Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых. Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве.
Синдром отличника
Также они имеют ментальные проблемы Источник фото: Фото редакции Информационный портал «Лента. В частности, она сказала, что некоторые школьники привыкли делать так, как хотят взрослые, они зависят от оценки окружающих. Это свидетельствует о том, что у ребенка синдром отличника. Источник фото: Фото редакции По словам Марии Маниной, дети с таким синдромом постоянно ищут одобрения, они с яростью хотят заслужить похвалу взрослых.
Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет. Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу. Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты.
Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас. Улыбнуться неудаче Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.
И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен.
Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др.
Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности. Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих. Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем.
Успешные личности которые плохо учились или вообще не окончили колледж , как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой. Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших». В связке «школа-университет» настолько мало полезных знаний для адаптации в жизни, что ими можно пренебречь. Учитель или преподаватель, проработав все время в бюджетной организации, не знает конкуренции, они не выполняют никакой социальный заказ, поэтому теряет уважение окружающих и самоуважение из-за бессмысленности работы. Или тот же родитель, который сдавал экзамены на более легкой основе, когда в наше время с каждым годом становится все сложнее и сложнее, поэтому они не знают; они не знают, что на самом деле важно для успеха. Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться - путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении. Они поверили в пользу изучения того, что было полезно десятки лет назад, поэтому в жизни сталкиваются с большими трудностями. Они научились подавлять желания, не доверять себе, быть исполнителями инструкций и чужой воли. Но сегодня нужны другие качества - инициатива, умение принимать решения и брать ответственность, самостоятельное мышление, навыки поиска информации, адаптивность к быстрым переменам. Отличники в зоне риска - потенциальные неудачники, которые не найдут применение исполнительности в новом мире А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете необходимое условие успеха в жизни? Они с детской мудростью забивают на школу, потом на университет.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится. Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает. Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки».
При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке».
Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу.
Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний. Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка. На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт.
Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке».
Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю! Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается.
Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец. Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс? Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать.
Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни. На самом же деле, если школьник чувствует, что родители ему доверяют и не стремятся брать на себя ответственность за исполнение им домашнего задания, он берет ее на себя сам. Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни.
У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога. Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей.
Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо | Кроме того, самооценка ребенка с «синдромом отличника» сильно зависит от внешних факторов и должна подпитываться постоянной похвалой. |
Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным» | Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? |
Синдром отличника или отличницы у взрослых: что это и как от него избавиться | "хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. |
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Нередко такой родитель считает своей миссией полностью посвятить себя ребёнку, будучи убеждённым, что лишь тогда он достигнет успеха. Известен факт, что внутренние установки родителей и их модели поведения, которые они транслируют в семье, являются прямым отражением психологических и поведенческих проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, пытаются прыгнуть выше собственной головы, неосознанно перекладывают эти качества на своих детей, таким образом формируя у них этот синдром. Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение. Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов.
Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если».
Они гордятся его достижениями, рассказывают о них друзьям, получая в ответ восхищение. При этом они, как правило, не связывают отличную учебу сына или дочери с его трудностями коммуникации со сверстниками, с частыми болезнями. Низкая оценка в школе становится настоящей трагедией для ребенка. Часто и «четверка» является недопустимой и приводит к осуждению в семье, иногда явному, а иногда скрытому под маской печали родителей, их неудовлетворенностью ребенком. Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий.
Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека.
Они зависимы от чужого одобрения. Также читайте: Обучение на дому — польза или вред для ребенка? Как формируется синдром отличника в семье Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов.
Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности.
Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов. Дефицит внимания.
Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах. Заниженная самооценка.
Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.
Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания.
Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями.
Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства.
Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления.
Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить | В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. |
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов | "хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. |
"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника?
В случае, если клеймо появляется как "гордости класса" и "отличника", жизнь такого ученика в последствии может складываться нелегко. Методист и директор образовательного контента онлайн - школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри рассказал, как меняется жизнь в будущем с таким знаком отличия. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Такой синдром не дает человеку, особенно ребенку, относиться адекватно к своим проигрышам или неудачам. Такой синдром, в первую очередь, приводит к неврозам, усугубляющимся в преддверии каждой новой контрольной или экзамена. А частые неврозы, в свою очередь, приводят подчас к серьезным психосоматическим сбоям.
Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности. Делиться чувствами и переживаниями с близкими, никого при этом не обвиняя. Не общаться с токсичными людьми, чьи замечания усиливают чувство собственной неидеальности. Хвалить и награждать себя за успехи самостоятельно.
Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки. Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни — не повод огорчаться. Их последствия не так страшны, как кажется.
Так называют людей, которым важно получить одобрение от человека, чьё мнение для них крайне важно и авторитетно. Если перфекционисты стремятся к идеальному результату, то "отличники" жаждут именно похвалы. Они не испытывают удовольствия ни от самой работы, ни от получившегося итога. Как правило, первые проявления появляются ещё в школе, когда ребёнок стремится быть первым в учёбе, спорте, другой деятельности не потому, что ему это нравится, а ради признания его достижений. Постепенно синдром переходит с человеком и во взрослую жизнь и может проявляться в карьере, личной жизни и даже в быту. Каковы признаки синдрома отличника? Страдающий этим недугом чрезвычайно сильно зависит от мнения окружающих. Склонен преувеличивать последствия от даже небольшой допущенной им ошибки. Он пытается любую поставленную перед ним задачу довести до идеала, даже если на то нет никакой необходимости. Гиперответственен, перфекционист. Не любит наблюдать за чужими успехами, ведь кажется, что в этом случае сам он провалился. Подвержен страху неудач. Не способен радоваться своим победам, получать от них удовольствие. Из физических проявлений можно назвать расфокусировку внимания, учащённое сердцебиение, дрожь. Откуда появляется синдром отличника? Причины появления у человека синдрома отличника. Нередко причиной такого образа мышления являются попытки родителей компенсировать собственные неудачи за счёт детей. В таких случаях родственники не считаются с интересами ребёнка, а через него пытаются реализовать свои амбиции. Успехи школьников в разных сферах деятельности помогают родителям поднять собственный социальный статус. Отсюда же вытекает и следующая причина — завышенные ожидания. Когда семья требует материального подтверждения достижений своего чада: высокие оценки, медали, грамоты и подобное. Иногда поведением "отличника" ребёнок стремится привлечь внимание отца или матери. Похвала воспринимается как проявление любви.
Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей | «Синдром отличника» вообще благодатно развивается в век войн и индустриализации, когда родители переживали какие-то беды, поколенческие травмы и не могли дать детям достаточно эмоционального присутствия. |
Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников | Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике. |
Родители с синдромом отличника: как такими не стать
Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать. До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом. Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма. Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма: ориентированный на себя; ориентированный на других; социально предписанный. Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок.
Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам.
А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.
При этом они, как правило, не связывают отличную учебу сына или дочери с его трудностями коммуникации со сверстниками, с частыми болезнями. Низкая оценка в школе становится настоящей трагедией для ребенка. Часто и «четверка» является недопустимой и приводит к осуждению в семье, иногда явному, а иногда скрытому под маской печали родителей, их неудовлетворенностью ребенком.
Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий. Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы.
Часто у них нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости дополнительные занятия, многочисленные интересы. Иногда по причине того, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, - привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни. Конечно, родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства. Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие - постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей. Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений и развлечений. Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии. Конечно, далеко не у всех отличников и отличниц есть описанные сложности, но если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что Вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь следующими советами. Совет N1. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним. Ваш первый вопрос после того, как малыш возвратился из школы домой "Что ты сегодня получил" С этим нужно что-то делать! Например, замените его на "Что интересного было в школе" Задавая этот вопрос, мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму.
Из-за чего возникает синдром отличника
- Как синдром отличника мешает жить
- Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников
- Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников | DOCTORPITER
- Синдром отличника: с чего все начинается?
"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника?
Ответственные родители при выявлении у ребенка признаков психологического комплекса сразу задают вопрос, как справиться с синдромом отличника. В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
В данной статье, я хочу рассмотреть еще одну из причин, как родители могут повлиять на формирование у ребенка «синдрома отличника». У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам».
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Чтобы уберечь ребёнка от синдрома отличника, можно убрать один из факторов, которые его провоцируют. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»?