Читаем новости сегодняшнего дня: Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер направила британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону открытое письмо с призывом начать переговоры о возвращении Аргентине Фолклендских островов, сообщает в четверг газета. Около двух с половиной месяцев длилась война за контроль над Мальвинскими (Фолклендскими) островами, которая началась в 1982 году между Аргентиной и Соединенным Радио Sputnik, 24.07.2023. Проблема Фолклендских островов возникла давно, еще до кровавых событий 1982 года, откуда принято вести отсчет. Обе страны не объявляли друг другу войну отчего союзники по НАТО не стали оказывать Лондону реальную военную поддержку.
Аргентина денонсировала соглашение с Великобританией о Фолклендских островах
Правительство Аргентины 1 декабря выразило протест Великобритании из-за сообщений о планируемой отправке на спорные Фолклендские (Мальвинские) острова служащих так называемых Сил безопасности Косово (СБК). #Фолкленды #филипповский13 #АлексейПилькоВместе с Алексеем Пилько разбираемся в истории противостояния за контроль над Фолклендскими островами. Ранее предложенный президентом Аргентины план переди Фолклендских островов под юрисдикцию Буэнос-Айреса в Лондоне отвергли, пишет британское издание Фолклендские острова, или как их называют на испанский лад Мальвинские острова. Министр обороны Аргентины Хорхе Тайана призвал Великобританию обсудить судьбу Фолклендских островов, сообщает ТАСС со ссылкой на официальное заявление военного ведомства.
Уроки истории — Фолклендский кризис
Фолклендские или Мальвинские острова являются предметом территориального спора между Аргентиной и Великобританией. После войны за обладание островами, в которой победила Великобритания, Фолклендам был присвоен статус заморской территории, а в 2013 году был проведен референдум, на котором подавляющее большинство из полутора тысяч островитян выбрали остаться в составе Великобритании.
Исторически на островах не было постоянного населения до прихода европейцев. В 1982 году Аргентина захватила Фолклендские острова, однако очень скоро была вытеснена английскими моряками.
В настоящее время президент Аргентины Милей выдвинул требование перед Британией отдать острова. Аргентина предлагает Британии провести переговоры по этому вопросу.
Кстати, выбор этот кажется нам вполне здравым.
Генерал Гальтиери, который дерзнул и… не смог Тогда откуда война? Случилось так, что новому военному правительству Аргентины, которое пришло к власти в стране в 1981-м, захотелось дешевой популярности. Желательно побольше.
Генерал Леопольдо Гальтиери спланировал нападение на Фолкленды, рассчитывая убить сразу двух зайцев — расширить государственные границы Аргентины и словить хайп национального героя. Сказано — сделано. И 2 апреля 1982-го отряд спецназа и морская пехота высадилась близ Порт-Стэнли, столицы Фолклендских островов, и после короткого, но ожесточенного боя заставила капитулировать маленький отряд британцев.
Читайте также 22 завораживающих цветных фото Второй мировой Аргентинцы потеряли одного человека убитым и трех раненых, при этом со стороны британцев никто не пострадал. Генерал Гальтиери особо настаивал на бережном и гуманном обращении с пленными, рассчитывая, что это поможет сгладить реакцию Великобритании. Не помогло.
Правительство Соединенного королевства во главе с Маргарет Тэтчер выразило свою позицию максимально четко: своих не бросаем. И к Фолклендам тотчас выдвинулись крупные военно-морские силы королевства.
В понедельник Минобороны королевства сообщило о том, что HMS Forth прибыл к Фолклендам, чтобы сменить HMS Medway, который выполнял патрульную миссию у архипелага в течение последних девяти месяцев. Заявление Шэппса было воспринято британскими СМИ как реакция на слова избранного президента Аргентины Хавьера Милея, который в ходе предвыборной кампании называл "не подлежащей обсуждению" принадлежность островов Аргентине. Теперь нам надо думать о том, как мы их вернем. Совершенно ясно, что война - не решение. Мы воевали и проиграли, так что теперь нужно приложить все усилия для того, чтобы вернуть острова, пользуясь дипломатическими каналами", - заявлял Милей во время теледебатов.
Снова война? Аргентина денонсировала соглашение с Великобританией о спорных Фолклендских островах
Авангардная группа 317 оперативного соединения под командованием Д. Вудворта отправилась к острову Вознесения 2 апреля. В период с 6 по 9 апреля на десантные корабли были погружены военнослужащие, вертолёты и наземная техника. Отправка десантных сил производилась также и по воздуху. На острове Вознесения началось укрепление военно-воздушной базы. Одновременно с этим в районе начали действовать британские подводные лодки, вплоть до 29 апреля осуществляя блокаду островов и разведку территории. В это же время из Портсмута отбыли транспорт MV Norland с парашютистами 2-го батальона на борту и десантный корабль Sir Bedivere.
Первые надводные корабли вошли в зону конфликта 20 апреля. Вечером 23 апреля во время шторма в результате аварии разбился вертолёт Sea King , все члены экипажа погибли. В общих чертах британский план действий в Южной Атлантике заключался в следующем. Имитацией проведения десантной операции в районе Порт-Стенли спровоцировать флот противника на активные действия и, взаимодействуя с подводными лодками 324-го оперативного соединения, нанести ему поражение. Завоевав господство на море, совместно с дальней авиацией ВВС обеспечить локальное превосходство в воздухе. Установить жесткую воздушную и морскую блокаду островов и создать условия для выполнения десантной операции.
После сосредоточения на плацдарме достаточных сил и средств провести наземную операцию, конечной целью которой являлся разгром войск противника и захват административного центра архипелага. Выбор места десантирования откладывался на более поздний срок. Развёртывание аргентинских сил Подготовка, переброска, состав A4 Skyhawk Аргентинских ВВС В связи с тем, что на дипломатическом фронте Аргентина проигрывала, и первоначальный план «занять острова и договориться» провалился, было принято решение наращивать силы на островах, чтобы заставить Великобританию отказаться от силового возврата островов. С этой целью, вместо первоначальных 500 человек, на острова переправили 11 тыс. В связи с тем, что отношения с Чили были натянутыми, аргентинцам пришлось оставить лучшие силы на границе с Чили, а на острова были отправлены, в основном, неподготовленные войска. В Порт-Стэнли 2 апреля 1982 года были передислоцированы 4 транспортных самолёта Hercules С-130 и 2 пассажирских Fokker F28.
В тот же день в аэропорт прибыла эскадрилья штурмовиков Pucara состоящая из 4 самолётов. Уже с 4 апреля начались мероприятия по усилению обороны Фолклендов. Проведение воздушных стратегических наступательных и оборонительных операций было возложено на оперативную группу ВВС «Юг». В составе группы на авиабазе Трелев находилась 2-я авиагруппа, на ВВБ Комодоро-Ривадавия 8 бомбардировщиков Canberra , 8-я штурмовая и 3-я истребительная группа, 8 истребителей Mirage и 20 штурмовиков Pucara. Там же располагалась транспортная эскадрилья Hercules С-130, эскадрильи разведки и спасательных операций. Так как превосходство англичан на море было очевидным, от морского сражения решено было отказаться.
По мнению вице-адмирала X. Ломбардо, атаковать англичан надо было в момент проведения десантной операции. В этот момент предлагалось нанести удар силами трёх корабельных групп, причём основной урон следовало нанести десантным кораблям. Эта концепция и стала основой аргентинского плана по обороне островов. Небольшие корабли еще пытались прорваться в Порт-Стенли. Катера прибыли в Порт-Стенли на рассвете 13 апреля.
Для перевозки войск и грузов руководство Аргентины реквизировало у компаний «Аргентинские Авиалинии» исп. Для обороны морского побережья на базе в Санта-Крус была развернута эскадрилья штурмовиков Pucara. На Рио-Гальегос базировались 5-я авиагруппа, состоящая из 24 Skyhawk A-4, и 8-я группа, 10 истребителей Mirage. Аргентинских лётчиков готовили, в основном, для сухопутных операций и поддержки наземных сил, поэтому противодействие военно-морским силам противника было им в новинку. В срочном порядке лётчики начали отрабатывать приёмы противодействия морским силам противника. На островах было создано две основных и несколько вспомогательных авиабаз.
На грунтовом аэродроме в поселке Гус-Грин была оборудована авиабаза «Кондор», также на острове Пебл был оборудован вспомогательный аэродром «Кильдин». Основная вертолетная база была расположена на ипподроме в Порт-Стенли, запасная — в районе горы Кент. Аргентинская группировка ВВС состояла из 15 штурмовиков Pucara, 12 учебно-боевых самолетов ВМС и двух транспортных самолетов префектуры. Также был передислоцирован и 601-й авиационный батальон, в составе которого находились 7 вертолетов Agusta - AW109 , 4 транспортных Chinook CH-47 и 6 Bell 212 , а также 2 морских вертолета Lynx и вертолет префектуры Puma. Также, как и в Великобритании, для нужд флота производилась реквизиция гражданских судов. С таким же грузом 20 апреля на острова ушло транспортное судно Rio Carcarana.
Использовались системы аргентинского и зарубежного производства. Всего было заминировано около 120 участков на подходах к Порт-Стэенли. Также были заминированы важные объекты, такие как мост через Фицрой. С 21 апреля начали вести боевое дежурство части ПВО на островах. Их вооружение состояло из 12 спаренных 35-мм артиллерийских систем Oerlikon , небольшого количества 20-и 40-мм зенитных орудий, переносных ЗРК Blowpipe рус. Блоупайп , 3 пусковых установок Tigercat и одной батареей Roland.
Дополнительно в группу был включён танкер Puerto Rosales. Группе предписывалось вести патрулирование в южной части ТОЮА. Была очень высокая вероятность присутствия передовых британских кораблей в 200-мильной зоне. Миномётное, противотанковое и прочее тяжёлое вооружение полка так и не смогли переправить на острова. Основная часть войск находилась в районе Порт-Стенли. Там же находились и штабы трёх развернутых на островах бригад.
Часть сил обороняла авиабазу «Мальвинские острова», также в городе находились три инженерных роты и полевой госпиталь. К 30 апреля 1982 года численность аргентинских войск на островах составляла около 11 тыс. Боевые действия Операция «Параквейт» В условиях неустойчивой внутренней и внешней политической ситуации, Великобритании и лично премьер-министру страны Маргарет Тэтчер был необходим быстрый военный успех. Нужно было найти такое применение военной силы, которое при HMS Antrim Британских ВМС минимуме затрат и незначительном противодействии со стороны противника гарантировало бы успех. Остров Южная Георгия, события на котором послужили причиной для войны, идеально подходил для этой цели, поскольку, во-первых, британское военное руководство не располагало в это время достаточно крупными силами в регионе, а во-вторых, по имеющимся данным британской разведки, аргентинцы не имели на острове крупных сил. Расположение Южной Георгии вдали от материка делало невозможным воздушную поддержку гарнизона, а присутствие британских подводных лодок должно было помешать флоту противника.
Успешное проведение такой операции демонстрировало твёрдую позицию Великобритании и предоставляло дополнительные козыри для дальнейших переговоров. Эти причины и побудили Маргарет Тэтчер отдать 7 апреля 1982 года распоряжение адмиралу Дж. Филдхаузу в кратчайшие сроки восстановить британское военное присутствие на Южной Георгии. Операция получила кодовое наименование «Параквейт». Для захвата острова была сформирована десантная группа, состоящая из бойцов спецподразделений. Начало операции было назначено на 19 апреля, а закончить её следовало к 23 апреля.
Однако завершить операцию удалось лишь к 26 апреля. В ходе операции британцы в результате шторма потеряли два вертолёта, а также ими была выведена из строя аргентинская подводная лодка ARA Santa Fe. Командир британских десантников майор Шеридан принял капитуляцию от начальника аргентинского гарнизона в Грютвикене. Астис подписал акт о капитуляции своего подразделения. Также британцы планировали имитировать проведение десантной операции, рассчитывая спровоцировать аргентинский флот на ответные действия и, используя подводные лодки, нанести ему поражение. Операция по уничтожению аэродромов получила название «Блэк Бак-1».
Бомбардировщик Avro Vulcan взлетевший с острова Вознесения, после пяти дозаправок в воздухе 1 мая, в 4 утра, сбросил бомбы на аэродром, но серьёзных повреждений не нанёс. Двенадцать самолётов Sea Harrier должны были участвовать в бомбардировке аргентинских аэродромов. В результате налёта было повреждено четыре гражданских самолета, уничтожен склад горючего и разрушено несколько зданий аэропорта. Аргентинцы силами ПВО смогли лишь незначительно повредить один британский самолёт. Результатом налёта на ВВБ «Кондор» стали один уничтоженный и два сильно повреждённых штурмовика Pucara, британские самолёты вернулись без потерь. Одновременно с атаками аэродромов производилась высадка разведывательных групп на берег.
Торпеда среагировала на противоторпедное акустическое устройство Мк-182, корабли не были повреждены, однако лодка обнаружила себя. Англичане начали активные действия по поиску и уничтожению подводной лодки, но аргентинцам удалось уйти. Аргентинское руководство склонялось к мысли, что британцы всё-таки начали десантную операцию. После 16 часов состоялось несколько воздушных боёв, в результате которых аргентинцы потеряли 2 самолёта Mirage III, 1 самолёт Dagger. Из-за неточного бомбометания, британские корабли не пострадали, был ранен 1 матрос с HMS Arrow. Было ещё несколько попыток атаковать группу HMS Glamorgan, однако воздушное прикрытие Sea Harrier не позволило аргентинцам приблизиться к кораблям, был сбит аргентинский лёгкий бомбардировщик Canberra.
В результате ошибки аргентинских пилотов подвергся бомбардировке их же транспорт Formosa , бомба оказалась неисправна и не взорвалась. В период с 21 до 22 часов британские корабли снова подвергли обстрелу аргентинские укрепления на острове. В результате боевых действий у обоих сторон конфликта обнаружились как сильные, так и слабые стороны. Например аргентинцы научились преодолевать довольно таки слабую оборону ПВО англичан, в то же время в воздухе аргентинцы ничего не могли противопоставить британским Sea Harrier, вооружёнными американскими ракетами Sidewinder. Аргентинский флот получил приказ отойти на исходные позиции и ожидать благоприятного момента для атаки. Британцы же ожидали комбинированной атаки аргентинских воздушных и морских сил.
Английские корабли были построены в боевой порядок в 80 милях от Порт-Стенли. Ранее, ночью, в результате разведывательного полёта Sea Harrier обнаружил несколько морских целей. Попытка навести на них подводную лодку не увенчалась успехом. Местоположение авианосной группы аргентинцев оставалось неизвестным. В это время подводная лодка HMS Conqueror , имеющая приказ о поиске аргентинских кораблей, с помощью американского спутника была наведена на южную группу аргентинских кораблей. Визуально их удалось обнаружить 1 мая.
Подводная лодка заняла позицию в 25 кабельтовых от группы и продолжала слежение за ней. Корабли следовали к Фолклендам в состоянии повышенной боевой готовности. Утром 2 мая аргентинцы приблизились к 200-мильной зоне, но получили приказ вернуться на исходные позиции и развернулись на запад. Рефорд-Браун, получил приказ атаковать любой аргентинский корабль за пределами 200-мильной зоны. Одна торпеда взорвалась в машинном отделении , а вторая попала в 20 метрах от форштевня корабля, в результате попадания полностью оторвало 20-метровую оконечность корабля. Борьба за живучесть не принесла результатов и через 20 минут командир крейсера отдал приказ покинуть корабль.
В условиях шторма эвакуация экипажа не обошлась без жертв, часть людей погибла от переохлаждения, один плот перевернулся и люди утонули. В результате спасательных операций выживших людей удалось спасти, последний плот был обнаружен 4 мая. На борту ARA General Belgrano находилось 56 офицеров, 627 старшин, 408 матросов и два гражданских стюарда. Погибшие на крейсере 323 военных моряка составили около половины аргентинских потерь во время конфликта. Это был самый первый случай в истории потопления военного корабля атомной подводной лодкой. В результате гибели ARA General Belgrano, опасность для британской группировки с юга стала минимальной, поэтому командующие британскими силами могли сконцентрировать своё внимание на других направлениях.
Аргентинский же флот отошёл к побережью Аргентины и до конца конфликта никак не участвовал в дальнейших сражениях.
Южноамериканская республика потерпела поражение, потеряв за два с половиной месяца боевых действий 649 военнослужащих. Потери британской стороны составили 255 человек. В марте 2013 года подавляющее большинство жителей архипелага высказалось на референдуме за то, чтобы территория осталась во владении Соединенного Королевства. Аргентина не признала результаты референдума.
Великобритания присоединила острова в 1833 году. Она началась с вторжения и захвата Аргентиной Фолклендских островов Южной Георгии и Южных Сандвичевых Островов на следующий день в попытке установить суверенитет, на который она претендовала. Конфликт завершился поражением Аргентины. В общей сложности во время боевых действий погибло 649 аргентинских и 255 британских военнослужащих, а также трое жителей Фолклендских островов.
Но главное не это. Отряд «Бельграно» находился на юге от британского соединения, а с севера у аргентинцев была полноценная авианосная группа.
Она могла одновременно нанести ракетный удар ПКР «Экзосет» с помощью палубных штурмовиков «Супер этандар» и бомбовый удар силами более простых «Скайхоков». Аргентинцы пытались найти британские корабли. Что случилось бы, натолкнись на них «Бельграно»? Ответ очевиден. Аргентинская авиация получила бы нужное ей целеуказание и как минимум ПКР «Экзосет» аргентинцы бы применили беспрепятственно. А это, в свою очередь, могло бы привести к гибели любого из британских авианосцев. А гибель любого из них означала бы, видимо, выход Британии из войны или применение ею ядерного оружия.
Ничего из этого бритты не хотели. Известно, что атомных подлодок на фолклендском театре военных действий у англичан было три, и они изо всех сил искали авианосец. Оказавшись не способными вовремя найти аргентинский авианосец, британцы нашли крейсер с эсминцами. Вскоре он был потоплен торпедной атакой с британской подводной лодки. Что обращает на себя внимание в этом эпизоде? Британцы вынуждены были использовать допотопные торпеды, потому что в работоспособности современных у них были сомнения. Это не какая-то специфическая британская проблема, с этим сталкиваются почти все флоты мира.
Торпеда крайне сложное изделие, и чтобы быть уверенным в ней, нужен огромный объем практических и боевых стрельб на флотах. Иначе в бою торпеды обязательно подведут. Чуть ранее англичане провели серию воздушных боев с аргентинскими истребителями. И выиграли их все.
Возможна ли вторая Фолклендская война при поддержке Аргентины Китаем
Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу | Аргументы и Факты | Несмотря на проигранную Аргентиной в 1982 году войну против Британии за право суверенитета над островами, Буэнос-Айрес все еще имеет территориальные претензии на острова. |
Война за Фолклендские острова | группа островов у южной оконечности Южной Америки(между 51-м и 53-м градусом Южной широты и между 57-м и 62-м градусом Западной долготы). |
В Британии заявили, что принадлежность Фолклендских островов не подлежит обсуждению | История спора Аргентины и Великобритании по вопросу данных островов длится уже более двух веков и успела достигнуть своего апогея в 1982 году, когда между государствами вспыхнула Фолклендская война. |
Война за Фолклендские (Мальвинские) острова
Война за Фолклендские острова (Александр Щербаков 5) / Проза.ру | Когда в апреле 1982 году произошел инцидент на Фолклендских островах, Королевский Флот принял решение вывести из резерва лёгкий крейсер HMS Blake, и проверить на предмет возвращения в строй, как и предполагалось в таких обстоятельствах. |
Британия разминировала Фолклендские острова спустя 40 лет после войны | Аргентинский ветеран войны за Фолклендские острова демонстрирует каску, которая спасла ему жизнь во время боя с британцами. |
Война за Фолклендские острова (Александр Щербаков 5) / Проза.ру | МИД Аргентины предложил возобновить переговоры с Великобританией по возвращению Фолклендских островов. |
Аргентину подталкивают к пересмотру итогов Фолклендской войны | Когда в апреле 1982 году произошел инцидент на Фолклендских островах, Королевский Флот принял решение вывести из резерва лёгкий крейсер HMS Blake, и проверить на предмет возвращения в строй, как и предполагалось в таких обстоятельствах. |
Фолклендская война железной леди / История / Независимая газета | Война между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими или, как их называют в Южной Америке, Мальвинскими островами произошла 41 год назад. |
Война за Фолклендские острова
группа островов у южной оконечности Южной Америки(между 51-м и 53-м градусом Южной широты и между 57-м и 62-м градусом Западной долготы). Фолклендская война, вооружённый конфликт между Великобританией и Аргентиной за обладание Фолклендскими (Мальвинскими) островами в апреле – июне. Фолклендские (Мальвинские) острова являются британской территорией, так как такой выбор сделали их жители. Вопрос принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов не вызывает каких-либо сомнений и не будет обсуждаться Лондоном.
Война за Фолклендские (Мальвинские) острова
В 2013 году на островах прошел референдум, большинство жителей высказались за сохранение острова под британской короной. Аргентина не признала результатов референдума, она называет острова Мальвинскими. На шельфе Фолклендских островов, предположительно, имеются богатые залежи нефти и газа. С 2010 года в водах архипелага ведутся геологоразведочные работы. Однако в 2016 году комиссия ООН по определению пределов континентального шельфа признала острова частью Аргентины. Решение комиссии принято на основании аргентинской заявки от 2009 года, в которой она попросила зафиксировать пределы ее континентального шельфа на расстоянии в диапазоне от 200 до 350 миль примерно от 320 до 560 км от ее побережья. Острова расположены примерно в 480 км от берега аргентинского региона Патагония.
В 9 часов генерал Менендес сообщил о высадке британского десанта в Сан-Карлос и запросил авиационную поддержку. Тем временем четвёрка штурмовиков Pucara с авиабазы «Кондор» попыталась атаковать британские корабли. Два аргентинских самолёта были сбиты, оставшиеся благополучно вернулись домой не нанеся британцам значительного урона.
Из-за усилившихся обстрелов базы «Кондор», аргентинцы решили перебазировать самолёты из Гус-Грин в Порт-Стенли. Во время атаки один из бомбардировщиков был сбит, остальные успешно сбросили бомбы, однако по фрегату HMS Broadsword не попали, лишь обстреляли его из авиапушек. В эсминец HMS Antrim попало две бомбы, ни одна из них не взорвалась, но в результате попадания на корабле возник пожар. Чуть позже эсминец подвергся атаке двух бомбардировщиков с ВВБ в Сан-Хулиане, в результате которой пожар усилился и командир, во избежание взрыва погребов ЗРК Sea Slug , приказал выкинуть ракеты за борт. Все три самолёта вернулись на базу невредимыми. В налёте участвовало 15 аргентинских самолётов, один был сбит,было повреждено 2 британских корабля, однако, несмотря на несовершенство британской системы ПВО, вражеским самолётам не удалось прорваться к десантным кораблям и катерам. Безуспешно сделав несколько заходов, аргентинцы потеряли один самолёт и вернулись на базу. По пути к цели они осуществили дозаправку в воздухе, однако из-за неисправностей топливной системы, два самолёта вернулись домой. Два самолёта были сбиты над Западным Фолклендом воздушным патрулём англичан.
Ещё два самолёта вернулись на базу, один из-за технических проблем, второй - ошибочно израсходовав боезапас [15]. Оставшиеся два самолёта прорвались к фрегату HMS Ardent, но все бомбы прошли мимо цели, а самолёты неповреждёнными вернулись на базу [16]. По пути один из них вернулся на базу из-за технических проблем. Первым обнаруженным кораблём противника стал фрегат HMS Argonaut, по нему было сброшено 10 бомб, две из которых попали в цель. Обе бомбы не взорвались, однако вызвали сильные повреждения, пожар и детонацию боезапаса. Корабль потерял ход, но пожар удалось потушить. Фрегат снова стал целью следующей атаки аргентинцев, - четвёрка Dagger вошла в зону Западного Фолкленда, но обнаружилось, что небо закрыто плотным низким слоем облаков. Один аргентинец был сбит, остальные успешно провели бомбометание по HMS Ardent. Фрегат получил три попадания в кормовую часть.
Ещё два звена Dagger атаковали фрегат HMS Brilliant, но бомбы прошли мимо цели, фрегат получил попадания только от авиапушек. Три самолёта из шести было сбито британскими истребителями. Три самолёта успешно атаковали корабль, который получил семь попаданий авиабомб. Капитан фрегата принял решение покинуть корабль. Чуть ближе переместились и британские авианосцы для более плотного авиационного прикрытия десантной группировки. Во второй половине дня аргентинские самолёты с материковых аэродромов вылетели к Фолклендам, но из-за плотных облаков, которые скрывали английские корабли в районе Сан-Карлоса, аргентинские пилоты не обнаружили противника и вернулись на базу. Затонувший HMS Antelope 23 мая, утром, несколько групп аргентинских самолётов поднялись в воздух, однако, по различным причинам не смогли продолжить задание, в частности одна из групп, которая всё таки долетела до зоны боевых действий, не обнаружила ни одного британского корабля. В это же время тройка британских вертолётов обнаружила и вывела из строя аргентинский транспорт ARA Monsunen. В результате налёта уничтожены два вертолёта Puma и сильно повреждён вертолёт Agusta А-109А.
С 11:00 до 14:00 часов англичане провели несколько воздушных атак по аэродромам Гус-Грин, Портговард и Порт-Стенли. Результатом этих налётов стала невозможность островной авиации аргентинцев как то помешать высадке. В полдень аргентинская авиация снова предприняла попытку атаковать британские корабли, на этот раз четвёрка самолётов смогла повредить фрегат HMS Antelope. В 14:30 ударная группа аргентинских самолётов вылетела с заданием добить повреждённый фрегат. Часть самолётов из-за технических проблем вернулась на базу. К тому времени HMS Antelope успел уйти из опасного района и аргентинские самолёты легли на обратный курс. На обратном пути один из них был сбит британским Harrier. В этот день аргентинская авиация предприняла ещё несколько вылетов, но особых успехов не достигла. Воспользовавшись отсутствием самолётов противника англичане снова, в 16:30 и 17:25 произвели налёты на вертолетную площадку в окрестностях Порт-Стенли, а в 20:30 на ВВБ «Мальвинские острова».
При выполнении этого задания по невыясненным причинам один из Harrier взорвался. Вечером того же дня из-за взрыва боезапаса взорвался и затонул фрегат HMS Antelope. Фолкленды 1982 год 24 мая англичане несколько раз бомбили аэродром в Порт-Стенли. Аргентинское командование приняло решение не делить свои силы на несколько волн, а нанести один массированный непрерывный воздушный удар по противнику. Целями для налёта должны были стать десантные корабли британцев. В 10:15 пять Skyhawk A-4 атаковали танкодесантные корабли британцев. Этот удар должен был быть продолжен следующей группой ударных бомбардировщиков, однако, обнаруженные с эсминца HMS Coventry, были атакованы парой Sea Harrier и, сбросив бомбы и дополнительные баки легли на обратный курс. В 11:04 несколькими Harrier была успешно атакована приближающаяся тройка бомбардировщиков Dagger - все три самолёта были сбиты. В 11:30 звеном Skyhawk A-4 был атакован фрегат HMS Arrow, по словам аргентинцев, они добились нескольких попаданий, англичане не подтвердили попаданий.
На выходе из атаки все самолёты получили повреждения, один из них потерял высоту и разбился об воду. В 8:00 четвёрка Skyhawk А-4В вылетела из Рио-Гранде, однако два самолёта по техническим причинам прекратили полёт. В 9:10 оставшаяся пара самолётов вышла по радарам для атаки на надводную цель, однако это оказалось госпитальное судно SS Uganda и лётчики развернули самолёты. В результате попадания ракеты один самолёт был сбит. Ни одна из бомб не достигла цели, но был сбит один самолёт и сильно повреждены остальные три. В 13:45 аргентинцы начали операцию по уничтожению кораблей дальнего радиолокационного дозора. Наведение самолётов на цель осуществлял мобилизованный воздушный лайнер Learjet. Из шести взлетевших Skyhawk А-4В, двое не смогли продолжать полёт по техническим причинам. В 15:20 низколетящая пара самолётов внезапно атаковала британские корабли.
Корабль получил одно попадание, но бомба не взорвалась, а пробив борт на метр выше ватерлинии и вышла с другой стороны. Команда быстро справилась с начинающимся пожаром и повреждениями и корабль сохранил боеспособность. Вторая пара бомбардировщиков атаковала HMS Coventry, в него попало три бомбы, а самолёты без помех ушли на базу. Корабль полностью лишился хода и электроэнергии, вышла из строя внутрикорабельная связь. Через 20 минут после попадания первой бомбы корабль опрокинулся и затонул. SS Atlantic Conveyor после попадания двух ракет Аргентинская разведка получила сведения о предполагаемом местоположении британской авианосной группы. Для атаки были отправлены два Super Etendard с ракетами Exocet. В 16:14 самолёты засекли три цели и в 16:20 произвели запуск ракет. Контейнеровоз пытался маневрировать, но не смог избежать попадания.
Обе ракеты попали в кормовую часть левого борта авиатранспорта. В результате взрыва начался сильный пожар, борьба с которым была безрезультатной. Когда возникла угроза взрыва боезапаса, решено было эвакуировать экипаж. Авиатранспорт горел двое суток и впоследствии затонул. Британцы потеряли вместе с транспортом шесть вертолетов Wessex, три Chinook и еще один Lynx. Также было потеряно большое количество запасных частой к авиатехнике, авиационного горючего и вооружения. Несмотря на серьёзные потери британцев в период с 21 по 25 мая, аргентинцы не смогли критически ослабить группировку противника. Сами же аргентинцы, потеряв 16 самолётов и не имея возможности из-за международных санкций восполнить потери, значительно утратили превосходство над противником. Англичане же постоянно получали подкрепления и кораблей, и самолётов, начали строительство полевого аэродрома в поселке Сан-Карлос.
С 21 по 25 мая англичане в целом выполнили поставленную перед собой задачу. Их войска прочно закрепились на плацдарме. На берегу было сосредоточено достаточное количество техники, вооружения и материальных запасов, необходимых для проведения сухопутной наступательной операции. Бои за Гус-Грин и Дарвин Британские десантники двигаются к Гуз-Грину К 26 мая аргентинское командование ВВС изменило тактику проведения своих воздушных ударов, - теперь атаковались силы сухопутных войск британцев на берегу. В 13:30 на позиции англичан было сброшено 8 бомб, оценить эффективность бомбометания помешала низкая облачность. В этот день британцы начали боевые действия в 00:30. До 2:30 их корабли обстреливали аргентинские позиции в Фокс-Бей, в 0:45 начался артналёт по аэродрому в Порт-Стенли. Был уничтожен штурмовик Pucara. В 10:25 Harrier GR.
В 14:21 британская авиация нанесла удар по зенитной артиллерии в Порт-Стенли. На 27 мая британцы запланировали начало атаки на Дарвин и Гус-Грин. В 3:20 аргентинцы провели ночную бомбардировку позиций англичан, в 15 часов была предпринята ещё одна попытка атаковать британцев с воздуха - был уничтожен склад боеприпасов и поврежден полевой госпиталь. Во время налётов был сбит один и серьёзно повреждены 3 самолёта. Ещё 26 мая, поздно вечером, 2-й парашютно-десантный батальон выдвинулся в район Дарвина и Гус-Грин, утром 27 мая он был обнаружен и обстрелян аргентинской артиллерией. В районе Дарвин - Гус-Грин численность аргентинских войск составляла около 1 тыс. Для подавления аргентинской батареи было отправлено два Harrier. Когда десантники ворвались в окопы аргентинцев, оказалось, что они покинули окопы во время артобстрела. Преодолевая очаговое сопротивление, к 5:30 англичане полностью овладели мысом Коронэишн.
В районе посёлка Дарвин англичан остановил хорошо укрепленный и замаскированный опорный пункт аргентинцев. Все атаки заканчивались неудачей и потерями. На артиллерийской батарее закончились снаряды, и батальон десантников лишился огневой поддержки. С рассветом активизировалась авиация аргентинцев, - два штурмовика Pucara в 9:30 обстреляли боевые порядки англичан. В 11:30 ещё одна пара штурмовиков, обнаружила два вертолёта Scout британцев и сбила один из них. На обратном пути, из-за метеоусловий, один из самолётов разбился. В это время, десантники, совершив сложный манёвр, окружили укреплённую позицию аргентинцев. Аргентинцы, избегая окружения покинули позицию. Несмотря на укреплённые позиции аргентинцев и понесённые британцами потери, наступление не прекращалось, бои велись и в посёлке Гус-Грин.
Аргентинцы получили подкрепления и решили перейти в контратаку, однако их атака была остановлена. Аргентинское командование приняло решение сбросить напалмовые баки на позиции британцев. Из четырёх атакующих самолётов два были сбиты, а сброшенные напалмовые баки не взорвались. С наступлением вечера, тремя Harrier была уничтожена ПВО Гус-Грин, после чего аргентинцы согласились вести переговоры о капитуляции. Аргентинцы пытались затянуть переговоры, но начавшийся утром 29 мая обстрел вынудил их сложить оружие. Таким образом, в ходе боев за Гус-Грин потери британцев составили 17 человек убитыми и 34 раненными. Их противник в понес гораздо более крупные потери — 47 аргентинцев было убито, еще 145 получили различные ранения. В плен к англичанам попало около 1 тыс.
Затишье После 4 мая 1982 года в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе.
Однако одна торпеда не вышла из торпедного аппарата, а у второй через две с половиной минуты произошел обрыв кабеля телеуправления. Скорость, с которой шли корабли противника, не позволила аргентинским подводникам провести повторную атаку. Бойцы незамеченными проникли в оборонительный периметр и заминировали часть самолетов, а затем обстреляли аэродром из минометов. В результате рейда британцы уничтожили 11 аргентинских самолетов, полностью вывели из строя взлетно-посадочную полосу и без препятствий добрались до зоны эвакуации. В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 1 июля 1982 года на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции. К началу 20-х чисел мая 3-я бригада морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я пехотная бригада. Сухопутная фаза 21 мая 1982 года 3-я бригада морской пехоты Великобритании начала высадку на Фолклендских островах , встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились самолёты ВВС Аргентины, которые предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат «Ardent», а ряд кораблей получили повреждения.
В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Одно попадание оказалось удачным. Попадание пришлось на кормовую часть левого борта авиатранспорта, в результате чего погибли 11 членов экипажа. На судне начался сильный пожар, и после возникновения угрозы взрыва боезапаса было принято решение снять с него экипаж. Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. После интенсивного боя аргентинские военные капитулировали. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли.
Самнер» тоже времен Второй мировой. Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах? Флот королевы идет на Юг «Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы — пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться. Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом. Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель. Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду. Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность. Высадка британского десанта висела на волоске: Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. К счастью для британцев, детонации не произошло — в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню. Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути — в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек. Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду — подальше от опасного «аттракциона». Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом впоследствии затонул. Легко представить, что бы случилось, взорвись они все — «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли — все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла бы Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы! На тот момент аргентинцы располагали всего шестью! Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине — отсутствию части авионики. В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великобритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха. Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным — взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться. Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос! Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное оружие — подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске — тонна бомб. Впереди — бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути — обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками. Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер». На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем — палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов. Результат был предсказуем — треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения. С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники.
Нефть, криль и выборы в парламент
- Основная навигация
- Война за Фолклендские (Мальвинские) острова
- Возможна ли вторая Фолклендская война при поддержке Аргентины Китаем
- Полная история Фолклендской войны
- Правительство Аргентины призвало Великобританию вернуть Фолклендские острова
Битва за острова: Фолклендская война
Лысые подрались из-за расчёски: Кому и зачем понадобилась Фолклендская война | Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер приказала рассекретить все документы о войне 1982 года с Англией за Фолклендские острова. |
Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу | Аргументы и Факты | высадившиеся на спорных островах (по аргентински - Мальвинских) аргентинские войска взяли в плен немногочисленный британский гарнизон (всего, на разных островах, 80 человек). |
«Мальвины наши!» — Аргентина потребовала от Великобритании вернуть Фолклендские острова | Продолжавшаяся более двух месяцев Фолклендская война завершилась, так и не устранив основных причин, побудивших стороны к ее развязыванию. |
Аргентину подталкивают к пересмотру итогов Фолклендской войны | Настоящий шок в Лондоне вызвало решение Евросоюза официально признать Фолклендские острова Мальвинскими — в коммюнике по итогам саммита с участием Латинской Америки. |
О военно-морской фолклендской войне | Пикабу | Ранее предложенный президентом Аргентины план переди Фолклендских островов под юрисдикцию Буэнос-Айреса в Лондоне отвергли, пишет британское издание Фолклендские острова, или как их называют на испанский лад Мальвинские острова. |
Фолклендскую войну англичане выиграли почти случайно
Война за Фолклендские острова 1982 года, в которой Аргентина потерпела унизительное поражение, в дальнейшем стала причиной свержения режима военной хунты Галтьери. Фолклендские острова сегодня — В заксобрании Фолклендских островов призвали Милея «вести себя по-взрослому». Пронедра. war02 30 летняя годовщина Фолклендской войны.
Бойня в Атлантике: возвращение Короны
В 1965 году Аргентина снова предъявила свои права на Фолкленды, благодаря посредничеству ООН [2] , стороны договорились, что Великобритания передаёт острова во владение Аргентине, а Аргентина передаёт острова в аренду Великобритании. В рамках этих договорённостей в период с 1971 по 1976 год был построен аэропорт, проложен телефонный кабель и газ с территории Аргентины. Однако, после негативного отчёта о положении дел на Фолклендах, а также основание на Южных Сандвичевых островах аргентинской научной станции, отношения между странами резко ухудшились. Несмотря на прекращение дипломатических отношений между странами и агрессивную риторику аргентинского руководства, войны удалось избежать. В 1980 году Великобритания инициировала референдум о дальнейшей судьбе островов. Большинство населения высказалось за сохранение текущего положения вещей.
Однако Аргентина не признавала результаты референдума. Leopoldo Galtieri , руководитель Хунты [3] , который и был избран Президентом. Во время правления Хунты оживилась полемика о возврате Фолклендских островов. Причины войны Основной причиной войны явилось нежелание правительства Великобритании идти на какие-либо уступки по статусу Фолклендских островов, тем более, что согласно экспертной оценке, в районе Фолклендов прогнозировались немалые нефтяные месторождения. В то же время аргентинское правительство, надеясь на свои соглашения с США, а также на поддержку ООН, не оставляло попыток вернуть острова под флаг Аргентины.
Мирным путём достигнуть этой цели не удавалось. Тем временем в Аргентине наблюдались высокая инфляция, рост безработицы и цен и спад производства. Одним из средств поднять рейтинг популярности в народе были агрессивные заявления Л. Гальтильери о возврате островов. По мнению аргентинских военных, силовой ответ Великобритании на захват Фолклендских островов был маловероятен.
Во второй половине 20-го века Великобритания окончательно уступила лидирующие позиции на мировой арене США и Советскому Союзу. Предложение США дать суверенитет островам не встретило поддержки в аргентинском правительстве. Аргентинцы планировали высадить десант на островах, а затем под защитой и при посредничестве международных организаций и стран-партнеров, решить вопрос в свою пользу. Подготовка к войне Уже в декабре 1981 года было начато планирование операции по захвату Фолклендских островов. Вся подготовка должна была закончиться к августу 1982 года.
План предусматривал бескровный захват островов, с установлением военной администрации. Операция получила название «Росарио». Новые предложения предлагали создать эффективную систему быстрого решения спора, фактический отказ Великобритании от аргентинских предложений 27 января трактуется в Буэнос-Айресе как нежелание официального Лондона решать спорные вопросы путем переговоров. При этом правительство Аргентины считает, что подобная позиция Великобритании рано или поздно станет причиной открытой конфронтации между двумя государствами. Однако операцию пришлось начать раньше, чем ожидалось.
Разбив лагерь, он поднял над ним аргентинский флаг, который и заметили члены Британской Арктической Службы. Британский посол в Аргентине выразил протест в связи с происшествием. Сборщики металла флаг спустили, но покинуть остров отказались. В ответ англичане 21 марта отправили из Порт-Стэнли на остров вспомогательное судно HMS Endurance со взводом морской пехоты , чтобы выдворить аргентинцев с острова. В это время HMS Endurance высадил на остров британских военных.
Утром 25 марта командир британских военных, лейтенант Миллз, заметив аргентинцев, понял, что его миссия запоздала и выполнение приказа грозит открытым вооружённым столкновением. В связи с этими событиями, боясь упустить инициативу, аргентинское руководство приняло решение начать операцию «Асуль» 1 апреля. Начало военных действий Грютвикен - административный центр острова Южная Георгия Аргентинская подводная лодка ARA Santa Fe Развёртывание сил вторжения Аргентина начала под прикрытием запланированных аргентино - уругвайских учений. Из двух тактических групп было сформировано 40-е оперативное соединение. Командовал группой контр-адмирал Буссер.
Соединение находилось на некотором удалении от островов. Командиром соединения был назначен капитан 1 ранга Саркона. Для захвата Южной Георгии сформировали 60-е оперативное соединение под командованием капитана 1 ранга С. На кораблях находилось 60 человек десанта. В это время британская разведка получила информацию о готовящемся вторжении и эту информацию передали губернатору островов Р.
Пехотинцы были вооружены лёгким стрелковым оружием, пулемётами и миномётами. Вместе с добровольцами и ополчением численность защитников Пуэрто-Стенли составила 102 человека. В ночь на 2 апреля 1982 года аргентинцы начали операцию «Росарио». В ходе операции был захвачен аэродром и административный центр Порт-Стенли, после непродолжительного сопротивления британские военные капитулировали, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Военнопленных с Фолклендов и Южной Георгии переправили на материк по воздуху.
В результате операции аргентинцы имели следующие потери: 2 погибших, 7 раненых, уничтоженный вертолет и поврежденный фрегат. Развёртывание британских сил Формирование подразделений Контр-адмирал Джон Фостер Вудварт, командующий британским 317 оперативным соединением в Фолклендской войне После сообщения о захвате Фолклендских островов премьер-министром великобритании Маргарет Тэтчер было созвано экстренное заседание кабинета министров, были заморожены аргентинские вклады в британских банках и наложен запрет на продажу оружия в Аргентину. Были прекращены все дипломатические отношения с Аргентиной. Был сформирован Военный Кабинет и принято решение об отправке вооружённых сил в Южную Атлантику. В состав Военного Кабинета вошли Маргарет Тэтчер, министр обороны и командующие родами войск.
В обязанности Военного кабинета входило общее руководство действиями вооруженных сил в зоне конфликта. Для обеспечения стабильной спутниковой связи Штаба с подчинёнными, был запущен спутник связи «Генфиллер». Были сформированы 317 и 324 оперативные соединения флота. В 324 оперативное соединение вошли четыре атомных и одна дизельная подводные лодки. Соединением руководил командующий подводными силами вице-адмирал П.
Подготовка войск и техники SS Atlantic Conveyor, авианесущий корабль, переделанный из гражданского контейнеровоза Министерство обороны Великобритании провело частичную мобилизацию, были продлены контракты военнослужащих и прекращены отпуска, экипажи кораблей доукомплектовывались до максимума. Была отозвана часть сил из формирований НАТО, причем партнёры по блоку взяли на себя патрулирование британских секторов в Северной Атлантике. Для обеспечения должного уровня снабжения флота были мобилизованы 70 судов торгового флота из которых 10 по разным причинам вскоре вернули владельцам. В числе мобилизованных судов оказалось 4 лайнера , 3 парома , 6 роллеров, 5 контейнеровозов , 8 универсальных судов, 23 танкера, 3 танкера-химовоза, 4 буксира , 2 специальных судна обслуживания морских нефтепромыслов, 5 рыболовных траулеров и кабельное судно. Из состава пассажирского флота шесть судов подверглось переоборудованию, их общая вместимость составила 164 279 рег.
После переделки он мог принять на борт 22 самолёта Sea Harrier рус. Си Харриер и 16 тяжёлых транспортных вертолётов Chinook рус. К использованию в военных действиях на юге Атлантики британским Министерством обороны в качестве перевозчиков военных грузов различного назначения было привлечено 15 транспортных судов общей валовой вместимостью 155 620 рег. В США на сумму более 60 млн. Промежуточной базой для войск, флота и авиации был выбран остров Вознесения.
Авангардная группа 317 оперативного соединения под командованием Д. Вудворта отправилась к острову Вознесения 2 апреля. В период с 6 по 9 апреля на десантные корабли были погружены военнослужащие, вертолёты и наземная техника. Отправка десантных сил производилась также и по воздуху. На острове Вознесения началось укрепление военно-воздушной базы.
Одновременно с этим в районе начали действовать британские подводные лодки, вплоть до 29 апреля осуществляя блокаду островов и разведку территории. В это же время из Портсмута отбыли транспорт MV Norland с парашютистами 2-го батальона на борту и десантный корабль Sir Bedivere. Первые надводные корабли вошли в зону конфликта 20 апреля. Вечером 23 апреля во время шторма в результате аварии разбился вертолёт Sea King , все члены экипажа погибли. В общих чертах британский план действий в Южной Атлантике заключался в следующем.
Имитацией проведения десантной операции в районе Порт-Стенли спровоцировать флот противника на активные действия и, взаимодействуя с подводными лодками 324-го оперативного соединения, нанести ему поражение. Завоевав господство на море, совместно с дальней авиацией ВВС обеспечить локальное превосходство в воздухе. Установить жесткую воздушную и морскую блокаду островов и создать условия для выполнения десантной операции. После сосредоточения на плацдарме достаточных сил и средств провести наземную операцию, конечной целью которой являлся разгром войск противника и захват административного центра архипелага. Выбор места десантирования откладывался на более поздний срок.
Развёртывание аргентинских сил Подготовка, переброска, состав A4 Skyhawk Аргентинских ВВС В связи с тем, что на дипломатическом фронте Аргентина проигрывала, и первоначальный план «занять острова и договориться» провалился, было принято решение наращивать силы на островах, чтобы заставить Великобританию отказаться от силового возврата островов. С этой целью, вместо первоначальных 500 человек, на острова переправили 11 тыс. В связи с тем, что отношения с Чили были натянутыми, аргентинцам пришлось оставить лучшие силы на границе с Чили, а на острова были отправлены, в основном, неподготовленные войска. В Порт-Стэнли 2 апреля 1982 года были передислоцированы 4 транспортных самолёта Hercules С-130 и 2 пассажирских Fokker F28. В тот же день в аэропорт прибыла эскадрилья штурмовиков Pucara состоящая из 4 самолётов.
Уже с 4 апреля начались мероприятия по усилению обороны Фолклендов. Проведение воздушных стратегических наступательных и оборонительных операций было возложено на оперативную группу ВВС «Юг». В составе группы на авиабазе Трелев находилась 2-я авиагруппа, на ВВБ Комодоро-Ривадавия 8 бомбардировщиков Canberra , 8-я штурмовая и 3-я истребительная группа, 8 истребителей Mirage и 20 штурмовиков Pucara. Там же располагалась транспортная эскадрилья Hercules С-130, эскадрильи разведки и спасательных операций. Так как превосходство англичан на море было очевидным, от морского сражения решено было отказаться.
По мнению вице-адмирала X. Ломбардо, атаковать англичан надо было в момент проведения десантной операции. В этот момент предлагалось нанести удар силами трёх корабельных групп, причём основной урон следовало нанести десантным кораблям. Эта концепция и стала основой аргентинского плана по обороне островов. Небольшие корабли еще пытались прорваться в Порт-Стенли.
Катера прибыли в Порт-Стенли на рассвете 13 апреля. Для перевозки войск и грузов руководство Аргентины реквизировало у компаний «Аргентинские Авиалинии» исп. Для обороны морского побережья на базе в Санта-Крус была развернута эскадрилья штурмовиков Pucara. На Рио-Гальегос базировались 5-я авиагруппа, состоящая из 24 Skyhawk A-4, и 8-я группа, 10 истребителей Mirage. Аргентинских лётчиков готовили, в основном, для сухопутных операций и поддержки наземных сил, поэтому противодействие военно-морским силам противника было им в новинку.
В срочном порядке лётчики начали отрабатывать приёмы противодействия морским силам противника. На островах было создано две основных и несколько вспомогательных авиабаз. На грунтовом аэродроме в поселке Гус-Грин была оборудована авиабаза «Кондор», также на острове Пебл был оборудован вспомогательный аэродром «Кильдин». Основная вертолетная база была расположена на ипподроме в Порт-Стенли, запасная — в районе горы Кент. Аргентинская группировка ВВС состояла из 15 штурмовиков Pucara, 12 учебно-боевых самолетов ВМС и двух транспортных самолетов префектуры.
Также был передислоцирован и 601-й авиационный батальон, в составе которого находились 7 вертолетов Agusta - AW109 , 4 транспортных Chinook CH-47 и 6 Bell 212 , а также 2 морских вертолета Lynx и вертолет префектуры Puma. Также, как и в Великобритании, для нужд флота производилась реквизиция гражданских судов. С таким же грузом 20 апреля на острова ушло транспортное судно Rio Carcarana. Использовались системы аргентинского и зарубежного производства.
Война между Великобританией и Аргентиной за Мальвинские острова, которые в Великобритании называют Фолклендскими, а также за две британские заморские территории Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова началась 2 апреля 1982 года и закончилась 14 июня поражением Аргентины, однако Буэнос-Айрес продолжает считать их аргентинской территорией.
Это, по мнению историков, во многом стало результатом политики Соединённого Королевства, которое претендует на сохранение колониального контроля над спорными территориями и не желает идти на переговоры с Аргентиной. Фолклендская война Gettyimages. Власти Аргентины, не добившись от официального Лондона дипломатических уступок в споре из-за статуса Фолклендских Мальвинских островов, попытались установить контроль над ними военным путём. Однако, несмотря на отдельные успехи на начальной стадии операции, добиться победы аргентинские войска не смогли. Конфликт привёл к смене власти в Аргентине и укреплению позиций премьер-министра Маргарет Тэтчер в Великобритании. Фолклендские острова остались под контролем официального Лондона. Истоки разногласий вокруг Фолклендских островов уходят корнями в колониальную эпоху. Формально считается, что архипелаг был открыт в 1690 году британским мореплавателем Джоном Стронгом, который назвал его в честь своего начальника — главы казначейства Королевского флота Энтони Кэри, виконта Фолклендского. Однако, как напоминают эксперты, европейцам было известно об островах гораздо раньше — они были нанесены на морские карты ещё в XVI веке. Лишь в 1764 году французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль основал на острове Восточный Фолкленд поселение Порт Сен-Луи и дал архипелагу своё название — Мальвинские острова. Однако год спустя английский капитан Джон Байрон высадился на другом острове архипелага и, не подозревая о присутствии французов, объявил его владением Великобритании. Ещё через год англичане основали на архипелаге своё поселение — Порт-Эгмонт. В том же 1766 году Испания приобрела права на острова у французов. Также по теме «Ему выпал исторический жребий»: за какие идеи боролся легендарный южноамериканский революционер Симон Боливар 24 июля 1783 года в Каракасе родился один из самых известных революционных деятелей в мировой истории — Симон Боливар. В 1774 году в некоторых источниках указывается 1776 год на фоне сложностей, возникших у Британской империи из-за Войны за независимость в Северной Америке, англичане покинули архипелаг, но оставили там памятную табличку о его принадлежности британской короне. Испанцы табличку сняли, а строения Порт-Эгмонта разрушили.
По словам министра иностранных дел Сантьяго Кафьеро, заявление саммита стало новым призывом международному сообществу и, в первую очередь, Британии, приступить к диалогу и решить спор о суверенитете островов. Что любопытно, несмотря на позицию Аргентины и поддержку со стороны других стран, в Британии заявляют, что не планируют поднимать данную тему в будущем. В МИД Британии отмечают, что Фолклендские острова не являются спорной территорией, поэтому ни о каком диалоге речь быть не может. Парламентарий от Консервативной партии Джеймс Сандерленд назвал итоговое коммюнике возмутительным, подчеркнув, что Фолклендские острова были под британским контролем с 1833 года. Он уверен, что ЕС должен уважать британский суверенитет вместо того, чтобы заниматься популизмом. На этом фоне представитель Европейской службы внешних связей подчеркнул, что заявление было принято в духе, демонстрирующем готовность Евросоюза прислушиваться к позиции своих партнёров.
Битва за острова: Фолклендская война
Тэтчер объявила о создании зоны полного запрета. Это означало, что в воды вокруг Фолклендских островов не мог зайти ни один корабль, кроме британских. Официально зона была 200-мильной, но бои шли и за ее пределами. Скажем, ровно спустя месяц после начала операции а стороны так и не объявили официально друг другу войну английская подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», который находился дальше, чем в 200 морских милях от Фолклендов. Но этого было достаточно, чтобы Леопольдо Галтьери вывел флот подальше от архипелага. В следующие недели бои шли в основном в воздухе, а 21 мая высадился английский десант. К середине июня аргентинцы сдались, и на этом Фолклендская война закончилась. За два с половиной месяца с обеих сторон погибло около тысячи человек. Аргентинские футболисты были звездами «Тоттенхэма».
Но с началом войны им пришлось уехать За событиями на юге Атлантики внимательно наблюдали Освальдо Ардилес и Рикардо Вилья — к тому моменту футболисты сборной Аргентины несколько лет играли за «Тоттенхэм». В 1978-м они выиграли домашний чемпионат мира, и главный тренер лондонцев Кит Беркиншоу так ими впечатлился, что сразу же после финала позвал к себе. Сделка получилась невероятной по тем временам: за одного только Ардилеса «Уракан» получил 300 тысяч фунтов. К слову, в то межсезонье в английском футболе произошла революция: пятью годами ранее Соединенное Королевство стало частью Европейского экономического сообщества предшественник ЕС , что означало пересмотр трудового законодательства. Поскольку на континенте не было таких строгих ограничений по приему на работу иностранцев, их начали отменять и в Великобритании. Так в английском футболе появились легионеры, а лучшими в ту пору считались как раз аргентинцы. Полузащитники Освальдо Ардилес и Рикардо Вилья получили очень солидные контракты и стали лидерами «Тоттенхэма». Иностранцы выделялись техникой, их стиль контрастировал с силовым британским футболом.
С адаптацией проблем не было: оба аргентинца учили английский и давали понять, что хотят задержаться в новой лиге надолго. Всего через год после переезда Осси, как сокращено звали Ардилеса, признали лучшим игроком чемпионата Англии, а в 1981-м он вместе с Вильей выиграл Кубок страны. Трофей аргентинцам вручала Елизавета II, а в том же году на экраны вышел фильм «Бегство к победе», в котором Ардилес и другие звезды мирового футбола составили компанию Сильвестру Сталлоне. Впрочем, вскоре случилось не киношное, а вполне настоящее бегство. Это была его последняя встреча за английский клуб в том сезоне. Для футболистов начало открытого вооруженного конфликта стало шоком, к тому же латиноамериканцев «Тоттенхэма» освистывали болельщики соперников. Свои же их поддержали — вывесили баннер «Аргентина хочет сохранить Фолклендские острова, мы сохраним Осси». Сам Ардилес тяжело переживал происходящее: «Страна, в которой я родился, воюет со страной, которая меня усыновила».
Вскоре Освальдо вернулся на родину, чтобы сыграть за сборную, но там его отъезд трактовали иначе: многие болельщики считали, что Осси покинул Лондон в знак протеста или просто ради безопасности. Это было совсем не так: полузащитник хотел вернуться в клуб, но въезд для аргентинцев уже был закрыт.
Ликвидация мин, установленных во время конфликта 1982 года с Аргентиной, означает, что Великобритания выполнила свои обязательства в соответствии с Конвенцией о запрещении противопехотных мин. Фолклендские острова будут официально объявлены свободными от наземных мин 14 ноября на торжественной церемонии — местные жители планируют в этот день взорвать символическую «последнюю» наземную мину, а затем отправиться играть в крикет и футбол на вновь открытых пляжах. В 1982 году Аргентина проиграла войну Великобритании за Фолкленды.
На острове базировалась эскадрилья "Фантомов". Всего за время конфликта на этом аэродроме побывало около сотни самолетов и вертолетов различных типов.
Некоторые из них постоянно базировались там. Ими было выполнено более 2000 вылетов к югу от о. Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Есть и другая статистика вылетов: "Си Харриер" 28 машин - около 1200, а "Харриер" 14 - до 150.
Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Есть и другая статистика вылетов: "Си Харриер" 28 машин - около 1200, а "Харриер" 14 - до 150. Продолжительность каждого полета составляла примерно 1,5 ч. В авиационных подразделениях ежесуточно 95 проц. Общий их налет составил 2675 часов. Каждый английский летчик ежедневно совершал по 3 — 4 вылета общей продолжительностью до 10 часов.