Религия - 18 марта 2024 - Новости Москвы - Рекомендовано в Великий пост помимо ограничений в еде воздержаться от развлечений и веселья, не устраивать праздников. Что нельзя в Великий пост? В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. Рыба в Великий пост разрешается только дважды — в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля).
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Можно попробовать заменить бодрящие напитки на цикорий. Разрешается пить кисель, компот из сухофруктов, сок, морс, самодельный квас, какао без молока, травяные чаи. Воду пить можно всегда. Исключение составляет отказ от воды перед Причастием, когда за 6 часов до Таинства нужно отказаться от воды и пищи. В определенные дни можно употреблять немного красного вина. Устав разрешает его в качестве антиоксиданта и противовирусного средства.
Что можно кушать в пост, можете увидеть в таблице ниже: Великий пост Что можно кушать в пост: питание по дням Понедельник первой недели чистый понедельник — верующие совсем отказываются от употребления пищи. В остальные недели по понедельникам, средам, пятницам — можно кушать холодную пищу без растительного масла один раз — вечером. Вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запечённая пища без масла, также один раз в вечернее время. В субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина кроме Страстной недели. Что можно кушать в Страстную неделю поста В Страстную неделю особое меню.
С понедельника по среду можно кушать хлеб, сырые овощи, фрукты, орешки. В четверг Страстной недели можно отведать один раз в день вареные овощи, кашу на воде с растительным маслом. В пятницу Страстной недели на все продукты наложен запрет, кроме хлеба и воды. Суббота Страстной недели — день без пищи. Воскресенье — праздник Пасхи, уже не постный день.
Постепенно можно вводить продукты животного происхождения. Обратите внимание! Такую строгость поста по дням необходимо соблюдать только служителям церкви. Миряне имеют право есть несколько раз в день, добавлять в блюда масло и разогревать пищу.
Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.
Великий пост 2023: начало и конец — даты Даты Великого поста меняются каждый год. По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. За несколько недель до заветной даты можно сократить употребление мяса.
Уха, икра, масло и вино — разрешенные продукты. Когда все испытания останутся позади, наступает Пасха.
С этого дня можно не ограничивать себя в еде, и постепенно возвращаться к привычному образу жизни. Делать это нужно спокойно, включая в рацион сыры, нежирное мясо. Нельзя после поста перегружать желудок жирными блюдами, вареными яйцами. Также не стоит увлекаться спиртными напитками.
Конечно, продукты, которые запрещено есть во время поста, всем хорошо известны. Это все то, что содержит животные жиры: мясное, включая птицу, молочное, а также яйца. По монастырскому уставу, в некоторые дни Великого поста можно есть только блюда, которые не подвергались термической обработке, а в другие приготовленные на огне, но без масла.
На самом деле не все так страшно, как кажется. Что такое сухоядение? Например, пугающее слово «сухоядение» означает вовсе не отказ от воды, как можно понять на первый взгляд. Воду пить, конечно, можно. Реклама А вот РИА «Новости» пишет, что «на Руси предписание о «сухоядении» понималось как, пусть даже сваренная, но остывшая еда». Что такое горячая пища без елея?
Питание в Великий пост
- Календарь Великого поста 2024
- Главное за день
- Спасти душу и желудок. Как правильно питаться в Великий пост
- Что можно есть в пост: рекомендации по питанию и 12 рецептов постного меню — Бэби.ру
- Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты - Чемпионат
- Что можно и нельзя в Великий пост? - Православный журнал «Фома»
Как правильно соблюдать Великий пост: что можно, а что нельзя есть и делать
Если у вас есть сомнения, может ли навредить вашему здоровью пост, то обязательно проконсультируйтесь с врачом. Что нельзя кушать во время Великого поста. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
О Великом посте
Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно. Тегичто нельзя есть в великий пост, постная еда в великий пост, питание в пост по дням для мирян рождественский 2020, что можно кушать в великий пост. С 15 по 21 апреля идет пятая календарная неделя Великого поста — она посвящена Преподобной Марии Египетской, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Страстная неделя 2023: что можно и нельзя есть в последнюю неделю поста перед Пасхой
Что можно и что нельзя делать в Великий пост? — Русская вера | Правила питания в Великий пост для мирян и монахов. |
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть | Что нельзя есть во время поста. Обратите внимание какие продукты запрещено кушать в Великий пост. |
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть | В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели. |
Великий пост — Википедия | Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. |
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. Нужно помнить, что постящиеся совсем не едят в первый день Великого поста и каждую пятницу. В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели. В Великий пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста. Святой Великий пост - это время духовного и телесного воздержания. Узнайте, каким должно быть питание в Великий пост в 2023 году, что разрешает есть по дням календарь строгого поста, а также какие продукты можно включить в постное меню.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Если такое случается, празднование отсчитывается от полнолуния следующего месяца. Вычислив дату Пасхи, от нее отсчитывают назад количество дней постного времени перед Пасхой, которое не меняется, и получают дату его начала. Сколько дней длится Великий пост 2023 года Общая продолжительность подготовки к «Празднику праздников» составляет 48 дней. Перевод же названия поста на славянский звучит как «Четыредесятница», что говорит о сорокадневной продолжительности. Действительно в число дней собственно Четыредесятницы не входят: Лазарева Суббота; следующий за ней воскресный день, праздник Входа Господня в Иерусалим; последняя перед праздником Страстная Седмица, которая завершается Пасхой, такие образом, продолжается шесть дней. Начало и конец Великого поста в 2023 году Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля и продлится с учетом также Лазаревой Субботы, Вербного Воскресенья и Страстной недели до 15 апреля включительно. В 2024 В 2024 году начало Великого поста придется на 18 марта, последний день подготовки к Пасхе — на 3 мая. Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника История возникновения, развитие и традиции Подготовка к Пасхе — очень древний христианский обычай еще апостольского происхождения. А вот порядок, продолжительность Четыредесятницы установились лишь через несколько столетий существования Церкви. Пасхальный Сам праздник понимался одновременно как память о Распятии и празднование Воскресения. Поэтому так называемый Пасхальный пост занимал ночь перед иудейской Пасхой и сам день этого праздника — христиане не столько радовались, сколько вспоминали Распятие.
Продолжительность поста составляла 40 часов дня и столько же — ночи, что составляло чуть более 3 суток. Сам пост представлял собой не ограничения в пище, а полное воздержание от еды и питья все это время. Количество же постных часов символизировало пост Господа в пустыне перед выходом на проповедь, который продолжался 40 дней. Пасха в 2023 году празднуется 16 апреля. Впоследствии христианская Пасха как Воскресение стала отмечаться позже иудейского празднования, что окончательно установил Первый Вселенский Собор 325 г. Однако традиция строго поститься именно на день Пасхи сохранялась еще десятилетия. Например, в V в. Иоанн Златоуст. Пост оглашенных Так именовали готовящихся к Таинству Крещения. Все новообращенные приготовлялись к Крещению 40-дневным постом.
Молясь за оглашенных, так же постились все верные — члены Церкви. Видимо, именно этот пост позже осмысливается Церковью как посвященный не только Таинству Крещения, но также — подготовке к Пасхе. Предпасхальный После I Вселенского Собора появляются первые свидетельства о собственно постном времени приготовления к празднику Воскресения. О существовании такой традиции упоминают послания свт. Афанасия Великого. Обращаясь к своей Александрийской пастве, он предписывает ей «Четыредесятницу», которая уже утвердилась у других христианских общин, «ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию». XI век. Третьяковская галерея Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам иудейская традиция и воскресным дням «малая Пасха». Поэтому: одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания; другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста. В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала.
При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме. Интересный факт Отголосок этой традиции — современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества. Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в. Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных.
Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных. Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима. Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св.
Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп.
Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в.
Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное.
К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов.
Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт.
Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г.
Понедельник 1-й седмицы. Полное воздержание от пищи. Вторник 1-й седмицы. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского Вторая часть. Среда 1-й седмицы. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского Третья часть. Пятница 1-й седмицы Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Суббота 1-й седмицы. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом — разрешается варёная растительная пища каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла. Литургия св.
В этот день верующие могут кушать рыбу и морепродукты, горячие и холодные блюда с растительным маслом, а также пить вино. Вся еда готовится заранее, потому что в этот праздник запрещены все дела по хозяйству. Вербное воскресенье Вербное воскресенье не имеет определенной даты празднования, оно отмечается за неделю до Пасхи. В 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля. Неделя перед Страстной Седмицей называется вербной. Послабления в пище на этой неделе допускаются в субботу и воскресенье. В эти дни подают рыбу, морепродукты, горячую постную еду с растительным маслом и немного вина. Кому нельзя соблюдать строгий пост Строгие правила поста предназначены не для всех. Резкое снижение белковой пищи может ослабить иммунитет и спровоцировать болезненное состояние у некоторых людей. В эту категорию входят: люди с ослабленным здоровьем, беременные женщины и кормящие матери, маленькие дети, подростки, пожилые люди и те, кто занят тяжелой физической работой. При желании эти люди могут придерживаться менее строгого поста. В таком случае им надо проконсультироваться с духовным наставником и получить благословение на послабление. Как подготовиться к посту Чтобы не навредить организму резким отказом от непривычной пищи, Великому посту предшествуют три подготовительные недели. В это время из рациона постепенно убираются продукты животного происхождения. Первая неделя всеядная — можно есть всё, что пожелается и в любом количестве. Вторая неделя мясопустная — отказ от мясных блюд. В среду и пятницу верующие уже постятся. Последний раз перед Великим постом можно есть мясо в воскресенье, предшествующее Масленице. В третью, масленичную сырную неделю — разрешается всё, кроме мяса. Верующие стараются в эти дни нагуляться и навеселиться перед долгим ограничением.
Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.