Депутаты Госдумы предлагают с 1 сентября запретить оборот криптовалют Запрет на расчеты в такой валюте в РФ уже действует В. По Конституции РФ оплачивать товары и услуги в России можно только российскими рублями. Значит ли это, что едва ли не все операции с криптовалютой будут караться строгим наказанием? — Изменения в законопроект предусматривают возможность обращения криптовалют в России лишь в рамках тестовых проектов Центрального банка. Получится ли запретить криптовалюту в России и зачем это нужно.
Табу на крипту. Получится ли запретить в России цифровую валюту?
В тексте законопроекта отмечается и необходимость полного запрета рекламы цифровых валют в целом и рекламы организации обращения цифровой валюты в частности. Запрет на расчеты в цифровых валютах уже действует на территории России. Однако запрета на обращение такой валюты пока нет.
Надеюсь, что депутаты поддержат, надо чтобы депутаты проголосовали, потом президент подписал. Согласительные процедуры уже отрегулировали», — заявил спикер в ходе форума РБК «Крипто. Криптовалюты, майнинг и цифровые активы».
Доктор экономических наук, профессор, генеральный директор Консалтингово-аналитического Союза Артем Генкин полагает, что, безусловно, такой шаг повлияет на отечественный рынок криптовалюты, но при этом последствия будут двоякие. Но де-юре планируемые поправки никак не закрепляют такую возможность и не дают дополнительных инструкций для бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Даже так называемый "закон о майнинге", который на самом деле является небольшим пакетом поправок к действующим законам с целью введения самого термина в правовое поле, ничего не разрешает, а лишь не запрещает то, что и ранее имело неопределенный статус на территории РФ», — объясняет эксперт. Если в планируемом законе будет закреплена возможность нового формата расчета и определится механизм отчета перед налоговой и таможенной службами по такого рода операциям, то можно будет говорить о каких-то минимальных плюсах для индустрии, добавляет аналитик BestChange. Думаю, что планируемые послабления в отношении криптовалют отражают не только позицию Центробанка, но и консенсус всех заинтересованных государственных структур», — считает Аитов.
Но я не могу понять, почему законодатели не озаботились судьбой уже накопленных, по разным оценкам, 10—14 миллионов криптокошельков россиян в криптоэквиваленте это миллиарды долларов.
Потому к операциям с криптовалютой пока применяются общие нормы налогового законодательства, регулирующие налогообложение операций с имуществом. Хранение и покупка криптовалюты не представляют собой налогооблагаемых операций, налоги за это платить не нужно, говорит руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Five Stones Consulting Федеральный рейтинг. Налогообложению подлежит исключительно получение прибыли от операций с криптовалютой — любая деятельность с ней, при которой доходы превысят расходы. При этом прибыль от майнинга или стейкинга — процесса «добычи» криптовалюты с помощью компьютеров, специальных устройств или ее накопления на счете — фиксируется только в момент продажи актива и получения за него реальных денег их называют фиатными. То есть, значение имеет только та прибыль, которую налогоплательщик получил в рублях или другой валюте. Если в результате спекуляций удалось, например, заработать вместо одного биткоина два — налог платить не нужно, пока деньги не выводятся с биржи в фиат. Обязанность платить налог от торговли криптовалютой появляется, когда владелец продает ее на бирже за фиат, а расходы на приобретение тех же биткоинов учитываются при переводе фиатных валют в цифровые.
Налоги должен платить любой, кто получил доход от операции с крпитовалютой — ИП, организация или физлицо. НДФЛ с крипты физические лица должны считать самостоятельно, по окончании календарного года подавать декларацию 3-НДФЛ и на основании сведений в декларации платить налог. Ведь НПД не применяется к перепродаже товаров и спекуляциям. Но если крипту «намайнили», доход от ее продажи можно обложить НПД, считает юрист. ИП и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог при получении дохода от операций с криптой. Такой налог платится при продаже товаров.
Так произошло в девяностых годах, когда массовый потребитель получил возможность открывать долларовые счета и совершать валютно-обменные операции», — отмечает эксперт. Криптокошельками можно будет пользоваться при выезде россиян за рубеж, и там обменивать крипту на местную валюту. Это снимет возникшую напряженность в отношении использования традиционных платежных инструментов российских банков-эмитентов, добавляет Тимур Аитов. Однако среди высших чиновников звучат и обнадеживающие слова. Со слов первого заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрея Лугового мы можем констатировать тот факт, что со стороны представителей правоохранительных и органов и антикоррупционного блока Госдумы есть понимание о большей прозрачности криптовалют, чем, например, наличных средств. Поэтому не исключаем, что в будущем позиция правительства изменится, управление всеми процессами законотворчества вокруг криптовалют передадут от ЦБ к ФНС, и в конечном итоге это выльется в разрешение криптовалют хотя бы в каком-то ограниченном формате внутри страны», — надеется спикер. В настоящее время правительство хочет получить новый, необычный способ экспорта энергоносителей в виде майнинга, защищенного от любых санкций, считает старший аналитик BestChange. Мы не видим абсолютно ничего позитивного для российского сегмента криптокомьюнити, поэтому не разделяем оптимизма большинства СМИ о том, что вот-вот в РФ настанет рай для держателей или производителей криптовалют», — уверяет эксперт. Но несмотря на то, что государство заинтересовано в как можно скорейшем принятии новых правовых норм, о налоговых поправках речи пока не идет.
Госдума рассмотрит запрет на «организацию обращения криптовалют» с 1 сентября 2024 года
Операции с криптовалютой в рамках закона 115-ФЗ | В РФ напрямую запрещается организация обращения цифровой валюты, а также устанавливается запрет на ее рекламы. |
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ | Расскажу, какие операции с криптовалютой законны и как быть с налогами. |
Регулирование майнинга и ужесточение оборота криптовалют: в Госдуму внесена новая редакция поправок | СМИ: весной в России могут принять закон о криптовалюте. |
Госдума намерена с 1 сентября запретить в России организацию обращения криптовалют ▸ | УК РФ Статья 187 Оборот криптовалюты в стране, противоречат законодательству РФ! |
В России идут облавы на майнеров. Добывать биткоины дома становится крайне опасно - CNews | Физлица, которые не превышают установленные правительством РФ лимиты энергопотребления, получат право на майнинг цифровой валюты без включения в реестр. |
Налоги с криптовалюты: когда, как и кому их нужно платить
Запрет криптовалют в России: последствия и новые законы. Запрет криптовалюты в России имеет серьезные последствия для развития цифровой экономики. Разрешена ли криптовалюта в России: что нового в законе. Главная» Новости» Закон о криптовалюте в россии новости. Среди самых обсуждаемых изменений — запрет на организацию обращения криптовалюты в России с 1 сентября этого года. — Найден ли в законопроекте консенсус по поводу криптовалюты и ее обращения?
Насколько легально сегодня использовать криптовалюту в России?
Согласно предлагаемым нормам, право на осуществление операций с криптовалютами будет предоставлено только майнерам, майнинг-пулам и проектам, реализуемым Банком России в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Данные для налоговой: К чему приведет запрет на обращение криптовалют в России. "В России запрещается организация обращения цифровой валюты. Как легально заниматься майнингом или трейдингом криптовалюты в России в 2024 году, что бы ни у банка ни у налоговой к вам не возникло вопросов. Депутатами Государственной Думы внесены поправки в проект о запрете организации обращения криптовалют. Депутаты Госдумы предлагают с 1 сентября 2024 года запретить организацию обращения криптовалюты в России, сделав исключение только для майнеров цифровых валют и тестовых проектов ЦБ в рамках экспериментального правового режима (ЭПР).
Депутаты Госдумы предлагают запретить обращение криптовалют в России
Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя, внесенного в информационную систему. Учет ЦФА производится в информационной системе, где они были выпущены, путем внесения записей в систему. Выпуск и учет ЦФА производится только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов или иную информационную систему. Обладателем ЦФА, согласно закону о цифровых финансовых активах, является лицо: включенное в реестр пользователей информационной системы, ведущей учет ЦФА; одновременно с этим имеющее доступ к системе через уникальный код. Банк России определил ЦФА, которые может приобретать только квалифицированный инвестор.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и перейдите в перечень ЦФА, которые не доступны неквалифицированным инвесторам. Участники операций с ЦФА Согласно закону о цифровых активах и криптовалюте операции с ЦФА невозможно производить без участия: Большая часть закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте посвящена именно этим двум лицам. Оператор информационной системы Таковым может стать юридическое лицо в том числе банки и организаторы торговли , внесенное в специальный реестр операторов информационных систем. Порядок ведения реестра утвержден положением Банка России от 16. Закон о цифровых активах и криптовалюте в 2024 году предъявляет определенные условия к операторам информационных систем: единоличный исполнительный орган оператора и главный бухгалтер должны удовлетворять квалификационным требованиям; оператор обязан обеспечивать бесперебойную работу информационной системы, надежное хранение информации; оператор должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить должностное лицо, ответственное за эти участки деятельности; оператор должен вести реестр пользователей информационной системы; оператор обязан предоставлять имеющиеся у него сведения в определенных законом случаях например, по требованию суда.
Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью. Подробности в нашем материале. Нюансы операций с ЦВ Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы. Так, в законе о противодействии легализации доходов 115-ФЗ ; законе, затрагивающем банкротство 127-ФЗ ; законе об исполнительном производстве 229-ФЗ , а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом. При этом, например, в Семейном и Гражданском кодексах ЦВ не упоминается до сих пор. То есть, например, как ее делить между супругами и наследовать, пока законодательно не определено. Но в Налоговом кодексе цифровые финансовые активы введены во многие статьи. Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ. Кроме того, чтобы иметь право на судебную защиту в части операций с ЦВ, лицо обязано информировать об обладании ЦВ и совершении сделок с ней по правилам, установленным законодательно.
Согласно письму Минтруда от 16. Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье.
С моей точки зрения, это не нужно, это техницизм, как и слово «криптовалюта». Мы применяем несколько другой понятийный ряд.
Как я уже сказал, есть возможность выпуска цифровых финансовых активов, обеспеченных имуществом. Стейблкойн этому параметру отвечает. Во многом этот проект, реализованный в нашей регуляторной «песочнице», уже базировался на подходах законопроекта о цифровых финансовых активах. Можете рассказать подробнее о механизме, который прописан в этом законопроекте?
Речь идет и об уточнении круга контролирующих лиц: о тех, кто влияет на решения органов управления финансовой организации и мог создать негативную ситуацию своими действиями например, вывод активов или бездействием плохая организация системы управления. Меры позволят более эффективно действовать правоохранительным органам, а также добиваться привлечения контролирующих лиц к имущественной ответственности. Сегодня же, как мы все видим, можно проделать колоссальный объем работы, предъявить массу исков об имущественной ответственности, а в конкурсную массу не поступит ни копейки, так как виновный уже за рубежом, а имущество сменило несколько владельцев. В результате пострадавшие вкладчики и кредиторы не могут добиться справедливости и вернуть свои средства.
Нас эта ситуация категорически не устраивала. Поэтому несколько лет назад возникла идея временного ограничения выезда за рубеж лиц, которые контролировали, к примеру, банк, в случае отзыва у банка лицензии. Непростая мера с точки зрения конституционных принципов, потому что право на свободное передвижение — это одно из ведущих завоеваний с точки зрения защиты прав человека. Нужно было найти баланс между этим конституционным принципом и принципом защиты публичных интересов.
Отмечу, что и сегодня ограничение выезда известно российскому праву и применяется, к примеру, когда у человека есть задолженность по налогам, его могут остановить на границе. Однако обсуждение ограничения выезда недобросовестных банкиров и страховщиков затянулось, хотя все понимают, какой вред они своими действиями наносят экономике и обществу. И насколько несправедливо, что они при этом часто избегали ответственности. В конце прошлого года в Государственной думе обсуждался вопрос, связанный с финансовым состоянием Фонда защиты дольщиков.
Несмотря на требование закона, компании, страховавшие ответственность застройщиков, не перечислили в фонд требуемые суммы. В рамках обсуждения этого вопроса депутаты пришли к выводу, что страховые организации и их владельцы и руководители должны нести ответственность в таком объеме, чтобы эти ситуации не повторялись. Поэтому работа над текстом проекта об ограничении выезда, о котором я говорил выше, активизировалась. Кроме этого, было предложено рассматривать предварительный обеспечительный арест имущества лиц, которые могут быть отнесены к контролирующим лицам.
С точки зрения общей системы регулирования важно, чтобы данные меры применялись к тем, кто действительно виноват в проблемах финансовых организаций и должен нести ответственность за их деятельность на данный момент законопроект касается кредитных организаций, страховщиков и НПФ. Несколько лет назад в законодательстве о банкротстве были сформулированы подходы, которые позволяют предъявлять иск о субсидиарной ответственности контролирующих лиц, и определен их круг. Контролирующие лица могут быть определены по формальным признакам, в силу своего статуса. Например, единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, контролирующий акционер.
В отношении других нужно реально доказывать, что они относятся к числу контролирующих лиц, исходя из их участия в системе управления. Это могут и быть и члены советов директоров, другие акционеры, которые формально могли считаться миноритарными, но тем не менее оказывали значительное влияние на работу финансовой организации, которая оказалась в итоге банкротом. Поэтому для финансового сектора пришлось уточнить понятие контролирующих лиц, с учетом и регулирования, которое содержится в международном стандарте финансовой отчетности МСФО. Конструкция законопроекта такова: есть нормы, обязывающие кредитные организации, страховые организации и НПФы определить круг контролирующих лиц.
Это информация публичная, она должна быть известна и самим этим лицам, и, соответственно, публике. Эта информация будет раскрываться финансовой организацией на сайте Банка России. Но если мы увидим, что какие-то лица могут быть отнесены к контролирующим на основании критериев МСФО, но не отнесены самим банком или страховщиком, тогда ЦБ своим решением может отнести это лицо к группе контролирующих лиц. Регулятор будет доводить эту информацию до сведения соответствующего лица, предоставив ему право оспорить это решение, направив возражения в Банк России, или в суде.
Но в том случае, если эти действия не предприняты, то через некоторое время информация об этом станет публичной. Но мы несколько меняем конфигурацию контролирующих лиц и прописываем механизм, который обязывает финансовые организации раскрывать информацию о тех, кто определены Банком России как контролирующие лица. Но существует вероятность, что будет какая-то часть, которая не совпадет. В этом случае Банк России будет доводить эту информацию до того лица, которое он определил как контролирующее, а через некоторое время, если это лицо не высказало возражения, публиковать эту информацию на сайте ЦБ.
Если будет обнаружено нечто, подключенное к розетке и не похожее на обычную домашнюю технику, владельцу помещения будет выставлен счет за электричество по тарифам для бизнеса. Вопрос лишь в том, сможет ли инспектор обнаружить майнинг-ферму, если та будет собрана, к примеру, в корпусе обычной бытовой электроплиты. И сможет ли он отличить обычный игровой ПК от компактного устройства для добычи биткоина. Часто такие дела отправляются прямиком в суд. По информации издания, в России зафиксировано как минимум 10 случаев успешного взыскания с майнеров денег за электричество по тарифам для бизнеса. Майнером может стать каждый С учетом того, что майнеров в России сейчас выявляют по повышенному расходу электроэнергии, инспектор, в теории, может появиться на пороге у буквально каждого россиянина.
Некоторым инспекторам даже обычный системный блок может показаться оборудованием для майнинга Другими словами, увидеть майнера работники энергосетей, в теории, могут и в пенсионерке, вынужденной в течение длительного периода отапливать свое жилье электрообогревателями из-за отключения отопления на фоне очередной коммунальной аварии. Как сообщил изданию Андрей Тугарин , чтобы признать факт предпринимательской деятельности, энергетикам достаточно выявить несоответствие нынешнего объема потребления электричества со среднемесячной нормой. Андрей Тугарин добавил, что домашним майнерам энергокомпания меняет тариф в одностороннем порядке и затем пересчитывает им долг. Если не оплатить его, свет могут и вовсе отключить. Эксперт добавил, что в настоящее время все подобные споры в суде решаются в пользу компаний — нет ни одного случая, когда суд встал на сторону жильца, желающего оспорить смену тарифа и долг.
Центральный банк хочет запретить майнинг и продажу криптовалют. Объясняем, почему это невозможно
Получится ли запретить криптовалюту в России и зачем это нужно. Поддержать запрет криптовалют в России главу ЦБ Эльвиру Набиуллину могла вынудить ФСБ, пишет Bloomberg. Оборот криптовалют в России запрещать не станут. В России криптовалюта называется цифровой валютой и в отдельных случаях признаётся имуществом. Закон определяет криптовалюты как "цифровые финансовые активы" (ЦФА), но важно отметить, что они не признаются законным платежным средством в стране. Закон о майнинге в РФ могут принять уже в 2024 году. Между тем эксперты ожидают рост главной криптовалюты до $100 тыс.
В Госдуме хотят ужесточить правила обращения криптовалюты в России
Вторая большая проблема, которая была решена, — это определение, что собой представляет распределенный реестр, где обращаются и учитываются цифровые финансовые активы. Распределенный реестр — это самостоятельная оригинальная информационная система. Для нас также было важно, чтобы цифровые финансовые активы не пересекались с теми объектами права, которые сейчас уже регулируются. Законопроект как раз и определяет, что собой представляют цифровые финансовые активы, и в то же время выстраивает водораздел, чтобы цифровые финансовые активы не смешивались с ценными бумагами и с безналичными денежными средствами. Законопроект также определяет основную инфраструктуру организации выпуска и обращения цифровых финансовых активов, операторов информационных систем и операторов обмена, какие требования предъявляются к этим институтам и их руководителям. Например, оператор информационной системы должен обладать компетенцией и фактическими возможностями разработать и поддерживать инфраструктуру информационной системы, выпускающую цифровые финансовые активы. Оператор обмена цифровых финансовых активов должен обладать запасом финансовой прочности, размер чистых активов такого юридического лица не может быть меньше 50 млн рублей.
В законопроекте также указывается, каковы основные обязанности обоих видов операторов, в частности, что они обязаны делать с точки зрения обеспечения информационной безопасности, систем внутреннего контроля, какие услуги они предоставляют лицам, которые собираются выпускать цифровые финансовые активы и планируют совершать с этими активами сделки. Проблема криптовалюты и вообще криптоактивов и это не только наша проблема состоит в том, что не очень понятно, каким образом обеспечивать в отношении них реализацию судебных решений об обращении взыскания. К примеру, супруг на всю сумму дохода покупает криптоактивы и хранит их в криптокошельке. Возникает спор в отношении этого имущества, в рамках, положим, бракоразводного процесса, и суд говорит: «Да, все доходы нужно поделить». Суд даже готов выписать исполнительный лист. А дальше я хотел бы посмотреть на судебного пристава-исполнителя, который на основании этого исполнительного листа попытается что-то сделать.
Куда идти, к кому, с чем идти? Обязать лицо, которое обладает ключами доступа к криптокошельку, предоставить ключ доступа? Теоретически можно, а можно и сказать: «Ой, забыл. Ой, потерял». К сожалению, очень много криптоактивов сейчас уже находятся в кошельках, к которым утрачены ключи доступа, и это само по себе создает проблемы. Мы не могли не учитывать этого, и поэтому проект предполагает обязать оператора информационной системы, где будет осуществляться выпуск цифровых финансовых активов, в случае необходимости обеспечить к ним доступ.
Технологически, как коллеги говорят, это возможно, хотя, может быть, это несколько не соответствует идеологии пресловутого биткойна, который базируется на анонимности и на том, что кроме владельца никто не может получить доступ к соответствующему условному имуществу в виде биткойнов, которые находятся в каком-то кошельке. В рамках законопроекта решен вопрос, в том числе с выпуском обеспеченных цифровых финансовых активов. Так, в решении о выпуске может быть указано, что цифровые финансовые активы выпускаются как обеспеченные имуществом их эмитента или третьих лиц, описание предмета обеспечения, а также условий обеспечения. Мы считаем, что существуют большие риски при легализации обращения криптовалюты, как с точки зрения финансовой стабильности и системы противодействия отмывания доходов, так и с точки зрения защиты прав потребителей. Поэтому в ходе дискуссии по законопроекту мы возражали против того, чтобы этот, так сказать, «инструмент» был легализован как объект обращения. Что предлагалось нашими оппонентами?
Например, рассматривать криптовалюту по аналогии с иностранной валютой и регулировать ее аналогичным образом, то есть применить те правила, которые в свое время были в 90-е годы в рамках законодательства о валютном регулировании и о валютном контроле. Были и другие предложения. Сейчас мы приблизились к консенсусу с рынком и другими участниками обсуждения. Он может состоять в том, что никто не будет запрещать владеть цифровой валютой. Это и абсурдно до некоторой степени, ну, и в общем-то не тот повод, это все-таки не наркотики или оружие. Но с точки зрения функционирования финансовой системы и системы защиты прав потребителя, легализация выпуска, и самое главное, организации обращения криптовалюты, — это неоправданный риск.
Поэтому в законопроекте прямо формулируется запрет на выпуск, а также на организацию обращения криптовалюты, и вводится ответственность за нарушение этого запрета. Но если лицо, владеющее, условно, биткойнами, совершает свою сделку в юрисдикции, которая этого не запрещает, вряд ли мы сможем ограничить его в этом. Тут проблема состоит в том, что право, которое развивалось до последнего времени, — это право, прежде всего, национальное. То, с чем мы сталкиваемся, это экстерриториальное регулирование отношений, и присутствие криптовалют тоже во многом экстерриториальное. Поэтому очень важно, чтобы, с одной стороны, правовое регулирование на территории страны не препятствовало развитию новых технологий, с другой стороны, ограничения, которые мы считаем важным ввести, мы технологически могли бы реализовать. Мне кажется, что мы сейчас подходим к тому тексту, который может совместить все эти условия функционирования системы регулирования.
Скажу аккуратно: есть определенные шансы достигнуть того текста, который позволит законопроект принять.
Поделиться В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют Речь идет об изменениях в статье 14 закона 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Исключение — майнинг цифровой валюты и работа майнинг-пулов", — говорится в правках к законопроекту. Кроме того, запрещается реклама организации обращения цифровой валюты, а также реклама цифровых валют. Таким образом, криптовалюта, добытая майнерами, должна быть реализована без привлечения российской инфраструктуры.
А цифровой рубль пока даже не начал полноценно тестироваться за исключением единовременного случая открытия добровольцами нескольких криптокошельков и обмена фиатных рублей на цифровые рубли через эти кошельки. И поскольку «возраст» цифрового рубля меньше месяца, даже такие рискованные активы, как криптовалюты, являются даже более надёжным объектом для сбережения денег, чем совсем новый цифровой рубль. Криптовалюты не могут угрожать стабильности банковского сектора, пока существует оборот наличных денег и банковских карт. В отличие от проекта цифрового рубля, который теоретически может составить банкам серьёзную конкуренцию, но в будущем, когда успешно завершит стадию «пилотного проекта» и станет востребованным у населения. Поэтому лучше «донастроить» законодательство о цифровых активах, чем полностью запрещать обращение криптовалют и майнинг. В связи с этим позиция Минфина представляется более отражающей реальную жизнь и практически применимой. Но всё решит правительство. Но он не очень совершенен именно как инструмент законодательного регулирования операций с криптовалютой. Понятие цифровой валюты, сформулированное в законе, достаточно размыто, как и само понятие цифрового финансового актива. Законопроект, предложенный Минфином, конкретизирует и понятие криптовалюты, и субъектов рынка криптовалют — это будут банки, выступающие финансовыми посредниками на данном рынке, а также физические и юридические лица. Для финансовых институтов, которые уже сегодня предоставляют услуги на рынке криптовалют, это тоже будет проблема, легально они работать уже не смогут, и им придётся работать либо через банки, если операции с криптовалютами разрешат, либо уходить на «серый рынок», либо переводить бизнес в другие страны что затратно и вообще непросто , либо больше не предоставлять такие услуги и потерять часть клиентов, а значит, и потерять доходы, сократить часть персонала. Ну а для части населения, владеющей сегодня криптовалютами, изменится только то, что они не смогут обменять свои биткоины или иные криптовалюты на рубли. То есть им в случае запрета придётся открывать счета в зарубежных банках и обменивать криптовалюты на доллары или иные валюты, а их уже, соответственно, обменивать потом на рубли. Минфин оценивает количество криптокошельков в России в 12 миллионов, но один человек может открывать неограниченное количество криптокошельков, поэтому реальное количество владельцев криптовалют подсчитать непросто. Не слишком большая цифра, но и не слишком маленькая. В случае полного запрета на операции с криптовалютами через российскую финансовую инфраструктуру население пойдёт на серый рынок, где его точно никто не защитит, а государство не получит налоги в бюджет, которые могло бы получить, если бы вовремя приняло разумное и дальновидное решение о легализации «крипты», но под строгим контролем государства. Наталья Мильчакова, эксперт по финансовым рынкам Николай Неплюев: будущее криптовалюты в России пока что неопределённое «Криптовалюта — это электронный, цифровой аналог бумажных денег, работающий на основе криптографических технологий блокчейна. Блокчейн представляет собой децентрализованную базу данных, которая содержит информацию об успешно проведённых транзакциях под транзакцией понимается операция перевода различных криптовалют между электронными кошельками их владельцев. Если упрощать, то можно сказать, что весь блокчейн — это своего рода виртуальная «бухгалтерская книга», в которую записываются сведения обо всех проведённых криптографических операциях транзакциях. Раньше, в момент становления криптографической отрасли, электронные монеты — тот же биткоин — люди предпочитали добывать путём сложных и энергоёмких процессов компьютерного вычисления его называют майнингом. Однако со временем процедура добычи новых криптовалютных единиц сильно усложнилась: для того, чтобы сейчас получать новые биткоины, требуется покупать мощные видеокарты и тратить немалые средства на электричество источники для энергии требуются в промышленных масштабах. Поэтому в наши дни электронные деньги биткоин и альткоины удобнее покупать и продавать через соответствующие криптовалютные биржи. С помощью биржевых сервисов можно создавать счета, заводить кошельки, а уже с их помощью оплачивать товары и услуги. Расплачиваться криптовалютой позволяют специальные приложения на смартфоне, работающие с помощью технологий QR-код». Власть в России до сих пор не сформировала чёткого отношения к тому, как регулировать отрасль цифровых денег. О противоречиях в подходах и о рисках запрета криптовалюты. Какие-то государства поддерживают развитие передовых цифровых технологий, какие-то относятся к ним настороженно, где-то операции с помощью криптовалют запрещены. В России государство до конца не определилось с тем, как относиться к цифровым деньгам. Об этом свидетельствует рассогласованность во взглядах высокопоставленных чиновников и крупных банкиров в вопросе развития криптовалютной сферы. Так, в январе 2022 года ЦБ в консультативном докладе предложил наложить запрет на майнинг и на всю сложившуюся в стране инфраструктуру операций с криптовалютой. В то же время Минфин представил свою концепцию, согласно которой предполагается встраивание криптовалютного рынка и в банковскую отрасль, и в сферу операторов обмена цифровых валют. Сейчас обсуждение путей развития технологий блокчейна продолжается на правительственном уровне, однако стоит отметить: полный запрет на цифровые активы приведёт к активизации торговли криптовалютой на чёрном рынке и к потере для государства возможности эффективного контроля над этой сферой. Кроме того, в случае запрета будет потеряна возможность взимания налогов с активных игроков этого специфического рынка, что приведёт к выпадению не таких уж маленьких сумм бюджетного дохода». Николай Неплюев, экономист Два пути дальнейшего развития событий … Обсуждение полного запрета криптовалюты в России ведутся начиная с 2017 г. Российские власти предоставили криптовалютам юридический статус в 2020 году, но их использование в платежах никогда не разрешалось. В течение многих лет Россия выступала против криптовалют из-за опасений, что они могут быть использованы для незаконной деятельности, и поэтому призывала к регулированию. На этот раз выступил ЦБ со своей «оптимальной стратегией регулирования» криптовалют: майнинг — запретить, выпуск, обращение и обмен — тоже, финансовым организациям вкладывать средства в криптовалюты — нельзя, финансовым посредникам см. Правда, по традиции нет конкретики: ответственность будет, но какая и за что именно — не уточняется, и тп. Уполномоченного органа тоже нет. Но зато уже даже говорят о планах ведения совместной работы с юрисдикциями централизованных бирж см. Но самое главное, по старой традиции, — это борьба с террористами, иноагентами и иными «раскачивателями»: как известно, все эти движения в ЦБ происходят, в том числе, с подачи Федеральной Службы Безопасности. Нельзя также не отметить, высокодоходный сектор майнинга , который потребляет огромное количество электроэнергии Но если серьезно, то ни к чему хорошему такая политика не приведет. Избавление от симптомов головной боли перевесило желание увеличить налогооблагаемую базу путем разработки недостающей законодательной. Особенно занятно то, что согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровых валютах» и ГК РФ криптовалюта у нас — это имущество, то есть использование в качестве средства платежа и так ограничено.
Последствия запрета — это уход в «серую» зону, эмиграция квалифицированных кадров из России, а также торможение технического прогресса в государстве. Дмитрий Мачихин, IT предприниматель, инвестор «Вопрос о том, запретят ли криптовалюты в России, пока остаётся открытым» Есть, с одной стороны, законопроект о запрете операций с криптовалютами, подготовленный Банком России, а с другой — появился альтернативный закон о легализации криптовалют с определёнными ограничениями, подготовленный Минфином РФ. Оба закона внесены в правительство. И до тех пор, пока правительство не примет окончательное решение о том, какой из двух представленных законопроектов оно будет вносить в Госдуму, или появится некий третий законопроект, который станет компромиссным вариантом двух первых , нет ясности и с будущим криптовалют в России. Мы считаем, что объективных причин для запрета криптовалют в России нет. Ведь мошенничество, существованием которого объясняет свою жёсткую позицию в отношении криптовалют ЦБ РФ, старо, как мир. И если даже криптовалюты в России запретят, финансовые мошенники не исчезнут, а будут использовать уже старые проверенные способы отъёма денег у доверчивых граждан. По нашему мнению, скорее всего, подлинной причиной попытки со стороны ЦБ РФ запретить криптовалюты является попытка избавить от конкурентов новый проект цифрового рубля, который уже начал тестироваться регулятором совместно с некоторыми крупными банками. Удивительно, но факт: запрет криптовалют и майнинга в Китае удивительным образом совпал по времени с запуском проекта цифрового юаня а этот проект вышел из «пилотной» стадии и начал работать как раз перед началом XXIV Олимпийских игр в Пекине — например, в олимпийской деревне можно было расплачиваться за питание, сувениры и товары цифровым юанем. Конкурент цифровому юаню, да ещё перед Олимпиадой, китайским властям был не нужен, вот и запретили криптовалюты. А чего они добились? Только бегства майнеров в другие страны и нелегальной работы китайских инвесторов на иностранных рынках. Возможно, что у нас решили перенять эту далеко не лучшую китайскую инициативу в преддверии запуска проекта нашего, российского цифрового рубля, только без Олимпийских игр. Но только разница в том, что цифровой юань уже существует, хотя возможности его использования даже в Китае пока ограничены. А цифровой рубль пока даже не начал полноценно тестироваться за исключением единовременного случая открытия добровольцами нескольких криптокошельков и обмена фиатных рублей на цифровые рубли через эти кошельки. И поскольку «возраст» цифрового рубля меньше месяца, даже такие рискованные активы, как криптовалюты, являются даже более надёжным объектом для сбережения денег, чем совсем новый цифровой рубль. Криптовалюты не могут угрожать стабильности банковского сектора, пока существует оборот наличных денег и банковских карт. В отличие от проекта цифрового рубля, который теоретически может составить банкам серьёзную конкуренцию, но в будущем, когда успешно завершит стадию «пилотного проекта» и станет востребованным у населения. Поэтому лучше «донастроить» законодательство о цифровых активах, чем полностью запрещать обращение криптовалют и майнинг. В связи с этим позиция Минфина представляется более отражающей реальную жизнь и практически применимой. Но всё решит правительство. Но он не очень совершенен именно как инструмент законодательного регулирования операций с криптовалютой. Понятие цифровой валюты, сформулированное в законе, достаточно размыто, как и само понятие цифрового финансового актива. Законопроект, предложенный Минфином, конкретизирует и понятие криптовалюты, и субъектов рынка криптовалют — это будут банки, выступающие финансовыми посредниками на данном рынке, а также физические и юридические лица. Для финансовых институтов, которые уже сегодня предоставляют услуги на рынке криптовалют, это тоже будет проблема, легально они работать уже не смогут, и им придётся работать либо через банки, если операции с криптовалютами разрешат, либо уходить на «серый рынок», либо переводить бизнес в другие страны что затратно и вообще непросто , либо больше не предоставлять такие услуги и потерять часть клиентов, а значит, и потерять доходы, сократить часть персонала. Ну а для части населения, владеющей сегодня криптовалютами, изменится только то, что они не смогут обменять свои биткоины или иные криптовалюты на рубли. То есть им в случае запрета придётся открывать счета в зарубежных банках и обменивать криптовалюты на доллары или иные валюты, а их уже, соответственно, обменивать потом на рубли. Минфин оценивает количество криптокошельков в России в 12 миллионов, но один человек может открывать неограниченное количество криптокошельков, поэтому реальное количество владельцев криптовалют подсчитать непросто. Не слишком большая цифра, но и не слишком маленькая. В случае полного запрета на операции с криптовалютами через российскую финансовую инфраструктуру население пойдёт на серый рынок, где его точно никто не защитит, а государство не получит налоги в бюджет, которые могло бы получить, если бы вовремя приняло разумное и дальновидное решение о легализации «крипты», но под строгим контролем государства. Наталья Мильчакова, эксперт по финансовым рынкам Николай Неплюев: будущее криптовалюты в России пока что неопределённое «Криптовалюта — это электронный, цифровой аналог бумажных денег, работающий на основе криптографических технологий блокчейна. Блокчейн представляет собой децентрализованную базу данных, которая содержит информацию об успешно проведённых транзакциях под транзакцией понимается операция перевода различных криптовалют между электронными кошельками их владельцев. Если упрощать, то можно сказать, что весь блокчейн — это своего рода виртуальная «бухгалтерская книга», в которую записываются сведения обо всех проведённых криптографических операциях транзакциях. Раньше, в момент становления криптографической отрасли, электронные монеты — тот же биткоин — люди предпочитали добывать путём сложных и энергоёмких процессов компьютерного вычисления его называют майнингом. Однако со временем процедура добычи новых криптовалютных единиц сильно усложнилась: для того, чтобы сейчас получать новые биткоины, требуется покупать мощные видеокарты и тратить немалые средства на электричество источники для энергии требуются в промышленных масштабах. Поэтому в наши дни электронные деньги биткоин и альткоины удобнее покупать и продавать через соответствующие криптовалютные биржи. С помощью биржевых сервисов можно создавать счета, заводить кошельки, а уже с их помощью оплачивать товары и услуги. Расплачиваться криптовалютой позволяют специальные приложения на смартфоне, работающие с помощью технологий QR-код». Власть в России до сих пор не сформировала чёткого отношения к тому, как регулировать отрасль цифровых денег. О противоречиях в подходах и о рисках запрета криптовалюты. Какие-то государства поддерживают развитие передовых цифровых технологий, какие-то относятся к ним настороженно, где-то операции с помощью криптовалют запрещены. В России государство до конца не определилось с тем, как относиться к цифровым деньгам. Об этом свидетельствует рассогласованность во взглядах высокопоставленных чиновников и крупных банкиров в вопросе развития криптовалютной сферы. Так, в январе 2022 года ЦБ в консультативном докладе предложил наложить запрет на майнинг и на всю сложившуюся в стране инфраструктуру операций с криптовалютой.