КИЙ КОНЦЕРТ ДЕНЬ УРОЖАЯ Виктор Румянцев. «1». Создается Содружество независимых государств (СНГ) вместо СССР.
Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет
Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником. В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил. Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране. Символика Содружества Независимых Государств У Содружества имеется уникальная эмблема — круг синего цвета с белой и серой полосами по краям см. Внутри него изображена белая фигура из вертикальных полос.
В верхней части они трансформируются в концентрические элементы, расходясь вправо и влево. Сверху расположен небольшой круг золотого цвета. Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина см. Как образовалось СНГ: шаг за шагом Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года.
В этот день главы России Б. Ельцин , Украины Л. Кравчук и Беларуси С. Шушкевич подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским.
Единства в целях не было, но вся работа над историческим документом заняла всего часа четыре. Когда появился четвертый и окончательный вариант документа, было около двух часов дня. Легенды о встрече в Вискулях упоминают и коньяк рекой, и столы, которые ломились от яств.
Но все это если и было, то накануне. Участники той встречи единодушно говорят, что обсуждение основного документа — Соглашения о создании СНГ — было очень острым, и не сопровождалось никаким застольем. Коньяк, правда, был, но без закуски. Я сам удивляюсь по сей день — у нас было какое-то фантастическое увлечение. У нас была бутылка коньяка, стояла на столе, у каждого стояла рюмка. И из этой бутылки мы отпили не больше, чем 100 граммов все вместе, и то еще в рюмках осталось». Каждую из статей обсуждали до полного утверждения всеми сторонами.
Преамбулу утвердили. Первая статья — утвердили. И так далее, — рассказывал Шушкевич. Самые эффективные эксперты у нас были Гайдар и Шахрай. Иногда они работали над предыдущей статьей, а мы шли на следующую. И когда доводили ее до приемлемого для всех уровня, тогда могли себе позволить». Вот так почти буднично, под коньяк и без закуски, и был подписан исторический документ, который положил конец СССР и начал новую страницу истории постсоветского пространства.
Началась история нового межгосударственного объединения — Содружества Независимых Государств, которому сегодня исполнилось ровно 30 лет.
На заседании Путин указал на необходимость переформатирования СНГ. Специалисты предполагают, что в будущем основными целями организации станут: экономическое развитие; миротворческие миссии; защита внутренних процессов от внешних вмешательств.
Эксперты уверены в сохранении России как основы обновленного СНГ. В отличие от ЕС с двумя равнозначными членами Германия и Франция , РФ единственная выделяется среди независимых государств.
В связи с чем происходит развитие безопасности. Следует учесть, что основное внимание сосредоточено на экономической составляющей, поскольку не все государства входящие в состав СНГ располагают большим количеством финансов и ресурсов. Ввиду того, что Россия является наиболее богатой страной, из-за чего трудовые мигранты для получения повышенной заработной платы, приезжают именно на данную территорию. Беднейшими странами считаются Кыргызстан, Молдова, и Таджикистан.
В основном рабочие места располагаются в сфере строительства недвижимых объектов, складских помещений и инфраструктуры. Для того, чтобы предоставить мигрантам хорошие условия, разрабатываются определённые нормативные акты по обеспечению людей пособиями по выплатам. Страны, располагающие более высоким экономическим положением, стараются предпринять все меры для улучшения менее развитых в финансовом плане государств. Это достигается путем установления доступных цен на необходимые продукты, сырье, таможенных пошлин. Богатые страны активно развивают производственные отрасли, расширяют рабочие места и вакансии, создают крупные проекты. Экономическая составляющая напрямую влияет на заработную плату населения и уровень жизни проживающих людей.
Развитие финансовой составляющей стран, входящих в состав содружества. Поддержание правовых норм для обеспечения свободы людей. Создание мирных отношений на всей территории, предоставление защиты и безопасности.
Создание Содружества Независимых Государств
Беловежские соглашения 8 декабря 1991 года | Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. |
СНГ — расшифровка: история образования Содружества со списком стран, входящих в это объединение | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. |
Содружество Независимых Государств | Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 года Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании. |
Создание Содружества Независимых Государств | Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. |
Страны СНГ на карте
- Базовые документы Содружества независимых государств
- Другие новости
- Популяные рубрики
- Страны СНГ: список и устройство
- Смотри также
В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг.
При этом совершенно не был учтен важнейший элемент, который придавал и все еще придает абсолютную уникальность постсоветскому пространству — разделенность русского народа и нахождение огромных осколков русского и русскоязычного населения разбросанными во всех бывших советских республиках самим фактом своего существования диаспора придает громадный потенциал интеграции в иных формах и в иные сроки чем те, что были реализованы на Западе. Самой большой ошибкой было то, что Россия фактически согласилась с такой логикой интеграции она и в настоящее время является незыблемой догмой для официальных властей , при которой бывшие советские республики из стадии протогосударственных образований становятся реальными государствами, со всеми необходимыми для этого атрибутами, затем осуществляют интеграцию в экономической сфере, а только вслед за этим идет процесс военной и политической интеграции и создания действительного обновленного союза суверенных и свободных государств. Опыт развития СНГ и постсоветского пространства приводит к однозначному утверждению, что подобная логика развития интеграционных процессов приведет в самом скором будущем к окончательной дискредитации идеи интеграции вообще, так как за этими ожиданиями полным ходом идет процесс образования множества центров силы на пространстве СССР , вытеснение России из многих жизненно важных зон. Не говоря о том, что будучи в экономическом и военнополитическом отношении слабой, Россия будет не в состоянии противостоять устремлениям своих соседей, крупных региональных стран и Запада растащить не только республики бывшего Союза, но и многие богатые ресурсами регионы Российской Федерации. Именно поэтому, если мы хотим сохранить Россию как государство и ядро постсоветского пространства, следует в конкретном случае, применительно к такому уникальному образованию как СНГ, изменить традиционную западную схему интеграции. Нам придется делать ставку в первую очередь на военнополитическую интеграцию или же даже полное объединение с отдельными странами, к чему подтянется затем процесс экономической интеграции. Наилучшим и наиболее близким примером для стран СНГ является не опыт становления и развития Европейского Сообщества, а, скорее, опыт объединения двух Германий. Таким образом, следует признать, что Россия за последние пять лет проводила абсолютно непродуманную, неверную политику в постсоветском пространстве из-за ряда субъективных и объективных факторов, все еще определяющих ее внутреннюю и внешнюю политику. Также очевидно, что подобное поведение не может продолжаться дальше, так как и Россия, и СНГ подошли к критической черте. Для сохранения России как государства и СНГ как пространства, на котором вокруг Москвы может формироваться жизнеспособное ядро, потребуется смена курса, окончательный выбор пути развития как внутри страны, так и по отношению к странам СНГ. Для выбора принципиально новой стратегии России по отношению к интеграции на уровне государственной политики мы должны изменить наши представления о постсоветских государствах.
Нынешнее формальное представление Россия имеет дело с оформившимися, состоявшимися государствами, закончившими процесс своего государствостроения; задача России — обеспечить по периметру новых границ дружеские отношения с новыми субъектами международного права , поддерживаемое многими специалистами по международным отношениям как в России, так и за рубежом, грешит абстрактной схематичностью, является механической попыткой переноса на постсоветское пространство принципов отношений между государствами в других регионах, где субъекты международных отношений взаимодействуют самостоятельно в течение нескольких столетий или, по крайней мере, десятилетий. Ситуация в постсоветском пространстве уникальная и она требует выработки особого подхода ради наиболее эффективной организации постсоветского пространства в интересах России. Как Россия, так и все остальные страны СНГ, далеки от завершения процесса своего государственного строительства и от нахождения своих ниш в новом миропорядке. Именно поэтому все еще открыты две возможности: или постсоветское пространство превращается во множество центров силы, некоторые из которых Украина, Узбекистан, Азербайджан возникают с помощью Запада и соседних крупных региональных держав для сдерживания России при этом усиливаются тенденции к горизонтальной военно-экономической интеграции этих центров на антироссийской основе. Или же побеждает линия на решительное вовлечение России в процесс государствостроения в бывших республиках СССР с тем, чтобы, используя все экономические, военные, этнодемографические и иные рычаги воздействия, не допустить консолидации государственной власти вокруг сил, имеющих антироссийскую и антиинтеграционистскую ориентацию. Только активные действия вплоть до дестабилизации внутриполитической ситуации в регионах, где особенно активизировались антироссийские и антиинтеграционистские силы способны предотвратить процесс медленного, но неотвратимого, при нынешней политике российских властей, ухода этих государств от России и превращения СНГ в фикцию. Возможный прорыв интеграции на российско-белорусском фронте может стать катализатором на пути радикальной смены тенденций — от дезинтеграции к реальной консолидации постсоветского пространства. В последнее время у России появляется — нет худа без добра — мощный аргумент в случае действительного отделения Чечни от России и признания ее независимости со стороны международного сообщества. Это — выдвижение права нации на самоопределение как приоритета в иерархии принципов международных отношений. Смена приоритетов даст России повод ревизовать всю существующую систему договоренностей по территориальному размежеванию республик после распада СССР, игнорировать применительно к ним принцип территориальной целостности и поставить вопрос о переделе этого пространства на основе права нации на самоопределение.
Мы уверены, однако, что международное сообщество сделает все, чтобы не развязать в этом вопросе руки России. Скорее всего, России придется консолидировать власть на территории РФ, реализуя стратегический курс в отношении СНГ на тех принципиальных основах, которые рассматриваются в данном докладе. Мы осознаем, что на сегодняшний день в России отсутствует дееспособный субъект власти, однако как общее концептуальное видение, которое мы предлагаем, так и конкретные стратегии по отношению к Украине, Белоруссии, Казахстану, Средней Азии, Закавказью, будут востребованы сразу же, как только в нашей стране закончится период хаоса и ожесточенной борьбы кланов во властных структурах и появится, наконец, консолидированная власть и державная воля. Способна ли Россия к прорыву на белорусском фронте В создавшихся для России неблагоприятных внутренних и внешних условиях продвижение НАТО и выдавливание России из Европы; соперничество с Украиной и за Украину; утрата Чечни и начавшийся распад Российской Федерации объединение с Белоруссией было бы для России достойным выходом из многих политических тупиков, реабилитацией подорванной российской государственности. В отношениях с Беларусью у России нет разделяющих территориальных проблем, как с Украиной, и нет больших национальных, культурно-языковых и религиозных различий, как с Казахстаном, государствами Средней Азии и Закавказья. В экономическом плане Белоруссия представляет для России огромный интерес как в варианте интенсивного, производительного развития российской экономики Белоруссия — «сборочный цех» бывшего СССР , так и при сохранении нынешнего, сырьевого экономического курса Белоруссия как альтернативный путь в Европу, на мировые рынки. Союз России с Белоруссией хоронит идею Балтийско-Черноморского санитарного кордона, размыкая его по «белорусскому меридиану» и отодвигает потенциальную военную угрозу от Москвы на определенную маневренную глубину. Наконец, еще раз подчеркнем самое важное: идущее вплоть до объединения сближение с Белоруссией бросает вызов развитию центробежных тенденций в СНГ, меняет картину в отношениях с Украиной и на всем остальном постсоветском пространстве. Осознание этих обстоятельств всегда стимулировало ответственную часть российской и белорусской элиты к поиску взаимопонимания, нахождению формулы особых отношений. При этом следует заметить, что кроме желания вернуть совместную жизнь, основанного на общенародных чувствах, обе стороны исходили из эгоистических внутренних реалий.
Так было осенью 1993 г. Так было весной 1996 г. И Кебич, и Лукашенко до сих пор выигрывали выборы, голосования и референдумы, неизменно повышая ставку на интеграцию с Россией. Однако возможности использования темы интеграции во внутренних электоральных целях — без серьезного продвижения в содержании самого процесса, без уплаты обоюдной цены за объединение, — подходят к исчерпанию. Договор о Сообществе России и Беларуси не выполняется: до сих пор не созданы единые управленческие органы энергетической, транспортной и коммуникационной систем. Республика Беларусь, перечислившая в 1996 г. Не выполняется большая часть из заключенных в 1996 г. Россия не может преодолеть синдром «центра», а Беларусь — поступиться суверенитетом даже в части передачи наднациональным органам малой доли своих суверенных прав. Отсроченный на несколько месяцев ответ Президента России на предложение его белорусского коллеги «идти вплоть до объединения двух стран» насторожил руководство Беларуси как незамаскированный план хозяйственного поглощения страны без предоставления необходимых гарантий ее самостоятельности. Лично А.
Лукашенко был оскорблен травлей в российских электронных СМИ, рассеялись иллюзии относительно возможности его скорого выхода на российскую политическую авансцену. В целом, отношения РФ и Беларуси вступили в определяющую стадию. В первую годовщину создания Сообщества России и Беларуси руководство обеих стран вновь на распутье в поисках общих целей, форм и темпов объединения: есть все основания считать, что без немедленных и мощных политических импульсов интеграционные тенденции будут невостребованы, а сам процесс зайдет в тупик надолго, если не навсегда. Рано или поздно, даже такая неконсолидированная, неопределившаяся власть, как в России, должна ответить на вопрос: хотят ли, могут ли президенты, депутаты, элиты и их государства интегрироваться или нет. Прежде всего следует признать, что после референдума и конституционного переустройства в Беларуси полураспадающаяся Россия имеет там дело с прошедшей испытание, консолидированной властью. Нынешнее положение А. Лукашенко способствует реализации любых планов интеграции при условии приемлемости их лично для президента Республики Беларусь. Никаких серьезных угроз для него извне или изнутри страны нет и, по крайней мере до осени, не предвидится — значит и соглашаться на всякую интеграцию с Россией он не обязан экономическое положение Беларуси, как и везде в СНГ, ухудшается, но не такими темпами, чтобы можно было говорить о сформированном потенциале для социального взрыва. Белорусская армия и правоохранительные органы боеготовы и, в отличие от России, не чувствуют себя заброшенными руководством париями общества. Во внешней политике для Беларуси сохраняется, по крайней мере до фактического расширения НАТО на Восток, некоторая возможность маневрирования в субрегионе — в отношениях с Украиной, Польшей и Литвой.
Президент Лукашенко убежден, что поощряя обвальную приватизацию, он в скором времени утратит контроль над белорусской экономикой, затем над социальной сферой и политикой, чтобы, в полном соответствии с нашей практикой, оказаться в заложниках у «новых русских» или «новых белорусских» с тройным гражданством. Предварительная политическая договоренность с Президентом Беларуси, снимающая у него тревогу за будущее свое и своего народа, должна быть достигнута без навязывания Беларуси неприемлемого опыта экономических реформ, особенно приватизации, как ультимативного условия российско-белорусской интеграции. Нет или почти нет такой цены, которую российская элита не должна была бы заплатить за предотвращение распада, спасение целостности России и свое в объединении с Беларусью. Прощение долгов за потребляемые Беларусью энергоресурсы — естественная и невысокая плата за выход в Европу, использование военной инфраструктуры, закрепление роли и влияния русского языка, русской культуры и русских людей в Белоруссии. При этом надо учесть, что на попытку объединения, как на понижение своего суверенного статуса, белорусская номенклатура всегда будет смотреть с подозрением. И демократы, и коммунисты Беларуси всерьез напуганы перспективой интервенции российских чиновников, капиталов и порядков. Для Беларуси неизбежная плата за интеграцию с Россией — испытание в отношениях с Западом, с соседней Украиной, Польшей, Литвой. Если политический класс Беларуси в целом не удастся заинтересовать новой ролью и местом в объединении, единственный выход — подтвердить и упрочить альянс с Президентом и народом Беларуси развернуть широкое общественное движение в поддержку российско-белорусского объединения, поощрить интерес А. Лукашенко к воссозданию в будущем общего политического пространства России и Беларуси. Беларусь сейчас могла бы пойти на заключение конфедеративного договора с Россией, переход от аморфного сообщества к союзу двух суверенных государств с общим вторым гражданством, таможней, обороной и охраной границ при гарантии в остальном полного самоуправления двух входящих частей.
Статья 79 Конституции РФ и статья 8 Конституции РБ позволяют заключить межгосударственный конфедеративный договор без изменения Конституции в целом. Дальнейшая интеграция союза государств в союзное государство возможна после исчерпания потенциала предшествующего этапа, через референдум и согласованные изменения конституций двух стран. До той поры не следовало бы злоупотреблять референдумами, девальвируя глас народа, саму тему объединения. В связи с начавшимся процессом продвижения НАТО на Восток, у России есть год-полтора на придание процессу объединения с Белоруссией необратимого характера — до той поры, пока державы НАТО будут дискутировать, продвигать свое влияние, переваривать неофитов в своем составе. До окончания этого периода вряд ли следует ожидать падения Президента А. Лукашенко или полной смены вех у нынешнего руководства Беларуси переориентация на Запад потребовала бы отказа от основных мобилизационных лозунгов и, в недалекой перспективе, всей системы личной власти Президента. Со стороны наших газет и телевидения было бы важно отказаться от соревнования в оскорблениях нашего белорусского партнера, предоставив Западу возможность самому выполнять заказанную им работу по примерной изоляции Беларуси. Тем скорее станет процесс российско-белорусской интеграции. Однако, следует учесть, что потерпевшая сокрушительное поражение белорусская оппозиция не сломлена и не может быть сломлена окончательно, так как спекулирует на ухудшающемся положении и опирается на политическую, информационную и материальную помощь извне значит, сербский и болгарский вариант потенциально не исключены. Сломив внутреннее и внешнее сопротивление расширению НАТО, антироссийские силы на Западе с удвоенной, утроенной энергией примутся воздвигать препятствия объединению Москвы и Минска.
Если в течение 1997 г. Испытание Украиной «Без Украины Россия не империя», — слова, сказанные Збигневом Бжезинским, к стыду российской политологии, наиболее емко и точно отражают значение Украины для судьбы любой попытки интеграции на постсоветском пространстве. Если Россия будет пытаться превратить СНГ в действительное и дееспособное Содружество, нам не миновать рано или поздно пройти через испытание в отношениях с Украиной. Потому что любая попытка воссоединения или масштабной интеграции, или интеграции хотя бы только с Белоруссией, без Украины, — встречает со стороны Украины крайне нервную реакцию, противодействие. Испытание Украиной неизбежно и это также верно, как то, что любой путь объединения Германии — в прошлом ли, в этом веке, — всегда лежал через Австрию, потому что каждый раз надо было найти место второй германской державы в этом процессе до тех пор, пока Австрия была державой, авторитетом на общегерманском пространстве. Реализация плана российско-белорусской интеграции, выше нами обсужденного, является к настоящему времени необходимым предварительным условием для принуждения Украины к дружбе. Но ни союз с Белоруссией, ни, тем более, другие варианты продвижения интеграции не гарантируют полного спокойствия России за свою безопасность и целостность, если не удастся предотвратить превращение Украины в бастион против интеграции, альтернативный центр силы на территории бывшего СССР. Украина сыграла роковую роль в истории распада Советского Союза. Добившись признания своей никогда дотоле не существовавшей независимости в никогда прежде не существовавших, искусственных границах, Украина и при Леониде Первом и при Леониде Втором следует, с небольшими коррективами, в фарватере антироссийской политики.
Статья 2 Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Статья 3 Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту. Статья 4 Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях. Статья 5 Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
В мае 2018 года в соответствии с указом президента Порошенко представители Украины были отозваны из всех уставных органов СНГ. Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики , экономики , культуры , образования , здравоохранения , охраны окружающей среды , науки , торговли , в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В Уставе СНГ предусмотрены сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи , охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью , сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами 11 государств-основателей СНГ, провозглашалось, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием ; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и или нейтрального государства.
Кроме того, 21 декабря 1991 года в Алма-Аты было принято Соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств. В преамбуле Устава говорится о причинах создания Содружества и принятия Устава. В соответствии с Уставом Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. Членом Содружества может стать любое государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Таким образом, присоединение к СНГ не является односторонним актом. В рамках СНГ допускается ассоциированное членство.
История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
Устав СНГ содержит положения о коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве, предотвращении конфликтов и разрешении споров, а также о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой областях о конкретных формах такого сотрудничества - в соответствующих главах. Кроме того, в Уставе определяется статус основных руководящих органов Содружества. Согласно статье 21 Устава, высшим органом СНГ является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Заседания Совета собираются два раза в год, однако по инициативе любого из государств-членов могут созываться внеочередные заседания.
Как правило, заседания Совета глав государств проводятся в Минске. Председательствуют на них главы государств поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. Как показывает практика, решения Совета глав государств являются важным источником права Содружества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
Совет глав правительств собирается на свои заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Согласно статье 23 Устава, решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Вместе с тем, любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе.
В таких случаях решение может приниматься с общего согласия остальных членов Содружества. Оба органа могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Другими руководящими органами СНГ являются Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов , Координационно-консультативный Комитет способствует реализации достигнутых договоренностей и организует работу других органов Содружества , Совет министров обороны, Экономический суд, Комиссия по правам человека и Межпарламентская ассамблея. Практически каждый из перечисленных органов действует на основании соответствующего положения, утверждаемого Советом глав государств.
Межпарламентская ассамблея Содружества действует на основании Устава СНГ и Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года. В состав ассамблеи входят парламентские делегации государств-участников, избираемые их парламентами из числа своих депутатов. Каждая делегация имеет в Ассамблее один голос.
Статья 2. Государства-участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первым.
Статья 3. Государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам. Статья 4. До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств-участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами-участниками. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях.
Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения. Статья 6. Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектирования под совместным контролем.
Свернуть Мирча Снегур о неизбежности конца СССР и ликвидации союзного центра "Мы до этого еще участвовали в саммите в Алма-Ате, тогда предполагалось создать расширенный экономический союз. Но уже, помнится, настроение у всех было отдаляться, во всяком случае выйти на уровень двусторонних отношений без каких-либо указок из центра. Самое главное, что с самого начала там было лояльное отношение к принципу, согласно которому каждая страна участвует в тех структурах, в которых желает, никто никого не заставляет. То есть руководящего центра нет. Все республики испытывали на себе центробежные силы.
И конечно, знакомясь с готовящимися документами, мы пришли к выводу, что нам надо на первых порах участвовать в этом экономическом блоке. В политическом и тем более военном мы с самого начала не участвовали и документов никаких не подписывали. Но, тем не менее, в Алма-Ате подписали декларацию. Я считаю и всегда отвечаю моим критикам, и в шести томах моих воспоминаний об этом тоже написал, что эту декларацию стоило подписать хотя бы из-за того, что там есть абзац, который гласит, что с подписанием этой декларации Советский Союз больше не существует". Мирча Снегур в тот период президент Молдавии.
Активное сотрудничество в таких отраслях как энергетика, транспорт, торговля способствует стабильности и процветанию региона в целом. Важным аспектом деятельности СНГ является сотрудничество в области безопасности. В рамках организации разрабатываются и реализуются меры по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконными миграционными потоками.
Благодаря этому сотрудничеству, регион становится более безопасным и устойчивым к различным угрозам. Прошли вместе, придерживаясь общих ценностей и единства, оказывая поддержку друг другу в сложных политических и экономических ситуациях. Дальнейшее сотрудничество в рамках СНГ получило прочную основу», - комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Юлия Казановская.
Ответ не заставил себя долго ждать: "Как вы решите в ООН, так и будет". Однако даже после этого продолжались разговоры о том, что "вакантное" место в Совбезе могло отойти Японии или Германии. Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала "отличный юридический вариант", который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово "продолжатель" сыграло важную роль. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали — в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах. В Конституции новое название появилось только спустя несколько месяцев.
В Основной закон ввели пакет поправок, которые отражали появление России после распада СССР в качестве самостоятельного государства. Принимаю это решение по принципиальным соображениям", — с этих слов начал свое телевыступление первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев. За два часа до этого, около 17:00 по московскому времени, Горбачев побеседовал с иностранными лидерами. Он предупредил Буша об отставке и выразил надежду, что накопленный в советско-американских отношениях капитал будет приумножен. Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик "на прогрессивной основе". Он заявил, что попытки частичных реформ "терпели неудачу одну за другой". При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
История создания Содружества Независимых Государств (СНГ) | Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). |
Список стран СНГ в 2024 году | 25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). |
Содружество Независимых Государств. Большая российская энциклопедия | Содружество Независимых Государств (СНГ). |
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств — Викитека | СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года. |
Создание Содружества Независимых Государств
Старая экономическая система подверглась серьезному удару, а новая так и не была создана. Все это привело к инфляции, дефицитной стала вся продукция легкой промышленности и продукты питания. В стране росло забастовочное движение. Президент СССР Михаил Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик. Первый шаг в направлении независимости сделали прибалтийские республики - Литва, Латвия и Эстония. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении государственного суверенитета. Руководство СССР пыталось сохранить нерушимость страны. С этой целью в апреле 1990 года был принят закон "О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра. Этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик.
Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 года государственный суверенитет провозгласили Российская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 года. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 года в Москве группа высших государственных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были нейтрализованы сторонниками нового курса. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране.
Результатом совместных обсуждений стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, заменившей организационно-правовую форму сотрудничества в виде федерации, которой был СССР, отдельным протоколом была создана международная организация СНГ, а также описаны её цели и принципы. Хотя цели были прописаны достаточно саркастично, так как фиксировали стремление стран-участниц к тому, от чего они ушли в СССР. Но главное, что констатировали участники, это факт прекращения существования СССР, то есть своего отказа защищать законные интересы народа, высказанные на всесоюзном референдуме. Таким образом представители уже бывших союзных республик согласились с тем, что они более не являются государственным образованием и вынуждены строить свои отношения как независимые государства. Но при всём этом сохранялся Штаб объединённого командования военно-стратегическими силами и единым контролем над ядерным оружием, что могло сделать данную международную организацию достаточно сильной, но и он был упразднён 1 января 2006 года, так как к тому моменту укрепился ОДКБ. Хотя это было предсказуемо, ведь представители союзных республик установили своей целью достижения статуса безъядерного и или нейтрального государства, тем самым фактически признавая свою капитуляцию в конкуренции наций, а США — центром однополярного мира, так как руководимая ими НАТО получала тотальное преимущество практически над всей планетой. Немаловажным этапом изменения системы социальных отношений на постсоветском пространстве, который ознаменовала Алма-атинская встреча, стало фактическое согласие её участников на формирование нового правового поля, в итоге заменившего собой правовое поле СССР, но ратификация Алма-атинского соглашения проходила ещё согласно советского законодательства.
Нам удалось предотвратить кровавую гражданскую войну за передел советского наследства по югославскому образцу». Затем, в начале 2000-х, по мере укрепления России и геополитической активизации Москвы, роль СНГ стала уменьшаться. Столкнувшись с непригодностью Содружества в качестве инструмента доминирования в отношении других постсоветских государств, Кремль приступил к созданию альтернативных проектов. Заявляя в них цели, близкие к целям СНГ, Россия закладывала в механизмы этих структур возможности для своего диктата, а затем, шаг за шагом, совершенствовала и оттачивала их, добиваясь, при надобности, перезаключения старых соглашений. Идея Москвы сводилась к растаскиванию части функций СНГ по более удобным для нее структурам, где ее доминирующая роль была бы гарантирована. Одновременно, Минск, действуя в своих экономических интересах, ратовал за «инфраструктурное единство постсоветского пространства». Но даже тогда, в относительно спокойные времена, идея «интеграции усиленного режима» не встретила поддержки со стороны других членов Содружества. А сегодня, спустя десятилетие после этих призывов, отмирание СНГ как структуры стало уже несомненной данностью. В явном противоречии с основополагающей идеей «пространства без границ», внутри Содружества давно уже действует полноразмерный пограничный и таможенный контроль. Даже ближайших союзников, Россию и Беларусь, разделили пограничные зоны. После заявлений главы ФСБ России Александра Бортникова о том, что «основной костяк террористических групп составляют граждане стран СНГ, прибывшие в Россию в потоках трудовых мигрантов», можно ожидать дальнейшего ужесточения такого контроля. В прессе идет дискуссия о введении дактилоскопии для мигрантов из стран СНГ, с которыми у России пока еще отсутствует визовый режим. Правовые инициативы такого рода на региональном уровне уже появились: так, в Заксобрании Санкт-Петербурга их продвигает депутат Андрей Анохин.
Организационный этап образования СНГ завершился в 1993 году, когда 22 января 1993 г. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами — участниками СНГ. В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
Страны СНГ на карте
- Содружество Независимых Государств - Традиция
- 30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств
- История создания Содружества Независимых Государств (СНГ) | Нейросеть Бегемот
- Содержание статьи
- Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
- История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
Состав СНГ: список стран участников
В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ». В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации. В 2002 — 2004 реальное сотрудничество в военной области развивалось лишь в рамках ОДКБ, поскольку у её членов имеется общий противник — международный терроризм. В рамках ОДКБ регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр. Военные структуры СНГ свою задачу построения общей военной организации стран Содружества выполнить не смогли, поскольку государства СНГ не смогли прийти к единому пониманию военной угрозы, так что отмирание и ликвидация Совета министров обороны СНГ и его военных структур — лишь вопрос времени.
В марте 2005 , после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР Грузия , Украина , Молдавия , и в самый разгар кризиса власти в Киргизии , Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство ЕЭП. Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования.
При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006.
Тем более что это самая западная правительственная дача СССР: от Вискули до границы с Польшей всего 8 километров, и лидерам стран Восточной Европы было удобнее всего добираться до нее. На этот раз планировалась, что главы России, Белоруссии и Украины поохотятся и обсудят вопросы снабжения соседей российским газом. И охота, и баня, и пир горой в сплошь покрытой богатыми коврами резиденции действительно были, но днем. А вот начавшееся после этого обсуждение газового вопроса пошло по неожиданному сценарию.
Позже Станислав Шушкевич так рассказывал об этом журналистам: «Собрались мы вообще не для этой цели, а мы собрались, чтобы решить топливные проблемы зимние в Белоруссии и Украине. Я пригласил Ельцина на охоту в Беловежскую пущу. Потом решили, что надо уговорить его помочь нам нефтью и газом. И тут мы выяснили, что над ним еще есть начальник, избранный съездом народных депутатов СССР — над президентом России, избранным всем народом. И мы можем просить только Горбачева». Так решение рядового в общем-то хозяйственного вопроса, а главное — интересы чиновников высшего уровня, которые хотели вырваться из-под центрального управления и стать полновластными хозяевами в своих независимых государствах — повлек за собой государственный переворот. Оказалось, что более логично решать топливный вопрос, решая главный политический вопрос. Так мы и поступили.
Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики». От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание. Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов.
Ретро Барнаул. Вера Будянская, Барнаул в фотографиях. В период с 20 августа по 27 октября 11 республик решили выйти из СССР. Осенью 1991 года рабочая группа Ново-Огаревского процесса подготовила новый проект договора по созданию "Союза Суверенных Государств". Предполагалась, что это будет конфедерация независимых государств.
Страны-участники обязались совместно обеспечивать безопасность и мир на территории союза. Учитывая миссию СНГ, многих могло удивить, почему главы государств объявили о его закрытии. Но чиновники смогли объяснить свое решение. Почему закрывается союз В заявлении политиков отмечается, что за 30 лет СНГ наработал обширную правовую базу.
Образование СНГ
- Содержание
- Состав СНГ: список стран участников
- Беловежские соглашения: дата подписания, участники, место и результат
- Почему закрывается СНГ, и как страны-участники планируют развивать отношения дальше
- Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет - Российская газета
Создание СНГ: что это такое и как это влияло на историю России
На основании Устава Содружества Независимых Государств проводится четкое разграничение, касающееся государств-учредителей и стран-членов Содружества. Совет глав государств СНГ принял решение о поддержке России в ее намерении стать преемником СССР в ООН и других международных организациях. бывшие советские республики, образовавшиеся во время распада Советского Союза.
Почему закрывается СНГ, и как страны-участники планируют развивать отношения дальше
В декабре 2023 года СНГ отмечает свою 32-ю годовщину со дня своего образования. Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Поэтому из частей СССР возникло Содружество Независимых Государств. Удалось ли СНГ стать новой площадкой для сотрудничества постсоветских республик, рассказывает Клим Шавриков. СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств. Данной аббревиатурой называется круг стран, которые ранее, до декабря 1991-го года были членами СССР. Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество. Содружество Независимых Государств (СНГ).