Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Байкал замерзает к концу зимы. Например, в этом году доступ на лед открыли 17 февраля. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15—20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц.
Лёд Байкала: что смотреть на озере зимой
Озеро Байкал зимой Озеро Байкал зимой По многолетним наблюдениям, средняя дата замерзания Байкала 9 января, вскрытия — 4 мая. Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. На льду Байкала обычно бывает мало снега ещё по двум причинам: Позднее замерзание Байкала (конец декабря — начало января), из-за чего сокращается период накопления снега; — Малое количество осадков зимой.
Байкал в январе 2024 Первый лёд на Байкале. Лучшие туры и экскурсии
Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15—20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. удивительная пора и даже не просто удивительная, а. Замерзший Байкал и правда — для сильных духом: стоя на льду, ты слышишь, как ухает, гудит под ним вода. Популярность озера настолько велика, что каждый второй житель нашей планеты мечтает своими глазами увидеть прозрачные воды или прогуляться по замерзшему льду Байкала. Байкал действительно замерзает лишь к концу зимы, в начале февраля. Обычно озеро начинает замерзать где-то с середины осени, но самый прочный лед встает к концу января, поэтому лучшее время для путешествий на зимний Байкал — февраль и март.
Как замерзает Байкал
К этому времени он формируется окончательно и повсеместно. Кроме того, в начале весны на территориях близ Байкала уже начинает теплеть, зачастую раньше, чем, например, в Иркутске, потому здесь уже можно ощутить объятия солнца, устроить длительные прогулки и с комфортом насладиться великолепием зимних пейзажей. Стоит отметить, что сибирская жемчужина, расположенная на территории Иркутской области и Республики Бурятия, прекрасна всюду: каждый ее уголок хорош и удивителен по-своему. При этом имеются особенные места, где можно не только пройтись по поверхности самого глубокого озера мира, но и внимательно рассмотреть структуру льда с зимними орнаментами, трещинами, линиями, изгибами и застывшими пузырьками. Стоит учесть, что прозрачной поверхность Байкала бывает не везде и не всегда: как и любое пространство, она ежегодно покрывается снегом, потому тем, кто хочет рассмотреть лед получше, нужно отправляться на хорошо «кондиционируемые» зоны, которые регулярно обдуваются местными ветрами и освобождаются от обилия осадков.
На «Хивусе» — катере на воздушной подушке — можно добраться в самые дальние уголки Байкала. Но если приезжаете с группой, все проблемы берут на себя организаторы — вам не придётся ничего доплачивать. Если техника вдруг забарахлит, организаторы оперативно обеспечат другой транспорт. Туроператоры работают с проверенными гидами — поездка по льду превращается в увлекательное путешествие. Если приехать самостоятельно, придётся выезжать на лёд со случайными попутчиками. Чаще всего это китайцы — они массово путешествуют по Байкалу зимой.
Из-за того, что не все туристы знают русский язык, «буханки» возят группы по озеру без гида. Водитель может что-то рассказать, если захочет. Например, если у него хорошее настроение. Но если вам не повезёт, то придётся слушать песни китайцев вместо захватывающих местных легенд, баек и историй о каждом новом месте. Продумать поездку до мелочей Поездку на Байкал зимой важно продумать до мелочей — как правильно одеться и обуться, чтобы не замёрзнуть, как ходить по льду, чтобы не поскользнуться и не уехать домой в гипсе, на чём добираться и где жить, чтобы не простудиться, где питаться, чтобы не отравиться, и как задобрить духов, чтобы путешествие прошло по плану. Организаторы туров берут на себя десятки важных мелочей — вам останется только взять одежду по списку и приехать к месту старта. Без кошек, ледоходов или ледоступов на льду удержаться сложно Как одеться и обуться. Чтобы не замёрзнуть и не продрогнуть на ветру во время прогулок и экскурсий по льду, обязательно возьмите собой: непродуваемую куртку с флисовой подкладкой или пуховик с капюшоном; непродуваемые брюки с флисовой подкладкой, как у лыжников и сноубордистов; флисовую или шерстяную кофту; утеплённые кроссовки или зимние туристические ботинки; 2-3 пары махровых и шерстяных носок; тёплую шапку, чтобы закрывала уши; шарф или балаклаву, чтобы закрыть шею и подбородок; флисовые или шерстяные перчатки. Это основные вещи — перед поездкой организаторы вышлют вам подробный список. Как ходить по льду.
Там, где нет трещин или сколов, можно перебирать ногами и оставаться на одном месте — ноги проскальзывают. Как в мультиках, когда щенок или котёнок пытается сбежать, но скользит и остаётся на месте. Даже на ледяном катке не так скользко — в таком случае без кошек, ледоходов или ледоступов не обойтись. На чём добраться и где жить. Если летом можно доехать до Ольхона на УАЗиках и жить в летних домиках или палатках, то зимой экономить на транспорте и жилье нельзя. Только комфотные микроавтобусы и тёплая гостиница с душем в номере — ни в коем случае нельзя селиться в домиках без удобств. Поход в туалет ночью при температуре -30 градусов может закончиться простудой или ещё большими неприятностями. Чтобы получить максимум впечатлений, важно выбрать жильё в красивом месте, где можно любоваться ледяными пейзажами во время обеда и погулять по территории. Где питаться, чтобы не получить расстройство желудка. Зимой работают две-три кафешки, остальные закрыты.
Хорошо готовят не везде. Бывает, съел буузы или позы, а они потом два дня отрыгиваются. Это значит, их неправильно приготовили. Чтобы расстройство желудка не испортило поездку, питаться стоит только в проверенных местах. Как задобрить духов.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней.
Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос.
Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос.
Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы.
У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м.
Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед. Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г.
Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет. Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней. На конькобежном марафоне 2012 г. Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют. Обычно на коньках проходят в день 40—60 км, маршрут от МРС до Листвяки 200 км проходят за три дня. При попутном ветре по гладкому и чистому от снега льду можно проходить до 50 км в день. Но если придется преодолевать торосы, скорость может снизиться до 2 км в час. Байкальский лёд бывает идеально гладким не равномерно. Проблемы для быстрого передвижения создают поля пакового льда и обширные торосы.
Передвигаться лучше всего на быстросъёмных коньках, с лыжными палками и буксируемыми санями, вместо рюкзака за плечами. В 1965 г. Листвянка 40 км. Ежегодно в конце марта организуется массовый переход спортсменов через озеро пешком и на лыжах. С 2003 г. Количество участников ежегодно возрастает. Наиболее массовым был переход в 2006 г. Однако самые массовые переходы через Байкал произошли столетием раньше. Самый массовый переход по льду Байкала был совершен отступающей Белой армией в феврале 1920 г. Из трех армий Сибири, Поволжья и Урала, начавших свое отступление в количестве около 100 тысяч человек, в Забайкалье пришло не более 25 тысяч, из которых 11 тысяч было больных и раненых.
Этот героический поход вошел в историю Белого движения под названием Сибирский ледяной поход.
Лёд возле Ольхона на Рождество в этом году. Фото автора. Вдалеке мы едва различали тёмно-синюю полоску воды и долго не могли решить, вода это всё-таки или просто оптический эффект от солнца и облаков. Но, когда поднялись на остров Харанцы, расположенный совсем рядом с Ольхоном, с его высоты мы увидели, что воды ещё очень много и она всего в нескольких километрах от нас. На обратном пути с Ольхона, во время переезда на материк на катере на воздушной подушке, увидели воду и в проливе Ольхонские ворота.
Где искать всю эту красоту?
- Где искать всю эту красоту?
- Самое глубокое озеро планеты
- Почему зимний Байкал может разочаровать | Легким на подъем
- Курсы валюты:
Становление льда на Байкале ожидается в первой декаде января
Мы привыкли, что в ноябре местные озера уже скованы льдом, а вот Байкал замерзает не раньше января. Поездка на Байкал зимой значительно отличается от путешествия летом. Обычно озеро начинает замерзать где-то с середины осени, но самый прочный лед встает к концу января, поэтому лучшее время для путешествий на зимний Байкал — февраль и март. Одной из основных причин, по которой Байкал не замерзает зимой, является особенность воды этого озера. Зимой озеро промерзает на глубину до 1,5 метров. Таким образом, вы можете ездить по льду на автомобиле не боясь проталин. По мере того, как Байкал застывает, выдры начинают переходы вдоль берега к рекам, ещё не скованным льдом.
Холодно, сервиса нет: мифы о зимнем Байкале. Часть из них правда
Ранее в МЧС сообщали, что к 20 декабря на Малом Море заливы частично замерзли, происходит формирование и нарастание ледового покрова. В Мухорском и Куркутском заливах лёд до 65 см; в проливе Ольхонские ворота — открытая вода. В районе Еланцов на реках и озёрах толщина льда составляет пока что 40-45 см, в Усть-Ангинском заливе — 45 см, в районе Бугульдейки — открытая вода.
Зимой озеро сковано толщей льда толщиной минимум 50-80 см. В некоторых местах слой превышает 2 м. Байкал промерзает неравномерно, поэтому очень важно знать, на какие участки лучше не заходить. Это в основном актуально для тех, кто отправляется на рыбалку, в экспедиции на коньках, а также переезжает озеро на личном автомобиле. В некоторых местах бьют горячие ключи, из-за которых нарушается структура льда. Откуда берутся трещины?
Сибирское озеро знаменито не только колоссальной площадью — 32 000 кв. Вода настолько чистая, что с поверхности отчетливо виднеется дно даже сквозь 40-метровую толщу воды! Но и на этом чудеса не заканчиваются. Байкал располагается в сейсмически активной зоне.
Первый раз выходить очень страшно. Потом страх немного притупляется, но каждый раз, одновременно со звуком тресканья льда становится неуютно. Сам по себе лед не однородный. В нем трещины, разломы, пузырьки, замерзшие цветочки или былинки.
До теплых пунктов здесь достаточно далеко, поэтому можно обморозиться", — предупредил старший государственный инспектор по маломерным судам МЧС России по Иркутской области Сергей Шагунов. Становая трещина протяженностью в несколько километров, как рваная рана в движении, — не затягивается. Местные говорят, Байкал будто дышит: лед меняет положение и при температуре минус восемь вода просто не успевает схватиться. Почему водители вынуждены идти на риск Кроме всего прочего, такие трещины мешают прокладке зимнего пути, который связывает большую землю с островом Ольхон. Открытая вода — это крайне опасно.
Он ежедневно совершает несколько рейсов. У причала об опасности выезда на лед сообщают таблички на трех языках, но водителей это не останавливает — по опасному льду каждый день проезжает десяток машин. И вынуждены ехать, рисковать. Жизнь опасная штука вообще, а на Байкале тем более", — говорит автомобилист.