В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря. В составе национальной группировки сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных.
Читайте также
- Атомные ледоколы: как они устроены и зачем нужны
- Ледокольный флот России – самый мощный в мире
- Спущен на воду атомный ледокол «Якутия»
- Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ
- Зачем нужны атомные ледоколы?
Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны
Атомный ледокол Ленин Атомный ледокол Ленин. Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. Спуск на воду атомного ледокола «Якутия». Фото: Алексей Даничев / РИА Новости. Современный атомный ледокол с таким же названием (проект 22220) был спущен на воду 22 сентября 2017 года, атомоходы этого типа являются самыми большими и мощными в интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Современный атомный ледокол с таким же названием (проект 22220) был спущен на воду 22 сентября 2017 года, атомоходы этого типа являются самыми большими и мощными в интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber.
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
В Петербурге спустили на воду атомный ледокол "Якутия" / Автор. Новости предприятия. Атомный советский ледокол «Арктика» был введен в эксплуатацию в 1975 году (Балтийский завод в Ленинграде).
Как ледокол ломает лед и какие особенности конструкции имеет?
Атомный реактор также имеет пограничный срок безопасной работы. То есть переусердствовать, завышая эксплуатационные возможности, нельзя! За полувековой стаж российского атомного флота не было ни одной аварии с угрозой загрязнения среды атомным реактором, и это заслуга наших специалистов — профессионалов своего дела. Чтобы продлить срок службы ледокола от 20 до 30 лет нужно понести затраты, равные постройке нового ледокола, поэтому в каждом отдельном случае важен точный расчет затрат. За всю историю мирового атомного ледокольного флота было построено 10 атомных ледоколов, и все они — российские. Атомные ледоколы России, список и сроки эксплуатации: Строятся три новых ледокола России!
В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире. Показать больше.
Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».
Африкантова Нижний Новгород. Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире. Также по теме Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция ПАТЭС , сообщили в компании «Росэнергоатом».... Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём интегральная компоновка », — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот». Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт. Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м. В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.
Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».
В этом выпуске мы посмотрим на 5 самых больших атомных ледокола в мире. Показать больше.
«Якутия», «Чукотка» и «Сахалин»: на Балтийском заводе показали, как строят атомные ледоколы
Атомный ледокол Ленин Атомный ледокол Ленин. Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. Атомный советский ледокол «Арктика» был введен в эксплуатацию в 1975 году (Балтийский завод в Ленинграде). За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны.
Главные по Арктике: история атомных ледоколов России
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Атомный ледокол — морское или комбинированное («река-море») судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220. Советский атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика» был построен на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде по проекту 1052 и введен в эксплуатацию в 1977 году. Время новостей. Спущен на воду атомный ледокол «Якутия» проекта 22220. Очередной Сухой Суперджет 100 совершил свой первый полёт.
Как ледокол ломает лед и какие особенности конструкции имеет?
Поиски северо-восточного пути продлились еще около 100 лет, а затем прекратились, потому что Россия запретила иностранцам заходить в северные воды. Географические экспедиции вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии, активно спонсировались государством и получили название Великой Северной экспедиции. Но даже когда путь прояснился, и были созданы подробные карты, плавать там было крайне сложно и опасно. Первыми, кто преодолел весь маршрут Северного морского пути, стали шведы. Но и Россия не осталась в стороне, одним из спонсоров знаменитой экспедиции стал сибирский золотодобытчик Александр Сибиряков, в честь которого потом назовут легендарный ледокол. В 1878 году экспедиция Норденшельда на пароходе «Вега», обогнув мыс Челюскин, зазимовала у берегов Чукотки, а затем вышла в Тихий океан. Это был международный прорыв. Для навигации в замерзших водах требовались ледоколы. Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной носовой частью, позволявшей наползать на лед и ломать его собственным весом.
Позднее появился первый арктический ледокол «Ермак», в разработке которого приняли участие ученый Дмитрий Менделеев и вице-адмирал Степан Макаров. Его построили на крупнейшей английской верфи Armstrong Whitworth.
При этом активная зона для УАЛ «Якутия» получила важное нововведение — гильзы термометра новой конструкции. Эта модернизация позволит более точно фиксировать теплосъём в процессе эксплуатации. Ввод в эксплуатацию серийного универсального атомного ледокола «Якутия» запланирован на конец 2024 года. Поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия. Испытания прошли успешно. Следующий универсальный ледокол, для которого «Машиностроительный завод» изготовит активные зоны, — строящийся УАЛ «Чукотка», — прокомментировал руководитель проекта отдела по производству спецтехники АО «МСЗ» Александр Шеин.
Это функция ледоколов номер один. Второстепенные, но не менее важные задачи: научно-исследовательские экспедиции в области с высокой замерзаемостью акватории, спасательные операции, сопровождение судов и даже туристические круизы. Если более конкретно, то корабли ледокольного флота обеспечивают стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути. По нему происходит транспортировка нефти и многого другого на международный рынок. Россия — единственная страна, пользующаяся этим направлением: в основном все плавают по Тихоокеанскому и Атлантическому направлениям, через Панамский и Суэцкий каналы. Арктический вариант многократно выгоднее, поскольку позволяет экономить значительное количество времени. Ежегодно здесь перевозят свыше пяти миллионов тонн грузов. Ледоколы открывают возможность изучать моря северного побережья Российской Федерации. Арктический шельф обладает огромными сырьевыми и минеральными ресурсами, но доступ к ним возможен только по покрытому толстым льдом морю.
В формате видеоконференцсвязи в обоих церемониях принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин. Санкт-Петербург, 22. В ходе церемонии Денис Мантуров заявил, что до конца года Росатом должен заключить контракт с Балтийским заводом на строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220. Со стороны bmpd укажем, что "Урал" является третьим построенным атомным ледоколом проекта 22220 ЛК-60Я. Его строительство осуществлено по контракту, заключенному 29 мая 2014 года ООО "Балтийский завод - Судостроение" с государственной корпорацией "Росатом" на постройку для ФГУП "Атомфлот" двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 ЛК-60Я общей стоимостью 84,4 млрд рублей.
Как провожают атомоходы: «Арктика» ушла на север
Экипаж сработал с ювелирной точностью и обеспечил безопасную проводку судна в Восточно-Сибирском море. Отмечу, поставленные задачи на время рейса перед экипажем выполнены. Команда, обладая большим опытом, отработала слаженно и выполнила все контрактные обязательства перед заказчиками», — прокомментировал и. Для справки: Сейчас в акватории Северного морского пути СМП успешно работают три универсальных атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Эти современные суда являются определяющим фактором устойчивого развития судоходства в высоких широтах. Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП.
Сквозь лед «Якутия» и другие ледокольные суда такого же класса движутся со скоростью 22 километра в час. В «Атомфлоте» считают, что для этого потребуется не менее 13 атомных ледоколов. По словам президента Владимира Путина, благодаря ледоколам объем перевозок на Севморпути в ближайшем будущем должен составить до 200 миллионов тонн. Она подчеркнула, что выбросы сажи или черного углерода от ледоколов составляют всего 500 граммов в год. Если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной, это в 100 тысяч раз меньше, — заметила вице-премьер. Ранее глава российского правительства Михаил Мишустин утвердил комплекс мер по экологии региона, согласно которому в Арктической зоне России будет сокращено количество вредных выбросов. В план по улучшению экологии Арктики включено 13 мероприятий. Их закрепили за профильными ведомствами. Им стал знаменитый ледокол «Ленин». Однако приобретать черты настоящей транспортной артерии Севморпуть стал только в 1970-е годы.
Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда , 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями. Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс». Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути проведено 110 судов , пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа.
Поделиться На Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол "Якутия" На Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол "Якутия" Плавучий гигант: торжественная церемония спуска За торжественным спуском на воду ледокола нового поколения "Якутия" наблюдают десятки рабочих Балтийского завода и президент России по видеосвязи. Важный морской ритуал. Разрезают ленточку и разбивают бутылку шампанского о нос судна. И вот, пожалуй, самый волнительный момент. Рабочие срезают стальные балки. Ледокол уже ничего не удерживает. Без преувеличения, плавучий гигант отправляется в свою первую прогулку к соседнему причалу. Длина атомохода как два футбольных поля — 173 метра, ширина 34 метра, а высота одного лишь борта — 15 метров. А после надстройки капитанской рубки и комфортабельных кают для экипажа "Якутия" будет как 25-этажный дом. В 2024 году ледокол отправится покорять воды Арктики. Первым в порт приписки Мурманск уже завтра отправится его брат близнец — "Урал".
Самый мощный неатомный ледокол впервые вышел в Арктику
Телеграм-канал « МашТех » решил провести аудит того, что по итогам 2023 года дала эта стратегия в деле развития ледокольного флота России. А положительные итоги и в самом деле имеются. Много это или мало? Был произведён и подсчёт отдачи к 2035 году денег, которые уже были вложены в различные проекты развития Северного морского пути до 2035 года: не менее 35 трлн. А развитие инфраструктуры СМП к этому же периоду даст федеральному бюджету дополнительно не менее 13,5 трлн. Фото: группа ВКонтакте компании «Азимут».
Добиться таких показателей удаётся благодаря уникальному ледокольному флоту России, мощность которого к началу 2024 года достигла 697,2 МВт.
Строительство атомного ледокола "Лидер" идет по графику Новости 12 декабря 2023 2315 Строительство самого мощного атомного ледокола в мире "Лидер" на верфи судостроительного комплекса "Звезда" в Большом Камне идет по графику. По данным ФГУП "Атомфлот" группа "Росатом" , спуск судна проекта 10510 "Россия" на воду планируется на октябрь 2025 года, подписание приемного акта — в декабре 2027 года.
Никаких отклонений пока мы не наблюдаем", — сказал генеральный директор "Атомфлота" Леонид Ирлица на форуме "Арктика: настоящее и будущее". По проекту 10510 строятся ледоколы, способные преодолевать льды толщиной до четырех метров и прокладывать канал шириной около 50 метров. Они будут обеспечивать круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути СМП.
Официально спущен на воду в 1993-м, а введен в эксплуатацию в 2007-м. Такой длительный перерыв связан с тем, что в 90-е годы работы фактически были приостановлены из-за отсутствия денег. Сейчас постоянный порт приписки судна — Мурманск.
Помимо задачи по проводке караванов через арктические моря, этот ледокол принимает на борт туристов для участия в арктических круизах. Желающих он доставляет до Северного полюса с посещением земли Франца-Иосифа. Капитана ледокола зовут Дмитрий Лобусов.
Его строительство было начато в 1986 году, а завершено спустя три года. Примечательно, что поначалу он назывался "Октябрьская революция", только в 1992 году был переименован в "Ямал". В 2000 году этот действующий атомный ледокол России совершил экспедицию к Северному полюсу, став седьмым судном в истории, которое добралось до этой точки на планете земля.
Всего на данный момент Северного полюса ледокол достигал 46 раз. Судно рассчитано на преодоление морского льда толщиной до трех метров, при этом оно способно поддерживать стабильную скорость до двух узлов в час. На борте несколько лодок класса "Зодиак" и вертолет Ми-8.
Имеются спутниковые системы, обеспечивающие надежную навигацию, интернет, телефонная связь. Всего на корабле 155 кают для экипажа. Специально для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако все-таки участвует в круизах.
В 1994 году на носу судна появилось стилизованное изображение акульей пасти как яркий элемент оформления для детского круиза. Позже его было решено оставить по просьбе туристических компаний. В настоящее время уже считается традиционным.
На смену ударно поработавшему флоту на Балтийском заводе будут построены четыре дизельных ледокола. По планам, в 2024 году будет сдан третий серийный ледокол проекта 22220 "Якутия", в 2026 году — четвертый серийный универсальный атомный ледокол "Чукотка". В ближайшее время намечена закладка пятого серийного ледокола проекта 22220. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Ледоколы проекта 22220 предназначены для проводки судов в Арктике, на участках Енисея и Обской губы, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также решения других задач.
Единственный во всем мире. Рассказываем о российской «Арктике» – самом мощном ледоколе на планете
На смену ударно поработавшему флоту на Балтийском заводе будут построены четыре дизельных ледокола. По планам, в 2024 году будет сдан третий серийный ледокол проекта 22220 "Якутия", в 2026 году — четвертый серийный универсальный атомный ледокол "Чукотка". В ближайшее время намечена закладка пятого серийного ледокола проекта 22220. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Ледоколы проекта 22220 предназначены для проводки судов в Арктике, на участках Енисея и Обской губы, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также решения других задач.
Каналы, которые сделал ледокол в районе порта Таналау. Они нужны были, чтобы поставить забрать одно судно от причала, а другое — поставить. Операция заняла 6 часов — и это считается неплохим результатом. В «походном» положении судно снова берут «на усы».
Современный атомный ледокол — это миниатюрный город на 54 человека. Все оборудование современное, а в помещениях круглый год поддерживается одна и та же температура. В команде говорят, что ледокол — это гигантский компьютер. Всё управление здесь новое, на экранах — полная информация о состоянии судна. В рубке полный комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование, система управления рулевой машиной. Навигация с таким управлением гораздо проще, чем с десятками циферблатов. Часть оборудования имеет систему подогрева, чтобы электроника работала без перебоев в любой мороз. ЦПУ — центральный пост управления.
Здесь находятся пульты управления всеми составными частями ядерной энергетической установки ледокола. Каждым из двух реакторов «РИТМ-200» управляет инженер оператор, электроэнергетикой — электромеханик, за радиационной безопасностью наблюдает инженер службы радиационной безопасности, а руководит вахтой — старший вахтенный механик. В состав силовой установки входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт. Реакторная установка расположена в помещении 7 на 7 метров. Сама активная зона — около метра в диаметре. Пар попадает в турбину, которая вращает генератор. А когда пар охлаждается — он снова превращается в воду и отправляется обратно в зону нагревания. На ледоколах есть своя сауна, бассейн, тренажёрный зал, зоны отдыха, конференц-зал, столовая и даже солярий.
Солярий — не только для красивого загара, а чтобы восполнить нехватку солнца, когда команде приходится несколько месяцев работать в условиях полярной ночи. Все суда оборудованы связью — есть телефон и даже интернет через спутник. Но обычные мобильные телефоны здесь не работают. В медицинском блоке есть собственный стационар и операционная. Лакокрасочное покрытие на носу и бортах судна снижает трение об лёд. Во время рабочих рейсов оно довольно быстро стирается. Восстановление ЛКП обычно проводят раз в год. Атомоходы проекта 22220 разрабатывались, чтобы заменить ледоколы, построенные в советское время.
Это универсальные машины, которые могут работать на всех участках Севморпути, легко ломают трёхметровый лёд, прокладывают каналы шириной до 37 м. Подобной техники до этого в стране не производилось. По проекту на ледоколах должны были устанавливать импортные системы электродвижения, электротехнику и другое оборудование. Но создателям пришлось самим разрабатывать решения. В итоге все получилось — атомоходы проекта 22220 практически целиком собраны из российского оборудования. Раньше в русла рек могли заходить только два атомных ледокола — «Таймыр» и «Вайгач». Оба относятся к классу «Таймыр», то есть мелкосидящим ледоколам. Эти ледоколы меньше атомоходов проекта 22220 — по длине на 20 метров, по ширине — на 5 метров.
Корпуса ледоколов изготовили в Финляндии, а вот ядерные энергетические установки поставили в Ленинграде. Для улучшения ледопроходимости ледоколы класса «Таймыр» оборудованы системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше. Долгие годы «Вайгач» и «Таймыр» были основными ледоколами на маршруте Мурманск-Дудинка. В феврале—июне 2007 года ледокол «Вайгач» выполнил один из самых насыщенных рейсов — сначала провёл более 30 танкеров, которые следовали в порт Витино в Белом море. После этого при поддержке ледокола совершили два рейса на западное побережье полуострова Ямал.
В общей сложности рейс продолжался более 5 месяцев. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» планировалось вывести из эксплуатации в 2026 и 2027 году. В феврале—апреле 2011 года «Вайгач» впервые в истории атомного ледокольного флота работал в Финском заливе. За 3 месяца работы на Балтике ледокол освободил из льдов и провёл более 250 судов. В июле 2011 года «Вайгач» поставил рекорд — провёл танкер с 61000 тонн газоконденсата по акватории Севморпути всего за 8 суток. Ледокол участвовал в нескольких спасательных операциях, регулярно участвует в постановке судов к причалам портов Дудинка, Диксон и Сабетта, сопровождает суда Норильского Никеля. Именно «Вайгач» выполнил первую в истории проводку каравана судов через всю акваторию Севморпути — от восточной до западной кромки льдов. Эти ледоколы уже более 20 лет практически не сходят с маршрута.
Сейчас на помощь им пришли суда серии 22220, но «Таймыр» и «Вайгач» до сих пор выполняют важные задачи и обеспечивают перевозку грузов по Севморпути. До появления проекта 22220 флагманским ледоколом Росатомфлота был «50 лет Победы». Оба ледокола работают на Севморпути. А в летние месяцы «50 лет Победы» возит туристов в экспедиции на Северный Полюс. Ледокол забирает туристов в порту Мурманска, делает остановку на островах архипелага Франца-Иосифа и завершает маршрут прямо на географическом Полюсе Земли. Такая экспедиция — уникальная возможность пройти маршрутом первооткрывателей и покорителей Арктики, которые исследовали Северный Ледовитый океан. А многие — погибали, так и не добравшись до Полюса.
Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до трёх метров. Как ожидается, они обеспечат проводку судов с углеводородным сырьём с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод".
Четвёртое судно серии, «Якутия», уже достраивается на плаву и к концу 2024 года встанет в строй. Пятое, «Чукотка», готовится к спуску на воду. Ещё два, «Камчатка» и «Сахалин», готовятся закладке. Длина каждого ледокола проекта 22220 около 173,3 м, ширина — 34 м. Толщина льдов на Северном морском пути обычно не превышает 3 м, поэтому современные ледоколы способны пройти акваторию Севморпути в любое время года. Ядерная энергетическая установка каждого ледокола состоит из двух реакторов по 175 МВт каждый. Они почти в 2 раза легче и дешевле атомных установок, которые использовались прежде — за счёт того, что парогенераторы теперь находятся внутри реактора. Мощность на валах достигает 60 МВт — примерно 81,5 тыс. Для сравнения, на ледоколе «50 лет Победы» мощность на валах 55 МВт, 75 тыс. Ядерные реакторы обеспечивают максимальную автономность — ледоколы могут работать без перезарядки около 7 лет. Атомоходы фактически не привязаны к портам — даже продукты на них обычно доставляют на других судах. Термин «переменная осадка» значит, что судно может при необходимости подниматься и опускаться в воде. Когда ледокол выходит на глубину, специальные емкости внутри заполняются водой и судно погружается. В таком положении проще ломать толстый лед. А когда нужно выйти на мелководье, воду откачивают за борт — и ледокол поднимается. Минимальная осадка судна около 9,03 м, максимальная — 10,5 м. Управляют ледоколом из ходовой рубки. Она находится на самой верхней палубе, именно отсюда открывается максимальный обзор. В ходовую рубку стекается вся информация, здесь установлено оборудование для определения курса, контроля за окружающей надводной и подводной обстановкой. Вахту несут старпом, вахтенный помощник, матрос. Продолжительность вахты — 4 часа, затем 8 часов отдыха. После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов. Первые должны были работать на открытых морских участках. Вторые — на мелководье и в устьях рек. Ледоколы проекта 22220 выполняют задачи обеих серий. На ледоколах проекта 22220 ходовая рубка — шире, чем на других атомных ледоколах. Ее ширина 34 метра — столько же, сколько и ширина самого ледокола. С высоты 31,2 м над уровнем моря видимость может достигать 11-12 морских миль. Из высокой рубки удобно рассчитывать маневры и выстраивать курс. Есть такое выражение: «Ледокольщики прямо не ходят». При управлении ледоколом стараются найти участки с трещинами или места, где лёд тоньше, чтобы судно, которое взято под проводку, шло быстрее и было в максимальной безопасности. Некоторые транспортные суда ледового класса и сами могут проложить себе путь. Заявки на проводку судна оформляются задолго до рейса. Ледоколы не простаивают в портах — обычно после сопровождения одного судна они забирают другое и отправляются в обратный путь. Большая часть грузов — нефтепродукты, газ, продукция с предприятий Норникеля, одного из крупнейших в мире производителей никеля, палладия и платины. В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря. Есть два метода проводок: лидирование и буксировка. В первом случае ледокол идет перед караваном и прокладывает канал. Во втором судно заводится к кормовому вырезу. Его пришвартовывают к ледоколу. Моряки называют эту операцию «взять на усы». После этого начинается буксировка. Основное устройство управления судном — это телеграфы трех главных электродвигателей, через которые старший вахты управляет ледоколом. На телеграфе чувствительное управление — движениями огромного атомохода управляют при помощи этих рычагов. На атомоходах можно идти малым ходом и точно подвести судно, а можно почти мгновенно передать максимальную мощность на ходовые двигатели — это повышает маневренность судна. На новых ледоколах есть дополнительный кормовой пост с собственным телеграфом. Старпом может перейти туда, чтобы было удобнее управлять сближением с ведомым судном. Пока ледокол сближается с судном, матросы готовят швартовы, чтобы взять его «на усы». У ледоколов есть кормовой вырез, в который помещают нос ведомого судна. Оно должно быть прочно зафиксировано, чтобы точно повторять движения ледокола по льдам. Команда на ледоколах опытная — они ежегодно выполняют не один десяток проводок. Когда судно идёт сразу за ледоколом, канал не успевают заполнить льдины. Иногда по проложенному каналу невозможно пройти уже через час — куски льда заполняют поверхность и смерзаются. На ледоколе такую поверхность называют сплочённый лёд. Буксировка судна может показаться простой задачей, но на деле это согласованная работа сразу двух команд. Натяжение троса при буксировке не должно быть слишком сильным — иначе канат не выдержит и порвётся. Даже трос толщиной 60 мм не выдержит массу гружёного судна. Поэтому все маневры судов синхронизируют, ледокол и ведомое судно одновременно замедляются и ускоряются. Ледоколы способны организовать транспортный коридор через 5 морей — от мыса Желания на Новой земле и до мыса Дежнева на Чукотке.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»
Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Представители второго поколения атомных ледоколов гораздо мощнее — два ядерных реактора (ОК-900А) дают им 75 тысяч лошадиных сил. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом на переднем и заднем ходу со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности энергетической установки и осадке по КВЛ на глубокой воде. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод".