.
Против него выступал А. Он также требовал войны до победы, но выступал против территориальных завоеваний. Еще меньшей популярностью внешнеполитический курс министерства Милюкова пользовался в Петроградском совете, который требовал немедленного мира без аннексий и контрибуций. Под давлением Петросовета Милюков согласился передать союзникам декларацию от 27 марта, но с сопроводительной нотой, дающей необходимые разъяснения. Для опубликования ноты были выбраны первомайские праздники. Этим Милюков рассчитывал отвлечь внимание социалистов.
Параллельно с образованием Временного правительства появились Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы и Временное правительство стали органами власти в революционной России. Страна вступила в новый период развития. Могли ли пришедшие к власти политические силы разрешить политические, социальные и экономические противоречия в российском обществе? Первые шаги Временного правительства 2 марта 1917 г. Председателем стал беспартийный князь Г. Львов 1861—1925. Пост министра иностранных дел занял лидер партии кадетов П. Военным министром стал октябрист А. Гучков 1862—1936. В основном в состав Временного правительства были включены либеральные партии — кадеты и октябристы. Параллельно с работой правительства в Петрограде действовал созданный 27 февраля 1917 г. Петроградский Совет, в состав которого входили эсеры и меньшевики. Председателем Петросовета был меньшевик Н. Петроградский Совет оказывал давление на Временное правительство и пытался играть важную роль в управлении государством. В войсках создавались выборные солдатские комитеты, подчинённые Советам. Приказ запрещал солдатам исполнять распоряжения командиров, противоречащие позиции солдатских комитетов. В сложившейся ситуации Временному правительству пришлось согласовывать с Петроградским Советом свои действия. В России установилось двоевластие. Двоевластие — это одновременное существование в России двух центров власти: Временного правительства и Петроградского Совета, представлявших интересы разных слоёв общества. Свержение монархии в России и установление новой власти сопровождалось массовой поддержкой населения. Многие жители Петрограда искренне радовались переменам. Временному правительству было необходимо оправдать возложенные на него ожидания. Первые шаги во внутренней политике были попыткой навсегда порвать с прежним строем. Временное правительство провозгласило свободу печати, собраний, политической деятельности, объявило об амнистии политических заключённых. Вместо полиции общественным порядком стала заведовать милиция. Также был принят закон, отменивший смертную казнь. Временное правительство сделало шаг в сторону защиты прав национальных окраин России. Были приняты декларации об автономии Финляндии и Украины. Однако уменьшение контроля за окраинами со стороны центра порождало стремление территорий России к отделению. Заседание первого состава Временного правительства. Фотография Якова Владимировича Штейнберга Действия Временного правительства в рабочем вопросе были нерешительными. Оно утвердило закон о фабрично-заводских комитетах и страховании рабочих, однако отказалось ввести на всех предприятиях 8-часовой рабочий день. Многие требования рабочего класса так и не были услышаны представителями новой власти. Некоторые важные решения Временное правительство приняло в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на госслужбу, в учебные заведения и при передвижении по территории России. Временное правительство было сразу признано союзниками России по Антанте. Страны Антанты рассчитывали на продолжение войны с Германией и её союзниками при участии России. Временное правительство приняло на себя обязательства Российской империи и начало получать займы от своих союзников. Сложным был продовольственный вопрос. В связи с усилившимися перебоями поставок хлеба в крупные города России в марте 1917 г. Временное правительство было вынуждено принять закон о хлебной монополии, который позволял государству устанавливать на него твёрдые цены при закупках в деревне. В условиях военного времени хлебная монополия должна была способствовать улучшению снабжения городского населения. Первый министр-председатель Временного правительства князь Г. Фотография Алана Вуда Раскол в социалистическом движении События Февральской революции стали настоящим звёздным часом для умеренных социалистических партий, среди которых главные роли играли меньшевики и социалисты-революционеры эсеры. В первой половине 1917 г. Свержение самодержавия произошло практически без участия большевиков, чьи лидеры на момент февральских событий находились за границей. Приход к власти Временного правительства сделал возможным их возвращение в Россию.