«Святки отмечают веками»: фольклорист о колядках и традициях празднования.
Другие новости:
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- 24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
- Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
- Подписка на новости
- Близкие понятия
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество. Святки – самый благодатный период для загадывания желаний, получения предсказаний на будущее, гаданий и ворожбы. В России в течение 12 дней проходят Рождественские святки, во время которых согласно славянской традиции принято колядовать и гадать. Венчаться на Святки, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия, также нельзя.
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах. Святки всегда были особым временем, наполненным магией и вание было одним из немногих действ, которое не осуждалось церковью. Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. На Руси Святки считались самым задорным праздником зимы, отмечался он 12 дней: от появления первой звезды в канун Рождества до Богоявления.
Святки: история и традиции праздника
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рождества Христова 7 января (25 декабря ст. ст.) до торжества Крещения Господня 19 января. |
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков | Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. |
Святки-колядки. Тематический день в Чеховке
Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. На Руси Святки считались самым задорным праздником зимы, отмечался он 12 дней: от появления первой звезды в канун Рождества до Богоявления. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды».
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. Ежегодно в начале святок на Щёлоковском хуторе с самого утра начинаются настоящие народные гулянья. Святки празднуют с 6 по 18 января 2023 года.
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний
Бегали на святки к амбару, спрашивать свое будущее - считалось, что даже сушеная рыба в волшебную ночь ненадолго обретает дар речи. Ох, и страшно это было... Кто ее знает, темную эту силу, особенно беспокойную перед Крещением? Может, и ответит, а может, и пошутит зло, или вовсе сгубит. Видели в небе на Святках огненных змеев, по улицам бегали крохотные, но злые "кикиморы дети" - шуликуны, опасно было ходить в лес и приближаться к проруби без слова молитвы.
Такие они, Святки. Морозные, волшебные, гадательные. Даже жутковатые.
В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год зимние весенние приметы. Если ветер дул с юга, то год будет плодородным. Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер. О засушливом лете рассказывал ветер, дующий с запада. Ну а если дуло с севера, то не быть лету жарким. Картинки и поздравления со Святками Вопросы и ответы Сколько длятся святки? Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения 12 дней после Рождества.
Что значит колядовать? Наряжаться в костюмы лесных зверей, мифологических персонажей, ходить по дворам и веселить народ. Когда можно колядовать? В календарные дни с 6 по 8 января включительно. Чем заканчивались Святки? После этих праздников наступало Великое Крещение.
Гадали со дня Спиридона-поворота 25 декабря, когда «солнце поворотит на лето, зима — на мороз». Однако главные святочные действия брали начало с Рождественского сочельника 6 января. День Рождества Христова 7 января почитался одним из самых великих праздников. Святочные вечера с 7 по 13 января Васильевский вечер, Новый год считались святыми, а с 13 по 19 — страшными. Рассказать о том, что происходило в святочные дни в Олонецкой губернии и Петрозаводске, поможет газета «Олонецкие губернские ведомости». В одном из номеров за 1843 год смысл праздника определен довольно кратко: «Святки состоят в песнях, гаданиях и переодеваниях, при которых одевают маски или, говоря по-русски, хари». Песни В Рождество пели много колядных песен. Из дома в дом переходили колядовщики, славя хозяев дома, получая взамен деньги и еду. С бумажной звездой ходили христославцы-дети, исполняя церковные рождественские песнопения. Вот как описывает рождественское утро в одной из пудожских деревень газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1879 год: «В Рождество, еще до звона к утрени, ходят нищие славить Христа, им подают маленькие хлебцы, называемые коровашками, отчего нищие здесь называются коровашниками. С десяти часов утра ходят дети и поют первую песнь канона и тропарь праздника, им на артель человек в 10 дают по два или три пряника, пряники делят, когда обойдут несколько деревень. Затем ходят девицы невесты и поют также первую песнь канона и тропарь… Наконец, идут женщины и потом мужики, поют не в домах, а под окнами». В ответ хозяин дает деньги — не менее 10 копеек, и дарит Рождественскими козульками, пряничками из пресного белого или черного теста в виде животного или птицы. Козульку берегут из года в год, чтобы скотина ходила домой и плодилась и чтобы любил ее дворовый хозяин.
Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием. Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной». Рождество Христово Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе. Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях. Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т. Что делать на Святки Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения — ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова, который отмечают 7 января. В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова.
Святки: история и традиции праздника
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами | Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. |
Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала - Новости | Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. |
Русский союз - Новость: Святки в русской деревне XIII–XVIII веков | и Яндекс будет показывать их выше остальных. |
«Рождественские святки»
Традиционно в дни Святок волонтеры Александро-Невского храма г. Красноармейска проводит благотворительную акцию «Подари радость на Рождество». Весь рождественский пост жители города приносят в храм продукты, которые волонтеры раздают людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. В воскресенье, 15 января, в Георгиевском храме состоялся Рождественский концерт, в котором приняли участие детский хор храма « Наследие» и воспитанники детской воскресной школы. Праздник завершился чаепитием и катанием на лошадях. В этот же день в Голубом зале воскресной школы при Богородицерождественском храме состоялся Рождественский концерт, подготовленный младшими учениками. Ребята показали спектакль по мотивам сказки Г. Андерсена "Снежная королева" под руководством педагога театральной студии Е. Затем была показана Рождественская сказка в технике песочной анимации. Так же в Богородицерождественском храме состоялся большой Рождественский концерт для прихожан и гостей храма.
Рождественские песнопения исполнили: хор Богородицерождественского храма, регент А. Дедух; Камерный хор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, руководитель Н. Сергеев; смешанный хор Донского монастыря регент - Е.
На таких беседах деревенские парни-женихи «выглядывают», или «высматривают», себе невест из чужих деревень. Нечего, конечно, и говорить, что на такие сборные беседы девушки являются разодетыми во все свои лучшие наряды». На эти праздничные «беседы» собирались всей деревней, без различия пола и возраста.
В назначенную для праздника избу приходили соседи, а также парни и девушки из деревень в округе — и 10, и 15 вёрст не считались за расстояние. Девушки чинно рассаживались на лавках от печки до лицевого угла и от него до красного окна… Молодицы, старухи и женатые мужики, не участвующие в забавах, занимали места на лавках у печи и в само действие не вмешивались, были просто заинтересованными зрителями. Это правило нарушалось только в том случае, если молодёжь, развеселившись, забывала о безопасности — в этом случае кому-то из старших женщин позволялось покинуть своё место в сторонке и остудить горячие головы — надо было следить за тем, чтобы не случилось пожара. Для неженатых молодых тоже было определено своё место: они размещались от красного окна до угла, где висели образа, «почестного», и от него до заднего, «полоненого» угла, направо от входа. Хозяин стоял у стола и принимал от парней деньги — за право посещения сборных бесед надо заплатить, да это и понятно, ведь дом после таких сборищ а чего только во время этих праздников не случалось! Все эти вечерки, разумеется, к христианскому празднику имели крайне мало отношения.
Традиции их куда более древние, сохранившиеся от солярных культов, которых придерживались древние обитатели русской земли. Хотя дохристианский обряд со временем слился с христианским, но полного поглощения так и не произошло, несмотря на все проповеди и порицания церковников. Не смогли уничтожить народные гуляния и официальные запреты, издаваемые светскими и духовными властями. Наиболее яркие в этом смысле материалы представлены у Преображенского. Можно прийти к выводу, что некоторые игры сводились именно к истязанию присутствующих. Вообще в процессе игрища девушки должны были пережить ряд ощущений.
Вызвать у них определённые эмоциональные переживания и физические состояния было одной из задач ряженых. Не только поведенческая, но и эмоциональная парадигма была запрограммирована для тех, кто включался в игру: в общей атмосфере раскрепощённости, возбуждения, веселья девушки должны были обязательно испытать неподдельные страх, стыд, отвращение и физическую боль».
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.
Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.
Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год. Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало. Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.
В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник — 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды». После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название — колядки — имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» — говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» — пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа. Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота — билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом. Новогодняя елка Главный реформатор новогодних гуляний в России — Петр I — ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее — в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки.
Святки: история и традиции праздника
Святки. Записки этнографа — Русская вера | Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. |
Святки-колядки. Тематический день в Чеховке | На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. |
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово | На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. |
Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки
и Яндекс будет показывать их выше остальных. У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Святки мы встретили с нижегородским фольклорным ансамблем "Макошь".