Новости что сделал гагарин

И несмотря на то, что Гагарин сделал вокруг Земли всего один виток, звезды стали близки к нам как никогда.

Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века

Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться. Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как-будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка.

При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок.

Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги.

Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории. По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил.

Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору». На 211 сек. Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени.

Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо. Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле.

Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться.

Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет.

В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было.

Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно.

Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии.

Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось.

Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал.

Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий.

До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду.

Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу.

Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным.

Риск был более чем серьезный. Расстрелять не расстреляли бы, конечно, но неприятностей была бы масса. Причем, вполне возможно, решиться на такой шаг ему, уже обласканному властью, вкусившему всенародной славы, было куда сложнее, чем какому-нибудь безвестному человеку. Ему в 1965 году было что терять. Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское.

Но делать предположения, отталкиваясь от известных фактов и от элементарной логики, мы вполне вправе. Так почему же он — герой? Да вот именно потому, что переламывал себя, совершал запредельное внутреннее усилие, добиваясь своих целей. Причем, что принципиально важно, цели эти были добрые, направленные на благо человечества. И да — можно сказать, что Гагарин дал советским людям новый формат подвига. Что чаще всего считалось подвигом в СССР? Военный подвиг, подвиг в революционной борьбе. Пасть жертвою в борьбе роковой, пасть на поле брани, пасть несломленным во вражеском застенке — вот это да, это подвиг, а все остальное уже как-то мельче. А полет Гагарина показал — подвиг может быть и другим.

Не предполагающим некоего зла, с которым нужно сразиться. Не направленным на благо только одной какой-то страны, одного какого-то народа, одного какого-то класса. Оказывается, подвиг может быть для всех. Вообще для всех, для всего человечества. Оказывается, есть всеобщие позитивные ценности — жажда познания, освоение новых пространств, выход за привычные границы. Сейчас, спустя более чем полвека, это звучит наивно. Космос давно уже не кажется нам чем-то «большим и светлым», давно уже он ассоциируется со звездными войнами, спутниками-шпионами, огромными расходами бюджета, и так далее. Но тогда было иначе.

Все спускаемые аппараты и корабли в истории отечественной космонавтики были оснащены парашютами института. Началось все в 1961 году, когда на орбиту отправился «Восток» с первым космонавтом Земли. Спускаемый аппарат «Востока» весил порядка 2,5 тонны, и для него была создана парашютная система, которая состояла из нескольких парашютов: вытяжного, тормозного и основного. Вытяжной необходим для ввода купола основного парашюта, тормозной снижает скорость до значений, когда свою работу может начать основной купол площадью более 500 кв. Кстати, в отличие от распространенного мнения, Юрий Гагарин приземлился не в кабине спускаемого аппарата, как современные космонавты. На самом деле он катапультировался и спустился на Землю на парашюте. Тогда это было не только средством аварийного спасения, но и методом посадки. Катапультируемое кресло приземлялось с помощью основного парашюта площадью 83,5 кв. В случае отказа вводился запасной — с куполом в 56 кв. В конце 1960-х в космос полетел корабль нового поколения — «Союз». Основная парашютная система также состояла из трех парашютов, при этом купол основного увеличился до 1000 кв. Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации В 2002 году впервые с космодрома стартовал корабль «Союз ТМА» транспортный, модифицированный, антропометрический. Новый «Союз» был усовершенствован, изменения коснулись и его парашютной системы. В частности, добавился тормозной парашют площадью 16 кв. При этом парашюты изготавливались из облегченного высокопрочного материала, который относится к арамидным волокнам. Эволюция «Союзов» продолжилась, и в 2016 году состоялся первый полет «Союза МС». Практически каждая система корабля была модернизирована, включая парашютную.

А там ехали наши гжатские. Один мужчина подошёл ко мне, у него на глазах слёзы, пожал мне крепко-крепко руку и молча ушёл. Приехала я в Москву, пересела на другую электричку. А народ уже говорит про Юрия. Его фотографию уже показывали по телевидению и рассказали, что у него есть жена и две дочки. У некоторых недоверие. Я в спешке не пальто одела, а стёганку. Думаю: ну, а что мне там, я же никуда не пойду! Буду только ребёнка в садик водить и что-нибудь Валино одену. Ведь совсем недавно, 25 марта, от них уехала. Привезла жену Юры из роддома и вернулась к себе в деревню - мне дети прислали телеграмму: отец болеет. Ну, может быть, и Галей, говорю. Назвали, пока я была в деревне... Гагарин и А. Гагарина в Москве 10:48 - обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 километров и удалении 33 километра. Цель отслеживалась локатором до Земли. Оставив круглую ямку на вершине пригорка, он прокатился и остановился нескольких метрах от крутого склона. Космонавт приземлился минут через пять, километрах в четырёх от спускаемого аппарата, в шести километрах от Волги, в полутора от деревни Смеловка Энгельского района, Саратовской области:... В радиокомитете раздался долгожданный телефонный звонок, а вслед за ним застрекотал телетайп... Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством». Из всех систем космического корабля особую сложность имела система приземления. Страшась перегрузки, при ударе о землю было решено не рисковать спускать космонавта в самом аппарате. Систему сделали двухступенчатой: спускаемый аппарат и космонавт приземлялись раздельно! На высоте 7 километров происходил отстрел люка, через который космонавт катапультировался вместе с креслом. Космонавт находился в свободном падении, ожидая раскрытия своего парашюта, до высоты 4 километра. Наконец основной парашют раскрывался, а затем отделялось кресло, которое свободно падало. Спускаемый аппарат на собственном парашюте приземлялся рядом... Говорят участники запуска космического корабля «Восток»: Из-за сбоя в системе торможения приземление произошло не в запланированном районе расчётная точка посадки корабля была в 110 километрах южнее Сталинграда , а с перелётом относительно расчёта - в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Первым спускаемый аппарат космического корабля заметил колхозный механик Анатолий Мишанин. Он ехал на мотоцикле по краю поля и притормозил у диковинного двухметрового металлического шара. Не побоялся подойти. Обшивка аппарата была ещё горячей. Анатолий залез внутрь в открытый люк, увидел пульт управления. Всё было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразили колхозника небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту. Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания космонавта... Каждый старался оторвать от спускаемого аппарата кусок обшивки: авось пригодится в хозяйстве на фотографии видно как изрядно успели общипать колхозники космический аппарат : Инженеры-поисковики у спускаемого аппарата корабля «Восток» Но подоспевшие военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром. Прилетевшие следом инженеры специальной поисковой службы Военно-воздушных сил сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров. Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нём зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с «Востоком». А в лунке от первого касания «шарика» врыли деревянный столбик с табличкой: Табличка на месте приземления спускаемого аппарата После, прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с «Востока» «сувениры» колхозники отдавали со слезами на глазах... А жительница села Смеловка жена лесничего Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита оказались ближе всех к месту приземления Юрия Гагарина. Они в это время сажали картошку в огороде и наблюдали как в поле, недалеко от дома, приземляется парашютист в необычном оранжевом одеянии... Позже, в одном из интервью Анна Акимовна Тахтарова вспоминала: «Я сначала испугалась, побежала от него, а потом оглянулась, а он... Первыми космонавта на земле встретили Анна Тахтарова и Рита В канун 1962 года Юрий Гагарин - выпускник саратовского аэроклуба - записал вот такое звуковое письмо, адресованное Анне Тахтаровой и саратовским лётчикам:... На поиски приземлившегося космонавта из Энгельсского аэродрома вылетела команда на вертолёте Ми-4. Но рядом со спускаемым аппаратом Гагарина не оказалось. Местные жители сообщили, что космонавт уехал на грузовике в город. Вертолёт взял курс на Энгельс. По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». Там Гагарина уже ждали. Присутствовало всё руководство базы. Космонавту вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Юрия Алексеевича повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром с Байконура прибыли два самолёта. На авиабазе в городе Энгельс. Ожидание разговора с Кремлём. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. Первое выступление Юрия Гагарина после возвращения на землю О возвращении космонавта на Землю доложили в Главный штаб ВВС: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву... Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолёту, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолёта, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем лётном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына.

Совсем не космос: наследие Юрия Гагарина приходит в упадок

Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт. Космическая одиссея. Труды по космонавтике.

Текст: Вера Марунова.

Как только ракета-носитель начала подъем, Гагарин сказал свое знаменитое: «Поехали! Ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем.

Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Земля в иллюминаторе Гагарин, будучи на орбите, в окно иллюминатора смотрел на Землю с горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далекие звезды. Ему понравился открывшийся вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать ее.

Больше всего космонавта впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень черного неба. Во время полета Гагарин провел несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него.

Юрий пришел к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полета оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблем, Гагарин должен был перейти на ручное управление.

А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив ее, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полет прошел спокойно, серьезных нештатных ситуаций не случилось.

Длительность полета составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю во время посадки тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса. На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах.

Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Приземление Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, в районе сел Смеловка и Подгорное. Гагарина после приземления случайно встретили жена лесничего Анихайят Тахтарова и ее внучка Румия, которые просто прогуливались в этих местах.

Затем в районе приземления появились военные, они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. К слову, на месте посадки Гагарину была вручена его первая награда — медаль «За освоение целинных земель».

Как только о приземлении космонавта стало известно Хрущеву, он позвонил министру обороны Малиновскому и попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. А вот сам космонавт узнал о своем новом звании лишь после возвращения.

Следующие два года Гагарин провел в морской авиации в Заполярье. Выбор места службы был осознанным — он хотел быть там, где труднее всего. В перерывах между полетами Гагарин и его товарищи жадно ловили новости о запуске очередного спутника или многоступенчатой ракеты.

Однажды из выступления Хрущева по радио он понял, что в СССР ведутся работы по подготовке полета человека в космос и еще не поздно подать рапорт с просьбой зачислить его кандидатом в космонавты. Память об этом периоде его жизни хранят куртка Юрия Алексеевича, комбинезон и летные очки. Свидетельство пилота-космонавта Рапорт был подан 9 декабря 1959 года. Медкомиссия признала летчика 3-го класса Гагарина годным для космических полетов, и 11 января 1960 года он был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Отряд ждала обширная программа: теоретическая и физическая подготовка, полеты на самолетах в условиях невесомости, прыжки с парашютом повышенной сложности, тренировки на макете космического корабля, в звукоизолированной и тепловой камерах, на центрифуге и вибростенде.

Но так же хорошо знали и то, что и другим найдется работа, что другие сделают больше первого, продлят и разовьют то, что начнет первый. Кто-то сделает один виток вокруг Земли, кто-то несколько витков, кто-то полетит к Луне, и все они будут первыми». На выставке о самом важном этапе жизни Гагарина рассказывает множество экспонатов — свидетельство пилота-космонавта, его тренировочный костюм, приборы с МиГов, на которых он летал. Есть среди них приказ Минобороны о присвоении внеочередного звания и погоны — как известно, в космос Юрий Алексеевич отправился старшим лейтенантом, а вернулся на Землю уже майором, минуя звание капитана. Гагаринская улыбка Юрия Гагарина невозможно представить без улыбки.

Его редко видели в плохом настроении, на многочисленных фотографиях он светится радостью и добродушием. Улыбка была частью всей его жизни — кажется, даже знаменитое «Поехали!

Пообедал с земным аппетитом» Поразительно, но после приземления Гагарину даже не пришлось восстанавливаться, хотя, казалось бы, первый человек в космосе испытал колоссальные нагрузки. После своего эпохального полёта Гагарин первым делом вышел на связь с генсеком Никитой Хрущёвым, который поздравил его с успешным полётом, потом было общение с журналистами, встреча с друзьями. Всё просто, словно и не было исторического достижения. Там я принял душ, пообедал и поужинал сразу, на этот раз по-земному, с хорошим земным аппетитом. После небольшой прогулки вдоль Волги, полюбовавшись золотисто-светлым небом заката, мы поиграли с Германом Титовым на бильярде и, закончив этот удивительный в нашей жизни день — двенадцатое апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года, — улеглись в постели, а через несколько минут уже спали так же безмятежно, как накануне полёта», — вот и всё восстановление первого космонавта после полёта. Поистине Юрий Алексеевич был железным человеком. Следующее утро для Гагарина было обычным — началось с зарядки и завтрака.

Как будто и не было почти двухчасового полёта в космос. Первого космонавта обследовали врачи, установили, что у него не менее крепкое здоровье, чем было перед полётом. А дальше началась череда торжественных приёмов, празднеств и поездок по миру. Они, кстати, сказались на здоровье Гагарина куда сильнее, чем сам полёт в космос. В течение недель и месяцев первому космонавту пришлось принять участие в десятках, а то и сотнях застолий. Поэтому он прилично поправился — прибавил около семи килограммов. Избавляться от них пришлось тяжёлыми тренировками. Гагарин вернулся в форму и даже подумывал о том, чтобы полететь в космос во второй раз, но этой мечте не суждено было сбыться. Современное восстановление Гагарин запустил процесс невероятного прогресса в освоении космоса.

Сейчас космонавты проводят гораздо более длительное время на орбите. И, конечно, важнейшую роль играет восстановление после таких полётов. В невесомости они находятся дольше, что влияет на морфологические и функциональные изменения в организме.

10 неизвестных фактов о полете Гагарина

То, что сделал Юрий Гагарин, однозначно называется словом «подвиг», потому что он рисковал жизнью, вступал в неизвестную или плохо изученную сферу, где развитие событий могло пойти по совершенно любому сценарию. Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское. Место приземления Гагарина — около села Смеловка в Саратовской области. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года.

Юрий Гагарин космонавт и дипломат

Когда "Восток-1" вышел на орбиту, Гагарин передал: "Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. Однако Гагарин с ума не сошел: он пил, ел, делал записи и вел наблюдения через иллюминаторы. Юрий Гагарин за 4 часа до старта ракеты, 12 апреля 1961 года. Апрельская кинохроника 1961 года, в которой Гагарин прибывает в Москву, где его встречает первый секретарь Никита Хрущев. 12 апреля, в памятную дату, когда в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полет вокруг Земли, отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

Гагарина подставили по халатности? Чего он лишился во время первого полета в космос

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации В 2002 году впервые с космодрома стартовал корабль «Союз ТМА» транспортный, модифицированный, антропометрический. Новый «Союз» был усовершенствован, изменения коснулись и его парашютной системы. В частности, добавился тормозной парашют площадью 16 кв.

При этом парашюты изготавливались из облегченного высокопрочного материала, который относится к арамидным волокнам. Эволюция «Союзов» продолжилась, и в 2016 году состоялся первый полет «Союза МС». Практически каждая система корабля была модернизирована, включая парашютную.

Новые «Союзы» также оснащены многокаскадной парашютной системой: сначала выводится вытяжной, затем тормозной, а после основной парашют. Имеется и запасной парашют площадью 590 кв. Космические парашюты НИИ парашютостроения возвращают на Землю корабли уже на протяжении 60 лет.

Последнее наглядное подтверждение — посадка спускаемого аппарата корабля «Союз МС-18 — Ю. Гагарин», которая состоялась 17 октября 2021 года. Посадочная парашютная система производства НИИ парашютостроения успешно приземлила спускаемый аппарат с самым необычным экипажем.

Первое настоящее космическое путешествие в кино Съемочная группа отправилась на МКС 5 октября с космонавтом Антоном Шкаплеровым. Кинокоманда в составе Юлии Пересильд и Клима Шипенко стала первой в мире, кто снимал на орбите художественный фильм. Драма под рабочим названием «Вызов» рассказывает историю о враче, которая отправляется на МКС, где нужна медицинская помощь одному из космонавтов.

Кстати, роль больного сыграл настоящий космонавт Олег Новицкий. В планах кинокоманды было отснять 30 минут в космосе.

Сегодня в России вспоминают человека, который открыл дорогу к звездам. Космонавт стал символом развития советской авиации и навсегда вписал свое имя в историю исследования вселенной. Анатолий Пекарский первым снял Юрия Гагарина после приземления. Разрешения на фото не спрашивал.

Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, в 9 ч 07 мин по московскому времени. Полет Юрия Гагарина готовился и был осуществлен в специфических политических условиях борьбы и противоборства двух социальных систем — социализма и капитализма. Однако человечество восприняло первый полет человека в космос, в большей степени как грандиозное событие в истории цивилизации, чем как свидетельства жизнеспособности двух систем. Военный летчик Юрий Гагарин привлек к себе внимание людей на всех континентах в большей степени как человек Земли, сумевший шагнуть во Вселенную и тем самым реально поддержать самые дерзновенные мечты многих поколений землян, стремившихся проникнуть в неизвестное.

В личности Юрия Гагарина слились в гармоничное единство многие качества, которые практически невозможно приписать отдельному государству, одной системе или конкретному типу общества.

После него первый космонавт планеты отправился в зарубежное турне. Встретиться с Гагариным считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

Как проходила эта поездка, смотрите в нашем сюжете.

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

Сохранилась инструкция где Гагарина предписывалось, что делать в случае приводнения: "После погружения в воду, лечь на спину и открыть клапан дыхания, наполнить плавательный ворот скафандра, при небольшом волнении открыть иллюминатор шлема". Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор. Гагарин также провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.

Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века)

Мы обсуждали технические вопросы, спорили о том, какое управление для человека будет удобным и какое неудобным, но не принимали во внимание внутреннее состояние будущего космонавта. Ведь заявляя о желании лететь, он должен был себе ответить на вопрос: правильно ли он распряжается своей жизнью? И это тогда, когда нет войны, есть хорошая профессия, семья и так много интересного вокруг. Но он выбрал столь рискованный полет. Я хорошо помню свою реакцию, когда впервые услышал об отборе кандидатов для первого полета от сотрудников нашего отдела, вернувшихся с казахстанского полигона, - места, откуда теперь стартуют космические ракеты.

Там готовили к пуску первый беспилотный спутник-корабль. Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта. Первыми были названы летчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несет всю ответственность за полет.

Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции. Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры - люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу. Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты».

И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом. Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия.

Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия. Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными. Я испытал тогда чувство глубокого уважения к этим людям.

Нужно было обладать сильным характером, чтобы взяться за грандиозное дело. В подготовке космонавтов к первому полету мне не довелось принимать участия. Я занимался лишь вопросами, связанными с созданием системы управления. В то время нам многое было неясно.

Мы, например, не знали, будет ли видна Земля из корабля ночью; можно ли отличить ночную Землю от звездного неба - огни больших городов иногда светят так же, как звезды. Не знали, удастся ли определять направление полета, когда корабль будет находиться над океаном, - на поверхности воды ориентиров нет, а достаточных данных о том, как часто будут встречаться облака и как они выглядят сверху, у нас не было. Система давала возможность космонавту разворачивать корабль в любом направлении, но определять положение корабля он должен был визуально, и мы надеялись, что после полета космонавт расскажет, в каких ситуациях это возможно, а в каких нет. Как много было дебатов по поводу того, разрешать ли космонавту участвовать в управлении кораблем!

Существовало мнение, что он может не справиться с психологической нагрузкой полета и начнет действовать безрассудно. В этом случае, взяв управление на себя, он может сам себя погубить. В результате решили усложнить процедуру включения системы до такой степени, чтобы при отсутствии здравого мышления космонавт не смог ее выполнить. Система была заблокирована кодовым замком, похожим на те, которые сейчас устанавливают на входных дверях.

Код космонавту не сообщали.

Именно тогда прозвучало легендарное: "Поехали! Перед полетом летчик-космонавт сделал заявление для радио и печати. Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом?

Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены.

Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги».

А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось.

Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились.

Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся.

И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого.

Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О.

Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу.

А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный.

Я обыкновенный русский человек, которых множество. Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души.

Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты? Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР. Он подружил с нами целые государства и народы.

Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца. После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать. Я приведу здесь еще только несколько штрихов, несколько мгновений, запечатленных в памяти знавших Юрия Гагарина и составляющих драгоценный узор на полотне его жизни. С женой Валентина Гагарина: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым.

Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…». Каждую просьбу считал обязательной и мучился, когда ему не удавалось что-то сделать. Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» [24]. Как-то вечером звонят из проходной на территорию Звездного городка: старик приехал из Сибири, дожидается Гагарина. Пришлось идти на проходную. Оказалось, пожилой человек лет 80-ти приехал в Москву откуда-то из района Читы с просьбой: разыскать могилу сына, погибшего в Великую Отечественную войну. Юрий Алексеевич тепло его выслушал, записал все данные, обещал помочь, дал ему денег на обратную дорогу.

Более года потратил на поиски и нашел [25]. Гагарин отвечал на все письма, во множестве приходившие на его имя. И ответы эти не были формальными. Он отвечал вдумчиво, серьезно. Всегда старался понять человека. Говорят, он никогда никого не осуждал, ни о ком не позволял себе говорить плохо. Любил изречение: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Прага, октябрь 1961 Сергей Павлович Королев: «Юра был настоящим русским парнем — честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей» [26]. Космонавт Алексей Леонов: «Возможно, внимательные историки и биографы Юрия Гагарина найдут иные слова о главном в его характере, но нас особенно восхищала в нем какая-то бездонная сила и устойчивость простых человеческих качеств — честности, прямоты, общительности, трудолюбия. И даже такой полет, такая слава не могли ни на йоту изменить его в худшую сторону. А что греха таить, такое могло произойти с кем-нибудь другим. Полет лишь ярко раскрыл человеческий талант Юрия. Это особенно было заметно для тех, кто начинал с ним» [27]. Летчик-космонавт Георгий Шонин: «Гагарин как-то по-особенному, по-своему, воспринимал и чувствовал прекрасное.

Красоту природы, человека… Он находил ее повсюду, порою даже там, где ее присутствие только угадывалось» [28]. В Лондоне Константин Петрович Феоктистов инженер-разработчик космических кораблей, космонавт : «Юрий был умным человеком, обладавшим врожденным даром мгновенно оценивать ситуацию, выбрать нужную тональность разговора, найти общий язык с любым собеседником… Гагарину очевидно было не по душе, когда он чувствовал, что кто-то обойден вниманием» [29]. Во время прогулки по лесу с женой: «Знаешь, о чем я думаю?

К тому времени у молодого летчика уже была семья. В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами. В 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году вторая дочь — Галина. В 1959 году Юрию Гагарину присвоили звание старшего лейтенанта. Тогда же он был представлен на должность старшего летчика.

Подготовка к полёту в космос В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в отряд космонавтов. После прохождения тестов и проверок медицинская комиссия признала Юрия годным для полетов. В марте 1960 года он стал слушателем отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС и приступил к тренировкам. В отряде было 20 человек. Юрий пользоваться всеобщими уважением и любовью. Он был доброжелательным, целеустремлённым, инициативным. Не представляя своей жизни без неба, Гагарин всецело отдавался занятиям. В октябре 1960 года Юрий и ещё пять его товарищей из отряда космонавтов — Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский приступили к подготовке к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток».

Его дублером был Герман Титов. Первый полёт человека в космос 12 апреля 1961 года состоялся исторический полет. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий