Новой «экологической» версией самого знаменитого балета в истории «Лебединое озеро», да ещё от прославленного французского хореографа Анжелена Прельжокажа, на Новой сцене Большого театра завершил свои показы Международный фестиваль современного танца. Маэстро приготовил для публики сюрприз — он восстановил постановку «Лебединого озера», некогда запрещенную партийными функционерами. Репортаж о репетициях «Лебединого озера» в газете Большого театра, 6 июня 1969.
Состоялась премьера балета «Лебединое озеро»
Принималось решение полностью изменить программу эфиров — на всех телеканалах. Почему именно балет? И тут объяснение очень простое: во-первых, это золотая классика, гордость нашей страны, которая, кстати, была обязательной программой для всех иностранных делегаций. Во-вторых, «Лебединое озеро» оказывало некое гипнотическое действие своим отрывом от реальности, сказкой наяву, одновременно печалью и красотой.
Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи.
Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты... В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей. Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой.
Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.
Внезапно на бал прибывает странный рыцарь еще одно обличье — искушение Злого гения со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней.
Но смерть настигла его 16 лет спустя. Он подхватил холеру, выпив стакан некипяченой воды в элитном петербургском ресторане Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Фото: Wikipedia. Основных версий две. Вероятно, вдохновением послужили тихие вечера, когда Петр Ильич катался там по озеру Schwansee Лебединому на лодочке в компании ученика и любовника Владимира Шиловского. Вместе с ним, а так же братом Модестом и его бой-френдом Николаем Конради композитор путешествовал по Швейцарии. Известно, что компания, по просьбе Чайковского, задержалась на Женевском озере в городе Монтре.
Там находится знаменитый Шильонский замок, потрясший Байрона и воспетый им в поэме «Узник Шильонского замка». У них был общий любовник, молодой скрипач Иосиф Котек, которого оба ласково называл Котик.
В планах также показать «Бориса Годунова», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу». Стримы будут доступны в течение 24 часов после эфира. Напомним, показ «Лебединого озера» стал одним из символов августовского путча 1991 года.
Хорошего понемножку. Большой театр закрыл доступ к «Лебединому озеру»
Большой театр готов вернуть деньги родителям, не попавшим вместе с детьми на балет "Лебединое озеро". 140 лет назад «Лебединое озеро» впервые показали в Большом театре. «Лебединое озеро», свой первый балет, Пётр Ильич Чайковский писал по заказу Большого театра. Балет “Лебединое озеро”, запись которого Большой театр разместил 27 марта на канале в YouTube, за сутки посмотрели более 1 млн человек.
Балет «Лебединое озеро» в Большом театре
Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой. Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира. Версия Петипа-Иванова стала классической.
Принималось решение полностью изменить программу эфиров — на всех телеканалах. Почему именно балет? И тут объяснение очень простое: во-первых, это золотая классика, гордость нашей страны, которая, кстати, была обязательной программой для всех иностранных делегаций. Во-вторых, «Лебединое озеро» оказывало некое гипнотическое действие своим отрывом от реальности, сказкой наяву, одновременно печалью и красотой.
Большой театр был для меня семьей. Это весомее, чем четыреста тысяч, дом и бассейн Сегодня, кажется, стать собеседниками "Русского балета" заграничным зрителям стало непросто - политика вмешалась… Вячеслав Гордеев: Боюсь, все глубже. Политика - это же только шум, хотя и неприятный. Мир настолько изменился, что просто боится говорить с русской классикой напрямую, не хватает духа, отсюда все эти отмены гастролей, имен… Летом прошлого года мы были в Израиле. Десять городов объехали с "Лебединым озером". И там люди с плакатами уговаривали зрителей не ходить на "Русский балет". Я предупреждал протестующих, что в борьбе с Чайковским они проиграют, - и оказался прав. Потом протестовали и у нашего посольства, куда на прием в честь Дня России пригласили и "Русский балет". Самое мерзкое, знаете что? Я спросил: "Ребят, сколько вам надо заплатить, чтобы вы разошлись и не мешали? В Большом театре, 1996 год. Фото: Из личного архива Вячеслава Гордеева А правда, что в посольстве Японии вам собирались вручать награду, но внезапно передумали? Вячеслав Гордеев: Без лишней скромности скажу, что для Японии я сделал очень многое. У меня в театре танцевала, а сейчас работает педагогом-репетитором Масами Чино - первая японская балерина в России. Ее сын Марк Чино - сегодня солист Большого театра. Тринадцать лет я был председателем жюри балетного конкурса в Токио: по восемьсот участников, лауреатки потом стажировались и работали у нас... И вот за заслуги перед японской культурой мне хотели вручить орден. Посол Японии в России, господин Тоехиса Кодзуки, устроил в мою честь прием, и… сказал, что обязательно вручит награду, "когда все закончится". Посол невероятно образованный, тонко чувствует русскую культуру. А жена его, между прочим, пишет православные иконы. В прошлом году вы приходили в Большой театр во время гастролей "Донбасс Оперы". Не секрет, что многие "стесняются" и держатся подальше - вдруг их "не так поймут". А вас косые взгляды не смущают? Вячеслав Гордеев: Я дружу с художественным руководителем "Донбасс Оперы" Вадимом Писаревым, мы с ним много и успешно гастролировали во многих странах. В свое время звал его на работу в Москву - он говорил, что хочет сделать лучший театр у себя дома. И в 2014-м я тоже звал - он снова отказался: как я оставлю свой театр? Но иногда отправлял ко мне своих солистов, хотя бы переждать сильные обстрелы. Они у нас стажировались, очень высокого уровня ребята.
Шедевр хореографии был создан 130 лет назад и до сих пор является одной из самых крупных жемчужин в короне мировой культуры. История любви юного принца Зигфрида и прекрасной девушки-лебедя Одетты, омраченная коварным волшебником Ротбартом и его дочерью Одилии с 19 века и до наших дней продолжает трогать сердца зрителей. Пётр Ильич сделал невероятное — создал произведение, где балет и музыка — это единое целое, и выбрал тему любви и измены, то что будет волновать людей вечно. Только на сцене Большого театра балет «Лебединое озеро» был поставлен более 1000 раз. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, которые имеют полностью одинаковые театральные партитуры.
«Лебединое озеро» вернулось в Большой театр
Обновленное Лебединое озеро вернулось на белорусскую сцену спустя пять месяцев перерыва, финальный показ предыдущей версии балета прошел в Большом театре в декабре. Само лебединое озеро – только символ. Балет Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро" впервые увидел свет рампы в 1877 году в Москве в Большом театре. На сцене Большого театра в Москве 4 марта 1877 года состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро».
П.Чайковский : Лебединое озеро, Большой театр 23.09.2023 (вечер)
Об этом и вопрос: сохранять - не значит "консервировать"? Разве искусство не должно меняться в духе меняющегося времени? Вячеслав Гордеев: Моя творческая жизнь в основном прошла во времена, когда классический балет был недосягаемо высок во всем мире - особенно у нас: русские талантливы в балете, как итальянцы в опере. У нас школа, традиции, репертуар. Но и в остальном классическом репертуаре мы "короли". Как человек, который служит любимому делу всю жизнь, я не могу позволить никому снять с нас корону. Конечно, привношу на сцену новую эстетику. Но с опытом приходит понимание: ничто не проверяет уровень мастерства и человечности так, как классика. Это вечный тест на прочность. И для зрителей тоже - прошедший этот тест навсегда останется собеседником великого искусства.
Большой театр был для меня семьей. Это весомее, чем четыреста тысяч, дом и бассейн Сегодня, кажется, стать собеседниками "Русского балета" заграничным зрителям стало непросто - политика вмешалась… Вячеслав Гордеев: Боюсь, все глубже. Политика - это же только шум, хотя и неприятный. Мир настолько изменился, что просто боится говорить с русской классикой напрямую, не хватает духа, отсюда все эти отмены гастролей, имен… Летом прошлого года мы были в Израиле. Десять городов объехали с "Лебединым озером". И там люди с плакатами уговаривали зрителей не ходить на "Русский балет". Я предупреждал протестующих, что в борьбе с Чайковским они проиграют, - и оказался прав. Потом протестовали и у нашего посольства, куда на прием в честь Дня России пригласили и "Русский балет". Самое мерзкое, знаете что?
Я спросил: "Ребят, сколько вам надо заплатить, чтобы вы разошлись и не мешали? В Большом театре, 1996 год. Фото: Из личного архива Вячеслава Гордеева А правда, что в посольстве Японии вам собирались вручать награду, но внезапно передумали? Вячеслав Гордеев: Без лишней скромности скажу, что для Японии я сделал очень многое. У меня в театре танцевала, а сейчас работает педагогом-репетитором Масами Чино - первая японская балерина в России. Ее сын Марк Чино - сегодня солист Большого театра. Тринадцать лет я был председателем жюри балетного конкурса в Токио: по восемьсот участников, лауреатки потом стажировались и работали у нас... И вот за заслуги перед японской культурой мне хотели вручить орден. Посол Японии в России, господин Тоехиса Кодзуки, устроил в мою честь прием, и… сказал, что обязательно вручит награду, "когда все закончится".
Исполнительницей главной роли Одетты—Одиллии стала Полина Карпакова. Сегодня в этой роли выступит Екатерина Крысанова. По словам балерины, несмотря на то что данная партия уже давно входит в её репертуар, каждое исполнение становится важным событием. Солистка Большого театра считает «Лебединое озеро» вершиной классического наследия.
Принималось решение полностью изменить программу эфиров — на всех телеканалах. Почему именно балет? И тут объяснение очень простое: во-первых, это золотая классика, гордость нашей страны, которая, кстати, была обязательной программой для всех иностранных делегаций. Во-вторых, «Лебединое озеро» оказывало некое гипнотическое действие своим отрывом от реальности, сказкой наяву, одновременно печалью и красотой.
В начале 1877 года его в Большом поставил Вацлав Рейзингер. Исполнительницей главной роли Одетты—Одиллии стала Полина Карпакова. Сегодня в этой роли выступит Екатерина Крысанова. По словам балерины, несмотря на то что данная партия уже давно входит в её репертуар, каждое исполнение становится важным событием.
Большой театр не пустил детей на «Лебединое озеро»
Одна из первых исторических постановок «Лебединого озера» хореографов Александра Горского и Асафа Мессерера вернулась на сцену Большого театра 3 августа. Здравствуйте, купили билеты на Лебединое озеро 7 февраля 2024 года. Новой «экологической» версией самого знаменитого балета в истории «Лебединое озеро», да ещё от прославленного французского хореографа Анжелена Прельжокажа, на Новой сцене Большого театра завершил свои показы Международный фестиваль современного танца.
Цискаридзе: «Лебединое озеро» могут исполнять только Мариинский и Большой театры
И не опровергал. Слишком серьезный актив, чтобы говорить о таком всуе? При этом Гергиев, комментируя слухи, заявлял, что «не искал возможности работать еще больше». Похоже, наша византийщина из политики проникла и в театральную сферу. Подумать о создании объединенной структуры Большого и Мариинки по аналогии с Дирекцией императорских театров Гергиеву уже давно предлагал Владимир Путин. Это позволило бы «заботиться о самых лучших коллективах», «оказывать им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли».
Теперь решение созрело? Если верить сплетникам в Сети, эту схему продвигал старый друг Путина виолончелист Сергей Ролдугин. По житейски такой «лоббизм» понятен. Но Большой театр — не частная лавочка. Даже далекие от театрального мира люди слышали о заочной, но непримиримой творческой конкуренции двух главных сцен страны.
Внезапное торжество одного из театров над другим может быть понято как своего рода «недружественное поглощение» или «рейдерский захват», если говорить языком бизнеса. В этой связи в новом свете предстает скандал вокруг новогодней постановки балета «Щелкунчик» в Большом театре. Столпотворение у касс во время продажи билетов преподносилось как провал организаторов — дирекции во главе с Уриным «СП» писала об этом. Однако, не было ли это медийным разогревом ситуации перед спорной кадровой перестановкой?
В этот момент в замок прибывает незнакомка, как две капли воды похожая на Одетту — это Одиллия, ее сопровождает отец, барон фон Ротбарт. Очарованный принц готов назвать Одиллию своей невестой. По настоянию Ротбарта он дает клятву верности.
В этот момент в окне появляется видение белого лебедя, а незнакомка исчезает. Обманутый Зигфрид убегает из замка. Он возвращается на озеро и просит у Одетты прощения. Черные лебеди и сам Ротбарт пытаются разлучить возлюбленных, но Зигфрид побеждает колдуна.
То есть «путчисты» располагали солдатами, оружием и танками. Танки выехали на улицы столицы в 7 часов утра 19 августа, производя на москвичей самое мрачное впечатление.
Подробно о тех событиях мы рассказали здесь: « Что творилось на улицах Москвы во время путча 1991 года много фото ». Борис Ельцин обращается к демонстрантам во время путча, август 1991 года Чем все закончилось, ты знаешь. Поражением «путчистов» и распадом СССР, который в общем-то давно был обречен. Но мы коснемся другой темы: почему по всем каналам в эти переломные для судьбы страны и миллионов ее жителей дни транслировали «Лебединое озеро». Начнем с того, что советское ТВ само по себе не было образцом веселья и оригинальности. Для наглядности публикуем ТВ-программу за 1992 год.
Столпотворение у касс во время продажи билетов преподносилось как провал организаторов — дирекции во главе с Уриным «СП» писала об этом. Однако, не было ли это медийным разогревом ситуации перед спорной кадровой перестановкой? Спорной, потому что искусство больше, чем какая-либо другая сфера не терпит монополии и толкотни локтями. Так, один бывший эмигрант из СССР рассказывал, что два великих танцовщика — Барышников и Нуриев, оказавшись за рубежом, буквально поделили западный мир, чтобы не мешать друг другу. Первый выбрал Америку, второй Европу. Как может отразиться на искусстве создаваемый театральный «монстр»? Мнение театральных критиков мы узнаем попозже. Теперь как бы решили загладить вину призывом непререкаемой фигуры Гергиева. Что ж.
Выглядит как иллюстрация кадрового разгрома. При отсутствии новых лиц сильная переходная фигура. Вот только куда? Но, что если тут замешаны не только сугубо театральные интересы? Гергиев — лучший в своем деле, но и отзывчивый участник политических процессов. Его оркестр играл в отвоеванной у «бармалеев» Пальмире, помогая стране и президенту выглядеть убедительнее на скользком сирийском треке.
Лебединое озеро. Театр «Кремлёвский балет»
На сцене Большого театра в Москве 4 марта 1877 года состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Премьера в Большом, после перерыва почти в полгода (5 месяцев) на столичную сцену вернулся символ мирового балета – «Лебединое озеро». Обновленное Лебединое озеро вернулось на белорусскую сцену спустя пять месяцев перерыва, финальный показ предыдущей версии балета прошел в Большом театре в декабре.
Балет Большого театра “Лебединое озеро” за сутки набрал более 1 млн. просмотров на YouTube
А во время переворота в 1991 году «Лебединое озеро» можно было выучить до мельчайших деталей, ведь его показывали три дня без перерыва. Happy end в «Лебедином озере» выглядит чужеродно, это все-таки голливудская диснеевская традиция. Детей не пустили на "Лебединое озеро". Казалось бы, проверенная временем классика, но на билетах стоит "12+". Сегодня это может удивить или показаться странным, но в СССР в трудные времена по телевизору безостановочно крутили балет «Лебединое озеро».