Фильмы Леонида Гайдая непросто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Фото: РИА Новости/ Галина Кмит. Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. 30 числа 1923 года в городе с поэтичным названием - Свободный (Амурская область).
Читайте также
- Фильмография
- Гайдай Леонид Иович
- Курсы валюты:
- фильмография
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция»
30 числа 1923 года в городе с поэтичным названием - Свободный (Амурская область). Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Комедии Л – Самые лучшие и интересные новости по теме: Artist, Леонид Гайдай, актер на развлекательном портале Фильм сделал известными на весь СССР как самого Гайдая, так и непутёвую троицу антигероев (Трус, Балбес и Бывалый). Почему Леонид Гайдай был в черном списке советских режиссеров и едва не лишился работы навсегда.
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
Николай Романов и режиссер Леонид Гайдай репетируют сцену разоблачения Шефа. Смотреть бесплатно видео пользователя Владимир Мошаров в социальной сети Мой Мир. Леонид Гайдай фильмы с его участием смотреть онлайн в хорошем качестве HD.
«Ляна» (1955)
- Читайте также:
- Детство и молодость
- Жизнь Гайдая была не комедией — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области
- Жизнь Гайдая была не комедией — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области
- Испытание войной
К 100-летнему юбилею Леонида Гайдая в «Доме кино» бесплатно покажут его фильмы
Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). Киномаэстро Леонид Гайдай снял 18 художественных фильмов, десяток из которых стали классикой мирового комедийного кино. Леонид Гайдай — советский и российский режиссер, сценарист и актер, народный артист СССР (1989), муж Нины Гребешковой. "За спичками", после которого он постепенно стал скатываться в УГ.
Фильмы Леонида Гайдая входят в «золотой фонд» советского кино!
Ровно 100 лет назад, 30 января 1923 года, родился Леонид Гайдай — один из главных советских комедиографов, автор «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы» и «Операции „Ы“». Станислав Ф. Ростоцкий рассказывает, почему легкомысленные на первый взгляд фильмы. Фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» вышел в прокат в июне 1969 года, став всенародно любимым. Леонид Гайдай (Leonid Gayday). Леонид Гайдай. Легенды мирового кино. Леонид ГАЙДАЙ Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года.
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились. Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился — подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" 1947 Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна". Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая — драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм. Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Однако Гайдай перестарался.
Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут. Гайдай с досады поехал на минеральные воды. Перед отъездом он заявил друзьям: "За комедию больше не возьмусь! Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии. В расстроенных чувствах Леонид Иович на несколько месяцев поехал к родителям в Иркутск. Здесь в одной из газет он натолкнулся на русскоязычный перевод фельетона известного украинского юмориста Степана Олейника "Двух Микол Гаврила вёл" и загорелся идеей его экранизировать — о своём зароке не снимать больше кинокомедии он благополучно забыл. Гайдай сам написал сценарий, придумал главным героям клички Трус, Балбес и Бывалый, которые потом навсегда прилипли к Георгию Вицину, Юрию Никулину и Евгению Моргунову.
Любопытно, что первоначально играть этих персонажей предложили помимо Вицина Михаилу Жарову и Сергею Филиппову. Они оба отказались, и только после нескольких проб был утверждён окончательный известный нам состав. Сняли фильм очень быстро в подмосковном посёлке Снегири. Ещё один исполнитель главной роли, пёс Брех, постоянно задерживал съёмки: то "динамит" уронит, то в лес убежит. Моргунов его за это невзлюбил, пёс отвечал ему взаимностью, часто на него лаял, а один раз даже вцепился в ногу. Фильм получился короткометражным, всего 10 минут, но невероятно смешным. Впервые его показали на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году.
Её номинировали на приз Каннского кинофестиваля, на кинофестивале в Сан-Франциско он занял первое место — к Гайдаю пришла известность. Через несколько лет Юрию Никулину, когда его цирк был на гастролях в одной скандинавской стране, наш посол рассказал, что у него в ящике стола постоянно лежит кассета с фильмом "Пёс Барбос и необычный кросс". Перед приёмом иностранной делегации он обязательно показывает ей этот фильм, все смеются, а после подписывают любые бумаги. Дальше Гайдай решил не испытывать судьбу, и разрабатывать нащупанную "жилу". Он снял продолжение приключений аляповатой незаконопослушной троицы, оно называлось "Самогонщики". Этот фильм длился уже 20 минут, кроме того, он был со звуком — троица пела в нём известную песню про самогон. Часть материала, который использовался при монтаже, была снята при съёмках "Пса Барбоса".
Фильм также пользовался огромным успехом, в том числе и за рубежом: права на его показ приобрели около семидесяти государств, "Пса Барбоса" — около ста. Поверив в свои силы, Гайдай решил снова замахнуться на полный метр. Но, так как у него пока что лучше получались малые кинематографические формы, он решил составить его из трёх новелл — экранизаций рассказов О. Название он получил по наименованию сборника рассказов американского писателя "Деловые люди". Идея экранизации появилась после просмотра в кинотеатре американского вестерна "Великолепная семёрка". Картину снимали в Крыму, причём часть актёров — Вицин, Никулин, Плятт — уже играла в предыдущих картинах режиссёра. Премьера состоялась в мае 1963 года, лента показала крепкий средний результат, собрав 23,1 млн.
После этого успеха, Гайдай решил снова снять фильм, составленный из новелл, но теперь про современность. Ему попался готовый сценарий "Несерьёзные истории" Якова Костюковского и Мориса Слободского, состоявший из двух новелл о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова. Леонид Иович вместе с авторами дописал его, добавил ещё одну новеллу, в которой главный герой сталкивается с его любимой троицей из "Пса Барбоса" и "Самогонщиков".
Фильм стал одним из самых сильных провалов в истории российского кино. При бюджете 3,5 млн долл. По рейтингу сайта КиноПоиск фильм набрал 1,1 балл из 10 возможных и входит в число худших фильмов за всю историю. По сюжету, в небольшом бревенчатом домике в лесу 3 друзей — Трус, Балбес и Бывалый — гонят на продажу самогон. Дело идёт хорошо. Поработав, друзья пробуют спиртосодержащий продукт и, решив пошутить, кидают псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный пес опрокидывает бутылки и ёмкости с зельем, вынимает змеевик из самогонного аппарата, и бежит с ним в пасти из домика в лес. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают. Согласно сюжету, во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надёжнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тёщи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга стоимостью 150 тыс.
Поэтому и фильмы шли максимально широко - в кругу рекордсменов проката картины Гайдая занимают почетные места. Впереди всех "Бриллиантовая рука", где в дополнение к смешным физическим действиям добавилась хорошая доза иронии. Без иронии такой интеллектуальный актер, как Андрей Миронов, играть не мог, и любимец интеллигенции привлек к этому кино новую публику. Специально для него были написаны и музыкальные номера - фильм стал еще и немного мюзиклом. Фраза Мордюковой "Наши люди в булочную на такси не ездят! От фильма к фильму Гайдай разведывал тайны самого трудного в искусстве жанра - комедии. Самого неподдающегося и коварного: на съемочной площадке режиссер с оператором хохочут, а в зале потом - тишина. После успеха "Бриллиантовой руки" он впервые взялся за большую литературу, снял "12 стульев" по Ильфу и Петрову, "Иван Васильевич меняет профессию" по Булгакову. Первый снял по проверенным рецептам "комической", с эксцентриадой и гэгами, но сюжет лишился игры ума великих сатириков, стал простодушнее - и тем картина уступила и "Золотому теленку" Швейцера и "12 стульям" Захарова. Он не стремился щеголять высоколобостью - делал кино демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста Но Гайдай, вероятно, уже чувствовал исчерпанность прежнего пути и стал искать новые подходы к жанру. Последовали "Не может быть! Тогда он построил комедию "Опасно для жизни! Комедия-детектив "Операция "Кооперация" застряла между жанрами, аннигилировав оба. Фильм "За спичками", снятый в компании с финским коллегой Ристо Орко, был очень мил, но Гайдай там явно стушевался перед не органичным ему материалом.
Это было единственное творение режиссёра, подвергшееся столь существенной цензуре. Диктатура режиссёра Леонид Гайдай на съёмочной площадке. Леонида Гайдая считали человеком, который по жизни идёт с лёгкостью и на ходу жонглирует шутками. Конечно, у него было довольно своеобразное чувство юмора, он мог и анекдот рассказать, и весёлую историю, но в быту он оставался серьёзным и даже занудным. На площадке он актёрам запрещал даже смеяться над сценарными шутками, считая, что тем самым они растрачивают свои эмоции понапрасну. Гонорар растранжирил Леонид Гайдай. После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай получил в качестве гонорара целых 600 рублей, и это было самое настоящее богатство. И он его попросту бездарно потратил: приехал в родной Иркутск и прогулял его с друзьями, не скупясь и всех угощая. К слову, режиссёр вообще не умел экономить. Когда снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр категорически отказался от работы с бутафорскими продуктами для сцены банкета. Осетры, красная и чёрная икра — всё было настоящим и купленным за личные деньги Гайдая. Сцену сняли, а после вдруг обнаружили в кадре бутылку «Боржоми». Пришлось всё переснимать заново и закупать снова дорогущий «реквизит». Звезда по имени Гайдай Леонид Гайдай. Мало кто знает, что имя режиссёра носит астероид с номером 8451. Его открыл астроном Николай Степанович Черных 11 сентября 1977 года в Крымской обсерватории. А вот имя своё в честь великого режиссёра астероид получил уже в 2000 году.
Чем известен Леонид Гайдай и как он связан с Сибирью
- Леониду Гайдаю 100 лет: кто из свердловских актеров снялся в его фильмах - Новости
- 97 лет со дня рождения Леонида Гайдая: лучшие 7 фильмов классика советского кино!
- Испытание войной
- Король комедии: Леониду Гайдаю — 100 лет
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
На это потребовалось пять операций. Уже идя на поправку, сержант создал в госпитале самодеятельную группу, развлекая раненых. На фронт он больше не вернулся — врачебная комиссия признала его негодным к строевой службе. Пришлось возвращаться в Иркутск, куда он прибыл на костылях и в разномастной обуви, так как на больную ногу не налезало ничего, кроме большого валенка. Гайдай остался инвалидом второй группы.
Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно. С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком.
К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь. Тем не менее мне кажется, что всё своё веселье и чувство юмора он вложил в то, что делал, — в фильмы. Когда Гайдай уже стал известным режиссёром, его спрашивали, почему он снимает комедии, и ответ был примерно такой: «Может быть, мне и хотелось бы сделать какое-то глубокое кино, но как можно отказаться от комедии, если люди вокруг так тяжело живут». В 2012 году у нас открыли памятник, посвящённый самому режиссёру и персонажам, которых он придумал здесь, — Трусу, Балбесу и Бывалому. Иркутский памятник Леониду Гайдаю… …и его персонажам Трусу, Балбесу и Бывалому Фото: Оксана Цепилова Чего пока не удалось добиться, так это открытия полноценного музея. Хочется, чтобы он расположился в маленьком домике семьи Гайдаев, но договориться об этом с родственниками Леонида Иовича пока не получается.
Поэтому иркутский режиссёр и продюсер Юрий Яшников и его команда в том же 2012 году придумали «ГайдайЦентр», который стал не только всячески прославлять режиссёра, но и развивать индустрию кино в Сибири — проводить фестивали, обучать молодых специалистов, снимать свои фильмы. В 2021 году презентовали онлайн-музей , где можно сыграть в квиз по биографии режиссёра и посмотреть «Гайдай-сериал».
Ради того, чтобы этот материал победить, Гайдай даже снял совершенно «не своего» актера в главной роли — Евгения Леонова , слишком лиричного для вселенной гротеска и эксцентрики. Частный детектив, или операция «Кооперация» Рейтинг: 6.
Вместе они сняли остросовременную дилогию, завершающую карьеру режиссера. Первый фильм серии «Частный детектив» — попытка вернуться к успешному формату «Бриллиантовой руки» , пародия на остросюжетное кино.
После великой Победы получил образование сначала в театральной студии при Иркутском областном драматическом театре, а затем во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. Герасимова, мастерская Григория Васильевича Александрова. Первый свой фильм «Долгий путь» поставил в 1956 году, по мотивам сибирских рассказов В. Второй фильм стал кинокомедией, и в этом жанре Гайдай достиг вершины своего творчества. Каждая его комедия является настоящим шедевром, полным искрометного юмора, и в то же время имеющим социальное звучание.
В 1961 году снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений. В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев». Гайдай признан классиком комедийного жанра.
Почему фильмы Леонида Гайдая смотрят до сих пор и как он повлиял на кинематограф
Он был очень наблюдателен, — начинает рассказ о Гайдае внучка друзей родителей режиссера Вера Паншина. Папа вспоминал, что в Москве он видел Леонида Иововича озабоченным, спешащим и даже раздраженным, а в Иркутске — никогда». Сын каторжанина В столицу Приангарья украинец-каторжанин Иов Исидорович с семьей переехал уже после рождения младшего сына Леонида. Брата он очень уважал и часто подражал ему, в детстве это доходило до абсурда: однажды стихотворение Александра, будущего известного журналиста, напечатали в местной газете, маленький Леонид дословно его переписал и отправил в детский журнал «Сибирячок», где его с удовольствием опубликовали под именем Лени Гайдая. Гордый младший брат сам и принес выпуск старшему, чтобы похвастаться, не понимая комичности ситуации», — со смехом рассказывает иркутский биограф и большой поклонник режиссера Илья Семенов. Нередко будущий режиссер смешил окружающих вполне сознательно. К примеру, когда добирался до своей школы на одном коньке. Что он и делал, предварительно оседлав свой единственный оставшийся из пары конек. Этот нелепый «прокат» сопровождал оглушительный хохот одноклассников Леонида Иововича, — добавляет Семенов.
Тут же неподалеку находился клуб, в котором Леонид Иовович впервые попробовал себя в качестве театрального актера. Сначала он нерешительно заглядывал в окна здания, где велись репетиции, потом все-таки переборол себя, зашел. Здание клуба, к сожалению, не сохранилось, зато в памяти его однокашников осталось воспоминание, как режиссер сразу взял в оборот смешного долговязого паренька с оттопыренными ушами, проча ему комическое амплуа на театральной сцене». Актером Гайдай, действительно, стал, отучившись в театральной студии при драмтеатре, а после успешно работал на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Взрывным стало его появление в одной из комедийных постановок в качестве ребенка главной героини, когда Гайдаю пришлось заменить приболевшего подростка из труппы. Когда эта парочка, где «сынок» был в полтора раза выше «мамы», вышла на сцену — зал лежал. Однако эпизод перетянул на себя всё внимание зрителя, за общим сюжетом пьесы никто уже не следил, и режиссер волевым решением вернул роль предыдущему актеру. Леонид Гайдай.
Фото: live4fan. Особенно, когда в первые годы войны вчерашний школьник Гайдай в 1941 году устроился рабочим сцены в драмтеатр встретился с эвакуированным в Иркутск Московским театром сатиры. Общение с ведущими актерами и режиссерами страны, возможность наблюдать за работой труппы не прошли даром: Леонид Иовович знал наизусть все спектакли столичных артистов.
Гайдай давал волю своему шестому чувству, не особенно заботясь о том, как это будет воспринято «Критики потом объяснят! Он совершенно точно не вкладывал в свои фильмы и десятой доли тех скрытых смыслов, которыми они кажутся наполнены сегодня. Как не был, конечно, ни диссидентом, ни антисоветчиком. Социальные неурядицы волновали его ровно в той степени, в какой могли послужить материалом для кинематографического высказывания. Его чувство юмора было абсолютно всеобъемлющим и потому уникальным.
Объектом насмешек оказывались вещи, над которыми не принято смеяться совсем не по причине цензурных препон, — но в них нет и намека на бессмысленное, пустое зубоскальство. Так — и над такими вещами — до Гайдая смеялся, пожалуй, только Бунюэль. Да и в сугубо отечественном контексте под холодную руку попадали не только однозначно нелепые генсековские поцелуи; дорогого стоит хотя бы симоновское «Жди меня», обращенное Якиным-Пуговкиным к очередной фаворитке. И уж совсем «психоделично» по определению Добротворского выглядит фрагмент из «Не может быть! Грохочут… Сапоги! Однако универсум Гайдая киногеничен настолько, что и цитаты уже из самого режиссера обнаруживаются там, где их не может быть по определению. Но то, что роковые комнаты в гостиницах «Атлантик» в «Бриллиантовой руке» 1969 и «Оверлуке» в кубриковском «Сиянии» носят, соответственно, номера 327 и 237, а усеянный якобы мертвыми телами кафельный склеп кооперативного туалета «Комфорт» неотличим от аналогичных декораций первой «Пилы», воспринимается совершенно естественно.
Там миллионы просмотров. Он экранизировал очень много русскоязычных авторов: например, «12 стульев» сняты по книге Ильфа и Петрова, «Иван Васильевич меняет профессию» — по пьесе Булгакова, «Не может быть!
Гайдай решил экранизировать несколько произведений американца О. Генри — мастера короткого рассказа и неожиданных концовок. Так, например, Гайдай предпочел рассказы «Дороги, которые мы выбираем», «Вождь краснокожих» и «Родственные души». Интересно, что ни один из них не вошел в состав сборника Strictly Bussiness, у которого Гайдай позаимствовал название для своего фильма. Источник: кадр из фильма «Деловые люди» реж. Леонид Гайдай, 1962 «Деловые люди» вышли к 100-летию писателя О. Несмотря на не очень понятный для советских людей материал, у Гайдая получилось отлично экранизировать автора. Еще один интересный факт о Гайдае и О. Генри: они оба очень любили кошек.
Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. В «Деловых людях» усатого тоже можно заметить. Это один из примеров тех картин, которые советские режиссеры снимали с иностранными коллегами. Гайдай снял «За спичками» вместе с финном Ристо Орко. По сути, «За спичками» — всё тот же любимый комедийный Гайдай, но в контексте Финляндии. Это история про то, как в доме героя Ихалайнена закончились спички и теперь он не может сварить себе кофе, любимый финнами напиток. Потом Ихалайнен Евгений Леонов встречает старого приятеля, они вспоминают прошлое, выпивают… В общем, в тихой деревне закручивается история, которую сложно представить себе даже в Москве. Леонид Гайдай на съемках фильма «За спичками» Источник: Kinopisk. Но вряд ли вы почувствуете разницу.
Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера! Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие? Она была действительно уникальной.
Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке.
Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно. С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком.
Леонид Гайдай
Кумиром Гайдая в детстве был английский киноактёр Чарли Чаплин, фильмы с участием которого часто показывали в иркутском кинотеатре. Леонид Гайдай всю жизнь был в контрах с Эльдаром Рязановым. В Иркутске на экспозиции, посвященной 100-летию со дня рождения советского кинорежиссера Леонида Гайдая, покажут костюм режиссера.