Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. В данной статье рассматриваются последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Автор проанализировал результаты такого сложного религиозного и общественного явления как осада и взятия царскими регулярными войсками одной из старейших и авторитетнейших монастырей. Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам.
Смотрите также
- Соловецкое восстание итоги кратко
- Соловецкое восстание - против чего взбунтовались монахи
- Причины соловецкого восстания
- Соловецкое восстание 1668-1676 годов
Вы точно человек?
С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре».
Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других. Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И. Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге[26].
Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О. Чумичева называет эту группу «умеренной», в отличие от «радикальной». Среди ссыльных также были противники восстания. По утверждению высланных, до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царем и не одобряли расправу с книгами в монастыре было уничтожено большое количество новопечатных книг, среди них могли оказаться и древние рукописи; уставщики Геронтий и архимандрит Никанор были против этой акции. Геронтий, согласно новым сведениям, находился в монастырской тюрьме уже с сентября 1668 г. Следовательно, глубокие разногласия имели место с самого начала восстания. Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна—лето 1669 г. Келарь Азарий, казначей Симон и др.
Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение. На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. Однако в августе-сентябре 1671 г. Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом[27]. Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны.
Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия июнь 1674 г. А в монастырь... Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре а не только по отношению к вооруженной борьбе не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» 1670—1671. По данным О. Чумичевой, «неоднократно в источниках упоминается и то, что среди участников восстания в Соловецком монастыре были разинцы... Однако, несмотря на активную роль пришлых людей, нельзя утверждать, что именно они возглавили руководство восстанием»[29]. В «роспросных речах» старца Пахомия названы и те, на кого в основном опирались руководители восстания: «Да у них же...
К сообщению о пребывании в монастыре донских казаков можно добавить, что и сам С. Разин ходил туда на богомолье в 1652 и в 1661 гг. Старец Пахомий сообщил также, что в монастыре находится около 300 человек братии и больше 400 бельцов[30]. Эти же цифры назвал другой «выходец» из монастыря — старец Александр, подтвердивший и информацию о социальном составе бельцов. Он сообщил о наличии в Соловецком монастыре «белцов разных чинов людей, московских беглых стрелцов, и донских казаков, и беглых боярских людей»[31]. Однако в уже цитированных «роспросных речах» сентября 1674 г. Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, прямо говорит о том, что в монастырь из Астрахани пришли «спомощники» Разина, «тогда убо уже и братству, иноком и бельцем, волю свою отъяша, и поставиша себе началником Фадейка Кожевника и Ивашка Сарафанова, и начаша быти во всем противны не токмо святой Церкви хулами, но и благочестиваго царя не восхотеша себе в государя имети». Казаки призывали монахов: «Постойте, братие, за истинную веру»[33].
Речь шла, надо полагать, именно о призыве к вооруженной борьбе. События, о которых идет речь, происходили в самом начале восстания, так как названный здесь Фаддей Петров находился вне монастыря, в Сумском остроге, как сказано выше, уже осенью 1669 г. Следовательно, «спомощники Разина» оказались в монастыре еще до начала Крестьянской войны 1670—1671 гг. Савич, не отрицая факта участия разинцев в Соловецком восстании, не признавал за ними видной, а тем более руководящей роли[34]. Если принять свидетельство митрополита Игнатия о том, что Фаддей Кожевник был разинцем, то становится очевидной именно их роль в победе не сторонников «непротивления», а агитаторов стрельбы по царским войскам следует напомнить, что Геронтий, противник вооруженной борьбы, оказался в тюрьме уже в сентябре 1668 г.
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьб. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни.
Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины.
Подавление соловецкого восстания
Новым начальником был назначен воевода Иван Мещеринов. Он прибыл к войскам в сентябре 1673 года. Первое время он продолжал снимать осаду при наступлении холодов. Однако в 1675 году воевода принял решение вести осадные действия и зимой. Вокруг монастыря были возведены так называемые земляные городки, велись подкопы. Однако все эти действия не приводили к занятию монастыря войсками. Осажденные отбивались, совершали вылазки, в ходе которых засыпали подкопы.
Однако он был отражен. Он сообщил, где и в какое время можно незаметно проникнуть в монастырь. Ночью 1 февраля он провел отряд стрельцов через это место. Стрельцы открыли ворота и войска вступили в стены монастыря. Таковы события соловецкого восстания. Последствия и итоги Представители власти на месте провели судебное разбирательство.
Некоторые осажденные были казнены. Многих сослали в разные места на севере страны, в Кольский и Пустозерский остроги. Это событие является одним из крупных и заметных в истории старообрядческого движения сразу после изменений, внесенных патриархом Никоном. Оно показало настроенность тех людей, которые не хотели принимать внесенные изменения.
Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота.
Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет.
Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил.
Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили.
По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах.
А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел. Возродившие прежнее самоуправление псковичи и новгородцы, казаки, решавшие вопросы на кругу, и соловецкие монахи, боровшиеся за старую веру, все они пытались показать, что можно жить и по-другому.
Они проиграли, но эхо их сопротивления еще долго сотрясало всю страну, проникнув даже в следующий, XVIII век. Русский бунт — беспощадный, но не бессмысленный Список литературы: 1. Кудряшов К. Распил по-военному. Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь.
Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря. Чашев А. Соловецкое восстание и его плоды. Чумичёва О.
Соловецкое восстание 1667—1676 годов.
Но митрополит увозил с Соловков не только святыню. На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года.
Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек. Увы, увы!
Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными. Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим.
Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет.
Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве.
Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца.
Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии.
Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены.
И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.
Смотрите также
- СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет
- Соловецкое восстание — Википедия
- Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
- Арабский халифат и его распад
- Соловецкое восстание итоги. Соловецкое восстание
- Соловецкое восстание 1668-1676 годов
Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
Соловецкое восстание: предпосылки, ход восстания, итоги и последствия. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии.
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги
1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.
Подавление соловецкого восстания
В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.
В отечественной истории XVII в. Среди них можно выделить Соловецкое восстание, которое было спровоцировано исключительно религиозными причинами. Определение Соловецкое восстание — бунт монахов Соловецкого монастыря, происходивший в период с 1668 по 1676 гг. Стал ответом на религиозные реформы патриарха Никона. Предпосылки Соловецкое восстание стало возможным из-за церковных реформ, которые пожелал провести патриарх Никон. Он считал, что русская церковь дезорганизована и для её дальнейшего существования необходимо было унифицировать её обряды, ритуалы и символы.
В 1654 году патриарх Никон решился на внесение кардинальных изменений в религиозные правила. Основными итогами никоновских преобразований стали: корректировка текста некоторых молитв; перевод всех церковных книг с греческих оригиналов и устранение множества опечаток; введение крёстного знамения тремя пальцами, которое было распространено во всех христианских странах. До введения реформы, верующие крестились двумя пальцами; внесены изменения в церковные ритуалы убрано многоголосье при молитве, изменён порядок Крёстного хода и т. Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими. Уже во второй половине 50-х гг. XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся.
Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами.
Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время. Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками. К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря. Начало вооружённого противостояния Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф. Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры.
По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова. На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков. Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации. Начальный этап конфликта Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина.
Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись. Обострение обстановки вокруг монастыря В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения. Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось. В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие. Царь, лишённый молитвенного поминовения Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов. Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом.
Поминать правителя на литургии тогда отказались как лидеры восстания, так и все рядовые участники Соловецкого сидения. При каком царе такое могло случиться на православной Руси! Начало решительных действий В свою новую фазу Соловецкое сидение вступило летом 1675 года, когда воевода Мещеринов приказал окружить монастырь 13 укреплёнными земляными батареями и начать подкопы под башни. В те дни в ходе нескольких попыток взять штурмом неприступную крепость обе стороны понесли значительные потери, однако в августе на помощь царским войскам прибыли ещё 800 холмогорских стрельцов, а ряды защитников с тех пор не пополнялись. Этим он полностью исключал возможность пополнения защитниками своих продовольственных запасов. В тот год бои велись с особым ожесточением. Монахи многократно предпринимали отчаянные вылазки, уносившие с обеих сторон десятки жизней, и заваливали мерзлой землёй вырытые подкопы. Печальный итог Соловецкого сидения Причина, по которой пала крепость, удерживаемая защитниками на протяжении почти 8 лет, до обидного проста и банальна.
Среди сотен смельчаков нашёлся предатель, который в январе 1676 года бежал из обители и, явившись к Мещеринову, указал ему тайный ход, ведущий снаружи сквозь монастырскую стену и лишь для внешней маскировки заложенный тонким слоем кирпичей. В одну из ближайших ночей небольшой отряд посланных воеводой стрельцов неслышно разобрал в указанном месте кирпичную кладку и, проникнув на территорию обители, открыл её главные ворота, в которые тут же хлынули основные силы нападавших. Защитники крепости были застигнуты врасплох и не смогли оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Те же из них, кто успели с оружием в руках выбежать навстречу стрельцам, были убиты в коротком и неравном бою. Исполняя государево повеление, воевода Мещеринов беспощадно расправился с теми бунтовщиками, которые волею судьбы оказались его пленниками. Настоятель монастыря архимандрит Никанор, его келейник Сашко и ещё 28 наиболее активных вдохновителей восстания после короткого разбирательства были казнены с особой жестокостью. Остальных же иноков и прочих насельников монастыря воевода отправил на вечное заточение в Пустозерский и Кольский остроги. Защитники монастыря, ставшие старообрядческими святыми Все описанные выше события получили затем широкое освещение в старообрядческой литературе.
Среди наиболее известных произведений этого направления - сочинения видного деятеля религиозного раскола А. Тайно изданные в XVIII веке, они быстро приобрели популярность среди старообрядцев самых различных толков. В конце того же XVIII века среди православных верующих, отколовшихся от официальной церкви, вошло в традицию ежегодно 29 января 11 февраля отмечать память святых мучеников и исповедников, пострадавших в Соловецком монастыре за «древлее благочестие». В этот день с амвонов всех старообрядческих церквей звучат молитвы, обращённые к угодникам Божьим, стяжавшим венец святости на заснеженных островах Белого моря. Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги.
Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители.
Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание.
Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель.
Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном».
Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными. Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет.
Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев. Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом.
А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца. Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии. Кирилл Киселев «Раскол» Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу. И вели, государь, на нас свой царский меч прислать, и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие. А мы тебе, великому государю, не противны.
Ей, государь, от всея души у тебя, великого государя, милости о сем просим и вси с покаянием и с восприятием на себя великого ангельского чину на той смертный час готовы». Это был открытый вызов, и ответ не заставил себя долго ждать. Началась восьмилетняя осада обители. Ни к чему не привела и осада обители, поэтому летом 1672 года Волохов был сменен сотником московских стрельцов Климентом Иевлевым. Орест Ботехин «Опричнина», 1999 год Сотник действовал более жестко, сжег все хозяйственные постройки за пределами монастырской ограды, но штурмовать обитель не решился, поэтому в сентябре 1673 года Иевлева сменил третий военачальник — стольник и воевода Иван Мещеринов, получивший приказ взять обитель всеми доступными средствами под угрозой смертной казни.
Хроника событий
- Соловецкое восстание (1668–1676)
- Соловецкое восстание
- Подавление соловецкого восстания
- Монахи, ставшие воинами
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
В старообрядческой литературе [ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания.
Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке.
В живых осталось только 60 человек. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14 [7].
Канонизация убиенных участников восстания Соловецкие мученики [ править править код ] 29 января 11 февраля в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших [8]. В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников [10]. Кондак , глас 2.
В первой серии советского многосерийного фильма « Михайло Ломоносов » рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания.
Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек.
Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек. В 1675 году боевые действия шли почти 5 месяцев, с июня по октябрь. Мещеринов получил подкрепление и отказался отпускать войско на зимние квартиры.
Взять штурмом неприступную крепость помог перебежчик — монах Феоктист. Часть повстанцев погибла в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря.
Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия.
Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.
Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости.
Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор.
Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников восстания Степана Разина, что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий.
Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги.
Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью.
Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели.
Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь. Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость.
Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде. Все это делало задачу взятия монастыря почти невыполнимой. Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши. Так продолжалось четыре года, пока осаду не возглавил воевода Иван Алексеевич Мещеринов. Впрочем, поначалу Мещеринов клялся: если кто решит сдаться — того ждет полное прощение. В 1675 году год количество осаждавших монастырь стрельцов достигло полутора тысяч человек, боевые действия активизировались. За лето стрельцы потеряли 35 убитыми и 80 — ранеными, озлобились.
Вокруг обители они понастроили земляных батарей и начали подкапываться под монастырские стены. Если до этого года насельники еще молились «за царя Алексея Михайловича», то с этого лета они поминали в молитвах только «царя-ирода». Осенью Мещеринов решил продолжить осаду.
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Соловецкое восстание и его плоды | В результате вопрос о причинах Соловецкого восстания решался в основном гапотетически. |
Соловецкое восстание итоги кратко | Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. |
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. |
Соловецкое восстание (1668–1676). | В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: bolivar_s — LiveJournal | После этого настоятели наконец смогли воспользоваться своим численным убийством и разгромить Белую фирму, соловецкое восстание итоги кратко. |
«Соловецкий бунт»: за что воевода Алексея Михайловича казнил русских монахов
Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест. Тегигде произошло соловецкое восстание, итоги соловецкое восстание, соловецкое восстание книга, соловецкое восстание последствия, знаменитые узники соловков. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества.