Новости бажов интересные факты

К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом.

Интересные факты о Бажове

Например, однажды к нему обратился мальчик из села Семинчи и попросил устроить его на учебу в Свердловске и подыскать ему квартиру. Обычно к нему обращались по бытовым вопросам: мать восьмерых детей, один из которых погиб на Великой Отечественной войне, не получила награду, в колхоз нужно провести электричество, шахтерам не выплатили надбавку… А однажды 25-летняя женщина пожаловалась на неверного мужа. Павел Петрович и тут не оставил письмо без внимания. А что он недостойный человек, для меня нет сомнения.

Какой же это мужчина, если он не может решительно выбрать одну из женщин? В лучшем случае размазня, в худшем - прохвост, прикрывающийся любовью к детям. Идти же вам есть куда...

Хоть на запад. Хоть на восток. Меня лично более тянет последний, там все ново, и все требует рук и большой советской работы.

В 1947 году Павел Бажов стал также депутатом Свердловского горсовета.

Сказы Павла Бажова известны своими яркими описаниями, магическими элементами и глубокой связью с уральским ландшафтом и его людьми. Там часто фигурируют сверхъестественные существа, такие как горные духи, говорящие животные и мифические существа, а также исследуются темы жадности, морали и последствий человеческих поступков. Бажов внес большой вклад в сохранение уральского фольклора, собирая и документируя местные легенды и традиции. Стиль произведений Павла Петровича сочетает в себе элементы традиционных народных повествований с его собственными художественными элементами и изысканиями, что придает им оригинальность и индивидуальность. Труды Павла Петровича Бажова сыграли важную роль в популяризации истории и культуры Урала. Одним из псевдонимов Бажова был Колдунков.

Это связано с тем, что с одного из уральских наречий слово «бажить» переводится как колдовать, ворожить, предвещать. Кроме сказов, Павел Бажов также написал несколько серьезных трудов, которые посвящены истории Урала. В некоторых произведениях Павла Петровича есть упоминания реальных людей, к примеру Ленина. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова входит в список ста книг, которые рекомендованы для самостоятельного чтения школьникам Министерством образования и науки России. Всего Бажов за свою жизнь написал примерно полсотни сказов. У Павла Бажова после войны стало сильно ухудшаться зрение, но несмотря на это, он продолжал свою редакторскую работу и написание сказов. В 1940-годах Павел Петрович находился во главе Свердловской писательской организации.

Город Полевской считается родиной сказов Бажова, а на гербе Полевского городского округа изображены цветок и ящерица, которые символизирует образы из нескольких произведений писателя. Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве в возрасте 71 года. Причиной смерти стал рак легких. Павел Бажов похоронен 10 декабря 1950 года на Ивановском кладбище Свердловска.

Весь ужас заключался в том, что рабочего фольклора как такового просто не оказалось, и тогда было принято решение - создать….

Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок. Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии. Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск. Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое. Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены. Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон. В Шайдурихе он проработал недолго. Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием. Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание. Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла. Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки. Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов. Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен. Обстановка на заводах все время балансировала на грани взрыва. Знакомство с различными экономическими и политическими воззрениями готовило почву, а большевики окончательно открыли Бажову глаза на причины этой ожесточенной и безнадежной войны «верхов» с «низами». Все больше и больше Бажов погружается в политику, примыкая к анархистам-народникам, чаще и чаще начинает оказываться «в ненужное время в ненужных местах». Он присутствовал в Сысерти при забастовке, выступал как ходатай по делам рабочих. В 1906 году он впервые пострадал за свою активную гражданскую позицию. Во время митинга 19 октября 1905 года спортивные ребята-черносотенцы напали на митингующих, среди которых были и школьники, в массовые избиения полиция, разумеется, не вмешивалась. В ближайшее воскресенье епископ Владимир по этому поводу произнес проповедь, в которой не только не осуждал пролившейся крови, но, наоборот, всецело поддержал не избиваемых — избивавших. Такая позиция церковноначалия вызвала настоящий шквал возмущения среди интеллигентов, была составлена некая телеграмма в Синод, ее подписали довольно многие, в том числе Бажов. Телеграмма достигла цели: в январе 1906 прибыла комиссия, Синод проводил расследование. Вызовы, допросы… За участие в недозволенном «учительском совете» педагог Бажов и другие «подписанты» были арестованы и две недели просидели в тюрьме. Естественно, его уволили из духовного училища. Но, по счастью, права преподавать его не лишили — и вскоре Бажов отыскал себе новое место. Преподаванию Бажов отдал 18 лет жизни и, по воспоминаниям своих питомцев, был в числе любимейших учителей. Особенно обожали остроумного и притом деликатного педагога девочки — воспитанницы епархиального училища, сами будущие учительницы. По воспоминаниям одной из его учениц: «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент — красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся — в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый». Павел Бажов Со своей будущей женой он познакомился, когда она была еще ученицей епархиального училища. Бажов сделал ей предложение практически сразу же после выпускного бала. Валентина ответила согласием. В 1911 году «преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Свидетелем со стороны жениха был его коллега, учитель. После венчания молодые отправились в Крым. Этот брак продлился почти 40 лет — разлучила их только смерть. Вообще чета Бажовых, по воспоминаниям всех окружающих, — и своих, близких, и посторонних, — была на удивление гармонична, даже несколько неправдоподобно гармонична для этого мира. Судьба Бажовых не баловала, им выпало пережить множество по-настоящему страшных вещей — и вместе, и поврозь, — но все равно они были неразлучны. Вот так — с самого начала и на всю жизнь. По воспоминаниям дочери, Ариадны Павловны, на Бажова неоднократно засматривались дамы, но он никогда и в мыслях не мог допустить, что рядом с ним может оказаться кто-то, кроме его Валяночки. И сама Валентина Александровна, овдовев, так и осталась женой единого супруга. Интересно, что такую же возвышенную, чистую любовь к своей жене питал еще один уроженец здешних мест, сказочник и педагог Александр Мелентьевич Волков русский автор «Изумрудного города». Может быть, такие взаимоотношения и не были настолько редкими в это время, просто сейчас воспринимаются как нечто исключительное. Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище. Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть. Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется. В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь. В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище. Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот. К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем. В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся. Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров. В РКП б вступил только в 1918 году. В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным. Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством. Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда. В качестве редактора боевого листка Бажов собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Дочь его Ариадна вспоминала, что не могла бы представить своего сугубо мирного отца в бою, но сам Павел Петрович, хоть и не любил рассказывать родным о боевом опыте, его не отрицал. И еще — он всегда был хорошим стрелком. Обрабатывая информацию, редактор составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте, в том же вагоне доставляли на фронт почту. В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь, попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный. Редактор получил приказ — уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит, либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях». Из тюрьмы он сумел выбраться через пять дней, его спасло лишь то, что он был в гражданской одежде — и никто его не знал. Свирепость обеих сторон стоила друг друга. Жертв со стороны красных было не меньше — как и жестокости. В том же году среди тысяч и тысяч прочих жертв террора был казнен священник Петр Семенович Смородцев — красноармейцы увели его «на общественные работы», когда труп был обнаружен, его признали только по подряснику: голова Смородцева была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Отец Петр был родным братом Николая Семеновича Смородцева, когда-то сыгравшего такую важную роль в жизни большевика Павла Бажова. Чудом он сумел преодолеть почти 500 км, идя через Уткинский Завод к Екатеринбургу, а оттуда — дойти до Камышлова. Когда он наконец добрался до города, то встреча его с Валянушкой оказалась горькой. Бажов отыскал Валентину Александровну в холодном бараке, у нее была скарлатина. Новорожденный Константин умер почти сразу, его похоронили рядом с бабушкой. Племянника Бажова зарубили, часть близких родственников — сестру, тетку, зятя — арестовали: в городе все знали, что Бажов был красным. Детей успела взять к себе вторая сестра, они уцелели. Оставаться в Камышлове было опасно не только для самого Бажова, само его присутствие стало бы смертным приговором для всех, с кем бы его захватили. Здесь из тюрьмы он бы не вышел. И хотя его, гладко выбритого, без обычной кустистой бороды и в синих «старорежимных» очках узнать было бы трудно, все же с отъездом затягивать не стоило. Выправили документы, и ошибка писаря стала для него бесценной: вместо «Бажев» тот написал «Бахеев», и это было удачей. Ему опять повезло: Павел Бахеев получил место учителя в селе Бергуль Каннского уезда сейчас — Новосибирская область , где и в самом деле учил детей, получив для этой цели бумагу, карандаши и какой-то примитивнейший раздаточный материал. Учил — и при этом устанавливал связь с партизанами. После чего продолжил конспиративную жизнь в качестве организатора подполья и связного. Под видом страхового агента он, немолодой, невысокий, с густой пышной бородой, разъезжал по Алтаю и Сибири, устанавливая связь с партизанскими отрядами, координируя их действия. Наконец удалось связаться с семьей и послать им хоть какую-то весточку. Валентина Александровна, взяв детей, покинула Камышлов и отправилась к нему в Усть-Каменск Семипалатинской губернии.

Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове

Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. Представляем интересные факты о Бажове. 1. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки.

Бажов Павел Петрович

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Пермской губернии в обычной крестьянской семье. Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж.

Бажов интересно

Давайте более подробно рассмотрим самые интересные факты из жизни Бажова. Писатель стал автором нового жанра — «советского литературного сказа». В период Гражданской войны 1917-1922 он состоял в отряде так называемых «Красных орлов», преследовавших религиозных деятелей и всех тех, кто верил в Бога. Нередко Бажов печатал свои произведения под именем «Колдунков», поскольку так его называли в детстве другие ребята. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос. В некоторых своих сказках писатель упоминал Владимира Ленина.

В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. В Москве есть улица Бажова, а рядом с ней находится улица Малахитовая, получившая своё название в честь его произведения «Малахитовая шукатулка». По Волге курсирует теплоход под названием «Павел Бажов». В 1999 году была учреждена особая литературная премия имени Бажова.

Мало кто знает, что им были написаны книги о революции и промышленности. Он прожил долгую активную жизнь, полную испытаний, побед и разочарований. Представляем интересные факты о Бажове. Детство и юность Оглавление Друзья дали Паше прозвище Колдунков, потому что фамилия Бажов образована от местного уральского простонародного слова «бажить», что значит «колдовать». В память об этом, Павел Петрович в более зрелые годы взял себе один из литературных имён «Колдунков Егорша».

В школе он отличался от других учеников своими способностями. Однажды выучил наизусть весь сборник стихов А. После школы Бажов обучался в духовном училище, а затем в духовной семинарии, которую закончил в числе трёх лучших учеников. На лето из Екатеринбурга Павел приезжал домой к родителям. Вместе с друзьями по вечерам они слушали рассказы сторожа Василия Хмелинина. Это так увлекло Бажова, что потом он всю жизнь собирал народные легенды, сказки, предания. Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка».

Во время Гражданской войны Бажов был не только работником фронтовой газеты, но и участвовал в боевых операциях, попал в плен, бежал, работал в подполье на территории, которую контролировали белые. Мне кажется, они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов при встрече пропускаешь с удовольствием, с любопытством, дальше полоса безразличия, а еще дальше думаешь, когда же это кончится... То ли дело коротышка. Ее одолеть легко, а отдача тоже бывает, и неплохая, если коротышка сделана. Из письма Е. Бажова объединяет одна верная и счастливая народная идея. Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно. Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка».

Павел Бажов

Интересные факты. У Бажова были государственные награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орден Ленина, а также Сталинская премия за сборник «Малахитовая шкатулка». Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя.

25 интересных фактов о Павле Бажове

Эти истории похожи на народные — кажется, что Павел Бажов их только записал. Но это не совсем так: он сильно редактировал сказы, услышанные в детстве. Рассказываем историю жизни автора, по историям и внешнему виду которого сложно сказать, что он жил в XX веке и был убежденным большевиком. Сын человека, умевшего «оконфузить на людях» Производство на Сысертском металлургическом заводе началось в 1773 году, а до той поры в окрестностях будущего производства и города были лес и речка Сысерть, у которой казаки добывали железную руду и плавили ее в малых печах. В этих местах, в семье рабочего пудлингово-сварочного цеха Петра Васильевича Бажева, 27 января 1879 года родился будущий писатель.

Потом «е» в его фамилии случайно заменится невнимательным писчиком на «о». Павел Бажов с родителями Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Семья в такие периоды жила на заработок матери, занимавшейся рукоделием «на заказчика», а Павла Петровича под опеку брала бабушка по отцовской линии. От нее он впервые услышал истории о полумифическом Урале.

В семь лет Бажова отдали в «циферную» школу при заводе. Там мальчик познакомился с Пушкиным и впервые почувствовал любовь к стихам. Уважения к поэту прибавилось, когда на одном из уроков рассказали: Пушкина убили по политическим мотивам, а дуэль была заговором. Подлость дворян даже по отношению друг к другу поразила маленького Павла и показала ему, что буржуа, владелец завода, едва ли может быть честным человеком.

Бажов был прилежным учеником с отличной памятью: однажды он прочел учителю сборник стихов Некрасова наизусть Педагог поразился и поспешил рассказать о сысертском вундеркинде своему екатеринбургскому приятелю — ветеринару и краеведу Николаю Смородинцеву. Тот решил принять участие в судьбе мальчика. Родители Павла Бажова не могли придумать, где их сын сможет продолжить образование, потому что на гимназию денег не хватало. Смородинцев посоветовал им Екатеринбургское духовное училище, где образование было качественное и сравнительно недорогое.

И добавил: в Екатеринбурге мальчик может жить у него. Потом Бажов будет называть Смородинцева своим «первым революционным учителем». Рассказы деда Слышко Екатеринбургское духовное училище Бажов окончил с отличием и в 1893 году продолжил обучение в Пермской духовной семинарии. На лето он приезжал в родные места.

В 1892—1895 годах Павел Петрович часто бывал в Полевском — небольшом заводском городке недалеко от Сысерти. Там жил Василий Алексеевич Хмелинин, который приходился Бажову троюродным дедом. В округе он имел славу отличного рассказчика и знатока местного фольклора. Иногда Хмелинина звали «дедом Слышко» — потому что все свои истории он начинал с присказки «слышь-ко».

События большинства сказов деда Слышко разворачивались вблизи Полевского — у Гумешевского медного рудника и горы Азов. Свои истории разным людям Слышко рассказывал по-разному: развлекая заводских хозяев, он делал Хозяйку медной горы не слишком симпатичной фигурой. И наоборот: мальчишки, узнав о Хозяйке от Василия Алексеевича, мечтали когда-нибудь ее повстречать. Истории были яркими — Павел Петрович Бажов запомнил их на всю жизнь.

Товарищ педагог Учась в Пермской духовной семинарии, Павел Петрович познакомился с трудами марксистов и анархистов. У семинаристов было небольшое собрание запрещенных книг, где среди сочинений народников были и марксистские тексты. Павел Бажов как человек ответственный был поставлен заведующим библиотекой — на этой должности он провел три года и успел прочитать работы Прудона, Чернышевского, Кропоткина, Маркса и Энгельса. Павел Бажов во время учебы в Пермской духовной семинарии В 1899 году Бажов окончил семинарию третьим по сумме баллов.

Его отец к тому времени уже умер, так что деньги на учебу приходилось зарабатывать самостоятельно: Павел Петрович репетиторствовал, подрабатывал в местной газете и разгружал вагоны. К тому же на нем одном оставалась больная, почти слепая мать. Словом, денег Бажову не хватало, и поэтому он не смог поступить в Томский университет: в семинарии его считали «неблагонадежным» из-за периодических просрочек оплаты обучения. Идти в Киевскую духовную академию за государственный счет — то есть обязательно принимать сан — Бажов не хотел.

Не имея иного выбора, он отправился преподавать, через несколько месяцев после начала педагогической карьеры попал в родное Екатеринбургское духовное училище и вступил в учительский профсоюз. Здание Епархиального училища. Александровский проспект, 83 В 1906 году Павел Петрович начал преподавать алгебру, русский и церковнославянский в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева.

Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева.

И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно. Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество.

Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило.

И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова.

В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения.

Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось.

Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце.

Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации.

В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью.

Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось.

Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят.

Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров.

Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т.

Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым.

Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения.

Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности.

По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем.

Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован.

Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий».

Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М.

Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя.

Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было.

Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией.

Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу.

Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе.

И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М.

Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора?

Она датирована 1930-ми годами. Считается, что именно ей он писал все тексты до конца жизни. Деревянная конторка Конторка еще ее принято называть бюро или секретер — прим. Почему же она располагается в коридоре, а не в рабочем кабинете? Во-первых, сказы он считал своим увлечением и выносил процесс их написания за пределы работы и рабочего кабинета, соответственно. Во-вторых, он создавал их, как мы уже говорили, за пределами работы и в основном, в ночное время, что могло помешать отдыху супруги.

И, наконец, в-третьих, — он писал стоя, а для вдохновения — ходил по коридору. Как позже вспоминала младшая дочь писателя, когда за окном темнело, был виден свет небольшой лампы, Павел Петрович прогуливался по коридору и курил трубку. В доме далеко за полночь чувствовался запах табака. Пишущая машинка Известно, что автору уральских сказов всегда больше нравилось писать «от руки». Но в начале 1940-х годов, когда у Бажова начало садиться зрение, его друзья и коллеги-литераторы прислали подарок — трофейную пишущую машинку. По какой-то причине механики, которые меняли шрифт с латинского на русский, забыли про букву «M», об этом автор упоминал в письмах: «При такой машинке приучишься обходиться вовсе без буквы "M"» Позже редакторы уральского издательства подсуетились и при помощи младшей дочери писателя все-таки исправили эту техническую ошибку.

Вместе с ними ушли и обозначавшие их слова. Да, чтение сказов сегодня требует филологического и культурологического комментария, но оно того стоит. И, к счастью, для этого есть «Бажовская энциклопедия». Мы ведь не стесняемся заглянуть в словарь, если не понимаем какое-то иностранное слово, которое пришло к нам вместе с новыми реалиями с Запада. Точно так же полезно заглянуть в диалектные словари, узнать, как раньше говорили люди на той земле, где ты живешь. А слова-то у Бажова какие вкусные, образные! Современная лексика точная, логичная, но часто скучная, обезжиренная. Павел Петрович и есть тот самый народ, который не только сочинил, но и записал свои сказы, памятуя о легендах и преданиях, услышанных в детстве и юности от жителей Полевского, Сысерти, других горнозаводских поселков. Фольклорный в истоках материал Бажов в лучших своих сказах поднял на уровень художественного совершенства, подобно тому, как Данила-мастер превращал самоцветные камни в произведения искусства. И теперь мы имеем возможность убедиться, что искусство возникает из недр самой жизни — в прямом и переносном смысле. После того, как с самой высокой трибуны прозвучали директивные слова о Маяковском, что он «был и остается крупнейшим поэтом советской эпохи», его наследие, по выражению Пастернака, стали вводить насильно, как картофель при Екатерине II. И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью. Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году. А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу. А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых. Когда писателя провожали в последний путь, весь проспект Ленина был полон людьми, как не на всякой демонстрации. И это тоже было свидетельством народного признания.

Биография Бажова

Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж. Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Павел Бажов в молодости, фото 1911 г.

10 фактов из биографии. П. П. Бажов

Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Георгий Алексеевич, Бажов – писатель для детей или для взрослых? Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Вот несколько.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий