Иоанн IV Васильевич «Грозный» Первым из государей принял на себя титул Царя.
Как короновали русских царей?
В 1545 году Ивану Васильевичу исполнилось 15 лет, он стал совершеннолетним и мог претендовать на трон. В следующем году монарх венчался на царство. Существует 2 версии выбора нового титула: Некоторые историки полагают, что молодой правитель еще не мог осознать всей важности выбора нового титула. Это стало следствием влияния митрополита Макария и было выгодно родне по материнской линии, так как позволяло им упрочить свое влияние при дворе.
Ключевский же считал, что желание Ивана Васильевича получить статус царя говорит о его сформировавшемся желании не зависеть ни от кого и получить неограниченную власть. Само венчание имело важное значение для монарха и бояр. Оно проходило по византийскому константинопольскому образцу, в котором царь являлся избранным Богом правителем, имел божественное происхождение, а его власть являлась безграничной.
Таким образом, церковь могла оказывать сильное влияние на правителя, а Россия признавалась наследницей духовных традиций Византии. Правление монарха Иван Грозный правил 50 лет, не считая нескольких месяцев, когда формально на престоле сидел касимовский хан Симеон Бекбулатович. Его правление считается самым долгим за всю историю страны.
Во время правления первого царя были проведены следующие реформы: Созданы новые приказы органы центрального управления : Земский, Челобитный, Поместный и другие. Каждый приказ занимался определенными вопросами внутренней политики. Введен новый Судебник — свод законов.
Проведена реформа местного самоуправления Земский собор , функции управления и суда переданы от кормленщиков к выборным должностям. В итоге дворяне получили больше власти и смогли более успешно решать проблемы регионов, а налоги начали собираться по более успешной схеме. Начата военная реформа: создание регулярного войска и стрелецких отрядов, введено Уложение о службе.
Церковная реформа или Стоглавый собор включали в себя унификацию церковных обрядов и ужесточение дисциплины по всей России обряды начали проводиться по одной схеме , были канонизированы новые святые. Также в задачи церкви входило просвещение людей. Еще одним направлением стало учреждение опричнины — отряда личных телохранителей царя.
Это был собранный из представителей знатнейший боярских родов отряд, который должен был выполнять важные задачи.
Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Значение титула «царь» Слово «царь» происходит латинского слова «цезарь». Цезарь — это обязательная часть титула императоров времен Римской империи. До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров. Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования. Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство. И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания.
Гравюра А.
Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше.
В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной».
В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских».
Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство.
Теперь он стал состоять из президентов коллегий, пришедших на место приказов. Всего было учреждено 12 коллегий: Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Главный Магистрат, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия. Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была осуществлена реформа отраслевого управления. Чуть позже, 27 апреля 1722 года, был принят новый указ "О должности Сената", в котором президенты коллегий выводились из его состава, поскольку "не могли сами себя судить".
Сенат должен был получать из местного и центрального аппаратов спорные дела, требующие согласования между ведомствами, и дела, не имевшие для своего решения законодательного обеспечения. И только если Сенат не мог решить дело, оно поступало государю - высшему законодателю, главному судье, верховному правителю. Четвертый пункт указа "Об учреждении правительствующего Сената" гласил: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору. Также надлежит быть при Сенате рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру или иной какой чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят". Генерал-прокурор был вершиной пирамиды прокуратуры. Ему подчинялись прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский, который занимал этот пост с 1722-го по 1736 год. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение любого правительственного органа, включая и Сенат. Он же имел право непосредственного доклада Петру. Представляя сенаторам генерал- прокурора, Петр сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
Существовал также штат тайных доносчиков - фискалов, сидевших на всех уровнях управления: провинциал-фискалы, фискалы центральных учреждений и судов, обер-фискал и генерал-фискал со своей Фискальной конторой и прямым подчинением генерал-прокурору. В результате генерал-прокурор был в курсе тайных махинаций чиновников. Все компрометирующие их материалы через систему прокуратуры должны были поступать в высшие инстанции. Генерал-рекетмейстер собирал как жалобы подданных на волокиту в разборе их дел, так и жалобы "в неправом решении", то есть о нарушении законов в Юстиц-коллегии. Герольдмейстер ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением на государственные должности. Росправная палата выступала как высшая судебная инстанция при Сенате для расследования служебных преступлений и злоупотреблений чиновников, в том числе и сенаторов, и последующих докладов по ним присутствию Сената. Конечно, не обошлось без полицейской структуры, нацеленной на борьбу с инакомыслием. Политических противников, стремившихся свергнуть режим самодержавия, не существовало, но было немало тех, кто противодействовал петровским реформам. В том числе сын Петра Алексей. Соответствующие функции исполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Преображенский приказ был учрежден в 1686 году для управления Преображенским и Семеновским тогда еще потешными полками. Позднее он стал также следить за общественным порядком в Москве и управлять продажей табака, а позже - вести уголовные дела и дела против противников реформ, в том числе с помощью пыток. Тайная канцелярия была учреждена в 1718 году специально для следствия по делу царевича Алексея. Позднее она стала вести особо важные дела против инакомыслящих. Петр провел реформу церковного управления, направленную на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии императору. Петр Алексеевич, прекрасно понимая вред конкуренции духовной и светской власти, проанализировав опыт взаимодействия с патриархами своего деда и отца, упразднил патриаршество, лишил Церковь значительной части власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган - Святейший синод. Все члены Синода назначались императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Можно сказать, что священники тоже стали бюрократами. В общем, чистейший образец регулярного государства.
Юный Петр на парсуне Фото: wikimedia. Была воздвигнута служебная лестница, по которой на самую вершину мог в принципе забраться любой образованный человек, кроме крепостных крестьян, разумеется. Боярство фактически перестало существовать. Из разных категорий людей, несших военную или административную службу, было сформировано новое сословие - дворянство. Все дворяне были обязаны служить государству в армии, при дворе или в государственных учреждениях. При этом "Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их". Дело в том, что все военные чины, начиная с самого низшего, четырнадцатого прапорщик ранга давали право на наследуемое поместье, так что дослужившиеся до этого уровня на это требовалось минимум 15 лет становились дворянами. У гражданских служащих право на наследуемое поместье получали только чиновники восьмого ранга коллежский асессор и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.
Кто стал 1 царем в россии
Девять лет Филарет был в польско-литовском плену. Избрание на царство Михаила Романова После победы народного ополчения над польскими интервентами в 1612 году встал вопрос о легитимном правительстве на Руси. Было решено вынести этот вопрос на усмотрение Земского собора — собрания представителей всех земель и всех слоёв населения русского государства. Проведение собрания в Успенском соборе Кремля было назначено на 6 января 1613 года. Грамоты о его созыве были отправлены белому духовенству, представителям дворянства, казакам, посадским людям и черносошным государственным крестьянам — количество участников собора включало более 700 человек. Главный вопрос Земского собора — кто должен был стать царём. Список претендентов на престол включал более десяти человек. Среди них были прославившие себя борьбой за освобождение русской земли князья Пожарский и Трубецкой, знатные бояре родов Мстиславских, Воротынских, Шереметевых, Черкасских, иностранные представители — польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп. Легко удалось договориться только по одному вопросу: иностранцев на царство не избирать и «Маринки с сыном не хотеть».
Решение предыдущего собора об избрании на царство польского королевича Владислава было аннулировано. По другим кандидатурам разгорелись жаркие споры — каждая партия желала избрания своего кандидата. Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было. Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу». Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить. Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство.
Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна. Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие. В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России. Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки. Во время двухмесячного похода в Москву образовался круг верных царю людей: в него входили братья Салтыковы, получившие первые ответственные должности, князь А. Лобанов-Ростовский и родственник старицы Марфы К. Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам.
Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках. Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы. В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву.
Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам. Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках. Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы. В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву. Южные города грабили крымские татары.
Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг. Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом. Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых. Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными. Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода.
Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя. Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск. В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни. Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода. Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей. До взрослого возраста дожили четверо, в том числе, будущий царь Алексей Михайлович. Преобразования в период царствования Михаила Романова Огромный круг вопросов правления страной Михаил и Филарет начали с поддержки своих сторонников. Дворяне и богатые казаки получили земли вместе с крестьянами, которые там проживали. Беглых крестьян разыскивали и возвращали хозяевам. Система крепостничества укрепилась.
Финансовые средства для пополнения пустой казны предполагалось изыскать путём совершенствования налоговой системы. Для установления числа налогоплательщиков была проведена перепись населения. Налоги были повышены; был введён подворный налог.
Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т. Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д. Пожарский одержал победу над А. Михаил Фёдорович заключил важные мирные соглашения, ознаменовавшие завершение Смутного времени , — Столбовский мир 1617 г.
Деулинское перемирие 1618 г. Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г. В 1622 г. Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в. Москва — шитьё, 1629—1645. Подписание внешнеполитических актов позволило правительству Михаила Фёдоровича в 1618 г. В сфере прямого налогообложения размеры фискальных сборов по сошному письму приводились в соответствие с количеством реально обрабатываемой земли.
В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г. В соответствии с их коллективными челобитными часть т. В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646. В 1630-х гг. Виниус , его брат Авраам и Е.
Заморские путешественники свидетельствовали, что в Москве наблюдается изобилие всех мыслимых вещей для комфортной и богатой жизни, да ещё и продаются они по умеренным ценам. Речь шла о «русском чуде». Несмотря на открытую ситуацию с двоевластием двух государей, царя и патриарха, роль Михаила Фёдоровича и членов Боярской думы оставалась определяющей в делах.
Урожденный мудрым Михаил Романов учитывал мнение отца, идя на компромиссы. Но с каждым днем и новым опытом его решениями управляли не страх и безволие, а объективная оценка политической ситуации. К слову, из сохранившейся переписки отца и сына можно сделать вывод, что в их взаимоотношениях не было место диктату. Строки пронизаны взаимным уважением и доброжелательностью. С кончиной Филарета царь и вовсе 12 лет управлял Россией самостоятельно. В истории он остался праведным и честным государем. Михаил Фёдорович не отличался суровым нравом и жесткими правилами. В руководство городами он поставил институт воевод. Одного только прошения горожан было достаточно, чтоб царь заменить их на выборных представителей из земской знати.
Умеренный правитель справедливо регламентировал и взимание налогов. Самоуправство сборщиков податей регулировали внедренные в процесс писцовые книги. В правление Михаила Фёдоровича стартовали работы по поискам природных богатств, построились оружейные, чугуноплавильные и кирпичные заводы. Именно Михаил Романов стал основателем в Москве Немецкой слободы, где поселились заграничные инженеры и военные. Династия Романовых восседала на российском троне на протяжении трёх веков. Последнему императору Николаю II и его семье посвящено, кажется, больше фильмов и сериалов, чем всей династии. Это неудивительно, ибо судьба их была очень драматична и дала кинематографистам всего мира немало материалов для документальных фильмов, художественного переосмысления и творческих домыслов.
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем. Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году.
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
Но этого было еще мало. Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя. Началом формирования такой идеологии считается конец 15 — начало 16 вв. Именно тогда на территории Восточной Европы как раз и складывалось мощное Русское государство. Следовало ответить на вопросы: Какое место в мире может оно занять? Какова его роль в дальнейшей истории? В этих условиях и формируется теория под названием «Москва — Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей. Она связана с именем старца Филофея, обитавшего в Псковском Елеазаровском монастыре. Большая роль в ней отведена православной религии.
Русь как преемница Византийской империи Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами. Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь. Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси.
Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой.
Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя. После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством. Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями.
И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде. Идеология Царской власти по Иоанну Грозному Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С. Соловьёва: Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти.
В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве.
С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр.
XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий. Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр. В том же веке 1572 г.
В том же веке испанский герцог Альба истребил около 100 тысяч жителей Нидерландов. О кострах инквизиции, полыхавших по всей Европе, можно не упоминать. Характерно, что об английских казнях в учебнике «Всеобщей истории» для 7 класса авторы Юдовская и др.
Арсеньев и др. Торкунова без объяснения глубинных причин репрессий и введения опричнины. Однако, по данным проф.
Скрынникова, за все годы своего долгого правления Иван казнил не более 3—4 тысяч человек. Как заметил когда-то И. Солоневич, прежде, чем ругать русскую историю, следует познакомиться с историей Западной Европы.
И не случайно Иван получил в народе прозвище не «жестокий» и не «окаянный», а «грозный» — гроза бояр. А что касается истории, то трактует и записывает её на бумаге не народ, а боярство дворянство, чиновничество и т. Конечно, число погибших при Грозном было больше четырёх тысяч, если к ним добавить неизбежные жертвы опричнины среди родственников и холопов опальных бояр и новгородцев, из числа непричастных к заговору.
Да и сама опричнина, введённая с целью искоренения оппозиции «крамолы» , поставленной задачи до конца не решила. Она не ликвидировала боярское сословие, ещё не доигравшее свою историческую роль, а значит, не ликвидировала и источник смут. Этот источник потом проявил себя «во всей красе», убив Царя Фёдора Годунова и развязав Великую Смуту 1605-1612 гг.
Этот же источник, скорее всего, явился и причиной безвременной смерти Царя и его старшего сына Ивана, в костях которых советскими учёными было обнаружено огромное содержание ртути. К числу неудач эпохи Грозного следует отнести и 25-летнюю Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, начатую с Ливонским орденом, а затем переросшую в войну с коалицией Польши-Литвы Речи Посполитой и Швеции. За первыми победоносными годами пошли поражения, вызванные необходимостью войны ещё на одном фронте — с крымскими татарами которые только 3 года из этих 25-ти оставляли Россию в покое.
Сил для войны на два фронта у государства было явно недостаточно.
Кто был первым русским царем
Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.
Первый русский царь: кто им на самом деле был
Святой Владимир – первый русский царь? | Михаил Романов – первый царь из династии Романовых. |
Пётр I - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. |
25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси | Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. |
Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ | Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. |
Первый русский царь в истории России
Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым.
Романов Пётр I Алексеевич
1-й царь династии Романовых. Новости Новости. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России.