Оценив его противоречия, Ленин сделал вывод о том, что империализм есть канун социалистической революции.
Что делать с Лениным?
Невыносимый. 5 спорных деяний Ленина, за которые его ненавидят | Перемена общественного строя дискредитировала такую выдающуюся фигуру в истории, как Ленин: что сделал хорошего – умалчивается, приписываются негативные последствия. |
Путин против Ленина. Правда ли, что Ленин развалил страну? | В этом смысле изначально для тиражирования образа Ленина его политические противники сделали не меньше, чем его сторонники. |
Ленин что сделал для россии. Ленин победил, потому что чувствовал, чего хотят миллионы | ___ Из воспоминаний одноклассника Ленина Наумова: «Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью. |
Ленин: великий злодей или великий благодетель?
Ведь там жили по абсолютно капиталистическим законам, но начали перенимать его идеи, что бы выиграть с нами соревнование, чтобы народ у них не бунтовал, смотря на права трудящихся в Советском Союзе. Это же Ленин заставил придать капитализму человеческое лицо? Если упрощать, то можно сказать и так. Европа и даже США пережили эпоху безудержного кровавого капитализма и начали задумываться о людях в какой-то момент. Воплотили у себя потихонечку идеи Ленина. Но они вам в этом никогда не признаются. При этом сама идея его построения коммунизма была абсолютно благая. Другое дело, что они не смогли ее воплотить в жизнь.
Но Ленин, который призывал расстреливать без суда и следствия интеллигенцию, по-человечески, ну, конечно же, злодей. К священникам у него было не лучше отношение, чем к интеллигенции. Любой человек — это борьба противоположностей. И белое, и черное одновременно. Да, Ленин расстреливал интеллигенцию, священников. Плохо это? Ужасное злодейство.
Но страна и так шла к великим потрясениям, к сожалению. Только чудо могло ее от этого спасти. Чуда не случилось. Случился Ленин. При этом он показал миру как можно жить по-новому. И это хорошо.
Одна из них самораспустилась, а другая по решению Коминтерна соединилась с ВКП б.
Но атеистические взгляды Володи Ульянова сформировались уже в школьные годы. В симбирской гимназии, где он учился, преподавался, разумеется, закон Божий, без чего школы Российской империи представить нельзя. Ульянов изучал и этот предмет. Более тяжким бременем были регулярные исповеди и причащения, без чего гимназию нельзя было закончить. Проблема разрешалась по-разному. В романе классика Гайто Газданова «Вечер у Клэр», рисующем дореволюционные российские будни, можно найти описание того, как эту проблему разрешали тогдашние молодые люди: «Возьми, Коля, десять рублей и пойди к этому долгогривому идиоту священнику. Попроси у него свидетельство о говении. В церковь тебе нечего ходить, лоботрясничать. Просто дай ему деньги и возьми у него свидетельство». Вполне вероятно, что к подобным уловкам прибегал и «мальчик из Симбирска», не желая кривить душой. Принуждение к официальной церковности Ленин испытал и в более позднюю пору своей жизни. Оба в Шушенское были сосланы как марксисты. Для венчания использовали кольца, изготовленные из медных пятикопеечных монет. Носить их ни он, ни она явно не собирались, но кольца — неизбежный атрибут обряда. Некоторые авторы утверждают, что на венчании настояла мать Крупской. Другая версия кажется более убедительной: обряда потребовала полиция, под чьим надзором состояли молодые люди. Нужен был законный брак, в противном случае Крупской грозила высылка из Шушенского. Так или иначе, венчание стало для Ульянова сложным моральным испытанием, весьма неприятным компромиссом. Сохранилось предание, что перед обрядом будущий вождь революции напевал романс Александра Даргомыжского «Нас венчали не в церкви». До прихода к власти Анализируя политическую и социальную действительность царской России, Ленин не мог игнорировать церковную жизнь. В статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви», написанной в 1909 году, он резюмировал: «Воинствующий клерикализм в России… явно усиливается…» ПСС. Служителей алтаря революционер считал приспособленцами. Причем способность приспосабливаться распространялась на очень разные политические режимы. Ленин наверняка догадывался, что с приходом к власти большевиков часть духовенства могла бы послужить и их интересам. Свое отвращение к религии он не скрывал, именуя ее «самой гнусной из вещей». Ему претило «заигрыванье с боженькой» и пресловутая «поповщина», которая и была в России главным содержанием религиозной жизни. Но Ленин утверждал, что религия уйдет сама по себе в ходе отдаления общества от несправедливости. Предполагался эволюционный процесс, при этом требовались компромиссы и определенная осмотрительность.
Ленин, по сути, выражал интересы узкой группы профессиональных революционеров, настроенных на захват власти во что бы то ни стало ради немедленной реализации своих идей. В результате большевики «взяли курс на жесткую диктатуру, осуществляемую от имени пролетариата, а в действительности подминающую под себя и сам рабочий класс». Ленин в трактовке Тютюкина и Шелохаева - не маньяк и не демон, а радикальный революционер, успеху которого способствовал небывалый кризис, развернувшийся в России в начале XX в. Некоторые ученые высказывают предположение, что большевики не рвались к власти ради власти; они искренне считали, что действуют во благо народа, не понимая и не желая понимать своих заблуждений. Так, по мнению В. Булдакова, «большевизм это вовсе не грандиозный исторический обман, а достаточно обычный для XX в. Лидеры большевизма... В 2002 г. Это историко-философское исследование большевизма как особого социокультурного явления. Интересна попытка авторов рассмотреть идеологию большевизма с точки зрения ценностного подхода. Большевизм показан как исключительно утилитарная идеология. Утилитаризм стал особым нравственным идеалом. Поскольку народные массы также в основном исповедовали утилитарные ценности, лозунги большевиков казались понятными и близкими. Народ жаждал материальных благ в первую очередь, и большевики обещали изобилие таковых при социализме. Однако большевистский утилитаризм был предельно беспринципным, он довел беспринципность, возведенную в принцип, до высшего совершенства. Но Ленин не смог найти стратегию построения социализма в крестьянской стране. Постепенно он понял, что вектор ценностей крестьянства повернут в сторону противоположную большевистским идеалам. В итоге Ленин и Троцкий сформировали систему вождизма и тоталитаризма, поскольку иначе удержать власть было нельзя. Авторы монографии полагают, что большевизм «объективно стал наказанием общества за ограниченность способности его масс принять вызов истории нового времени, новых проблем». Попытку изучить личность Ленина во взаимосвязи с его учением предпринял Владимир Поцелуев в 512 - страничной книге «Ленин», опубликованной в 2003 г. Автор не сомневается в гениальности Ленина, показывает его как нестандартного человека и политика. Сильная воля, великолепные организаторские способности, решительность и целеустремленность безусловно присущи Ленину. Но ленинское учение Поцелуев не принимает. Автор полагает марксизм совершенно не подходящим для России учением. То, что большевикам и Ленину удалось увлечь народ своими лозунгами, свидетельствует не о готовности страны к революции, а лишь о политической незрелости масс. Поцелуев считает насилие и террор не случайностью, вызванной обстоятельствами, а обязательным элементом ленинской доктрины. На словах Ленин и его сторонники убеждали в своей приверженности демократии, но на деле стремились к диктатуре. Ленинская партия образована именно для захвата власти, она стремилась к этому с первых дней своего существования. Вождизм такая же составляющая марксистско-ленинской доктрины.
Как Ленин относился к Богу и Церкви
Чего было больше для России от Ленина - добра или зла | Этим указом, Ленин так же отменил частную собственность и запретил наёмный труд. |
Почему Ленин раздул пожар революции? | Но, после того как отгремела перестройка, из Ленина стали делать чудовище. |
«Видишь свет? Ленин зажег». Какие вещи подарил нам вождь мирового пролетариата | Ленин наверняка догадывался, что с приходом к власти большевиков часть духовенства могла бы послужить и их интересам. |
Почему Ленин раздул пожар революции? | — Ленин использовал иностранные деньги для того, чтобы сделать в своей стране революцию. |
Роковые ошибки Ленина
Мы высказали предположение, что возможности творческой работы Ленина после перенесённого инсульта были связаны с большими компенсаторными свойствами его мозга. поистине титаническая фигура. Так, Путин во время одного из своих «общений с народом» по телевидению не преминул походя сообщить, что Ленин считал русского человека плохим работником. Историк писал, что Ленин делал попытки экспорта революции и в те страны, которые только недавно получили независимость, прежде входя в состав Российской Империи: зимой 1918—1919 годов были предприняты попытки военного переворота в Финляндии и военного.
Брат Владимира Ленина — Александр Ульянов: предпосылки революции
- Что плохого сделал Ленин?
- Что плохого сделал Ленин для России -
- Что сделал Ленин для страны и народа
- Смотрите также
- Ленин празднует 100 лет со дня кончины 27.01.2024 - деловой портал Город N
Страсти по Ильичу. Что сегодня вспоминают о Владимире Ленине?
На Мао кровушки несопоставимо больше, чем на Ленине, но он официально на 70% хорош, а плох лишь на 30%. Ленин наверняка догадывался, что с приходом к власти большевиков часть духовенства могла бы послужить и их интересам. Ленин сделал для России и русского народа больше, чем кто бы то ни было за всю историю, а из него рисуют русофоба, немецкого шпиона и кровавого палача, заявил историк спецслужб, сценарист Александр Колпакиди в интервью ИА Красная Весна в преддверии. Правда, продолжая конспектировать Гегеля, Ленин оставляет и другое замечание, которое выдает в нем интерес к умным противникам: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». Ленин был одним из ведущих идейных авторитетов в период революционных событий, приведших к установлению коммунистического режима в России.
Ленин празднует 100 лет со дня кончины
Преодолеть эти естественные для человека желания большевики могли, только проведя в стране глубокую культурную революцию, воспитав настоящего «советского человека». Это они сделать не сумели, и в итоге Советский Союз развалился. Хотя вина Ленина именно тут минимальна. А вот вторая причина столь неожиданного и стремительного распада лежит во многом на его совести. Именно национальная политика СССР привела к тому, что окраины отошли от него так быстро и легко. Советский проект был уникален. В нем находящиеся в меньшинстве народы не ассимилировались постепенно, как в любом государстве. Напротив, велась работа по «коренизации» — когда-то энергично, когда-то вяло, но — велась.
Народам специально создавали национальную интеллигенцию, собственные государственные институты и элиту. Конечно же, тут был расчет Ленина, исходивший из его веры в марксизм. Он хотел получить союз республик, где народы сами бы осознали преимущества социализма. Чтобы не допустить карго-культа, требовалось сначала «подтянуть» их до этого самого сознательного уровня. Но последователи Ленина, не сумев провести культурную революцию, получили вместо сознательных ленинцев махровых националистов. Причем зачастую там, где до этого нациями и не пахло — их собирали подчас из полудиких племен.
Причем,Наденьке в этом «гареме» отводилась роль домохозяйки и служанки, а вот любвеобильная и темпераментная Инесса надолго заняла место в пролетарской постели Ильича! Отец Инессы рано умер, и из-за материальных трудностей девочку отдали на воспитание к тетке, которая жила в Москве. Там она познакомилась с богатым фабрикантом Александром Армандом и вышла за него замуж. Родив от него четырех детей, она вдруг влюбилась в родного брата мужа, Владимира Арманда.
Тот был революционером и под его влиянием Инессу охватила страсть переменить мир к лучшему. Она бросила мужа с детьми и целиком окунулась в омут революционной борьбы. В 1904 году Инесса стала членом РСДРП, ну а затем, как и положено истинному революционеру, отправилась в ссылку — за участие в революционных событиях 1905 года. Инесса настолько удовлетворяла сексуальные потребности вождя мирового пролетариата, что после ее смерти «сексуальный плутишка» Ленин, не забывая страстные ночные «вакханалии » с ней, в знак признательности и уважения приказал почетно похоронить «буржуазную» любовницу в Кремлевской стене. Кроме того , видимо, чтобы она не «скучала» и напрасно не «ждала» в загробном царстве своего Володеньку, которого так и не предали земле, вместе с ней в могилу сверху был захоронен друг Ильича и видный деятель Компартии Америки Джон Рид! Правда, злые языки утверждали , что Зиновьев Апфельбаум в свое время вытеснил Инессу из революционного сердца и постели Ильича, став страстным гомосексуальным партнером вождя пролетариата! Вместе с тем Ильич на партийные деньги из большевистского «общака» не отказывал себе в удовольствии посещать публичные дома, где и подцепил «пикантную болезнь» — сифилис , которой впоследствии «наградил» неутомимую в постели Инессу ,а ,возможно , и своего страстного поклонника Зиновьева! Любопытно, что все эти факты старательно скрывались в советское время и ,наоборот, жизнь Наденьки и Ильича подавалась как пример для подражания молодоженов советской страны. Однако от народа невозможно все утаить и позже возникла довольно известная поговорка: «Трехспальная кровать — Ленин с нами»! Следует также отметить, что, несмотря на атеистические взгляды Ленина и Крупской , они все же венчались в церкви.
Впрочем, идеальной супругой в общепринятом понимании этого слова Надежда Константиновна действительно не стала. Кстати, мать Ленина выбор сына не одобряла и относилась к невестке подчеркнуто прохладно. К тому же поговаривают, что Крупская , которая до замужества тесно общалась с несколькими мужчинами, после замужества не устояла перед высоким и статным красавцем Курнатовским — одним из первых русских марксистов. Любопытно также, что поскольку Крупская, как и многие высшие партийные деятели, часто неправильно писали в творительном падеже отчество Ленина : вместо «Ильичом» писали «Ильичем», лингвисты сделали негласное исключение, официально приняв это единственным утвержденным правилом правописания отчества вождя. А вот все остальные обладатели аналогичного отчества обязаны были подчиняться принятым нормам. Подобное негласное исключение, связанное с советской идеологией, могло произойти только в такой нецивилизованной и диктаторской стране, как СССР! Полагаю, многие со мной согласятся, что из многочисленных злодеяний, которые совершили на протяжении многих веков против России англосаксы, октябрьский переворот в 1917 г. Весь мир обвиняет русских в ужасах коммунистического террора, тогда как на самом деле Россия и русский народ сам стал жертвой чудовищного заговора и беспримерного геноцида, который устроил Запад, использовав для этого большевистских фанатиков! Большевики во главе с Лениным и Сталиным отобрали у России путь, по которому она шла долгими столетиями и парализовали сознание советского человека, данное богом, и тем самым приостановили его восхождение к высотам цивилизации. Всего несколько лет понадобилось им , чтобы не только свалить Россию в яму, но внедрить в сознание людей крепостнический строй, духовное рабство и порабощение.
Именно большевики во главе с Лениным и Сталиным стремились парализовать сознание человека, данное богом и превратить советского человека в бездумное существо, лишенное ума, чести и совести. К сожалению, им это удалось, поскольку и сейчас можно встретить их одурманенных поклонников, которые все еще слепо верят в торжество коммунизма! К сожалению, позаимствованный большевиками у левых эсеров лозунг "Земля крестьянам, а фабрики рабочим" настолько одурманил сознание доверчивых и малограмотных рабочих и крестьян, что даже после того, когда они вместо всего этого получили обыкновенное рабство и нищету,которые до сих полностью не преодолели россияне, многие из них до сих пор верят в светлое будущее, которое при таком примитивном мышлении наступит только на том свете! В связи с этим хотелось бы вспомнить знаменитые слова Отто фон Бисмарка, который сказал:«Революцию планируют гении, делают романтики, а её плодами пользуются негодяи! Правда со временем западные спонсоры государственного переворота пожалеют о содеянном ,осознав ,как их «кинули» большевики и почему им не удалось поделить между собой территорию и богатства России. Справедливости ради надо отметить, что наравне с Западом крупнейшими инвесторами октябрьского переворота были старообрядцы, которые из-за своих религиозных взглядов в то время считались низшим классом российского общества. Любопытно, что активным членом так называемого «частного собрания старообрядцев» был выдающийся русский химик Д. Менделеев, который происходил из семьи старообрядцев поморского согласия. Еще одной причиной, почему подобная революция произошла именно в России является то, что «ахиллесовой пятой» России всегда являлся глубочайший раскол русского народа на псевдорусскую, предельно европеизированную интеллигенцию и на национально неразвитое, оппозиционно настроенное русское большинство социальных низов. Так называемую русскую интеллигенцию всегда отличали абсолютная личная безответственность, дикая зависть к обитателям коридоров власти и приверженность к западным ценностям!
Именно поэтому она шумно рукоплескала каждой новой политической жертве кровожадных революционеров, называя их борцами за свободу и счастье трудового народа. Именно поэтому Ф.
Точно такой же дефект речи был у его отца — Ильи Ульянова. Ленина долго не хотели принимать в Казанский университет из-за того, что его брат был «политическим преступником». Владимира Ульянова исключили из Казанского университета из-за участия в «студенческих волнениях». Тогда же его в возрасте 17 лет впервые арестовали.
В дипломе у Ленина — высшие оценки. Существовал миф, что в тот год только он один получил такой диплом, но это не так. Из 33 защищающихся, восемь человек набрали высшие оценки. Ленин с соратниками на Красной площади. Ленин был небольшого роста — всего 1,65 м. Диплом Ленину выдали на имя «Владимиръ Ивановъ Ульяновъ».
Якобы затем Ленин сам исправил отчество на «Ильинъ». Однако это дало повод для обсуждения, кто же был настоящим отцом Владимира Ульянова. Сестра Ленина Мария вспоминала, что ее брат был чересчур аккуратным и точным. И однажды даже заставил ее заменить черные нитки на белые в уже сшитой тетради. Кумир юности Ленина — марксист Георгий Плеханов. Ленин начинал курить, но бросил, так как его пристыдила мать, сказав, что в семье и так мало денег.
Есть стереотип, что Ленин был бездарным адвокатом и не выиграл ни одного дела. Хотя на самом деле он чаще защищал обычных мужиков, пойманных на краже. Результатом его работы было не оправдание, а смягчение приговора. В Петербурге он несколько месяцев проработал в читальном зале Академии наук. В 1891 году от брюшного тифа умерла сестра Ольга. Ленин лично устраивал ее в больницу и надеялся на выздоровление.
Есть данные, что жена Ленина Надежда Крупская не могла иметь детей.
В феврале 1918 г. В мае 1918 г.
В мае того же года в Саратове, восставшие матросы три дня обстреливали городской Совет. И что же? После ареста каждому выдали по паре белья, по 100 рублей и отправили их домой: заблуждались, мол, товарищи!
Ленин пишет о том периоде: «До лета 1918 года советская власть была больше похожа на кисель, чем на железо. Поэтому в дальнейшем по мере нарастания эксцессов — он все чаще и чаще требует карательных мер против преступников. В июне 1918 г.
Затем система ответного террора разрасталась. Создаются, помимо ВЧК, революционные, военные, железнодорожные трибуналы. Каждая область, республика повторяла общую структуру у себя на местах да плюс особые отделы в армии и создание их в мирных наркоматах.
Сейчас нам доказывают, что Ленин во многом ошибался. Что ж, возможно, но ведь и то верно, что умен лишь тот, кто умеет исправлять свои ошибки. Мы сегодня жалеем царскую семью, Троцкого, Бухарина, Гумилева и других.
А ведь в то время подавляющее большинство их не жалело, да и мыслей не допускало о жалости к ним. Вспоминают Пятакова, как жестокого человека, и никто почему-то не вспоминает, как издевались белогвардейцы над его братом отрезали руки, ноги, всадили дрель в сердце , и только за одно то, что он был братом Пятакова. Законы военного времени требовали жестких мер.
Но вот война заканчивается. Казалось бы, все должно отпасть, но происходит обратное. Общество разуто, раздето, озлоблено войной.
Рост бюрократического аппарата. И во всей остроте встает ключевой вопрос — продовольственный. Как его решать?
Государственное регулирование рынка? Хлебные монополии? Государство стало регулировать половину рынка.
Другая половина обеспечивалась частно-торговыми закупочными кооперативами. Но тут Россия, выйдя из первой мировой войны, входит в другую — гражданскую. Все негативное моментально восстанавливается, то есть опять авторитарность, опять военный коммунизм.
Беда в том, что эти вынужденные меры облекаются в идеологическую оболочку.
«Видишь свет? Ленин зажег». Какие вещи подарил нам вождь мирового пролетариата
Одновременно Ленин пытался избежать открытой дискуссии, приведшей в 1918 голу к расколу в партии и к фактическому отстранению Ленина от власти. Автор книги «Ленин» писатель Лев ДАНИЛКИН в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО Три года назад издательство «Молодая гвардия» в своей знаменитой серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей») выпустило книгу о Л. Что Ленин сделал для России: хорошего и плохого. Что сделал дедушка Ленин? Современных коммунистов приручили, встроили в систему распределения материальных благ, о Ленине плохого особенно не говорили. Возможно, именно тогда стало понятно, что Ленин сделал выбор в пользу Крупской.
Что хорошего сделал Ленин для России?
Организовать публичную казнь 100 человек кулаки, кровососы, буржуа. Опубликовать списки погибших. Заберите весь хлеб у семей погибших. Осведомить людей в пределах 100 верст о казни и заставить их дрожать, бояться и трястись от этого. Я найду нужных людей, которые справятся с этой задачей. После доложите. Их существование было подтверждено «Указом о красном терроре», принятым 5 сентября в ответ на покушение на Жизнь Ленина 30 августа. Более того, в документе провозглашается переход от индивидуального террора к массовому. Новую стратегию большевиков объяснил заместитель Дзержинского Яков Петерс: «Любая попытка русской буржуазии поднять голову встретит такое усиление террора, что все наши действия, предпринятые до сих пор, бледнеют».
За одну ночь в Петрограде было расстреляно 512 человек, в Москве - 600, в Кронштадте - 400. Кроме того, были вынесены смертные приговоры нескольким десяткам человек - узникам Петропавловской крепости в Петрограде. В течение дня в Нижнем Новгороде 46 человек были пойманы на улице и сразу расстреляны. Расстрелы проводились во многих советских городах.
Церковь требует себе первенствующего и господствующего положения. Это не чиновники в рясах, как выразился с. Сурков, а крепостники в рясах. Защита феодальных привилегий церкви, открытое отстаивание средневековья — вот суть политики большинства третьедумского духовенства». Здесь нужно сделать важную оговорку. По свидетельству того же владыки Евлогия и других представителей духовенства, входивших в государственную Думу, необходимость утверждения депутатами расходов на Церковь приводили к большим сложностям. Многие народные избранники попросту игнорировали церковные вопрос, не представляя реального положения дел в Российской Церкви. Сам архиепископ Евлогий убедился в этом на собственном примере, когда с большим трудом в течение нескольких созывов защищал православных на Холмщине и Волыни от реальной католической экспансии. С большим трудом удалось убедить депутатов в необходимости защищать граждан Российской империи, исповедовавших православие. По мнению Ленина, вся эта борьба за единство страны — это клерикализм, между тем речь шла уже не о сохранении господствующего положения Церкви в империи, которое было отменено Манифестом от 17 октября 1905 года, а о возможности сохранения равенства всех религий. После объявления принципов веротерпимости православные оказались в худшем положении, поскольку не могли ничего изменить без согласия царя, а теперь и депутатов. Однако вернемся к ленинским текстам. Обвиняя Церковь в клерикализме, Ленин считал сектантов одним из самых демократичных течений в России. Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции.
Как такое возможно? От мифа к реальности" Сделанный Евгением Цымбалом двадцать лет назад фильм «Обыкновенный большевизм», пожалуй, столь же конкретное авторское высказывание, где Ленин однозначно назван убийцей. Картина почти целиком смонтирована из кадров кинохроники разных лет, снабжённых множеством цитат из ленинских работ, приказов, распоряжений, циркуляров и записок. Сымитирована даже знаменитая картавость Ильича. Мало кто на это отваживался, потому что классики писали весьма скучно. Но я был очень послушный и прилежный студент. И читал это всё очень внимательно. И очень быстро понял, что это совершенно бесноватые люди, и Владимир Ильич — один из наиболее бесноватых. И у меня на всю жизнь осталось к нему очень настороженное отношение. От мифа к реальности «Ленинленд» Аскольда Курова — произведение совсем иного рода. Здесь вовсе нет закадрового текста, а отношение режиссёра к героям складывается из их собственных монологов и диалогов. Чтобы снять историю Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» Аскольду Курову даже пришлось устроиться туда работать. Он оказался в настоящем Зазеркалье, где всё вперемежку: споры о духовном и материальном, торжественные церемонии приёма в пионеры и портрет Ленина в церковном окладе, сравнение вождя мирового пролетариата с Махатмой Ганди и школа экскурсовода, препирательства о том, живые или искусственные должны быть цветы в рабочем кабинете Ленина, танцы живота и гастроли военного хора из Китайской Народной Республики. Впрочем, автор относится к своим героиням скорее с симпатией. Но потом вроде бы поменяла отношение и даже ссылалась на наш фильм где-то в своих статьях в интернете. Уже в положительном смысле. И если над «Ленинлендом» скорее по-доброму посмеялись, то картину Евгения Цымбала кто-то из зрителей назвал политической конъюнктурой. А кто-то высказался ещё жёстче: «бездарная агитка». Одна дама очень переживала и несколько раз спросила у режиссёра, почему у него не нашлось для зрителя менее страшного и кровавого прошлого? Кто-то поинтересовался, к чему был весь этот разоблачительный пафос? На нём настоял продюсер. Я хотел назвать фильм «Краткий курс истории КПСС», но назвав его «Обыкновенный большевизм», мы, конечно, обрекли себя на невыгодное сравнение с великим фильмом Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».
Проблема разрешалась по-разному. В романе классика Гайто Газданова «Вечер у Клэр», рисующем дореволюционные российские будни, можно найти описание того, как эту проблему разрешали тогдашние молодые люди: «Возьми, Коля, десять рублей и пойди к этому долгогривому идиоту священнику. Попроси у него свидетельство о говении. В церковь тебе нечего ходить, лоботрясничать. Просто дай ему деньги и возьми у него свидетельство». Вполне вероятно, что к подобным уловкам прибегал и «мальчик из Симбирска», не желая кривить душой. Принуждение к официальной церковности Ленин испытал и в более позднюю пору своей жизни. Оба в Шушенское были сосланы как марксисты. Для венчания использовали кольца, изготовленные из медных пятикопеечных монет. Носить их ни он, ни она явно не собирались, но кольца — неизбежный атрибут обряда. Некоторые авторы утверждают, что на венчании настояла мать Крупской. Другая версия кажется более убедительной: обряда потребовала полиция, под чьим надзором состояли молодые люди. Нужен был законный брак, в противном случае Крупской грозила высылка из Шушенского. Так или иначе, венчание стало для Ульянова сложным моральным испытанием, весьма неприятным компромиссом. Сохранилось предание, что перед обрядом будущий вождь революции напевал романс Александра Даргомыжского «Нас венчали не в церкви». До прихода к власти Анализируя политическую и социальную действительность царской России, Ленин не мог игнорировать церковную жизнь. В статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви», написанной в 1909 году, он резюмировал: «Воинствующий клерикализм в России… явно усиливается…» ПСС. Служителей алтаря революционер считал приспособленцами. Причем способность приспосабливаться распространялась на очень разные политические режимы. Ленин наверняка догадывался, что с приходом к власти большевиков часть духовенства могла бы послужить и их интересам. Свое отвращение к религии он не скрывал, именуя ее «самой гнусной из вещей». Ему претило «заигрыванье с боженькой» и пресловутая «поповщина», которая и была в России главным содержанием религиозной жизни. Но Ленин утверждал, что религия уйдет сама по себе в ходе отдаления общества от несправедливости. Предполагался эволюционный процесс, при этом требовались компромиссы и определенная осмотрительность. Привлекая верующих рабочих в социал-демократическую партию, он заявлял: «Мы, безусловно, против малейшего оскорбления их религиозных убеждений». Допускал даже членство священников в партии большевиков, если те склонялись к добросовестному участию в партийной жизни ПСС. Здесь виден определенный прагматизм: служители алтаря раз за разом становились думскими депутатами, демонстрируя свой оппозиционный настрой. И с подобными народными представителями у вождя большевиков находились точки соприкосновения во взглядах, например с членом II и III Дум митрополитом Евлогием Георгиевским , который допускал возможность пользы от участия духовенства в политической жизни.