И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование.
В России пройдет тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя, участника референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, правом на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являющийся пользователем федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - ЕПГУ с действующей подтвержденной учетной записью пользователя этой системы, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на комплексе средств автоматизации далее - КСА ЦИК России, и зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование. ТИК ДЭГ формируется ЦИК России на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится дистанционное электронное голосование. Срок приема предложений - десять дней. Вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума по отношению к ТИК ДЭГ на соответствующих выборах, референдуме является комиссия, организующая указанные выборы, референдум. Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ решения вышестоящей комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При принятии соответствующей комиссией решения о проведении дистанционного электронного голосования в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней проведение дистанционного электронного голосования является обязательным на всей территории, на которой проводятся указанные выборы и или референдумы. Порядок подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании 2. Для участия в дистанционном электронном голосовании избирателем, участником референдума подается заявление об участии в дистанционном электронном голосовании далее - заявление ДЭГ. Избирателем, участником референдума подается одно заявление ДЭГ по всем выборам, референдумам, на которых он обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
При подаче заявления ДЭГ избирателю, участнику референдума, имеющему действующую подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" на КСА ЦИК России, необходимо подтвердить свою личность, для чего следует ввести код подтверждения в соответствующем поле экранной формы. Избиратель, участник референдума, не прошедший проверку данных по результатам межведомственного запроса, вправе подать заявление ДЭГ после корректировки соответствующих данных при условии, что не истек срок подачи заявлений ДЭГ. Заявление ДЭГ содержит следующую информацию об избирателе, участнике референдума: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации , номер мобильного телефона, идентификатор, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также дату и время подачи заявления ДЭГ. Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования далее - список участников ДЭГ. Если по результатам обработки в ГАС "Выборы" адрес места жительства гражданина Российской Федерации, указанный в заявлении ДЭГ, находится в границах избирательного участка, участка референдума, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель, участник референдума подлежит включению в списки участников ДЭГ. В противном случае избиратель, участник референдума не подлежит включению в списки участников ДЭГ. В случае если по результатам обработки в ГАС "Выборы" выявлено, что помимо заявления ДЭГ избирателем, участником референдума также подано заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, действительным считается заявление ДЭГ, а заявление избирателя, участника референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не учитывается. Сведения о таких избирателях, участниках референдума включаются в реестр избирателей, участников референдума, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения с пометкой в поле "Примечание" - "подано заявление ДЭГ" , формируемый в установленном ЦИК России порядке. Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования 3. Внешний носитель информации помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ.
Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу соответствующей территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума. После составления списка участников ДЭГ дополнительное включение в него избирателей, участников референдума не осуществляется. Списки участников ДЭГ уточняются с момента завершения их составления и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в ТИК ДЭГ из комиссий, организующих выборы, референдум, при наличии официальных документов уполномоченных органов об утрате избирателем, участником референдума активного избирательного права, права на участие в референдуме на соответствующих выборах, референдуме либо о невыполнении условий пункта 1. Избиратели, участники референдума, включенные в список участников ДЭГ, исключаются из списка избирателей, участников референдума по месту жительства на избирательном участке, участке референдума в порядке, установленном решениями соответствующих комиссий, определяющими порядок составления, уточнения и использования списков избирателей, участников референдума.
Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.
Изображение: пресс-служба Госдумы.
Причем сама платформа электронного голосования существует в рамках цифрового правительства, а не сама по себе, что дает дополнительные преимущества гражданам Максут Шадаев Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преимущества Электронного голосования Автономность Если вы интроверт, то это для вас идеальное решение — не надо ни с кем общаться, сам себе регистрируешься, и ни с кем дополнительно не общаешься 1 Данные о голосовании не могут быть изменены или удалены. Неизменное хранение данных обеспечивается блокчейн-платформой 2 Доступность Никогда еще голосование не было столь удобно для людей с ограниченными физическими возможностями и временно нетрудоспособных. Абсолютно ничем. Основные требования, которые предъявляются к любой системе голосования в России, одинаковы и для традиционного очного голосования, и для дистанционного электронного голосования, и определены положениями Федерального закона от 12. У нас полностью проработана модель угроз вместе с профильными ведомствами.
Мы уверены, что, с точки зрения информационной безопасности, анонимизации пользователей, мы всем необходимым требованиям соответствуем Максут Шадаев Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Почему систему Электронного голосования выстраивают на архитектуре Блокчейн? Сам по себе Блокчейн blockchain в дословном переводе с английского означает «цепочка блоков» и является вариацией базы данных, представленных в виде связанных в цепочку блоков информации, хранящихся на большом количестве разрозненных персональных компьютеров по всему миру. Ключевое преимущество блокчейна заключается в том, что каждый из фрагментов цепочки представляет собой структурированный файл, хранящий информацию созданную за определенный период. Информация записывается блоками сегментами , которые неразрывно связаны с предыдущими. По итогу все блоки с информацией образуют единую цепочку, и следовательно все данные из этой цепочки могут быть перепроверены в любой момент.
По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет. Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов.
Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. Граждане смогут голосовать через интернет или с использованием специального мобильного приложения, указано в тексте. Также вносится ряд изменений в избирательное законодательство в целом. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
И хотя ДЭГ применяется в России уже пять лет, до сих пор не было представлено ни одного даже теоретического способа фальсификации бюллетеней или результатов, который не оставлял бы однозначных следов. В ходе недавнего эксперимента эксперты Координационного совета Общественной палаты РФ демонстрировали, как можно попытаться удалить из системы всего один бюллетень или изменить его содержимое — эти попытки были мгновенно обнаружены специальными утилитами, которые сообщили, что результаты голосования более не соответствуют имеющемуся комплекту бюллетеней. Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн. Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании? Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных. Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет. Как происходит наблюдение за ДЭГ? Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ. Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий.
Кроме того, жители регионов смогут проголосовать в Москве через электронные терминалы на любом участке. Будет работать и система "Мобильный избиратель", которая позволяет внести свое имя в списки для голосования на любом удобном участке в России или за рубежом. Список зарубежных участков пока не сформирован, известно лишь, что голосование там будет только бумажным. Доступ к федеральной платформе ДЭГ из-за границы закроют по соображениям безопасности. Электронное голосование во всех субъектах начнется в восемь утра 15 марта и завершится в восемь вечера 17 марта 2024 года. Время - местное. Расшифровка результатов ДЭГ пройдет в два этапа - сначала после 20. А результаты начнут публиковать одновременно - после 21. В Центризбиркоме готовы дополнительно поработать с теми, кто хочет разобраться, как работает ДЭГ.
Фактически это уникальный ключ, привязанный к вашему аккаунту на Госуслугах. До финального дня голосования также можно поменять свой голос и проследить учли ли его. Перед введением нового формата облизбиркому придется провести большую информационно-разъяснительную работу», — пояснил Лукин. Председатель Новосибирского облизбиркома Ольга Благо полагает, что для избирателей новый формат не станет неожиданностью.
Принят закон о дистанционном электронном голосовании
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования – Владикавказ | То есть на московской платформе дистанционного электронного голосования можно переголосовать, и система обеспечит тайну такого голосования. |
информация о Дистанционное электронное голосование (вопрос-ответ) | Дистанционное электронное голосование — это онлайн-голосование без бумажного бюллетеня. Жители 28 регионов России смогут проголосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ на портале , а избиратели Москвы — на. |
Как проголосовать онлайн в 2023 году
Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ). сказал депутат. Согласно законопроекту, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем.
Электронное голосование
Избиратель, участник референдума, не прошедший проверку данных по результатам межведомственного запроса, вправе подать заявление ДЭГ после корректировки соответствующих данных при условии, что не истек срок подачи заявлений ДЭГ. Заявление ДЭГ содержит следующую информацию об избирателе, участнике референдума: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации , номер мобильного телефона, идентификатор, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также дату и время подачи заявления ДЭГ. Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования далее - список участников ДЭГ. Если по результатам обработки в ГАС "Выборы" адрес места жительства гражданина Российской Федерации, указанный в заявлении ДЭГ, находится в границах избирательного участка, участка референдума, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель, участник референдума подлежит включению в списки участников ДЭГ. В противном случае избиратель, участник референдума не подлежит включению в списки участников ДЭГ.
В случае если по результатам обработки в ГАС "Выборы" выявлено, что помимо заявления ДЭГ избирателем, участником референдума также подано заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, действительным считается заявление ДЭГ, а заявление избирателя, участника референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не учитывается. Сведения о таких избирателях, участниках референдума включаются в реестр избирателей, участников референдума, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения с пометкой в поле "Примечание" - "подано заявление ДЭГ" , формируемый в установленном ЦИК России порядке. Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования 3. Внешний носитель информации помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ.
Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу соответствующей территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума. После составления списка участников ДЭГ дополнительное включение в него избирателей, участников референдума не осуществляется. Списки участников ДЭГ уточняются с момента завершения их составления и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в ТИК ДЭГ из комиссий, организующих выборы, референдум, при наличии официальных документов уполномоченных органов об утрате избирателем, участником референдума активного избирательного права, права на участие в референдуме на соответствующих выборах, референдуме либо о невыполнении условий пункта 1. Избиратели, участники референдума, включенные в список участников ДЭГ, исключаются из списка избирателей, участников референдума по месту жительства на избирательном участке, участке референдума в порядке, установленном решениями соответствующих комиссий, определяющими порядок составления, уточнения и использования списков избирателей, участников референдума.
С этой целью не позднее чем в 10. Избиратель, участник референдума, исключенный из списка избирателей, участников референдума по месту жительства на избирательном участке, участке референдума в связи с подачей заявления ДЭГ и не отозвавший его в срок, установленный пунктом 2. При проведении дистанционного электронного голосования избирателю, участнику референдума должна быть предоставлена возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума или ином помещении, оборудованном для дистанционного электронного голосования. Сведения о таких помещениях размещаются на сайте соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети Интернет не позднее чем за десять дней до дня голосования.
В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем, участником референдума процедур идентификации и аутентификации факт получения избирателем, участником референдума доступа к электронному бюллетеню электронным бюллетеням фиксируется в списке участников ДЭГ путем отображения серии и номера паспорта гражданина Российской Федерации. Электронный бюллетень 4. Электронные бюллетени формируются ПТК ДЭГ на основании форм и текстов бюллетеней, утвержденных соответствующими комиссиями. Не позднее 16.
Не позднее 20. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов и принятия соответствующей избирательной комиссией решения о внесении в избирательный бюллетень данных об указанном кандидате списке кандидатов , уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 4. После начала дистанционного электронного голосования изменения в электронный бюллетень не вносятся. Отображение электронного бюллетеня производится средствами ПТК ДЭГ с учетом технических характеристик экрана устройства участника дистанционного электронного голосования далее - участник ДЭГ.
Электронное голосование в России Применение электронного голосования в РФ изначально носило экспериментальный характер и не имело юридически обязательного значения. Устройства для обработки бюллетеней использовались на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 г. Первый эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования электронного опроса избирателей был проведён в 2008 г. Новомосковск Тульской области Митин. Законодательное оформление процедуры электронного голосования впервые было осуществлено в 2005 г. Электронное голосование осуществлялось в помещениях для голосования при помощи следующих технических средств автоматизации голосования: комплексы обработки избирательных бюллетеней, основанные на считывании информации с избирательных бюллетеней оптическим сканером; комплексы для электронного голосования, которые представляют собой электронные терминалы для голосования, использующие технологии электронного бюллетеня. Законодательная возможность применения процедуры дистанционного электронного голосования на постоянной основе была установлена в 2020 г. До этого момента использование дистанционного электронного голосования носило экспериментальный и строго ограниченный характер выборы депутатов Московской городской думы 7-го созыва 2019, общероссийское голосование по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме РФ принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ЦИК России. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, на референдуме субъекта РФ принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации по согласованию с ЦИК России.
Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия. В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления. Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков.
Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию. При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем. Электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет, представители этой же возрастной группы меньше других участвуют в традиционном голосовании и чаще придерживаются стратегии ситуативного участия.
В связи с этим можно предположить, что в результате обеспечения возможности голосовать дистанционно через интернет электоральное поведение молодежи может стать более активным. Новым технологиям потребуется время для внедрения. В ближайшие несколько лет, выбирая между дистанционным и традиционным голосованием, большинство россиян явно отдаст предпочтение в пользу последнего как привычного и знакомого способа. Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти. Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры.
Запись ключа зашифрования и ключа расшифрования осуществляется на внешний носитель информации. Доступ иных лиц к частям ключа исключен. Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится в день дни голосования с 8. В сроки, указанные в пункте 6.
Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory. Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА. В случае если избиратель, участник референдума не включен в список списки участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется.
После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.
После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню электронным бюллетеням , по которому которым участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня электронных бюллетеней и предоставляется возможность после ознакомления со всеми кандидатами списками кандидатов , вопросами референдума осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки отметок в квадрате квадратах , относящемся относящихся к позиции позициям , в пользу которой которых сделан выбор. После осуществления волеизъявления участников ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ. При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования.
После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума.
Как проголосовать онлайн в 2023 году
Госдума приняла закон о дистанционном электронном голосовании Улпресса - все новости Ульяновска | Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. Чтобы принять в нем участие, нужно иметь подтвержденную (полную) учетную запись на портале госуслуг или сайте (для москвичей). |
ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ | Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. |
Володин В.В. » Принят закон о дистанционном электронном голосовании | Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. |
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это голосование без посещения избирательного участка посредством личного компьютера, планшета или проводится онлайн на специальном интернет-портале Центральной избирательной комиссии. |
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно | Граждане смогут участвовать в голосовании через специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), пройдя процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности. |
Принят закон о дистанционном электронном голосовании
По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет. Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
В ряде стран Европы проводили эксперименты с интернет-голосованием на выборах разного уровня, в частности во Франции, Швеции, Германии. Но от массового перехода к такой форме все же пока воздержались. Швейцария пыталась внедрить систему удаленного голосования через интернет в 2019 году, но потом заморозила проект из-за «критических уязвимостей в исходном коде системы».
От самой идеи не отказались и собираются вернуться к ней теперь уже в 2022 году. Пока дистанционно там голосуют экспаты, как и в ряде других европейских стран. В Канаде дистанционное интернет-голосование проводится в ряде провинций на местных выборах. В то же время во многих странах имеется система электронного голосования, которая от нашей дистанционной отличается прежде всего тем, что избиратели голосуют электронным способом на избирательных участках, а не дома. В век цифровых технологий онлайн-голосование со временем станет всеобщей практикой. В России для того, чтобы люди поверили в честность и объективность такой системы, властям еще предстоит проделать большую разъяснительную работу. То обстоятельство, что наша страна идет почти впереди всей планеты по этой части, пока лишь у части общества вызывает гордость за наши технологии и уверенность в том, что они используются во благо. Тогда как у другой части по части благонамеренности разработчиков системы онлайн-голосования есть вполне определенные опасения.
Более того, двойное голосование - преследуется законом. Применение ДЭГ порождает множество вопросов, связанных с наблюдением. Будет ли оно осуществляться? Если да, то каким образом? Наблюдение за ходом дистанционного электронного голосования в дни голосования доступно всем желающим на портале наблюдения за ДЭГ. На портале есть ресурс, который отображает в режиме реального времени информацию о том, сколько избирателей заявилось для участия в дистанционном голосовании, сколько из них получили бюллетени, и сколько из них проголосовало с помощью ДЭГ. Также наблюдателей за ДЭГ могут назначить: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов; зарегистрированный кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей. Какая именно информация будет доступна для наблюдателей за ДЭГ?
Наблюдателю за дистанционным электронным голосованием, имеющему подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения за ДЭГ по соответствующим выборам, референдуму обеспечивается возможность: получения цепочек блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Один из главных принципов проведения выборов - тайна голосования. Как она обеспечивается в случае применения ДЭГ? Сначала система подтверждает, что избиратель обладает активным избирательным правом. Для этого избиратель должен ввести код для подтверждения личности. После этого участник ДЭГ направляется в анонимную зону, где ему предоставляется доступ к избирательному бюллетеню. Бюллетень обезличенный и никто не может связать его с избирателем. В момент голосования система знает уникальный код избирателя, но не может сопоставить его с данными избирателя. При голосовании волеизъявление избирателя зашифровывается на его личном устройстве и уже в зашифрованном виде передается в систему.
Люди смогут голосовать через интернет или с использованием специального мобильного приложения, указано в тексте, сообщила пресс-служба правительства. Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки
В России пройдет тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования | Чтобы проголосовать дистанционно, избирателю нужно через портал Госуслуг подать заявление о включении в список электронного дистанционного голосования. Для этого нужна подтвержденная учетная запись на ЕПГУ. |
Как проголосовать онлайн в 2023 году | Дистанционное электронное голосование проводится с 8.00 часов 15 марта 2024 года до 20.00 часов по местному времени субъекта Российской Федерации, в котором проводится дистанционное электронное голосование, 17 марта 2024 года. |
Постановление ЦИК России от 08.06.2022 N 86/716-8 (ред. от 09.08.2023) | В законе сказано, что дистанционное электронное голосование – это голосование с использованием специального программного обеспечения, без использования бумажного бюллетеня. |
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
Снижение рисков применения давления на членов комиссии, фальсификаций, вбросов бюллетеней. Между тем, отмечается и множество недостатков в применении такого способа голосования: 1. Повышенные риски информационных сбоев, кибератак. В условиях нарастания международной напряженности учащаются попытки вмешательства иностранных государств и организаций во внутренние дела России, что, несомненно, несет угрозы для избирательного процесса и требует постоянного совершенствования механизмов защиты системы электронного голосования. Недоверие многих граждан к электронным технологиям. Это вызвано, во-первых, с социально-психологическими факторами, связанными с недостаточным уровнем доверия избирателей к обеспечению тайны голосования, сохранности бюллетеня и в общем к достоверности итогов дистанционного голосования. Нельзя отрицать тот факт, что развитие информационных технологий опережает массовое общественное сознание, и процедура проведения дистанционного электронного голосования сложна для понимания части избирателей, не интересующейся современными технологиями. Тем не менее, проблему недоверия граждан к применению дистанционного электронного голосования следует решать путем просвещения граждан в вопросах основных принципов функционирования ДЭГ, защиты информации, изложенных доступным языком, а также поощрения избирателей, участвующих в онлайн-го-лосовании, как это уже было неоднократно реализовано в Москве в рамках программы «Миллион призов». Таким образом, проанализировав опыт внедрения дистанционного электронного голосования на выборы в Российской Федерации, выделив его преимущества и недостатки, отметим, что дистанционное электронное голосование стало новой формой политического участия, и влияние ее на политическую систему, без сомнения, будет возрастать в связи наличием общественной потребности.
К тому же, применение системы дистанционного электронного голосования в России имеет высокий потенциал и предоставляет больше выбора и возможности избирателям, оно может стать основой цифровой демократии в стране, но только при должном институциональном регулировании и обеспечении информационной безопасности, тем не менее на настоящем этапе основной формой остается традиционное голосование через бумажные бюллетени. Информация о конфликте интересов Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Алексеев Р. Апробация технологии блокчейн на выборах в Московскую городскую думу в 2019 г. В системе онлайн-голосования по поправкам в Конституцию нашли уязвимость. Глава Минцифры Шадаев: технических проблем при проведении электронного голосования не было. Дистанционное электронное голосование — 2021. Как работает и кто может участво- вать.
Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности. Кибервыборы v1. Минцифры подвело итоги работы цифровых сервисов на выборах 2022 года. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Мо -сковской городской Думы седьмого созыва : фе-дер. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. Федерации от 12 июня 2002 г. Средняя явка на выборах составила более 35 процентов.
Федоров В. Электронное голосование как механизм политического участия: российский и зарубежный опыт : дис. Электронное голосование. Риски и уязвимости. Alvarez R. Alvarez, T. Alekseev R. Vulnerability was found in the online voting system for amendments to the Constitution.
The head of the Ministry of Finance Shadaev: there were no technical problems during the electronic voting. Remote electronic voting — 2021. How it works and who can participate. Remote electronic voting in Russia. History and features. The final turnout at the municipal elections in Moscow was 33. Cyber Elections v1. The Ministry of Finance summed up the work of digital services in the 2022 elections.
Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.
После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню электронным бюллетеням , по которому которым участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня электронных бюллетеней и предоставляется возможность после ознакомления со всеми кандидатами списками кандидатов , вопросами референдума осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки отметок в квадрате квадратах , относящемся относящихся к позиции позициям , в пользу которой которых сделан выбор. После осуществления волеизъявления участников ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ.
При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей.
После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума. В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории, конкретному референдуму в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума соответствующей комиссией не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума признаются ТИК ДЭГ недействительными.
Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов установлении итогов голосования , результатов референдума 8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума. В комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума распечатываются в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 5 и N 7 к Порядку, с учетом утвержденных форм протоколов об итогах голосования о результатах выборов, референдума и с использованием таблиц соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложения N 6 и N 8 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы.
В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения, указанного в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10.
Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием может назначить не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; зарегистрированный кандидат на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; инициативная группа по проведению референдума, на котором проводится дистанционное электронное голосование; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных.
Граждане смогут голосовать через интернет или с использованием специального мобильного приложения, указано в тексте. Также вносится ряд изменений в избирательное законодательство в целом. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Подпишитесь на нашу рассылку.
- Москва задает тренд
- Как будет проходить дистанционное голосование? | Аргументы и Факты
- Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
- Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
- Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ
- Защита документов
Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования
С этой целью в рамках проведения в период с 1 ноября по 24 ноября 2023 года общероссийской тренировки по использованию ГАС «Выборы», программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования и отдельных подсистем и компонентов. Согласно законопроекту, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем. 19 января комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству одобрил законопроект, вводящий единые правила дистанционного электронного голосования для всех российских регионов. Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. «Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. «Дистанционное электронное голосование ― голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения», ― говорится в поправках в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и.
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Прием заявлений для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) и голосовании на выборах Президента РФ в марте 2024 года через механизм. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. отмечается в законопроекте.
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании
Дистанционное электронное голосование — это голосование без посещения избирательного участка. Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. Чтобы принять в нем участие, нужно иметь подтвержденную (полную) учетную запись на портале госуслуг или сайте (для москвичей). Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Электронное голосование на общих собраниях через Личный кабинет акционера (ЦУП «Кворум»). И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование.