Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве. Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю.
Другие события раздела
- Опера «Не только любовь»
- МАМТ представил новую постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Поделиться
- поиск по сайту
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Не то, чтобы советская или не советская, — жизнь. Со всеми ее радостями и абсурдом, которого, заметим, в советское время был чуть перебор. Российская газета Читать полностью «Восхитительная музыка, изумительные хоровые номера подарили красоту новизны щедринской музыки, написанной более 60 лет назад. В этом большая заслуга музыкального руководителя и дирижёра Феликса Коробова, который безупречно вёл исполнительский процесс — звуковой баланс, выстроенность громких и тихих кульминаций, красочно выразительное звучание оркестра.
Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании. Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий.
Начало спектакля — в 18:00.
Никто не виноват, что так трудно жить. Так видит происходящее композитор со стороны, неравнодушным взглядом, с любовью и сочувствием к этим сильным людям. Он понимает, что все словно скрываются за частушками, держут марку, фасонятся хорохорятся, чтобы не ударить в грязь лицом, не дать прорваться страху, унынию и даже отчаянию.
В опере все видимое и явное - ширма. В реальности - жизнь, стиснув зубы, веселье - тоже. Только смех может спасти, когда выхода нет, когда нечего терять! Все надрывно хотят жить, любить, быть счастливыми.
В тех обстоятельствах, что даны. Жизнь - надрыв, сплошная частушка. А если не смеяться, умрешь, не выживешь. Замечательно все это исполняют Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее солисты.
Хотя и режиссер Александр Кузин, и художник по костюмам Ирина Чередникова говорят в интервью, опубликованном в программке к спектаклю, об универсальности сюжета оперы "Не только любовь", о его вневременности, на самом деле это не так. Она совершенно уникальна не только в этом смысле. Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется.
Родион Щедрин сам говорит о своих неизгладимых впечатлениях от советской послевоенной деревни 1951-1953 годов, где только-только все начинало налаживаться. И лишь в привязке в этому времени в опере все может быть правильно понято и воспринято. Но дело не в сюжете. Он стар, как мир, - она, Варвара Васильевна, полюбила чужого жениха, отучившегося и поработавшего в городе Володю Гаврилова, младше себя, он, вроде, ее тоже приветил, но она ушла в сторону и не стала разбивать чужую жизнь.
И пожалела молодую девушку-невесту, и чувство долга возобладало. Все-таки она - председатель колхоза. Она в ответе за хозяйство, и за людей. Можно легко вспомнить сходные истории: и полное совпадение - американский фильм "Эпоха невинности", и частичное - новелла Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины", американский фильм "Охраняя Тесс".
Мусоргский превзошел себя, углубившись в архивы, чтобы создать либретто на основе документов, рассказывающих об эпохе беспорядков и кровавых мятежей стрельцов. Ныне Валерий Гергиев, можно сказать, является лучшим интерпретатором этой оперы. Фестиваль, задуманный скрипачом Вадимом Репиным для Новосибирска, не только расширил культурное пространство в Сибири концерты проводятся в Новосибирске, Красноярске и других городах , но также проник в центральную Россию, время от времени устраивая лучшие программы в Самаре, Санкт-Петербурге и Москве. Как эхо одиннадцатого фестиваля в столице пройдет камерный вечер Вадима Репина и пианиста Николая Луганского.
Дуэтные и ансамблевые концертные программы с участием музыкальных звезд всегда являются уникальным событием, особенно в случае, когда каждый из исполнителей известен как талантливый музыкант, бережно относящийся к стилю и эпохе музыкальных произведений. В одной из таких программ великое внимание уделено трем важным произведениям, олицетворяющим виртуозность и мастерство на рубеже XIX и XX веков: сонаты для скрипки и фортепиано композиторов Дебюсси, Грига и Франка. Второй вечер концертной серии посвящен симфоническим произведениям под названием «Великие инструментальные концерты». С участием Государственного симфонического оркестра имени Светланова Вадимом Репиным будет исполнен Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева, а во второй части концерта зазвучит Пятая симфония Петра Чайковского, даря слушателям великолепное музыкальное переживание.
Одним из самых значимых произведений в программе является «20 взглядов на младенца Иисуса» — большая концертная пьеса французского композитора Оливье Мессиана. Это произведение, с одной стороны, продолжает традицию виртуозных романтических произведений для фортепиано, а с другой — выражает особое отношение автора к исполнителям и слушателям, стремление к максимальной концентрации внимания, что приводит к возвышенному состоянию и ощущению величия чистого Духа.
МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей
Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. 13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь». Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева.
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе - Обзорник | С 6 по 8 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут премьерные показы оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. |
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ | Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. |
Нотный архив Бориса Тараканова | лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE. |
Нотный архив Бориса Тараканова | Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева. |
В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. первую оперу Родиона Щедрина.
Контакты издательства ГИТИС
- Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
- «Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
- Другие сюжеты
- Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
- Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
первая опера а, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». 22 апреля, в рамках 43-го Фестиваля русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, артисты Камерного музыкального театра Санктъ-Петербургъ Опера представят зрителям лирическую оперу в двух действиях Родиона Щедрина Не только любовь. «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь».
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Наверное, людям, которые продают спектакль, было сложнее, потому что никто фактически этого не знает, но Родион мне написал: "С вашей легкой руки пошла «нетольколюбовитизация» этой оперы в стране". Все начинают потихоньку ее ставить, музыка совершенно великая. Мои артисты играют ее с огромным удовлетворением». Гастроли камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» пройдут в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля с 6 по 8 ноября. Билеты на постановки петербургского мэтра уже продаются в кассах города.
В остальном постановочная команда строго следует первоисточнику — на сцене серые будни послевоенной неустроенности, телогрейки и кирзовые сапоги, веселенький ситчек выходных платьиц колхозниц костюмы Марии Даниловой , сельскохозяйственный инвентарь, дощатые скамейки и грубо сколоченные ящики. Не переиначивая содержания оперы, не изобретая эпатирующую концепцию, Писарев занимается настоящим театром — подробно разрабатывает характеры героев, делая их яркими и точными, дает четкие актерские задачи и лепит убедительные образы. Застегнутая поначалу на все пуговицы, а позже становящаяся вулканом страстей Варвара, опереточный фанфарон Володя в белом костюме, робкая Наташа с косичками, основательный как пенек бригадир трактористов Федот Петрович. При этом Писарев умно выстраивает мизансцены, грамотно разводит массовку, переключает планы — смотреть спектакль как драматическое действо не менее интересно, чем вслушиваться в тембрально богатый и разнообразный звуковой мир Щедрина. Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле. Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова. Есть и почти античный хор-комментатор, не только задорно голосящий частушки, но и с балконов, словно волю богов, обрушивающий на Варвару ответы на вопросы, которые она боится задавать сама себе и все же задает — и героиня слышит свою совесть и поступает по ней. Вкрапления-новации, не предусмотренные ни либретто, ни партитурой, незначительны и лишь обогащают спектакль. Например, зритель видит финал «Кубанских казаков», демонстрируемых в сельском клубе: фильм смотрят всем колхозом и радостно аплодируют героям, обретшим счастье в образцовом советском фильме — режиссер тем самым дает четко понять, что в его истории такого позитива точно не будет. Или позывные сигналов точного времени из радиоточки — ими начинается одна из картин, обозначая утро в колхозе. Они добавлены деликатно и, скорее, подчеркивают пиетет постановщика к оперному жанру и его традициям. Успех любой оперы, как бы гениально она ни была поставлена, в значительной степени зависит от музыкального воплощения. Тем более оперы, изъясняющейся не совсем привычным языком.
Будет исполнен и созданный в те же годы искрящийся концерт для оркестра «Озорные частушки», в восторге от которого в числе многих был Леонард Бернстайн. Написанный по заказу Лорина Маазеля и Чикагского симфонического оркестра к 100-летию коллектива, впервые он прозвучал в 1990-м году. В этой яркой, полной юмора музыке особое оживление и публики, и исполнителей неизменно вызывает фрагмент пения оркестром романса «Очи черные». Также прозвучат блестящие аранжировки Двух танго Альбениса и Parabola concertante «Концертная притча» для виолончели, струнного оркестра и литавр.
Начало в 19:00. Программа Сцена из мюзикла «Не только любовь». Фото: spbopera.