Наурыз для народа востока — особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у ира. Признание Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны Наурыз мейрамы». Не религиозный, а национальный праздник. Навруз или Наурыз, значения не имеет.
Наурыз —традиции, история и современность
Так, издревле считалось, что именно 21 марта, в день весеннего равноденствия, наступает Новый год по солнечному летоисчислению. Историки уверяют: Навруз был придуман более чем три тысячи лет назад, а его родиной принято считать город Хорасан — историческую область в Центральной Азии. Предки верили, что отмечать этот праздник жизненно необходимо. Поскольку это означает, что человек живет в гармонии с собой, природой и окружающими людьми. Кроме того, Навруз способствует продвижению солидарности и ценности мира, примирению и добрососедству, что в итоге укрепляет дружбу между народами и помогает сохранить культурное разнообразие. Традиции и обряды От региона к региону традиции и обряды разнятся.
Только что отметили вполне светский Женский день, ждем народный Новруз.
И тут на одной встрече строгий парень с большой кудрявой бородой и в тех самых "салафитских" коротких брюках задает вопрос: - А могут ли соблюдающие каноны мусульмане принимать участие в немусульманских праздниках? Шейх Карадаги спокойно, грамотно, со ссылками на аяты Корана и хадисы Сунны начал объяснять, что если во время праздника вы не участвуете в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так празднуйте, не запрещено. Я аж выдохнул. Новруз в очередной раз был спасен. На этот раз от нападок непримиримых. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии.
С тем же рвением, что и особо "принципиальные" мусульмане, его запрещали ортодоксальные коммунисты. За это снимали с работы, выгоняли из партии, обвиняли чуть ли не в приверженности древней персидской религии зороастризме, ничего опасного в себе не таившей, кроме разве того, что одну из своих книг не жалуемый в советские времена философ Ницше назвал "Так говорил Заратустра". Ростки пшеницы пробили идеологический асфальт. Узбеки варили зерновой суп "сумаляк", казахи ставили на стол "наурыз коже" - блюдо из 7 элементов, таджики просто выкладывали 7 продуктов, обязательно начинающиеся на букву "с". Сегодня в странах Центральной Азии и Среднего Востока это государственный праздник. В Азербайджане будут официально гулять 7 дней, в Иране - 13.
Почти как мы на Новый год. Что празднуют? А просто весну.
Лишь в 1988-м прошло первое празднование в алматинском парке культуры и отдыха им. По воспоминаниям писателя Мухтара Шаханова, число участников мероприятия достигало ста тысяч человек.
Назарбаева «О весеннем народном празднике Наурыз» вышел три года спустя, 20 марта 1991 года. Он гласит: «День равноденствия - 22 марта следует объявить национальным праздником - Наурыз». Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Последние новости.
По данным ООН, Наурыз празднуют более 300 миллионов человек по всему миру. У казахов Младшего жуза, проживающих в основном на Западе Казахстана и в прилегающих областях России, празднование Наурыза начинается с 14 марта и называется «амал». В советское время Наурыз долгое время не отмечался, считаясь «пережитком прошлого». Его считали религиозным праздником, хотя как таковым он не являлся.
Лишь в 1988-м прошло первое празднование в алматинском парке культуры и отдыха им. По воспоминаниям писателя Мухтара Шаханова, число участников мероприятия достигало ста тысяч человек. Назарбаева «О весеннем народном празднике Наурыз» вышел три года спустя, 20 марта 1991 года.
В Казахстане отмечают праздник Наурыз по новым-старым правилам, возрождая былые традиции
К слову, Наурыз является не только государственным праздником Казахстана, празднуемым на протяжении трех дней – с 21 по 23 марта, но и признан Организацией Объединенных Наций в качестве международного праздника. С 2001 года национальный праздник Наурыз стал государственным, а 21, 22 и 23 марта с 2009 года объявлены выходными днями. с 21 по 23 марта. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы.
Обычаи и традиции Наурыза
На праздник Наурыз дети, а также мужчины и женщины всех возрастов облачаются в народные костюмы. социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования. один из самых древних праздников на Земле. Наурыз (другие названия Навруз, Новруз, Науруз) является древним национальным праздником.
Как отмечают Наурыз в разных странах мира
Праздник отмечается с 21 по 23 марта включительно. Это значит, что рабочие дни: понедельник и пятница. Для тех, кто работает в субботу, получится три рабочих дня. Наурыз в Костанае В Костане Наурыз начнут отмечать традиционно 21 марта. Праздничная программа запланирована на 12 часов возле ДК «Мирас». Наурыз Театральное представление пройдет возле площади Акимата в 11 часов 22 марта. В 12 часов запланирован праздничный концерт и народные гулянья.
Выходными являются три дня — 21, 22 и 23 марта. Наурыз — праздник, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что Наурыз мейрамы, празднование которого начинается в день весеннего равноденствия — 21 марта, праздновался еще во времена древнейших царей Персии. Название праздника Навруз в переводе с фарси означает «новый день», и это соответствует смыслу праздника — начало Нового года по древнеиранскому календарю. Так или иначе, традиция празднования Наурыза распространилась среди многих тюркских народов, в первую очередь, в Средней Азии, исторически связанной с Персией.
Сумаляк обычно ставят в самом центре праздничного стола среди других блюд. К слову, это ритуальное яство готовят долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне торжества. Блюдом обязательно угощают всех гостей. Ограничений в этот праздник нет. Наоборот, по традициям, люди все вместе праздновали Навруз, вкусно ели и весело проводили время с семьей и близкими. Азат Ахунов исламовед По данным Духовного управления мусульман Москвы, упоминания о празднике нет ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада — это больше национальный праздник народов Средней Азии. Тем не менее там напомнили, что мусульманам к таким датам стоит относиться спокойно и взвешенно. У некоторых народов есть определенные традиции, но это не значит, что они нарушают нормы религии или выходят за рамки дозволенного. Некоторые склонны обвинять тех, кто отмечает подобные праздники, в неверии. Мусульманам совершенно не подобает такое поведение, ибо только Всевышнему известно об истинных намерениях людей», — обратили внимание авторы публикации. Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз. Крашеные яйца в первую очередь связывают с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока тоже красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны. Это блюдо давно стало неотъемлемым угощением на праздничном столе по случая Навруза. Еще во времена язычников яйца рассматривали как символ рождения всего живого. По мнению исламоведа, невозможно точно сказать, какой народ стал первым подавать крашеные яйца на праздничном столе. Может быть и такое, что христиане со временем, скорее всего, переняли этот праздничный обычай. В целом это очень древняя традиция Ближнего Востока, поэтому говорить, что это исконно пошло от христианства, конечно, не стоит», — заметил Ахунов.
Блюдо готовится в большом котле. Варится оно всю ночь. В процессе приготовления сумаляк постоянно помешивают. Чтобы не устать, женщины периодически сменяют друг друга. Эта традиция помогает объединить даже тех людей, которые редко друг с другом общаются. Сделать длительный процесс приготовления блюда более веселым помогают песни и танцы, которые его сопровождают. Утром женщины делят приготовленное блюдо. Излишки раздают соседям и знакомым. В этот день друзья и родственники собираются за большим столом. Семейные посиделки длятся долго. Подарки на Навруз дарить не обязательно. Но многие люди все же хотят порадовать своих близких чем-то приятным. Это вполне соответствует духу праздника. Хорошим дополнением к любому подарку станут цветы, символизирующие весну и зарождение новой жизни. Люди ходят друг к другу в гости, устраивают веселые гулянья. В эти дни обязательно нужно выделить время для посещения пожилых родственников, чтобы получить их благословение. Во многих городах и селах в это время устраивают ярмарки. Посещая их, местные и приезжие могут поучаствовать в различных состязаниях, потанцевать и вкусно поесть. На таких ярмарках часто продают национальную выпечку и различные сувениры. Первую борозду, согласно старинному обряду, должен провести старейший член общины или семьи. Жители города в теплые весенние дни могут отправиться в парк или выехать на природу. Праздничный декор Для украшения помещений хозяйки используют веточки цветущих деревьев.
Наурыз. Почему это главный праздник казахов
В священной книге вероучения Зороастра день весеннего равноденствия имел статус начала нового года. В зороастризме этот праздник посвящался огню как жизненной силе, что частично сохранилось в современных обрядах. Празднование конца зимы, преддверия весны и поминовения душ предков совершалось еще во времена древнеперсидской династии Ахеменидов VI—IV века до н. Праздник распространился в культурах Передней и Средней Азии под разными названиями. С принятием ислама древний народный праздник был легитимизирован: читали молитвы в мечети, посещали священные места.
Однако это торжество в сути своей лишено религиозной направленности и посвящено природному явлению. В советские времена с 1926 года Наурыз отменили как пережиток прошлого, но возобновили в 1988 году.
Ровное, там будет объявлено имя победительницы.
На этой неделе празднования проходят в национальных общинах области. Ровное Саратовской области состоится открытие областного традиционного национального праздника «Наурыз-2019». Министерство внутренней политики и общественных отношений области Поделиться в соц.
Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия. С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия. Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождавшие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд наурыз-коже , исполнение обрядовых песен жарапазан и другие обрядовые действа в их региональном исполнении. Следует заметить, что этот день как составляющая Наурыза иллюстрирует еще одну важную особенность феномена праздника, унаследованную функцию архаического ритуала, - социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования. Этот праздник удивительным образом, искони символизируя рождение нового дня и обновления, в своем возрождении в независимом Казахстане проецируется на смысл рождения новой страны. Для молодого поколения, рожденного в независимом Казахстане, он уже органично вписан в календарь общенациональных праздников.
Из года в год, начиная от робких шагов первых лет празднования Наурыза, накапливая знания о нем, изучая его, собирая культурно-исторические сведения, казахстанцы постепенно приходят к потребности понимания его значения и значимости. Безусловно, важнейшими факторами укрепления жизнеспособности праздника Наурыз в нашей стране являются общегражданская устремленность и прилагаемые усилия сообщества по возрождению и укреплению его в общественном сознании и в практике его празднования. Этому способствуют активизация интеграционных процессов в сфере культуры и расширение международного сотрудничества Казахстана со странами, народы которых празднуют Наурыз. Это сотрудничество соответствует духу самого праздника, основным принципом которого является устремленность к установлению долговечности братства, дружбы, добрососедства, взаимообмена. Конвенция также обязывает принять меры по обеспечению наследия жизнеспособности: идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, его передачу - главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение его различных аспектов. Многое уже сделано для возрождения праздника Наурыз в нашей стране, но многое еще предстоит изучать, исследовать, реализовывать.
Но перевод сохранился — «новый день». В СССР праздник находился под запретом до 1969 года. Какого числа православные родительские субботы в 2023 году Истоки появления праздника Навруз Считается, что этот праздник отмечают более 2,5 тысячи лет.
Он связан с именем пророка Заратустры и отождествляет солнце. Навруз стали отмечать в марте после возникновения календаря солнечного летоисчисления. Согласно тюркским легендам, в этот день народ был спасен из окружения.
А в мифологии персов в этот день состоялись похороны героя Сиявуша. Праздник пережил захват арабами и стал государственным во многих странах. Праздник упоминается даже в литературе.
Например, о нем подробно писал Низам аль-Мульк. Нельзя забывать и главную книгу зороастризма — «Авесту».
Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов
Одной из важных традиций, соблюдаемых в канун Чахаршенбе-Сури, является постукивание ложкой. Эта традиция схожа с одной из обычаев современного международного праздника Хэллоуин, когда дети выпрашивают сладости «Trick-or-Treat». В Иране люди переодеваются и ходят от двери к двери, стуча ложками по тарелкам или мискам и получая упакованные закуски. В Азербайджане дети проскальзывают в дома и квартиры своих соседей в последний вторник перед Наурызом, стучатся в двери, оставляют на порогах свои шапочки или корзиночки, прячутся поблизости в ожидании конфет, пирожных и орехов. Кстати, ритуал прыжка через огонь также проводится в Армении в день праздника Терендез, который является праздником очищения в Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви и отмечаемым через сорок дней после рождения Иисуса. Сиздах-бе-дар День природы в Иране. В Иране праздник Наурыз длится тринадцать дней. На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и устроить пикник на открытом воздухе, как часть церемонии Сиздах-бе-дар.
В канун Наурыза в Иране также существует праздник Хафт Сина, во время которого на скатерть выставляются чеснок, яблоки, проростки пшеницы или чечевицы, лох, уксус, хлебный пудинг и сумах. В Сиздах-бе-дар эти предметы убираются, части в проточную воду. Кроме того, молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, обычно завязывают листья зелени, прежде чем выбросить ее, выражая желание найти партнера. Еще один обычай, связанный с Сиздахом-бе-дар - это шутки и розыгрыши, подобные первоапрельскому Дню дураков. В иранской мифологии существуют различные мифы происхождения праздника Наурыз. Шахнаме приписывает основание Наурыза мифическому иранскому царю Джамшиду, который спасает человечество от зимы, обрекающей на гибель всех живых существ планеты. Чтобы победить зиму, Джемшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями.
Демоны вознесли Джамшида над землей на небеса; там он сидел, сияя, как Солнце. Мирские создания собирали и разбрасывали вокруг него драгоценные камни и провозглашали, что наступил Новый День Now Ruz. Это был первый день Фарвардина, который является первым месяцем иранского календаря. Хотя неясно, отмечали ли прото-индоиранцы праздник как первый день календаря, есть указания на то, что иранцы, возможно, наблюдали начало осени и весны, и связывали их начало с урожаем и посевом семян соответственно. Ученые-иранисты Мэри Бойс и Франц Гренет так объясняют традиции сезонных праздников: «Возможно, что великолепие вавилонских празднеств в это время года привело иранцев к тому, что их собственный весенний праздник превратился в устоявшийся праздник Нового года с названием «Навасарда» название, которое, хотя и было впервые засвидетельствовано среднеперсидскими источниками, приписывается Ахеменидскому периоду ». Поскольку общинные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в целом носили сезонный характер и были связаны с сельским хозяйством, «вполне вероятно, что они традиционно проводили фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты естественного года». Наурыз частично уходит корнями в традиции религий Великого Ирана, таких как Мистерии Митры митраизм и зороастризм.
В митраизме праздники имели глубокую связь с солнечным светом. Иранские праздники, такие как Мехреган осеннее равноденствие , Тирган и канун Шаб-е Ялда зимнее солнцестояние , также имели происхождение от бога солнца Сурья.
В Азербайджане дети проскальзывают в дома и квартиры своих соседей в последний вторник перед Наурызом, стучатся в двери, оставляют на порогах свои шапочки или корзиночки, прячутся поблизости в ожидании конфет, пирожных и орехов. Кстати, ритуал прыжка через огонь также проводится в Армении в день праздника Терендез, который является праздником очищения в Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви и отмечаемым через сорок дней после рождения Иисуса. Сиздах-бе-дар День природы в Иране. В Иране праздник Наурыз длится тринадцать дней.
На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и устроить пикник на открытом воздухе, как часть церемонии Сиздах-бе-дар. В канун Наурыза в Иране также существует праздник Хафт Сина, во время которого на скатерть выставляются чеснок, яблоки, проростки пшеницы или чечевицы, лох, уксус, хлебный пудинг и сумах. В Сиздах-бе-дар эти предметы убираются, части в проточную воду. Кроме того, молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, обычно завязывают листья зелени, прежде чем выбросить ее, выражая желание найти партнера. Еще один обычай, связанный с Сиздахом-бе-дар - это шутки и розыгрыши, подобные первоапрельскому Дню дураков. В иранской мифологии существуют различные мифы происхождения праздника Наурыз.
Шахнаме приписывает основание Наурыза мифическому иранскому царю Джамшиду, который спасает человечество от зимы, обрекающей на гибель всех живых существ планеты. Чтобы победить зиму, Джемшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями. Демоны вознесли Джамшида над землей на небеса; там он сидел, сияя, как Солнце. Мирские создания собирали и разбрасывали вокруг него драгоценные камни и провозглашали, что наступил Новый День Now Ruz. Это был первый день Фарвардина, который является первым месяцем иранского календаря. Хотя неясно, отмечали ли прото-индоиранцы праздник как первый день календаря, есть указания на то, что иранцы, возможно, наблюдали начало осени и весны, и связывали их начало с урожаем и посевом семян соответственно.
Ученые-иранисты Мэри Бойс и Франц Гренет так объясняют традиции сезонных праздников: «Возможно, что великолепие вавилонских празднеств в это время года привело иранцев к тому, что их собственный весенний праздник превратился в устоявшийся праздник Нового года с названием «Навасарда» название, которое, хотя и было впервые засвидетельствовано среднеперсидскими источниками, приписывается Ахеменидскому периоду ». Поскольку общинные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в целом носили сезонный характер и были связаны с сельским хозяйством, «вполне вероятно, что они традиционно проводили фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты естественного года». Наурыз частично уходит корнями в традиции религий Великого Ирана, таких как Мистерии Митры митраизм и зороастризм. В митраизме праздники имели глубокую связь с солнечным светом. Иранские праздники, такие как Мехреган осеннее равноденствие , Тирган и канун Шаб-е Ялда зимнее солнцестояние , также имели происхождение от бога солнца Сурья. Среди прочих идей, зороастризм является первой монотеистической религией, которая подчеркивает такие широкие понятия, как соответствующая работа добра и зла в мире и связь человека с природой.
Зороастрийские обычаи были доминирующими на протяжении большей части истории Древнего Ирана. В зороастризме есть семь наиболее важных зороастрийских праздников.
У иранских и тюркских народов это праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю, праздник весеннего равноденствия. Он символизирует завершение одного годового цикла и рождение нового. Известный ученый, кандидат исторических наук Арнабай Нуржанов называет Наурыз универсальным народным праздником. Весенний праздник — символ обновления, рождения новой жизни, новых возможностей.
Он посвящен плодородию, торжеству любви и дружбы. Наурыз — напоминание, что в старом году останется все плохое и неприятное, а весной возродится все светлое и радостное. Был объявлен Международный день Навруз 21 марта.
В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Навруз это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт син». Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты сипанд, яблоко себ, черные косточки сиахдане, дикая маслина санджид, уксус сирке, чеснок сир и проросшее зерно сабзи. Возможен другой набор 7 предметов, например, в Иране в него входят секке монета; серке уксус; сир чеснок; сумах специя; саману у других народов сумалак блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед ягода лоха; сабзе зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Навруз 2023: традиции и ритуалы Магические 7 предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае. Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману. Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халиса мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле у некоторых народов на воде с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами. Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам. После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами. Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями.
Наурыз - что это за праздник, когда и где отмечается, история и обычаи
Национальный праздник Навруз в Узбекистане, 1990 год. Праздник Наурыз – один из древнейших восточных праздников, который в Казахстане, как и во многих других странах, отмечают 21 марта. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны — "Наурыз мейрамы". Праздник Наурыз - один из самых древних праздников в мире, отмечаемый еще 5 тысяч лет назад. Новруз – древний народный праздник, символизирующий наступление весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю, иранские и тюркские народы. В разных местах праздник называют Навруз, Новруз, Наурыз.
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника
На сегодня праздник Наурыз утратил свои прежние особенности и сформировался среди народа только как традиция. Праздник Наурыз - один из самых древних праздников в мире, отмечаемый еще 5 тысяч лет назад. В эру Золотой Орды Наурыз, как и сегодня, обладал статусом государственного праздника. С 2010 года Наурыз был объявлен национальным праздником в Грузии. В Казахстане официально Наурыз как государственный праздник стали отмечать с 1999 года. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии.
Общие традиции за единым дастарханом: в ВКО празднуют Наурыз мейрамы
В Сирии праздник запрещен на законодательном уровне. Навруз — 2023: традиции праздника В тех странах и регионах, для которых праздник является повсеместным, торжественные мероприятия проходят масштабно. С поздравлениями к народу обращаются политики и общественные деятели, и практически каждая семья накрывает праздничный стол. Резкие перепады температуры могут негативно сказаться на здоровье, предупреждают медики Традиционными для Навруза угощениями являются сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава и шекербура. На стол, как правило, подают много бобовых, а также ячменные и пшеничные лепешки.
Впервые слово "навруз" появляется в персидских источниках второго века нашей эры, но в устной традиции он был известен намного раньше. На Ближнем Востоке этот день был важным испокон веков. Проросшая пшеница. Фото: Pexels Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому Новому году начинают готовиться за несколько недель. К празднику нужно успеть вернуть все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове. По традиции, праздничный стол состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы "С" персидского алфавита.
Название праздника Навруз в переводе с фарси означает «новый день», и это соответствует смыслу праздника — начало Нового года по древнеиранскому календарю. Так или иначе, традиция празднования Наурыза распространилась среди многих тюркских народов, в первую очередь, в Средней Азии, исторически связанной с Персией. Распространение ислама не помешало сохранить эту традицию ни персам, ни тюркским народам, что говорит о широкой популярности и большой значимости праздника. Правда, были времена, когда праздник Наурыз был запрещен в Казахстане советской властью, как «пережиток прошлого». Поэтому Наурыз не праздновался всенародно с 1926 по 1988 годы.
Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения. Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека. Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы. Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости.