В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому.
Мир Островского
Александр Николаевич Островский — писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Это человек, который сумел пройти сквозь множество осуждений известных личностей и правительства и внести огромный вклад в творческую историю России. Имя великого драматурга до сих пор красуется на исторических и учебных постройках, а также украшает названия улиц России и других стран. Островского , с которой можно ознакомиться в абонементном отделе библиотеки Таганрогского института имени А.
Островского Лимская библиотека присоединилась к областной акции в поддержку книги и чтения «День с писателем», посвященной 200-летию А. Островского — русского писателя, драматурга, члена корреспондента Петербургской АН. К этому событию в библиотеке оформлена выставка — «Жизнь моя принадлежит театру».
Если мы сравним трех знаковых литературных героев — ученого немца Фауста, благородного испанца Дон Кихота и русского князя Мышкина, — сможем уловить разницу. В светлый праздник Пасхи народ радуется, гуляет, а Фауст в своей лаборатории сидит и редактирует Евангелие — это чисто протестантский способ жизни.
Дон Кихот покидает свое бедное жилище и отправляется в миссионерское странствие добра — это католический пафос деяния. А князь Мышкин ничего такого не делает, сидит в вагоне третьего класса и просто слушает Рогожина, случайного попутчика. Но чем кончается дело? Разные изводы христианского культа культивируют в национальных ментальностях разное. Достоевского поражало, что герои Островского говорят прямо от души — Можно ли утверждать, что более репризного по тексту драматурга русский театр не знал? И чем больше они не подозревают об этом, тем больше юмора исполнения и хохота зрителей. И если актер не репризничает, не кокетничает на сцене, а живет в образе, он не замечает, что его персонаж репризу выдал. Для нас, воспитанных на новой драме, контекстах, подтекстах, сверхтекстах, это тем более необыкновенно.
Герои Островского действительно замечательно формулируют, хотя мы понимаем, что формулирует-то автор, но воспринимаем-то слова, будто их произносят они. И они никогда не обманывают, а если захотят обмануть, то предупредят нас. И дальше мы следим, как они обманывают. У того же Глумова из «На всякого мудреца довольно простоты» целый монолог: вот смотрите, как я до конца пьесы буду обманывать и почему и какими средствами действовать. Островский говорил об отсутствии противоречия в его пьесах склада с тоном. Здесь склад относится к слову написанному, литературному, а тон — к слову сценическому, произнесенному актером. В написанном слове заложено его звучание, слышится интонация. И если ее уловить, текст сам вывезет и сам направит в нужную сторону.
Если артисты каждую фразу раскрашивают, делая ее репризной, то становится скучно и утомительно. В этом видно старание понравиться зрителю. Ну и зачем? Чего ты себе так уже не доверяешь? Ты и так понравишься, если будешь по-честному играть. Кто из старых мастеров и новых впечатлил вас своим Островским? Восторг полный! Филиппов играл в традиционной приподнято-театральной манере, Ильинский — в рисунке и технике, которые ему когда-то сделал Мейерхольд.
С одной стороны, мощная корневая актерская система Малого театра, а с другой — мейерхольдовская школа: перед тобой не только живая вода образа, но ты еще видишь химическую структуру этой «воды». Конечно, дуэты Поляковой и Коршунова в «Волках и овцах», Бочкарева и Титовой в «Последней жертве», Ермакова и Муравьевой в «Лесе», Бочкарева и Глушенко в «Правда — хорошо…»… А за пределами Дома Островского, когда Островского играют «своими словами, штрихами и красками», на меня сильное впечатление произвели спектакли Клима «Отчего люди не летают…» , Праудина «Бесприданница» , Погребничко «Нужна драматическая актриса». Из сравнительно недавних впечатлений — «Гроза» Могучего, мощно раскрывающая нашу русскую ментальность. Здесь высочайшая культура русской традиции исполнения Островского обрела вахтанговскую игристость и искристость… Если бы он внезапно разбогател, «Челси» не стал бы покупать — Поскольку Островский писал в эпоху не режиссерского театра, можно ли утверждать, что он сам работал как режиссер? Если у актеров возникали затруднения, они обращались к драматургу. Но сама пьеса, что интересно, целиком и полностью находилась в ведении театра. Дирекция императорских театров покупала у автора пьесу, и дальше он был над ней не властен. Не имел права публиковать, пока она не сойдет со сцены, и не получал так называемых авторских отчислений.
Тут я хочу сказать о пенсии Островского, на которую он не имел права, поскольку не находился на государственной службе, а писал пьесы «на свободных хлебах». Было время, когда мог по два шедевра в сезон написать. Но когда постарел, силы стали уходить, начал болеть, он обратился с ходатайством к Александру III о пенсии, и одним из мотивов ходатайства было то, что он более четверти века бесплатно, по сути дела, поставлял свои пьесы императорской сцене. В итоге ему дали пенсию размером в три тысячи в год. На эти деньги можно было жить — не шиковать, без роскоши, но вполне достойно. Однако дали ее не потому, что он гениальный драматург, а потому что брат, важная персона в правительстве, похлопотал. Это очень по-русски. На жизнь хватало, но он и не роскошествовал никогда.
Дело не в том, что на роскошь не было денег, у него как бы не было в ней потребности. Все его деньги были заработанные. У него была внутренняя культура отношения ко всем житейским благам, в том числе и финансам.
Ничего этого и следа нет. Островский продолжал делать свое дело. Он был из дворян, но, я бы сказала, из трудящихся дворян, с очень высокой внутренней дисциплиной: знал, что к началу театрального сезона или к чьему-то бенефису должен пьесу написать, и писал. Всегда успевал к сроку и вообще за всю свою жизнь ни разу никого не подвел, а вот его, случалось, подводили. Был один случай в его биографии, когда великий Пров Садовский корифей Малого театра. А шла премьера пьесы «Воевода, или Сон на Волге», где воевода по сюжету засыпает и видит сон, от которого просыпается в ужасе. Пров Садовский, согласно роли, лег спать, да и заснул на сцене по-настоящему. Его не могли незаметно разбудить — пришлось дать занавес. После этого казуса нет никаких гневных инвектив, проклятий, укоризн старинному приятелю. Только и было ему сказано: «Сбились вы, Пров Михайлович, и сбились совсем! А внутренняя душевная опрятность Александра Николаевича не позволяла дурным настроениям проявляться. Он был хорошим, я бы сказала, закрыто целомудренным человеком. Никаких душевных излияний, откровений, оговорок по Фрейду, никаких «душа нараспашку» у него в помине нет. Он не из тех, кому важно было высказаться, важнее быть услышанным. Это он делал через свои пьесы, адресованные не столько читателю, сколь зрителю, делая ставку на актерские таланты. Ни одного скандала с ним не связано. Я имею в виду историю, которая случилась с ним по молодости лет. У него был знакомец — бездельный человек, актер, про каких говорят «актеришко какой-то», попивающий. Они по молодости хороводились, и Островский предложил ему вместе пьесу написать. Начали писать «Банкрот, или Свои люди — сочтемся», и его соавтор на первой же картине слинял. А спустя некоторое время обвинил Островского в плагиате. От зависти, конечно. Он же не знал, что приятель так прогремит этой пьесой. Учитывая нравы литературной и особенно театральной среды, слухи разнеслись по Москве. Но когда читаешь его корреспонденцию того времени, то видишь, что в ней нет никакой пылкости, эмоций — он с достоинством переносит эту чрезвычайно неприятную историю, тянувшуюся почти два года. И не сказать, что это его не задевало. Я пыталась искать моменты, где он «проговаривается», и заметила, что в нескольких его пьесах клевета или, как тогда говорили, клевЕты очень больно задевает его героев. Я думаю, что через эту драматургическую коллизию драматург высказывался о том, что ему пришлось пережить, но не впрямую, а преображая душевный негатив и художественно его очищая. У него есть совсем простенькие пьесы — «два прихлопа, три притопа», как говорится, ничего особенного. Но так может казаться, пока кто-нибудь не поставит пьесу. Я так воспринимала «Бедность не порок», пока ее Александр Коршунов не поставил в Малом театре. Или, например, «Трудовой хлеб» — кажется, что история выеденного яйца не стоит. Но Коршунов поставил такой сильный спектакль, а Валерий Баринов так выступил в центральной роли, что получился спектакль-событие. Даже высокомерная «Золотая маска» не могла мимо него пройти. В этом «Трудовом хлебе» Наташа, бедная обманутая девушка, спрашивает себя, что ей теперь делать и как жить. И — как вывод — прекрасная фраза: «Носить горе, носить горе, пока износится». Наверное, Островский, когда с ним случалось что-то мутное, нехорошее, думал: «Носить нужно, пока износится». И тут он был мужественным человеком. Он не переступил через отцовское благословение Нина Шалимова — Но как совместить его душевную опрятность, порядочность и долгую жизнь невенчанным? И почему он сам — безусловно порядочный человек, сделанный из доброкачественного человеческого материала, — жил невенчанным со своей Агашей двадцать лет, детей с ней нажил? Кстати, только совсем недавно удалось выяснить, какая у нее была фамилия. В литературе об Островском она проходила как Агафья Ивановна. А фамилия у нее оказалась такая, какая и должна быть у жены Островского, — Иванова. Кроме того, что она была замоскворецкая мещанка, совсем простая, домовитая. Как она шокировала Тургенева, который вошел в эту скромную, точнее сказать, бедную избу!
Завершился региональный театральный фестиваль «Дни А.Н. Островского в Омске»
Островский — драматург на все времена! — МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА | Алексей Островский Россия Общество 29 октября в 14:08 Смоленский губернатор продаст резиденцию ради помощи местным больницам. |
Александр Островский: «Я и есть русский театр» - | Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти. |
Видео: Фестиваль «Островский в доме Островского» стартует | Знаменитости с фото и видео | Нет сомнений в том, что этот сюжет Островский почерпнул из своей работы в суде — в Москве 1830–40-х ложные банкротства были на слуху как крайне популярная форма мошенничества. |
ВЗГЛЯД / Памятник писателю Николаю Островскому демонтировали в Харькове :: Новости дня | Российский президент Владимир Путин поручил подготовить проект указа о праздновании в 2023 году 200-летия со дня рождения писателя Александра Островского, сообщает РИА Новости. |
АНАПСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА - | До самой смерти Островский был председателем Общества русских драматических писателей, организованного в 1874 году. |
Читка «Банкрота»
- россия ОСТРОВСКОГО
- Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
- А. Н. Островский - великий драматург и писатель
- ОСТРОВСКИЙ Павел, священник - Православный журнал «Фома»
- Другие статьи номера
- Гений из Замоскворечья: об основоположнике национального театра Александре Островском
В Киеве снесли памятник советскому писателю Николаю Островскому
Островского — русского писателя, драматурга, члена корреспондента Петербургской АН. К этому событию в библиотеке оформлена выставка — «Жизнь моя принадлежит театру». А читателям было предложено ознакомится с материалами выставки и ответить на вопросы кроссворда по произведениям знаменитого писателя.
Я теперь сам не могу даже волос причесать... Итак, я теряю подвижность всех суставов, которые ещё недавно подчинялись. Полное окостенение.
Слежу и вижу, как по частям расхищается буквально моя последняя надежда как-нибудь двигаться… Ходить я не могу совсем… из письма Островского другу Островского очень пугала неподвижность: он до изнеможения занимался гимнастикой. Над кроватью к потолку был прибит ролик, через него перекинута верёвка, один её конец привязан к ногам, другой — у него в руке. Молодой человек тянул верёвку: ноги поднимались вверх и опускались. Но это ему не помогло. В 1926 году вместе с возможностью двигаться Островского покинуло зрение.
Тогда у него и возник план написать роман — наполнить свою жизнь содержанием, хоть как-то оправдать своё существование. Несмотря на то, что он был прикован к постели, писатель считал себя здоровым человеком. А свою неподвижность и слепоту он называл недоразумением и сатанинской шуткой. Островский понимал, что силы продолжают покидать его и нужно торопиться, если он хочет осуществить свой план. В один из зимних вечеров 1930 года Островский попросил свою жену Раису аккуратно переписать несколько страниц, исписанных его рукой.
У женщины это занятие заняло полчаса, всё это время писатель сердился, почему она пишет так медленно. Когда она закончила, Островский попросил её сесть рядом, взять чистую бумагу и записывать продолжение того, что она сейчас переписала. Рука онемела, от усталости клонило ко сну, а он всё диктовал и диктовал, ровно, сосредоточенно. Невидящим взглядом смотрел он перед собой, и казалось, он видит проходящие перед ним и видимые ему одному картины и рассказывает мне о них Раиса Островская Но Раиса не всегда могла помогать мужу. Рано утром она уходила на работу и уставшая возвращалась только вечером.
Но Островский хотел писать: еле двигающимися пальцами он держал карандаш и медленно выводил букву за буквой. Часто строки наползали друг на друга, и потом прочитать написанное было невозможно.
По словам телеведущей, экс-главнокомандующего планировали назначить на пост посла в Лондоне, однако он подозрительным образом отсутствует в поле зрения общественности, его никто не видел в последние недели, передает РИА «Новости».
Также высказываются предположения, что он якобы был убит вместе с несколькими высокопоставленными украинскими офицерами. Как пишут «Военкоры Русской Весны» , беспилотник удалось сбить бойцу третьего батальона 91 отдельного стрелкового полка рядовому Хатамову из Узбекистана. Сообщается, что российские военные выполняли боевую задачу в Никольском.
Когда шли эвакуационные мероприятия, они попали под обстрел, один из военных был ранен. Хатамов «возвратился за ним и был атакован FPV-дроном-камикадзе», но сбил беспилотник вещмешком — в результате у БПЛА были «повреждены лопасти», дрон «потерял управление». Российские военные провели «успешную эвакуацию боевого товарища».
В феврале российский военный сбил палкой преследовавший его FPV-дрон. Кондратьев сообщил в Telegram , что киевский режим предпринял попытку масштабной террористической атаки в Славянском, Северском и Кущевском районах, используя беспилотники. Никто не пострадал, «серьезных повреждений нет».
Он поблагодарил военных за «отражение атаки и уничтожение БПЛА». Глава района Роман Синяговский сообщил в Telegram , что «было девять атак на резервуарный парк и ректификационную колонну» на территории завода в Славянске-на-Кубани. Выстроенная система защиты не допустила повреждения резервуарного парка, но была повреждена ректификационная колонна.
Возгорание ликвидировано, пострадавших нет, сообщил Синяговский. Напомним, в марте в результате атаки на Славянском НПЗ произошел пожар. Как сообщил оперативный штаб Краснодарского края, «в момент атаки БПЛА один человек погиб », предположительно, от сердечного приступа.
Он не исключил, что завод получил скрытые повреждения. По его словам, на месте происшествия работают пожарные и ремонтные бригады. Ранее сообщалось, что российские военные подавили более десяти беспилотников, которые пытались атаковать НПЗ и объекты инфраструктуры в Краснодарском крае.
Отмечается, что мужчины с ограниченной годностью к службе пройдут повторное медосвидетельствование, после чего будут разделены на четыре категории для определения места службы, передает ТАСС. Известно, что теперь обновлены критерии отбора.
Павел Островский Христос идет в Иерусалим на смерть. Народ этого не знает, но встречает Его с великой радостью, потому что Он воскресил Лазаря от смерти. Люди воодушевлены, так как думают, что пришел сильный пророк, который избавит их от земных проблем. Уже через 5 дней после входа Христа в Иерусалим люди будут на площади кричать Понтию Пилату: «Распни!
Островский — драматург на все времена!
Эрудиты наверняка догадались, что речь идет о сказке «Снегурочка» — истории о любви и вечном возрождении природы. Прочтя ее, композитор Римский-Корсаков в 1879—1880 годах написал одноименную оперу. А в 1882 году меценат Савва Иванович Мамонтов решил разыграть пьесу на домашней сцене у себя в Абрамцево и обратился к Виктору Михайловичу Васнецову с просьбой сделать декорации и эскизы костюмов. Примечательно, что сам Васнецов играл в постановке Деда Мороза. В 1885 году оперу «Снегурочка» по эскизам Васнецова исполнили в Русской частной опере С. В 1899 году Виктор Васнецов вернулся к образу героини сказки и написал одну из самых романтических картин. Следующий раздел представит читателям возможность познакомиться с обзором истории русской литературы и критики XIX века.
В книге «История русской литературы XIX века» рассматривается период с 1840-е по 1860-е годы. Автор, Юрий Иванович Минералов, дает филологический анализ художественных текстов, изучает проблемы художественного мастерства писателей. Издание «Русская литературная критика XIX века» содержит основные работы литературоведов, входящие в школьную программу.
Тем более, что в стране проводится кампания: собирают воспоминания об истории комсомола. Скоро юбилей — всех просят присылать материалы. Марта обсуждает с ним некий план будущей работы, но Островский нерешителен, он еще не уверен в собственных силах. Внезапно Николай открывает в себе странный дар: стоит ему один раз задушевно поговорить с человеком или хотя бы дотронуться до него рукой, как этот человек привязывается к нему. В июле 1926-го Островский по совету матери едет в Новороссийск, к дальней ее родне — семье Мацюк.
Быт этой семьи далек от коммунистических принципов. Это угнетает Николая. Его раздражают бесконечные дебаты с хозяином, который все время иронизирует по поводу фальшивых коммунистов. Единственное, что радует душу, — общение с дочерьми: Еленой и Раей. Островский пробует писать свои воспоминания о комсомоле и внезапно понимает, что ему не хватает знаний. Болезнь отбирает последние силы, ухудшается зрение. Он чувствует, что приближается полная слепота. И тогда он идет в городскую библиотеку и начинает читать.
День за днем, книгу за книгой. Но будет ли когда-нибудь литература для него источником средств к существованию? В сентябре 1926-го Островский внезапно все бросает и на костылях с трудом добирается до Москвы. Он впервые в столице. Только ей, истинной коммунистке, можно довериться, только с ней можно посоветоваться. А если она все-таки ответит взаимностью на его чувства… Преодолевая дикую боль, он с трудом поднимается на шестой этаж. Бледный, с крупными каплями пота на лбу — он стоит на пороге. Он никого не предупредил о своем приезде.
Марта все понимает без слов. Вечером в квартире появляется мужчина. Он слишком откровенно обнимает Марту. Островскому все становится ясно. Он решает покончить со своей душевной слабостью и делает вид, что все в порядке вещей. На следующий день он говорит Марте: «Я приехал лишь для того, чтобы ты мне помогла. Все остальное чепуха». Марта по достоинству оценивает проявленное мужество и в последующие дни подключает все имеющиеся у нее связи, чтобы познакомить Островского с нужными людьми: журналистами, издателями.
Островский легко располагает к себе собеседников. С ним с удовольствием общаются, его слушают, и благодаря этому он заводит множество знакомств. Некоторые из новых знакомых — очень влиятельные люди. Позже они не раз ему сильно помогут, как помогла и направила Марта Пуринь. В начале октября Островский уезжает обратно в Новороссийск. Ему нужна помощница. И он использует все свое мужское обаяние в отношении двадцатилетней младшей дочери Мацюков — Раисы. Через месяц Рая объявляет потрясенным родителям, что они с Николаем стали мужем и женой.
С этого момента Рая становится для Островского всем: и женой, и сиделкой, и помощницей, и ходоком во все инстанции. Она очень нравится и матери Ольге Осиповне, а также брату Дмитрию. Через 10 лет после смерти Николая Островского Раиса по настоянию его матери станет женой Дмитрия. Островский продолжает жадно читать книги. Он понимает, что без этого писателем не станет. Библиотекари не выдерживают и отправляют его на книжный склад, где он сидит и продолжает читать. За полгода он прочитывает столько, сколько обычный человек за двадцать лет. Ему очень нравится приключенческая литература.
Он пытается хотя бы в мечтах прожить ту жизнь, которую отняла болезнь. Простых рабочих и крестьян, которым на основе их писем профессионалы помогают сделать статьи и очерки. Позднее Островский специально упомянет его в качестве того, кто предложил ему сразу создать роман или повесть. Вероятно, Костров также обещает профессиональную помощь в редактировании, как только Николай что-то напишет. Костров умрет в 1930-ом от туберкулеза, и Островскому будут помогать другие люди. Но после его смерти Островский с благодарностью вспомнит именно о Кострове. А за окнами уже другая жизнь. Гражданская война давно позади.
Революция еще у всех в памяти, но для молодых она уже как предание. В 1928 году Островский живет в Сочи, скитаясь по разным подвалам и углам. Ему приходится туго, ведь он практически недвижим и получает мизерную пенсию. Наступает слепота, и позарез нужен радиоприемник, чтобы не быть отрезанным от мира. Рая продает все его носильные вещи — Островскому они уже не понадобятся. Сама работает до глубокой ночи, но средств все равно не хватает. Новая добрая знакомая Жигарева втайне переводит из Ленинграда кое-какие деньги прямо Раисе. Работа над романом идет страшно медленно.
Пока у Островского лишь одни наброски и фрагменты. Осенью 1929-го Николай приезжает на лечение в Москву. Внутренне он уже готов рассказать свою жизнь, как легенду, сочиненную им самим. То, что пережил он сам, и то, что почерпнул из книг, надо сопрячь с полетом воображения и духовными ожиданиями миллионов будущих читателей. И он мысленно переплавляет все события своей жизни, приспосабливая их к задуманному. Именно поэтому Корчагин сыплет махорку в тесто священнику, сражается на Гражданской, получает тяжелое ранение, несколько месяцев строит узкоколейку в Боярке… Потом участвует в Союзном съезде ВЛКСМ, а не просто в районной конференции, как это было в жизни у Островского. После выписки из клиники не без помощи влиятельных знакомых Николай добивается получения комнаты в коммунальной квартире в Мертвом переулке. Писать роман важно именно здесь, в Москве.
Тут больше возможности добиться его опубликования. Он пытается писать самостоятельно, но это почти невозможно. Руки не слушаются. Для того, чтобы строки не наезжали друг на друга, делаются специальные трафареты.
Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы. Островский умер 2 июня 1886 года в своём имении в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
Они и станут основой выставки. В экспозицию также вошли фотографии из постановок «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы», «Василиса Мелентьева». Важное место на выставке займут уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям, в том числе работы живописца Бориса Волкова, театральных художников Василия Рождественского и Сергея Иванова и сценографа Константина Юона. Картина дня.
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга Александра Островского
Александр Островский: «Я и есть русский театр» - | Российский президент Владимир Путин поручил подготовить проект указа о праздновании в 2023 году 200-летия со дня рождения писателя Александра Островского, сообщает РИА Новости. |
200-летие Александра Островского: театральный Петербург | Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». |
«В счастии человек делается добрее, благороднее»: 200 лет со дня рождения Александра Островского | Биография советского писателя Николая Островского: личная жизнь, лечение болезни Бехтерева, причина слепоты, дата рождения, отношения с женой. |
Александр Островский: «Я и есть русский театр» - | Чтобы глубже понять творчество писателя и его место в литературном процессе своего времени, предлагаем издания об Александре Островском. |
Александр Островский
Агафье Ивановне он первой читал свои произведения и внимательно прислушивался к ее замечаниям. Вместе они прожили 20 лет, до самой смерти верной подруги Островского в 1867 г. Брак с актрисой В 1869 г. Александр Островский вступил в брак с Марией Васильевной Бахметьевой, актрисой, которая служила в Малом театре. У них родилось четверо сыновей и две дочери. С приходом артистки в жизнь драматурга его жизненный уклад претерпел большие изменения.
Новая жена была женщиной широкой души и привыкла к жизни с размахом.
Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского 21. В преддверии юбилея «СГ» начинает публикацию цикла материалов, посвященных связи великого русского драматурга с нашим городом и историей самарского театра. Литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России Татьяна Журчева рассказывает о значении Островского для русской культуры и знакомстве Самары с его творчеством. Русский Шекспир — Александр Николаевич Островский — драматург на все времена. Для русской культуры он значит примерно то же, что Уильям Шекспир для английской. Но в отличие от коллеги он не стал писателем мирового класса. Не в силу недостаточного дарования, а потому что основательно погружен в русскую жизнь и проблему национального характера. Александр Николаевич заявил о себе в 50-х годах XIX века, когда русское общество и русское государство оказались на распутье, и многие выдающиеся умы того времени были озабочены гоголевским вопросом: «Русь, куда несешься ты?
Это не просто драматургия на русском языке. Это произведения, которые максимально полно показывают своеобразие национального уклада и жизни. Николай Гоголь писал: — Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. XIX век — то самое время, когда вся культура стремилась постигнуть смысл и суть народной жизни. Островский стал тем человеком, который приблизился к этому в драматургии. Благодаря его пьесам и тесному сотрудничеству с Малым театром рождается национальный русский театр. Островский — один из деятелей культуры, благодаря которым формировалось национальное самосознание. Читка «Банкрота» Александр Николаевич, обладая особым художественным чутьем, точно улавливал острые злободневные проблемы, при этом мог в сиюминутном увидеть и вечные. Многие его самые известные пьесы абсолютно актуальны до сих пор, как бы их ни играли: в костюмах эпохи, в современных интерьерах или в условных декорациях.
Россия у Островского — страна с просторами и размахом. И купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия, но и как центральная русская натура, средоточие народной жизни в её росте и становлении. Театр был его средой обитания, болью и страстью, темой творчества, метафорой жизни вообще. Прежде всего, драматурга заботил показ на сцене русского человека.
Его перу принадлежит 47 оригинальных пьес, многие из них до сих пор являются одними из самых читаемых и часто исполняемых в России. Творчеству писателя, его произведениям и размышлениям о месте словесных творений гения драматургии в плеяде мастеров пера XIX века посвящена новая выставка «Неиссякаемый Островский», открывшаяся на абонементе Публичной библиотеки им. В начале экспозиции читатели смогут познакомиться с краткой биографией Александра Островского, а представленные планшеты знакомят с фотографиями дома, где родился писатель, и его усадьбой в Замоскворечье. В следующем разделе представлены издания самых известных произведений писателя. Здесь можно узнать историю, произошедшую в маленьком провинциальном городке Калинове на Волге, в котором время словно остановилось. Городок полон предрассудков, а жители будто бы «законсервированы» старыми порядками и страшатся каких-либо перемен в привычном укладе. Юная Катерин, с ее тонкой, чувствительной ко всему ложному натурой, в таких условиях чувствует себя обреченной. Героиню рано выдали замуж, и теперь трепетный огонь ее души медленно тускнеет в доме с властной свекровью Кабанихой и безвольным мужем Тихоном, способным лишь на повторение слов маменьки. Все круто меняется, когда в город приезжает по делам молодой племянник местного купца Борис. Он выгодно отличается от местных жителей городка.
Великий летописец русской жизни
“Тверь в лицах”: писатель Александр Островский и его неудачное путешествие | В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги. |
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского | Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. |
Алексей Островский - | Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. |
ВЗГЛЯД / Памятник писателю Николаю Островскому демонтировали в Харькове :: Новости дня | 26 апреля 2012 года Алексей Островский вступил в должность Губернатора Смоленской области. |
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского
Всего планируется 19 спектаклей, 14 из них пройдут в столице, остальные — на сцене филиала Малого театра, который находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Творчество великого драматурга и детали фестиваля обсудили сегодня на пресс-конференции. Произведения Островского, по словам заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, востребованы по сей день, потому что драматург затрагивает актуальные социальные и общественные аспекты, передавая их художественным языком. Автор, как считает Манилова, «стоит на защите» русской классики и сохраняет национальные театральные традиции, не давая им провалиться в небытие. Нет равных по востребованности этого автора у нас в стране. Островского ставят и национальные театры России, то есть те театры, которые созданы для того, чтобы говорить со сцены на своих национальных языках. Не на русском.
Приведем анекдот из «Записной тетради» за 1854 год. Мужик: Эх. Батюшка, это что ж? Нас учил, а сам попал, да еще так глубоко. Поп: Молчи, свет! Подо мной протопоп, а то бы я еще глубже утоп». В «Записной тетради» есть и такое: «Поп — из семи овчин брюхо сшито». Отнюдь не случайным оказывается заявление девушки-сироты Натальи из комедии «Трудовой хлеб»: «В церковь не надо ходить… Там известно что… Певчие поют…» А что же сам Островский? Он все театром занимался… Доброй души был человек» А. Островский в воспоминаниях современников. Уважение к служителям алтаря изредка все же проявляется в драматургии Островского. Дворецкий Потапыч из пьесы «Воспитанница» говорит: «…и городничему жаловались, и отцу протопопу…» Духовенство здесь представлено продолжением власти светской. Особняком стоят исторические трагедии, посвященные Смутному времени. Рассмотрим «историческую хронику в стихах» «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» далее — «Минин» , написанную в 1861 году. Обращаясь к той эпохе, Островский, подобно другим авторам, включил в пьесу образ юродивого: «В монастыре обеденку стоял и панихиду пели, поминали». Показаны богомольными и другие герои. Готова «плыть» к «райскому берегу» и богатая вдова Марфа Борисовна. В результате III отделение запретило постановку пьесы в театре, и Островскому пришлось подготовить вторую редакцию. Но вернемся к сюжету пьесы. Не случайно журнал «Отечественные записки» обвинил Островского в «односторонне религиозном освещении событий». Особый разговор идет о патриархе. Что скажет — свято. Глава церкви ставится Мининым, похоже, выше царя: «Осиротела Русь! Из пьесы явствует, что глава церкви вмешивается в политику: «Наш патриарх пишет, чтобы паньина Маринкина здесь о Марине Мнишек. Богатый торговец Аксенов оправдал боярского сына Пахомова, который, по мнению народному, «от всякой напасти заговорен»: «К патриарху ходит, благословение принимает, а ты: «заговорен!
Как сообщало ИА Регнум, снос памятников, имеющих отношение к России, начался на Украине в 2015 году под видом «декоммунизации». Власти страны снесли к началу 2022 года более 2,5 тыс. Также изменили названия более 900 населённых пунктов и около 50 тыс. После начала спецоперации по денацификации этот процесс продолжился с многократно возросшими темпами. Только в Киеве в рамках так называемой масштабной кампании по дерусификации и десоветизации запланировали снести 296 объектов, связанных с СССР или Россией.
Замечательнее других — вид с левого берега, с бульвара, на противоположную сторону, на старый город, который возвышается кругом городской площади в виде амфитеатра. Хорош также вид с правой стороны, со старинного земляного вала; впрочем, лезть туда найдётся немного охотников. Собственно старый город был на правом берегу: там и соборы, и гостиный двор, и площадь, а левый берег обстроился и украсился только благодаря петербургскому шоссе", — писал Островский в путевом дневнике. Драматург обратил внимание на жизнь местной молодёжи. Удалыми парнями считали тех, кто смог выкрасть невесту и не попасться на глаза её родне, хотя всё происходило с согласия родителей. Затем шёл небольшой спектакль: молодые возвращались к родителям, те напоказ злились, а потом начинался пир. Дороги в губернии вселяли ужас в сердце путешественника. Его тверские зарисовки косвенно отразились в пьесах "Гроза" и "На бойком месте", а возможно, и в других произведениях.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- А. Н. Островский - великий драматург и писатель
- Путин дал поручение о подготовке к 200-летию писателя Островского
- Новости по теме
- Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве
- Тепло - Огаревская централизованная библиотечная система | Новости
Счастье жить
Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. Биография советского писателя Николая Островского: личная жизнь, лечение болезни Бехтерева, причина слепоты, дата рождения, отношения с женой. В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому. Александр Николаевич Островский – писатель, зародивший великое понятие драмтеатра.
Великий летописец русской жизни
Новости. Книжная выставка «Неисчерпаемый Островский»: к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя. Новости. 11 апреля в Малом театре стартует фестиваль «Островский в Доме Островского». Знаменитый драматург Александр Николаевич Островский появился на свет в 1823 г. 12 апреля 2023 г. исполняется 200 лет со дня его рождения. Найденная в архивах автобиография писателя кардинально расходится с биографией Павки и тем, что писали о самом Островском. Александр Николаевич Островский (1823-1886) – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра. 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886), великого драматурга и писателя, основоположника современного.
“Тверь в лицах”: писатель Александр Островский и его неудачное путешествие
«Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день» (Н.В. Берг, русский журналист, XIX век). Большевик и писатель Николай Островский родился на Волыни, в селе Вилия Острожского уезда, а жизнь и творчество его оказались наиболее тесно связаны с Шепетовкой. Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти.