Эпиктет был живым представителем стоического космополитизма, который сопровождал упадок политической системы древних городов-государств. Что нужно по Эпиктету, чтобы стать добродетельным. ежедневное самоиспытание, обращение внимания на свои мысли, чувства и поступки. Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета?
Ключевые уроки философии стоицизма
Этика Эпиктета лишена стоической суровости; по Эпиктету все люди — братья, будучи детьми одного и того же отца; если люди поступают дурно, то это главным образом потому, что они не знают, что такое добро и зло. Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков. Так Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф — его невольным учителем. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Эпиктет оставил неизгладимое впечатление на многих императоров, военачальников и философов, включая Марка Аврелия. Эпиктет был незаурядным интерпретатором стоической этики, достойным признания за последовательность своей мысли и эффективность методов обучения.
Путь к добродетели: учиться у мудреца
- Ключевые черты добродетельного человека
- Определение понятия добродетельности по Эпиктету
- Как принимать взвешенные решения: четыре добродетели
- Понимание добродетелей
- Анатолий Алексеевич Горелов. Этика: учебное пособие
- Секст Эмпирик
„Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.“
Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым. Этика Эпиктета лишена стоической суровости; по Эпиктету все люди — братья, будучи детьми одного и того же отца; если люди поступают дурно, то это главным образом потому, что они не знают, что такое добро и зло. Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом.
Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко философия
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). По мнению Эпиктета, для интеллектуального развития необходимо стать самокритичным и осознавать свои сильные и слабые стороны. Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом. Чтобы стать добродетельным, необходимо осознавать свои ошибки и быть готовыми к их исправлению. Один из ключей к «Размышлениям» Марка Аврелия: три философских топоса (topoi) по Эпиктету. Эпиктет был незаурядным интерпретатором стоической этики, достойным признания за последовательность своей мысли и эффективность методов обучения.
17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски
С их помощью мы можем оценивать наши поступки применительно к той ситуации, в которой они были совершены. Это была вводная часть, а теперь нам пора заняться отделением «зерен» от «плевел». Обратимся к совету, приведенному в начале этой главы. Для того чтобы получше устраивать то, что от нас зависит, а всем остальным пользоваться соответственно его природе, нам нужно уметь отличать первое от второго и относиться к «зернам» и «плевелам» по-разному. Если вам не нравится состояние мышц брюшного пресса, вы можете поправить дело посредством тренировок. В этом случае внутренний психологический дискомфорт — недовольство своим внешним видом — побуждает вас к действиям, устраняющим причину дискомфорта, и потому такое переживание может считаться полезным. Но если ваш рейс отложили по погодным условиям, то что толку страдать по этому поводу? Даже если у вас срывается какая-то важнейшая встреча, с погодой вы ничего поделать не сможете, тучи руками не разгоните и грозу взглядом не погасите. Обычный человек в такой ситуации станет нервничать-страдать, сетовать на свою невезучесть, сожалеть по поводу сорвавшихся планов и т. С точки зрения стоицизма подобное поведение недопустимо, поскольку оно противоречит природе вещей.
Ваши переживания ничего не изменят, потому что вы не в силах повлиять на ситуацию. В ожидании вылета лучше заняться каким-нибудь полезным делом — почитать интересную книгу, подумать о жизни, пообщаться с окружающими или хотя бы поспать. Протестантский богослов Рейнгольд Нибур создал молитву, которую сейчас знает весь мир: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменять то, что могу, и дай мне мудрость, чтобы я всегда мог отличать одно от другого». Эпиктет выразил эту мысль более лаконично: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет» [11]. Ценнейшее умение отличать то, на что вы можете повлиять, от того, на что вы повлиять не можете, не стоит ничего, если в обеих ситуациях вы станете вести себя одинаково, то есть станете сосредотачиваться на происходящем и беспокоиться по этому поводу. Если спросить у ста человек, склонны ли они беспокоиться в независящих от них ситуациях, то девяносто девять, а то и все сто, ответят, что они так не поступают, потому что это глупо. Но стоит только понаблюдать за водителями, застрявшими в пробке, или за пассажирами задержанного рейса, как становится ясно, что подавляющее большинство переживает по поводу случившегося, причем весьма эмоционально. К сожалению, наши поступки часто расходятся с нашими установками: мы думаем одно, а делаем другое. Мудрые стоики так себя не ведут.
Увы, понимание того, что беспокойство непродуктивно, далеко не всегда может избавить от беспокойства. Мы не хотим беспокоиться, но беспокоимся, и кажется, что ничего с этим сделать нельзя. Но это только кажется. Работа над собой поможет вам изменить отношение к тому, чего вы изменить не в силах. Главное — не совершать одной очень распространенной ошибки — не начинать внушать себе: «Я спокоен, я абсолютно спокоен, мое спокойствие безгранично и непоколебимо…» и так далее. Говоря себе «Я спокоен», вы на самом деле говорите «Я не спокоен», потому что сосредотачиваетесь на своем беспокойстве, крепко держите его за руку и надеетесь таким образом от него избавиться. От подобной медитативной практики вы не получите ничего, кроме вреда. Ваше беспокойство не уменьшится, а усилится. Чем заниматься подобным «успокоением», лучше выйти из автомобиля и от души попинать колеса.
Это тоже неправильный поступок, но зато вы получите хоть какую-то разрядку. Отвлечься от беспокойства можно посредством вытеснения его каким-либо другим занятием — чтением, просмотром фильмов или прослушиванием музыки, общением с другими людьми, работой, творчеством… Если вы застряли в пробке, то попробуйте нарисовать человека, сидящего в соседнем автомобиле, почитайте увлекательный детектив или позвоните приятелю, с которым давно не общались. Поступайте так всякий раз, и в какой-то момент вы поймаете себя на мысли о том, что перестали волноваться попусту. Не пытайтесь ничего себе внушать, просто отвлекитесь от беспокойства. В любой ситуации начинайте с вопроса «Что я могу изменить? Они просто понимают, когда следует «беспокоиться», то есть пытаться изменить ситуацию, а когда не следует. Дихотомия, или двойственность, контроля, разделяющая все происходящее на поддающееся и неподдающееся нашему контролю, — это краеугольный камень этики стоицизма, ее фундаментальное положение. Однако в жизни не все настолько просто, чтобы быть разложенным по двум полочкам. Встречаются и пограничные ситуации, которые мы способны изменять или контролировать лишь частично.
Примером может служить карьера. Человек повышает свой профессиональный уровень, налаживает отношения с коллегами и руководством для того, чтобы работать с максимальной результативностью, побеждает на конкурсах и т. Можно стараться изо всех сил, но так и не получить вожделенного повышения. Возьмем другой пример — подготовку футболиста к матчу. Сколь усердно он ни тренировался бы, исход игры зависит не от него одного.
Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно.
Марк Аврелий 121 — 180 гг. Его положение необычно для философа, и полностью противоположно, по сравнению с Эпиктетом, тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Казалось бы, именно Марку Аврелию следовало попытаться создать государство на тех философских принципах, которые разрабатывались со времен Сократа и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия — неподдельная скорбь.
В данный перечень даже стоит добавить добродетели, для достижения которых не прикладывают никаких усилий. К примеру, если по своей природе человек никогда не испытывает зависть, то, как мы предполагаем, это нельзя отнести к его достижению. Он ведь не пытался это качество сформировать: отсутствие зависти является природной особенностью. Поводом для гордости может быть только то, чего удалось достичь собственным трудом. А оценивать человека стоит по тому, что относится к плоду его труда. Но кроме этого, необходимо понять, что не в каждой ситуации полемика окажется к месту. К примеру, когда человек зол, в его сознании преобладают эмоции и чувства. А рационального разума — минимум. В таком случае не стоит пытаться переубедить разгневанного человека за счет разумных аргументов. Подобные убеждения бывают бессмысленными в прочих ситуациях: к примеру, во время дискуссий с фанатиками, которые уверены в том, что они правы. Не стоит тратить время.
Сам Эпиктет, по-видимому, не писал, но один из его учеников, историк Арриан, написал две работы: Энхиридион Справочник и Дискурсына основе записей, которые он делал на лекциях своего учителя и во время общения со студентами. Хотя четыре из восьми разделов Дискурсы кажется, что эти работы были утеряны, но в этих трудах очень подробно изложено учение Эпиктета. Он считал, что роль учителя-стоика заключается в том, чтобы показать своим ученикам, как стремиться к нравственному совершенству и таким образом достигать эвдемония «Счастье» или «процветание». Этого можно достичь, взяв на себя ответственность за свои действия и мысли и научившись принимать судьбу с правильным отношением. Эпиктет также подчеркивал роль судьбы и божественного провидения в жизни людей. Эпиктет отличался от ранних стоиков тем, что подчеркивал, что счастье можно найти в поддержании морального облика человека, а не в стремлении к нравственному совершенству. Дискурсы и Справочник дайте нам подробное и полное объяснение стоической этики, которого нет в сохранившихся фрагментах ранних стоических сочинений. Уроки, изложенные Эпиктетом, очень глубоко касаются человеческой ситуации и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Они по-прежнему актуальны в современном мире. Жизнь Эпиктет родился примерно в 55 году н. Имя, данное его родителями, если таковое было дано, неизвестно - слово эпиктетос По-гречески просто означает «приобретенный». В детстве он приехал в Рим как раб Епафродита, богатого и могущественного вольноотпущенника, который сам был рабом и административным секретарем императора Нерона. Эпиктет был хромым, и некоторые источники говорят, что это произошло из-за плохого обращения со стороны его хозяина. Еще будучи рабом, Эпиктет учился у учителя-стоика Мусония Руфа. Примерно в 89 году н. Император Домициан изгнал из Рима всех философов. Эпиктет отправился в Никополь в Эпире и открыл там школу, которая стала широко известной и привлекла многих римлян из высшего сословия. Среди его учеников был Флавий Арриан ок. Арриан однажды заметил, что Эпиктет был более популярен в свое время, чем Платон в свое время. Эпиктет жил простой, скромной жизнью, посвященной преподаванию и философским занятиям.
«То, что зависит от нас»: основные мотивы этики Эпиктета
- Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко философия
- Связанные темы
- 17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски
- Глава 7. Философия Древнего рима
- Ответ от Mozg.AI
- Эпиктет - Образование - 2024
Глава 7. Философия Древнего рима
Она позволяет понять, чтo такое доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое логическое следствие. Она помогает нам избежать противоречий и других логических ошибок, помогает отличить истину от заблуждения. Но логика не может отличить правду ото лжи, а это означает, что, если нет нравственного воспитания, логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца его лжи. Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о Природе, его физикой. Знание физики дает возможность согласования своих желаний с естественным ходом вещей и понимание того, что в мире правят боги. И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна: богов нельзя обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за его ложь. В области логики главными познавательными способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают и главными добродетелями.
В области физики Эпиктет защищал стоический тезис, согласно которому мир предстает как разумное космическое государство, как единое целое, наделенное божественностью. В области этики Эпиктет защищал положение, что человек должен покоряться воле богов, судьбе. И этому должна учить философия. Главный тезис Эпиктета состоит в утверждении, что существующий порядок вещей изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое отношение к этому существующему порядку вещей.
Разделение на три части, все-таки сохранившееся у него уже совершенно формально. У Эпикета логика и физика существуют ради этики. Так же философ присоединяется к старому стоическому тезису о том, что мир разумен и представляет собой единое космическое государство и состоит из одной субстанции.
Появляется креационизм! Еще появляется возможность свободного выбора , объясняемая Богом, стремящимся обеспечить человеческое счастье.
Отказ от представления о всеобщем благе делает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом. Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, пронизывающим всю античную философию. Древние греки уделяли большое внимание логическим затруднениям, потому что для них наибольшее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы привлекали возможностью их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.
Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере. Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рационального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии.
Подрывая авторитет разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить разумными доводами. Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую.
Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению. С конца II в. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства.
Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным? Каким должен быть человек, по Марку Аврелию? В чем специфика и значение древнеримской философии? В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами? В чем сходство и различие между древнегреческими и древнеримскими стоиками?
Каковы основные постулаты античной этики? Каково общее значение античной философии? В чем значение философии Секста Эмпирика? В чем принципиальные отличия античной философии от индийской и китайской? Антология мировой философии: В 4 т. Вундт В.
Введение в философию. Лосев А. История античной философии. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т.
Марк Аврелий. Рассел Б. История западной философии. Секст Эмпирик.
Рубрика: Онлайн-обучение Эпиктет, древнегреческий философ, считал, что добродетель — это не что-то врожденное, а скорее результат наших поступков.
Он утверждал, что для того, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту. Мудрость касается нашего мышления и понимания мира, а доброта — нашего отношения к другим людям. Таким образом, по эпиктету, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту во всех сферах жизни. Принятие того, что получаете Принятие того, что получаете, имеет своеобразную философию самого жизни. Вот несколько ключевых идей, связанных с этим понятием: Контроль над собой Принять то, что получаете, означает осознать, что есть вещи и события, на которые мы не можем повлиять.
Вместо того, чтобы впадать во всеобщий негатив и сопротивление, лучше уметь контролировать собственные эмоции и принять факт, что у вас нет контроля над некоторыми ситуациями. Благодарность Принятие того, что получаете, также подразумевает благодарность за все, что у вас есть. Благодарность — это осознание и признание того, что все вокруг вносит свой вклад в нашу жизнь, и мы должны быть благодарными за это. Благодарность позволяет нам ценить то, что мы имеем, и радоваться маленьким радостям каждого дня. Принятие несовершенства Одной из сложностей принятия того, что получаете, является осознание того, что не все будет идеально.
Мы, как люди, имеем свои недостатки и ограничения, и это необходимо принимать. Принятие своего несовершенства помогает нам быть более снисходительными к себе и к другим. Мудрость Принятие того, что получаете, связано с мудростью — способностью видеть и понимать вещи такими, как они есть, без прикрашивания и предрассудков. Мудрость помогает нам принимать обстоятельства и действовать разумно, основываясь на реальных фактах и обстоятельствах. Помощь другим Принятие того, что получаете, также означает быть готовым помогать другим людям.
Когда мы принимаем то, что имеем, мы становимся более открытыми и готовыми поделиться со своими ресурсами и временем, чтобы помочь тем, кто в нас нуждается. Помощь другим — это важный аспект добродетельности и принятия того, что получаете. Эти упражнения предоставляют нам практические инструменты для самоусовершенствования и воспитания добродетельных качеств.
Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий
По учению Эпиктета, существует пять основных качеств, которые необходимо развивать, чтобы стать добродетельным человеком. Чтобы стать добродетельным, необходимо начать с изучения себя. „Не стану описывать, в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает?“. Чтобы стать добродетельным, необходимо осознавать свои ошибки и быть готовыми к их исправлению.
Искусство жить по Эпиктету: о свободе, информации и традиционном мышлении
К изучению основ каждой добродетели, нужно добавлять практические упражнения [в применении этой добродетели], если мы действительно надеемся получить. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными. 3. Самопознание: Чтобы стать добродетельными, нам необходимо понять свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета?
Какие качества нужны, чтобы стать добродетельным — секреты по эпиктету
Что нужно по эпиктету чтобы стать добродетельным | Таким образом, по эпиктету, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту во всех сферах жизни. |
Римская философия появилась. Философия во времена римской империи. Тит лукреций кар | Не думаешь ли ты, собираясь стать философомъ, что тебѣ можно будетъ ѣсть и пить по прежнему, сохранять прежнія стремленія и прежнія отвращенія? |
Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным ответ кратко философия | И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными. |
1/26 Этика: учебное пособие | Ридли | Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». |
Страница не найдена | Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. |