Дмитрий Анатольевич, в чем заключается проект "Человек в. Функ Дмитрий Анатольевич. (род. в 1962 г.). Окончил Кемеровский государственный университет (1984). Кандидат исторических наук (1991). Студентка истфака МГУ Дарья Варакина в апреле сообщила в своем Instagram о домогательствах со стороны завкафедрой этнологии Дмитрия Функа. Напомним, 19-летний Дмитрий Функ из Краснотуранского района не вытерпел постоянных насмешек и хотел жестоко расправиться с обидчиками — планировал совершить убийство на линейке первого сентября. • Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д.А. Функ.
Уволен директор Института этнологии РАН Функа, за которого выступил ряд ученых
В сессии, в частности, принимал участие директор Института этнологии и антропологии имени Н. Он рассказал о подготовке изменений в программу государственно-национальной политики, отметив важные смысловые коррективы в ее тексте: кто такие соотечественники, кто такие граждане России. Речь идет о том, что Россия, как Империя и государство-цивилизация, не должна замыкаться в себе. Консервативность — это довольно-таки плохое слово, которое для нас специально выдумали либералы. Одно дело сохранять традиции, а иное дело — охранять, свято блюсти без изменений. Разве нам закупориться и закрыться от всего мира, сказав: мы в России — в своей цивилизации, а все остальные — нам не интересны? Мы не можем быть не открыты миру, ибо воспринимаем себя как Царство духа, как государство-цивилизация, в котором разные народы всегда находили своё место в плане территории и самореализации. Россия должна такой и быть — принимать разные народы, при этом сохраняя ядро уникальной цивилизации со святостью, самодержавием, уважением к свободе и справедливости. Быть человеком Империи — значит, уважать Государя Президента или Генсека. В крови русского народа — социальная справедливость, общинный соборный дух.
В этом свете и шло обсуждение на сессии. Также мы говорили об экономике, правильной миграционной политике, о международных отношениях и взаимодействии с соотечественниками. Мы предварительно прорабатывали широкий круг вопросов и подготавливали возможные варианты для того, чтобы 23 октября озвучено в Мариинском дворце на I Идеологическом форуме Всемирного русского народного собора и вошло окончательную концепцию итогового документа I Идеологического форума Всемирного русского народного собора. Напомню, что Президент России говорил, что у России нет границ. Мы всем рады и всех готовы принять.
Лауреат премии фонда Александра фон Гумбольдта "Friedrich Wilhelm Bessel-Forschungspreis", в области этнологии , 2007 г. Победитель конкурса мега-грантов Правительства Российской Федерации 2013—2017 гг.
Награжден правительственными и региональными грамотами и медалями. Научные интересы: Социальная антропология, Городская антропология, Антропология религии, Фольклористика, Народы Севера Руководство выпускными квалификационными работами "Калевала" по разные стороны границы: национальный эпос как объект культурного наследия в Финляндии и Карелии РФ Автор работы: Мочалова Мария Алексеевна Год выпуска: 2019 "Традиционное" этническое знание в представлениях и практиках молодежи юга Западной Сибири Автор работы: Коновалова Юлия Владимировна Год выпуска: 2015 «Остальгия» в структуре региональных идентичностей жителей пост-ГДР Автор работы: Бочарова Евгения Витальевна Год выпуска: 2015 Антропология библиотечного пространства Москвы и Парижа на примере медиацентров и медиатек Автор работы: Баранова Е.
Кроме того, представители Варакиной потребовали создать в МГУ этическую комиссию для «рассмотрения обстоятельств и оценки поведения» Функа по отношению к Варакиной. Копия документа есть в распоряжении Znak. Тягай также считает необходимым внести изменения в этический кодекс МГУ, где были бы прописаны «недопустимые формы отношений между преподавателями, иными работниками университета и обучающимися». В частности, по мнению Тягай, к таким «недопустимым формам отношений» следовало бы отнести «любые физические и вербальные домогательства, а также иные формы злоупотребления доверием, уважением, социальным положением и статусом преподавателя и работника университета».
Девушка сообщала, что в тот день, когда она пришла к профессору, чтобы обсудить свой академический отпуск, преподаватель «поцеловал ее в щеку, затем в губы, потом пошел закрывать дверь на ключ». После этого, по словам Варакиной, Функ позволял себе непристойные шутки о том, что «возьмет ее — не в том смысле» в разговоре об экспедиции , а также «правильно, раздевайся» в отношении наручных часов.
Должен ли выбирать человек? И как он выбирает?
Если в семье говорят о ком-то, что «эти» грязные и неопрятные, то это с детства осядет где-то на подкорке. Поэтому, наверное, в какой-то момент повзрослевшему ребенку будет важно, кто он и с кем. Это можно по-разному подчеркивать. У восточных хантов, которые живут в Томской области и утратили свой этнический язык, был случай, когда молодежь начала стыдиться своих родителей.
Было отмечено, что в начале 2000-х, когда было много рекламы водки и пива, молодые люди стали искать свою идентичность в алкогольных напитках. Как русские они быть не могут, потому что те пьют водку, а на это денег нет. Как родители-ханты быть не хотят, потому что те пьют самогон. Поэтому они стали пить пиво.
Таким образом, можно пытаться через культуру потребления декларировать свою идентичность. Они другие. Для них было важно дистанцироваться от «своих» и в то же время сохранить некую идентичность, которая будет говорить, что они все-таки не русские, а какой-то другой народ. При этом, повторюсь, они говорили только на русском языке.
С этнической идентичностью все не просто. Если кому-то она требуется, то он будет ее находить, проявлять и декларировать так, как считает нужным. Если человек таковым себя считает, не может разделить и ему так комфортно, то почему нет? Это его право.
Она учитывает ответы конкретного человека в конкретный момент времени, в конкретный день. Сегодня ты ответил так, а завтра ты бы сказал иначе, особенно другому человеку и в иной ситуации. Поэтому в результатах переписи считаются ответы людей на этот вопрос, речь не идет о том, сколько в стране существует, допустим, удмуртов. Это невозможно сказать.
И никакая «проверочная перепись» не даст других результатов. Это будет абсолютная бессмыслица, потому что итоги отразят то, что будет получено в данный момент времени, в том числе с учетом информационной подготовки или обработки: «Ребята, нас стало мало, давайте проявим ответственность, сохраним республику». В какой-то момент, кажется, это было в переписи 2002 года, алтайцы оказались под информационным нажимом. В Республике Алтай проживают 6 коренных народов, а может, и больше можно насчитать.
Но риторика была такова, что если все дружно не запишутся алтайцами, то их лишат республики, а сами они окажутся в числе коренных малочисленных народов. Но тех же хантов всего 1 процент, а никто ничего их не лишает: нормально в автономном округе существуют. Взять ту же Хакасию, где хакасов процентов 9—10 не больше от общего числа населения, но республика нормально живет. Получается, что использовали ложный посыл, чтобы начать обработку людей.
Нашли выход в записи через дефис. Повторная микроперепись даст лишь возможность потратить государственные деньги и удовлетворить чьи-то амбиции. Любой социологический опрос имеет отношение только к тому времени и той группе, которая была охвачена опросом в данный момент. Мы провели новый опрос и говорим, что по состоянию на сегодня есть такие-то результаты, проведем через неделю — будут другие цифры.
Что и кому это даст? По социологическим опросам, 42 процента вообще не знали о том, что она проходила. Посчитать количество членов сообществ под названием «русские», «татары», «армяне»? Их доля в общем количестве населения страны по-прежнему чуть более 80 процентов.
Это было и в 2010, и в 2002 годах. Так что в этом смысле все нормально. Это, кстати, еще один хороший аргумент, чтобы сказать, что если у нас кого-то стало меньше, то уж точно не за счет того, что они обрусели. Русских как было 80 процентов, так и осталось.
Населения впервые стало столько, сколько было в Российской Федерации в 1989 году — 147 миллионов. В межпереписные периоды было меньше. Также переписываются все, кто в данный момент находится на территории страны. Есть значительное количество тех, кто временно проживает.
Это абсолютно разные вещи! Приведу пример. В Германии было много смешанных семей, особенно в послевоенный период. Там с детьми принципиально не разговаривали по-русски, чтобы их потом ненароком или специально кто-то не обидел.
Отец — немец, мама — русская, а с ребенком дома говорили только по-немецки. Куда делись украинцы? Я думаю, это связано с элементарным чувством самосохранения, опасения, но при этом еще и с реальной близостью двух культур, двуязычием всех украинцев. Уже говорил, но скажу еще раз: итоги переписи опубликованы совсем недавно.
Для научного анализа потребуется пара лет, не меньше. Сейчас давать какие-то объяснения — это все равно что на кофейной гуще гадать. И еще раз: важно понять и запомнить, что перепись считает не народы. Как посчитали?
Это свойство человека — упрощать. Кстати, в прошлый раз Валерий Тишков говорил нам, что чуть ли не на 20—30 собирались сократить количество вариантов ответов. В итоге, напротив, один даже добавили. Мы обсуждали это на нашем ученом совете и однозначно высказались против, решив, что надо оставить всех.
Есть много аналогичных примеров «редакций списков». Это так же, как при составлении словарей, например: если у словаря один автор, то он по большому счету что хочет, то и пишет, выбирает правильные слова и оставляет в стороне то, что ему не нравится. А есть некая объективная реальность, в которой язык использует все доступные ему средства. Так и здесь.
Кто дал кому-то одному право включать или не включать какие-то этнические категории в перечень возможных ответов на вопрос о национальной принадлежности, если мы предполагаем или даже уверены в том, что такие ответы будут встречаться? Группировочные категории составили много лет назад, кажется, еще к переписи 2002 года на основе предыдущих, включая перепись 1926-го. Количество группировочных категорий чуть-чуть изменялось — 182 2002 , 193 2010 , 196 2020—2021. Их число, как мы видим, остается примерно на одном уровне.
Для чего это делается? Например, кто такие чумардосы? Просто в какой-то деревне было принято их так называть, возможно, потому что у кого-то в этнически смешанных семьях мама или папа были чувашами, получается что-то вроде комбинирования слов «чувашский» и «мордовский». Есть разные варианты, чумотары, например.
В переписи фиксируются локальные самоназвания людей, записанные переписчиками или самими респондентами.
Функ Дмитрий Анатольевич
Надо обязательно смотреть по регионам, если мы хотим основательно разобраться в итогах переписи. И почему-то мы сейчас в разговоре совсем не сказали о тех миллионах, которые вообще не ответили на вопрос о национальности. Семь миллионов человек сознательно не стали отвечать на вопрос о своей национальной принадлежности, а всего — почти 16,6 миллиона, у кого эта графа не заполнена. Почему бы не посмотреть, в каких регионах это происходило, и не пытаться разобраться в социальном самочувствии наших граждан? По языку примерно так же: 4,5 миллиона и 16,6 миллиона человек соответственно. Или еще кого-то, кого, как нам казалось, должно быть больше? Но тем не менее в Татарстане число татар выросло, а в других регионах, напротив, сократилось. Когда я рассказываю о передовых практиках, например, в образовании, то среди первых всегда вспоминаю Татарстан и Якутию. Как думаете, в этот раз было так же?
Но ведь никто не отменял работу СМИ, телевидения, газет, где могут рассказывать так, как считают нужным наверху. Это один из самых распространенных вариантов давления. Второй вариант. Когда мне было 19 лет, я вел полевые исследования на реке Кондоме в местах расселения шорцев. Говорил с людьми, кто-то из них вспоминал даже название своего рода. В какой-то момент беседы я вдруг осознавал: «Стоп! Так это же не шорский род». Начинал расспрашивать об этом, и лишь тогда люди говорили: «Вообще-то мы кумандинцы.
Но какая разница? Живем же тут все вместе. Все очень похоже». Это как раз тот вариант, когда людям лень объяснять. Интереснее другое. В этих районах в 1927—1930 годах работал мой учитель Потапов. И он общался с предками этих людей, которые тогда считали себя не шорцами и даже не кумандинцами, а телеутами. Многое зависит от того, где ты живешь, с кем, от возможностей реализовать себя, от выгод, которые ты видишь для лучшего будущего своих детей.
Допустим, на какой-то территории ты обязан учить русский, иностранный, республиканский языки, а у тебя есть еще свой какой-то. Значит, ребенок должен еще ходить на факультатив. Жестко прозвучит, но, наверное, в какой-то ситуации родитель может сказать, что он не башкир или не татарин просто для того, чтобы облегчить своему ребенку ситуацию в школе. Может быть, я придумал эту ситуацию, но она как возможная объяснительная модель существует, по крайней мере на всех территориях Севера и Дальнего Востока. А там еще не так давно приходили заботливые люди из роно и говорили: «Да кому нужен ваш язык, в котором всего 500 слов? Ваш ребенок будет отставать в школе, с акцентом говорить по-русски, завалит экзамены, не найдет работу». Все это, конечно, неправда, но родители-то об этом не знают, они думают о ребенке, которому придется таскать лишний учебник, оставаться до вечера на занятия по языку. Тогда они сделают все, чтобы облегчить ребенку существование.
Такого рода ситуации объясняются чаще всего не злым умыслом. Люди могут рассказывать о неразвитости языков из благих побуждений в попытке оградить детей от излишней нагрузки, например. Но правда заключается в том, что многоязычие — это ключ к успеху в современном мире, в том, что дети-билингвы или полилингвы лучше учатся и потенциально у них гораздо более высокие шансы на лучшее трудоустройство. Такого рода исследования в течение более десятка лет велись, например, в Канаде, где родители-эскимосы тоже пытались поначалу не говорить со своими детьми дома на своем языке, чтобы те «не отставали в школе». Результаты исследований убедительно показали, что это заблуждение. Эскимосские дети, которые говорили на трех языках, уже к 2—3-му классу обгоняли сверстников, которые знали либо французский, либо английский. Многоязычие — это всегда хорошо. Вы говорите, что может стать больше россиян.
А станет ли больше русских? Хотя в ней многое хочется поменять, но полезное тоже делается. Наша национальная политика не позволяет забыть о своей этнической идентичности. Готовятся учебники, так или иначе ведется преподавание, народные коллективы выступают на подмостках сцены, проводятся концерты, фестивали, дни родного языка, люди в чатах переписываются на тех языках, которые, казалось бы, забыты. Например, есть эвенкийский язык, который молодежь начала использовать в чатах, начиная с обыденных слов типа приветствия. Язык почти всегда используется как этнический маркер для выстраивания дистанции или, наоборот, чтобы убрать стену. Если иностранец пытается говорить с тобой на твоем языке, то можно его поправлять через каждое слово и в конце концов прогнать, а можно сказать: «Как круто! Ты, оказывается, говоришь на нашем языке!
Гораздо больше опасений у меня вызывает ситуация с языками, но это, мне кажется, общая мировая тенденция. Лингвисты и политики всех напугали, что к концу этого столетия 90 процентов всех языков исчезнут. С одной стороны, это естественный процесс. С другой — я думаю, что они ошибаются. У каждого языка есть запас витальных сил, и процесс исчезновения языка может растянуться на столетие или два, даже если остаются всего 10 или 20 человек, которые на нем говорят. Может случиться так же, как с ивритом. Например, фризы заговорили и есть фризская академия, на саамском языке можно теперь получить высшее образование, защищать на нем диссертацию. На татарском, например, так нельзя.
Кто мешает сделать это у нас? Если бы у меня была возможность решать, сдавать ли ЕГЭ на национальном языке, то я бы, безусловно, разрешил. На республиканском языке ЕГЭ вполне может быть. Отлично будет, если вуз установит за это дополнительные баллы. Другое дело, что университеты в стране, как правило, не могут решать этот вопрос самостоятельно. Не думаю, что это правильный подход. Престиж языка это бы точно повысило. А власть получила бы дополнительные очки в свою пользу.
По вашему мнению, можно ли верить результатам переписи, отражают ли они реальную картину? По степени охвата у нас нет другого инструмента, который бы позволил получить хоть мало-мальски сравнимые сведения. В этом смысле это самая полная и точная картина. И вряд ли будет другой инструмент, что-то более полное и точное. Этническая идентичность — это в какой-то степени интимная категория: «С какой стати ты лезешь ко мне с вопросами о моей идентичности и моей вере? Это мое личное дело». И никакой социологический опрос не поможет разобраться с этой темой. Нужны длительные исследования, а они, скорее всего, покажут динамику этнических идентичностей людей.
В нашей науке имеется множество такого рода примеров и доказательств. Поскольку я человек из советского прошлого, то разговоры о распаде сначала СССР, а теперь и России не очень греют мое сердце.
Ломоносова» Функ Дмитрий Анатольевич Заведующий кафедрой этнологии исторического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. Ломоносова» Комиссия:.
Экспертный центр ПОРА, имея опыт работы в области этнологической экспертизы, считает важным отсудить данную проблематику.
На заседании Дискуссионного клуба предполагается затронуть следующие вопросы: 1. Для чего нужна этноэкспертиза? Ее сущность и необходимость, основные задачи и сферы применения. Региональный опыт этноэкспертизы. Региональное законодательство.
Будущее этноэкспертизы. Этноэкспертиза как инструмент, определяемый федеральным нормативно-правовым регулированием.
При этом некая пользовательница, не называя своего имени, заявила, что некогда училась в аспирантуре Института этнологии и антропологии РАН директором которого является Функ и стала жертвой в похожей истории. Многие комментаторы упрекали Варакину в том, что она удаляет не нравящиеся ей отклики на свой пост - в частности, от тех, кто просил ее помимо рассказа о случившемся опубликовать переписку с Функом, на которую она ссылалась и в которой, по ее словам, профессор допускал вольности. Эта переписка, по мнению авторов таких комментариев, могла бы стать фактическим доказательством в подтверждение истории студентки.
После многочисленных упреков Дарья, судя по всему, перестала удалять подобные сообщения. Кое-кто из пользователей указывал на то, что Варакина является "открытой активной феминисткой", и поэтому ее нельзя считать "непредвзятой" в отношении к мужчинам и оценке подобных ситуаций.
"Я возьму тебя": О домогательствах профессора МГУ в закрытом кабинете рассказала студентка
Новости и анонсы. Функ Дмитрий Анатольевич является руководителем 1 организации. Не является индивидуальным предпринимателем. Функ Дмитрий Анатольевич. (род. в 1962 г.). Окончил Кемеровский государственный университет (1984). Кандидат исторических наук (1991). Функ Дмитрий Анатольевич и опосредованно связанные лица. По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации приняло решение об увольнении директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук Дмитрия Функа, следует из информации, полученной телеканалом RTVI от двух источников в институте.
Профессор Дмитрий Функ об антропологии, изучении народов Сибири и Крайнего Севера и этике в науке
Главные новости о персоне Дмитрий Функ на доктор исторических наук, заведующий Кафедры этнологии, Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Студентка МГУ обвинила завкафедрой этнологии Дмитрия Функа в домогательствах
Вечером этого же дня в сторис инстаграма факультета histmsu появилось открытое письмо Дмитрий Функа, в котором он обвинил Варакину в клевете, оскорбляющей его честь и достоинство, и заявил, что готов судиться со студенткой. У «Мела» теперь есть вайбер! Все важные новости и лучшие тексты вы можете читать в нашем сообществе.
В 1984 г. В 1995—2013 гг. Ведет полевые исследования в различных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, начиная с 1981 года. Владеет немецким, английским, шорским и телеутским языками.
В своем Instagram Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации Дарья Варакина также рассказала о домогательствах со стороны Функа: «Я пропускала мимо ушей отвратительные комментарии по типу "я возьму тебя. Я говорила о том, о чем изначально планировала, при том, что понимала всю бессмысленность. Меня спас стук в дверь. Функу это явно не понравилось, но он пошел открывать дверь. Я воспользовалась этим, чтобы собраться, встать, и, сказав, что у меня дела, выйти из кабинета», — написала девушка.
Дарье понадобилось много сил, чтобы заговорить о проблеме открыто, поднять ее над уровнем своей личной травмы и обратиться к руководству университета с просьбой не оставаться безучастными — дать оценку аморальным действиям, которым подверглась Дарья, и предотвратить их повторение с другими», — пояснила Znak. После того как о домогательствах со стороны Функа заявила Варакина, в начале мая студенческий журнал DOXA опубликовал рассказы сразу нескольких студенток филфака МГУ, которые также заявили о домогательствах со стороны преподавателей. Отметим, что в публикации DOXA не указаны ни имена пострадавших, ни имена преподавателей. Между тем после этого преподаватель филологического факультета МГУ Сергей Князев рассказал в Facebook, что имел отношения со студентами и решил уволиться из-за начала кампании против харассмента. В свою очередь Дмитрий Функ назвал обвинения Дарьи Варакиной клеветой, сообщив о намерении обратиться в суд. Между тем сегодня также стало известно, что выпускники Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ написали открытое письмо, в котором выступили против харассмента — бытового сексизма, сексуальных домогательств и психологического насилия в университете.
Дружеская встреча с Функ Дмитрием Анатольевичем 12 декабря
Медиапроект гильдии межэтнической журналистики. Дмитрий Функ — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Руководитель организации: ДИРЕКТОР Функ Дмитрий Анатольевич. Дмитрий Анатольевич, в чем заключается проект "Человек в.
⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.
Функ Д.А. Функ Дмитрий Анатольевич. профессор доктор исторических наук. Об этнологии, антропологии, истории взаимоотношений между учеными и представителей различных этносов, проживающих в России, профессор Д. Функ рассказывает в интервью генеральному директору компании Инконсалт Ирине Коротковой. Доктор исторических наук, профессор истфака МГУ имени Ломоносова Дмитрий Функ заявил, что намерен обратиться в суд с иском о клевете в отношении студентки Дарьи Варакиной. Экспертного совета ФАДН России (Москва); 8. Функ Дмитрий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член Экспертного совета ФАДН России (Москва); 9. Савичев Владимир Леонидович.