Национальный состав населения в странах Прибалтики. альный ский состав населения народов. #статистика #инфографика #латвия Переписи населения проходили: 1925,1935,1959,1970,1979,1989,2000,2011. The Gurdian считает, что через треть столетия население Латвии сократится почти на четверть. Национальный состав населения Латвии — Перепись 1989 года Перепись 1989 год Территория км² Население Латыши Русские Белорусы Украинцы Поляки Литовцы Бауский район 1880,6 55888 Бауска 6,1 11819 8675 1773 307 201 154 555 Барбелес 97. Ниже приводятся данные переписи 2000 года с разбивкой по районам (карта Латвии с данными о населении).
Государственный строй
- Удачная идея
- В Латвии захотели принимать иностранцев в армию в случае мобилизации
- Основная навигация
- Новости экономики, медицины и общественной жизни
Выезд русских поможет исчезновению Латвии
Епископ Мейнард в 1185—86 в поселении Икшкиле на берегу Даугавы построил с помощью каменотесов с о. Готланд каменный замок и церковь — первые упоминаемые историческими источниками каменные постройки в Балтии. С 1198 территория Латвии стала объектом крестового похода, объявленного Папой римским. Новый епископ Икшкильский Бертольд победил ливов, проживавших в нижнем течении р. Гауя, но сам погиб от руки ливского вождя Иманта Имаута. Его последователь — епископ Альберт основал в 1201 Ригу, ставшую форпостом агрессии крестоносцев в Прибалтике и перенес сюда епископский престол, став первым епископом Рижским.
В 1206 был построен замок Цесис в те времена замок назывался Венден — опорный пункт для покорения Северной Латгалии и Южной Эстонии. В 1207 ливы покорились епископу и приняли крещение по католическому обряду. Завоеванные земли были разделены между епископом и Орденом меченосцев, основанным в 1202. Завоеванные земли получили название Ливонии Livland. В 1206—1224 крестоносцы покорили латгалов, в 1208 — селов.
В 1223 началось покорение Пруссии войсками Тевтонского ордена, который продвигался от нижнего течения Вислы на восток. Навстречу ему — от Даугавы и Рижского залива — в западном направлении двигался Орден меченосцев. В 1237, после поражения от литовцев в битве при Сауле 1237 , ордена вынуждены были объединиться, и Орден меченосцев как местное отделение Тевтонского ордена стал называться Ливонским. Завоевать земли куршей оказалось сложнее. Только в 1231 Ордену удалось захватить часть Северной и Средней Курсы, а весь край был покорен только к 1252.
Однако в 1260 в битве между литовцами и крестоносцами при Дурбе курши и эстонцы перешли на сторону литовцев, в результате чего немецкие рыцари были разбиты, а восставших куршей пришлось усмирять еще 6 лет. В 1267 курши вынуждены были заключить мирный договор с крестоносцами. К 1290 была окончательно покорена Земгале. Ливония — так со второй четверти 13 в. Наиболее сильными были земли Ливонского ордена и Рижское архиепископство.
Ливонский орден, рижский архиепископ и ливонские епископы подчинялись Папе римскому. Наиболее централизованным было управление на землях Ливонского ордена. Во главе Ордена стоял магистр, избираемый пожизненно. Вся территория делилась на области во главе с комтурами или фогтами, жившими в укрепленных замках. По своему должностному положению в 13 в.
Комтуры, фогты и высшие чины Ордена входили в конвент — совещательный орган по административным и военно-политическим делам. В Рижском архиепископстве управление находилось в руках архиепископа и капитула соборных каноников совета из 12 высших священнослужителей. Во второй половине 14 в. Территория архиепископства делилась на три части: домен собственность архиепископа , земли капитула соборных каноников и ленные владения вассалов. Вассалы на своих землях пользовались почти неограниченной хозяйственной самостоятельностью.
В 14—15 вв. Так, в 1257 вассалы получили от архиепископа Сильвестра Стоддевешера привилегии «милость Сильвестра» , которыми ленные имения фактически превращались в частную собственность вассалов. Ливонские крестьяне селились в деревнях, объединенных в пагасты, во главе которых стояли поставленные феодалом старосты. Пагасты имели и свои суды, где судьями были старшие по возрасту крестьяне. Постепенно сельскую систему сменила хуторская, так как при устройстве новых помещичьих имений сносились целые деревни, а крестьяне расселялись по хуторам на менее плодородные земли.
Хуторская система окончательно разрушила сельскую общину. Завоеватели-крестоносцы предпочитали заниматься грабежами соседских земель, отнимая у побежденных скот, серебро, продукты, украшения. К концу 15 в. Учреждался особый суд для улаживания дел о беглых крестьянах — гакенгерихт суд сохи. Судьи устанавливали принадлежность крестьян к тому или другому владельцу на основании земельной книги.
Промежуточную прослойку между феодалами и крестьянами составляли лейманы — мелкие вассалы Ливонского ордена и рижского архиепископа, латыши по происхождению. За пользование землями они были обязаны участвовать в военных походах. Отношения между Ливонским орденом и Рижским архиепископством были сложными и запутанными. Ордену удалось фактически освободиться от вассальной зависимости от епископов, и началась продолжительная борьба за гегемонию в Ливонии. Основным объектом борьбы между ними была Рига.
Сначала верховным главой Риги был епископ Альберт, который впоследствии отказался от своих прав на Ригу в пользу датского короля. В 1221 рижане восстали против нового сюзерена, власть перешла в руки собрания горожан, избравших городской совет магистрат. Со второй половины 13 в. Вступив в конце 13 в. Переработанные с небольшими изменениями Рижские статуты действовали до 17 в.
В конце 13 в. В 1330 после продолжительной осады сопротивление горожан было сломлено и город сдался Ордену. По договору от 23 марта 1330 Рига признала над собой власть Ливонского ордена, и находилась в зависимости от него до начала 15 в. Разгром Тевтонского ордена в 1410 в Грюнвальдской битве оказал значительное влияние на политические отношения в Восточной Прибалтике. Постепенно Тевтонский орден попал в ленную зависимость от Польши, а в 1525 произошла его окончательная секуляризация, превратившая Пруссию в вассальное герцогство.
Ливонский орден, хотя и непосредственно не пострадавший в этом сражении, постепенно стал терять свое политическое значение. В целях нейтрализации Ордена рижский архиепископ в 1419 созвал в Валке первый ливонский ландтаг совещание представителей всех ливонских территорий. Ландтаг, состоявший из четырех курий, не отличался большой работоспособностью, так как требовалось единогласное решение всех палат; однако он очень пригодился архиепископу, чтобы парализовать влияние Ордена. Расцвет Московского государства во второй половине 15 в. Ливонский орден стал активно вмешиваться в русские дела и поддерживать Новгород в его борьбе против Москвы.
В 1471 войска Ордена вторглись на территорию Пскова — союзника Москвы. Мирный договор, заключенный между Ливонией и Москвой еще в 1469, был возобновлен. В 1492 русские стали строить на восточном берегу р. Наровы мощную крепость — Иван-город, которая могла использоваться как для защиты, так и для нападения. Магистр Ордена Вальтер Плеттенберг считал, что столкновение с Москвой неизбежно, и стал искать помощи у соседних государств.
В ответ на эти действия Иван III снова направил войско в Ливонию, где русским удалось одержать ряд побед и даже дойти до Цесиса. В 1503 между Москвой и Ливонией было заключено перемирие сроком на 6 лет, которое затем неоднократно продлевалось. Длительный период мира с Русским государством более 50 лет способствовал тому, что в первой половине 16 в. Ливония вступила в полосу экономического подъема. Большое значение имела торговля с русскими городами, куда ливонские купцы поставляли соль и откуда получали пушнину и лесоматериалы, которые затем выгодно перепродавались ими в Западную Европу.
Сложились благоприятные условия и для торговли хлебом. В свою очередь это привело к устройству новых имений и расширению барской запашки в старых, сопровождавшихся массовым сгоном крестьян с их наделов. Феодалы стремились зарабатывать и как посредники, скупая у крестьян хлеб и другие продукты. Спекуляцией хлебом занимались и высшие должностные лица католической церкви. Количество барщинных дней в середине 16 в.
Все крестьяне, даже неимущие, облагались самыми разнообразными податями. Крестьяне не имели права заниматься торговлей и самовольно покидать свои земли. Помещики присвоили себе право продавать и дарить крестьян. В 20-е годы 16 в. Их провозвестниками были Андрей Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер.
Началом Реформации стал диспут в церкви Святого Петра между Кнопкеном и католическими священниками. Против воли епископа рижский совет назначил Кнопкена и Тегетмейера священниками в церквях Св. Петра и Св. Иакова Екаба. В 1523 в Риге появился проповедник анабаптизма Мельхиор Хофман, вскоре высланный.
Лютеранские проповедники в Риге стремились найти общий язык c латышами. Кнопкен, в частности, вступил в Рижское братство латышских грузчиков. Иоахим Мюллер стал членом братства разносчиков пива. В 1524 при церкви Св. Иакова возник первый латышский лютеранский приход, где богослужение отправлялось на латышском языке.
В 1530 на латышском языке были записаны первые церковные гимны. К середине 16 в. Реформация в Ливонии в целом победила, католиками оставались лишь крупные феодалы. Во второй половине 16 в. В 1558 началась Ливонская война, завершившаяся лишь в 1583.
Непосредственным поводом к войне стало заключение в 1557 военного союза между Литвой и Ливонией, что противоречило русско-ливонскому мирного договору 1551. В январе 1558 русские войска вступили на ливонскую территорию, 11 мая взяли Нарву, 19 июля — Юрьев ныне Тарту. В январе следующего года русская армия осадила Ригу. Король согласился взять территории Ордена и Рижское архиепископство под свой протекторат и обязался добиться заключения мира с московским государством. В 1560 русское войско вновь вступило на территорию Ливонии, был взят замок Алуксне Мариенбург и крепость Вильянди Феллин.
Передовые полки русских прошли всю северную Видземе, почти не встречая сопротивления, и захватили и сожгли ряд замков. В то же время, с момента вступления на престол в Швеции Эрика XIV, в Ливонии активизировалась деятельность шведской дипломатии, которой удалось добиться подчинения Швеции Северной Эстонии и Таллина. Из-за опасения конкуренции со стороны шведов Сигизмунд II Август направил своих представителей в Ригу для подготовки нового договора с Ливонией. Высшим военным начальником всей Ливонии был назначен литовский канцлер Николай Радзивилл Черный. Окончательный договор был подписан 5 марта 1562, Ливонский орден и ливонское государство прекратили свое существование.
Кетлер был провозглашен курляндским и земгальским герцогом и назначен губернатором Задвинского Пардаугавского герцогства. Рига до 1581 сохранила свою независимость. Однако Ливонская война продолжалась, Московское государство вело борьбу с Литвой и Польшей, позднее — со Швецией. На западе шла борьба между Данией и Швецией. Затем началось контрнаступление польских войск в направлении на Полоцк и Псков, а шведских — на Нарву.
Шведам удалось отвоевать занятые до этого русской армией эстонские города и занять Ингерманландию. В 1583 Иван IV признал шведские завоевания. Стефан Баторий в 1581 заключил с Ригой договор о подчинении города польско-литовскому государству при сохранении за ним ряда привилегий и введении новых, относящихся к крестьянам. Политическая карта в центре Европы снова стала напоминать ту, какой она была в 1561. Эстония осталась в составе Швеции, Видземе и Латгалия — частью польско-литовского государства, Курляндское и Земгальское герцогство — владениями Кетлера и зависимым от Польши ленным герцогством.
На территориях, вошедших в состав Польши — Задвинском герцогстве были сохранены и подтверждены привилегии ливонского дворянства. Вероятно, 28 ноября 1561 король Сигизмунд II Август подписал так называемые Привилегии Privilegium Sigismundi Augusti , согласно которым сохранялось немецкое управление и немецкие законы, лютеранская вера, должностные лица должны были назначаться только из местных дворян, закреплялись права дворян на их имения и на крестьян, судебная власть помещиков над своими крестьянами. Хотя оригинал этого документа не сохранился и поэтому неоднократно высказывались сомнения в его существовании, ливонское дворянство считало эти привилегии действующими и последующие завоеватели в большей или меньшей степени вынуждены были их признавать. Во главе герцогства стоял назначаемый польским королем губернатор. В 1566 на эту должность, вместо слишком независимого Кетлера, был назначен литовский гетман Ян Ходкевич.
В 1582 Стефан Баторий издал так называемые Ливонские конституции Constitutiones Livonie , определившие государственное устройство герцогства. Герцогство делилось на воеводства, воеводства — на округа во главе со старостами. Прежний ландтаг был переименован в сеймик, состоявший из выборных представителей дворян. Было образовано католическое епископство в Цесисе, в Риге обосновались иезуиты. Последним удалось использовать национальные противоречия между немецким дворянством, с одной стороны, и латышскими и эстонскими крестьянами — с другой.
В Риге и Дерпте Тарту они основали учебные коллегии, куда был открыт доступ местному населению и где велось преподавание на латышском и эстонском языках. В 1585 был издан католический катехизис на латышском языке. Под влиянием деятельности иезуитов в сознании латышских крестьян произошло слияние образов традиционных латышских божеств и католических святых. Так, Богоматери Марии приписывались черты матери-земли Мары и богини судьбы Лаймы. Рижане расценили это как «хитрость католиков» и в 1584 в городе начались волнения, получившие название «календарных беспорядков».
В качестве руководителей движения выдвинулись виноторговец Бринкен, оловянных дел мастер Зенгейзен и юрист Гизе. Когда Стефан Баторий приказал восстановить прежнее положение, восстание приобрело открыто антипольский характер. Однако уже после смерти Стефана Батория и вступления на престол Сигизмунда III многие горожане стали склоняться к соглашению с польским королем. В июле 1589, когда были подтверждены основные городские привилегии, требования королевской стороны были выполнены. Власть магистрата была восстановлена, руководители восстания казнены.
В конце 16 в. В 1600 шведы вторглись в Видземе и достигли берегов Даугавы. Шведский флот в 1604 начал блокаду Риги, но уже в 1605 в битве при Саласпилсе шведское войско потерпело поражение, король Карл IX с большим трудом избежал плена. В связи с польско-шведской интервенцией в Россию военные действия вблизи Риги были приостановлены и вновь возобновились в 1617. Новый король Швеции Густав II Адольф возглавил наступление военного и транспортного флота с десантной армией на Ригу и 15 сентября 1621 город сдался шведам.
Согласно условиям Альтмаркского перемирия 1621 Рига и большая часть Видземе до реки Айвиексте переходила к Швеции, юго-восточная часть, которую поляки называли Инфлянтами Inflanty Polskie , а латыши — Латгале Latgale , оставалась в руках Польши. До 1920 Латгале была отделена от остальных латышских земель. В то время как Курляндия и территории, входившие в состав Швеции, были протестантскими, Латгале стала католической областью. После изгнания Густавом Адольфом иезуитов из Риги они перебрались в Даугавпилс.
Получается, что латыши не все, конечно ждали «победу» Адольфа Гитлера? И вот настало то время, когда в Латвии громко раздался - «Хайль» и началось раздолье «латышскому рейху»... Я всегда говорила, что острый ум у большинства латышей — не про них! Националисты орали знатно, когда сносили памятники, но наступило «похмелье» - что теперь? Признать себя варварами — не могут, а вот соорудить концепцию и все свалить на людей — пожалуйста! Избитый и не умный ход! Конечно, было достаточно националистов-латышей, деток и внуков латышских легионеров СС, которые с удовольствием пили «шнапсу», когда демонтировали памятники победителям-героям ВОВ. Но я не видела радости на лице у тех пожилых латышей, которые воевали на стороне Красной Армии! Те, которые освобождали Ригу от фашистов! А то, что видела слезы на лицах большинства русских Латвии — факт! Кстати, я открыто задавала вопрос разным политикам, простым людям - «Как вы считаете, оправдываться не придется за то, что были снесены памятники тем, кто воевал против фашистов? А я скажу так — нельзя все списать на войну! Есть незыблемые, святые понятия — ВОВ! Есть память! Скажите, почему я — дочь солдата ВОВ, племянница летчика-сибиряка, который осознанно совершил огненный таран на эшелон немцев, должна «забыть», «понять» и «простить» зверства? Во веки веков! И дети мои, внуки мои, конечно, не простят! Да, СГБ Латвии признала, что есть этническая напряженность... А я вот считаю, что открытая этническая напряженность, ее пик в Латвии, существует пару лет — с того самого момента, когда Нацблок с трибуны парламента призывал к самосуду над русскими, когда «советовали» нацисты говорить «тихо по-русски, чтобы не травмировать латышей»...
Результат опроса был немного предсказуем и на заседании 1 ноября 2012 года ЦИК приняла решение, что законопроект нельзя считать полностью разработанным, и он не может быть передан на сбор подписей. Натурализация Негражданин обычно может сдать экзамен на знание латышского языка, ответить на ряд политизированных вопросов по истории и перейти в разряд полноценных граждан. Однако есть целый перечень лиц, которым гражданство Латвии выдано быть не может даже после сдачи экзаменов. Данное ограничение не относится к лицам, прожившим 10 лет в браке с гражданами Латвии или бывшим гражданами Литвы и Эстонии в июне 1940 года; являлись сотрудниками, информаторами, агентами или содержателями конспиративных квартир КГБ СССР ЛССР или других служб безопасности иностранных государств, разведывательных или других специальных служб кроме работников планово-финансовых и административно-хозяйственных подразделений ; были осуждены в Латвии или в другом государстве за совершение преступного деяния, признаваемого таковым также в Латвии к моменту рассмотрения заявления допускаются исключения ; после 13 января 1991 года действовали против Латвийской Республики в КПСС ЛКП , Интерфронте ЛССР, Объединенном совете трудовых коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Вселатвийском комитете общественного спасения или его региональных комитетах, Союзе коммунистов Латвии. Статус государственного языка имеет только латышский, в школах готовят запрет преподавать на русском и польском языках. По ссылке [28] ещё несколько примеров языковой дискриминации. Интересно, что у русофобской языковой политики появилось неожиданное последствие. Через 20 лет независимости внезапно обнаружилось, что молодые латыши не могут устроиться на работу в частном секторе, потому что … не знают русский язык. А так как латвийский бизнес сильно завязан на Россию, да и внутри Латвии мало находится предпринимателей, принципиально не оказывающих услуги на русском бизнес есть бизнес , то фактически знание русского для работы в частном секторе обязательно. Данную ситуацию даже пытаются отрегулировать законодательно, пытаясь запретить «необоснованные требования знания иностранных языков» при приёме на работу. Документ предусматривает четыре направления работы — 1 укрепление юридического статуса латышского языка, 2 улучшение политики образования в сфере языка, 3 научные исследования и 4 вовлечение общества в реализацию языковой политики. Планируется, что новоиспечённые инспектора будут выявлять не разговаривающих по-латышски жителей и работать с ними превентивно. Разработку концепции о помощниках инспекторов гос. Изначально планировалось, что конкурс должен был закончиться 30 сентября. Но в октябре конкурс продлили и сделали его бессрочным. В течение последующих 5 лет получившему «черную метку» педагогу будет запрещено работать по специальности. В латвийских школах уже обнаружено не менее 30 нелояльных педагогов [35]. Вступает в силу с 1 января 2017 года. Власти планировали закрыть все русские школы с сентября 2022 года. Однако, 4 марта 2022 года, латвийские депутаты проголосовали против законопроекта. За голосовал только правый Нацблок. По мнению некоторых экспертов это «прозрение» связано со спецоперацией России на Украине. Незавидная доля этой страны связана во многом с агрессивной и безумной политикой в отношении русского языка и русскоязычного населения. То, что на территории Латвии в течение многих веков проживали также русские и другие славяне, которые составляют значительную часть населения, парламент Латвии проигнорировал против принятия преамбулы голосовала фракция «Центр согласия», опирающаяся на русскоязычное население. Новая редакция статьи 74. За публичное прославление геноцида, преступления против человечности, преступления против мира или военного преступления или публичное прославление, отрицание, оправдание или грубое уничижение совершенного геноцида, в том числе публичное прославление, отрицание, оправдание или грубое уничижение совершенного СССР или нацистской Германией против Латвийской республики и её жителей геноцида, преступления против человечности, преступления против мира и военного преступления наказывают лишением свободы на срок до пяти лет или кратковременным лишением свободы или принудительными работами или денежным штрафом». Во время обсуждения этих поправок в парламенте, были предложения ввести такие же формулировки для наказания за отрицание советской оккупации Латвии, а также агрессии СССР против Латвии. Надо отметить, что теория оккупации Латвии является краеугольным камнем устройства современной Латвии, поэтому такие предложения вполне логичны. Однако, беспристрастный взгляд на события и документы конца 30-х годов 20-го века показывает добровольное вхождение Латвии в состав СССР, и если кого и винить, то только довоенное латвийское руководство. Такой вариант поведения обсуждался в русской среде Латвии. И от наказания за отрицание советской оккупации правящие благоразумно отказались.
В городе же проживает только половина от 4000 коренного населения Латвии — в 90х годах насчитывалось именно четыре тысячи жителей. Помимо Латвии, катастрофа с демографической ситуацией сейчас происходит и в таких странах, как Болгария, Украина, Сербия, Литва — в подсчётах специалистов население этих государств сократится на 20 процентов. Диана Петрова.
В национальном вопросе Латвия осталась в советских временах
Гимном Латвии с 1918 г. является произведение латвийского композитора иса «Dievs, svēti Latviju!». В разгаре преследование «преступной организации» в составе шести человек за администрирование телеграмм-канала «Антифашисты Прибалтики», который якобы угрожает национальной безопасности Латвии. На данном графике представлена информация о динамике изменения количественного состава населения Латвия: Общее количество жителей, количество мужчин, количество женщин и средний возраст жителей Латвия.
The ethnic structure of the population of Latvia
- DELFI: в Латвии всё быстрее снижается рождаемость
- Состав жителей Латвии
- Население Латвии по отдельным годам: национальный состав и численность населения
- Счетчик населения Латвии
- Люди из двухтысячного
- Продолжительность жизни
Дискриминации нет, но... Власти Латвии отрицают, что относятся к русским по-свински
Стоит отметить, что темп сокращения населения в Латвии все-таки замедлился за счет увеличения зарегистрированной иммиграции. Этнический состав Столица Латвии была на протяжении всей своей истории многонациональным городом и продолжает им оставаться. Население Латвии — состав, плотность и численность населения страны.
Кому паспорт Латвии? Количество неграждан медленно, но убывает
На начало 2022 года в Латвии проживало около 1 миллиона 875 тысяч человек, сообщает РИА Новости. В Латвии готовят поправки к закону о военной службе, которые позволят привлекать иностранцев в состав Национальных вооруженных сил. Население Латвии, по оценке на 1 января 2024 года, составляет 1 873 000 человек. Со времени восстановления независимости население страны непрерывно сокращается и стареет — как за. Этнический состав жителей Курземе схож с национальным составом населения всей республики.
Латвия — статистика
Законы от осени 1998 года направлены на то, чтобы изменить эту тенденцию, предлагая упрощенные процедуры для тех, кто хочет получить латвийское гражданство. Еврейская община Латвия имела еврейское поселение в XVI - м веке. Эти евреи были в городах , где они были осесть, например, Рига или Даугавпилс. В начале XX - го века насчитывалось около 200. Большинство евреев занимались торговлей и находились в относительно благоприятном экономическом положении.
В конце 1930-х годов еврейское население начало сокращаться.
С начала января до конца августа в 2021 году из Литвы уехали 11 133 гражданина. По предварительным данным, за тот же период 2022 года Литву покинули 18 345 жителей. Ожидается, что к 2050 году общая численность населения Прибалтики не будет превышать 5 млн человек.
В Латвии будет проживать 1,5 млн человек, в Литве и Эстонии — 2,1 млн и 1,2 млн соответственно. Ранее в беседе с Baltnews главный редактор RuBaltic. Страны Прибалтики в последние годы и особенно в последние месяцы подчинили себя большим геополитическим задачам: сдерживанию России, борьбе с Москвой и работе на стратегические цели США. В этом отношении для них важна территория — наличие легитимной базы, на которой они работают.
Фактически, за эти годы русские стали крупнейшим этническим меньшинством в Латвии. Большинство белорусов живут в приграничных городах страны, таких как Рига, в которой есть белорусская школа. Многие белорусы мигрировали в Латвию в советский период.
Помимо украинцев, в Латвии также есть исторические меньшинства, в том числе поляки, литовцы и евреи. Поляки начали оседать в Латвии в 16 веке. Польские сельскохозяйственные рабочие мигрировали в Латвию в 1930-х годах.
С другой стороны, литовцы живут в районах, близких к латвийско-литовской границе, таких как Лиепая и Елгава. Наибольшее количество евреев проживает в Риге, примерно 11 000 человек.
С приобретением Латвией независимости в 1918 русские и немцы потеряли свое привилегированное положение, а латыши стали контролировать политические институты страны. Вторая мировая война и депортации 1940-х годов значительно уменьшили численность населения Латвии. По оценкам, число латышей в Латвии в 1949 было на 435 тыс. Изменения в социальной и этнической структуре населения уничтожили довоенный средний класс чиновников, интеллигенцию, предпринимателей. Поэтому в послевоенный период руководство советской Латвии заполняло посты чиновников обрусевшими латышами, которые выросли в довоенном Советском Союзе, или представителями других этнических групп. После 1991 социальная структура испытывает обратную трансформацию — все большую роль начинают играть возвращающиеся потомки латышей-эмигрантов.
В январе 1997 правительство увеличило возраст официального выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так и для женщин ранее 62 года для мужчин и 55 лет для женщин. Доля населения, находящаяся за чертой бедности, постоянно увеличивается, и многие люди вынуждены работать на нескольких рабочих местах, чтобы прокормить свои семьи. КУЛЬТУРА Поскольку территория Латвии на протяжении веков находилось под властью немецких баронов, первые письменные памятники латышской культуры вначале создавались на латинском и немецком языках. Латышский фольклор в годы Средневековья и вплоть до 19 в. Записаны они были в 60—90-х 19 в. Поэтому латышские народные песни носят печать закабаления народа немецкими купцами, римской церковью и феодалами-помещиками, отражая борьбу с немецкими баронами и классовые противоречия в латышском обществе. В них также находят отражение взгляды, мнения и настроения беднейших и наиболее угнетенных слоев крестьянства с конца 18 до начала 19 вв. Эти народные песни, собранные Хр.
Бароном 1835—1923 , и народные сказки, собранные А. Лерхис-Пушкайтисом 1859—1903 , изданные Российской академией наук, составляют единственный памятник латышского литературного творчества до середины 19 в. До этого, в 1526, появляется первый перевод молитвы Отче наш, который стал вообще первым письменным документом на латышском языке , сорока годами позднее — весь катехизис. В период шведского владычества переводятся псалмы, а в начале 18 в. В самом конце 18 в. Наиболее ярким выразителем этого периода в латышской литературе был Стендер Старший 1714—1796 , желавший побороть своим творчеством влияние народных песен и приобщить крестьян к немецкой культуре. В середине 19 в. Вальдемарс 1825—1891 , А.
Спагис 1820—1871 , К. Безбардис и др. Молодая национальная буржуазия стремилась обосновать свою роль историей латышского народа, которая была якобы насильственно прервана семьсот лет тому назад вторжением немецких колонизаторов. Воскрешается, а частично и искусственно создается латышская мифология. Начинается разработка латышского языка, освобождение его от германизмов А. Кронвальд, Ю. Аллунанс и др. В художественной литературе этому периоду латышского фермерства соответствует появление художественной по форме, националистически-романтической по содержанию поэзии, выдающимися представителями которой были Аусеклис 1850—1879 , А.
Пумпурс 1841—1902 , Хр. Барон 1835—1923 , Ю. Аллунанс 1832—1864 и др. В середине 1880-х латышская буржуазия пережила первый экономический кризис. В связи с падением хлебных цен на мировом рынке разоряются фермеры и городская буржуазия, вкладывавшая свои капиталы в торговлю и домовладения, на почве кризиса вырастает оппозиция национализму. Органом оппозиции явилась газета «Диенас Лапа», редакторами которой становятся Я. Плекшан-Райнис 1865—1929 и П. Стучка 1865—1932.
Новую эпоху провозглашает своими Мыслями о новейшей литературе 1893 один из первых латышских марксистов Я. Янсон-Браун 1870—1917 , выступивший против романтизма и консерватизма. В художественной литературе представителями нового течения или выступают Эдуард Вейденбаум 1867—1892 , Эдуард Зваргулис-Трейманс 1865 и Аспазия 1865. Стихотворения Вейденбаума не могли быть напечатаны при его жизни по цензурным условиям — первое легальное собрание их, и то с купюрами, появилось только после 1905. Они разошлись в рукописях, их автор стал самым любимым поэтом национальной демократии. Крупнейшим поэтом революции 1905 явился Я. Райнис 1865—1929 , один из величайших национальных поэтов, редактор газеты «Диенас Лапа». В 1897 Райнис был арестован и выслан в Вятскую губернию.
Из ссылки он пишет свои знаменитые Далекие аккорды, изданные отдельной книгой в 1903 и ставшие литературным евангелием кануна 1905. В этом символически-импрессионистском сборнике едкая гейневская сатира на спящую зимним сном родину, на ее буржуазию и провинциально-мещанские нравы и быт сочетается с призывом к борьбе, ибо «новое время не придет, если люди его не приведут». Другим видным латышским литератором 20 в. Как художник был весьма плодовит, написал свыше десяти больших романов, большое число рассказов и новелл, свыше десятка крупных драм. Начав с реалистического бытописания деревни, в конце творческого пути сблизился с литературой фашистского толка Латвии. В годы фашистской оккупации Латвии 1941-1944 не появилось заметных писателей и поэтов. В результате к концу двадцатого века в стране сложилось три пласта латышской культуры. Первый пласт — это латышская литература и традиции до советских времен.
Второй пласт сформировался после 1945 за пределами Латвии среди приблизительно 120 тыс. Третий пласт представляла культурная жизнь в Латвии после 1945, которая создавалась как просоветски настроенной интеллигенцией, так и антисоветски настроенной оппозицией. Включение Латвии в состав Советского Союза изменило все сферы культурной жизни, включая систему образования. Главным направлением был социалистический реализм в литературе и изобразительном искусстве. Все уровни системы образования развивались по двум языковым направлениям — латышскому и русскому, латыши знакомились с интернациональной культурой народов СССР и других стран. Однако в середине 1980-х годов в культуре Латвии произошли радикальные изменения. С приходом гласности издатели и писатели стали публиковать запрещенные ранее произведения. Ведущими фигурами Латвийского народного фронта стали деятели культуры, такие, как Янис Петерс р.
Согласно археологическим данным, в середине III тысячелетия до н. Посуда покрывалась орнаментом, напоминающим отпечаток гребня. Носители этой культуры пришли с востока — возможно, это были предки финских племен. В начале 2 тыс. Считается, что вышеупомянутые культуры дали начало культуре предков балтийских племен, которые пришли на юг и юго-запад Латвии. Через современную территорию страны в начале I в. Ближе всего к финнам проживали курши, земгалы, селы и латгалы. Языки всех четырех племен подверглись влиянию финно-угорского.
Население древней Латвии жило в деревянных замках феодалы , посадах ремесленники , селах и на хуторах. Посады, число жителей которых достигало нескольких сотен, как правило, располагались при крупных замках. Укрепление посадов палисадами превращало их в укрытие во время войн. В районе нижнего течения Даугавы располагались поселения с этнически смешанным населением, где наряду с земледелием развивались ремесло и торговля. В этих поселениях намечается переход к ранним городам. Посады, именуемые в источниках по-латински civitas, urbs, locus, местные жители называли пилсатсами. Сельские жители проживали в селах, в лесистой и болотистой местностях — на хуторах. Несколько поселений составляли общину — пагаст pagasts.
Несколько пагастов объединялись в замковый округ, в центре которого находился замок феодала с посадом. Замковые округа объединялись в «земли» или «края». Курши жили на побережье Балтийского моря. Их южная граница далеко вдавалась в теперешнюю Литву, доходя до Каунаса. В источниках курши впервые упоминаются при описании событий 675. В 9—12 вв. Саксон Грамматик в своей Скандинавской истории пишет, что они доходили до берегов Дании и Швеции. Наиболее известным местным феодалом в Курземе был Ламекинс — он носил титул rex.
На восток от куршей, в бассейне Лиелупе, жили земгалы. На юге их граница заходила в теперешнюю Литву, от финских племен они были отделены Даугавой. В источниках земгалы впервые упоминаются в 870. Наибольшее значение в Земгале имел Терветский замок, в котором в начале 13 в. Селы проживали к востоку от земгалов, на левом берегу Даугавы. Впервые их имя упоминается в хронике Генриха Латыша 13 в. В Селии было не менее 5 замков, главный из которых — Селпилс. На правом берегу Даугавы, к северу от селов, располагались земли латгалов.
Впервые они были упомянуты в Рижской хронике 11—12 вв. Латгалы создали государственные образования более высокого типа — княжества, крупнейшими из которых были Ерсика, Кокнесе, Талава. Проживая на территории, через которую проходили важные торговые пути, латгалы под влияние русских земель и платили дань полоцкому и псковскому князьям. На землях латгалов распространялось православие. На побережье Рижского залива в начале 13 в. Из вождей даугавских ливов наиболее известен Ако, именовавшийся предводителем и старейшиной. Во 2-й половине 12 в. Пользуясь торговым путем по Даугаве, они продвигаются вглубь территории.
Местные жители охотно торгуют с ними. Ливы позволяют купцам построить товарные склады в своем поселении Икшкиле. Около 1164 г. Епископ Мейнард в 1185—86 в поселении Икшкиле на берегу Даугавы построил с помощью каменотесов с о. Готланд каменный замок и церковь — первые упоминаемые историческими источниками каменные постройки в Балтии. С 1198 территория Латвии стала объектом крестового похода, объявленного Папой римским. Новый епископ Икшкильский Бертольд победил ливов, проживавших в нижнем течении р. Гауя, но сам погиб от руки ливского вождя Иманта Имаута.
Его последователь — епископ Альберт основал в 1201 Ригу, ставшую форпостом агрессии крестоносцев в Прибалтике и перенес сюда епископский престол, став первым епископом Рижским. В 1206 был построен замок Цесис в те времена замок назывался Венден — опорный пункт для покорения Северной Латгалии и Южной Эстонии. В 1207 ливы покорились епископу и приняли крещение по католическому обряду. Завоеванные земли были разделены между епископом и Орденом меченосцев, основанным в 1202. Завоеванные земли получили название Ливонии Livland. В 1206—1224 крестоносцы покорили латгалов, в 1208 — селов. В 1223 началось покорение Пруссии войсками Тевтонского ордена, который продвигался от нижнего течения Вислы на восток. Навстречу ему — от Даугавы и Рижского залива — в западном направлении двигался Орден меченосцев.
В 1237, после поражения от литовцев в битве при Сауле 1237 , ордена вынуждены были объединиться, и Орден меченосцев как местное отделение Тевтонского ордена стал называться Ливонским. Завоевать земли куршей оказалось сложнее. Только в 1231 Ордену удалось захватить часть Северной и Средней Курсы, а весь край был покорен только к 1252. Однако в 1260 в битве между литовцами и крестоносцами при Дурбе курши и эстонцы перешли на сторону литовцев, в результате чего немецкие рыцари были разбиты, а восставших куршей пришлось усмирять еще 6 лет. В 1267 курши вынуждены были заключить мирный договор с крестоносцами. К 1290 была окончательно покорена Земгале. Ливония — так со второй четверти 13 в. Наиболее сильными были земли Ливонского ордена и Рижское архиепископство.
Ливонский орден, рижский архиепископ и ливонские епископы подчинялись Папе римскому. Наиболее централизованным было управление на землях Ливонского ордена. Во главе Ордена стоял магистр, избираемый пожизненно. Вся территория делилась на области во главе с комтурами или фогтами, жившими в укрепленных замках. По своему должностному положению в 13 в. Комтуры, фогты и высшие чины Ордена входили в конвент — совещательный орган по административным и военно-политическим делам. В Рижском архиепископстве управление находилось в руках архиепископа и капитула соборных каноников совета из 12 высших священнослужителей. Во второй половине 14 в.
Территория архиепископства делилась на три части: домен собственность архиепископа , земли капитула соборных каноников и ленные владения вассалов. Вассалы на своих землях пользовались почти неограниченной хозяйственной самостоятельностью. В 14—15 вв. Так, в 1257 вассалы получили от архиепископа Сильвестра Стоддевешера привилегии «милость Сильвестра» , которыми ленные имения фактически превращались в частную собственность вассалов. Ливонские крестьяне селились в деревнях, объединенных в пагасты, во главе которых стояли поставленные феодалом старосты. Пагасты имели и свои суды, где судьями были старшие по возрасту крестьяне. Постепенно сельскую систему сменила хуторская, так как при устройстве новых помещичьих имений сносились целые деревни, а крестьяне расселялись по хуторам на менее плодородные земли. Хуторская система окончательно разрушила сельскую общину.
Завоеватели-крестоносцы предпочитали заниматься грабежами соседских земель, отнимая у побежденных скот, серебро, продукты, украшения. К концу 15 в. Учреждался особый суд для улаживания дел о беглых крестьянах — гакенгерихт суд сохи.
Последние новости
- Население Латвии — Википедия Переиздание // WIKI 2
- LSM: В Латвии хотят принимать иностранцев в армию в случае мобилизации
- Без гражданства, прав и гарантий. Почему русские сидят в Прибалтике до последнего
- Дискриминации нет, но... Власти Латвии отрицают, что относятся к русским по-свински
- Города Латвии по численности населения: статистика стран Балтии
- Baltnews: к 2050 году население стран Балтии сократится до 5 млн человек
Служба государственной безопасности Латвии озаботилась этническим вопросом
Латвия превращается в полицейское государство — Фонд стратегической культуры | Состав национальной команды усилился ее капитаном нападающим Каспаром Даугавиньшем, защитником Биндулисом и вратарем Мерзликиным. |
Дискриминации нет, но... Власти Латвии отрицают, что относятся к русским по-свински | Численность населения Латвии на 2022 год, график динамики по годам, половой и национальный состав. |
Дискриминации нет, но... Власти Латвии отрицают, что относятся к русским по-свински
Панкратов Р.В. Потомки вертухаев «Саласпилса». Что необходимо знать о Латвии 2020 | По данным латвийского Центрального статистического управления (ЦСУ), в 2022 году в стране проживает 1,876 млн человек — на 17 500 меньше, чем год назад. |
DELFI: в Латвии всё быстрее снижается рождаемость | Стоит отметить, что темп сокращения населения в Латвии все-таки замедлился за счет увеличения зарегистрированной иммиграции. |
В результате миграции изменился национальный состав населения Латвии | В Латвии готовят поправки к закону о военной службе, которые позволят привлекать иностранцев в состав Национальных вооруженных сил. |
Состав жителей Латвии
Латышское население, и европейское в целом устаревает. В 2011-2033 гг. замедление падения доли русских спроецировано тенденцией 00-х годов по сравнению с 90-ми. Латвия. Латвия впервые получила государственность 18 ноября 1918, отделившись от России, в 1940 была включена в состав СССР. В 2011-2033 гг. замедление падения доли русских спроецировано тенденцией 00-х годов по сравнению с 90-ми. Латвия.