13 февраля - 19 февраля. Великому посту всегда предшествуют подготовительные недели. Рассказываем, что это такое и как нужно себя вести в эти дни. Аромат гречневой каши дает этим блинам преимущество перед обычными. Великий пост в 2024 году начнётся 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. Последняя неделя Великого поста, называемая Страстной (или Чистой) неделей, считается самой строгой.
Подготовительные недели перед Великим Постом
Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году — Свято-Троицкий кафедральный собор | Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье. Священник предложил подумать, на каких молитвах больше сосредоточиться, что больше читать: Священное писание или серьезную духовную или светскую литературу «В чем я себя ограничу кроме, диеты». Здесь речь идет о развлечениях или послаблениях, которые мы себе можем дать. По мнению священника, также стоит поразмышлять о том, как пост сможет принести пользу душе или людям, с которыми мы пересекаемся. Узнать подробнее Что разрешено есть, а что — запрещено в Великий пост Пост предполагает ограничение числа приемов пищи один раз в день — вечером и ее качества хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение , и даже полный отказ от пищи и воды. В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином, поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями. Календарь питания в великий пост 2024. Март с использованием материалов azbyka. Также советуют помнить больше о Боге, чем о еде. Кроме того, стоит помириться со всеми, с кем поссорились. По возможности желательно заняться благотворительностью, совершать добрые поступки.
Также это прекрасная возможность «завязать» с вредными привычками.
Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом. В это время разрешается вкушать сливочное масло, молочные продукты и рыбу. В среду и пятницу во время Сырной седмицы не совершается Божественная литургия и полагается лишь одна вечерняя трапеза. Во вторник же, во время вечернего богослужения, читается молитва святого Ефрема Сирина «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя». Сырная седмица — преддверие Великого поста, а потому Церковь называет ее Неделей умиления и покаяние, призывает к смирению и отказу от мирских забав и утех. В Православной церкви время Масленицы — это время примирения со своими близкими, смысл Сырной седмицы — доброе общение с друзьями, близкими, родственниками, это время, когда нужно посвятить себя добрым делам и намерениям. Для этого в народе каждый день Масленицы посвящен свиданиям с родными и близкими и имеет свое название: Понедельник — встреча. В этот день родственники посещают друг друга, чтобы договориться о том, как именно они будут проводить Сырную седмицу.
Иногда сохраняется традиция наряжать чучело, строить снежные городки. В этот день начинают печь блины. Вторник — заигрыши. С самого утра молодых парней приглашают кататься с горы, угощаться блинами. Этот день — день приглашений родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Среда — лакомки. По средам теща зовет зятя и других гостей «на блины». Четверг — широкий разгул. Этот день считается кульминацией Масленицы.
В древности в четверг Масленица разворачивалась во всей своей красе: балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои. Пятница — тещины вечерки. По пятницам зятья в ответ зовут тещ полакомиться блинами. Суббота — золовкины посиделки. В этот день невестки одаривают золовок сестер мужа подарками и сувенирами. Также суббота была днем, когда сжигали заранее заготовленное соломенное чучело Масленицы — символа зимы. В православной же Церкви в сырную субботу вспоминаются все преподобные отцы, напоминая о предстоящем подвиге в виде Великого поста и указывая на примеры добродетели в лице великих постников. И, наконец, воскресенье. Это — Неделя Сыропустная, более известная как Прощеное воскресенье, последнее воскресенье перед Великим постом и 7-е воскресенье перед Пасхой, последний день Масленицы и употребления молочных продуктов.
В Сыропустную Неделю верующие вспоминают об изгнании из рая Адама и Евы за нарушение заповеди Божьей. После вечерней службы в этот день принято совершать обряд взаимного прощения, отвечая на просьбу о прощении «Бог простит». Этот обряд распространился из практики египетских монахов, которые для того, чтобы усилить значимость своего подвига Великого поста, расходились на сорок дней в разные стороны по пустыне. Многие не возвращались из такого похода, и для того чтобы отчистить свою душу, монахи просили друг у друга прощения за возможные обиды, как перед смертью. Каждый от души прощал другого, понимая, что эта встреча может оказаться последней.
Трапеза[ править править код ] Согласно Типикону , на всём протяжении Сырной седмицы, включая среду и пятницу, разрешено употреблять рыбу, яйца, сыр и другие молочные продукты, однако запрещено употребление мяса; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Отказ от мяса[ править править код ] Об истории поста Сырной седмицы, то есть о причинах отказа от мяса, рассказывает Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной , который помещён в Постной Триоди : византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела этот обычай в свой богослужебный устав [6].
Притча о мытаре и фарисее учит тому, чтобы мы подошли к Великому посту с покаянием, без гордыни. Об этом говорится и в песнопениии: «Тщеславие отщетевает наносит убыток богатство правды, смирение же расточает рассеивает страстей множество». Начиная с Недели о мытаре и фарисее, в богослужении происходят некоторые изменения. В частности, на утрене воскресения добавляются стихиры и канон Постной Триоди. А главное, начинает исполняться песнопение «Покаяния отверзи ми двери…». Кроме того, в знак обличения горделивого, неправедного поста фарисея в среду и пятницу этой седмицы отменяется пост сплошная седмица. Вторая подготовительная Неделя к Великому посту На воскресном богослужении читается евангельская притча о блудном сыне Лк. Отсюда и название — Неделя о блудном сыне.
В притче повествуется о юноше, получившем от отца часть причитающегося ему наследства и ушедшем из дома, чтобы получить независимость, узнать настоящую жизнь. В результате сын теряет имение. Осознав свою нищету, он со страхом возвращается домой. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принимает его с радостью и милосердием. Притча эта глубоко символична. Под отцом здесь разумеется Бог, а блудный сын — кающийся грешник. На такого сына похож всякий человек, который душой удаляется от Бога и предаётся своевольной жизни, грехами он губит свою душу и все дары жизнь, здоровье, способности , полученные от Бога.
Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период. В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. В основу стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне.
Воскресный день 20 февраля называется Неделей о блудном сыне. Евангельской притчей Лк. На следующей, второй подготовительной седмице 20 февраля - 26 февраля , в среду и пятницу возобновляется уставный пост. Неделя мясопустная. Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту — Неделя мясопустная воскресенье, 27 февраля. Славянский термин «мясопуст» греч. Церковный устав предписывает не употреблять после этого воскресенья мяса. Неделя мясопустная именуется в Православном календаре также Неделей о Страшном суде. Название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией — о будущем Страшном суде живых и мёртвых Мф. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. Начинается сырная седмица Неделей мясопустной 27 февраля , о Страшном Суде, и завершается перед Прощёным воскресением Неделя сыропустная - 6 марта.
Он прощал и верил, пережил гибель, но вернулся к семье. Вечером этого дня проводится Чин мироварения с использованием миро, символизирующий приближение страданий Спасителя. Великий вторник Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. Христос раскрыл свою суть ученикам, рассказав две притчи: о талантах и о десяти девах. По притче о талантах, каждому даны способности для развития и использования. Притча об умных и глупых девах учит о готовности к Второму пришествию Христа и о значимости подготовки к встрече со Христом. Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота. В первом случае женщина-грешница возливает драгоценное миро на голову Иисусу в доме Симона прокаженного, что вызывает возмущение у учеников. Иисус же объясняет, что это подготовка к его предстоящему погребению. В то же время Иуда Искариот уходит к первосвященникам и договаривается предать Христа за 30 сребреников, начиная тем самым предательство. Служба в церкви в этот день включает последнюю Литургию преждеосвященных даров, после которой читается молитва с тремя поклонами. Земные поклоны прекращаются до праздника Троицы. Также в Великую среду верующие могут участвовать в таинстве исповеди. Великий четверг Великий Четверг — особый день в Православном календаре, когда вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, где было учреждено Святое Причастие. Причастие в этот день символизирует объединение верующего с Христом.
Церковнослужители придерживаются более строгого поста, и их рацион в эти дни сильно отличается. В меню Страстной недели можно включать свежие овощи и фрукты, сухофрукты, орехи, ржаной хлеб. Также рацион можно разнообразить квашеной капустой, кашами пшенная, овсяная, гречневая , грибами, фруктовыми и овощными соками. При приготовлении постных блюд лучше избегать использования растительного масла, вместо этого рекомендуется тушить овощи на воде. Как постятся в каждый из дней Страстной недели? В Великий понедельник традиционно разрешается съесть кусочек ржаного хлеба и выпить стакан воды, не запрещено употребление сырых овощей и фруктов. Многие верующие в этот день полностью отказываются от еды, ограничиваясь только водой. В Великий вторник и среду в рацион включаются только сырые продукты, такие как орехи, сухофрукты, фрукты и свежие овощи.
Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели
Великий пост у православных верующих в 2023 году начинается 27 февраля и заканчивается 15 апреля. Страстная, или Великая неделя – последняя неделя перед Пасхой, которую в 2024 году православные будут отмечать 5 мая. То есть Страстная неделя начнется 29 апреля (понедельник), а закончится 4 мая (суббота). Суть Страстной седмицы. Считается, что Страстная седмица является седьмой неделей Великого поста, но с точки зрения церкви это не совсем так: хотя пост в это время действительно соблюдается, всё же по сути она выделяется в отдельный период перед Пасхой. Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Например, в четвёртом веке Василий Великий, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский в своих словах и посланиях призывали верующих воздерживаться в эти недели, подготовительные недели перед Великим постом, перед этим постным поприщем. начинается первая из трех "подготовительных недель" Великого поста.
В чем суть Великого поста?
- Как поститься в Страстную неделю. Меню на каждый день
- Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
- Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее
- Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста
- Даты подготовительных недель перед Великим постом в 2023 году
- Подготовительные недели к Великому посту | Христианские уроки
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
И таких особых подготовительных Недель перед Великим постом четыре: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, мясопустная и сыропустная Недели. Аромат гречневой каши дает этим блинам преимущество перед обычными. Неделя о мытаре и фарисее Первая подготовительная неделя в 2017 году начинается 5 февраля. 5 февраля открывает подготовительную седмицу к Великому посту: с 6 по 11 февраля. Воздержание в пище (которое принято у христиан по средам и пятницам) в эти дни Церковь не благословляет.
Христианские уроки
Для православных Сырная седмица, масленица — неделя постепенной подготовки к Посту, касающейся не только пищи, но и духовной стороны жизни. Святитель Тихон Задонский говорил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». Неделя сыропустная. В это воскресенье воспоминается грехопадение первых людей и изгнание их из рая см. Церковь нам напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. На Литургии читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься Мф. Прощение ближних, согрешивших против нас, является по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Сыропустная Неделя — последний день употребление в пищу молочных продуктов. Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то. Как в Неделю мясопустную воскресенье 27 февраля мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, так и в Неделю сыропустную воскресенье 6 марта последний раз едим сыр и другие молочные продукты и «отпускаем» их.
Сыропустная Неделя также называется Прощёным воскресением, так как в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается чин прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой. Следующий день — понедельник 7 марта - начало Великого поста - это самый долгий и самый строгий пост у православных верующих Материал подготовила Елена Богулева по учебному пособию для Духовных Семинарий "Литургика" Г.
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери»... Вторая с 24 февраля по 2 марта Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» Луки 15:11-32.
Рече Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче!
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение — парастас , в субботу, 9 марта, после литургии совершается панихида. Неделя 3-я: 10 марта — мясопустная заговенье на мясо — это последний день перед Пасхой , когда на трапезе разрешается мясо. О Страшнем Суде. На литургии в этот день читается отрывок из Мф 25:31—46, который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене реально 9 марта, в субботу вечером поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Седмица 3-я: 11 по 16 марта— Сырная масленица — сплошная, поста в среду и пятницу нет из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально это молитвословие произносят на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром.
Неделя 4-я: 17 марта — С ыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. На литургии читается отрывок от Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Заговенье на Великий пост. Последний день, когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба. После вечерни совершается Чин Прощения: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы примирившись войти в пост.
Неделя о Страшном Суде. Мясопустная На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Иисуса Христа на землю со славою судить живых и мертвых… продолжение 17 марта. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21 , в котором Христос говорит о необходимости прощать всех.
Последняя неделя перед Великим постом: что можно кушать, а что нет
Последняя неделя Великого поста, называемая Страстной (или Чистой) неделей, считается самой строгой. 27 февраля начинается Великий пост, которому предшествуют несколько особых, подготовительных, недель — то есть воскресных дней. Последняя неделя перед Великим постом: что можно кушать, а что нет. Великому посту всегда предшествуют подготовительные недели. Рассказываем, что это такое и как нужно себя вести в эти дни. «Страстная» — название седьмой недели Великого поста. Например, в четвёртом веке Василий Великий, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский в своих словах и посланиях призывали верующих воздерживаться в эти недели, подготовительные недели перед Великим постом, перед этим постным поприщем.
Подготовительные недели к Великому посту
Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Богослужебные особенности На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению.
Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался.
Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей.
Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет.
В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие.
На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.
Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя.
О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в.
Неделя о блудном сыне. Неделя о Страшном Суде. Вообще то, приготовление к посту начинается еще с недели о Закхее, которая предшествует Неделе о мытаре и фарисее. В евангельском отрывке, который читается в эту неделю, говорится о начальнике над мытарями. Он очень хотел увидеть Христа, о Котором так много говорят, что залез на дерево, потому что был невысокого роста. Но каково было его удивление, когда проходивший мимо дерева Христос, обратился к нему, называя его по имени. Спаситель сказал Закхею, что Он должен сегодня побывать у него дома. Это было задумано заранее, и не было пустым времяпровождением. После беседы со Христом, в душе Закхея произошли большие перемены. Он изъявил желание отдать все награбленное нищим, а тем, кого обидел, взяв с них лишние подати, отдать им в четыре раза больше. Таким образом, Закхей явил пример покаяния. Этого не оценили фарисеи, которые осудили Спасителя, Который ходил в дом к грешнику. Церковь этой евангельской притчей старается донести до своих чад на примере Закхея истинное покаяние. Ведь покаяние без исправления бывает бесплодно. Это — важно, поэтому неделя о Закхее следует первой в подготовке к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее Затем идет неделя о мытаре и фарисее, с помощью которой Церковь учит нас смирению мытаря. Он был грешнее многих, но почему же именно его Христос в Евангелии ставит нам в пример?
В среду и пятницу этой седмицы уже не совершается Божественная литургия, а во вторник на вечернем богослужении впервые читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Четвёртая подготовительная Неделя к Великому посту Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или воспоминанием Адамова изгнания, или Прощёным воскресеньем. Завершается подготовительный период трёх недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница. В это воскресенье на богослужении вспоминается изгнание из рая праотца Адама, нарушившего Божественную заповедь послушания. Человек был предназначен для жизни в раю, но грех лишил его этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Но Христос отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним. Наша жизнь является паломничеством к Небесному Отечеству. В начале поста мы уподобляемся Адаму, пост же освобождает нас от порабощения греху. Пост не должен быть показным, лицемерным. Главное условие поста — прощение обид. Поэтому после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем. Так, постепенно Церковь готовит верующих к Великопостным седмицам. Постепенность эта связана с нашей телесной и душевной немощью и, вместе с тем, указывает на милосердие Божие. Церковь призывает отвергнуть фарисейскую гордыню, напоминает о смирении и покаянии, показывает пример неисчерпаемого Божия милосердия ко всем покаявшимся грешникам, побуждает молиться за всех усопших сродников. Это должно послужить духовным примером для нас и поддержать во время великопостного пути.