Нина Маслова, Юрий Яковлев, Леонид Гайдай и Леонид Куравлев на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 год. Леонид гайдай на съемках фильма «Деловые люди». Режиссер Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков (справа) во время съемок комедийного фильма «Спортлото-82». Кадр из фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Режиссёр Леонид Гайдай снял этот фильм в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
Вход свободный. Начало в 15:30. Фото: uznayvse. В рамках празднования юбилея в Иркутской области пройдет 120 мероприятий. Об этом сообщает портала «Культура 38». Также планируется провести серию экскурсий «Иркутск кинематографический» и выставку «Режиссер Гайдай.
Как он это делал? Посетители узнают, как создавались фильмы-легенды, от написания сценария до премьеры в кинотеатре. В школах запланированы лекции «Крылатые фразы, или почему мы говорим цитатами из фильмов Гайдая».
Важной вехой в творчестве Гайдая являются его экранизации произведений отечественных и зарубежных авторов. Телеканал покажет фильм «Деловые люди» по рассказам О. Генри, «Двенадцать стульев» по роману Ильфа и Петрова, «Не может быть!
Зрители увидят самые любимые и популярные комедии: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука». Эти фильмы занимали первые места в прокате.
По одной из версий, он был слишком занят на зарубежных цирковых гастролях. По другой — артист опасался, что фильм может оказаться на полке, поскольку творчество Булгакова в то время только вышло из-под цензуры и открылось широкой публике. В результате проб роли получил Юрий Яковлев. Лента стала лидером кинопроката и заработала приз на Фестивале юмора в Габрове. Фильм состоит из трёх новелл — «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы», — объединённых одним героем, интеллигентным студентом-очкариком, которого в первом варианте сценария звали Вадик. Впоследствии было принято решение переименовать персонажа в Шурика. Комедия заняла первое место в прокате — за год её посмотрели почти 70 млн кинозрителей.
Картина очень понравилась всем, кроме министра культуры Николая Михайлова, который устроил на «Мосфильме» скандал, а лично Гайдаю сказал: «Вы мне за такое кино партбилет на стол положите». Картину пришлось искромсать, вырезав из нее всю настоящую сатиру, все жесткие моменты. В результате на экраны да и то на очень немногие вышел 47-минутный фильм-инвалид. Гайдаю, чтобы реабилитироваться в глазах высшего начальства, пришлось, стиснув зубы, ставить картину «Трижды воскресший» по написанному левой ногой сценарию Александра Галича: о судьбе буксирного парохода, который пережил Гражданскую и Великую Отечественную. После истории с «Женихом…» у Гайдая открылась язва; организм был во всех смыслах настолько истощен, что Леонид Иович стал легкой жертвой туберкулеза; врачи намекали, что он вообще едва ли выживет. Лучшие фильмы Он выжил, и снял триумфальные короткометражки «Пес Барбос» и «Самогонщики». Потом — «Операцию Ы». Потом — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку». И каждый из трех полнометражных фильмов последовательно становился самым кассовым в истории советского проката — Гайдай каждые два года бил собственные рекорды по числу зрителей. Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все.
Одним «меньше, чем обычно» нравился Никулин. Других не устраивала Светлана Светличная режиссер Элем Климов счел, что ей, как и двум другим претенденткам на роль, Эве Киви и Лилии Юдиной, «не надо играть соблазнительниц». Всю дорогу, и на уровне кинопроб, и во время обсуждения рабочего материала, всеобщую неприязнь почему-то вызвала Нонна Мордюкова в роли управдома. Слишком сгущены краски. Это выбивается из стиля эксцентрической комедии» — довольно типичный отзыв. Эльдару Рязанову казалось, что Анатолий Папанов — «опасный артист», который здесь «жмет на всю железку», и у него «есть куски чудовищного пережима…» Еще он говорил: «У меня ощущение, что затянуто всё, почти каждый эпизод. Не очень мне нравится сцена на пароходе, где поют Миронов и Никулин. Зритель еще к этому не готов. Сюжет должен развиваться стремительно, идти быстро к арбузной корке. Надо сократить гида и метания Миронова по лабиринту… История с Шефом не раскрыта».
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
В итоге Юрию Никулину якобы удалось заработать целых 24 бутылки. Евгению Моргунову — 18. А Георгию Вицину — 2. Но Оксана Гайдай развенчала этот миф. Оказалось, эту байку сочинил Юрий Никулин в одном из своих интервью. Когда Гайдай спросил его, зачем он это сделал, Никулин простодушно ответил: «Так же веселее! Там проскакивает слово «мордюк». Считается, что его Гайдай вставил в диалог накануне съемок, поссорившись с Нонной Мордюковой. Но дочь режиссёра уверяет — накануне Гайдай ничего не делал, всё было подготовлено заранее. И каждое слово в сценарии было написано задолго до съемок!
Но всё же в эпизоде с контрабандистами импровизация присутствовала. Он подумал: «А чего это я так мало буду на экране? И сочинил себе текст побольше. В новом тексте была фраза, которая имела самое прямое отношение к личной жизни Леонида Каневского — «березина куманит». Так актёр «увековечил» фамилию своей будущей жены, ее звали Анна Березина. В нашем фильме мы также расскажем о том, настоящий или бутафорский крюк ударил по голове героя Никулина в финале «Бриллиантовой руки», заменял или нет Анатолия Папанова дублер в «обнаженных» кадрах подводного плавания той же картины, и какого актера ошибочно принимают за Леонида Гайдая в фильме «Операция «Ы»? В трудные минуты режиссера всегда поддерживала жена.
Вернее, видим, но не такими, какие они есть, а такими, какими их просто не может не быть. В общем, «свят, кто слышал отголосок, дважды свят, кто видел отражение».
Книга Евгения Новицкого «Леонид Гайдай», вышедшая в 2017 году в серии «ЖЗЛ», радует сочетанием богатейшей фактографии с весьма своеобразным и интереснейшим взглядом на любимые фильмы: «Впервые после долгого перерыва Гайдай получил возможность поиграть со словом. С той, правда, поправкой, что, по мнению комиссии, он был «слишком хорош» и уже являлся сложившимся актером «вплоть до собственных чисто актерских штампов». Он добился испытательного срока, продолжил обучение в только что созданной мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставивших собственную картину «Жених с того света» 1958 сначала был изуродован и практически не то что бы положен, но задвинут на полку, но всего через тридцать лет в «Кинословаре» было отмечено, что «Жениха» отличают «легкость и остроумие кинематографических зарисовок, отточенный ритм». Но все равно отчисление его с факультета режиссуры кажется гэгом из комедии абсурда. Он воспринимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности. Пожалуй, только одному Гайдаю было под силу не просто без единого слова! Гайдай давал волю своему шестому чувству, не особенно заботясь о том, как это будет воспринято «Критики потом объяснят! Он совершенно точно не вкладывал в свои фильмы и десятой доли тех скрытых смыслов, которыми они кажутся наполнены сегодня.
Как не был, конечно, ни диссидентом, ни антисоветчиком.
Кроме интересной роли Дмитрия Харатьяна а это, пожалуй, еще не самые звездные годы его карьеры , Гайдай развенчивает стереотипы взаимоотношений между Россией и США. Он высмеивает всё, что может: мафию, КГБ, советскую тиранию. Эту картину Гайдая называют «последним хлопком» по советской цензуре. Леонид Гайдай, 1992 В начале 90-х Гайдай, которого уже смотрели просто потому, что это Гайдай, показал постсоветскому человеку, что ни в России, ни в США нет идеальной жизни — везде есть своим проблемы. История, которая закручивается вокруг важных переговоров двух держав, напоминает о том, как важно дружить.
Конечно, «На Дерибасовской…» — продукт перестройки и эпохи 90-х и действительно может показаться неактуальным. Но значит ли это, что в нынешней эпохе дружить уж совсем невозможно? Однако Гайдая помнить будут, конечно, не за «Брайтон-Бич». Режиссер навсегда останется нарицательным именем комедии положений, «русским Чаплином», если угодно. Но кажется, важно помнить о том, что за фразами про тех, кто «в булочную на такси не ездит», и тех, «кто не работает, тот ест», прячется тонкий и чуткий автор. Гайдай привнес в российский кинематограф не меньше для многих — сильно больше , чем Тарковский, но до сих пор остается недостаточно изученным.
Зато Гайдай всё еще — самый народный. И это дорогого стоит. Что еще почитать? Надеемся, теперь вы сможете отличить фильмы Гайдая от, например, фильмов Эльдара Рязанова. Их часто путают — проверьте себя ; еще один тест: угадываем культовое советское кино по цитате — конечно, среди фильмов есть и работы Гайдая; новая «культовая классика» в России — фильм «Чебурашка» с Сергеем Гармашем. Мы посмотрели его в кино и рассказали, чем он так плох , по нашему мнению.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1. RU и нашей группы во « ВКонтакте ».
В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой. Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет. Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель.
В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко , перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей. Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, "Иван Васильевич" стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше его играет Юрий Яковлев , вору Жоржу Милославскому в исполнении Леонида Куравлева и их приключениям при дворе Ивана Грозного. Полноправной героиней фильма стала Москва. Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате тогда — проспект Калинина. В сцене, где Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой, видна панорама Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, видны знаменитые дома-книжки.
Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву снимали в Ростовском кремле. Известно, что цензура потребовала переозвучить некоторые эпизоды. В сцене застолья ответ на вопрос: "А кто платить будет? Бунша в образе царя в оригинале говорил шведскому послу "Мир, дружба", а после переозвучки — "Гитлер капут". Сильно сократили пребывание царя в квартире Тимофеева: по непонятной причине потребовали убрать эпизод, где царь жарит на кухне котлеты, и вырезали линию Жоржа Милославского. И еще один любопытный факт: песня "А не сильная туча затучилася…", которую в фильме поют гусляры, — исторический памятник русской литературы. Фильм был заказной: популярность гослотереи "Спортлото" после Олимпиады-80 пошла на спад, и с этим надо было срочно что-то делать.
Ответственное задание поручили одному из самых лучших комедиографов советского кино. Критики и коллеги комедию приняли прохладно: в ней увидели длинный рекламный ролик лотереи, а вот зрители не только сделали "Спортлото-82" лидером проката, но и вдвое подняли продажи лотерейных билетов. На роль Тани Гайдай планировал пригласить Ларису Удовиченко, но худсовет отверг ее кандидатуру и пришлось устраивать пробы. В результате утвердили студентку четвертого курса училища им. Щепкина, начинающую актрису Светлану Аманову. На пробы она пришла брюнеткой, перед съемками ей пришлось кардинально сменить цвет волос и в процессе работы актриса не расставалась с перекисью водорода. Лариса Удовиченко все равно приняла участие в работе над фильмом, пусть и не в кадре: она озвучила секретаршу директора турбазы в исполнении Луизы Мосендз. Актрису утвердили в последний момент, и для нее это была первая роль в кино.
Режиссер хотел взять Михаила Боярского на роль Степана, а Михаила Пуговкина планировал утвердить вместо Борислава Брондукова на роль директора турбазы. Но в результате Пуговкин стал колоритным спекулянтом Сан Санычем, и Боярский с ним в паре не смотрелся. Зато в фильме прозвучала песня в исполнении Боярского "За удачей спешим". Михаил Пуговкин рассказывал, что на съемках сцен "пытки" Степана апельсинами, когда герою Михаила Кокшенова предстояло съесть несколько килограммов, был всего один настоящий фрукт, а остальные — бутафорские.
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Леонид Гайдай - режиссёр, сценарист, актёр - фильмография - советские актёры - Кино-Театр.Ру | Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. |
Фильмы Леонида Гайдая входят в «золотой фонд» советского кино! — Музей истории города Урай | Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев. |
День рождения Леонида Гайдая (30.01.2023) | Об этом смотрите в документальном фильме "Леонид Гайдай. |
"Бриллиантовой руке" — 55! Хорошо ли вы помните комедию Леонида Гайдая
К 100-летнему юбилею Леонида Гайдая в «Доме кино» бесплатно покажут его фильмы | Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Леонида Гайдая. |
Юбилей Леонида Гайдая: как и почему его празднуют в Иркутске / Skillbox Media | Премьера советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого режиссером Леонидом Гайдаем, состоялась 23 июля 1965 года. |
Фильмы Леонида Гайдая входят в «золотой фонд» советского кино! | 30 января 2020 исполнилось 97 лет со дня рождения классика советской комедии Леонида Иовича Гайдая. |
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция» | Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. |
Леонид Гайдай: фильмы и сериалы с участием режиссёра — фильмография | Подвиг летчика Андрея Зеленко, премьера фильма "12 стульев" Леонида Гайдая, "Уманская резня". |
От альманахов до злой сатиры: 11 фильмов Леонида Гайдая
О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. Первая роль Леонида Гайдая в фильме «Ляна» (1955). Фильмы Леонида Гайдая непросто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. 30 января 2020 исполнилось 97 лет со дня рождения классика советской комедии Леонида Иовича Гайдая. Николай Романов и режиссер Леонид Гайдай репетируют сцену разоблачения Шефа. Премьера советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого режиссером Леонидом Гайдаем, состоялась 23 июля 1965 года.
Знаменитые фильмы Леонида Гайдая
Вы и сами прекрасно знаете, что вам нужно делать. Знаете — но не делаете. Возможно, вас терзают смутные сомнения? Оставьте их — и приступайте. Выбора-то у вас всё равно нет: судьба предначертана! Поделиться: Вернуться к персонажам И всё-то ты в трудах, всё в трудах, великий государь, аки пчела! Отдохните, вы и так делаете очень много. Сделайте паузу, зарядите свои батарейки для новых свершений. Если не бросить вызов трудоголизму и перфекционизму прямо сейчас, будет «Барбамбия!
Поделиться: Вернуться к персонажам Будет тебе и кофэ, будет и какава с чаем… Расставьте всё в своей жизни по местам и ничего не перепутайте: детям — мороженое, бабе — цветы и т.
В трудные минуты режиссера всегда поддерживала жена. С Ниной Гребешковой они прожили 40 лет. Это по профессии она была актрисой, а по призванию — музой режиссёра Леонида Гайдая, его поддержкой и опорой. Свадьбу они сыграли 1 ноября 1953 года. Дома, в кругу близких родственников и однокурсников.
Кстати, именно со свадьбой Гайдая и Гребешковой связан еще один миф. Считается, что именно со свадебной фотокарточки взяли реальную фотографию Гребешковой в фате и совместили ее с фотографией её экранного мужа — Юрия Никулина — для картины «Бриллиантовая рука». В действительности, Нина фату первый раз надела как раз ради этой картины. Свадебное фото с Никулиным было сделано специально для фильма. А на свадьбе у Гайдая и Гребешковой не было ни фаты, ни фотографа. Поэтому и свадебных фотографий не было.
Но это совсем не помешало их будущему семейному счастью. А еще через 4 года Гайдай снял свое первое кино, которое ждал огромный успех — короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс». Всего Леонид Гайдай снял 32 фильма и все они вызывают улыбку у зрителей. Но у коллег поначалу была несколько иная реакция на его картины. Они считали фильмы режиссера легкомысленным развлечением. Однажды Нина Гребешкова услышала, как два киношника обсуждали ее мужа: «Вот взять Гайдая.
Первый год Гайдая не призывали — не достиг призывного возраста, работал в Иркутском театре работником сцены. Затем театр уехал работать в провинцию, а в Иркутск эвакуировали Московский театр Сатиры. Леонид стал работать там, познакомился с именитыми московскими актёрами, для некоторых из них даже бегал за водкой. Гайдай считал постыдным отсиживаться в тылу, когда идёт война. Однажды приехал военком в очередной раз отбирать пополнение, и на каждые его вопрос Леонид стал говорить "Я".
В результате в тот раз Гайдая в армию так и не взяли. Много лет спустя он вспомнил этот случай из своей биографии и использовал в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Так продолжалось, пока в феврале 1942 года его не призвали в армию. Сразу на фронт Гайдай не попал — сначала его отправили в Монголию объезжать низкорослых монгольских лошадок для отправки на фронт. Затем он отучился в полковой школе сержантов, и в декабре 1942 года попал на фронт во взвод пешей разведки.
Брату он писал: "я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды". Поставленный голос у Гайдая был со школы — он там активно занимался в самодеятельности, и охотно продолжал тоже самое в армии. В приказе было указано: "…в боях за деревню Енкино 14. Долго повоевать не довелось — 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине, серьёзно повредил стопу.
В госпитале её хотели отнять, но он категорически отказался: "Одноногих актёров не бывает", а он очень хотел стать актёром. В результате ногу ему спасли, но воевать он уже больше не мог, и его с инвалидностью отправили домой. В Иркутске к 1947 году Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Одновременно с учёбой он играл в театре и работал осветителем. Гайдай стал местной знаменитостью, о его роли в спектакле "Молодая гвардия" написали в центральной областной газете, но особенно зрителям нравились его комические роли.
В детстве Гайдай очень любил фильмы с Чарли Чаплиным, нередко после окончания сеанса прятался под сиденьями, чтобы в очередной раз посмотреть на игру любимого актёра. Мог так пропадать в кинотеатре целыми днями. Теперь он сам радовал зрителей актёрской игрой, нередко используя подсмотренные в кино игровые приёмы. И тут в его жизнь вмешалась судьба — оказалось, что актёров с наработанной актёрской школой в ГИТИС не берут, а из театра он уже уволился. Леонид решил, была не была, подал документы во ВГИК… и поступил.
На первом же курсе его отчислили за плохое поведение — Гадай слишком много подшучивал на занятиях над своими одногруппниками и преподавателями. Правда, в том же году он смог восстановиться и попасть в мастерскую к именитому режиссёру Григорию Александрову. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились. Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился — подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" 1947 Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна".
Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая — драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм. Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Однако Гайдай перестарался.
Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут. Гайдай с досады поехал на минеральные воды. Перед отъездом он заявил друзьям: "За комедию больше не возьмусь! Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии.
На чердаке, наверное, как и у многих советских людей, хранились старенькие подшивки подписных изданий. Именно там Леонид Гайдай наткнулся на стихотворный фельетон Степана Олейника, напечатанный в газете «Правда», и по его мотивам написал сценарий для своей короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс».
Он даже прочитал этот сценарий родным, но те почему-то восприняли его вовсе без энтузиазма, не представляя себе, что может быть смешного в трёх мужиках, бесконечно убегающих от собаки. Но Гайдай уже представлял себе и будущих героев, и их уморительные перебежки, и даже реакцию зрителей. Отстранение от режиссуры Леонид Гайдай на съёмочной площадке. Спустя два года на экраны вышел второй фильм Леонида Гайдая «Жених с того света». Правда, его после этого сразу же отстранили от режиссёрской деятельности. В фильме Гайдай иронизировал над советской бюрократией, в результате чего цензура вырезала из него больше половины материала, а полнометражная лента стала короткометражной.
Это было единственное творение режиссёра, подвергшееся столь существенной цензуре. Диктатура режиссёра Леонид Гайдай на съёмочной площадке. Леонида Гайдая считали человеком, который по жизни идёт с лёгкостью и на ходу жонглирует шутками. Конечно, у него было довольно своеобразное чувство юмора, он мог и анекдот рассказать, и весёлую историю, но в быту он оставался серьёзным и даже занудным. На площадке он актёрам запрещал даже смеяться над сценарными шутками, считая, что тем самым они растрачивают свои эмоции понапрасну. Гонорар растранжирил Леонид Гайдай.
После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай получил в качестве гонорара целых 600 рублей, и это было самое настоящее богатство. И он его попросту бездарно потратил: приехал в родной Иркутск и прогулял его с друзьями, не скупясь и всех угощая. К слову, режиссёр вообще не умел экономить.
"Деловые люди" (1963)
- Знаменитые фильмы Леонида Гайдая
- Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая. Новости. Первый канал
- Главные новости
- Король комедии: Леониду Гайдаю — 100 лет
- 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
- Детство и молодость
Леониду Гайдаю 100 лет: кто из свердловских актеров снялся в его фильмах
Человек дня: Леонид Гайдай — 100 лет со дня рождения гения советской комедии — Нож | Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев. |
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая – Журнал «Сеанс | 30 января исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссёра Леонида Гайдая (1923-1993). |
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая | Фильм сделал известными на весь СССР как самого Гайдая, так и непутёвую троицу антигероев (Трус, Балбес и Бывалый). |
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая
Леонид Гайдай. Легенды мирового кино. Об этом смотрите в документальном фильме "Леонид Гайдай. Фильмы Леонида Гайдая. Леонид Гайдай — культовый режиссер и мастер комедийного жанра в советском и российском кинематографе. В Иркутске на экспозиции, посвященной 100-летию со дня рождения советского кинорежиссера Леонида Гайдая, покажут костюм режиссера. Режиссёр Леонид Гайдай снял этот фильм в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
ГАЙДАЙ ЛЕОНИД
С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком. К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь. Тем не менее мне кажется, что всё своё веселье и чувство юмора он вложил в то, что делал, — в фильмы. Когда Гайдай уже стал известным режиссёром, его спрашивали, почему он снимает комедии, и ответ был примерно такой: «Может быть, мне и хотелось бы сделать какое-то глубокое кино, но как можно отказаться от комедии, если люди вокруг так тяжело живут». В 2012 году у нас открыли памятник, посвящённый самому режиссёру и персонажам, которых он придумал здесь, — Трусу, Балбесу и Бывалому. Иркутский памятник Леониду Гайдаю… …и его персонажам Трусу, Балбесу и Бывалому Фото: Оксана Цепилова Чего пока не удалось добиться, так это открытия полноценного музея. Хочется, чтобы он расположился в маленьком домике семьи Гайдаев, но договориться об этом с родственниками Леонида Иовича пока не получается. Поэтому иркутский режиссёр и продюсер Юрий Яшников и его команда в том же 2012 году придумали «ГайдайЦентр», который стал не только всячески прославлять режиссёра, но и развивать индустрию кино в Сибири — проводить фестивали, обучать молодых специалистов, снимать свои фильмы. В 2021 году презентовали онлайн-музей , где можно сыграть в квиз по биографии режиссёра и посмотреть «Гайдай-сериал». Получился очень крутой проект, сделанный в Иркутске полностью — от идеи до запуска.
Леонид Гайдай является одним самых популярных и признанных советских режиссеров. Народный артист СССР родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии ныне Амурская область , но детство и молодость провел в Иркутске. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре, где работал актером и осветителем. В 1955 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.
В 1995 году фильм «Бриллиантовая рука» был признан лучшей отечественной комедией за сто лет, принёс режиссеру первое место по просмотрам в кинопрокате и около восьмидесяти миллионов зрителей.
Гайдай отлично чувствовал динамичный ритм комедийной киноленты, он знал, где необходимо сократить сцену, а где совсем чуть-чуть её затянуть. Говорил: «Вот здесь будут смеяться, нужно прибавить пятнадцать кадров, чтобы зрители услышали реплики» или «Это затянуто, длинно, надо сократить». Все сцены он разбирал с хронометром». Гайдай говорил: «Кинокомедия обязана иметь как можно меньше слов. А те, которые есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими прямо в цель».
И он оставался верен своим принципам — монтаж в его лентах был жесточайшим, эксцентричные трюки сыпались, как из рога изобилия, темп событий не позволял зрителям перевести дыхание, а фразы и слова из фильма «Бриллиантовая рука» сразу становились крылатыми. Работая втроем над сценарием, соавторы, перед тем как разойтись по домам, давали друг другу задания — продумать изречения, афоризмы, фразы. Гайдай варьировал интонации и выражения, пока не достигал такого звучания фраз, что они становились уморительно смешными: «Клиент готов», «Сядем усе», «Не виноватая я», «У вас ус отклеился» и другие. Гайдай являлся очень опытным режиссером — знал, как снять с артиста штамп, не хуже, чем Бендер изъять деньги. Три блистательных комедии «Операция «Ы», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» за пятнадцать месяцев кинопроката посмотрело около двухсот двадцати миллионов зрителей, то есть почти все население огромной страны.
В 1970 году Гайдай, перехватив инициативу у Георгия Данелия, начал, наконец, снимать авантюрную комедию «Двенадцать стульев». Сам он рассказывал по этому поводу: «Долгое время я добивался экранизации книги. А потом узнал, что роман собирается ставить Данелия, и там все уже на мази. Я, разумеется, расстроился, однако ничего не поделаешь. И вот как-то ко мне подходит Данелия и говорит: «Леня, хочешь поставить «Двенадцать стульев»?
Он: « Ну тогда бери и начинай. У меня, пока готовился, все перегорело». И я взялся за дело…». Самой большой проблемой стали поиски артиста на роль Остапа Бендера. Леонид Иович перепробовал более сотни актеров, пробы прошли двадцать три среди которых были Баталов, Басов, Миронов, Евстигнеев, Борисов, Высоцкий , однако сам режиссер в итоге остановился на кандидатуре Александра Белявского.
Но в самый первый съемочный день, когда по давней традиции ассистент должен был разбить бутылку шампанского, та не разбилась. Гайдай невероятно расстроился и все повторял: «Теперь везенья не будет». И действительно, уже скоро Александра Борисовича сняли со съемок, а на его место был назначен Владимир Высоцкий. Однако и он, не проработав двух недель, запил и был также со съемок снят. Остап-Бендер, актёр Арчил-Гоголашвили Пришлось разыскивать нового актера, которым стал никому неизвестный 44-летний артист русского театра Грибоедова Арчил Гомиашвили, и в третий раз начал снимать всё сначала.
Мастер Гамбс Вся роль Остапа Бендера была переозвучена Юрием Саранцевым, режиссёр резко сменил льстивую интонацию Арчила Гомиашвили, на резкую, решительную и хамскую интонацию, характерную для образа Остапа Бендера. Комедия вышла на экраны в 1971 году, и хотя сам Гайдай впоследствии не раз говорил, что «Двенадцать стульев» одна из его лучших картин, лента пользовалась меньшей популярностью, нежели предыдущие работы. Несмотря на это среди зрителей Леонид Иович продолжал оставаться самым любимым режиссером — его старые картины продолжали собирать полные кинозалы. В эти годы Гайдай впервые побывал в Америке, а в 1972 посетил Италию. В семидесятые годы Гайдай выпустил ещё одну великолепную комедию, вошедшую в золотой фонд советского кино комедии — «Иван Васильевич меняет профессию» 1973.
Об экранизации произведения Булгакова Леонид Гайдай думал ещё в 1960-х гг. В начале к 1970-х годов он снова вернулся к этой идее после того, как увидел постановку пьесы Булгакова «Иван Васильевич» на сцене Театра киноактера. В начале 1970-х годов, когда режиссёр приступил к съёмкам, многие опасались того, что фильм ляжет на полку хотя бы из-за того, что сценарий написан по пьесе Михаила Булгакова. И хотя чиновники всё же выпустили картину на экраны, её пришлось переделывать, а некоторые эпизоды — вырезать. Сомнения по поводу выбранного произведения были большие: в своё время Булгакову запретили поставить эту пьесу в Театре сатиры, и сам сюжет о том, как авантюрист Милославский и недотепа Бунша запросто управляют государством в прошлом, мог вызвать вопросы у киношного начальства: уж не проводит ли режиссёр параллелей с современностью.
Сценарий писали у режиссера дома — сценарист Владлен Бахнов оказался соседом Гайдая по площадке. Все эпизоды, которые цензуре могли показаться сомнительными, изначально старались убирать. Однако, главная идея осталась неизменной: страной правят самозванцы и проходимцы. В кулуарах перешептывались: Гайдай снял антисоветское кино! Такую картину обязательно положат на полку!
Я и тебе не советую». На роль инженера-изобретателя машины времени Николая Тимофеева претендовал Олег Видов, но Гайдай отдал предпочтение Александру Демьяненко, с которым уже давно сработался. К Шурику зритель тоже настолько привык, что инженера пришлось переименовать из Николая в Александра. Многие эпизоды рождались прямо во время съёмок и были импровизацией режиссёра или актёров. Гайдай придумал эпизод, когда царь сел на магнитофон, нажал на кнопку, и, услышав Высоцкого, прослезился, а когда героиня Натальи Кустинской целовала Якина актёр Михаил Пуговкин , режиссёр закричал: «Сплюнь!
Нередко будущий режиссер смешил окружающих вполне сознательно. К примеру, когда добирался до своей школы на одном коньке. Что он и делал, предварительно оседлав свой единственный оставшийся из пары конек.
Этот нелепый «прокат» сопровождал оглушительный хохот одноклассников Леонида Иововича, — добавляет Семенов. Тут же неподалеку находился клуб, в котором Леонид Иовович впервые попробовал себя в качестве театрального актера. Сначала он нерешительно заглядывал в окна здания, где велись репетиции, потом все-таки переборол себя, зашел.
Здание клуба, к сожалению, не сохранилось, зато в памяти его однокашников осталось воспоминание, как режиссер сразу взял в оборот смешного долговязого паренька с оттопыренными ушами, проча ему комическое амплуа на театральной сцене». Актером Гайдай, действительно, стал, отучившись в театральной студии при драмтеатре, а после успешно работал на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Взрывным стало его появление в одной из комедийных постановок в качестве ребенка главной героини, когда Гайдаю пришлось заменить приболевшего подростка из труппы.
Когда эта парочка, где «сынок» был в полтора раза выше «мамы», вышла на сцену — зал лежал. Однако эпизод перетянул на себя всё внимание зрителя, за общим сюжетом пьесы никто уже не следил, и режиссер волевым решением вернул роль предыдущему актеру. Леонид Гайдай.
Фото: live4fan. Особенно, когда в первые годы войны вчерашний школьник Гайдай в 1941 году устроился рабочим сцены в драмтеатр встретился с эвакуированным в Иркутск Московским театром сатиры. Общение с ведущими актерами и режиссерами страны, возможность наблюдать за работой труппы не прошли даром: Леонид Иовович знал наизусть все спектакли столичных артистов.
Не только слова: интонацию, мимику, с которой произносилось каждое слово, — делится иркутский историк Иван Меньшов. Почувствовав потолок, он поделился с отцом и матерью своим желанием учиться на режиссера. Родители поддержали сына, отец даже захотел не только помочь с покупкой билетов до Москвы, но и пообещал на время учебы высылать небольшую сумму, чтобы Леонид не беспокоился о пропитании.
Гайдай, дайте огласить весь список! К этому времени у Гайдая был уже не только актерский опыт, но и военный — в 1941 году он со своими одноклассниками добился вербовки в советскую армию, только вот сначала подростков отправили на службу в далекую от всех фронтов Монголию.
Какие фильмы Гайдая запретили и почему режиссера в СССР внесли в черный список?
Появился достаток, стали рождаться дети — старший сын Александр 1919 , средняя дочь — Августа 1921 , и затем самый младший, герой нашего рассказа — Леонид. Почти сразу семья переехала в Читу, а затем через 7 лет — в Иркутск. Там Леонид и пошёл в 1931 году в школу, там же её и закончил… а через несколько дней после его выпускного грянула война. Первый год Гайдая не призывали — не достиг призывного возраста, работал в Иркутском театре работником сцены. Затем театр уехал работать в провинцию, а в Иркутск эвакуировали Московский театр Сатиры. Леонид стал работать там, познакомился с именитыми московскими актёрами, для некоторых из них даже бегал за водкой. Гайдай считал постыдным отсиживаться в тылу, когда идёт война. Однажды приехал военком в очередной раз отбирать пополнение, и на каждые его вопрос Леонид стал говорить "Я". В результате в тот раз Гайдая в армию так и не взяли.
Много лет спустя он вспомнил этот случай из своей биографии и использовал в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Так продолжалось, пока в феврале 1942 года его не призвали в армию. Сразу на фронт Гайдай не попал — сначала его отправили в Монголию объезжать низкорослых монгольских лошадок для отправки на фронт. Затем он отучился в полковой школе сержантов, и в декабре 1942 года попал на фронт во взвод пешей разведки. Брату он писал: "я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды". Поставленный голос у Гайдая был со школы — он там активно занимался в самодеятельности, и охотно продолжал тоже самое в армии. В приказе было указано: "…в боях за деревню Енкино 14.
Долго повоевать не довелось — 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине, серьёзно повредил стопу. В госпитале её хотели отнять, но он категорически отказался: "Одноногих актёров не бывает", а он очень хотел стать актёром. В результате ногу ему спасли, но воевать он уже больше не мог, и его с инвалидностью отправили домой. В Иркутске к 1947 году Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Одновременно с учёбой он играл в театре и работал осветителем. Гайдай стал местной знаменитостью, о его роли в спектакле "Молодая гвардия" написали в центральной областной газете, но особенно зрителям нравились его комические роли. В детстве Гайдай очень любил фильмы с Чарли Чаплиным, нередко после окончания сеанса прятался под сиденьями, чтобы в очередной раз посмотреть на игру любимого актёра. Мог так пропадать в кинотеатре целыми днями.
Теперь он сам радовал зрителей актёрской игрой, нередко используя подсмотренные в кино игровые приёмы. И тут в его жизнь вмешалась судьба — оказалось, что актёров с наработанной актёрской школой в ГИТИС не берут, а из театра он уже уволился. Леонид решил, была не была, подал документы во ВГИК… и поступил. На первом же курсе его отчислили за плохое поведение — Гадай слишком много подшучивал на занятиях над своими одногруппниками и преподавателями. Правда, в том же году он смог восстановиться и попасть в мастерскую к именитому режиссёру Григорию Александрову. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились. Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился — подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" 1947 Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна".
Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая — драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм. Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Однако Гайдай перестарался. Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут.
Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света», главных персонажей в которой сыграли Георгий Вицин и Ростислав Плятт. Кадр из фильма Леонида Гайдая «Долгий путь» Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны. Как позже вспоминал однокурсник Гайдая — Иван Фролов, режиссер очень переживал случившееся и даже зарекался больше никогда не снимать комедии. Иван Пырьев посоветовал Леониду Иовичу снять что-нибудь патриотическое. Так в 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов. После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Это была короткометражка — лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут. Кадр из фильма «Пес Барбос» Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями — «Самогонщики». Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм». Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время неоднократно менялся как сценарий, так и имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был Владиком, но в экранной версии зрители увидели уже Шурика. Кадр из фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Режиссер решил дать актерам карт-бланш: были разрешены импровизации, собственные шутки. Заучивать роли слово в слово Гайдай не требовал. Фильм, появившийся на экранах страны летом 1965 года, обрел название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове. Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины появлялись спонтанно, по ходу творческого процесса. Он экспериментировал, по нескольку раз заставляя артистов переигрывать одни и те же эпизоды. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях», которую многие жители нашей страны знают наизусть. Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы» «Кавказская пленница» была готова к прокату уже осенью 1966-го, но чиновники не спешили ее одобрять. Худсовет «Мосфильма» жестко раскритиковал комедию, назвав ее невыразительной и небрежно снятой.
Юный плагиатор Леонид Гайдай в кругу родных в Иркутске. Старший брат Леонида Гайдая Александр, который впоследствии станет поэтом и журналистом, начал писать стихи ещё в школьные годы. В 1937 году одно из его стихотворений опубликовали в «Пионерской правде», чем Александр очень гордился. Но и Леонид не мог остаться без лавров, правда, сам писать он не стал. Будущий режиссёр переписал от руки то самое стихотворение брата, что было напечатано в газете, и отнёс его в местное издание. А после того, как оно было опубликовано, Леонид Гайдай ещё и похвастался брату, продемонстрировав его собственное стихотворение, подписанное под другим именем. Первая роль Леонид Гайдай. Он окончил школу в 1941 году и уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны отправился записываться добровольцем на фронт, однако его не взяли. Леонид Гайдай пришёл в Иркутский драмтеатр, куда его взяли рабочим сцены. Правда, уже осенью он всё же ушёл на фронт и вернулся в 1944 году после серьёзного ранения. Тогда же он пошёл учиться в студию при театре и вскоре стал выходить на сцену. Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова, простоя выходил на сцену, и зал попросту лежал от хохота. При этом успокоить зрителей после этого было невозможно. Он выглядел так комично и несуразно, что зрители, в прямом смысле слова, хохотали до слёз. Отыграл в этом образе Леонид Гайдай всего несколько вечеров, после чего его заменили на мальчика из дворца пионеров, после выхода которого зал не нужно было возвращать ценой неимоверных усилий к дальнейшему просмотру спектакля. Личный опыт Леонид Гайдай в годы войны.
По окончании ссылки он не вернулся назад, а устроился работать железнодорожником. Вскоре он воссоединился с возлюбленной и пара сыграла свадьбу. Родились трое детей: сын Александр, дочь Августа и младший ребенок Леонид, родившийся 30 января 1923 года. С появлением младшенького семейство уехало в Читу, а после — в Иркутск, где Леня начал получать школьное образование. Ребенок тянулся к знаниям, любил чтение, но и похулиганить был не прочь. Участвовал в музыкальном коллективе при местном ДК, играл на балалайке. Когда началась ВОВ, Гайдай заканчивал школу. Юнец рвался защищать Родину, но его пока не брали из-за малых лет. Тогда он начал трудиться разнорабочим в местном драмтеатре, где пересмотрел все постановки. В 1942-м его призвали в армию. На службе в Монголии солдат заботился об армейских скакунах и объезжал их. Окончив полковое училище, он отправился сражаться на фронт под Москвой. Получил орден «За боевые заслуги» и стал командиром отделения.