Анна Тимофеевна услышав новость, что её сын стал первым человеком полетевшим в космос, не поверила своим ушам.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Еще один случай датируется апрелем 1961 года. Речь идет о летчике Владимире Ильюшине. Космический корабль, на котором он летел, сделал три витка вокруг Земли, но потерпел аварию при возвращении. В свое время исследователь В. Лесников подтвердил тот факт, что в отряде космонавтов находился летчик, причем достаточно известный, имя и фамилия которого были Владимир Ильюшин.
Руководство космической программы СССР планировало, что следующий полет должен продлиться дольше.
Врачи настаивали на том, что следующий корабль должен сделать не более трех витков: никто не знал, как воспримет человеческий организм длительное пребывание в космосе. Но конструкторы во главе с Королевым считали, что только 24-часовой полет способен дать новые данные о влиянии космической среды на человека. Корабль «Восток-2» с космонавтом Титовым на борту отправился на орбиту 6 августа 1961 года. Космонавт успешно выполнил свою задачу и провел в полете 25 часов 11 минут, совершив 18 витков. Благодаря его подвигу не только была покорена еще одна вершина в освоении космоса, но и получены бесценные знания, которые помогли скорректировать предполетную подготовку будущих поколений космонавтов.
Кстати, с Гагариным Титова объединяли не только профессиональные, но и дружеские отношения. Какое-то время космонавты даже жили в соседних комнатах в Звездном городке. В своей книге «Голубая моя планета» Герман Степанович писал: «Скажу так: с Юрием было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке». Григорий Нелюбов Из 20 человек, вошедших в первый отряд, восемь в какой-то момент сошли с дистанции.
Кого-то исключили из-за проблем со здоровьем, а кому-то помешал собственный характер. Григорий Нелюбов вошел в отряд космонавтов одним из первых. Он был вторым дублером Юрия Гагарина и должен был стать третьим советским космонавтом — старт его корабля планировался на ноябрь 1961 года. Но этому не суждено было сбыться. Руководство советского космоса сделало ставку на групповую экспедицию, в которую вошли Павел Попович и Андриан Николаев.
Отмена полета негативно повлияла на психологическое состояние Нелюбова, и его отправили в отпуск, который перечеркнул мечты о космосе. Будучи нетрезвым, Григорий грубо ответил патрульным. Рапорт о его поведении лег на стол Николая Каманина, руководившего отбором космонавтов. Нелюбову предлагали извиниться, но тот отказался и был отчислен из отряда. Несколько лет Григорий пытался вернуться в Звездный городок — в него все еще верил Королев.
После смерти Сергея Павловича в январе 1966 года для бывшего члена первого отряда космонавтов была закрыта последняя дорога назад.
В итоге Гагарину зачли 41 прыжок с парашютом, а рекордсменом стал Борис Волынов, совершивший 66 прыжков в общем зачёте. В то же самое время началась непосредственная подготовка к космическому полёту с учётом факторов, определённых теоретически: перегрузок, невесомости, вибрации, замкнутости пространства. Для имитации последнего слушателей одного за другим отправляли в сурдокамеру — изолированное помещение с искусственным освещением, без зрительной и слуховой связи с внешним миром.
Такая ситуация возникнет в космосе только в одном случае: если откажут все системы связи, а пилот по каким-то причинам не сможет свести корабль с орбиты. В ЦПК понимали, что подобное стечение аварийных обстоятельств во время полёта «Востока» маловероятно, но десятидневная «отсидка» слушателей внутри сурдокамеры помогла выявить их черты характера и особенности психологии, а также выработать у будущих космонавтов привычку к длительному пребыванию в состоянии «ждущей схемы» — ожидания нового приказа к действию. В этот период на Юрия Гагарина впервые обратили особое внимание. Он отправился в сурдокамеру 26 июля, взяв с собой инструменты, чтобы мастерить.
Ему составили расписание на каждый день: физзарядка, велоэргометр, ходьба и бег на месте, проведение анализов; кроме того, нужно было делать заметки о своем состоянии, вести дневник и так далее. Согласно рабочему графику, Гагарин должен был спать шесть часов в дневное время, а ночью бодрствовать. Для борьбы со скукой он загрузил себя дополнительной работой с астронавигационными приборами, читал стихи Пушкина и Маяковского, пользовался библиотекой, подаренной отряду издательством «Молодая гвардия». Гагарина к первому космическому полёту».
Как индивидуальная особенность отмечалась склонность к юмору. Отмечалось быстрое засыпание, способность к быстрому самостоятельному пробуждению в заданный срок, отсутствие чётких суточных колебаний по результатам выполненных заданий, а также по зарегистрированным состояниям физиологических функций. Гагарин был оценен как один из наиболее подготовленных кандидатов. Для предстоящего космического полёта психологический прогноз был определен как благоприятный.
Нервно-психическая надёжность оценена как высокая. Эти же соображения обосновывали предположение о высокой адекватности поведения и в послеполётный период». В этом документе с полной определённостью сказано, чем Гагарин отличался от сослуживцев по отряду и почему именно он при средних показателях в сравнении с остальными слушателями был выбран на первый полёт. Для участия в нём требовалась не какая-то одна уникальная способность, а высокая «комплексная оценка», учитывающая множество факторов.
Первые разработки по космической тематике в республике относятся к началу 1960-х годов. В научных институтах и на промышленных предприятиях велись разработка и создание новейших оптических приборов, наземных систем управления запуском ракет, программ по обработке космических изображений. Владимир Коваленок и Петр Климук, 2018 год. Фото из архива Дважды Герой Советского Союза Петр Климук является первым белорусским космонавтом, ученым в области технических наук, летчиком-космонавтом СССР, генерал-полковником авиации, членом-корреспондентом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии космонавтики имени К. Циолковского, доктором технических наук.
Петр Климук был в космосе трижды и провел там 78 суток. В Бресте установлен бронзовый бюст Петра Климука, а на родине космонавта в 1978 году открыт музей космонавтики. Наш земляк Владимир Коваленок, генерал-полковник авиации, академик Российской академии космонавтики, президент Федерации космонавтики России, является одним из пионеров освоения космического пространства. Он совершил три полета в космос, в общей сложности провел в космосе 216 суток, в том числе два часа в открытом космосе. В городе Крупки Минской области установлен бронзовый бюст прославленного космонавта.
Еще один белорус, покоривший космос, - Олег Новицкий. Он возглавил основной экипаж, который 23 октября 2012 года полетел к Международной космической станции МКС. Продолжительность полета составила 143 суток.
Юрий Гагарин
Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика. Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор. Позже это восклицание невольно будут повторять едва ли не все космонавты. Почти не прерывалась радиосвязь Востока с Землей, с Москвой.
К тому же Гагарин на протяжение всего полета даже в самые трудные, критические минуты записывал свои впечатления и ощущения на магнитофон. Самым трудным и непредсказуемым оказался спуск. Не только потому, что неидеально сработала техника. Гагарин увидел в иллюминаторе языки пламени. Это горела обшивка капсулы.
Огонь не представлял роковой опасности для космонавта, но на Земле этот эффект не отрабатывали — Гагарин не только мысленно, но и вслух, под запись, прощался с товарищами. Держался он при этом, как подобает первопроходцу и офицеру, мужественно и достойно. И в огне не сгорел и в воде не потонул, ведь приземлился он почти в двух шагах от Волги. Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли.
Он стартовал 12 апреля старшим лейтенантом, а приземлился майором, миновав звание капитана. Так решил лично Никита Хрущёв. Как помог его опыт будущим космонавтам! И конструкторам, и инженерам, и врачам. После Гагарина космос был уже не «темным лесом», они знали, в каком направлении работать.
Гагарин продолжал участвовать в подготовке всех советских космических полетов независимо от должности, которую занимал. Существует миф, что после полета Гагарина чрезмерно опекали. Это не так. Достаточно вспомнить, что Юрий Алексеевич был дублером Владимира Комарова в его трагическом полете, то есть в любой момент готов был его заменить и проходил программу подготовки. И незадолго до своей гибели в марте 1968 года первый космонавт человечества обсуждал с руководством детали своего нового полета...
Неизвестный герой Среди тех, кто готовил полет Гагарина, до сих пор есть и незаслуженно малоизвестные первооткрыватели космоса. Один из них — Олег Генрихович Ивановский. Фронтовик, несмотря на тяжелое и недолеченное ранение, он участвовал в Параде Победы, а в 1947 году поступил на работу техником в секретный НИИ-88 — знаменитую «фирму Королёва». Получил диплома инженера-радиотехника. И, конечно, знал свое творение до последнего болта.
Должность была создана под летчика-испытателя Марка Галлая. Он был не только асом, но еще и творческим, увлекающимся всем новым человеком. Галлай «придумал», как будет проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на… фантазии. Занятия на тренажерах были индивидуальными. Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки «Пуск» каждый раз спрашивал: — К полету готов? Вот это самое «Поехали! Вернувшись из полета, Юрий Гагарин доложил инструктору: «Марк Лазаревич, всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня».
Нужно было выполнить боевую задачу — для недавнего летчика-истребителя это формулировалось именно так. Не подвести конструкторов и инженеров. Да и вряд ли вообще кто-то на полигоне Тюра-Там, вскоре получившем название космодром Байконур, думал в тот день о званиях и наградах. Только бы все прошло хорошо, космонавт вернулся живым и здоровым, приземлился на территории Советского Союза. Это уже потом — и торжественная встреча в аэропорту Внуково с красной дорожкой, проложенной от трапа самолета к трибунам начальства. И нескончаемая кавалькада правительственных автомобилей, сопровождавшая на Красную площадь. И расчувствовавшийся Никита Хрущёв, Председатель Совета Министров Союза ССР, подписавший через шесть дней после знаменитого космического полета секретное распоряжение: «1. Малиновского выделить майору Гагарину Ю.
По нынешним временам весьма скромный набор, не правда ли? Предел мечтаний того времени — четырехкомнатная квартира и автомобиль «Волга». Одна, светло-бежевая с номером 12-04 юаг «12. И черная с номером 78-78 мод — та самая, подаренная Совмином. Машина была специальной сборки автомобилисты, жившие в советское время, этот термин хорошо знают. Но это не спасало от постоянных поломок.
Читайте также Они могли полететь вместо Гагарина. История первого отряда космонавтов Антон Первушин 12. Но не стоит забывать, что он был одним из двадцати кандидатов, любой из которых мог стать первым. Байконур, 12 апреля 1961 г. На первом этапе кандидатов отбирали из числа молодых лётчиков-истребителей, проходивших службу в европейской части СССР. В начале лета авиационные врачи, разбившись на пары, отправились в командировки — прибывая на место, они изучали личные дела и медицинские книжки лётчиков. Всего специалисты просмотрели 3461 дело, отобрали 352 человек и провели с ними собеседования. Среди прочего пилотов спрашивали, интересно ли им принять участие в испытаниях новой ракетной техники. Кто-то отказывался, кто-то сразу соглашался. По итогам 206 человек были вызваны для глубокого обследования в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь ЦНИАГ в Сокольниках. Помимо всевозможных анализов и осмотров, кандидатов подвергали «нагрузочным пробам»: держали в барокамере, крутили на центрифуге, встряхивали на вибростенде, проверяли устойчивость организма к гипоксии. По свидетельствам ветеранов отряда, требования, которые предъявлялись тогда кандидатам, были явно завышенными. Это объясняется просто: хотя общее представление о факторах космического полёта в то время уже сложилось, никто не мог достоверно сказать, как они в совокупности повлияют на человека. Лейтенант Юрий Гагарин прибыл в госпиталь 7 октября и оставался на обследовании до 4 ноября. Он не произвёл особенного впечатления на медиков, но те признали его здоровье и выносливость подходящими, чтобы он продолжил участвовать в космической программе. В ней он сообщает, что Гагарина можно допустить к «третьему этапу» и что у него есть небольшая проблема — «систолический шум функционального характера», то есть шум, слышимый через стетоскоп в период сокращения желудочков между первым и вторым тонами сердца; он довольно часто встречается у молодых людей и не служит препятствием для активной деятельности. Гагарин в скафандре в ложементе во время подготовки к полету. Байконур, 1961 г. Обследование успешно прошли 29 офицеров.
С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полёте. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается». Первое - «Об успешном полёте». Оно подлежало оглашению сразу после выведения корабля на орбиту. Если б, например, космонавт «в случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости» опустился в океан или приземлился на территории другого государства, то прозвучавшая информация о запуске космического корабля, облегчила бы быструю организацию спасения, а также «исключила бы объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях». Второе сообщение ТАСС - «Об успешном возвращении человека из космического полёта» и третье «Обращение к правительствам других стран» с просьбой к государствам оказать помощь в спасении космонавта. В 10 часов 25 минут по московскому времени, после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза». Из воспоминаний мамы космонавта Анны Тимофеевны Гагариной: «В тот день я была дома, а дочка Зоя и сын Борис с женой собирались на работу. Я убиралась и выключила радио. Вдруг прибегает Маруся - жена старшего сына, Валентина, плачет и говорит:... На станции подошла я к железнодорожной кассе, подала десять рублей. Билет стоит два девяносто - я взяла десять копеек сдачи, а остальное забыла. Потом в вагоне, помню, сижу, ни с кем не разговариваю. А там ехали наши гжатские. Один мужчина подошёл ко мне, у него на глазах слёзы, пожал мне крепко-крепко руку и молча ушёл. Приехала я в Москву, пересела на другую электричку. А народ уже говорит про Юрия. Его фотографию уже показывали по телевидению и рассказали, что у него есть жена и две дочки. У некоторых недоверие. Я в спешке не пальто одела, а стёганку. Думаю: ну, а что мне там, я же никуда не пойду! Буду только ребёнка в садик водить и что-нибудь Валино одену. Ведь совсем недавно, 25 марта, от них уехала. Привезла жену Юры из роддома и вернулась к себе в деревню - мне дети прислали телеграмму: отец болеет. Ну, может быть, и Галей, говорю. Назвали, пока я была в деревне... Гагарин и А. Гагарина в Москве 10:48 - обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 километров и удалении 33 километра. Цель отслеживалась локатором до Земли. Оставив круглую ямку на вершине пригорка, он прокатился и остановился нескольких метрах от крутого склона. Космонавт приземлился минут через пять, километрах в четырёх от спускаемого аппарата, в шести километрах от Волги, в полутора от деревни Смеловка Энгельского района, Саратовской области:... В радиокомитете раздался долгожданный телефонный звонок, а вслед за ним застрекотал телетайп... Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством». Из всех систем космического корабля особую сложность имела система приземления. Страшась перегрузки, при ударе о землю было решено не рисковать спускать космонавта в самом аппарате. Систему сделали двухступенчатой: спускаемый аппарат и космонавт приземлялись раздельно! На высоте 7 километров происходил отстрел люка, через который космонавт катапультировался вместе с креслом. Космонавт находился в свободном падении, ожидая раскрытия своего парашюта, до высоты 4 километра. Наконец основной парашют раскрывался, а затем отделялось кресло, которое свободно падало. Спускаемый аппарат на собственном парашюте приземлялся рядом... Говорят участники запуска космического корабля «Восток»: Из-за сбоя в системе торможения приземление произошло не в запланированном районе расчётная точка посадки корабля была в 110 километрах южнее Сталинграда , а с перелётом относительно расчёта - в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Первым спускаемый аппарат космического корабля заметил колхозный механик Анатолий Мишанин. Он ехал на мотоцикле по краю поля и притормозил у диковинного двухметрового металлического шара. Не побоялся подойти. Обшивка аппарата была ещё горячей. Анатолий залез внутрь в открытый люк, увидел пульт управления. Всё было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразили колхозника небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту. Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания космонавта... Каждый старался оторвать от спускаемого аппарата кусок обшивки: авось пригодится в хозяйстве на фотографии видно как изрядно успели общипать колхозники космический аппарат : Инженеры-поисковики у спускаемого аппарата корабля «Восток» Но подоспевшие военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром. Прилетевшие следом инженеры специальной поисковой службы Военно-воздушных сил сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров. Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нём зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с «Востоком». А в лунке от первого касания «шарика» врыли деревянный столбик с табличкой: Табличка на месте приземления спускаемого аппарата После, прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с «Востока» «сувениры» колхозники отдавали со слезами на глазах... А жительница села Смеловка жена лесничего Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита оказались ближе всех к месту приземления Юрия Гагарина. Они в это время сажали картошку в огороде и наблюдали как в поле, недалеко от дома, приземляется парашютист в необычном оранжевом одеянии... Позже, в одном из интервью Анна Акимовна Тахтарова вспоминала: «Я сначала испугалась, побежала от него, а потом оглянулась, а он... Первыми космонавта на земле встретили Анна Тахтарова и Рита В канун 1962 года Юрий Гагарин - выпускник саратовского аэроклуба - записал вот такое звуковое письмо, адресованное Анне Тахтаровой и саратовским лётчикам:... На поиски приземлившегося космонавта из Энгельсского аэродрома вылетела команда на вертолёте Ми-4. Но рядом со спускаемым аппаратом Гагарина не оказалось. Местные жители сообщили, что космонавт уехал на грузовике в город. Вертолёт взял курс на Энгельс. По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» - 125 - стало известно Гагарину ещё на Земле до старта. Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай. Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление… Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» - весной 1966 года : Отведены фермы обслуживания... Кириллова: «Ключ на старт! Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва позывной «Заря 1» и Юрия Гагарина позывной «Кедр» записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля: Переговоры на старте «Востока» Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности.
Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние»... Исторический момент: старт ракеты на Байконуре, 12 апреля 1961 года Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство полёта Германа Титова 6 августа 1961 года , на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов ее называли «пресса космодрома» - представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома. Земля с космодрома Байконур, собранная в день Гагаринского старта. Экспонат Государственного музея истории космонавтики имени К. Циолковского Журналистская работа на Байконуре быстро приобрела свой стиль, породила определённые традиции. Например, строго запрещалось единоличное использование полученной информации, сделанных наблюдений. Все детали - в общий котёл, а как с ними обращаться - личное дело каждого.
Ракета-носитель «Восток» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту... Известные кадры общения Сергея Королёва из бункера стартовой площадки с находящимся в космическом корабле Юрием Гагариным были сняты гораздо позже, а не 12 апреля 1961 года - специально для документального кино. Вновь на космодроме собрали всех основных участников запуска корабля «Восток» и на цветную киноплёнку эффектно сняли инсценировку исторического события. Вполне возможно, что такая псевдодокументалистика или, если использовать современный термин, «реконструкция событий» при тотальной секретности в СССР всего того, что было связано с космонавтикой, и давала поводы сомневаться некоторым журналистам и писателям: действительно ли летал Гагарин в космос? Послушайте и сравните предыдущую запись перепись с магнитофонной ленты от 12 апреля 61-го с вот этим фрагментом звука кинохроники: Фрагмент звука кинохроники Человек в космосе! Перегрузки закончились. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей...
В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королёв, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегчённо вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту»... Из воспоминаний инженеров космодрома Байконур: Специальный выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио 10:02 - специальный выпуск «Последних известий» длился до 10 часов 20 минут, читал его Юрий Борисович Левитан : Юрий Левитан, 12 апреля 1961 года Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89 целых одну десятую минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 тысячи 725 килограммов, без учёта веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частота бортовых коротковолновых передатчиков составляет 9 целых 19 тысячных мегагерца и 20 целых 6 тысячных мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143 целых 625 тысячных мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полёте. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается». Первое - «Об успешном полёте». Оно подлежало оглашению сразу после выведения корабля на орбиту.
Если б, например, космонавт «в случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости» опустился в океан или приземлился на территории другого государства, то прозвучавшая информация о запуске космического корабля, облегчила бы быструю организацию спасения, а также «исключила бы объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях». Второе сообщение ТАСС - «Об успешном возвращении человека из космического полёта» и третье «Обращение к правительствам других стран» с просьбой к государствам оказать помощь в спасении космонавта. В 10 часов 25 минут по московскому времени, после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза». Из воспоминаний мамы космонавта Анны Тимофеевны Гагариной: «В тот день я была дома, а дочка Зоя и сын Борис с женой собирались на работу. Я убиралась и выключила радио. Вдруг прибегает Маруся - жена старшего сына, Валентина, плачет и говорит:... На станции подошла я к железнодорожной кассе, подала десять рублей. Билет стоит два девяносто - я взяла десять копеек сдачи, а остальное забыла.
Потом в вагоне, помню, сижу, ни с кем не разговариваю. А там ехали наши гжатские. Один мужчина подошёл ко мне, у него на глазах слёзы, пожал мне крепко-крепко руку и молча ушёл. Приехала я в Москву, пересела на другую электричку. А народ уже говорит про Юрия. Его фотографию уже показывали по телевидению и рассказали, что у него есть жена и две дочки. У некоторых недоверие. Я в спешке не пальто одела, а стёганку.
Думаю: ну, а что мне там, я же никуда не пойду! Буду только ребёнка в садик водить и что-нибудь Валино одену. Ведь совсем недавно, 25 марта, от них уехала. Привезла жену Юры из роддома и вернулась к себе в деревню - мне дети прислали телеграмму: отец болеет. Ну, может быть, и Галей, говорю. Назвали, пока я была в деревне... Гагарин и А. Гагарина в Москве 10:48 - обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 километров и удалении 33 километра.
Цель отслеживалась локатором до Земли. Оставив круглую ямку на вершине пригорка, он прокатился и остановился нескольких метрах от крутого склона.
Осенью 1959 года их начали группами вызывать в Москву, чтобы провести более детальное обследование. Кроме всевозможных анализов и осмотров, кандидатов подвергали «нагрузочным пробам»: выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, встряхивали на вибростенде, проверяли устойчивость их организма к гипоксии. По утверждению ветеранов отряда, требования, которые предъявляли кандидатам, были завышенными. И это выглядит логичным: хотя общее представление о факторах космического полёта уже сложилось, никто в то время не мог сказать, какое влияние на человеческий организм окажет их совокупное воздействие. К концу 1959 года пройти двухэтапное психофизиологическое обследование удалось 29 офицерам. Все они были допущены к «третьему этапу подготовки» специальным тренировкам. Однако директивой главнокомандующего ВВС устанавливалось, что численность отряда не должна превышать двадцати человек, поэтому руководству пришлось сделать окончательный выбор, переведя девятерых в «резерв».
Результат работы сегодня известен. В начале марта слушатели отряда начали прибывать в столицу. Жильё для них было ещё не готово, поэтому группу вместе с семьями разместили в бараке строителей на Ленинградском шоссе ныне — Ленинградский проспект , неподалёку от Центрального аэродрома имени М. Фрунзе «Ходынка». Теоретические занятия проводились поблизости — в двухэтажном доме спортбазы ЦСКА. Они начались утром 14 марта. Первую лекцию прочитал Владимир Яздовский: он детально рассказал будущим космонавтам о действии перегрузок, невесомости и ввёл в курс медико-биологических проблем. Главный конструктор Сергей Королёв, узнав, что занятия ограничились медицинской тематикой, приказал своим сотрудникам Михаилу Тихонравову, Константину Феоктистову, Виталию Севастьянову и физикам из Академии наук подключиться к обучению. Схема корабля «Восток« Несмотря на принадлежность к авиации, парашютная подготовка большинства слушателей оставляла желать лучшего рекордсменом среди них был Евгений Хрунов, имевший в зачёте 21 прыжок.
Ситуацию следовало исправить, ведь при посадке корабля «Восток» пилот должен был катапультироваться и отдельно приземлиться на парашюте. Теоретические занятия прервали, и в середине апреля слушатели отправились в Энгельс — обучаться под началом опытного инструктора гвардии полковника Николая Никитина. Освоение программы заняло больше месяца. Прыжки производились днём и ночью. Не обошлось без проблем. У Германа Титова однажды захлестнулись стропы, и купол парашюта обвис, не наполнившись воздухом, — будущий космонавт воспользовался запасным. Павел Попович ряд прыжков выполнял с повреждённым плечевым суставом, что сказалось на результатах. По итогам рекордсменом стал Борис Волынов 66 прыжков , «аутсайдером» — Георгий Шонин 39 прыжков. Всем слушателям было присвоено звание инструкторов и второй спортивный разряд.
Отряд на парашютной подготовке в Энгельсе После возвращения в столицу группа слушателей направилась на аэродром Чкаловский Щёлково, Московская область. Там они осваивали состояние кратковременной невесомости, которая возникает в самолёте, движущемся по параболической траектории. Слушатели по очереди летали на «МиГ-15УТИ» с пилотом, выполняя упражнения на координацию движений, которые фиксировались на кинокамеру. Надо сказать, что Юрий Гагарин и Герман Титов получили за эти испытания оценку «хорошо», в то время как многие их сослуживцы — «отлично». Он познакомился с ними и устроил экскурсию по Опытному заводу в подмосковных Подлипках. Там будущие космонавты увидели корабль «Восток», а Юрий Гагарин первым забрался внутрь спускаемого аппарата, сняв ботинки и заложив тем самым негласную традицию. Летом слушатели проходили испытание в сурдокамере. Она была смонтирована в здании на Петровско-Разумовской аллее, принадлежащем Медицинской службе Военно-воздушной академии имени Н. Каждого из будущих космонавтов закрывали в сурдокамере на десять суток, полностью изолируя от внешнего мира.
При этом он должен был оставаться готовым выполнять неожиданные задания и реагировать на стрессовые воздействия, которые вызывали с помощью дистанционно управляемой сигнализации. Специальные приборы, установленные в сурдокамере, записывали физиологические функции организма: электрические потенциалы мозга, мышц, кожно-гальванические реакции, частоту дыхания, электрокардиограмму. Слушатели отряда космонавтов на физподготовке Валерий Быковский, первым прошедший испытания одиночеством в сурдокамере 6 апреля 1960 года, успокаивал сослуживцев: «Ничего особенного». Но Павел Попович потом признался: «Нелегко». Андриян Николаев вспоминал: «Хотелось услышать хотя бы тонюсенький птичий писк, увидеть что-нибудь живое. И вдруг меня словно кто-то в спину толкнул. Поворачиваюсь — и в малюсеньком обзорном кружочке вижу глаз. Живой человеческий глаз.
Так он должен был бы сам сначала слетать в космос! Но мудрый Королёв все предусмотрел. Должность была создана под летчика-испытателя Марка Галлая. Он был не только асом, но еще и творческим, увлекающимся всем новым человеком. Галлай «придумал», как будет проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на… фантазии. Занятия на тренажерах были индивидуальными. Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки «Пуск» каждый раз спрашивал: — К полету готов? Вот это самое «Поехали! Вернувшись из полета, Юрий Гагарин доложил инструктору: «Марк Лазаревич, всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня». Нужно было выполнить боевую задачу — для недавнего летчика-истребителя это формулировалось именно так. Не подвести конструкторов и инженеров. Да и вряд ли вообще кто-то на полигоне Тюра-Там, вскоре получившем название космодром Байконур, думал в тот день о званиях и наградах. Только бы все прошло хорошо, космонавт вернулся живым и здоровым, приземлился на территории Советского Союза. Это уже потом — и торжественная встреча в аэропорту Внуково с красной дорожкой, проложенной от трапа самолета к трибунам начальства. И нескончаемая кавалькада правительственных автомобилей, сопровождавшая на Красную площадь. И расчувствовавшийся Никита Хрущёв, Председатель Совета Министров Союза ССР, подписавший через шесть дней после знаменитого космического полета секретное распоряжение: «1. Малиновского выделить майору Гагарину Ю. По нынешним временам весьма скромный набор, не правда ли? Предел мечтаний того времени — четырехкомнатная квартира и автомобиль «Волга». Одна, светло-бежевая с номером 12-04 юаг «12. И черная с номером 78-78 мод — та самая, подаренная Совмином.
Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота поселок Луостари, Мурманская область. Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков — истребителей. В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и Г. В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте ЛИИ , в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А». Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления. Королев и М. Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю. Гагарина и Г. Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии. Официально были приняты два решения: названы имена первого космонавта — Юрия Гагарина и его дублера — Германа Титова; сообщена дата запуска корабля «Восток» - 12 апреля 1961 года. Козловым для подготовки серийного производства МБР Р-7. Соловьев, Р. Куйбышеве с целью конструкторского сопровождения серийного изготовления МБР Р-7. Уже 1958 году в Куйбышевском авиационном институте директор — Виктор Павлович Лукачев на спецкурсах началась подготовка специалистов для новой —ракетной отрасли. Начальником филиала и главным конструктором назначен Дмитрий Ильич Козлов. Гагариным на борту. Гагарин прибыл на самолете Ил-14 из Энгельса в Куйбышев на заводской аэродром «Трехгорка», где его встречали руководители области, военные и многочисленные работники завода. Здесь в небольшом доме на берегу Волги он провел первые два дня после полета.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Примечательно, что став первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексей Леонов чуть было не стал первым космонавтом, погибшим в открытом космическом пространстве. Первыми космонавта встретили Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой. Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. Во время визита первого космонавта в Бразилию.
Летал ли Гагарин в космос? Правда и ложь о космических мифах
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | РИА Новости, 25.03.2024. |
Они были первыми | На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях. |
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос | Первый отряд космонавтов СССР был сформирован в марте 1960 года. |
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века | Перед первым полётом в космос летчики из отряда космонавтов голосовали по выбору самого достойного кандидата. |
Полет Гагарина в космос поминутно
Это был Первый отряд космонавтов СССР, в состав которого входили 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. У них родилась дочь Алена, которая стала первым в мире ребенком, у которого и папа, и мама космонавты.
«Юра, ты абсолютно нормальный человек»: почему первым космонавтом стал Гагарин
Их награждали и дарили подарки. Гагарин взлетел старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. Терешковой после полёта подарили квартиру и уникальную машину — белую "Чайку" все остальные автомобили в серии были чёрного цвета. По крайней мере, Каманин пишет о звёздной болезни у Валентины Терешковой, — рассказывает научный журналист Михаил Котов. Гагарин звёздной болезнью, по воспоминаниям близких, не страдал. Но своим особым статусом, без сомнения, пользовался. Это пришёл первый в мире космонавт! Он очень много помогал городу и району. И в то же самое время, пока космонавты пожинали плоды славы, человек, который изобрёл космические ракеты, оставался "широко известным в очень узких кругах". Люди, близкие к отрасли, знали, что есть создатель ракет, называли его Генеральный или СП, то есть Сергей Павлович.
Но вся страна и весь мир ничего не знали о Королёве вплоть до его смерти. Жихаренко — Конечно, он страдал, — вспоминает внук Сергея Королёва. За запуск спутника и полёт первого человека в космос.
Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.
Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва справа Юрию Гагарину перед стартом. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов. За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение. Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти. Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы.
В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток. Также по теме «России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик,...
Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету".
Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку".
Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор.
Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время?
Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине.
Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом.
Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах. Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. Юрий Гагарин принял пищу и воду.
Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному.
Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле.
Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы.
Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач. Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки.
Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор".
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается... Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле.
На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками.
Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе. Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас?
Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года. Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему".
Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие. Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт.
Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи.
Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков".
Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот. Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха.
Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны.
Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика.
Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов.
Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях. За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР. Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой. Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. Отряд космонавтов первого набора с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Гагарин был зачислен в первый набор отряда космонавтов (из 6 человек) и в составе группы 16 марта 1960 г. начал подготовку к космическому полёту. Первыми космонавта встретили Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой. Вы правильно говорите, — пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого в мире космонавта. Отсутствие стройного официального объяснения породило многочисленные предположения о причине смерти первого космонавта. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос.