Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.
Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.
В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих.
Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами.
Именно эта часть нашего сознания позволяет нам быть не только умными, но и успешными и, что не менее важно, счастливыми. Любопытна разница между обладателями высокого и низкого эмоционального интеллекта. Так, для обладателей низкого эмоционально интеллекта характерны неуверенность в себе и своих действиях, склонность к чрезмерной самокритике, неспособность находить общий язык с окружающими, чрезмерная скромность и непредвзятость к окружающим. А вот обладатели высокого, натренированного эмоционального интеллекта обладают действительно полезными навыками: Умеют сдерживать эмоциональные порывы, несмотря на провалы и неудачи. Сами создают для себя мотивацию. Умеют откладывать получение мгновенного удовлетворения. Настойчиво стремятся к достижению цели. Не дают стрессу или психологическому страданию лишить себя возможности думать. Контролируют свое настроение. Отвлекаются от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном, и сопереживают другим. Надеются и верят в себя. Очевидно, что быть обладателем высокого эмоционального интеллекта и интереснее, и полезнее для ментального и физического здоровья. Проанализируйте, с кем и в каком состоянии вы взаимодействуете, в каких они обстоятельствах находятся — это поможет лучше их понять. Называйте эмоции: свои и чужие. Например, гнев отличается от обиды, а усталость от раздражения и т. Попробуйте ежедневно записывать свои эмоции после событий или встреч — так вы поймете, каких эмоций у вас обычно больше и какие события влияют на настроение. Расширяйте кругозор. Понимать наш мир в разных его проявлениях — путь к гармоничным отношениям с людьми и к познанию себя. Думайте на два шага вперед. Планируйте, выстраивайте краткосрочные и долгосрочные цели. Тратьте энергию и время на людей, у которых можете чему-то научиться и которые помогут в достижении вашей цели. Улучшайте знания по психологии.
Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — игнорирование вас и, как следствие, обида. Управление отношениями Следующий способ является эффективным в развитии социальной компетентности: вспомните несколько паллиативных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Четвертый компонент — управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнера по общению. Определите важные для вас формальные и неформальные отношения. Для личных отношений выберите период — неделя, для деловых — один-два месяца. Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнера, например, улучшали его настроение. В правом — ухудшали его. Проанализируйте, какое влияние вы оказали на свое эмоциональное равновесие в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам сохранить его на прежнем уровне или улучшить? Если в левой колонке представлено большое количество положительных действий, проанализируйте, не нарушается ли баланс и в этом случае? Возможно, вы очень активно включены в процесс взаимодействия, достаточно ожидаете и получаете взамен? В обеих ситуациях составьте план действий, которые помогут вам поддерживать баланс. Такой анализ позволяет управлять отношениями. Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества. Разница между IQ и EQ заключается в том, что IQ — это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. Коэффициент интеллекта определяет степень развития умственной деятельности человека.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам». Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их. Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями. Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта. У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми.
Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение.
У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов. Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс.
При сексуальном возбуждении — мысли о любви. При чувстве боли — картины смерти.
Таким образом, эмоции проявляются на трёх уровнях: телесном, поведенческом и когнитивном. Эти принципы важно знать, чтобы правильно определять как свои, так и чужие чувства. Обращая внимание лишь на один компонент, очень легко ошибиться. Например, вы можете испытывать тахикардию и сделать неверные выводы о том, что у вас проблемы с сердцем. Но если внимательнее приглядитесь к тому, что с вами происходит обратите внимание на свои мысли, которые сопровождают сердцебиение, и проанализируете, какая потребность может давать о себе знать , то заметите, что на самом деле так проявляется страх. Базовые знания о формировании эмоций, внимание к себе и окружающим в обычной повседневной жизни — основа для развития эмоционального интеллекта.
Если орган получает то, что хочет, в нём вырабатываются «гормоны радости». Если нет — «гормоны стресса». Давайте разберёмся в этих процессах детально. Дофамин отвечает за чувство радости. Когда мы достигаем поставленной цели, он мотивирует нас. Как только мы что-то осознаём, переживаем восторг открытия.
Это тоже действие гормона. Серотонин повышает нашу стрессоустойчивость, а его уровень зависит от того, в каких отношениях мы находимся со значимыми для нас людьми. Если чувствуем поддержку, одобрение и уважение, серотонин увеличивается.
Для обучения используется набор заранее размеченных изображений лиц, каждому из которых поставлена в соответствие изображенная на нем эмоция. В процессе обучения нейронная сеть самостоятельно выясняет, что определяет эмоцию человека, в результате получается готовый алгоритм. Даниил Киреев, ведущий исследователь компании-разработчика продуктов по распознаванию лиц VisionLabs Изучение маркеров эмоций началось еще в XX веке.
Правда, тогда их рассматривали отдельно от нейросетей. Она разбивает выражение лица на отдельные мышечные движения, или двигательные единицы Action Units. Исследователь изучает двигательные единицы и сопоставляет их с эмоцией. Голос и речь. Нейросеть выделяет из акустического сигнала множество параметров голоса — например, тон и ритмичность. Она изучает их изменение во времени и определяет состояние говорящего.
Иногда для обучения используют спектрограмму — изображение, которое показывает мощность и частоту сигнала во времени. Кроме того, для более точного результата ИИ анализирует лексику. Умение обращать внимание на чувства и эмоции другого человека называется эмпатией. Чем точнее вам удается интерпретировать эмоции, намерения и мотивацию, тем выше уровень вашего эмоционального интеллекта. Теперь представьте, если ваш плейлист будет формироваться на основании эмоций, распознанных при разблокировке Face ID. А Siri позволит выговориться ей после тяжелого дня и даст пару советов, а потом порекомендует фильм, чтобы отвлечься.
Олег Кивокурцев, сооснователь Promobot Где используется технология Продажи и реклама Самая очевидная сфера применения технологий распознавания эмоций — маркетинг. С их помощью можно определить, как рекламный ролик действует на человека. Для этого можно, например, установить конструкцию с камерой, которая будет менять рекламу в зависимости от настроения, пола и возраста проходящих мимо людей. Настроить свою подписку на RB. RU Анализ видеопотока позволяет узнать количество уникальных посетителей на торговую точку, их социодемографический профиль, подсчитать индекс удовлетворенности каждого клиента и общую статистику, а также сравнить ее с другими магазинами, филиалами и целыми сетями продаж. Это своеобразная гугл-аналитика, только для офлайна.
Такие же системы устанавливают и в сетевых отелях. Георгий Плиев, основатель и управляющий партнер Neurodata Lab Подобную конструкцию разработали стартапы Cloverleaf и Affectiva. Они представили электронные ценники с рекламой под названием shelfPoint, которые собирают данные об эмоциях покупателей. Более необычный вариант — робот-консультант с искусственным интеллектом. Он будет взаимодействовать с клиентами, считывать их эмоции и влиять на них. А еще делать персонализированные предложения.
Робот Promobot. Источник: сайт компании Promobot. Сервисного робота представил российский стартап Promobot. В нем используется нейросеть, разработанная Neurodata Lab, которая определяет эмоции сразу по нескольким источникам: записи лица, голоса, движений, а также по частоте дыхания и пульса. Promobot активно продает своих роботов за границу. По данным Promobot, сегодня 492 робота работают в 34 странах мира в роли гидов, консьержей, консультантов и промоутеров.
Эмоциональный ИИ позволит роботу корректировать стратегию коммуникации, исходя из эмоционального состояния собеседника — ободрить, подшутить, успокоить, как следствие, завоевать большее доверие. Олег Кивокурцев, сооснователь Promobot Банки Технологии распознавания эмоций помогают банкам получать обратную связь от клиентов без опросов и улучшать обслуживание. В отделениях устанавливают видеокамеры, и алгоритмы по записи определяют удовлетворенность посетителей. Нейросети также могут проанализировать голос и речь клиента и оператора во время звонка в контакт-центр. В России эмоциональный ИИ пробуют внедрить уже давно: его тестировали в Сбербанке ещё в 2015 году, а через три года «Альфа-Банк» запустил свой пилот анализа эмоций по видео. Кроме записей с камер наблюдения используют и записи звонков.
ВТБ начал пилотный проект по внедрению эмоционального ИИ в 2019 году. А «Росбанк» вместе с Neurodata Lab уже протестировали определение эмоций клиентов по голосу и речи.
Он отвечает: «Уделяю, не начинай». Здесь уже прорисовывается спектр негативных эмоций: обида, покинутость, непонимание, раздражение или даже гнев, вина. Женщина предложила партнеру игру: «Догадайся, что мне нужно».
Мужчина не поинтересовался, что в понимании партнерши значит это загадочное внимание. Ведь наверняка она имеет в виду абсолютно конкретные вещи: цветы, приглашение куда-либо. Обоюдное игнорирование эмоциональных потребностей друг друга привело к конфликту. Повторение подобных ситуаций неизбежно для человека с низким эмоциональным интеллектом, подчеркивает специалист. EQ — это суперспособность понимать чувства и эмоции окружающих людей, а также без труда разбираться в собственных.
И она доступна практически каждому Христина Корляковакризисный психолог «Люди с развитым эмоциональным интеллектом действительно намного счастливее остальных», — убеждена эксперт. Она приводит несколько примеров сфер жизни, в которых развитый EQ будет особенно полезен. Как развить эмоциональный интеллект Изучение спектра чувств Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог.
Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
Эмоции — нужны для обретения вкуса к жизни, самообучения и любви. В большей степени они — продукт нашего подсознания см. Фактически это и фильтр, и проводник между нами и большим миром. Настроение - то, что следует за эмоцией. Установка сознания, или психологическая установка, основанная на логике и опыте. Настроение — штука сложная. Все ученые и психологи пришли к выводу, что эмоция длится от секунды до 12 минут.
Дальше накал спадает, и в силу вступает установка, то есть настроение. Для наглядности я сделала таблицу: Разграничение эмоций и настроения действительно облегчает процесс управления собой в ежедневном режиме. Итак, вывод следующий: эмоции любим и не трогаем. Подавление эмоций приводит к разрушению организма. Главное — переждать накал не больше 12 минут, а чаще всего считаные секунды, а потом начинать работать со своими установками. Переждать эмоцию, не подавляя, очень трудно, но и очень легко.
Для этого есть много способов: на что-то отвлечься или постучать в туалете лбом об стену, или подышать глубоко несколько секунд. Работа по терпеливому переживанию эмоций и управлению нашими настроениями и есть эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект — это сознательное управление настроениями не эмоциями! Радуйтесь и радуйте того, кто дарит радость вам. Но внутренняя подстраховка всегда с вами. Пример, парень объяснился девушке в любви.
Она в восторге, эмоция положительная. Через 12 минут возникает установка, что он готов стать ее мужем и все серьезно. Он всего лишь сказал «Я люблю тебя», а она уже думает о свадебном платье. Через месяц она видит его случайно на улице с другой, и ее сердце разбивается на мелкие осколки. Услышать «Я люблю тебя», бурно порадоваться 12 минут, а потом внедрить другую установку: он любит меня здесь и сейчас, и это прекрасно. А что будет дальше, посмотрим.
Эмоциональный интеллект проявляется через осознанность действий. Применение знания порождает опыт. Повторение опыта в разных комбинациях приводит к его накоплению. Часто применяемый опыт порождает навык. Навык означает почти автоматическое переключение с одной установки на другую. Именно поэтому при употреблении алкоголя, например навык вождения отпадает.
Сознание работает быстро, разнообразно и эффективно в зависимости от ситуации. Вот именно этот процесс и называется осознанностью! Примерно так я действую в дебатах. Однажды во время дебатов меня обозвали Шариковым.
По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Носители развитого эмоционального интеллекта «осознанно формируют свои эмоции, создавая благоприятное впечатление о себе, — сообщает группа в одной из статей. Разумеется, не все люди используют эмоциональный интеллект в неблаговидных целях. Чаще всего эмоциональные навыки — просто инструмент для выполнения неких задач. Изучая подход к эмоциям в косметической компании Body Shop, исследовательская группа стэнфордского профессора Джоан Мартин Joanne Martin выяснила, что основатель Body Shop Анита Роддик Anita Roddick использовала эмоции как рычаг, чтобы подталкивать сотрудников жертвовать на благотворительность.
Сама Роддик говорила: «Когда мы хотели убедить сотрудников поддержать некий конкретный проект, мы всегда старались разбить им сердца». При этом Роддик также советовала сотрудникам стратегически использовать выражение эмоций. Однажды, заметив, что одна из сотрудниц «часто плачет от расстройства», Роддик отметила, что плакать можно, но «это нужно использовать» и плакать в определенные моменты совещания. Если рассматривать Роддик как образец лидера с высоким эмоциональным интеллектом, становится очевидным, что грань между мотивированием и манипуляцией очень тонка и пройти по ней крайне непросто. Там, где эмоции не в ходу, у эмоционального интеллекта обнаруживаются другие скрытые издержки. Недавно психолог из Университета Центральной Флориды Дана Джозеф Dana Joseph и психолог из Университета Иллинойса Дэниел Ньюман Daniel Newman тщательно проанализировали все исследования, посвященные связи между эмоциональным интеллектом и рабочими показателями. Выяснилось, что, судя по данным сотен исследований, в которых участвовали тысячи человек, принадлежащих к 191 профессии, эмоциональный интеллект не всегда полезен для работы. В профессиях, требующих внимания к эмоциям, он, действительно, улучшает показатели. Продавцы, риэлторы, работники колл-центров и консультанты работают лучше, если они умеют считывать и регулировать эмоции.
Они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обслуживают клиента с улыбкой. Однако для профессий, для которых эмоции не столь важны, результаты оказались обратными. Чем выше был эмоциональный интеллект у работников, тем ниже были их рабочие показатели. Механикам, ученым и бухгалтерам эмоциональный интеллект, по-видимому, скорее, мешает, чем помогает. Хотя, чтобы объяснить эти результаты, необходимы дополнительные исследования, можно предположить, что такие работники тратят внимание на эмоции вместо того, чтобы фокусироваться на своих задачах. Если твоя работа — анализировать данные или чинить автомобили, выражения лиц, интонации и язык тела окружающих могут сильно отвлекать.
Радость легко узнать по улыбке, поднятым щекам и морщинкам в углах глаз. Отвращение — по сморщенному носу и приподнятой верхней губе. А презрение — по оттянутому в одну сторону уголку рта. Дальше — сложнее. Страх отличается от удивления более широко открытыми глазами, растянутым вдоль а не приоткрытым ртом и морщинами только в центре лба а не по всей его длине. Гнев чаще всего можно определить по опущенным и сведённым бровям, взгляду исподлобья и поджатым губам. Печаль выражают поднятые вверх уголки бровей и опущенные вниз уголки губ. Однако проблема определения человеческих эмоций всегда кроется в том, что мало кто отчётливо проявляет свои чувства а часто и вовсе пытается их от нас скрыть. Следующие 13 уроков курса были посвящены определению эмоций, которые выражены неярко, появляются и исчезают очень-очень быстро. Кстати, уловить микровыражения, как их называет Калиничев, очень непросто. Чтобы понять, насколько это действительно сложно, вот пример не самого «эмоционального» человека, чувства которого мне и пришлось угадывать по ходу курса. Вот его нейтральное выражение лица. А теперь найдите десять отличий от этой картинки. На ней он изображает другую эмоцию. Сниму перед вами шляпу, если угадаете, какую именно. Правильный ответ: гнев! А что этот мужчина, по-вашему, чувствует теперь? Он удивляется. Не поверите, но это — презрение. И последнее микровыражение. Ну это было легко. Как оказалось, печаль проявилась на лице этого невыразительного мужчины наиболее ярко. Хотя именно эту эмоцию в исполнении других людей я всё никак не могла угадать надеюсь, это потому, что печальных людей в своей жизни я встречаю крайне редко. Окончив курс на EQ, я начала тренировать свои навыки экстрасенсорики на коллегах и незнакомцах, которые приходили к нам в офис на собеседования. Где-то на четвёртом кандидате полученные умения пригодились. Например, к нам в офис пришла девушка, которая, по её словам, очень нас любит и хочет у нас работать. При этом она утверждала, что читает все новостные источники, из которых мы черпаем свои инфоповоды. Звучало убедительно. Но в её голосе не было энтузиазма. А всматриваясь в её лицо, я не видела признаков искренней увлечённости.
Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели.
Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект
Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог. По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими. Эмоциональный интеллект как эмоции + разум. Эмоциональный интеллект — это сознательное управление настроениями (не эмоциями!) через перепрограммирование их на более сбалансированные установки. Эмоции – самый предсказуемый элемент поведения покупателя, как считают компании, которые уже специализируются на измерениях эмоциональной лояльности покупателей. Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах.
Общая информация
- 9 ступеней
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен
- Подписка на дайджест
Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [11].
Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте
Проследите, как на ваше эмоциональное состояние реагировало ваше тело, постарайтесь вспомнить все ощущения. Такой анализ поможет лучше чувствовать свое состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне. Для осознания собственных эмоций важно научиться распознавать эмоциональные реакции других людей. В этом поможет простое упражнение: понаблюдайте за пассажирами в транспорте, коллегами на работе, людьми в общественном месте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано. Придумайте любой телесный метод, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием. Например, вдох-выдох, сжать и разжать кулаки, досчитать до двадцати. Выполняйте эти действия в момент, когда чувствуете, что сейчас сорветесь, или чувствуете, что хотите повысить голос или обидеть человека. Когда общаетесь с людьми, ставьте себя на их место.
Подумайте, почему человек так говорит, какие эмоции чувствует, почему реагирует конкретным образом. Займите позицию наблюдателя и представьте, что видите ваш диалог со стороны. Какие эмоции вы при этом испытываете? Меняется ли восприятие? Вы довольны, как общаетесь с человеком? Книги по развитию эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман. Почему он может значить больше, чем IQ».
Модели эмоционального интеллекта Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные. В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень. Урок 3. Управление эмоциями Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они пусть и не сразу отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем. Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье Для счастья , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха. Как проходить занятия? Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания. Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему.
В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Чего в тот момент хотелось? Когда и при каких обстоятельствах такие эмоции испытывали наши близкие? Чего хотелось им и что именно предприняли мы в тот момент? Тогда вы усилили это чувство, постарались его ослабить, не придали значения или сделали вид, что ничего не произошло? Каковы были ваши эмоции? И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями? Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое. Но сколько неприятных ситуаций и трудностей можно было избежать, если бы люди не действовали на эмоциях. Можно, конечно, потратить все деньги, сказать грубые слова. Но в ситуации возникновения бури эмоций лучше просто сосчитать до 10, усиливая эффект медленным, глубоким дыханием — иногда этого бывает достаточно. А бывает, чтобы принять верное решение, необходимо физически покинуть «триггерное» место или человека, который пробудил негативные чувства.
Разум и чувства: почему важно развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. Когда термин "эмоциональный интеллект" (EQ) стал известен широкой общественности, он объяснил, почему люди со средним уровнем IQ в 70% случаев оказывались более успешными, чем люди с высоким уровнем IQ. Что такое эмоциональный интеллект, чем он отличается от рационального и почему важен для человека, рассказал Игорю Буккеру Сергей Маркелов. Важным элементом в развитии эмоционального интеллекта является подчинение эмоций для согласования социальных отношений и свершения целей. Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Всем ли она нужна? Как это узнать? Что делать с теми, у кого эмпатии нет? Что делать самим эмпатам?
Здесь же скорректировалось и определение эмоционального интеллекта, он определялся уже с когнитивной точки зрения, как способность перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях, то есть определять значение эмоций, связи их друг с другом, а также использовать полученную эмоциональную информацию как основу для мышления и принятия решений. Дальнейший теоретический анализ позволил авторам окончательно закончить данную модель и привести ее к четырехкомпонентной структуре. Данные компоненты иерархичны и развиваются, согласно Мэейру и Сэловею, в процессе онтогенеза. Это: восприятие, оценка, а также выражение эмоций или их идентификация; использование эмоций как средство повышения эффективности мышления и деятельности; анализ и понимание эмоций; сознательное управление своими эмоциями для личностного роста и улучшения качества в сфере межличностных отношений. Восприятие, оценка и выражение эмоций включают в себе следующие параметры: способность идентифицировать эмоции в своих или чужих физических состояниях, ощущениях и мыслях; способность идентифицировать эмоции других людей в их творческом выражении — в картинах, через язык, звуки, в проявления и поведении; способность точно выражать эмоции и выражать потребности, связанные с этими ощущениями; способность различить точные и неточные, подлинные и неподлинные выражения чувств. Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления включает в себя следующие компоненты: эмоции как направленность внимания на приоритетные для мышления детали, обращенность внимания к важной информации, умение расставлять приоритеты и структурировать их; яркость и доступность эмоций ведет к использованию их в качестве вспомогательных средств мышления и памяти; эмоциональное колебание изменяет перспективы от оптимистической до пессимистической и таким образом способствует рассмотрению различных и наиболее полных по объему и составу точек зрения; вызывание эмоций, которые способствуют решению тех или иных задач к примеру, в хорошем настроении более успешно решаются творческие задачи. Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики: способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям симпатия и любовь ; способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть понимание причинно-следственных связей печаль после потери ; способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление; способность распознать неожиданные изменения эмоций например, от гнева к смущению.
Сознательное управление эмоциями включает в себя аспекты: способность быть открытым для эмоций одинаково для приятных, так и для неприятных; способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности; способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции распознавать, насколько разумными и ясными они являются ; способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличения принятых без подавления или усиления информации, которую они передают. С практической точки зрения, в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт 2004—2007 год , посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е.
Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими. Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее. Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку.
Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными. Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции. Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ.
Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы. Один из них — это самооценка. Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать?
Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям?
Гости студии «О! Дети» Ирина Муромцева: Что могло бы нам помочь пристальнее к этому отнестись? Александр Колмановский: Ответ неожиданный — безопасность. Чем сильнее стресс, тем больше отключается высшая психика, и запускается натуральная. Чем страшнее, что мой ребёнок не образован, не организован и так далее, тем больше я реагирую на это непосредственно, животным образом. Чем больше человек чувствует себя защищённым, тем легче и лучше он соображает. Родителям нужно взять в голову, что правильнее реагировать не на поступок ребёнка, а на чувства, которые его вызвали. Анна Шнайдер: Виктория, как понять эмоции? Виктория Шиманская: Я расскажу две практики, которые, надеюсь, помогут родителям. Первая о том, как эмоции, которые к нам пришли, реагируют на наше тело. В век технологии мы часто забываем про него. А тело, в отличие от эмоций, всегда в настоящем. К примеру, в разговоре собеседники автоматически приближаются другу к другу, возникает такое притяжение или взрослый в неприятном разговоре испытывает напряжение в плечах. Так, нужно учить деток напряжению и расслаблению. Есть замечательная игра «Камень-подушка». Мы становимся твёрдыми-твёрдыми или, как подушечки, расслабляемся. Через это умение управлять своим телом дети гораздо лучше понимают, что с ними происходит. А вторая практика — это понимание причин расстройства ребёнка. Анна Шнайдер: Правда ли то, что процесс обучения предполагает эмоциональную вовлечённость? Александр Колмановский: Эта эмоциональная вовлечённость связана с двумя различными факторами. В начальной школе — это, прежде всего, личность педагога. А на более поздних этапах — это область, знания, деятельность мне имманентна, иными словами, соответствует чему-то моему. Виктория Шиманская: В дополнение могу сказать, что эмоциональная информация воспринимается намного лучше. Как с этим можно работать? Безусловно, через личный фактор. Через момент вовлечения в игру и момент цели, дальше они начинают это использовать в жизни. И это очень важный мостик, когда обучение имеет переход в жизнь. Анна Шнайдер: Каждый день и каждую минуту я переживаю какие-то эмоции. Я действительно должна вести внутренний диалог с собой? Гости восьмого выпуска «О! Дети» Александр Колмановский: Это одно из распространенных направлений, не моё любимое. Мне кажется, что думать нужно про другое. Почему он себя так ведёт? Почему они себя так ведут? Ещё есть много разных негативных чувств: ревность, зависть, грусть, тоска, одиночество, грусть. Под ними лежим самое древнее чувство — это страх. Мы переживаем разные виды страхов, которые связаны с нашими психотипами. Поэтому, когда трудно объяснить чужое поведение, ищи, чего он боится здесь и сейчас. Виктория Шиманская: Добавлю, что, действительно, это работа над собой, рефлексия по отношению к чужим поступкам, понимание того, почему я так реагирую.