Главная» Новости» Юлий осипович мартов революционеры россии. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.
Первая эмиграция (1901–1905)
- В.И. Ленин и Ю.О. Мартов
- Мартов, Юлий Осипович — Коммунистическая Энциклопедия
- Биография — Юлий Мартов
- Telegram: Contact @archivesru
- Критика Сталина и восстание против ленинизма: как меньшевики не смогли взять власть в России
- Мартовский код
Мартов Юлий Осипович
После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.... В 1920 г Ленин видимо пожалел Мартова и отпустил его зарубеж...
С началом русско-турецкой войны семья Цедербаум покидает Константинополь, проживать в котором становилось небезопасно с каждым днем. Переехав в 1877 г. Интересный факт из жизни Юлия Цедербаума В детстве Юлий Осипович по вине гувернантки, которая его уронила, получил тяжелый перелом ноги. Следствием этого стала хромота на всю жизнь, из-за неправильно сросшейся кости. Однако это никак не помешало Цедербауму добиться высокого положения в обществе, стать одним из лидеров освободительного революционного движения, а также совместно с Лениным создать РСДРП. Начало освободительного движения, первый срок и знакомство с В.
Ульяновым Свою революционную деятельность Цедербаум начал еще будучи студентом Петербургского университета. Свой первый срок с последующей ссылкой Юлий получил в 1892 г. Начало 1895 г. Однако первые начинания не увенчались успехом, и все участники организации оказались арестованными полицией.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета, Ленинградской областной филармонии, заведующим редакционно-издательским отделом Ленинградского областного управления культуры, преподавал в Ленинградском государственном институте культуры и Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории. Автор многочисленных пьес, кино-и телесценариев, либретто для опер и оперетт, произведений для детей, песен для театральных постановок и кинофильмов. Цена: 500 руб. В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб. Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов.
К революционному движению Юлий Цедербаум присоединился на первом курсе Петербургского университета, за что в 1892 году был арестован и после полутора лет в тюрьме выслан в Вильно под надзор полиции. Студент Цедербаум Студент Цедербаум 4. В 1895 году вместе со своим другом Владимиром Ульяновым и другими революционерами Цедербаум участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В том же году организация была разгромлена полицией, Цедербаум и Ульянов отправились в тюрьму, а затем в ссылку. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В центре - Владимир Ульянов, рядом с ним Юлий Цедербаум 5. В 1901 году Цедербаум берет себе псевдоним Мартов. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Мартов не поддержал вхождение во Временное правительство социал-демократов, поскольку это, согласно его взглядам, могло стать помехой в зарождающихся солдатских и рабочих массах «политической самодеятельности» и самосознания, которые необходимы для социалистических преобразований, которые образуются впоследствии. При этом, он все также продолжал критиковать большевицкую стратегию за то, что в ней они стремились привлечь в революционное движение солдатско-крестьянские массы, которые являются чуждыми для социализма и интересов рабочего класса. Замечание 2 В этот период Ю. Мартовым возглавлялась фракция так называемых меньшевиков-интернационалистов, которые выступали с критикой «революционной обороны», за демократический мир и международную солидарность рабочих всех стран. Мартов был избран в качестве делегата первого, второго, третьего и четвертого съезда Советов. В своих выступлениях на съездах он резко осуждал наступления на фронте и требовал, чтобы был организован созыв международной конференции социалистов с целью прекращения военных действий. Октябрьская социалистическая революция трактовалась им в качестве ошибочного действия со стороны большевиков, он также призывал солдат и рабочих к отказу от вооруженного захвата власти.
Согласно его позиции, спасение революции в те времена было возможным только в ситуации заключения мира, а также проведения значимых социальных реформ. На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания. Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство. В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства.
В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала. Он умер от туберкулеза и был захоронен в Берлине. Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ. Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма.
Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова. После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса. Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии. Оказалось, что Потресов во время заграничного путешествия познакомился с «отцом русского марксизма». Плеханов тяготился своей оторванностью от родины и хотел наладить практическую работу в России, чтобы его теоретические разработки могли реализоваться, претвориться в жизнь. За границей он налаживал контакты с представителями международного рабочего движения. В ноябре 1895 года Мартов и Ленин стали соратниками и создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация объединяла наиболее прогрессивные силы и занималась распространением нелегальной литературы, политическим просвещением рабочих и борьбой с идеологическими противниками. В декабре Ленина арестовали. Спустя месяц под стражей оказался Мартов. По приговору суда Мартову назначили трехлетнюю ссылку в сибирском селе Туруханск. Ленина ожидала та же участь, но ссылку назначили в Шушенском. Перед отбытием зимой 1897 года друзья сфотографировались на память с другими участниками петербургского «Союза борьбы за освобождение…». Этот снимок стал хрестоматийным. После окончания ссылки Мартов и Ленин эмигрировали в Европу. В 1900 году в Мюнхене они стали выпускать газету «Искра» для последующего распространения в России через агентурную сеть подпольщиков. Раскол Издание «Искры» было успешным предприятием.
Ванесса ван Несс Ученик 146 , закрыт 10 лет назад gafar seidov Просветленный 31754 10 лет назад Мартов Цедербаум Юлий Осипович 1873-1923 Главный меньшевик... Он так и не обзавелся собственной семьей. Известно, он собирался жениться на француженке и социалистке Поли Гордон.
Ванесса ван Несс Ученик 146 , закрыт 10 лет назад gafar seidov Просветленный 31754 10 лет назад Мартов Цедербаум Юлий Осипович 1873-1923 Главный меньшевик... Он так и не обзавелся собственной семьей. Известно, он собирался жениться на француженке и социалистке Поли Гордон.
Содержание
- Мартовский код
- 10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина | Год в истории | Дзен
- Мартов, Юлий Осипович
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Содержание
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.
Мартов интервью
Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, я в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Главная» Новости» Юлий осипович мартов краткая биография. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, я в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Главная» Новости» Юлий осипович мартов революционеры россии. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Главная» Новости» Мартов рсдрп. Юлий Осипович Мартов, также известный как Юлий Цедербаум, родился 10 ноября 1873 года в Киеве, в семье еврейских торговцев.
Мартов, Юлий Осипович
Она ревностно охраняла свое право на это наследство. Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли.
Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум.
Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались.
В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы.
Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г.
Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г.
Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших.
Как работает сервис Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность Содержание: Преподаватель истории Жизненный путь и начало революционной деятельности Юлия Мартова Мартов — это псевдоним личности по имени Юлий Осипович Цедербаум 1873-1923 гг. Он является профессиональным революционером и одним из основателей социал-демократического движения России. Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. В возрасте восемнадцати лет он был зачислен в Санкт-Петербургский университет на естественный факультет и сразу погрузился в революционные процессы, он занимался организацией групп и кружков для социал-демократов, пропагандировал марксизм и подготавливал формирование марксистских социал-демократических организаций из числа представителей интеллигенции и рабочих. В области формирования перечня правил, а также дисциплины, он занимал позицию, которая являлась полной противоположностью мнений В. Ленина о строго централизированной и единой партии. Юлием Осиповичем возглавлялась фракция меньшевиков на втором съезде РСДРП, а в дальнейшем он стал одним из руководителей движения меньшевизма.
Он критиковал большевиков за склонность к установлению в партии диктаторского режима. После проигрыша революции 1905-1907-х годов он активно пропагандировал легализацию партии, совместно с примирением каждой фракции, участием в выборах в Думе, а также в деятельности Думы. Мартов, являясь истинным революционером и марксистом не отрицал того, что социалистическая революция просто необходима, однако он полагал, что Россия пока не готова к ее проведению, так как народ не созрел. В соответствии с этим, движение работников, а также социал-демократическая партия, на этапе буржуазно-демократической революции, должна была поддерживать национал-демократические и буржуазно-демократические партии, что позволило существенным образом расширить и углубить демократические преобразования в обществе и государстве. Согласно его позиции, все условия для проведения социалистической революции в России будут присутствовать после того, как аналогичные революции будут проведены в странах Америки и Европы. Революционные взгляды и идеи Мартова после событий Первой мировой войны Во время Первой мировой войны, в которой В. Лениным был выдвинут лозунг поражения собственного правительства, а также переход войны империалистов в войну гражданскую. В то же время, Ю. Мартов говорил о том, что война должна закончится в самое ближайшее время, и что должен наступить демократический мир.
В начале Февральской революции 1917 года Ю. Мартов не поддержал вхождение во Временное правительство социал-демократов, поскольку это, согласно его взглядам, могло стать помехой в зарождающихся солдатских и рабочих массах «политической самодеятельности» и самосознания, которые необходимы для социалистических преобразований, которые образуются впоследствии.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета, Ленинградской областной филармонии, заведующим редакционно-издательским отделом Ленинградского областного управления культуры, преподавал в Ленинградском государственном институте культуры и Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории. Автор многочисленных пьес, кино-и телесценариев, либретто для опер и оперетт, произведений для детей, песен для театральных постановок и кинофильмов. Цена: 500 руб. В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб.
Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов.
Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019. Сотрудничество двух авторов из недружественных стран показывает, что поэзия хоть и не начинает, но всегда выигрывает у политики. Цена: 150 руб. Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов. Унаследовав от Маршака своего первого учителя и дружившей с ним Анны Андреевны Ахматовой привязанность к традиционной силлабо-тонической русской поэзии, он, по существу, является предтечей ленинградской школы поэтов, с которой связаны имена Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Виктора Сосноры. Цена: 250 руб.
Березин — физик, сотрудник Физико-технического института им. Иоффе в 1952-1987 гг. Занимал пост ученого секретаря Комиссии ФТИ по международным научным связям.
Библиография
- Они начинали как соратники
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Ю.О. Мартов. Стыдно!
- Мартов, Юлий Осипович — Википедия с видео // WIKI 2
- Читайте также
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Участвовал во многих меньшевист. Отвергал тактику бойкота Гос. В 1906 выслан за границу. Один из идеологов ликвидаторства, но предостерегал против абсолютизации легальной деятельности. Один из авторов и редакторов 5-томника "Обществ, движение в России в нач. На янв. В 1911 сблизился с меньшевиками-партийцами. В 1912 дел. Августовской конф.
Вена , вошёл в Загран. В нач. Выступал за скорейшее окончание войны и демокр. Участник Циммервальдской авг. Юлий Мартов фотография О Февр. Вначале сохранял убеждённость в правоте меньшевист. Исходя из обязательности для успешной соц. Считал, что буржуазия способна сыграть свою роль только при свержении самодержавия, а затем, в ходе переустройства об-ва, возможен её отход от рев-ции.
Когда буржуазия "исчерпает себя", допускал свержение бурж.
Участвовал во многих меньшевист. Отвергал тактику бойкота Гос. В 1906 выслан за границу. Один из идеологов ликвидаторства, но предостерегал против абсолютизации легальной деятельности. Один из авторов и редакторов 5-томника "Обществ, движение в России в нач. На янв. В 1911 сблизился с меньшевиками-партийцами. В 1912 дел.
Августовской конф. Вена , вошёл в Загран. В нач. Выступал за скорейшее окончание войны и демокр. Участник Циммервальдской авг. Юлий Мартов фотография О Февр. Вначале сохранял убеждённость в правоте меньшевист. Исходя из обязательности для успешной соц. Считал, что буржуазия способна сыграть свою роль только при свержении самодержавия, а затем, в ходе переустройства об-ва, возможен её отход от рев-ции.
Когда буржуазия "исчерпает себя", допускал свержение бурж.
Исходя из того, что большевистская диктатура опирается на симпатии народных масс, Мартов полагал, что следует отказаться от действий, которые могут привести к расколу внутри рабочего класса и тем самым сыграть на руку контрреволюции. Так родилась его тактика «соглашения-борьбы» с большевистской властью в рамках советской конституции, не сразу и не без сопротивления принятая потом большинством меньшевиков [8]. Тем не менее Мартов резко осудил расстрел царской семьи и расстрел четырёх великих князей в январе 1919 года [9]. Летом 1919 года был избран действительным членом Социалистической академии , в 1920 году редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия». Поздние годы жизни[ править править код ] В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала.
Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « Социалистический вестник » стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную» [10]. В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом и отсутствием правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.
Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в колумбарии на Герихтштрассе в берлинском районе Веддинг.
Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни.
Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер. Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости». Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126. Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать. В отношениях с молодым Владимиром Ульяновым Юлий Мартов вначале вскользь, а затем более рельефно рассмотрел черты, которые создали в конце концов непреодолимый водораздел между ними. В своих «Записках социал-демократа», которые успели выйти в Берлине при жизни Мартова, автор вспоминал, что в конце века В. Ульянов «оставлял при первом знакомстве несколько иное впечатление, чем то, которое неизменно производил в позднейшую эпоху. В нем еще не было, или по меньшей мере не сквозило, той уверенности в своей силе — не говорю уже в своем историческом призвании, — которая заметно выступала в более зрелый период его жизни. Ему было тогда 25—26 лет… Ульянов еще не пропитался тем презрением и недоверием к людям, которое, сдается мне, больше всего способствовало выработке из него определенного типа вождя». Правда, Мартов тут же замечает, что «элементов личного тщеславия в характере В.
Ульянова я никогда не замечал»127. Свидетельства Мартова о моральной эволюции Ленина весьма интересны. В генетических корнях нравственности этого человека проявляются многие особенности его натуры, наложившие глубокий отпечаток на деятельность созданной им партии. Решительным и беспощадным Ленин стал не сразу. Вернемся еще раз к воспоминаниям Мартова. На одной студенческой вечеринке в Петербурге Ульянов «выступал с речью против народничества, в которой, между прочим, со свойственной ему полемической резкостью, переходящей в грубость, обрушился на В. Речь имела успех. Но когда по окончании ее Ульянов от знакомых узнал, что атакованный им Воронцов находится среди публики, он переконфузился и сбежал с собрания»128. Со временем, с годами Ленин перестанет «конфузиться» и обретет твердость и непреклонность, переходящие в жестокость. Познакомившись с материалами о положении на вязально-текстильной фабрике Мостекстиля, в записке И.
Сталину и И. Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129. Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной. Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами. Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала. Этого не скрывал и Ленин.
В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти. Он не задается мыслью, что будет потом? Ведь партия-орден уже будет создана? Она же не исчезнет никуда? Не в этом ли феномене видна угроза будущему? Нет, Ленин так не думает. Все, кто не согласен с ним, достойны быть лишь с Мартовым. В письме А. Богданову и С.
Гусеву Ленин однозначно утверждает: «Либо мы сплотим действительно железной организацией тех, кто хочет воевать, и этой маленькой, но крепкой партией будем громить рыхлое чудище новоискровских разношерстных элементов…» В примечании добавляет, что тех, «которые абсолютно не способны воевать», он просто «всех отдал Мартову»132. Добавление чрезвычайно красноречивое: кто за «железную» гвардию, готовность «воевать» и «громить» — те в его партию. А не способные к этому — в «рыхлое чудище» Мартова. Ленин презрительно относится к моральным сентенциям Мартова, Плеханова, Аксельрода. В своей полемике, которая, пожалуй, составляет львиную долю всего литературного наследия Ленина, он мимоходом бросает слова, которые отдают осуждающим рефреном, что, мол, Мартов известен «своей моральной чуткостью», вопит о «краже», «шпионстве» и других безнравственных вещах133.
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность
Захаровой, В. Цедербаума, С. Цедербаума, все это использовано при написании этой книги. Я непоколебимо верю, что избежала концлагеря и детского дома только потому, что моя мама Мария Ильинична Крупнова и бабушка Матрона Ивановна Крупнова молились за меня, они были православные, и мама всегда возила с собой икону Божьей Матери Казанской, которой ее благословила в 16 лет ее мама. Эта икона приснилась во сне маме и предсказала о ее смерти. И действительно, все произошло, как было показано и сказано во сне маме. Конец у всех был одинаков — расстрел. После смерти мамы мы жили с бабушкой и с папой. В 1937 году папа был арестован, бабушка пошла к Н. Крупской за помощью.
Та ей сказала, что помочь нашим родным она не сможет, но сделает все, чтобы меня спасти. Бабушка Матрона Ивановна вскоре умерла в 1937 году 26 августа, у нее был скоротечный рак, и меня сразу же взяли под опеку совершенно чужие люди — Варвара Михайловна Щеглова, член общины евангельских христиан-баптистов, и ее мама Мария Алексеевна Щеглова, православная. Они дали мне возможность окончить школу и институт. В институте я училась заочно. Жили мы скудно, так как Варвара Михайловна получала мизерную зарплату. Она была бухгалтером. Ни разу меня не упрекнули куском хлеба, я имела дома только ласку и внимание. Я вообще никогда не почувствовала, что они чужие. Мои родные — сестра дедушки, Евгения Осиповна младшая сестра Л.
Мартова , жила в полном достатке, но взять меня побоялась. Родная сестра моего отца Вера Сергеевна тоже побоялась взять меня. Ну, да ладно, выросла благодаря хорошим людям, милым и прекрасным, вечно благодарна им. После выступления Н. Хрущева добивалась реабилитации родных. Все это продолжалось очень долго, и только после того, как моим делом стала заниматься зам. Космарская, я, наконец, получила реабилитации на всех после 1990 года и узнала правду о их судьбе. Мне дали возможность прочесть дела моих родных в КГБ. Благодарю Л.
Космарскую за человечность. Все дела в КГБ почищены, отредактированы, но даже и в таком виде они страшные. Как правило, это были малокультурные, плохо образованные люди, выдумывавшие жалкие, глупые обвинения. Так, дедушке придумали, что он вел тайную переписку прямо по "Оводу" Войнич. Мне показали расстрельные книги КГБ, я увидела, как проходила процедура расстрела. Перед тем, как забрать человека из камеры на расстрел, разводящий сверял список, уточнял фамилию, имя, потом уже во дворе или в зале, в другом месте снова проверяли, правильно ли привели человека на расстрел, затем расстрелянного осматривал врач и писался протокол об этом, и, если отправляли на кремацию, писали, куда отправили труп. Так я узнала до конца судьбу моего папы, дедушки, бабушки, а потом уже и других родных. Это такие, как бригад-юрист Д. Кандыбин, воен-юрист И.
Китин, И. Кондратьев — воен-юрист I ранга. Это были специалисты с высшим юридическим образованием, и они, конечно, понимали, что приговаривают людей совершенно невиновных к расстрелу. Какими нужно быть подлецами, чтобы так уничтожать совершенно невинных людей. Я узнавала в КГБ о Кандыбиие, и мне сообщили, что он, к сожалению, уже умер, а остальные ушли из органов, и органы не знают, где они. Как это странно звучит. Совершенно невинных людей КГБ находили, обвиняли, а этих подлецов органы найти не могут. Еще меня удивило то, что Д. Кандыбин вел дела И.
Бабеля, В. Мейерхольда, и вдруг он фигурирует в деле моего отца. Очень хотелось бы узнать, как велись дела Кандыбиным: по какому-то плану или случайные, какие попадались под руку. В книге Аркадия Ваксберга "Нераскрытые тайны", М. Я горжусь своей бабушкой Конкордией Ивановной Захаровой-Цедербаум, тем, что она отказывалась отвечать на допросах. Мне рассказывали бывшие заключенные, что ее видели на пересылке в Новосибирске. Она голодала, и ее несли конвоиры на пальто. Она успела сказать женщинам, что "раньше не брала вины даже когда действительно была агентом "Искры" и сейчас за придуманные ложные дела отвечать не будет". Действительно, в ее деле нет ни одного листка допроса, только одна запись — отказалась идти на допрос.
В своем последнем слове она сказала, что все обвинения — глупая ложь. Но все равно приговор был один — расстрел. Цедербаума] Умер Юлий Осипович. Один за другим сходят с арены политической жизни старые испытанные борцы за социализм: Г. Плеханов, В. Засулич, Б. Кричевский, Астров Повес , Г. Батурский С. Цейтлин , K.
Ермолаев и, наконец, Л. Впервые о Л. Мартове я узнал, будучи совсем молодым. Это было в Петербурге приблизительно в 1902—1903 гг. На этой книжке воспитывались многие товарищи, впоследствии ставшие сами руководителями рабочего движения. Между прочим и рабочий-металлист Рафаил Краковский, о трагической смерти которого Мартов упоминал в своей речи на съезде в Галле. Позднее мы почти регулярно читали номера газеты "Искра", где статьи Мартова имели большое воспитательное значение и являлись политическим руководством для работников-практиков на местах. Лично с ним мне пришлось встретиться в первый раз во время "дней свобод" 1905 г. Тогда вся русская революционная эмиграция прибыла в Петербург и приняла активное участие в развертывающихся событиях.
Вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, А. Мартыновым, Ф. Даном и мн. Юлий Осипович принимал активное участие в революционных событиях того времени. Помимо его неоднократных выступлений в Петербургском Совете рабочих депутатов в 1905 г. При гробовом молчании и напряженном внимании 3-тысячной толпы на трибуну, слегка прихрамывая, поднимается Юлий Осипович. Небольшого роста, худощавая фигура в черном сюртуке с пенсне на носу и с характерной черной бородой.
Речь свою он начал не сразу, а предварительно закурив папиросу, как бы обдумывая вступительное слово. С самого начала его речи почувствовалось, что это будет не выступление митингового оратора, волнующего на мгновение толпу, а слово мыслителя-ученого, глубокое и искреннее. От начала и до конца его речь по текущему моменту носила строго научный, аналитический характер. Конечно, для большой аудитории, где находилось более 3 тысяч человек, голос Юлия Осиповича был слаб. Но тем не менее он умел захватывать слушателей глубокими мыслями, высказывая их просто, понятно. Вопрос был настолько всесторонне освещен в докладе Ю. Влияние Ю. Являясь членом ЦК партии и членом редакции центрального партийного органа, Ю. Это мы наблюдаем и на заре РСДРП, и позднее по вопросу о профессиональном и кооперативном движении, и во время отчаянной борьбы с ликвидаторством, и по вопросу даже о военно-промышленных комитетах.
Только по вопросу о войне он был неуступчив и непримирим. Здесь он шел на разрыв, и этот вопрос его временами сближал с самыми крайними большевиками. В 1914 г. В редакции партийной газеты мне удалось повидать Юлия Осиповича. Внешне он был уже не тот, что в 1905 г. На этот раз коротко остриженная клинообразная бородка местами поседела. Лицо осунулось. Спина стала еще более сутулая. Словом, жизнь надломила его здоровье.
Во время войны Ю. И здесь Ю. Отличительной чертой Мартова всегда было честное отношение к своим врагам. Возражая своим противникам временами язвительно резко, он всегда это делал в рамках деликатности. И за это, насколько можно судить по фактам, противники его уважали и с ним считались. Как на характерный случай можно сослаться на - 8 - следующее. Если не ошибаюсь, кажется, в 1919 г. Абрамовичем были чекистами арестованы. Он вместо того, чтобы скрыться, официально обратился к Ленину как председателю Совнаркома с требованием освобождения своих друзей по партии.
Ленин заявил, что он этого сделать не может по отношению к лицам антисоветской партии. На это Мартов возразил, указав, что он тоже является членом ЦК и хочет в полной мере нести ответственность вместе со своими товарищами. Как передают, Ленин, пожав плечами, сказал: "Ах так, ну хорошо". Мартов был арестован и находился под домашним арестом в продолжение двух недель. Очевидно, чекисты боялись за здоровье Ю. Со смертью Ю. Он совмещал в себе талантливого публициста и неутомимого революционера. Вождь партии умер. Но деятельность Ю.
Она не может умереть. Она лишь теснее сомкнет свои ряды и будет пока делать ту скромную работу, которую она проделывает при крайне неблагоприятных условиях вот уже в продолжение почти 5 лет. Впервые я познакомилась с Ю. Мартовым весной 1914 г. Своих женских литературных сил у нас было мало, и потому мы довольно часто обращались к отдельным членам редакции "Р. Особенным праздником были для нас статьи Ю. И хотя он, будучи членом редакционной коллегии "Р. И его статьи служили украшением нашего номера. Помню еще и сейчас его яркую, полную глубокого чувства статью "Работница и свобода коалиции".
Так искренно, задушевно и просто, так убедительно и горячо мог писать только человек, всей душой преданный идее освобождения рабочего класса. Целые потоки лжи и клеветы лились на меньшевиков со - 9 - страниц газеты "Правда", руководимой тогда провокатором Черномазовым. Особенной травле подвергались идейные руководители меньшевистского течения Ю. Мартов и Ф. Дан, поведшие кампанию против второго столпа большевиков, тогда уже раскрытого провокатора Малиновского, председателя думской фракции большевиков. Конечно, от партийного и общего? Помню, с каким невозмутимым спокойствием развертывал Ю. Его ответы на эту отборную брань были всегда полны достоинства и не опускались до степени перебранки. Атмосфера в те дни в Петрограде была накаленная, что отзывалось и на работе редакции.
Начинался новый подъем экономических стачек, в воздухе пахло войной. В редакции всегда толпилось много народу, и Ю. Помимо заседаний редакционной коллегии, где мне приходилось слышать выступления Ю. Это заседание было устроено вместе с большевиками по случаю приезда председателя II Интернационала Вандервельде. Вандервельде приехал в Россию специально для ознакомления с сущностью разногласий большевиков и меньшевиков, ибо вопрос этот должен был разбираться на предстоящем Международном социалистическом конгрессе. Заседание это в целях конспирации было устроено в ресторане Палкина. С одной стороны стола сидели большевики, с другой меньшевики. Вандервельде сидел между Ю. Думы Скобелевым, нынешним красным советским купцом в Париже.
На бурные несдержанные выступления большевиков, наполовину переплетенные ложью, спокойно выступал Ю. Вскоре после этого заседания выход "Р. Затем наступила война, и голос рабочей печати был окончательно задушен. Я была слишком мала,. И воспитывали меня совсем в другом духе, не так, как сейчас. В нашей семье никогда не было разговоров о деньгах, о вещах. Никто не интересовался кто как одет, какая мебель, посуда, гардины. Никогда не говорили о том, кто какой национальности. Когда собирались люди, а они были всегда в нашем доме, они пили чай, пели песни, но пели или старинные романсы о Сибири, о Байкале, или песни первых высылок и тюрем, которые все прошли.
Мама красиво пела и была очень красивая, с длинными каштановыми волосами, заплетала их в косу. Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании. Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол. Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг. Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь. На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны.
Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце. Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших. Их несколько человек, но других не помню. Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать. Потом там был и дедушка.
Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге. У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили. Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве. Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека.
Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка". Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно. И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь. Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор.
К нам приходит Лева, он меньше меня. Я его вожу на р. Белую, куда нам запрещено ходить. Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги. Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь.
Бабушка нам присылает из Москвы муку. Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам. На это мы и живем. Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной. Знала, что папа в Москве — у него тиф. Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки.
С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня. Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей. Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь. Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число.
Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали. И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку. Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период. Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник. Встретились мы уже в 60-х годах.
В ноябре 1895 года Мартов и Ленин стали соратниками и создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация объединяла наиболее прогрессивные силы и занималась распространением нелегальной литературы, политическим просвещением рабочих и борьбой с идеологическими противниками. В декабре Ленина арестовали. Спустя месяц под стражей оказался Мартов. По приговору суда Мартову назначили трехлетнюю ссылку в сибирском селе Туруханск. Ленина ожидала та же участь, но ссылку назначили в Шушенском. Перед отбытием зимой 1897 года друзья сфотографировались на память с другими участниками петербургского «Союза борьбы за освобождение…». Этот снимок стал хрестоматийным. После окончания ссылки Мартов и Ленин эмигрировали в Европу. В 1900 году в Мюнхене они стали выпускать газету «Искра» для последующего распространения в России через агентурную сеть подпольщиков. Раскол Издание «Искры» было успешным предприятием. Ее тираж составлял 8-10 тысяч экземпляров, что позволяло привлекать сторонников и формировать из них политическую силу. Вспоминая о тех временах много лет спустя, Потресов писал: «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем». Ситуация резко изменилась после публикации в 1902 году книги Ленина «Что делать? В ней предлагалось создать «партию нового типа»: жестко централизованную и строго законспирированную подпольную организацию, состоящую из профессиональных революционеров, связанных железной дисциплиной. Подобные идеи встретили критику Мартова. Он утверждал, что в книге Ленина провозглашается организационный централизм, который устанавливает культ профессиональных революционеров и отвергает принцип демократического контроля над руководством партии.
Иоффе в 1952-1987 гг. Занимал пост ученого секретаря Комиссии ФТИ по международным научным связям. Был представителем Союза советских физиков в Европейском физическом обществе, инициатором проведения конференции «Ядерная зима». В 1989-1991 гг. Автор сборников рассказов «Пики-козыри 2007 и «Самоорганизация материи 2011 , опубликованных издательством «Пушкинский фонд». Личность и книги», «Мечтатели и странники. Литературные портреты», «А. Ухтомский и В. Эпистолярная хроника», «Жизнь Юрия Казакова.
Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца. Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям. А, возможно, дело было совершенно в другом: Надежда в это время была занята хлопотами о сыне Андрее Кранихфельде, арестованном по делу Социал-демократического союза рабочей молодежи. Как бы там ни было, на рассматриваемых фотографиях Надежды нет, а из запечатленных лишь младшие сестры Рита и Женя остались вне политики. Все остальные под влиянием Юлия вступили на путь революционной борьбы совсем юными, почти одновременно в 1895—1898 гг. Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии. Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя. Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными. Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе. С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота.
Трагедия Мартова
Образ ведущего новостей. Неоднозначной была реакция Мартова на разгон Учредительного собрания, поскольку Юлий Осипович считал этот орган «единственно правильным». Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе.