Первый человек в космосе, Юрий Гагарин, оттуда с орбиты как будто смотрит на нас. «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после. Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космическое пространство.
Впервые человек совершил полет в космос
Сегодня знаменательная дата для истории мировой космонавтики. Ровно шестьдесят лет назад состоялся первый полет американского астронавта. И именно этому событию сегодня будет посвящен наш блог КосмосИзДома. На ее вершине находился космический корабль «Меркурий», имеющий собственное название «Фридом-7», с Аланом Шепардом на борту. Старт ракеты «Редстоун», 5 мая 1961 года К этому полету Америка готовилась долго. Еще в марте 1959 года НАСА составило план летных испытаний: первый суборбитальный пилотируемый полет был намечен на 26 апреля 1960 года.
Таким образом можно было опередить Советский Союз, где, по секретному плану, первый, правда, орбитальный, полет планировался на декабрь 1960 года. В апреле 1959-го почти на год раньше, чем в Советском Союзе! Параллельно шли испытания ракет, системы аварийного спасения и пробные запуски с обезьянами на борту. Шимпанзе Хэм после космического полета, 31 января 1961 года Но жизнь вносит коррективы в любые планы. Осуществить первый полет в срок не помогли ни спешка и желание оказаться в космосе первыми, сопровождавшие космическую гонку, ни большое число испытаний и пробных пусков наверное, самое большое в истории космонавтики.
Только в апреле 1961 года ракета «Редстоун» была доставлена на стартовую площадку, на 2 мая запланировали ее пуск. В назначенный день погода подвела, несколько часов ждали улучшения условий, но астронавту так и не разрешили зайти на борт.
В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космическое пространство. Всего было заготовлено три варианта текста: первый на случай гибели космонавта, второй, сообщавший о нештатной ситуации и экстренном приземлении, и третий, рапортующий об успехе СССР. Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после начала полета.
В июле 2023 года к естественному спутнику Земли должна стартовать первая за почти 50 лет отечественная автоматическая станция "Луна-25". Она впервые в истории сядет в полярной области Луны и займется изучением подповерхностного льда. Не теряют своего интереса российские учёные и к Венере. Как рассказал директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович, в конце 2023 — начале 2024 годов начнётся эскизное проектирование миссии. Запуск "Венеры-Д" намечен на 2029 год. С ее помощью ученые попробуют объяснить природу парникового эффекта, который разогрел поверхность соседки Земли до 500 градусов Цельсия.
Это случилось 27. Сегодня исполняется 62 года со дня первого полета Юрия Гагарина в космос. За 60 лет мы ступили на Луну, отправили зонды по всей Солнечной системе и "колонизировали" целую планету с помощью наших роботов. Мы построили космические станции, одна из которых, благодаря сотрудничеству десятков государств, остается обитаемой уже почти 20 лет. Мы часто думаем, что спустя 60 лет нам немного досадно оставаться неподвижными на околоземной орбите. Многие из тех мечтаний, которые наполняли наши фантазии после великих успехов прошлого века, не сбылись. Однако многие наши успехи намного превосходят даже самые амбициозные мечты. МКС и сотрудничество с ней - яркий тому пример. Многоразовые ракеты SpaceX - еще один.
"Это я должен был лететь". Кто остался "за бортом" первого полета человека в космос
Наш земляк Владимир Коваленок, генерал-полковник авиации, академик Российской академии космонавтики, президент Федерации космонавтики России, является одним из пионеров освоения космического пространства. Он совершил три полета в космос, в общей сложности провел в космосе 216 суток, в том числе два часа в открытом космосе. В городе Крупки Минской области установлен бронзовый бюст прославленного космонавта. Еще один белорус, покоривший космос, - Олег Новицкий. Он возглавил основной экипаж, который 23 октября 2012 года полетел к Международной космической станции МКС. Продолжительность полета составила 143 суток.
Второй космический полет Олега Новицкого состоялся 17 ноября 2016 года. Гагарин" "Союз МС-18" совершил свой третий полет в космос в качестве командира корабля, во время которого три раза выходил в открытый космос. Стратегически важным для Беларуси стал запуск 22 июля 2012 года с космодрома Байконур в Казахстане собственного спутника дистанционного зондирования Земли БКА. Благодаря этому Беларусь стала полноправным членом "клуба" космических государств. Запуск БКА продемонстрировал всему миру наличие у Беларуси современных технологий, наукоемких производств.
Беларусь стала космической державой, как мы когда-то и планировали. Мы сохранили и приумножили очень важную для Беларуси школу.
Я поднялся, заварил чай покрепче… Позавтракав, вышел на улицу и столкнулся с отцом. В Клушине бригада гжатских плотников, руководимая отцом, строила новый клуб. Бездорожье сейчас. Топор и кожаные рукавицы у него заткнуты за солдатский ремень, перепоясавший старенькую телогрейку, шапка-ушанка на глаза надвинута.
Мы выкурили по папиросе и, пожелав друг другу удачи, разошлись…". Дом, в котором жила семья Гагариных в Гжатске с 1946 года. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 5. Начались предполетный медицинский осмотр и проверка записей приборов, контролирующих физиологические функции. Все оказалось в норме, о чем и был составлен медицинский протокол". Из дневника генерала Каманина.
Оно было удивительно простым и коротким: "Все доклады сводились к одной фразе: "Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию". Из воспоминаний Юрия Гагарина: Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон лазоревого цвета. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр, обеспечивающий сохранение работоспособности даже в случае разгерметизации кабины корабля.
Тут же были проверены все приборы и аппаратура, которыми оснащен скафандр. Эта процедура заняла довольно продолжительное время. На голову я надел белый шлемофон, сверху - гермошлем, на котором красовались крупные буквы: "СССР". Люди, надевавшие на меня скафандр, стали протягивать листки бумаги, кто-то подал служебное удостоверение - каждый просил оставить на память автограф. Я не мог отказать и несколько раз расписался". Гагарина облачают в теплую одежду под скафандр.
Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты.
Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций. И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально". Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты.
Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт.
Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо.
Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака.
Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов". Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда.
Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание.
К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились. Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Специалисты по скафандру, с одной стороны, О.
Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет".
Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю.
Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…".
Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В.
Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании...
Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом.
Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон.
Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь?
Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24.
Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова?
Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность!
Действительно, никаких родственников голубых кровей у Гагарина не было. По всем признакам его детство должно было сложиться самым обычным образом — если бы не война.
А уже в октябре в Клушино вошли немцы. Учеба остановилась, началось выживание в условиях оккупации. Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалась она печкой-буржуйкой, освещалась — лучиной. Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали.
Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот. Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха.
Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска.
На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты.
Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда.
Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге.
Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием.
И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов.
В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось. Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом».
В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека. Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал. Научиться сажать самолет ему удалось после того, как на кресло пилота положили подкладку, позволившую увеличить угол обзора. Окончив в 1957 году летное училище, Гагарин отправился в Мурманскую область для прохождения дальнейшей службы. Космонавтика В 1959 г.
Гагарину присвоено было звание старшего лейтенанта. Тогда же он стал военным летчиком первого класса. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Узнав об этом, Юрий Алексеевич немедленно подал рапорт, в котором выразил просьбу зачислить его в этот отряд. Главным критерием отбора претендентов стали не их заслуги либо навыки, а физические данные. Первые космические корабли обладали существенным ограничениями по грузоподъемности и размерам. На этот раз небольшой рост, из-за которого Юрия едва не отчислили из училища, сослужил ему хорошую службу.
Он стал одним из тех факторов, благодаря которым заявка молодого офицера на зачисление в отряд космонавтов в итоге была одобрена. Юрий Гагарин во время тренировки Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. К тренировкам он приступил весной 1960 года. В отряде была жесточайшая конкуренция. Несмотря на это, Юрий пользовался всеобщей любовью. Доброжелательный, сильный, надежный юноше ни к кому не испытывал зависти, упорно работал и с легкостью брал инициативу на себя. Он обожал небо и всецело отдавался занятиям.
Когда в отряде был проведен анонимный опрос на предмет того, кто более всех подходит для самого первого полета в космическое пространство, большинство назвало Гагарина. Хотя Юрий ни в одной дисциплине не был лидером, по сочетанию показателей психологической устойчивости, черт характера и имеющихся навыков именно он оказался лучше всех приспособлен для полета в космическое пространство. В 1961 году решено было срочно подобрать подходящую кандидатуру и не позднее апреля осуществить запуск космического корабля. Поступили сведения, что американцы планируют запустить человека в космос двадцатого апреля, поэтому важно было опередить их. Из трех кандидатов главным претендентом выбрали Гагарина. Его дублером командование назначило Германа Титова. Подготовка Юрия Гагарина к полету Что именно сыграло определяющую роль в этом решении Сергея Королева , неизвестно.
Споры на данную тему не утихают и сегодня. В оставленных Королевым записях имеется пометка, что Титов имеет лучшую подготовку, чем Гагарин. Возможно, в данном вопросе определяющим стал политический фактор. Все понимали, что первый космонавт станет символом этого величайшего достижения СССР. Юрий, имевший классическую славянскую внешность и идеальную биографию всей своей семьи, больше подошел на роль такого символа, чем Титов.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. Супруга первого человека в космосе все-таки получила это письмо спустя семь лет, когда Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года. первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. 58 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Алан Шепард делает первые шаги из капсулы на борт спасательного судна, вскоре после приводнения в Атлантическом океане 5 мая 1961 года. Полёт продолжался 4 часа 55 минут. Гленн был лётчиком Корпуса морской пехоты во Второй мировой и Корейской войнах. На борту спасательного судна: подполковник Джон Гленн облегченно улыбается после завершения своей миссии в феврале 1962 года. На этом фото, сделанном в июне 1963 года, Валентина Терешкова проводит тренировку в московском космическом центре. В ходе этого полёта Леонов осуществил первый в мировой истории выход в открытый космос. Астронавты вышли на окололунную орбиту, тем самым ознаменовав новую эпоху покорения космоса. Армстронг был лётчиком — испытателем и профессором университета. Астронавт Базз Олдрин стоит на поверхности Луны. В стекле его шлема отражаются Нил Армстронг и лунный модуль. После 175 суток, станция была сведена с орбиты.
Она вошла в плотные слои атмосферы, а обломки упали в Тихий океан.
Он находился вне космического корабля порядка 12 минут. После успешного полета многоместного космического корабля «Восход-1» была поставлена новая задача — осуществить выход космонавта в открытый космос. Королева переоборудовали трехместный корабль «Восход» в двухместный, освободив пространство для надевания скафандра. Также в корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Сразу после выхода на орбиту, на первом витке, была надута шлюзовая камера.
Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!
Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте.
Полет длился 1 час 48 минут, за это время "Восток" совершил один виток вокруг Земли. Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Поэтому Гагарина встретили всего два человека: жена лесника и ее 5-летняя внучка — Румия Нурсканова.
Время первых
Самые большие проблемы космонавту Алексею Леонову доставил воздух, без которого он бы погиб Прошло уже более полувека с тех пор, как человек впервые в истории Земли вышел в открытый космос с борта космического корабля. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Поразительно, но после приземления Гагарину даже не пришлось восстанавливаться, хотя, казалось бы, первый человек в космосе испытал колоссальные нагрузки. Так в возрасте 31 года Алексей стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Хотя в открытом космосе Анатолий Соловьев оказался не первым, космическое пространство стало его вторым домом.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе | Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек — все военные летчики, которые отбирались по конкретным характеристикам. |
62 года первому полёту человека в космос - ХК ЦСКА | 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» («Восток») стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил поле. |
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
И самое главное — даже неизвестно было, сможет ли он существовать в космосе. В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космическое пространство. Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года. Полет советского человека в космос – показатель огромного могущества нашей страны. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.-13. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС.
10 неизвестных фактов о полете Гагарина
Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом? В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.
Кроме того, до сих пор до конца не изучено воздействие состояния невесомости и космической радиации на организм человека. Но люди все равно продолжают стремиться к новым открытиям и покорению дальнего космоса. И, как подчеркивают исследователи, человечество руководствуется не только научным интересом. Нам необходимо рассредоточиться в космосе и отправиться к другим звездам, чтобы катастрофа на Земле не означала конец человечества". По мнению Эллиота Пулэма, руководителя Space Foundation — американской общественной организации, которая занимается популяризацией космических исследований, необходимо уделить внимание созданию постоянной базы на Луне. Его коллега и бывший астронавт NASA Лерой Чиао уточняет: на Луне можно было бы проверить новые технологии и отработать определенные действия, чтобы подготовить полет человека на Марс.
По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду.
Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми. В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось.
Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт. Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца. Свои ноги я поставил прямо на иллюминатор. Шторки не закрывал. Мне самому было безумно интересно, что происходит. Я ждал пока настанет момент разделения, а он всё не наступал... Гагарин стал героем.
Аварийное приземление В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация. Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану. Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее. Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров.
Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок.
Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью. Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью. Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла.
Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере. По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора. Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют. Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом.
Феоктистов, И. Лавров, П. Ермолаев, В. Молодцов, А. Афанасьев, К. Шустин, Е. Церерин, Л. Солдатова, Б. Супрун, В. Дудников, Б. Николаев, В. Бодриков, Б. Сотсков, В. Фрумсон, В. Кураев, В. Яздовский, О. Макаров, В.