кий М. С., Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А. Кто придумал основные виды супружеских ролей? Супружеские роли подразделяются натри основных вида традиционные. Главная Коллекция "Otherreferats" Психология Теоретические основы проблемы супружеских ролей в современной молодой семье. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.
Вы точно человек?
Существуют множество теорий относительно развития супружеских отношений, которые говорят о том, что они не стоят на месте, постоянно развиваются и видоизменяются. «По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. В современной психологии рассмотрение семейных ролей тесно связано с понятиями половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Главная» Новости» Кто придумал основные виды супружеских ролей.
Виды семейных отношений
Этим принципом руководствуются пары, которые обсуждают каждый вопрос вместе. Они, как полноправные бизнес-партнеры, не принимают решений, не посоветовавшись со второй половиной. Ответственность за провалы и радость побед в такой паре тоже делится на двоих, это помогает укрепить связь и чувствовать себя командой. Конечно, такой вариант выглядит идеальным, но психологи напоминают, что, выбрав партнерские отношения, не стоит перетягивать одеяло на себя или пытаться скинуть ответственность за неудачу на второго человека. Каждый из этих вариантов имеет право на существование, главное, однажды обговорить, какая из опций удобнее для обоих.
Вероятно, в разные периоды совместной жизни, так или иначе будут использованы все три подхода.
У нас любили обвинять в пустоте «буржуазного» существования, будто условный советский человек не может испытывать экзистенциального ужаса или охлаждения к партнеру. Может, из-за неумения любить? Говорит же Юхан, что «когда речь идет о чувствах, то мы с тобой здесь совершенно безграмотные».
Но нас с тобой не научили единственному слову — «душа». Мы беспочвенные незнайки, когда речь идет о нас и о других». Не знаю… А кто тогда «знайки»? Те, кто проштудировал лучшие книги о любви — Стендаля, Кьеркегора или Ролана Барта?
Это навскидку. Те, кто, так сказать, творит добро и мухи не обидит? Но причем здесь любовь? В этом вопросе, мне кажется, все — беспочвенные незнайки, все до единого, и, страшно сказать, Бергман в том числе.
Было бы иначе, он бы сам целых семь раз не разводился бы. С Лив Ульман, кстати, тоже... Что же такое произошло, что Юхан вдруг, вроде как ни с чего мелкие стычки и раздражающая мужчин женская эмоциональность не в счет охладел к жене после десяти лет брака? Большой любви, как сказано в фильме, и поначалу не было, она возникла потом — и опять-таки, видимо, не такая уж и большая, коль скоро он решился прямолинейно и беспощадно, не посчитавшись с чувствами Марианны может, так и надо, чего тянуть кота за хвост, когда ты уже решился заявить ей, что полюбил другую.
Впоследствии выяснится, что другая ему тоже довольно быстро надоела, и он вновь навестит Марианну, нехотя, под её напором, с диким скандалом и даже дракой, подписав наконец разводные документы. Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» …Вот и всё. Точки расставлены, деваться больше некуда — теперь они чужие друг другу, возврата к прежнему нет: документ о разводе в данном случае имеет силу приговора, который обжалованию не подлежит... Развод важен прежде всего для нее, это мужчины любят неопределенность, она же не хочет больше мучиться, а хочет начать новую жизнь с кем-нибудь другим, с качественно иным, не похожим на Юхана, стремясь сама измениться, учитывая прошлые ошибки.
Прошлого не вернуть, на то оно и прошлое. Но это в пересказе. Кстати говоря, я уже упоминала, что некоторым так и кажется — что, мол, история эта ни о чем, кроме печальной повести о непонимании, а таковых на свете несть числа. И вот тут происходит нечто, что весьма сложно объяснить словами, какими бы изощренными и витиеватыми они ни были: можно сказать, что это чудо но будет все равно непонятно , можно — что «нечто», что всегда присуще Бергману, у которого даже за неподвижным планом, скажем, стола в комнате, всегда кроется такой громадный мир, что страшно сказать.
А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у респондентов с религиозным мировоззрением. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух. Демографическая политика в России, направленная на повышение рождаемости, развивается по следующим направлениям: Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения предоставление семьям жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей; увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей; увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст. Второе направление является приоритетным из предположения о том, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни» [40]. Семьи с детьми — это самая многочисленная бедная группа населения в России [41]. Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом.
Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран [42]. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи чаще всего через вступление в брак последнего ребёнка в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Семейная структура в демографической статистике[ править править код ] Эволюция типов семьи в США с 1970 по 2000 гг. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: размер семьи число её членов ; тип семьи нуклеарная, сложная, полная, неполная Нуклеарные семьи англ. Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии прародители, прапрародители , так и по боковым линиям различные родственники каждого из супругов. Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья.
Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г.
Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых — редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, — которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что — чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж. Хоманса Homans, 1961 и П. Блау Blau, 1964 , следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений.
Роли в семье: кто лидер в семейных отношениях?
Супружеский долг нужен как мужчинам, так и женщинам. В сексуальных отношениях важны обе стороны. Если один из супругов не получает удовлетворения, то это может привести к проблемам в отношениях. Кроме того, супружеский долг дает возможность построить доверительные отношения и продливать семейную жизнь.
Заключение Супругам важно уважать друг друга и удовлетворять сексуальные потребности друг друга. В этом есть определенный смысл и польза для обеих сторон. Кто именно придумал супружеский долг - мужчина или женщина - на самом деле не играет большой роли.
Последние записи:.
Археологические находки предоставляют нам уникальную возможность взглянуть на жизнь древних цивилизаций и выявить особенности супружеских ролей. Мы можем исследовать останки поселений, узнать о их социальной организации и роль гендера в обществе. Например, в древнем Египте было высоко ценно супружество и материнство, что отражено в археологических находках и иероглифических текстах. Еще одним источником информации являются исторические документы, которые позволяют нам проследить эволюцию супружеских ролей на протяжении веков. Мы можем изучить законы, уставы и договоры, которые регулировали отношения между мужчинами и женщинами в различных культурах. Например, в Древней Греции женщины ограничены в своих правах и имеют второстепенную роль в обществе, в то время как в Древнем Риме они имели более свободное положение.
Литературные произведения также предоставляют ценную информацию о супружеских ролях. Мы можем изучить различные древние эпосы, мифы и сказания, которые отражают общественные представления об идеальном супружестве. Например, в древнегреческой мифологии супружеская верность и подчинение мужу были считаны высшими достоинствами женщины. Археологические находки Исторические документы Литературные произведения Источники древности являются неотъемлемой частью исследования супружеских ролей и помогают нам понять, как они возникли и изменялись в течение времени. Это позволяет нам лучше понять современные супружеские отношения и общественные представления о роли мужчины и женщины в браке. Влияние религии и культуры Религия и культура играли значительную роль в формировании супружеских ролей в различных обществах на протяжении истории человечества. Каждая религия и культура имеет свои уникальные представления о роли мужчины и женщины в браке и в семье. Например, в христианской традиции мужчина рассматривается как глава семьи, ответственный за обеспечение материальных потребностей семьи, а женщина играет роль заботливой матери и хранительницы домашнего очага.
Эти роли основаны на библейских учениях и представлениях о Божьем замысле для семьи. В исламе, мужчина также считается главой семьи и имеет больше прав и обязанностей, чем женщина. Однако, исламское право также предлагает женщинам определенную защиту и права. В других культурах и религиях также существуют различные супружеские роли. Например, в индуизме мужчина является главой семьи и основным обеспечителем, в то время как женщина отвечает за заботу о семье и доме. В традиционной японской культуре существовала система семейного наследования, когда женщины переходили в семью мужа и становились членами его семьи. Однако, стоит отметить, что с течением времени религиозные и культурные представления о семье и супружеских ролях начали меняться и эволюционировать под воздействием социальных, экономических и политических трансформаций. Сегодня, многие люди стремятся к равенству полов в отношениях, и супружеские роли становятся более гибкими и индивидуализированными.
Высокие привилегии господ В течение большей части истории человечества, общество было патриархальным, что означает, что мужчины имели значительно больше привилегий и власти, чем женщины. Эти привилегии были закреплены законами, культурными нормами и религиозными убеждениями.
Две модели отношений имеют несколько различий: Традиционная патриархальная семья предполагает главенство мужчины. В партнерской все вопросы решаются сообща.
Патриархальная семья не может обходиться без детей. Партнерство не подразумевает обязательного наличия ребенка. В патриархальной семье есть четкое разделение обязанностей. В партнерской модели отношений распределение может быть размытым.
Отдельные обязанности, например, приготовление пищи, могут выполняться как мужем, так и женой. Для партнерской семьи нехарактерно проживание вместе 3-х и более поколений. Виды патриархальной семьи В зависимости от особенностей выделяют два типа традиционных отношений: Патриархальная модель семьи, которая держится на уважении. Жена и дети подчиняются отцу, поскольку признают его силу и авторитет.
Глава семьи завоевывает доверие не силой, а мудростью и справедливым подходом к организации быта. В такой модели женщина часто имеет право высказывать свою позицию по тем или иным вопросам. Патриархальная семья, которая держится на силе. Старший мужчина держит в подчинении всех остальных членов физическими методами.
В такой семье часто процветает тирания и деспотизм. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие.
Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя. Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку.
Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.
Виды супружеских стилей
«Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина | Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров. |
Вы точно человек? | Кто придумал основные виды супружеских ролей. СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ — (conjugal roles) обычно тендерные роли взрослых партнеров в. Вопрос 1 из 10. |
СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ | это... Что такое СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ? | Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. |
Виды супружеских стилей | Кто придумал основные виды супружеских ролей онлайн. |
Супружеские роли в семье
Кто ввел понятие идентичность и комплементарность супружеских ролей | Семейные роли играют важную роль в динамике семейных отношений, влияя на взаимодействие между членами семьи. |
Виды супружеских стилей, Роль секса в семье | Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами. |
Патриархальная семья – что это такое, когда появилась, отличия от партнерской семьи, виды | Виды супружеских ролей традиционные товарищеские партнерские. |
Кто придумал основные виды супружеских ролей? - Ответ найден! | Такой вид супружеских отношений как полиандрия в давние времена был популярным у многих народов Африки, Южной Америки, Азии и Океании. |
Мужские и женские роли в отношениях и в семье: кто главный? | Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и. В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. |
12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы
На законодательном уровне семейные отношения регулирует семейное право. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Долгое время считалось, что романтический поцелуй изобрели в Индии за 1500 лет до нашей эры. Это обмен сексуальными партнёрами в двух супружеских парах.
4.Распреление ролей в семье.
Введение Супружеский долг — это тема, которая всегда будет актуальной для многих пар. Но кто же придумал этот долг — мужчина или женщина? Кому он нужнее и зачем он нужен вообще? Давайте разберемся. Исторические факты Супружеский долг — это понятие, которое существует уже давно.
В Библии есть упоминания о том, что супруги должны удовлетворять друг друга сексуально, и это является обязательством перед Богом. Также во многих культурах сексуальные отношения между супругами были не только приняты, но и обязательны.
В странах, где много лет не было войны, этот миф исчезает. А в странах, где происходили социальные катаклизмы, он очень актуален. Если уже нет необходимости сплачиваться, преодолевая трудности, но эти правила все же продолжают существовать в семье и переходят в последующие поколения, то у членов семьи становится меньше свободы для самореализации, семья становится конфликтной, плохо функционирующей. Миф "Семья героев" характерен для тех семей, чьи предки сумели выжить в тяжелых условиях, совершая героические поступки. Например, это может быть в семьях военных, которая всю жизнь переезжали из страны в страну, из города город, участвовала в военных действиях.
У членов семьи появляется потребность преодолевать трудности, и если их нет, то они сами их себе создают. Эти "надуманные, вымышленные" трудности будут проблемой для семьи. Какой драматический жанр предполагает этот миф? Герои существуют в трагедиях, их не бывает в комедиях. Должны быть определенное восприятие жизни и определенное правило про то, какие эмоции подобает испытывать. Героям подобает испытывать очень сильные чувства. Герои не чувствуют огорчения - они чувствуют отчаяние.
Нет радости - есть ликование, нет печали - есть горе. Обычно такие семьи отличаются максимализмом, категоричностью, резкими, полярными переживаниями: сумасшедшая любовь, страсть, сильная ревность, страшное горе. Часто такие люди помнят обиды, могут годами не разговаривать друг с другом. Миф о "Спасателе" весьма распространен в нашей культуре, часто встречается в алкогольных семьях. Роли в этих семьях распределены так, что один из супругов гиперактивен, другой, наоборот, находится в пассивной позиции и пассивно сопротивляется любым переменам. Из этого мифа вытекают определенные правила: если ты спасаешь, то обязательно должен быть кто-то, кого нужно спасать. В такой семье всегда будет кто-то болен, кто-то будет демонстрировать "инвалидное" поведение.
Семьи могут быть охвачены и другими мифами, такими как "смысл жизни - в детях", "семья с кумиром", "жизнь не может быть легка".
Обязательства в супружеских отношениях были установлены обществом и культурой в целом. Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами. Однако, женщины тоже получали выгоду от такого обязательства, поскольку оно дает им верность и финансовую поддержку. Кому нужен супружеский долг? Супружеский долг нужен как мужчинам, так и женщинам. В сексуальных отношениях важны обе стороны. Если один из супругов не получает удовлетворения, то это может привести к проблемам в отношениях.
С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью? Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин. В 1992 году в России впервые после Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное ситуации, когда государство находится в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число россиян старше 60 лет превысило количество несовершеннолетних до 15 лет в 1999 году. И до сих пор превышает. Интерактивный счётчик населения России Ожидается, что после 2010 [38] года пойдёт новая демографическая волна, когда начнут вступать в брак и обзаводиться детьми те мужчины и женщины, которые родились уже в 1990-е гг. В результате появится самое малочисленное поколение, которое вступает в репродуктивный возраст. Доля женщин в возрасте от 20 до 29 лет к началу 2025 года сократится почти в два раза. Если интенсивность рождаемости среди женщин этого возраста сохранится и далее, то на каждый процент сокращения численности их самих, сократится и число рождений в стране. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у респондентов с религиозным мировоззрением. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух.
2.4. СУПРУЖЕСКАЯ АДАПТАЦИЯИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ
- 12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы | MAXIM
- Структура семьи и роли супругов
- ПСИХОЛОГИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ
- Мужские и женские роли в отношениях и в семье: кто главный?
Читать реферат по всему другому: "Изменение ролей и отношений внутри семьи" Страница 3
История семейных отношений от первобытного общества до наших дней | Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема рас-пределения ролей между супругами. |
Мужские и женские роли в отношениях и в семье: кто главный? | Американский социолог К. Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. |
Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной | Существуют множество теорий относительно развития супружеских отношений, которые говорят о том, что они не стоят на месте, постоянно развиваются и видоизменяются. |
Семейные роли, их распределение
На законодательном уровне семейные отношения регулирует семейное право. кий М. С., Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А. Супружеские роли и понятие идентичности и комплементарности являются важными аспектами в семейных отношениях. А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Давайте обсудим основные роли мужчины и женщины в семейных отношениях, а также почему нужно обращать на это внимание.
Роли в семье: кто лидер в семейных отношениях?
Способны ли вы с уважением относится к его взглядам, привычкам, увлечениям? От ответов на эти вопросы зависит принятие решения: стоит ли вступать в брак с этим человеком, либо стоит ли нам продолжать наш брак. Литература: 1. Ковалев С. В, " Психология современной семьи", М.
Гребенников И.
Ответственный поуходу за младенцем. Исполнение этой роли требует обеспечения ребенку в первый год-полтора его жизни физического и психического комфорта.
Эта роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста. Психолог Т. Яценко по результатам своих исследований выделила четыре основные супружеские роли: Сексуальный партнер, Друг, Опекун, Покровитель. Именно эти роли связаны с удовлетворением наиболее значимых потребностей брачных партнеров: сексуальной, потребности в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребности в защите, опеке и в сфере выполнения бытовых обязанностей.
Компоновка этих ролей и определяет характер супружеских отношений. Например, если у жены очень сильна потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для нее в роли друга, чтобы именно эта потребность удовлетворялась. У мужа же, в соответствии с особенностями возраста и психологии пола, может в первые годы брака превалировать сексуальная потребность. Поэтому жене желательно как можно чаще выступать в роли интимного партнера.
В принципе, для нормальной супружеской жизни необходимо присутствие всех этих ролей хотя при этом какая-то из них может главенствовать , иначе супружество становится ущербным. Но из взаимоотношений супругов при этом должны быть исключены дополнительные роли если только их наличие не согласовано между ними и не вызывает у них протеста. Например, супруг, вместо того чтобы в сложной ситуации исполнять роль друга или опекуна, начинает играть роль неопытного беззащитного ребенка или поучающего родителя. В таком случае его ролевое поведение не будет соответствовать ролевому ожиданию брачного партнера, что может привести к конфликту и дестабилизации семейных отношений.
Американский социолог К. Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание домашнего очага, бытовое обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы строго последовательно : преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений.
Товарищеская роль требует от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, обеспечения интересного общения, разнообразия жизни и устранения скуки. Роль мужа предполагает восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответную романтическую любовь и нежность, обеспечение ее средствами для нарядов, развлечений, проведение досуга с женой. Роли партнеров требуют как от мужа, так и от жены определенного экономического вклада в семейный бюджет, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. От мужа необходимо еще и принятие равного статуса положения жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений.
От жены — готовность к отказу мужа от рыцарства супруги равны , равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи. Для стабильности брака важна согласованность не только социальных, но и межличностных ролей. Если супруги начинают строить свои взаимодействия только на социально-ролевой основе, забывая о том, что для супружества как союза двух неповторимых личностей, отличающихся друг от друга индивидуальным своеобразием, значение собственно межличностных отношений крайне велико, то это может привести к распаду брака. Дело в том, что подобные «жесткие» взаимодействия «Я муж, ты жена, и этим все сказано!
Психотерапевт А. Добрович полагает, что супружеские отношения строятся на основе модели, усвоенной человеком в детстве, в его собственной семье. Отношения между мужем и женой могут соответствовать одной из следующих четырех моделей: отец — дочь, мать — сын, брат — сестра, приятель — приятельница. Какая модель обеспечивает высокую прочность брака?
Для некоторых мужчин весьма удобна модель мать — сын: жена должна играть роль матери по отношению к мужу. Не так уж много женщин, с радостью соглашающихся на эту роль. Модель отец — дочь им нравится куда больше: мужу предписывается роль отца-покровителя. Не все мужчины любят и, надо сказать, не все могут выступать в этой роли.
Возникает ролевой конфликт — основная причина распада супружеской пары. Модель приятель — приятельница заведомо непригодна для создания семьи: она с самого начала предполагает отсутствие четких взаимных обязательств. Поэтому, считает А. Добрович, модель брат — сестра наиболее приемлема в гармоничных супружеских отношениях: с сестрой или братом , поссорившись, не разойдешься.
Привязанность сильней любой обиды, и эта привязанность помогает искать пути к примирению, приучает терпеть недостатки другого человека, позволяет объективно разобраться в сложных семейных проблемах, найти точки соприкосновения. Когда в семье есть настоящая любовь, люди становятся друг для друга всем, поскольку в мужском и женском складе души всегда сохраняются различия, притягивающие один пол к другому и обеспечивающие взаимное дополнение характеров. Когда в отношениях двоих принята естественная и непринужденная смена ролей, это делает их общение подлинно духовным.
Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. Янгом и П. Уилмотом Young and Willmott, 1973 для обозначения формы семьи, которая, по их мнению, складывается в современной Британии.
Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. Янгом и П.
Уилмотом Young and Willmott, 1973 для обозначения формы семьи, которая, по их мнению, складывается в современной Британии.
Личная жизнь супружеской пары
Забота о детях и стариках. В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями. Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время: Зависимость. Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга. Сложности с самореализацией. Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе. Конфликт поколений.
В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей. Проблемы патриархальной семьи Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня: Дискриминация младших членов семьи. В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Высокие требования к мужчине. Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей. Несоответствие современным условиям.
Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной. В чем отличие семьи патриархальной от партнерской? Две модели отношений имеют несколько различий: Традиционная патриархальная семья предполагает главенство мужчины. В партнерской все вопросы решаются сообща.
В этом случае сын или дочь становятся главным смыслом жизни и единственной опорой для матери. В будущем это создает у детей определенные трудности в личной жизни. Мальчик чаще всего не женится, так как у него уже есть «жена». К тому же мама ни за что не отдаст его другой женщине, делая все, чтобы разбить его отношения с девушками. Причем это не обязательно делается намеренно, такие задачи могут программироваться на бессознательном уровне. А девочка может никогда не выйти замуж. Подсознательно она чувствует себя ответственной за счастье матери, а значит, не может построить отношения — это повлечет за собой чувство вины или стыда. Дочь может вечно помогать, решать мужские задачи, обеспечивать финансово, то есть быть практически полноценным «мужем» для своей мамы. Такие дети не могут жить своей жизнью, а также часто бывают склонны к различного рода зависимостям — алкогольной, табачной, созависимым отношениям, поскольку подавлена их естественная женская и мужская созидательная природа. Ребенок на месте главы семьи На место главы маленький человек попадает в качестве кумира, когда один или оба родителя вкладывают в него весь смысл своей жизни. В данной модели воспитания ребенка он никогда ни за что не отвечает, вокруг него вращается мир и мама с папой. Все родственники удовлетворяют любые запросы маленького «короля», исполняют его желания, капризы, оберегают от трудностей, выполняют любые задачи вместо него, отбирая право взрослеть, становиться самостоятельным и нести ответственность за свою жизнь. Все это приводит к соответствующим проблемам во взрослой жизни. Человек не умеет общаться, договариваться, строить отношения, всегда считая, что его слово — закон. К тому же родители всячески этому потакают, потому что если их «ребенок» даже в 30-40 лет захочет «вырасти», то семья развалится. Ведь она была построена только на воспитании маленького человека, его отец и мать не умеют быть мужем и женой, а только родителями. Если эту роль отобрать — ничего не останется. Поэтому они всеми силами будут стараться сохранить сформированную модель семейных взаимоотношений. Бабушка в роли главы семьи Молодая семья не зря называется ячейкой общества. Это отдельное государство со своей системой управления, внутренними законами, порядками, а также, обязательно, — четкими границами, которые никто не имеет права нарушать. Даже близкие родственники. Чаще всего на это «покушаются» женщины из первого пункта статьи — те матери, которые привыкли играть роль отца. Теперь они стали бабушками, но привычка контролировать все вокруг никуда не делась. Такие властные женщины становятся отцом и в доме собственной дочери.
Вдовая Эммелия добровольно пошла на лишения, отпустила своих рабов — осталось всего несколько рабынь для того, чтобы обслуживать ее жизнь, быт. Несколько человек жили вместе с ней, служили ей, и это — подвиг жизни в добровольных лишениях. Женщина-жена-мать — крестьянка Еще одна ассоциация с идеей «традиционной семьи» — это семья крестьянская, родной и дорогой многим из нас образ «традиционного общества». Крестьянки бывали очень разными. И эпохи, и регионы, и вид зависимости, и конкретные губернии, и конкретные села, деревни, занятости крестьянских семей в целом также были невероятно разными. Так что это вопрос трудный и не может решаться однозначно. И все же возьмем в качестве примера такое неопределимое явление, как средняя крестьянка. Будем считать, что она живет не в крайней бедности и не зажиточна. Она искренне верующая, мужа своего любит и чтит. И Церковь тоже любит и чтит. Специально вопрос не исследовала, но ориентируюсь на труды этнографа Г. Науменко, М. Громыко и другие тексты. Снова беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой условной обычной крестьянки не было. Фото: pravoslavie. Также нянями были пожилые, неспособные к крестьянскому труду люди. Никаких занятостей вроде развоза детей по кружкам или забот об их домашнем задании в жизни крестьянки нет, мама не занимается организацией учебного процесса, не делает поделки из шишек для своего второклассника, не помогает писать сочинение пятикласснику, не готовит к ЕГЭ своего десятиклассника… Весь этот блок выпадает. Гигиенические и тому подобные требования по сравнению с современными или условно «дворянскими» требованиями низкие. Проблема с недостаточно блестящим унитазом, чувство вины по поводу того, что ребенок пошел к соседу в гости в мятой водолазке или пятно у дочки на блузке не отстиралось, тут абсурдны. Несколько важных замечаний, в которых — существенные отличия крестьянской жизни от современной «обычной семьи». Крестьянская семья, в отличие от «современной», живет не одиноко, но внутри общины, в окружении родственников. Даже указанные роли матери исполняются не ей одной, а так или иначе распределяются между разными членами большой семьи. Важно также, что и бытовое, и воспитательное — все едет по определенным рельсам, во многом определено укладом, четко отлаженным набором приемов, методов, последовательностей, определено традицией, происходит как бы «само собой». Дети в крестьянской семье — не только статья расхода, но и серьезная статья дохода В экономическом, хозяйственном аспекте: дети — работники. Дети 5—7—8 лет — няни для своих младших братьев и сестер. Старше — уже включаются во взрослую работу, со временем становятся полноценными работниками, они такие же добытчики, как и родители. Дети здесь — не только статья расхода, но и серьезная статья дохода. Резкое отличие от современной жизни, в которой в подобном аспекте дети — иждивенцы. Если грубо оценить этот момент сопоставления современной матери с крестьянкой: детей у этой крестьянки забрали в школу, дети не помогают маме как няни, не помогают семье зарабатывать на жизнь, но наоборот, требуют присмотра, заботы и материальных вложений. Я ни в коем случае не говорю о том, что «раньше было лучше», заберите детей из школы и пусть работают! Только показываю некорректность сопоставления жизни крестьянки и современной обычной что городской, что сельской жительницы. Ну и конечно же, крестьянка — работает, а не просто «готовит, убирается и растит детей». В традиционном обществе, тем более в крестьянской семье, работают все — и мужчины, и женщины, и дети. А не так, что «папа работает, а мама и дети — на его иждивении». Женщина-жена-мать высших сословий Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» — жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича. Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, — образцовейшая семья. Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах , не было. Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект — штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка! А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь. Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, — отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей. В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье. Традиции и современность Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, — ничего не сказать Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны — ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации — они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие.
Многие люди в своих предбрачных ожиданиях смешивают традиционную и эгалитарную семью. По данным опроса юноши ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенствием мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а девушки придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью.