Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. При наличии регистрации устного обращения избирателя о желании проголосовать вне помещения для голосования член УИК имеет право выдать ему бюллетень только по возвращении представителей УИК, выезжавших по заявлению избирателя. кол-во бюллетеней, выданных членам УИК, для голосования вне помещения. При наличии регистрации устного обращения избирателя о желании проголосовать вне помещения для голосования член УИК имеет право выдать ему бюллетень только по возвращении представителей УИК, выезжавших по заявлению избирателя.
О голосовании вне помещения для голосования
вне помещения для голосования (голосования на дому и голосования с использованием дополнительных форм голосования), передается (с нарастающим итогом) в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. в помещении для голосования (далее — голосование в поме-щении) и вне помещения для голосования (далее — голосование на дому). 5) при голосовании вне помещения для голосования члены УИК могут выдать бюллетень только тем избирателям, заявления или устные обращения которых зарегистрированы в Реестре. о проведении голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц наблюдателей от разных кандидатов (избирательных объединений).
5. Закрытие участка для голосования и подсчёт голосов.
Наблюдателя могут привлечь к серьезным разбирательствам. Поэтому следует все вопросы прояснять заранее со своими кураторами. Просто считать количество зашедших на участок не получится. Ведь человек может просто так зайти, за компанию с кем-то из знакомых, что-то узнать и так далее. Нужно считать именно количество опустивших бюллетени в урну. Для этого по правилам, председатель УИК обязан выделить место наблюдателям, чтоб оттуда хорошо обозревалась урна, но при этом не нарушалась тайна голосования. Считать избирателей можно посредством приложения на мобильном телефоне для этого подойдет любой счетчик, важно только протестировать его, чтобы данные не удалялись при нажатии на блокировку или просто случайном прикосновении , либо в тетрадке-блокноте. Каждый десяток или сотню обводить в кружочек, чтоб потом легче было подводить итоги. Сколько платят наблюдателям на выборах Прежде всего, стоит разъяснить вопрос, кто платит наблюдателям на выборах. Многие считают, что это государство, но это не так.
Наблюдателям платит конкретная политическая партия, если у нее не хватает волонтеров, и имеется на это бюджет. На местном уровне часто происходят усобицы, дележка мандатов и должностей. Поэтому партии и самовыдвиженцы нередко на один участок нанимают сразу двух человек, чтобы они беспрерывно следили за урной — даже на обед или в туалет ходили по очереди, во избежание вбросов. В 2023 году в бюджете по-прежнему не предусмотрено выплат наблюдателям. Заплатят только членам избирательных комиссий, причем размер зависит от региона. Разброс ставок составляет от 30 до 180 рублей за час. В городе или округе, где идет серьезная борьба за власть, где есть вероятность фальсификаций, но при этом не хватает людей, наблюдателю могут заплатить и 10-20 тысяч рублей, а за обнаруженные нарушения выдать еще и порядочную премию. Бригадир наблюдателей может заработать и 200 тысяч рублей, но там совсем другая степень ответственности. В местах, где наблюдатели нужны сугубо для проформы, им могут выплатить по 500-800 рублей чисто на чай и булочку, а то и вовсе не дать ничего.
Средние расценки, которые удалось добыть из открытых источников, личных бесед и так далее примерно следующие: В Москве и Московской области — 3500-5000 руб. В регионах — от 5000 до 7000 рублей. В час наблюдатель на выборах в 2023 году получает от 140 до 360 рублей. Нормальная ставка: хорошими условиями считаются 3500 рублей плюс бесплатный обед. Как производятся расчеты: в большинстве случаев с наблюдателями рассчитываются сразу после закрытия участков. В регионах проходят заключительные семинары для наблюдателей Общественные штабы по наблюдению за выборами в регионе проводят заключительные семинары для наблюдателей — их подготовка к ЕДГ по программе ОП РФ и НОМ подходит к концу. Как сообщают эксперты НОМ из регионов, интерес к возможности проконтролировать выборы — большой, семинары объединяли людей разных возрастов. Как рассказала руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Смоленской области Марина Проскурнина, в семинарах приняли участие более 1200 будущих наблюдателей — их подготовка подходит к концу. В Смоленске мы провели для них большой семинар, я, как руководитель регионального отделения Союза журналистов России, рассказала коллегам об особенностях их правового статуса на выборах, правах и обязанностях», — рассказала Марина Проскурнина.
В Архангельской области общественный штаб по наблюдению за выборами провёл 44 образовательных семинара для более чем трёх тысяч наблюдателей. Об этом сообщил руководитель общественного штаба Евгений Шевчук. После окончания обучения все участники семинаров проходят тесты и получают сертификаты», — рассказал он. В Республике Башкортостан к выборам подготовлены более 13 тысяч наблюдателей. В сентябре голосование пройдёт по 777 избирательным кампаниям, в том числе выборы депутатов Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан. В Кемеровской области-Кузбассе образовательную программу НОМ и ОП РФ прошли более 4540 человек — это число превышает показатели прошлых лет, отметил руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в регионе Владислав Овчинников. Обученные наблюдатели будут работать все три дня голосования в 1604 участковых и в 46 территориальных избирательных комиссиях», — рассказал он. Подготовка общественных наблюдателей завершается и в Самарской области. Как сообщили преподаватели программы, многие из будущих наблюдателей уже имеют «стаж», участвуют в таком статусе в избирательных кампаниях не впервые.
Интерес к общественному контролю со стороны жителей региона высок: так, например, семинар в Промышленном районе на площадке дворца культуры «Победа» охватил более 100 человек.
Избиратель предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Избиратель заполняет заявление с указанием своих персональных данных и места голосования вне помещения. Избиратель получает бюллетень для голосования вне помещения и уведомление о сроках и месте сдачи голосов. Избиратель може Что делать при утере бюллетеня Если вы утеряли бюллетень для голосования вне помещения, незамедлительно сообщите об этом своему избирательному участку или территориальной избирательной комиссии. Для этого вы можете воспользоваться различными способами связи: позвонить по указанному на избирательном бюллетене телефону; написать письмо или заявление по электронной почте, указанной на официальном сайте избирательной комиссии; обратиться лично в территориальную избирательную комиссию или на избирательный участок. При обращении сообщите следующую информацию: ФИО и адрес прописки; дату регистрации на участке; причину утери бюллетеня. После получения сообщения о утере бюллетеня, вам могут выдать новый бюллетень для голосования. Попросите по возможности проконсультироваться о дальнейших действиях, чтобы продолжить участие в выборах. Важно: После получения нового бюллетеня, необходимо обратиться к нему с особой осторожностью, чтобы избежать повторной утери.
В случае нарушения видимости голосования, вы можете лишиться права принять участие в выборах. Запомните, что голосование вне помещения — это важный инструмент демократического процесса, и ваше активное участие поможет придать большую силу вашему голосу. Возможность голосовать без бюллетеней В электронном голосовании избиратель получает доступ к специальной электронной платформе, где ему предоставляется возможность проголосовать за нужного кандидата или ответить на предложенные вопросы референдума. Эта система обеспечивает конфиденциальность голосования и устраняет возможность подделки и сопряженные с этим проблемы. Кроме того, электронное голосование позволяет значительно упростить и ускорить процесс подсчета голосов и объявления результатов выборов. Несмотря на все преимущества электронного голосования, возможность проголосовать без использования бюллетеней все еще ограничена. Особенно это касается мест, где доступ к интернету или техническим средствам электронного голосования ограничен.
Как правило голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Подобное заявление может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все подобные заявления в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования.
Более того, вынос бюллетеня создает трудности для членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов, поскольку число выданных бюллетеней сверяется с их количеством в урне, и, если число не совпадает, предстоит пересчет, чтобы исключить случайную ошибку. Поправки в законодательстве — новая преграда для провокаторов Сложившаяся проблема, на наш взгляд, может быть решена внесением изменений в Федеральный закон от 12. В этих изменениях предлагается предусмотреть сферу применения бюллетеня: 1 Назначением бюллетеня предлагается считать выражение воли при голосовании. Необходимо прописать прямой запрет на вынос и оставление себе бюллетеня. В связи с предложенными нами изменениями мы видим необходимость дополнить и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30. Введение нормы, запрещающей выносить бюллетень избирателю за пределы помещения, и административного наказания за такой проступок, приведет к аннулированию возможности использования вынесенных бюллетеней для вброса и другого рода провокаций, позволит точно учесть при подсчете все бюллетени, изготовленные на бюджетные средства и выданные комиссии. Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. За призывы портить бюллетени — административная ответственность! Законодательство также содержит пробел, связанный с отсутствием ответственности за призывы портить избирательные бюллетени, выносить избирательные бюллетени из помещения для голосования. Отсутствие ответственности за такого рода призывы увеличивает количество таких призывов в связи с безнаказанностью, при этом призывы распространяют конкретные лица со своих личных и публичных страниц в социальных сетях.
Ответы на вопросы Викторины
Бюллетень голосования. При проведении общего собрания собственников помещений в МКД в заочной и очно-заочной форме решения собственников оформляются только в письменном виде (). 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). Порядок голосования вне помещения для голосования.
Когда раздаются бюллетени для голосования собственников жилья?
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе. — присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; — наблюдать за подсчетом числа избирателей. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Порядок голосования вне помещения для голосования. Итак, количество бюллетеней для голосования вне помещения определяется типом выборов и количеством голосов, которые избиратель имеет право отдать. Голосование вне помещения.
Защита документов
При этом по окончании указанного голосования обеспечивается возможность участия в голосовании избирателям, которые не смогли прибыть к месту проведения голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися. Количество переносных ящиков для голосования определяется избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии при совмещении выборов — избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии на выборах более высокого уровня , исходя из максимального количества таких ящиков, установленного законом. Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе: предварительно опечатанный опломбированный переносной ящик для голосования; книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием соответствующей дополнительной формы голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. При проведении голосования с использованием соответствующей дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом: наблюдатели; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке; члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов; кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка. При проведении голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа: наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями к таковым не относятся лица, назначенные кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим этого кандидата ; наблюдателей, назначенных одним из субъектов общественного контроля — Общественной палатой Российской Федерации, общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если назначение наблюдателей субъектами общественного контроля предусмотрено законом. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в книге списка избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается за каждый полученный избирательный бюллетень. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, внесены в список избирателей с использованием ГАС «Выборы», перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сверяет указанные в списке избирателей сведения с предъявляемым избирателем документом.
Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе графах книги списка избирателей. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит в соответствующей графе графах книги списка избирателей свою подпись, делает отметку о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, указывает номер переносного ящика для голосования, дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Если избиратель прибыл к месту проведения голосования, а в книгу списка избирателей внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдавать данному избирателю избирательный бюллетень до установления того факта, что указанный избиратель не проголосовал. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней 3. В случае использования на избирательном участке КОИБ по окончании голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени установленной формы из переносных ящиков для голосования вводятся в КОИБ. По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ. Перед началом голосования в каждый день голосования контрольные данные о ходе голосования вновь распечатываются и сравниваются с контрольными данными о ходе голосования за предыдущий день голосования.
В случае если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования было выявлено их несовпадение, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение и проводит непосредственный подсчет голосов без использования КОИБ ручной подсчет при установлении итогов голосования в последний день голосования. При этом ручной подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. О проведении ручного подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке. Ежедневно до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик пустые стационарные ящики для голосования за исключением случая использования стационарного ящика стационарных ящиков для голосования для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней в соответствии с пунктом 3. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, для этих целей допускается использование второго сейф-пакета.
Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком. Сейф-пакет представляет собой средство непрозрачный пакет из полиэтилена , предназначенное предназначенный для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее имеющий индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия. Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия демонтажа ленты, не позволяющих использовать ленту повторно. Для хранения избирательных бюллетеней рекомендуется использовать сейф-пакеты размером не менее формата А2. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей по их желанию.
В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие выезжавшие при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования.
Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком. Сейф-пакет представляет собой средство непрозрачный пакет из полиэтилена , предназначенное предназначенный для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее имеющий индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия. Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия демонтажа ленты, не позволяющих использовать ленту повторно. Для хранения избирательных бюллетеней рекомендуется использовать сейф-пакеты размером не менее формата А2. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей по их желанию. В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели.
Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие выезжавшие при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения. В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации.
Наблюдатели, представители средств массовой информации при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе с использованием фото- и или видеоаппаратуры запечатлеть факт запечатывания сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. Факт запечатывания сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и или видеоаппаратуры также может быть зафиксирован членами участковой избирательной комиссии. После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф металлический шкаф, металлический ящик участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением видеофиксацией. Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать в том числе в нерабочее и ночное время средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти емкостью и возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки. Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки , то в зоне видеонаблюдения видеофиксации мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете на индикаторной ленте индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей в случае их присутствия и проставления ими подписей ; целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта. В целях контроля за целостностью отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования перечислены в пункте 2. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и или актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования перемещаются в сейф-пакет сейф-пакеты незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты пункты 3. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, либо по ее поручению — избирательной комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к соответствующей участковой избирательной комиссии, для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней может использоваться могут использоваться стационарный ящик стационарные ящики для голосования при условии, если они снабжены специальной опечатываемой заглушкой прорези для избирательных бюллетеней. Специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей пломбируется пломбируются.
Время окончания голосования вне помещения 20-00, то есть последний голосующий — тот к кому Вы прибыли до 20-00. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика прибытия в помещение УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие голосование вне помещения для голосования вносят в список избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, и проставляют в соответствующих графах списка избирателей отметку «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставят свои подписи. Указанные в акте лица подписывают составленный акт. После чего осуществляется возврат секретарю УИК неиспользованных и испорченных избирателями при заполнении избирательных бюллетеней, а также передача ему оформленного акта и письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения. При этом осуществляется проверка соответствия числа привезенных письменных заявлений избирателей числу проголосовавших вне помещения избирателей по данному выезду. Если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению устному обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. При перепечатке и использовании информации ссылка на источник обязательна. Для сайтов и страниц сети Интернет обязательна активная гиперссылка на сайт сетевого издания «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края».
Учредитель: избирательная комиссия Краснодарского края. Для связи с главным редактором: адрес электронной почты ooc ikkk.
В ряде случаев граждане могут проголосовать на выборах вне помещений для голосования, например на дому. В соответствии со статьей 83 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования. Как правило голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Подобное заявление может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все подобные заявления в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
Когда раздаются бюллетени для голосования собственников жилья?
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Общее число получаемых избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу не может превышать более чем на 5 процентов число письменных заявлений устных обращений , полученных к моменту выезда выхода членов избирательной комиссии, но должно составлять не менее двух избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, реестр, указанный в части 2 настоящей статьи, либо заверенную выписку из него, содержащую сведения об избирателях и запись о поступивших письменных заявлениях устных обращениях избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности за исключением карандашей для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. В список избирателей вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой избирательной комиссии.
Указанные члены комиссии обязаны наряду с принадлежностями для голосования иметь также информационные материалы о кандидатах, списках кандидатов, вопросах референдума. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 15 настоящей статьи.
Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 99 настоящего Кодекса. Заявления устные обращения , указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть поданы в любое время в течение десяти дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление устное обращение , поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления устного обращения.
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательных бюллетеней своими подписями на заявлении избирателя.
В России стартовал основной этап голосования на выборах президента: на Дальнем Востоке открылись первые участки. Потому что никаких очередей за Путина не будет. Да, в электронном голосовании они нарисуют, набросают себе столько голосов, сколько нужно.
В решении даже могут быть исправления, но их правомерность должна быть подтверждены личной подписью собственника и надписью «исправленному верить». Если есть сомнения, что именно этот собственник или его представитель заполнил решение, его всё-равно можно признать действительным и учесть при подсчёте голосов, если будут предоставлены документы, которые подтвердят личность голосующего. Если из решения однозначно понятно, какое решение по вопросу принял собственник, оно должно быть принято к учёту именно в таком виде. Даже если собственник в дальнейшем будет высказывать иное мнение.
Установите правильную последовательность подсчета голосов избирателей при совмещении выборов разного уровня: дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу выборы губернатора субъекта Российской Федерации выборы главы сельского поселения 8. Подсчет голосов избирателей: начинается не позднее чем через час после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования начинается не позднее чем через час после окончания времени голосования и проводится с перерывами начинается сразу после окончания времени голосования и проводится с перерывами начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования 9. Помещение участковой избирательной комиссии для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы в поле зрения членов комиссии и наблюдателей одновременно находились: все ответы верны ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании места выдачи бюллетеней места для тайного голосования 10. Изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно УИК: допускается в исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях по решению УИК по согласованию с соответствующей ТИК допускается в исключительных случаях по решению УИК по согласованию с главой местной администрации допускается в исключительных случаях по решению УИК без дополнительного согласования с вышестоящими комиссиями не допускается 11. Возможно ли при совмещении выборов назначение одного и того же лица наблюдателем в разные избирательные комиссии? Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении: временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемого на период оформления паспорта нет верного ответа военного билета для лиц, которые проходят военную службу паспорта гражданина Российской Федерации 14.
Голосование вне помещения
Указанная информация не позднее чем за один день до первого дня голосования доводится до сведения избирателей соответствующего избирательного участка, в том числе путем размещения объявлений в доступных для всех местах. О принятых решениях о проведении голосования в течение нескольких дней, а также о проведении голосования с использованием дополнительных форм голосования избирательные комиссии, организующие выборы в органы местного самоуправления, иные избирательные комиссии, которым поручено принимать такие решения, незамедлительно информируют соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая оперативно размещает информацию на своем официальном сайте в сети Интернет. По решению участковой избирательной комиссии голосование в помещении за исключением последнего дня голосования может проводиться с использованием нескольких стационарных ящиков для голосования в количестве, не превышающем количество, указанное в нормативах. При проведении голосования в помещении на соответствующих избирательных участках комплексы обработки избирательных бюллетеней далее — КОИБ используются в соответствии с инструкциями о порядке использования КОИБ-2010 и КОИБ-2017, утвержденными ЦИК России, с учетом особенностей, предусмотренных Положением. Для организации голосования на дому и голосования с использованием дополнительных форм голосования используются переносные ящики для голосования, которые нумеруются.
При этом голосование на дому проводится по месту жительства или по месту пребывания избирателя, а также в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. При выдаче избирательного бюллетеня в помещении для голосования член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя в соответствующей графе списка избирателей свою подпись, дополнительно в графе «Особые отметки» указывает дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Перед выездом для проведения голосования на дому членам участковой избирательной комиссии рекомендуется убедиться в том, что избиратель будет находиться по указанному им адресу. Выезжавшие для проведения голосования на дому члены участковой избирательной комиссии по прибытии в помещение для голосования в списке избирателей в графе «Особые отметки» дополнительно указывают дату получения избирателем избирательного бюллетеня.
Председатель участковой избирательной комиссии заблаговременно информирует каждого члена этой участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса о проведении голосования в течение нескольких дней. При организации работы участковой избирательной комиссии председатель участковой избирательной комиссии должен обеспечить возможность проведения правомочного заседания участковой избирательной комиссии для принятия решений в каждый из дней голосования не позднее времени окончания работы участковой избирательной комиссии в соответствующий день. Информация об общем числе избирателей, получивших избирательные бюллетени, по мере ее поступления размещается на официальном сайте ЦИК России и соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети Интернет в разрезе избирательных участков. В последний день голосования информация об общем числе избирателей, получивших избирательные бюллетени, на каждое установленное отчетное время передается с нарастающим итогом участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию, которая передает эту информацию в вышестоящие избирательные комиссии с использованием ГАС «Выборы».
Председатель участковой избирательной комиссии перед открытием помещения для голосования в первый день голосования информирует членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, в том числе на основании заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения на других избирательных участках. Такая информация также размещается на информационном стенде в помещении для голосования каждый день голосования. Особенности дополнительных форм голосования 2. Голосование с использованием дополнительных форм голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных законом для проведения голосования на дому, с учетом особенностей, предусмотренных Положением.
Место для проведения голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение тайны голосования, а также максимальное удобство для реализации избирательных прав, что означает в том числе обязательное наличие: переносного ящика для голосования, места для тайного голосования в том числе стола с настольной ширмой или кабины для тайного голосования , места для выдачи избирательных бюллетеней, информационных материалов, необходимых письменных принадлежностей за исключением карандашей , мест для размещения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Также с учетом погодных и климатических условий рекомендуется использование конструкций, иных средств, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков. При этом по окончании указанного голосования обеспечивается возможность участия в голосовании избирателям, которые не смогли прибыть к месту проведения голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися. Количество переносных ящиков для голосования определяется избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии при совмещении выборов — избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии на выборах более высокого уровня , исходя из максимального количества таких ящиков, установленного законом.
Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе: предварительно опечатанный опломбированный переносной ящик для голосования; книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием соответствующей дополнительной формы голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. При проведении голосования с использованием соответствующей дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом: наблюдатели; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке; члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов; кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка. При проведении голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа: наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями к таковым не относятся лица, назначенные кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим этого кандидата ; наблюдателей, назначенных одним из субъектов общественного контроля — Общественной палатой Российской Федерации, общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если назначение наблюдателей субъектами общественного контроля предусмотрено законом. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в книге списка избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается за каждый полученный избирательный бюллетень.
С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, внесены в список избирателей с использованием ГАС «Выборы», перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сверяет указанные в списке избирателей сведения с предъявляемым избирателем документом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе графах книги списка избирателей. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит в соответствующей графе графах книги списка избирателей свою подпись, делает отметку о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, указывает номер переносного ящика для голосования, дату получения избирателем избирательного бюллетеня.
Если избиратель прибыл к месту проведения голосования, а в книгу списка избирателей внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдавать данному избирателю избирательный бюллетень до установления того факта, что указанный избиратель не проголосовал. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней 3. В случае использования на избирательном участке КОИБ по окончании голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени установленной формы из переносных ящиков для голосования вводятся в КОИБ. По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ.
Перед началом голосования в каждый день голосования контрольные данные о ходе голосования вновь распечатываются и сравниваются с контрольными данными о ходе голосования за предыдущий день голосования. В случае если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования было выявлено их несовпадение, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение и проводит непосредственный подсчет голосов без использования КОИБ ручной подсчет при установлении итогов голосования в последний день голосования. При этом ручной подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Если на референдум вынесен проект нормативного акта, на информационном стенде, находящемся в помещении для голосования, должен быть размещен текст данного проекта. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме. Материалы размещаются участковой комиссией на информационном стенде таким образом, чтобы участники референдума свободно могли с ними ознакомиться.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки агитации по вопросам референдума. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола не заменяет собой протокол участковой комиссии об итогах голосования, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.
Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. Статья 70. Бюллетень 1. Порядок изготовления и доставки бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Форма и текст бюллетеня на русском языке, а также количество бюллетеней утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня голосования.
Количество бюллетеней не должно превышать более чем на 0,5 процента число зарегистрированных участников референдума. В бюллетене воспроизводится текст вопроса вопросов референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно. В бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения. Бюллетени печатаются на русском языке.
По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени печатаются также на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации, а при необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка референдума бюллетени печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня в этом случае утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов комиссии референдума с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают выбракованные и лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт.
Все члены комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должны быть оповещены указанной комиссией о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их членам данной комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части. Территориальные комиссии получают от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации бюллетени в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В территориальные комиссии передается весь тираж бюллетеней, изготовленный для соответствующего субъекта Российской Федерации. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. По каждому участку референдума количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число зарегистрированных на данном участке референдума участников референдума.
На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума вправе присутствовать члены указанных комиссий, члены инициативной группы по проведению референдума. Соответствующая комиссия референдума обязана оповестить всех членов данной комиссии о времени и месте передачи бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. В участковые комиссии, сформированные на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в специальные территориальные комиссии бюллетени могут передаваться непосредственно комиссией референдума, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации учета избирателей, участников референдума. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в том числе бюллетеней, непосредственно участковой комиссией.
Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей территориальной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии.
Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г.
Место для проведения голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение тайны голосования, а также максимальное удобство для реализации избирательных прав, что означает в том числе обязательное наличие: переносного ящика для голосования, места для тайного голосования в том числе стола с настольной ширмой или кабины для тайного голосования , места для выдачи избирательных бюллетеней, информационных материалов, необходимых письменных принадлежностей за исключением карандашей , мест для размещения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Также с учетом погодных и климатических условий рекомендуется использование конструкций, иных средств, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков. При этом по окончании указанного голосования обеспечивается возможность участия в голосовании избирателям, которые не смогли прибыть к месту проведения голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися. Количество переносных ящиков для голосования определяется избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии при совмещении выборов - избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей к участковой избирательной комиссии на выборах более высокого уровня , исходя из максимального количества таких ящиков, установленного законом.
Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе: предварительно опечатанный опломбированный переносной ящик для голосования; книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием соответствующей дополнительной формы голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. При проведении голосования с использованием соответствующей дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом: наблюдатели; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке; члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов; кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка. При проведении голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа: членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса; наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями к таковым не относятся лица, назначенные кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим этого кандидата ; наблюдателей, назначенных одним из субъектов общественного контроля - Общественной палатой Российской Федерации, общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если назначение наблюдателей субъектами общественного контроля предусмотрено законом.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в книге списка избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается за каждый полученный избирательный бюллетень. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе графах книги списка избирателей.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит в соответствующей графе графах книги списка избирателей свою подпись, делает отметку о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, указывает номер переносного ящика для голосования, дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Если избиратель прибыл к месту проведения голосования, а в книгу списка избирателей внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдавать данному избирателю избирательный бюллетень до установления того факта, что указанный избиратель не проголосовал. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней 3.
В случае использования на избирательном участке КОИБ по окончании голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени установленной формы из переносных ящиков для голосования вводятся в КОИБ. По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ. Перед началом голосования в каждый день голосования контрольные данные о ходе голосования вновь распечатываются и сравниваются с контрольными данными о ходе голосования за предыдущий день голосования.
В случае если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования было выявлено их несовпадение, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение и проводит непосредственный подсчет голосов без использования КОИБ ручной подсчет при установлении итогов голосования в последний день голосования. При этом ручной подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. О проведении ручного подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке.
Ежедневно до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик пустые стационарные ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии помещении для голосования , после чего они опечатываются пломбируются. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается.
В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, для этих целей допускается использование второго сейф-пакета. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком. Сейф-пакет представляет собой средство непрозрачный пакет из полиэтилена , предназначенное предназначенный для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее имеющий индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия.
Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия демонтажа ленты, не позволяющих использовать ленту повторно. Для хранения избирательных бюллетеней рекомендуется использовать сейф-пакеты размером не менее формата A2. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования.
После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей по их желанию. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 , который хранится вместе с сейф-пакетом.
В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта.
При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования.
Никого не интересует, сколько бюллетеней опустили в накопитель. Хоть даже 0, в крайнем случае. Зафиксировано, что было выдано 900 бюллетеней. Есть ещё голосование вне помещений. К тем избирателям, которые физически не могут прийти на участок, комиссия приходит на дом. Предположим, таких 100 человек.
Если при пересчёте окажется 499, то один бюллетень будет утрачен. И это тоже пиздец.
Please wait while your request is being verified...
При голосовании вне помещения комиссия имеет право выдать избирательные бюллетени только на тех лиц которые внесены в реестр заявок на голосование вне помещения с возможностью увеличения этого количество на 5% от заявки, но не менее 2-х бюллетеней. голосование избирателей вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах). Они должны иметь при себе опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования, заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования (на дому) будет проходить 7 дней: с 25 июня по 1 июля.
Когда раздаются бюллетени для голосования собственников жилья?
Самое главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения: комиссия имеет право выдать бюллетень для голосования вне помещения только тем лицам, которые заранее внесены в «реестр заявок на голосование вне помещения». При проведении голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени выдаются только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре. в помещении для голосования (далее — голосование в поме-щении) и вне помещения для голосования (далее — голосование на дому). Законодательство также содержит пробел, связанный с отсутствием ответственности за призывы портить избирательные бюллетени, выносить избирательные бюллетени из помещения для голосования. КОИБ-2010) или без его применения.
Сколько бюллетеней выдается для голосования вне помещения — все, что вам нужно знать!
Такой способ формирования реестра для голосования вне помещения не только противоречит закону, но и создает лишнюю бессмысленную нагрузку на избирательные комиссии: поездка выездной группы к избирателям, не выразившим желание голосовать, означает затраты времени, топлива, часто приводит к конфликтам с наблюдателями, которые могут справедливо расценить такие действия как принуждение к участию в голосовании, прямо запрещенное пунктом 3 статьи 3 федерального закона. В настоящее время закон явно предписывает вносить в реестр сведения о заявке в день обращения. Традиционная форма реестра заявлений устных обращений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования не слишком удобна для заполнения из-за большого объема данных, которые требуется внести. Чтобы не втискивать записи микроскопическим почерком, проще с самого начала ведения реестра исходить из того, что одна заявка может записываться на нескольких строчках бланка. В целом заполнение реестра не вызывает затруднений, хотя из-за невнятных заголовков традиционно возникает путаница с двумя соседними графами для записи даты и времени: графа «Дата и время принятия заявления обращения, телефонограммы, сообщения и т. Дата и время поступления заявок как письменных заявлений, так и устных обращений, переданных лично или через посредника фиксируются в первой из этих граф. Следующая графа предназначена для учета даты и времени подписания заявления, заполняемого в момент голосования избирателя либо подписания второй части единого заявления, если для подачи заявки и оформления выдачи бюллетеней используется один и тот же бланк. Эту же графу целесообразно использовать для отметок об отмене заявки например, при признании причины вызова неуважительной или при самостоятельной явке подавшего заявку избирателя в помещение для голосования.
В этой же графе удобно делать пометку о включении избирателя в выписку «галочка» или дата без указания времени — это снижает риск ошибки при подготовке следующей выписки. В графе с адресом места жительства избирателя следует по возможности указывать контактный телефон самого избирателя или кого-то из его близких — это поможет при необходимости проверить или уточнить данные. Если избиратель обратился с просьбой о выезде по адресу, не являющемуся местом его жительства, в этой же графе необходимо указать и адрес выезда. Когда принимаются заявки Пункт 5 статьи 66 Заявки избирателей на голосование вне помещения для голосования должны приниматься участковыми комиссиями в течение 10 дней до дня голосования то есть с четверга за полторы недели до дня голосования и заканчивающийся за 6 часов до окончания времени голосования в большинстве регионов — в 14 часов. Следует обратить внимание на то, что хотя у комиссий установлен график работы в предшествующий дню голосования период для реализации права избирателей на проверку списков , обращение избирателя по телефону может поступить и в другое время. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы листы реестра находились рядом с телефоном всё то время, когда члены участковой комиссии принимают звонки. Особенности подготовки в выездному голосованию в больницах Пункты 4, 17 статьи 17 Организация голосования в больницах равно как и в следственных изоляторах и других подобных местах имеет специфику, связанную с тем, что значительная часть избирателей, желающих принять участие в голосовании, не проживают на территории того избирательного участка, к которому больница относится; если же комиссия посещает только «своих» избирателей, то отличий от обычного надомного голосования нет.
Порядок включения в списки избирателей на временных участках образованных непосредственно в больницах, следственных изоляторов исключительно для голосования временно пребывающих избирателей в некоторых регионах имеет специфические особенности. При подготовке голосования в больнице необходимо выполнение следующих действий: 1. Не позднее чем за три дня до дня голосования то есть не позднее среды администрация больницы должна опросить пациентов о желании голосовать и собрать с них личные письменные заявления о включении их в список избирателей на участке с больницей. При этом следует обратить внимание больных, что в день голосования у них должен быть паспорт даже если в истории болезни больница хранит копию паспорта — выдавать бюллетень для голосования на основании этой копии нельзя. Не позднее вышеуказанного срока все заявления должны быть переданы в участковую комиссию. Кроме заявлений больница должна представить в участковую комиссию документ например, письмо главврача , подтверждающий, что подавшие заявления лица действительно находятся на стационарном лечении в больнице. С учетом того, что администрации больниц не несут прямой ответственности за организацию голосования, может оказаться целесообразным проведение предварительной работы вышестоящих комиссий с соответствующими территориальными органами здравоохранения.
Заявление составляется в произвольной форме; помимо просьбы о включении в список избирателей целесообразно сразу же включить в него указание о желании проголосовать вне помещения для голосования. Кроме того, в заявлении должны содержаться сведения, необходимые для идентификации избирателя в списке избирателей фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства. Участковая комиссия на основании представленных документов должна принять решение о включении избирателей в список и направить сведения в вышестоящую комиссию в том порядке и в те сроки, которые ею установлены. Эти сведения используются для уведомления участковых комиссий по месту жительства избирателей о необходимости исключения их из списков. Нахождение в больнице является основанием для включения избирателя в список на участке больницы только при наличии у избирателя активного избирательного права.
Заявление устное обращение , поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления устного обращения. При регистрации устного обращения избирателя в реестре, предусмотренном в части 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя и отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял обращение телефонограмму, сообщение и тому подобное. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя и отчество этого лица и адрес его места жительства. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за тридцать минут до предстоящего выезда выхода для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, предназначенных для проведения голосования, предусмотренного настоящей статьей. Переносные ящики для голосования изготавливаются из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Количество таких ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии, а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума — решением участковой комиссии. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет: 1 до пятисот одного избирателя — один переносной ящик для голосования; 2 от пятисот одного до одной тысячи одного избирателя — два переносных ящика для голосования; 3 более одной тысячи одного избирателя — три переносных ящика для голосования.
Это поможет избежать возможных ошибок и гарантировать правильное подсчитывание вашего голоса. Следуя этим рекомендациям, вы сможете правильно указать свой выбор на бюллетенях при голосовании вне помещения. Что делать с невостребованными бюллетенями После окончания голосования вне помещения, некоторые бюллетени могут остаться невостребованными. В таком случае, необходимо соблюдать определенные процедуры по их дальнейшей обработке и уничтожению. Первоначально необходимо подсчитать количество невостребованных бюллетеней. Если их количество невелико, то они могут быть уничтожены непосредственно в избирательной комиссии. Однако, если количество невостребованных бюллетеней существенно например, зафиксированная явка была низкой , то обычно для их ликвидации создается особая комиссия, которая осуществляет уничтожение. Для уничтожения невостребованных бюллетеней используются различные методы. Например, бюллетени могут быть сожжены в специально оборудованной печи, где они полностью уничтожаются путем сжигания. Другим способом является измельчение бюллетеней, при котором они превращаются в мелкие фрагменты, не пригодные для чтения и восстановления. Кроме того, используются и другие методы уничтожения, в зависимости от доступного оборудования и регламентированных правил. Важно отметить, что процесс уничтожения невостребованных бюллетеней должен проводиться в присутствии членов избирательной комиссии и должен быть документально оформлен. Обычно составляется акт об уничтожении бюллетеней, в котором указывается количество уничтоженных бюллетеней и присутствующие лица. Такой акт является доказательством правильного выполнения процедур и предоставляется для проверки и контроля соответствующими органами и лицами. Таким образом, обработка невостребованных бюллетеней является неотъемлемой частью процесса голосования вне помещения.
При подсчёте по каждому виду выборов сначала отделяются недействительные бюллетени и бюллетени неуставной формы. Недействительными считаются бюллетени, не содержащие отметок напротив «ДА» и «НЕТ», или содержащие более одной такой отметки. Бюллетени неуставной формы — это бюллетени, не изготовленные официально, бюллетени иного УИК, или бюллетени, не заверенные печатью и подписями членов данного УИК. После этого все действительные бюллетени складываются в одну пачку и один член УИК с ПРГ поочерёдно предъявляет присутствующим бюллетени и оглашает отметки в них. Бюллетени считаются путём перекладывания их по одному. Одновременный подсчёт бюллетеней из нескольких пачек не допускается п. Членам комиссии, кроме председателя либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии , находящимся у столов, где производится подсчёт, запрещено иметь в руках письменные принадлежности. Настаивайте на том, чтобы данный порядок соблюдался и бюллетени оглашались строго поочерёдно, не одновременно. Проверяйте правильность оглашения, глядя в предъявляемые бюллетени и не допускайте их оглашения в темпе, когда это невозможно проконтролировать. После официального завершения подсчёта голосов, все члены УИК и наблюдатели имеют право ознакомиться с пачками бюллетеней и проверить правильность подсчёта п. После подсчёта голосов комиссия проверяет выполнение контрольных соотношений. Главным является следующее соотношение: число бюллетеней, выданных участникам голосования строка 2 , больше или равно числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования строка 3. Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета указанное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения и который прилагается к протоколу участковой комиссии. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными. В случае, если не выполнены другие контрольные соотношения, производитсяповторный пересчёт по отдельным строкам протокола, в т. Это регулируется п. При установлении итогов голосования они немедленно заносятся в УФП. Это можно сделать, переслав фотографию через Telegram, Whatsapp, Viber, отправив результаты всех кандидатов SMS-сообщением, или продиктовав их по телефону. Более предпочтительной является оправка фотографии или SMS. Получение заверенной копии итогового протокола УИК После подведения итогов голосования, УИК проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и утверждается итоговый протокол УИК. Не допускайте затяжки с оформлением итоговых протоколов. Итоговые протоколы, содержащие QR-код с зашифрованными данными протокола распечатываются со специального ноутбука или компьютера. Копии итоговых протоколов могут изготовляться путём ксерокопирования их оригиналов и заверения копий, либо путём распечатки копий таким же образом как оригинал и заверения этих документов как копий. Во втором случае не обязательно проставление на заверенных копиях протоколов ФИО и подписей всех членов УИК с решающим голосом достаточно подписей заверяющих лиц и печати УИК. В особом мнении нужно изложить факты, изначально определяющие низкую легитимность данного голосования, наиболее крупные нарушения и вывод: данные протокола общероссийского голосования не позволяют установить истинное волеизъявление граждан по поводу поддержки поправки к Конституции. Образец Особого мнения прилагается. Подписывайте итоговый протокол УИК только после того, как убедитесь в готовности председателя УИК выдать всем лицам, присутствующим при голосовании, заверенные копии итогового протокола, и удостоверитесь, что технические средства, которые будут при этом использоваться ксерокс, ноутбук, принтер — находятся в полной исправности. Заверенные копии итогового протокола выдаются незамедлительно после их составления и строго до отъезда в ТИК председателя УИК п. Заверенная копия протокола должна содержать номер копии, отметку «Верно», или «Копия верна», фамилию, инициалы и подпись лица, заверившего протокол председателя УИК, его заместителя или секретаря , дату и время заверения копии и печать УИК.