Сюжет о блудном сыне Рембрандт воспроизводил в рисунках и офортах, в картине «Блудный сын в таверне» 1637 года. Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». История картины
О пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!.. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
А вот они, вот они, salve amice. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку. Петроний, ты морщишься?
Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий.
А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения. Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино.
Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади.
Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.
Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться. У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит — скоро сын получает необходимые деньги и уходит.
Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его — нищего, голодного и изможденного — к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко — с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину. Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное — в памяти предстает образ отца — любящего, доброго, все понимающего.
Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой — уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой. Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся!
Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись… В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле.
Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом.
Настала очередь выступить ван дер Питу - адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына".
Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все лее наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.
Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения. Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни.
К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.
Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться.
Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын.
Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»
Но совсем по-другому зазвучала эта тема в картине, созданная зрелым, умудренным опытом всей долгой жизни художником. Рембрандт рисует сцену, лишенную внешнего действия, движения, занимательности. В глубоком темном пространстве он выделяет светом главное: лицо старика, ослепшего за годы ожидания сына, руки, которыми он ощупывает его плечи, и, наконец, фигуру самого блудного сына, показанного со спины беспомощно уткнувшимся в грудь старику. Бритая голова, пастушеский нож у пояса, рваная одежда напоминают о страданиях и лишениях.
Возвращение блудного сына описание картины Многие художники XVII века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий — это были серьёзные картины, полотна, карикатуры, иллюстрации. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь — путь потерь любимых, славы, богатства и признания, нищеты и забвения. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Отец ослеп от горя, пока ждал его, и, как бы не веря своему счастью, обнимает родную кровинушку.
Притча также называется притчей о пропавшем и найденном сыне или притчей о милосердном отце, в которой блудный сын возвращается домой, после того как растратил свою долю наследства на веселье и утехи. Но Рембрандт интерпретирует библейский сюжет по-своему. Согласно Библии, как только отец узнает блудного сына, он бежит ему навстречу на полпути к дому. Старший брат в это время находится на поле. Описание и анализ картины Картина иллюстрирует сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки 15: 11-32. Блудный сын в лохмотьях и сильно изношенных ботинках встает на колени перед отцом. Он сломлен душой и телом из-за своих пороков и ошибок. Центральная фигура картины — отец, почти слепой старик в сияющей красной накидке. В его взгляде и жестах нет осуждения. Лицо старшего брата выражает неодобрение и определенную тоску, из-за того, что он вынужден согласиться с решением отца и принять младшего брата обратно. Молодой человек сидит на стуле и сочувственно смотрит на сцену, которая разворачивается перед ним.
Если же говорить о курьезах, то, как ни странно, ничего такого на этой выставке не случилось. Мы даже на днях с коллегами об этом говорили, пытались что-то вспомнить, но увы… Хотя вот у Тенирса Младшего на его «Крестьянской свадьбе» в числе всей большой толпы изображен мужчина, облокотившийся на бочку таким образом художник высмеивал грех пьянства , и у него головой убор таким красным мазком написан. И некоторым посетителям казалось, что там должно быть лицо изображенного героя, и они предполагали, что кто-то нанес краску, испортил картину. Обращались к смотрителям и говорили о том, что здесь что-то не то. В целом выставка отработала в обычном режиме, все было хорошо. Устно многие говорили, что если бы подобный проект проходил в Москве и был так же построен, как мы его сделали здесь, в Казани, к нам бы стояли многокилометровые очереди. На самом деле, очередь в музей — это не совсем хорошо. Музей должен делать все возможное, чтобы посетителю было комфортно и он мог максимально быстро пройти к экспозиции. Что касается отзывов, то за год работы мы собрали три тома — такие книги мы всегда храним и очень ценим. Третий закончился еще в декабре, и сейчас там отзывы пишут чуть ли не на полях и где находят пустое место. В основном, конечно, очень положительные отзывы. Ведь у вас многие картины сопровождали еще и запахи. Как откликались на это посетители? В музейном деле создание ароматов не новация, уже давно такие эксперименты вошли в практику. В Москве это очень популярно, особенно в Музее русского импрессионизма, который мы очень любим и уважаем, у которого и вдохновились этой идеей. Как это будет работать в Казани, хорошо или плохо, мы поняли еще на выставке «Матисс. Там детям предлагали по аромату найти картину. Так что на фламандской выставке этот опыт тоже решено было использовать. Как все происходит? Мы садимся, всей командой Центра «Эрмитаж-Казань», смотрим на картину на мониторе и обсуждаем, какое она на нас производит впечатление, что мы чувствуем, какие эмоции испытываем. Все это записываем и отправляем парфюмеру, который делает в итоге ароматы и высылает нам пробники. И в один из дней мы опять все садимся и — слушаем запахи и смотрим на ту же картину. Конечно, представить в точности, как могло пахнуть вспаханное поле на картине «Жатва» Тенирса Младшего, невозможно. Мы такой задачи и не ставим. Создание ароматов к картинам — это просто создание дополнительных впечатлений для зрителей. Например, к картине «Блудный сын» аромат назвали «Греховная радость». И первое, что мы слышали: «Так в Средневековье не пахло! Вы точно знаете? Но эмоция уже создана! Или для картины Янсенса был создан очень сладкий аромат. Обратите внимание, что на столе — выпечка, вино, а в сюжете — сцены флирта, любви, сладострастия.
Возвращение блудного сына
4. Некоторые искусствоведы считают, что образ блудного сына на картине – это образ самого Рембранта, который перед смертью решил покаяться во всех своих грехах. Может быть, поэтому лицо блудного сына повернуто в глубокий профиль и утопает в тени. Рембрандт Харменс ван Рейн – Возвращение блудного сына ок1662.
Евангельская притча о блудном сыне в интерпретации В.Д. Поленова. Репродукции
Темой конкурса стал сюжет по мотивам известной картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», всего было три номинации — живопись, выжигание и художественная роспись по дереву. “Блудного сына” Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Интерьерная картина на холсте Рембрандт Возвращение Блудного Сына, репродукция 50х70 см. Воры и убийцы на свой лад переосмысливали сюжет картины «Возвращение блудного сына».
Описание картины «Возвращение блудного сына»
Возвращение блудного сына» -– это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Еще один художник воспользовался приемом «картины в картине» и изобразил заключенного, стоящего посреди своей камеры и любующегося собственным творением — картиной «Возвращение блудного сына», процарапанной на облупившейся стене с зарешеченным окном. Исповедь блудного сынаСкачать Притча картины Рембрандта Возвращение блудного сынаСкачать Ван Рейн Рембранд «Возвращение блудного сына»Скачать Возвращение блудного сынаСкачать Бартоломео Мурильо Возвращение блудного сынаСкачать Рембрандт. «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669).