В современных условиях богослужения в Крестопоклонную неделю совершаются аналогично богослужениям на Воздвижение Креста Господня и Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. В 2024 году двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпал с 3-й, Крестопоклонной неделей Великого поста.
Четвертая седмица Великого Поста 2023. Крестопоклонная неделя
Господь и хотел бы не посылать нам креста, но человек так устроен, что без креста он не умеет спасаться. Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама. Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим — в осуждение и гибель. Во спасение — если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу.
В осуждение — если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением, без покаяния. В этом случае крест становиться для человека гибельным. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге.
Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада». Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становиться не только спасительным, но и легким. Приведем еще слова Святителя: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим.
Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благ, и бремя Мое легко есть, сказал Господь». Как нам преобразить наш крест, в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа.
От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение: благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся.
Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спася и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб. Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашем». Воспоем же Славу Кресту Христову и помолимся ему. А преподобный Ефрем Сирин 373 оставил настоящий образец размышлений о Кресте и крестных страданиях Христа.
Приведу небольшой отрывок: Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — жезл хромых.
Крест — утешение бедных. Крест — низложение гордых. Крест — надежда отчаянных.
Крест — отец сирот. Крест — хранитель младенцев. Крест —утешение скорбящих.
Крест — слава мужей. Крест — венец старцев. Крест — свет сидящих во тьме.
Нести свой посильный крест, то есть распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» Евр. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. И стал Невидимый видимым. И пребывал с людьми.
И принял поношение, бесчестие, оплевание и побои в пречистое лицо Свое от бренного человека. И был распят на Кресте, и ударен по главе тростью и, вкусив уксуса и желчи, пронзен копьем в ребра, и предан смерти, и положен во гроб. И воскрес на третий день Своей властью. О великое чудо, удивительное и ангелом, и людям: Бессмертный захотел умереть, не желая видеть, как мучится творение рук Его от насилия диавольского в адском заточении! О, предельная кротость и неизреченное человеколюбие Твое к нашему обнищанию и сиротству! О, ужасное и удивительное зрелище долготерпения Твоего, Господи! Ужасается мой ум и великий страх нападает на меня, и содрогаются кости мои, когда говорю об этом.
Творец всей невидимой и видимой твари — а от твари Своей захотел пострадать, от тленного человека! И ангелы перед Ним ужасаются, и все силы небесные непрестанно прославляют Создателя своего, и вся тварь воспевает и служит со страхом, а демоны — трепещут. И вот терпит все это, и страдает: не от бессилия, не от подвластности, но Своей волей, нашего ради спасения, являя нам пример смирения и страдания во всем, чтобы также страдали, как и Он страдал, о чем слышала, душа моя» «Цветник» священноинока Дорофея. На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка зач. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Клеймо Царских врат Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на распятие, то Христос призывает народ и во всеуслышание говорит, направляя речь главным образом против Петра: «Ты не одобряешь того, что Я беру крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину». Заметь, Господь не сказал: «умри и тот, кто не хотел бы умирать», но — кто хочет. Я, как бы говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнись себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо.
Кто отвергается другого кого-либо, отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтобы и мы ради Него презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. Возьми крест свой, сказано, то есть позорную смерть, ибо крест почитался тогда орудием позорной казни. А так как много распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: и следуй за Мною. Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма человеколюбиво, ибо кто потеряет, то есть погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца в сем случае смерть будет не ради Меня , тот, говорит, сбережет — обретет душу свою, между тем как думающий сберечь душу погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо, если бы он даже приобрел целый мир, — все бесполезно. Спасения нельзя купить никаким богатством.
Иначе: приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим.
Главное — это вера и стремление к вере. Икона «Крест Христов» Как священный символ христианства крест не является символом мучений, страданий и смерти. Он является символом победы Христа над смертью. Именно об этом во время службы на Крестопоклонной неделе напоминают верующим. У Христа на кресте раскинуты по сторонам руки — это он обнимает всех людей своей любовью.
На различных иконах часто можно заметить изображение Иисуса Христа на кресте. Под изображением имеется подпись: «Иисус Христос Сын Божий. Голгофа также часто изображается на иконах, подписанная аббревиатурой: МЛРБ. Она расшифровывается как: «Место Лобное Рай Бысть». На этой неделе можно приготовить винегрет с квашеной капустой рецепт с фото , по-прежнему нельзя кушать никаких продуктов животного происхождения.
Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются крестопоклонными. Начало традиции было положено во времена первых христиан. Последний в поучении о Кресте говорил: «Радуйся, щит Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа! При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
«Крестопоклонная неделя»
Четвертую неделю Великого поста в народе называют Средокрестной иначе Средокрестье , или Крестопоклонной. С этим периодом связано немало поверий и примет, а также христианских традиций и обычаев. Каких именно, вы узнаете из статьи. Фото: Depositphotos Своим названием Средокрестье обязано слову «среда». Именно на среду этой недели приходится середина поста.
В народе в старину говорили, что на Крестопоклонной неделе пост «пополам ломается». Это значит, что верующим предстоит еще столько же дней провести говея, сколько их уже прошло. Существует народное поверье , что в среду этой недели в полночь можно услышать треск — звук перелома.
Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной. Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение.
Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке. История В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами да-да, славянами! Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.
Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная — третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.
Седмица 3-я Великого поста 2024 года: что можно делать с 1 по 7 апреля Великий пост 2024 года: что можно в третью седмицу? Ходить в церковь и молиться. Также рекомендуется молиться дома хотя бы один раз в день. Считается, что благодаря обоим ритуалам вы сможете научиться понимать свои мысли, желания и даже чувствовать душу. В канон третьей седмицы Великого поста с 1 по 7 апреля 2024 года священнослужители советуют жертвовать деньги в различные фонды или бедным людям. Также важно совершать хорошие поступки не только по отношению к своим близким, но и незнакомцам. В этот период удастся добиться Божественной любви.
Символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта древняя форма восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды. В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий». Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику креста как Древа Жизни. О поклонении Кресту:... Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" 1 Кор. Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение. Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: "все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились" Гал. И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость 1 Кор. Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь. Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание Исх. Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной. Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: "Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его". Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены! Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество да не будет! Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" Мф. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: "Иисуса ищите Назарянина, распятого" 1 Кор. Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: "пронзенного копьем", но: "распятого".
Великий пост 2024
Ведь я дал Тебе обет, но я не олигарх, не бизнесмен. Укрепи меня, Отче! Я знаю, что глазами добрых людей Ты прочтёшь это письмо. Помоги, отче!
Московский, микрорайон 1, д. Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты. Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай! Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует.
Если интересует Евангелие и проповедь Крестопоклонная недели Великого поста 2024, ее можно посмотреть ниже. Крест у каждого человека свой У каждого человека в жизни свой крест и об этом нужно помнить в течение Крестопоклонной недели особенно сильно. Традиции этого периода заставляют верующих задумываться о собственном жизненном пути. Да, Великий пост — это не просто отказ от мяса, как ошибочно полагают многие. Это работа над собой, над своей верой и своей душой.
Подвиг Иисуса Христа, когда он принял на себя страдания и был распят во имя искупление грехов человеческих, должен вдохновлять каждого верующего. Иногда люди жалуются на свой крест и на свой скорбный жизненный путь, забывая о том, что все испытания, посылаемые нам Богом, не случайны. По жизни двигаться без креста нельзя, но нести свой крест следует достойно. На четвертой Крестопоклонной неделе поста об этом следует задуматься и решить для себя, что значит «судьба», какую роль в жизни играют испытания. Слабому человеку сложно найти в жизни свой путь и часто такие поиски не приводят ни к чему хорошему.
Мальчика назвали Михаилом в честь Архистратига Михаила. Таинство совершил протоиерей Владимир Сергиенко. Крестовоздвиженский казачий собор находится под особым попечением родового кубанского казака Александра Ивановича Бастрыкина, который лично курирует вопросы его возрождения. Многая и благая лета р. В этот день на Никольском кладбище Александро-Невской лавры одна за одной служились панихиды, люди приходили почтить память молитвенника за Землю Русскую... Настоятель протоиерей Владимир Сергиенко и иерей Георгий Яковлев совершили панихиду в полдень, на время служения панихиды дождь прекратился. Вечная память владыке Иоанну!
Неделя 3-й Великого поста, Крестопоклонная,праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
В 2024 году РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты по направлениям подготовки: государственно-церковные отношения, масс-медиа, юриспруденция. 7 апреля 2024 года Протоиерей Кирилл Краснощеков и священник Сергий Выгодин совершили Божественную литургию. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Поскольку в 2024 году Крестопоклонное воскресенье Великого поста выпадает на Благовещение, вынос Креста будет происходить в субботу. В эту неделю, в последнюю неделю перед Пасхой, мы вспоминаем о Великих и спасительных событиях, о добровольных страданиях Спасителя Христа за наши грехи. Богослужение Недели крестопоклонной в Типиконе сравнивается с Неделей Торжества православия.
Летопись прихода
Крест выносится как оружие смерти, но одновременно оружие победы над дьяволом, как та сила, которой трепещет вся преисподняя. И крест дается нам во укрепление. Одновременно взирая на него, мы осознаем, что и мы крестоносцы, мы должны нести свой крест, мы должны подобно Христу нести то бремя своих обязанностей, то бремя своих скорбей каких-то, которые так или иначе жизнь попущением Божиим на нас возлагает. Но попускает не безумно, не хаотично, но премудро. Господь попускает нам ровно столько, сколько полезно для нашей с вами души, потому что Господь есть любящий Отец, и Он — премудрый педагог, желает привести нас ко спасению нашей души. И вот Он ведет нас по этому пути, попуская нам те или иные скорби ровно настолько, насколько нам полезно или же по своей глупости сколько мы себе выпросили. Такое тоже бывает, когда говорят: «Не ходи туда, там тебе будет плохо», «Не делай этого, ничего хорошего не получится», «Не общайся с тем, он ничему хорошему тебя не научит».
Или: «Не женись на ней». А потом мы хватаемся за голову: «Ой, а как же мне с ним жить или с ней ». Вот и получается, что так как мы не хотели, но так как мы себе выпросили, так как мы себе это заполучили собственными ручками, ножками и своими устами, и какими-то своими хотениями, Господь попускает: «Хочешь — пожалуйста». Обычно много раз предупреждает, предостерегает Господь: «Не надо, тебе неполезно». Через обстоятельства жизни что-то не складывается, не клеится, все рушится. Потом: «Ой, мне так плохо!
Вот, выпросил — потом человек мучается. Или же, если человек все-таки живет в послушании у Бога, Господь лишнего не попускает.
Ведь я дал Тебе обет, но я не олигарх, не бизнесмен. Укрепи меня, Отче! Я знаю, что глазами добрых людей Ты прочтёшь это письмо. Помоги, отче!
В понедельник, среду и пятницу на службах совершается поклонение кресту, а в пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу проходит заупокойная служба. Наши предки во время этой недели пекли в форме креста с необычной начинкой. Часть «крестов» хранилась до весенних посевов, а другая часть подавалась на семейный стол.
За всенощным бдением епископ Нестор совершил литию и освятил хлебы, пшеницу, вино и елей. На полиелее Преосвященный владыка прочитал евангельский отрывок о путешествии Пресвятой Девы к Елизавете. В конце утрени из алтаря архиерей вынес Крест и возложил его посредине храма на аналое, украшенном цветами.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. О том, что такое Крестопоклонная неделя Великого поста, когда она начинается и заканчивается в 2024 году. Крестопоклонная неделя в 2022 году — 19 марта. В эту неделю, в последнюю неделю перед Пасхой, мы вспоминаем о Великих и спасительных событиях, о добровольных страданиях Спасителя Христа за наши грехи.
Неделя Великого поста: Крестопоклонная
Двенадцать лет он был послушником на Афоне, потом отправился в паломничество в Иерусалим, в 28 лет принял постриг. Долгие годы его занятиями были молитва и иконопись. В поисках тихой уединенной жизни он пришел в монастырь Всех святых на острове Калимнос в Греции. Большинство мужского населения там составляли ныряльщики, которые рисковали жизнью, погружаясь на дно за морскими губками. Многие мужчины становились инвалидами или погибали.
Их семьи жили в постоянном страхе потерять кормильца и остаться без средств к существованию. За 22 года служения на острове святой Савва стал настоящим отцом для всех его жителей. До сих пор они называют своего заступника и покровителя «отец Савва». Многие старики помнят, как святой Савва раздавал милостыню, учил детей и просвещал народ, особенно он заботился о вдовах, сиротах и бедняках.
Святой Савва спал не более двух часов в день, сидя на стуле.
А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о. Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Потому — то православные и поклоняются Кресту как Христу, и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь» - произносим мы в вечерних молитвах. Крест не личность.
Сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в крестном начертании действует неизреченная Божия сила. Господь таинственно присутствует в Кресте Своими энергиями. Мы не поклоняемся Кресту как Богу, но поклоняемся Богу, обитающему в Кресте. Поэтому «молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа» - пишет митрополит Иларион Алфеев. Поэтому мы хвалим Крест, как делал это апостол Павел. Мы чтим церковные праздники в честь Креста, мы кланяемся перед ним, целуем его как великую святыню- ибо мы почитаем Христа, распятого на нем. На этом жертвеннике пролилась искупительная Кровь за наши грехи. На Кресте Бог победил дьявола, и отныне Крест есть славное знамя нашей победы.
Сегодняшний праздник Креста — это, по сути, прославление знамени христианского воинства, Церкви Христовой. По толкованию учителей Церкви, христианин может получить благодатную помощь креста Господня только через несение своего собственного креста, который так же необходим для спасения, как был необходим крест Христов. Один из самых почитаемых в православии проповедников святитель Феофан Затворник отмечал: Вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем». Неслучайно к окружавшим Его ученикам и народу Иисус Христос обращался со словами: «Возьми крест свой и следуй за Мною». У каждого человека — свой крест и свои обстоятельства. Многочисленные кресты человеческие Феофан Затворник подразделяет на три основных вида. Первый — это «кресты внешние» разнообразные скорби, беды, лишения , второй — «кресты внутренние» рождающиеся из борьбы со страстями и грешными желаниями и третий — это крест полной преданности в волю Божию, на который, по словам святителя, «восходят уже совершеннейшие христиане». И крест этот по словам старца Паисия Святогорца, посылается не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы мы по нему, как по лестнице, взошли на небо. Господь и хотел бы не посылать нам креста, но человек так устроен, что без креста он не умеет спасаться.
Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама. Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим — в осуждение и гибель. Во спасение — если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение — если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением, без покаяния. В этом случае крест становиться для человека гибельным. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада». Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становиться не только спасительным, но и легким.
Как помогает святитель Николай? По его молитвам Дух Святой ниспосылается человеку в той или иной ситуации: укрепляет, помогает, спасает и врачует все и вся. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Об этом нужно помнить. Мы всегда обращаемся к Богу, иногда напрямую, иногда опосредованно через Его угодников и последователей; и сами стараемся следовать за Ним. Поэтому для нас это очень важно. Мы обращаемся к Кресту Господню как к живому, потому что на нем умер наш Бог. Мы обращаемся к Господу, распятому на этом Кресте. И от Него просим помощи, заступления и спасения. От Господа. А Крест — непосредственный участник страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Крест теперь связан с Ним. Где Господь, там и Его Крест. Крест всегда продолжает быть неразрывно связан с Господом. Поэтому, обращаясь к Кресту, мы всегда испрашиваем благословения и помощи от Распятого на нем. Крест же у всех разный. Они просто не смогли понести свой. Неужели Господь любит их меньше? Церковь отвергает их категорически и однозначно. Причины окончания их жизни могут быть очень разные. Какова их участь за гробом, если их никто не отпевает, а они были очень хорошими людьми и, допустим, даже положили свою жизнь за кого-то? Человек закрыл собою друга и погиб. Он знал, на что идет. Это называется подвигом, и такой поступок никак не воспринимается Церковью да и вообще никем как какое-то малодушие. Напротив, таких людей прославляют и в народе, и у Бога. Бывает, что человек психически болен и в приступе обострения болезни кончает жизнь самоубийством. Но если есть врачебное свидетельство о его болезни, то такой поступок не вменяется в грех. Таких называют невменяемыми, ибо они не отвечают за то, что делают. Церковь благословляет отпевать и поминать таких людей в храмах. Но, бывает, человек бросается в окно в результате греха; например, передозировки наркотика или запойного пьянства или в результате сильнейшей обиды на кого-то: поссорился с девушкой, она его бросила и знать больше не хочет. Человек не хочет жить. Здесь нельзя говорить о том, что человек не понес свой крест. Господь всегда каждому предлагает помощь на его жизненном пути, предостерегает и вразумляет. Когда человек начинает увлекаться спиртным, окружающие часто говорят ему, чтоб не увлекался, остановился, что это не кончится добром. Это тоже голос Божий. За столом часто говорят, мол, хватит, ему уже не наливайте. А человек отвечает: «Да что вы мне указываете? Я все сам знаю. Я знаю меру. Что вы меня жить учите? Он сознательно идет к своему концу. Человек попал в дурную компанию. Обязательно будут люди, которые будут говорить, что не нужно общаться с этой компанией, что все это добру не научит. Мол, посмотри на них: ты хочешь стать таким? А человек говорит, что ребята эти хорошие. Он их якобы знает, понимает. Но в конце концов они его все равно соблазнили: он начал принимать наркотики сначала тайком, легкие, зачем все тяжелее и тяжелее. И так дошел до смерти. Он сам себя убил. Бог пытался его остановить, вразумить. Бывает, таких людей насильно отправляют на принудительное лечение, платят за них большие деньги, чтобы реабилитировать. Но нет, человек все равно устремляется к бездне и падает. Сказать, что Бог не оказал ему любви? Он всю жизнь ее оказывал, пока человек был жив. Но человек отверг Бога сознательно, сказав, что это все не его. Или впал в отчаяние, как я уже говорил, от какого-то сильнейшего душевного переживания. У человека же есть возможность прийти в церковь. Двери церкви открыты с утра до ночи. Есть храмы, которые открыты круглые сутки. Например, монастырские подворья. Можно всегда постучать и сказать, что нужен священник. Разбудят батюшку обязательно, и человек сможет ему излить свое горе. Но человек выбирает другое, выбирает путь окончания своей жизни. Он отвергает помощь Божью. Отвергнув Бога, человек не наследует Царства Небесного. Если почитать Ветхий Завет, то увидите, сколько раз Бог достаточно жестоко, с нашей точки зрения, наказывал любимых Своих людей, любимый народ. Когда предавал их в руки врагов, рассеивал по разным странам, потом остатки опять собирал, вразумлял. В Вавилонский плен на 70 лет отправил для вразумления, научения. А сколько людей там погибло, сколько потерялось... Малая часть вернулась обратно, чтоб населять свою землю и восстанавливать родной город. И что поделать, если люди Бога отвергли? Бог не перестал любить человека, но человеку не нужен Бог. Человек всей своей жизнью свидетельствует о том, что Бог ему не нужен. Бог мешает человеку жить так, как тому хочется. Если жить по-Божьему, то нужно начать поститься, молиться, в своей жизни что-то изменять. Но не хочется. Бог никак в эту жизнь не вписывается. Человек родился в безбожной семье, прожил безбожную жизнь и умер безбожно. И что теперь? Надо его помиловать, но каким образом?
Церковные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря. В Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря и Казанском соборном храме были отслужены поздние литургии. Практически в каждом русском православном храме устанавливают Голгофу — поклонный крест с изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа на горе Голгофе, дополняют композицию фигуры предстоящих Распятию Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова.
3-я неделя Великого поста
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. В 2024 году Неделя Крестопоклонная совпадает также с празднованием Благовещения Пресвятой Богородицы. На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи.
Крестопоклонная неделя в 2024 году
В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году. Неделя крестопоклонная 6-7 апреля 2024 года. Крестопоклонная – 7 апреля 2024 года.