Что такое ЛИТАВРЫ? У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Литавры. litavry instrument. Литавры. Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие. Ранее перестройка литавр была небыстрым делом: во время исполнения произведения дирижеру необходимо было заранее подать «знак» литавристу, чтобы он смог подкрутить винты (ослабить или наоборот) и проверить точность настройки тихим ударом колотушки. Литавры. litavry instrument.
Литавры музыкальный инструмент
- Литавры: что это за инструмент?
- Музыкальные Инструменты №29. Литавры
- Литавр таинственные звуки Очерк Б. Турчинского
- ЛИТАВРЫ | Энциклопедия Кругосвет
Что такое литавры музыкальный инструмент
Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие [7]. На тембр влияет и качество поверхности корпуса. Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева. Техника игры[ править править код ] Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома , также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах. На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Как известно, у нас, россиян, есть несколько любимых тем для бесед. В частности, судьбы нашей интеллигенции. Так же мы знаем, что приставь к "интернациональному" слову местное окончание и получишь перевод. Например, по-испански "интеллигенция" должна была бы звучать как "интеллихенсия", а по-английски "ителлидженс". Итак, вот совершенно реальная доводилось видеть лично и почти типичная ситуация. В перерывах между заседаниями на зарубежной научной конференции наш ученый, демонстрируя знание испанского и английского полученное, кстати, в вузе , беседует со своими коллегами о роли "рашин интеллидженс". И всячески, естественно, восхваляет эту роль в истории страны. На лицах собеседников появляется сначала легкое недоумение, потом они отводят взгляд в сторону и норовят найти благовидный предлог, чтобы выйти из разговора. В остальные дни конференции всячески уклоняются от общения с нашим патриотом. Объяснение простое: "интеллидженс", как и "интеллихенсия", ассоциируется только с одним - с разведывательной службой. Английская разведка так и называется "Интеллидженс сервис". Какое еще может быть отношение к человеку, который превозносит до небес секретную службу? Мягко говоря, настороженное, чего доброго, вербовать в шпионы примется.
Диапазон всех существующих разновидностей литавр большой, средней, малой примерно равен октаве. Устройство Главная часть инструмента — объемный металлический корпус. Его диаметр, в зависимости от модели, разновидности составляет 30-80 см. Чем меньше размер корпуса, тем выше звучат литавры. Немаловажной деталью является мембрана, обтягивающая конструкцию сверху. Ее удерживает обруч, закрепленный винтами. Винты можно затянуть туго или ослабить — от этого зависит тембр, высота извлекаемых звуков. Также на звук влияет форма корпуса: полусферическая заставляет инструмент звучать звонче, параболическая — глуше. Минус моделей, имеющих винтовой механизм — невозможность изменить настройку во время игры. Гораздо большей популярностью пользуются конструкции, оснащенные педалями. Специальный механизм позволяет поменять настройку в любой момент, а также обладает расширенными возможностями звукоизвлечения. Важное дополнение к основной конструкции — палочки.
Во времена крестовых походов они были уже довольно широко распространены как обязательный атрибут военной музыки, так же как и малый барабан. Обычно использовались две литавры разной высоты небольшого размера рис. В сырую погоду кожа литавры разбухала, и она звучала низко, в солнечную, теплую погоду кожа подсыхала и обезвоживалась, тогда звук становился высоким. Это видимо и навело музыкантов на мысль, что можно создать механизм, который позволял бы литавристу повышать или понижать звуковысотность литавр. Литавры, которые Ж. Использовались литавры тогда, главным образом, для театральных эффектов и усиления tutti оркестра. Но таких примеров можно привести не так уж много. В основном литавры по-прежнему оставались в оркестре средством усиления мощи оркестра вtutti и ритмической поддержки группы медных духовых или виолончелей с контрабасами. Лишь со второй половины XIX столетия литавры получили в оркестре довольно значительные самостоятельные функции. В качестве примера можно привести оперы Р. Вагнера, симфонии Г. Берлиоза, Г. Малера, произведения Н. Римского-Корсакова, оперы Д. Пуччини и так далее. В начале XX века, с бурным развитием «новой» музыки, стали интенсивно развиваться и ударные инструменты. Особое место среди ударных инструментов в силу своей многофункциональности заняли литавры. Композиторы XX века все больше расширяли диапазон использования литавр в современных партитурах. Это такие композиторы, как И. Стравинский, Б. Барток, Б. Бриттен, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К. Орф, К. Пендерецкий, Г. Свиридов, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Зная их произведения, можно отчетливо видеть, как неуклонно повышается в творчестве крупнейших композиторов роль ударных инструментов, и в первую очередь роль литавр. Но это стало возможным лишь в результате технического усовершенствования литавр. Сначала, в дополнение к уже имевшимся винтам, появился рычаг для быстрой перестройки литавр, при помощи которого можно было литавру, настроенную на какую-либо ноту, быстро перестроить на более высокую или низкую ноту, сохранив настройку винтов по отношению друг к другу неизменной. Затем рычаг был заменен на центральный винт, который выполнял те же функции. И наконец появились педальные литавры, которые решили сразу множество проблем. Перестройка литавр стала быстрой, практически мгновенной. Появилась возможность исполнения glissando. Если раньше функции настройки и звукоизвлечения ложились только на руки, то с использованием педали они четко разделились. Перестройка литавр теперь осуществляется только ногами, а руки заняты исключительно звукоизвлечением. Существуют две принципиально разные системы педальных литавр. Немецкая — с зубчатым фиксированием положения педали, и американская — с плавным ходом и фиксированием педали. Бывает, что зафиксировав педаль на одном зубце, исполнитель получает звук ниже, чем требуется, а на следующем — уже выше. Кроме того, педали немецкой системы при перестройке создают много посторонних «технических» шумов. Идеальной является американская система педальных литавр рис. Впервые литавры этой системы появились в 1921 году в США на фирме «Людвиг», которая до сих пор специализируется в производстве ударных инструментов. В первом случае педаль имеет шарнирное соединение в центре и ход типа «качели». Исполнитель, нажимая носком ступни на дальний от него конец педали и отпуская его, поднимает высоту звука литавры, и наоборот — нажимая пяткой на ближний к нему конец педали, понижает звучание литавры. Другая разновидность этой системы основана на принципе подвижности педали, которая опускается и поднимается по штырю. Опуская педаль, исполнитель повышает строй литавры, и наоборот. Педаль имеет небольшой люфт в точке крепления. Нажав на дальнюю часть педали, осуществляя настройку нужной ноты. Затем, переместив давление с дальней на ближнюю часть педали, можно зафиксировать положение педали соответственно настроенному звуку. Иногда для того, чтобы быстро поднять строй литавры, достаточно, нажимая на ближнюю к вам часть педали, довести строй до требуемого звука и снять ногу с педали. Звук уже зафиксирован. Литавры с такой конструкцией педалей выпускают в Англии. На большинстве профессиональных Литавр помимо педалей имеется еще и центральный винт, который может быть расположен сверху среди боковых винтов или внизу в виде центрального диска-винта, который регулируется ногами. При помощи центрального винта или диска можно быстро изменить диапазон литавры. Стандартный комплект состоит обычно из четырех литавр. Но некоторые композиторы пишут настолько виртуозные и насыщенные перестройкой партии для литавр, что иногда приходится использовать пять котлов. Иногда это бывает дополнительный басовый котел, иногда- дополнительная литавра piccolo. В США, Франции и других западных странах принято располагать литавры слева направо от басовой к пикколо , аналогично фортепианной или другой клавиатуре. Начальное Обучение игре на литаврах Перед начинающим литавристом любого возраста встают три основные задачи: научиться точно и быстро настраивать и перестраивать литавры — сначала в тишине класса, а затем и во время игры в оркестре; научиться играть хорошим, сочным тембром. Сначала следует рассмотреть постановку рук, способ удара, место звукоизвлечения, состояние самих литавр. После этого можно переходить к овладению штрихами, особыми приемами исполнения и техникой прекращения звука и глушения паразитного звучания. При игре в американской постановке обе руки держат палочки и производят удар точно так же, как это делается при игре на малом барабане в параллельной постановке. Ладони рук должны быть параллельны мембранам литавр. Палочка зажимается между подушкой большого пальца и первой фалангой указательного пальца. Остальные пальцы легко обхватывают палочку. Удар производится движением руки и кисти вверх-вниз, в тихих нюансах — только кистью или только пальцами. Ученики часто допускают грубую ошибку — зажимают палочки в руках с чрезмерной силой, и звук литавр от этого становится некрасивым — сухим, бестембровым. Начинающим исполнителям стоит обратить особое внимание на то, чтобы палочки удерживались в руках лишь с той силой, которая не даст им при ударе улететь. Средний,безымянный палец и мизинец должны быть согнуты, образуя нечто вроде трубы, в которой палочка могла бы свободно двигаться при ударе. При игре во французской постановке ладони нужно держать перпендикулярно по отношению к мембране литавры. Палочки должны лежать на четырех согнутых пальцах, а большие пальцы лежат сверху, вдоль палочек. Во время игры локти надо немного раздвинуть в стороны, палочки держатся параллельно друг другу.
Литавра какая группа инструментов
Гришина, Зигфрида Финка. По теме: методические разработки, презентации и конспекты Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса. Музыкальный досуг"Осенины". Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е. В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н. Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг. Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ музыкальных отделений школ искусств Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.
Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э. Консультация музыкального руководителя с педагогами. Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма. Литавры относятся к категории музыкальных инструментов, появившихся в глубокой древности, но не утративших актуальности до сих пор: их звучание может быть настолько разнообразным, что музыканты, от классиков до джазменов, активно применяют конструкцию, исполняя произведения самых разных жанров. Что такое литавры Литавры — инструмент из категории ударных, имеющий определенную высоту звучания.
Представляет собой несколько чаш обычно, от 2 до 7 , напоминающих по форме котлы. Материал изготовления — металл чаще — медь, реже — серебро, алюминий. Часть, повернутая к музыканту верхняя , пластиковая или обтянутая кожей, снизу некоторые модели оснащены резонаторным отверстием. Звук извлекается посредством специальных палочек с округлым наконечником. Материал, из которого изготовлены палочки, влияет на высоту, полноту, глубину звучания.
Диапазон всех существующих разновидностей литавр большой, средней, малой примерно равен октаве. Устройство Главная часть инструмента — объемный металлический корпус. Его диаметр, в зависимости от модели, разновидности составляет 30-80 см. Чем меньше размер корпуса, тем выше звучат литавры. Немаловажной деталью является мембрана, обтягивающая конструкцию сверху.
Ее удерживает обруч, закрепленный винтами. Винты можно затянуть туго или ослабить — от этого зависит тембр, высота извлекаемых звуков. Также на звук влияет форма корпуса: полусферическая заставляет инструмент звучать звонче, параболическая — глуше. Минус моделей, имеющих винтовой механизм — невозможность изменить настройку во время игры. Гораздо большей популярностью пользуются конструкции, оснащенные педалями.
Специальный механизм позволяет поменять настройку в любой момент, а также обладает расширенными возможностями звукоизвлечения. Важное дополнение к основной конструкции — палочки. Ими музыкант ударяет о мембрану, получая нужный звук. Палочки изготавливаются из различного материала, его выбор влияет на звук распространенные варианты — тростник, металл, дерево. История Литавры считаются одним из древнейших музыкальных инструментов на планете, их история начинается задолго до наступления нашей эры.
Некое подобие котлообразных барабанов использовали древние греки — громкие звуки служили для устрашения противника перед боем. Аналогичные устройства имели представители Месопотамии. Европу военные барабаны посетили в XIII веке. Предположительно, их завезли с Востока воины-крестоносцы. Первоначально диковинку использовали в военных целях: бой литавр управлял действиями кавалерии.
В XVI веке инструмент выглядел практически так же, как современные модели. В XVII его ввели в состав оркестров, исполняющих классические произведения. Знаменитые композиторы И. Бах, Р. Штраус, Г.
Берлиоз, Л. Бетховен писали партии для литавр. Впоследствии инструмент перестал быть исключительно достоянием классиков. Он популярен среди эстрадных исполнителей, используется джазовыми музыкантами, последователями неофолка. Техника игры на литаврах Исполнителю подвластно всего несколько приемов игры: Одиночные удары.
Распространенный метод, позволяющий использовать один или несколько барабанов одновременно. Силой воздействия, частотой прикосновений к мембране меломан извлекает звуки любой доступной высоты, тембра, громкости. Предполагает использование одной или двух литавр. Прием заключается в быстром многократном воспроизведении одного звука, двух различных звуков, созвучий. Подобного музыкального эффекта можно достичь, играя музыку на инструменте, оснащенном педальным механизмом.
При нем происходит плавный переход от звука к звуку. Выдающиеся литавристы Среди музыкантов, виртуозно владеющих игрой на литаврах, выделяют в основном европейцев: Зигфрид Финк, педагог, композитор Германия ; Анатолий Иванов, дирижер, перкуссионист, преподаватель Россия ; Джеймс Блейдс, перкуссионист, автор книг об ударных инструментах Великобритания ; Эдуард Галоян, преподаватель, артист симфонического оркестра СССР ; Виктор Гришин, композитор, профессор, автор научных работ Россия. Для учеников 1-11 классов и дошкольников Бесплатные сертификаты учителям и участникам Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта или нескольких музыкантов , играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики.
Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика.
Звук, трубы! Бах переработал это движение в первой части своей рождественской оратории. Людвиг ван Бетховен произвел революцию в музыке литавр в начале девятнадцатого века.
Он не только писал для ударных, настроенных на интервалы, отличные от четвертой или пятой, но и придавал первостепенное значение инструменту как независимому голосу, выходящему за рамки программного использования, как в случае Баха. Например, его Концерт для скрипки 1806 открывается четырьмя сольными партиями литавр, а скерцо его Девятой симфонии 1824 настраивает литавры против оркестра в своего рода призыве и ответе. Следующим крупным новатором был Гектор Берлиоз. Он был первым композитором, указавшим точные палочки, которые следует использовать - войлочные, деревянные и т. В нескольких своих произведениях, в том числе Фантастическая симфония 1830 он потребовал задействовать сразу нескольких литавр.
До конца девятнадцатого века литавры настраивались вручную; то есть была последовательность винтов с Т-образные ручки, называемые краны, что изменяло напряжение в голове при повороте игроков. Таким образом, настройка была относительно медленной операцией, и композиторы должны были предоставить игрокам разумное количество времени для изменения нот, если они хотели быть уверены в истинности ноты. Первые педальные литавры возникли в Дрездене в 1870-х годах и называются Дрезден литавры по этой причине. Однако, поскольку пергамент использовался для пластиков барабанов, автоматизированные решения было трудно реализовать, так как натяжение могло непредсказуемо меняться по всему барабану. Это можно было бы компенсировать ручной настройкой, но нелегко с помощью педального барабана.
Механизмы продолжали совершенствоваться в начале двадцатого века. Несмотря на эти проблемы, композиторы охотно использовали возможности, которые предлагал новый механизм. К 1915 году датский композитор Карл Нильсен требовал глиссандо на литаврах в своей Четвертой симфонии, что было невозможно на старых настроенных вручную барабанах. Однако Бела Барток более полно осознал гибкость, которую может предложить новый механизм. Многие из его литавр требуют такого диапазона нот, что было бы немыслимо попробовать их без педальных барабанов.
Большинство музыкальных произведений периода с 1700 по 1900 годы требуют, чтобы один литавр играл на одной партии литавр. Однако иногда композиторы, ищущие более толстую текстуру или большую палитру звуков, просят нескольких исполнителей выступить на одном или нескольких наборах литавр. Густав Малер написал для двух литавр в шести своих симфониях. Густав Холст использовал двух литавр для достижения диапазона нот, необходимого для эха основной темы в "Юпитере" из Планеты люкс. Использование двух литавр относительно распространено в произведениях позднего романтизма и двадцатого века для больших оркестров.
Написано несколько концертов для литавр. Композитор восемнадцатого века Иоганн Фишер написал симфонию для восьми литавр с оркестром, которая требует, чтобы солист-литавр играл на восьми барабанах одновременно. В 1983 году Уильям Крафт, известный американский перкуссионист и композитор, написал свой Концерт для литавр с оркестром, получивший вторую премию в конкурсе Kennedy Center Friedheim Awards. Гордон Джейкоб написал концерт для литавр и духового оркестра в 1984 году. В 2000 году американский композитор Филип Гласс написал свою Концертную фантазию для двух литавр и оркестра, в котором два солиста играют по семь литавр.
Литавры вне оркестра В 1970-х годах маршевые оркестры и корпуса барабанов и горна, которые произошли от традиционных маршевых и концертных оркестров, начали включать маршевые литавры. У каждого игрока был один барабан, который настраивался ручкой. Марширующие литавры были тяжелыми, и играть на них было неудобно, поскольку пластина барабана находилась почти у груди музыканта. Часто во время сложных пассажей литавры ставили свои барабаны на землю с помощью выдвижных ножек, и на них играли больше как на обычных литаврах, но с одним игроком на барабан. В начале 1980-х годов Drum Corps International DCI , руководящий орган барабанного корпуса, разрешил литаврам и другим ударным инструментам быть постоянно заземленными.
Это было началом конца маршевых литавр: со временем стандартные концертные литавры попали на футбольное поле как часть ансамбля, а маршевые литавры вышли из обихода. С литаврами экспериментировали и джазовые музыканты. Сунь Ра иногда использовал его в своей «Аркестре» которую играл, например, перкуссионист Джим Херндон в песнях «Reflection in Blue» и «El Viktor», записанных в 1957 году. В 1964 году Элвин Джонс включил литавры в свою ударную установку в композиции из четырех частей Джона Колтрейна. Высшая любовь.
Когда рок-н-ролльные группы начали стремиться разнообразить свое звучание, в студии появились литавры. Это привело к использованию литавр в прогрессивном роке.
Политика конфиденциальности и соглашение Что такое литавры Литавры — это особые музыкальные инструменты, применяемые в православной церкви во время богослужений.
Они играют важную роль в создании праздничной атмосферы и поющем молитвенном служении. Литавры представляют собой высокие стоечные конструкции из дерева или металла, на которые устанавливаются тонкие металлические лопасти.
Русские ударные инструменты. Ударные инструменты с определённой высотой звучания. Ударные инструменты с определенной высотой.
Ударный инструмент с определённой высотой звука. Ударные инструменты из симфонического оркестра. Ударные инструменты в оркестре названия. Сообщение о ударных инструментах. Ударные инструменты описание.
Тамбурин или тимпан род литавр. Тимпан древний музыкальный инструмент. Литавры ударный музыкальный инструмент. Древние ударные инструменты. Ударный музыкальный инструмент Азербайджан.
Ударные проект инструменты литавры. Ударные инструменты бубен литавры. Yamaha литавры Yamaha tp6329. Литавра Yamaha TP-7326r. Литавра Yamaha TP-7329r.
Литавра Yamaha TP-7332r. Ударный барабан литавры тарелки. Литавры, большой барабан и тарелки. Оркестрант Ударник литавры. Медные духовые,струнные смычковые,ударные инструменты.
Духовые и ударные инструменты. Медные духовые и ударные инструменты. Деревянные духовые и ударные инструменты. Барабаны и литавры. Литавры настройка.
Литавры текст. Музыкальные инструменты симфонического оркестра - духовые, ударные.. Инструменты шумовые оркестра инструменты симфонического ударные. Ударные инструменты с названиями для детей. Барабан симфонического оркестра.
Литавры в оркестре. Ударные литавры оркестр. Литавры звучание. Нева саунд музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты с названиями и картинками ударные.
Ударные инструменты с подписью. Ударные инструменты на английском. Музыкальные инструменты симфонического оркестра таблица. Струнно смычковые деревянные духовые медные инструменты. Струнные духовые инструменты симфонического оркестра.
Состав музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Фагот тромбон. Тромбон труба флейта виолончель кларнет. Тромбон тромболетавры. Тромбон музыкальный литавры.
Что такое литавры и зачем они нужны?
- литавра — Викисловарь
- Значение слова «литавра» в 4 словарях
- Что такое литавры
- Литавры в Русской культуре | Музыкальные инструменты
Что такое литавры
музыкальные инструменты в семействе ударных. Тип барабана, они состоят из головараньше делали из шкуры животных, но сегодня обычно из синтетического материала, натянутую на большую чашу. ли-тав-ра. Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). Корень: литавр-; окончание: а [Тихонов, 1996]. Произношение править. Литавра. литавры (timpani — ит., Pauken — нем., timbales — фр.) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени.
Музыкальные Инструменты №29. Литавры
А литавры — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие. Значение слова литавра в словарях Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир, Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Энциклопедический словарь, 1998 г., Большая Советская Энциклопедия, Словарь. Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. Что такое ЛИТАВРЫ? У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Строй инструмента регулируется степенью натяжения его мембраны при помощи винтов (винтовые литавры) или специального педального механизма, объединяющего действия винтов (механические литавры; изобретение педалей для Л. приписывается Ф. Дробишу). Литавры — статья из Интернет-энциклопедии для
Литавр таинственные звуки Очерк Б. Турчинского
Громогласно торжествовать, отмечая какой-л. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова С. Слово встречается в сканвордах.
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ музыкальных отделений школ искусств Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э. Консультация музыкального руководителя с педагогами. Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма. Литавры относятся к категории музыкальных инструментов, появившихся в глубокой древности, но не утративших актуальности до сих пор: их звучание может быть настолько разнообразным, что музыканты, от классиков до джазменов, активно применяют конструкцию, исполняя произведения самых разных жанров. Что такое литавры Литавры — инструмент из категории ударных, имеющий определенную высоту звучания. Представляет собой несколько чаш обычно, от 2 до 7 , напоминающих по форме котлы. Материал изготовления — металл чаще — медь, реже — серебро, алюминий. Часть, повернутая к музыканту верхняя , пластиковая или обтянутая кожей, снизу некоторые модели оснащены резонаторным отверстием. Звук извлекается посредством специальных палочек с округлым наконечником. Материал, из которого изготовлены палочки, влияет на высоту, полноту, глубину звучания. Диапазон всех существующих разновидностей литавр большой, средней, малой примерно равен октаве. Устройство Главная часть инструмента — объемный металлический корпус. Его диаметр, в зависимости от модели, разновидности составляет 30-80 см. Чем меньше размер корпуса, тем выше звучат литавры. Немаловажной деталью является мембрана, обтягивающая конструкцию сверху. Ее удерживает обруч, закрепленный винтами. Винты можно затянуть туго или ослабить — от этого зависит тембр, высота извлекаемых звуков. Также на звук влияет форма корпуса: полусферическая заставляет инструмент звучать звонче, параболическая — глуше. Минус моделей, имеющих винтовой механизм — невозможность изменить настройку во время игры. Гораздо большей популярностью пользуются конструкции, оснащенные педалями. Специальный механизм позволяет поменять настройку в любой момент, а также обладает расширенными возможностями звукоизвлечения. Важное дополнение к основной конструкции — палочки. Ими музыкант ударяет о мембрану, получая нужный звук. Палочки изготавливаются из различного материала, его выбор влияет на звук распространенные варианты — тростник, металл, дерево. История Литавры считаются одним из древнейших музыкальных инструментов на планете, их история начинается задолго до наступления нашей эры. Некое подобие котлообразных барабанов использовали древние греки — громкие звуки служили для устрашения противника перед боем. Аналогичные устройства имели представители Месопотамии. Европу военные барабаны посетили в XIII веке. Предположительно, их завезли с Востока воины-крестоносцы. Первоначально диковинку использовали в военных целях: бой литавр управлял действиями кавалерии. В XVI веке инструмент выглядел практически так же, как современные модели. В XVII его ввели в состав оркестров, исполняющих классические произведения. Знаменитые композиторы И. Бах, Р. Штраус, Г. Берлиоз, Л. Бетховен писали партии для литавр. Впоследствии инструмент перестал быть исключительно достоянием классиков. Он популярен среди эстрадных исполнителей, используется джазовыми музыкантами, последователями неофолка. Техника игры на литаврах Исполнителю подвластно всего несколько приемов игры: Одиночные удары. Распространенный метод, позволяющий использовать один или несколько барабанов одновременно. Силой воздействия, частотой прикосновений к мембране меломан извлекает звуки любой доступной высоты, тембра, громкости. Предполагает использование одной или двух литавр. Прием заключается в быстром многократном воспроизведении одного звука, двух различных звуков, созвучий. Подобного музыкального эффекта можно достичь, играя музыку на инструменте, оснащенном педальным механизмом. При нем происходит плавный переход от звука к звуку. Выдающиеся литавристы Среди музыкантов, виртуозно владеющих игрой на литаврах, выделяют в основном европейцев: Зигфрид Финк, педагог, композитор Германия ; Анатолий Иванов, дирижер, перкуссионист, преподаватель Россия ; Джеймс Блейдс, перкуссионист, автор книг об ударных инструментах Великобритания ; Эдуард Галоян, преподаватель, артист симфонического оркестра СССР ; Виктор Гришин, композитор, профессор, автор научных работ Россия. Для учеников 1-11 классов и дошкольников Бесплатные сертификаты учителям и участникам Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта или нескольких музыкантов , играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке. Литавры Литавра или литавры итал. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук timpani coperti. Барабанщик запорожцев. С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.
Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие [7]. На тембр влияет и качество поверхности корпуса. Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева. Техника игры [ править править код ] Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома , также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах. На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна. Характерное «громовое» звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах : классической музыке , эстраде , джазе , некоторых течениях рока , а также в неофолке и маршал-индастриале.
С XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. Большинство литавр имеют от шести до восьми натяжных стержней [2]. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии , где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали. Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса. С учреждением при Петре Великом регулярной армии и флота литавры серебряные литавры приобрели значение серебряных труб, то есть знаков отличия формирования. Они жаловались преимущественно из числа отбитых у шведов, как награда за отличие или как знак внимания Русского императора к полку.
Происхождение
- Что такое литавры: музыкальный инструмент, особенности, применение в творчестве композиторов
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Литавры — "Энциклопедия. Что такое Литавры
- История музыкальных инструментов: Литавры
- Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре
Что такое литавры музыкальный инструмент
Некоторые овладевают этим легко, а другие так и не научаться играть стройно в оркестре. Секрет состоит в том, что нужно обладать способностью отключиться от всего постороннего, что звучит вокруг. Некоторые потихоньку напевают или насвистывают «Ля», и от этой ноты настраиваются. Но дело не в том, чтобы найти «Ля», а в том, чтобы отключиться от окружающей музыки и сосредоточиться на нужных звуках. Настройка и тембр литавр Настройка гораздо более важна и ответственна при исполнении Моцарта и Гайдна, чем при исполнении современной музыки, так как вследствие прозрачности инструментовки их произведений даже небольшая неточно в настройке мембраны становится слишком явной и мешает. Если неточно интонировать, то звуки литавр не сольются со звучанием оркестра в одно целое, и литавриста могут обвинить в том, что он слишком громко играет. Не все дирижеры могут отличить ноту, не сливающуюся в звучании с оркестром и поэтому выделяющуюся, от ноты, которая действительно звучит слишком громко и насыщенно. При неточной настройке, даже если играть тихо, благозвучие, характерное для классики, недостижимо. И, наоборот — в авангардной диссонансной музыке менее точная настройка не так выделяется. Но это не значит, что в мощной оркестровке, где высота звука меняется каждые несколько тактов, можно идти на компромисс при настройке литавр.
Чем проще и прозрачнее оркестровка произведения, тем труднее воспроизвести чистый, с богатым тембром звук. Совершенная игра с чистым интонированием на протяжении всего произведения — цель каждого исполнителя, и она вполне достижима. Это умение, которое требует огромной концентрации внимания, терпения и большого опыта. Для приобретения такого опыта нужно использовать все возможности для игры в разных по уровню оркестрах, в любых условиях и на всех типах литавр. Не следует ограничиваться только студенческими оркестрами, нужно стараться поиграть и в других оркестрах, пусть даже в самодеятельных. Накопленный при этом опыт будет стоить усилий. И хотя работа будет напряженной, нужно стараться получить от нее удовольствие. Хорошее исполнение классической музыки уже несет в себе вознаграждение. Компенсация для громкой игры Некоторые исполнители придерживаются следующей теории: «Если вы собираетесь громко играть в нижнем регистре, то эту литавру нужно настроить ниже, чем реальное звучание ноты.
Поскольку головки палочек мягкие, а вы будете прикладывать дополнительные усилия, чтобы играть громко, то звук будет повышаться». Они утверждают : «Если вы настраиваете ниже и играете громко, то попадете на нужную ноту». Теоретически доля истины в этом есть, но этим приемом практически невозможно точно попасть на нужную высоту звука, не говоря уже о том, что, понижая звук с тем, чтобы играть громко, вы уже сбили настройку, и вам придется тут же перестраиваться, если дальше следует тихая игра на этой же ноте. Литавры следует всегда настраивать точно на ноты, независимо от нюанса. Трюки, секреты, тонкости. У музыкантов существует множество маленьких секретов, помогающих услышать ноты при настройке во время игры в оркестре. Вот один из них: «Поставьте палец в центр мембраны — это избавит звук от чужих обертонов призвуков и сделает его чистым». А вот другой «секрет» : «Нужно воспроизвести голосом требуемую ноту в литавру близко от мембраны и настраивать литавру до тех пор, пока не услышите, что литавра вам отвечает, резонирует». Все это отчасти справедливо, но к этому вопросу можно подойти с практической точки зрения.
Представьте, что вы хотите настроить ноту «ре» и напеваете ее в литавру. Оркестр в это время продолжает играть, и каждый раз, когда оркестр играет «ре» - это само по себе вызывает вибрацию мембраны, и вы никогда не сможете сказать, удалось ли вам настроить эту ноту или нет, так как помехи вокруг слишком велики для такого способа настройки. Чтобы настроить литавру на нужную ноту, прежде всего, нужно представить себе этот звук мысленно, потом слегка ударить по мембране, приблизив к ней ухо. Начал настройку ниже нужной ноты, подведите к ней звук, глиссандируя педалью. Это наиболее короткий путь. А саму настройку нужно научиться осуществлять очень быстро, учитывая, что в современной музыке иногда времени для перестройки вообще не бывает. Что же касается постановки пальцев в середину мембраны — суть в том, что этим вы стараетесь убрать фальшивые призвуки в ноте, а причина — неверно настроенные винты, и их нужно просто настроить. Ставить палец в центр мембраны или напевать в литавру — это приемы, которые, скорее всего, значительно усложнят перестройку, особенно при игре в оркестре. Для того, чтобы литавра звучала действительно хорошо, нужно тщательно выровнять по звучанию все винты, а затем чуть-чуть повернуть одновременно два поперечных по отношению к вам винта вверх рис.
Индикаторы Большинство современных литавр имеют индикаторы настройки. Заявления некоторых литавристов о том, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не пользуются индикаторами, являются, скорее всего, преувеличением. Многие, конечно же, при необходимости используют их. Но настройка индикаторов совсем не гарантирует стройной игры. Лучше всего настраивать индикаторы так: на каждой литавре должна быть одна нота, от которой и следует настраиваться. И это очень важно. Начиная с басовой литавры нужно соответственно на каждой выставить указатели нот — «G», «A»,«D», «E» — в центр шкалы индикатора рис. Если есть центральный винт — это делается им, если нет, то — боковыми винтами. Совпадают ли остальные указатели индикатора с соответствующими нотами — не имеет значения.
Важно знать, где находится нота ре на этой литавре, и тогда можно настроить ми, фа, до и так далее. Бывают случаи, когда нет времени выслушать ноты. Все, что можно сделать — это передвинуть педаль ногой и увидеть краем глаза индикатор, посмотрев на него. На помощь слуха здесь рассчитывать не приходится: нога должна «знать», как двигаться это нужно чувствовать. Тут можно провести аналогию с тромбонистами, которые не смотрят при игре на кулису, или со струнниками, которые не делают отметок на грифе. Они точно знают, где находится каждая нота, что является результатом регулярных занятий, позволяющих достичь высокого профессионализма. Так же и литавристы, настраивая инструмент, должны знать, где находятся ноты. Но если знать место основной ноты, от которой настраивать, это очень поможет. Именно по этому на каждой литавре нужно иметь опорные ноты.
Если приходится играть на незнакомом комплекте литавр, следует установить педали так, чтобы центры хода педалей находились на опорных нотах, соответствующих каждой литавре. Когда это сделано, можно в течении нескольких секунд определить, где находится все остальные ноты особенно это удобно на литаврах фирмы «Ludvig» Таким образом, индикаторы помогают исполнителю, но не гарантируют точной настройки: все равно нужно «выслушивать» ноты. Если начать настраивать литавры только при помощи индикаторов, то наверняка нота будет настроена неточно. Если иногда можно настраивать литавры ногами то есть при помощи педалей, «не слушая» , то «настройка глазами» исключается. При игре на литаврах фирмы «Premier» Англия возможно использование ограничителей хода педали рис. Используют его таким образом: точно настроив нижнюю ноту используемого в том или ином конкретном случае диапазона, нужно зафиксировать ограничителем это положение педали, и в дальнейшем, если перестройка сложна или не очень удобна, вернуть педаль в исходное положение до ограничителя и от этой, точно настроенной известной ноты «найти ухом» искомую ноту. Затем, слегка постукивая пальцем или палочкой по мембране, плавно довести педаль до требуемой ноты. Ограничитель является как бы индикатором одной ноты. И если на каждой литавре будет по одной фиксированной точно настроенной ноте, то будет значительно проще ориентироваться при настройке литавр, особенно играя в оркестре.
Всем кто начинает играть в оркестре на литаврах, следует помнить, что бемоли будут всегда тяготеть вниз, а диезы — вверх. В оркестре всегда фа-диез звучит выше, чем соль-бемоль. Регулирование длительности звучания литавр техника глушения звука На занятиях больше всего тратится времени на освоение технических приемов, навыков быстрой и точной настройки литавр, правильного звукоизвлечения и на достижение хорошего тембра. Все это правильно. Однако очень редко занимаются тем, чтобы научиться точно и вовремя прекращать звучание литавр, заглушать их. Этот прием не представляет особой технической сложности, но владеть им совершенно необходимо для хорошего, правильного исполнения. Существуют два способа заглушения литавр. Один используется для тихих нюансов, другой для громких при игре мягкими и средними палочками. Длязаглушения литавр при игре в нюансах от ppдоmfкончики пальцев ставят на мембрану в месте обычного удара.
Однако при игре в нюансах от fдоffодних пальцев недостаточно, чтобы быстро и полностью заглушить звук, поэтому дополнительно используется основание большого пальца. Чтобы точно выполнить этот способ, требуется большая практика.
В дальнем левом углу Если посмотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и одного или нескольких музыкантов, играющих на них, производящих при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Некоторые из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, вибрафон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Санкт-Петербургская консерватория. История в именах Иван Федорович Мертенс 1814—1876 , солист-литаврист Императорских театров. В 2014 году в Санкт-Петербурге праздновали двухсотлетие Ивана Фёдоровича Мертенса, преподавателя консерватории, солиста-литавриста Императорских театров Петербурга. Мертенс - основатель класса ударных инструментов в первой российской консерватории, прочно заложил основы российской исполнительской школы, которая стремительно развивается и совершенствуется по сей день.
Нашим экскурсоводом в прошлое будет Анатолий Геннадьевич Румянцев. Анатолий Геннадьевич на протяжении 18 лет с 1969 по 1988 был артистом симфонического оркестра филармонии под руководством выдающегося дирижера Евгения Мравинского. Свою историю класс ударных инструментов консерватории ведет с момента основания этого учебного заведения, с 1862 года. В то время оркестранты из Саксонии, Пруссии и других немецких земель славились своими талантами и профессионализмом. Таковым был Мертенс и многие его последователи. Кроме игры в оркестре Иван Федорович преподавал игру на ударных инструментах в консерватории 1862 по 1868 год. После смерти Мертенса на его место в качестве солиста-литавриста императорских театров Петербурга и преподавателя консерватории прибыл Рихард Эйтнер 1845-1889 В императорских театрах он прослужил 13 лет - с 1876 по 1889 год. В 1890 году на место скоропостижно скончавшегося Эйтнера прибыл ударник из Гамбурга, Вильгельм Мирчке. Далее работали следующие музыканты-преподаватели: Рейнгольд Франкенштейн, Карл Эрнест Рюдигер, который в 1887 году за добросовестную службу был награжден серебряной медалью императора Александра III, а спустя 2 года переведен на место умершего Эйтнера, получив должность солиста-литавриста Мариинского театра. В 1907 году к работе преподавателя класса ударных инструментов приступил Михаил Михайлович Аматняк.
Аматняк сначала проявил себя талантливым студентом, обучаясь в классе скрипки Н. Галкина, в классе тромбона и тубы П. Волкова, а также приобретая навыки игры на ударных инструментах. А в 1907 году двери консерватории открылись для Аматняка уже как для преподавателя, которым он являлся вплоть до начала революции. Но этим круг его обязанностей не исчерпывался. На протяжении 20 лет Михаил Михайлович занимал должность дирижера оркестра Мариинского театра. Имя Аматняка последнее в дореволюционном списке преподавателей ударного класса. Класс ударных инструментов пополнился плеядой талантливых педагогов — его учеников. Один из них Василий Евсеевич Осадчук. Василий Осадчук в 1956 году получил звание Заслуженного артиста и был признан одним из лучших литавристов Советского Союза.
Блестящий исполнитель, виртуозно владеющий всеми без исключения видами ударных инструментов, был и одаренным педагогом. Используя богатый опыт работы в оркестре театра и в преподавании, обширные знания оперной, балетной и симфонической литературы, Василий Евсеевич написал две тетради этюдов для малого барабана 1957 , две тетради этюдов для литавр 1959 , 60 ритмических этюдов для малого барабана 1961 , сборник классических пьес для ксилофона 1962. Ученики Осадчука стали превосходными солистами и оркестрантами. Некоторые из них вошли в состав преподавателей консерватории. Николай Москаленко - ему принадлежит большая заслуга в расширении репертуара для ударных инструментов: обработки для ансамблей симфонических партитур Шостаковича, Прокофьева, Бриттена, Стравинского, Вилла-Лобоса. Значительное место в истории класса ударных инструментов принадлежит Алексею Ивановичу Соболеву - одному из титулованных преподавателей Петербурга 1880—1952. Одним из способнейших учеников Соболева был Анатолий Федорович Емельянов. Ещё одна историческая фигура класса ударных инструментов — Александр Иванович Чулюкин 1879—1954. Чулюкину принадлежит целый ряд новых открытий, которые способствовали грандиозному росту мастерства игры на разных видах ударных инструментов. Анатолий Иванович сам конструировал музыкальные инструменты.
Однажды, при построении ксилофона, он открыл секрет, как добиться наилучшего звучания пластинки, не изменяя ее обычной формы. Также Чулюкин проводил огромную работу по исследованию способов настройки литавр. Выдающимся литавристом и мастером был и его сын, Георгий Александрович. Эдуард Галоян, литаврист высочайшего мирового уровня, играл в оркестре московской филармонии под управлением К. Во всех симфониях Д. Шостаковича партию литавр исполнял Галоян. Он написал и издал школу «Практический метод игры на литаврах» изд. Вот что написал великий композитор Шостакович в предисловии издания: «Советы выдающегося мастера игры на литаврах, каким является Э. Галоян, принесут большую пользу как начинающим музыкантам, так и зрелым артистам». Крупнейшей фигурой на небосводе российского ударного исполнительства считается Анатолий Васильевич Иванов 1934—2012 — народный артист - РСФСР, президент Российской Ассоциации исполнителей на ударных инструментах.
С 1964 года Иванов — артист концертмейстер группы ударных академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. В 1989 году Иванов организовал ансамбль «Виват, ударные! В 1991 году ансамбль стал лауреатом Международного конкурса в Нидерландах. Нельзя не отметить дарование Иванова как композитора! Среди произведений Иванова - музыка для ансамблей ударных инструментов, вибрафона, ксилофона, челесты, литавр и фортепиано, а также пьесы для флейты, ансамбля туб, русского народного оркестра и джаз-оркестра. В нашем очерке мы вкратце остановимся на некоторых из них. Ударные инструменты в творчестве Эдисона Денисова Как известно, композитор был глубоким знатоком этой группы оркестра, постоянно сотрудничал с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Кроме того, Э. Денисов — автор монографии «Ударные инструменты в современном оркестре», в которой рассматривается функционирование ударных инструментов в музыке И. Стравинского, Б.
Бартока, А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, О. Мессиана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других композиторов. Спектр ударных инструментов, применяемых Э. Денисовым, довольно внушителен. Среди них излюбленные композитором вибрафон, колокола, тамтам, маримба, ксилофон, подвешенные тарелки Piattisospesi , а также гораздо более редкие даже для современной музыки басовая маримба, балийский гонг, альпийские колокольчики и другие.
Однако гораздо более значителен тот факт, что ударные становятся полноправными участниками многих произведений Э. Денисова и даже берут на себя «главные роли». Конечно, кроме известной книги Эдисона Денисова, есть еще ряд книг, которые помогают лучше узнать весь спектр обсуждаемой нами темы. Но, к сожалению, по сравнению с методической литературой для других музыкальных инструментов, их ничтожно мало. Приведу некоторые из них: В. Котоньский «Ударные инструменты в современном оркестре». Андреева «Ударные инструменты современного симфонического оркестра». Панайотов «Ударные инструменты в современных оркестрах». Дмитриев «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние» Научные статьи: И. Шабунов «Ударные инструменты в симфониях Д.
Игнатов, В. Никитина, А. Пьянкова «Современные ударные инструменты». В фокусе темы Совсем недавно вышел мой очерк о духовиках Крыма, а если точнее - о духовом отделе Симферопольского музыкального училища. Моим помощником был Михаил Зельдин, выпускник этого училища по классу трубы и ударных инструментов. Саратовскую государственную консерваторию Михаил окончил уже только по классу ударных инструментов. Сегодня Михаил Зельдин — мой собеседник. Начнем с Крыма? А первым из них был ксилофон, который я услышал в Симферопольском цирке в исполнении музыкантов-эксцентриков. Точнее, они исполняли галоп Петерса, который в дальнейшем я часто играл.
Моя память быстро прокрутила назад плёнку жизни. Год 1959. Я учился на трубе во втором классе музыкальной школы номер 1. В этот год к нам приехала педагог из Ленинграда, и в школе открылся отдел ударных инструментов. Я мгновенно загорелся - а почему бы мне не попробовать совмещать ударные с трубой? Маргарита Ильинична Степанова оказалась прекрасным преподавателем, а кроме того хоть я был еще мал для таких выводов - красавицей-женщиной. Первые ее ученики: Леонид Решко, Вадим Кузиков и я. К сожалению, музыкальную школу я заканчивал у другого педагога, так как Степанова возвратилась в Ленинград. В музыкальном училище класс ударных инструментов был открыт в 1964 году. Преподавателем стал Бондаренко Леонид Дмитриевич, литаврист Ялтинского симфонического оркестра.
С 1964 года я сам стал преподавать в своей родной музыкальной школе. С этих пор меня заинтересовала педагогика. О нем - особенно: Юрий - прекрасный музыкант. Окончил музыкальную школу в Симферополе, гнесинское музыкальное училище, российскую академию музыки им. Гнесиных в классе профессора Д. Работал в оркестрах под управлением В. Дударовой, М. С 2003 года работает в группе ударных инструментов Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Во время гастролей этого замечательного коллектива в Израиле у нас с Юрием состоялась теплая встреча. Ну как не гордиться таким учеником, его потрясающими успехами!
Саратовская консерватория 1967 год. В этом учебном заведении меня ожидало много курьезов. Начнем с того, что не было отдела ударных инструментов, не было даже преподавателя. Я стал первопроходцем. А раз есть студент, значит, надо пригласить на работу и педагога. Им стал литаврист симфонического оркестра Мултанов Рафаэль Степанович. От автора В 60-е —70-е годы симфонические оркестры, за редким исключением, были сосредоточены в столичных и крупных городах. Там же были и консерватории, и музыкальные училища. Соответственно, самые значительные музыканты и хорошие, квалифицированные педагоги по ударным инструментам были сосредоточены в этих же местах. Ребята, приехавшие из периферийных училищ, резко отличались от местных, многого не знали и не умели, у них не было оркестрового опыта, так необходимого для ударников.
После окончания консерваторий толковые молодые музыканты оседали в различных оркестрах тех городов, в которых учились, и были там востребованы. Этим объясняются определённые сложности и несоответствия в распределении кадров. Зельдин продолжает - Несколько лет я работал в симфоническом оркестре Саратовской филармонии под руководством замечательного дирижера Мартина Сааковича Нерсесяна. После нескольких лет успешной работы в Саратове его пригласили в Москву - возглавить оркестр кинематографии СССР 1971 -1983 годы. Многие его знают по многочисленным записям музыки к кинофильмам — в том числе к фильму «Семнадцать мгновений весны». Консерваторию я заканчивал у Юрия Михайловича Калинина - преподавателя, приехавшего из Новосибирска. Одним из наиболее важных событий в моей творческой жизни было прослушивание и прохождение по конкурсу во вновь созданный Ульяновский симфонический оркестр летом 1971 года. Работать в этот коллектив съехались музыканты высокого уровня со всех концов Союза. Главным дирижером был Эдуард Афанасьевич Серов. Общение с этим человеком обогатило меня как музыканта и как человека.
Серов был творческой личностью с большой буквы.
На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо. Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.
В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал "Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами". Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний.
Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула.
Отдельные удары литавр поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков. Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой Москва, "Советский композитор", 1984 Ваши комментарии:.
Фанфары и литавры
Представляют собой систему двух и более до пяти металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверстие. Литавры — инструмент очень древнего происхождения. У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, В Китае, у славянских народов. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Считается, что прародителями литавры являются аравийские нагары. В 13 веке литавры попали в Европу.
История Литавры считаются одним из древнейших музыкальных инструментов на планете, их история начинается задолго до наступления нашей эры. Некое подобие котлообразных барабанов использовали древние греки — громкие звуки служили для устрашения противника перед боем. Аналогичные устройства имели представители Месопотамии. Европу военные барабаны посетили в XIII веке. Предположительно, их завезли с Востока воины-крестоносцы. Первоначально диковинку использовали в военных целях: бой литавр управлял действиями кавалерии.
В XVI веке инструмент выглядел практически так же, как современные модели. В XVII его ввели в состав оркестров, исполняющих классические произведения. Знаменитые композиторы И. Бах, Р. Штраус, Г. Берлиоз, Л.
В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал "Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами". Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний. В Европе средних веков литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы и в дальнейшем эти музыкальные инструменты вместе развивались и одновременно вошли в состав классического оркестра с 17го века. По материалам сайта: EOMI — это самая большая русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года.
По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. В оркестре применяются преимущественно две Л. Каждая Л. Звуки Л. Вследствие различных степеней натягивания кожи на большой Л.
Литавр таинственные звуки Очерк Б. Турчинского
Главная» Новости» Литавры что такое. Литавры Литавра или литавры — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. В этой передаче ведущая расскажет, когда появились ноты, а также о том, что такое музыкальные гаммы. Во второй части выпуска речь пойдёт об инструменте литавры. Сагаты (или цимбалы) – это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки. Однако, будучи назначенным на главный стул, литавры в профессиональном ансамбле, литавр не обязан играть на каких-либо других инструментах.