Особенно здорово, когда каллиграфией занимаются дети. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. Каллиграфия – это намного больше, чем просто искусство красивого почерка, продолжает Наталья. очень важный предмет в школе, которому не заслуженно мало уделяют внимание.
Польза каллиграфии для детей
Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. При овладении техникой каллиграфии у детей появится правильная осанка, что очень важно, ведь многие сейчас страдают от искривления позвоночника. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Просмотр содержимого документа «Каллиграфия для детей: почему это важно?».
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
В Петербурге в течение 15 лет работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. В-третьих, для детей каллиграфическое письмо – это тренировка усидчивости и образного мышления, ведь чтобы нарисовать спрятанное в витиеватых символах животное, надо ещё постараться! Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание.
Почему отменили каллиграфию в школах
Дети, которые длительное время занимаются каллиграфией, обычно начинают не успевать за темпом работы в классе. Потому что в классе при выполнении письменных заданий требуется писать, а не рисовать. На занятиях по каллиграфии учат медленно выводить каждую букву и следить за каждым своим движением. Но в школе нужно писать быстро и разборчиво. Как результат — письмо разваливается, дети просто возвращаются к своему предыдущему почерку или он становится даже ещё хуже. Почему так происходит? Потому что каллиграфия — это искусство, рисование букв и соединений, а не письмо.
Для того чтобы ребёнок быстро и разборчиво писал от руки требуется сформировать у него свободную динамику письма от руки. А для этого необходимо первоначально решить следующие проблемы: снять моторные трудности , потому что они как раз и являются одной из причин неаккуратного и неразборчивого почерка; повысить подвижность лучезапястного сустава. Очень часто именно из-за зажимов в этом суставе, нарушенного тонуса мышц пишущей руки ребёнку не удаётся выводить ровные строчки на письме; улучшить психоэмоциональное отношение к письму. Почерк — это отражение нашей нервной системы, поэтому ребёнок пишет так, как себя чувствует. Занятия каллиграфией не помогают устранить эти трудности. Более того, они могут даже ухудшить психоэмоциональное состояние ребёнка, потому что каллиграфия — это творческое занятие, которое в большей степени стимулирует работу правого полушария.
Скоропись требуется сформировать для того, чтобы ребёнок успевал писать за темпом в классе, а каллиграфия изначально предполагает писать размеренно, без суеты. И требуется ещё одно условие.
Эта вещь интересна тем, что все линии выполнены микробуквами. Причем с соблюдением всех канонов древнерусской вязи. Например, есть такие моменты, что нужно учитывать межбуквенное расстояние, определенные соотношения ширины и величины.
Девчонки придумали и зашифровали в картине фрагмент из жития Димитрия Донского. Международное жюри должно было заседать в октябре-ноябре, а мы отправили свою работу в начале августа. Через две недели нам позвонили и сообщили, что из 20 тысяч работ, присланных со всего мира, наша — уникальна. Если вспомнить советскую школу, там давали чистописание, так называемое «нажимное письмо». Но эти методики были настолько не мотивирующими.
Например, надо было многократно повторять какой-нибудь крючок, палочку. К сожалению, сегодня мы, обучая детей в школах, упрощаем сознание. Конечно, написание крючков немножко скучновато. Мы же используем последние современные достижения, обучаем детей так, чтобы это было интересно, чтобы одни петли цеплялись за предыдущие, и ребенок сам видел, как появляется необычный узор. Это просто элементы, и сейчас мы не говорим о слове.
А слово — сакрально. Если мы посмотрим на любую буковку, то увидим в ней два элемента — прямую линию и овал. И если вернуться к вопросу мотивации, картинки, которые получаются у детей из простых элементов, очень их вдохновляют. Заполняя пространство элементами, добавляя нажим, мы уже приходим к каллиграфии и естественным прямым существуют даже приемы, которые позволяют ребенку или взрослому быстро рисовать прямые линии, как по линейке. И потом плавно переходим в линии, которые способствуют развитию интеллекта.
Этой кривой когда-то занимался Леонардо да Винчи: она может пульсировать, включается фантазия! Занятия такой каллиграфической кривой способствуют быстрому развитию биполярного зрения. Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Выбраться из петли стресса — Занятия каллиграфией полезны не только детям? Благодаря каллиграфии буквально через два месяца упорной работы одна женщина, например, которая не могла написать даже пару слов, не только стала красиво писать, но и открыла в себе новые таланты. Вообще, это мощнейшее направление в медицине, которое будет востребовано не сегодня завтра.
Потом, когда мы пишем ритмический рисунок, развивается чувство ритма, что полезно для музыкантов. Даже простая линия включает наш интеллект, заставляя двигаться и развиваться.
В той же Японии не так. Там считается: как ты иероглифы пишешь, такой ты и человек. Дельный или не очень. При собеседовании придется написать каллиграфический тест. Компании продвигают сотрудника, рассматривая его почерк. В обеденный перерыв на предприятия приходят учителя каллиграфии. В Японии, Китае, Корее создание иероглифов именно создание — высокое искусство и даже магия.
То же самое в восточном мире, где пишут арабскими буквами. Почерк каждого человека уникален, в нем — наш характер. Фото: Shutterstock Восточный мир — это пиршество каллиграфии. Выписать имя Бога так, чтобы вписать его в орнамент; написать цитату из Корана так, чтобы буквы образовывали, например, фигуру льва — высокое искусство, которым, однако, учат детей на каждом углу. И историки, наверное, скажут: ну да, там же запрещены изображения к слову, это не совсем так. Изобразили льва буквами — вроде и запрет не нарушили, и себя показали. И отчасти это так. Но посмотрите на лучшие образцы арабского письма. Нет, тут другое: арабы просто любят буквы, которыми пишут.
И в этом, согласитесь, есть что-то, заслуживающее глубокого уважения. В старой России культуру писания букв продвигала церковь. Но после Петра началось засилье печатных книг, а саму церковь приравняли к министерству от руки продолжали переписывать священные книги только старообрядцы , а после революции — какая уж церковь. Советы экспериментировали со шрифтами, и ранние советские книги прям хороши, но потом тоже все уныло унифицировалось. В итоге получается, что буква для традиционных культур — это как бы образ человека. Эта идея может быть облачена в религиозные или в корпоративные, как в Японии, одежды, но — вот такая идея, разделяемая миллиардами людей. И было бы соблазнительно найти за этой традицией естественнонаучное, медицинское обоснование. Мол, так и есть — работает рука, работают и полушария мозга. Нам ведь все хочется обосновать научно.
Несмотря на то, что исходные символы шифрующие звуки практически одинаковы в большинстве языков мира, само их написание может быть разным. Вспомните, когда вы знакомились с прописными буквами, то отходили от общепринятого стандарта, стараясь создать свой уникальный почерк, расписывая тетради и придумывая оригинальную подпись, искажали буквы так, чтобы было удобно писать именно вам, например, отказываясь от лишних завитков, или наоборот вытягивая свой почерк. Эту фишку также подхватили и дизайнеры при создании шрифтов, которые мы сейчас используем повсеместно. Таким образом, чистописание никак нельзя исключать из нашей жизни, принимая во внимание тот факт, что через письмо и написание мы учимся тактильно чувствовать слова, переносить образы в понятный всем шифр и передавать свои эмоции, чувства через взаимодействие чернил предметов с бумагой. Привлекательность чистописания в различные времена. Чистописание пришло в нашу жизнь с момента изобретения первых пишущих предметов и символов, шифрующих отдельные звуки.
Далее с развитием общества также развивалось умение писать, а благодаря смешению народов, налаживанию торговых и политических связей, письменность приобрела общие характерные черты на мировом уровне. Хотя до сих пор остаются языки, которые мало похожи на привычные нам общеевропейские стандарты. А в Китае и Япония каллиграфическое написание ценится как отдельный вид искусства. Рукописный текст придаёт письму эмоциональный окрас. В Пушкинские времена письменность имела особое значение. Не только писатели и поэты тех времён старательно вкладывались в красоту почерка, излагая свои мысли, но и обычные люди, копируя почерк на иностранный манер, кропотливо выводили буквы, придавая им особую, на их взгляд, привлекательность.
Так, процесс письма стал одним из способов самовыражения. Интересные факты: Изначально вся общеевропейская письменность развилась на базе греческого и этрусского алфавитов. Общеизвестно два вида почерка, которые используются и по сей день. Первый вид применяется в качестве маркетингового ходя, для придания привлекательности в оформление, второй вид более повседневный и используется при написании писем, документов, книг и т. Греческий алфавит по-разному отразился на отдельных религиях и народах. К примеру, римляне стремились к упрощению этого шрифта, чтобы сделать его более практичным и полезным в повседневной жизни.
В то же время христианство способствовало расширению образов греческого алфавита, сделав его пропорции более вариативными и индивидуальными в процессе переписывания Библии.
Что такое каллиграфия и откуда она взялась?
«Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» | Обучонок | Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все. |
Почему отменили каллиграфию в школах. Одна из версий | По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. |
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время - Блог Викиум | Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. |
Каллиграфия: искусство в каждой букве | Блог 4brain | Несколько долгожителей пользовались каллиграфией, следовательно каллиграфия продлевает жизнь. |
✍🏻КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО? | Нужна ли каллиграфия современным детям? |
Как улучшить почерк ребенка за 1-3 дня, даже если он пишет плохо и медленно
Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все.
Чистописание в век цифровых технологий
В результате развития греческой письменности изменилось направление письма в латинице. Маюскульный и минускульный римские курсивы появились благодаря материалам, которые использовались для письма в то время: римляне писали на вощеной деревянной дощечке заостренной палочкой. При быстром письме некоторые буквы пропускались, поэтому, чтобы связать буквы между собой, добавлялись штрихи, какие-то буквы писали выше других, а само письмо начало приобретать наклон [ В. Тоотс, 1966 ]. На смену римским курсивам и римскому капитальному письму пришло унциальное письмо, которое стало главным в написании книг. Практически вся литература, сохранившаяся с тех времен, написана как раз унциалом от латинского uncialis — «равный по длине одной унции» — вид письма, в котором все буквы округлые, без ломаных линий и острых углов.
Унциальное письмо преимущественно относится к маюскульному типу письма. Со временем унциальное письмо стало приобретать очертания курсива и в итоге начало походить на строчный курсив. Так появилось полуунциальное письмо, в результате чего писать и читать стало гораздо проще [ М. Кауч, 1998 ]. Меровингское и вестготское письмо возникли в 8-9 веках в результате распространения христианства в Галлии.
В их основе лежит ранний римский курсив. На вид такие письма выглядели сжато, буквы были высокими и переплетались между собой, поэтому прочитать надписи было сложно, хотя выглядели они декоративно. Далее, на основе унциального и капитального письма, начало развиваться староиталийское письмо, а после появилось готическое письмо, для которого характерны остроконечные формы, сменившие привычные округления. Готический стиль стал главным в Европе, но только не на Руси, где развитие письменности происходило иначе: в процессе совершенствования общества и религии появился глаголический алфавит, который был непрост в применении. Позже возникла кириллица — один из видов письма, названный в честь своего создателя Кирилла работавшего в соавторстве с Мефодием , а с развитием печатной продукции появилась вязь — более декоративный вид письма, который украшал обложки книг и другие издания [ О.
Волошина, 2009 ]. Готический стиль широко используется в письме по сей день, он отличается сжатостью букв, что позволяет уместить больше текста в одной строке, темной картиной письма и угловатостью. В различных странах такое письмо приобретало свои характерные черты, и только испанцы разработали строжайший стиль готического письма: В Италии, благодаря развитию готического стиля, появилось круглоготическое письмо — ротунда. Оно считается одним из самых красивых стилей письма Западной Европы [ В. Восточноазиатская каллиграфия Каллиграфия появилась в Японии в 7 веке и базировалась на китайских стилях написания, то есть на иероглифах.
Но японцы преобразовали ее и наполнили эмоциональностью, философией. Образовались отдельные стили каллиграфии кабуки-модзи и дзе-рури-модзи , которые использовались в афишах и театральных программах: Японская каллиграфия развивается до сих пор. В 1948 году была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая функционирует на данный момент и является одним из ведущих каллиграфических объединений. Ассоциация ежегодно организует выставки, где современные авторы демонстрируют свои работы. В 20 веке японская каллиграфия представляла собой «игру кисти и туши», выглядела динамично и укрупненно, а позже появилась абстрактная каллиграфия: здесь иероглифы уже не несли смысловую нагрузку, каллиграфы стали больше импровизировать [ search.
Арабская каллиграфия Арабская каллиграфия изначально возникла в процессе копирования Корана и поэтому занимает важное место в исламском искусстве. Средневековые правители давали обед скопировать Коран, но для этого им необходимо было изучить каллиграфию. Багдадские халифы стали создавать библиотеки и возводить центры, в которых работали те, кто переводил и переписывал священное писание. Каллиграфия стала основой таинства написания слова, которому арабы предавали особый сакральный смысл. Этот стиль даже стал исключением из правила: Кораном запрещено изображать людей, животных или Аллаха, так как считается, что в таком случае люди поклоняются не Аллаху, а картине.
При этом каллиграфией разрешено писать слова, которые складываются в изображения. Некоторые каллиграфы для создания копии Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке.
Учит порядку и творчеству Когда мы выводим буквы, рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим.
Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного.
Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность. Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно.
Приобщает к истории Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
Занятия по каллиграфии помогут ребенку избежать искривления позвоночника и сопутствующих проблем со здоровьем. У пишущих некрасиво детей быстро устает рука, поэтому скорость письма очень медленная. Такие дети НЕ успевают дописывать задания в классе, это приводит к низкой успеваемости даже у потенциально способных детей.
При плохом почерке ребенок часто сам НЕ понимает то, что пишет. Например, принимает написанную самим цифру «7», за цифру «4», и таким образом получает низкие оценки не только по русскому языку, но и по математике и другим предметам.
А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.
Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.