В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Sputnik Грузия рассказывает, что такое Святки и какие приметы, традиции и обычаи связаны с народным праздником. Образ жизни - 9 января 2010 - Новости Санкт-Петербурга - Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний.
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Святки заполнены магическими действиями, обрядами, поверьями, весельем и музыкой. Считалось, что в эти 12 дней, с 7 по 18 января, происходит много чудес. Каких именно?
В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток. Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой.
И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках — как вольных, так и невольных. В ожидании Крестного хода на Богоявление. Автор неизвестен Как отмечают праздник католики Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества вечер 24 декабря до дня Крещения Господня первое воскресенье после торжества Богоявления.
Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января — в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок — 6 января — католики устраивают Карнавал.
Короленко, Мултанское жертвоприношение.
Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 20 января Зимний свадебник и половину дня 8 21 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество. В христианской традиции — время с Рождества до Крещения Господня. В церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
В нашей стране они отмечались всеми слоями общества, от крестьянских семей до царских династий, вплоть до XX века. Во многих российских деревнях традиция отмечать Святки сохранилась до сих пор. Святочные посиделки и игрища проводились в течение полумесяца. Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков.
Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
На святочный стол подаётся семейный обед с кутьёй, сбитнем, ореховым печеньем и другими кушаньями. Святочные традиции на Руси имеют как церковные, так и языческие традиции, в угоду последним проводились массовые народные гулянья и гадания. В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций.
На утро следующего дня девушки рассказывали о своих снах и все вместе разгадывали их значение. На завтрак подавали разные яства и напиток взвар, по вкусу напоминающий сбитень. Девушки, согласно правилам, могли еду только пригубить во избежание сплетен о их прожорливости. Днём девушки катались с горки, а вечером играли в святочные игры, на которые приглашали братьев. Вечером хозяин на деревянных подносах выносил наливки, а хозяйка — закуски. Преследуя цель увидеть невест, в дом приходили ряженые мужчины, в том числе и те, кого не приглашали. На стол, установленный посредине гостиной, ставили блюдо с водой.
Напротив блюда усаживались сваха и гости. На стол выкладывали хлеб, соль, угольки, пели песни и готовились к гаданию. Святки — время, предназначенное для гаданий Святки считалось самым удобным временем для гадания.
Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских.
Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.
На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой.
Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».
Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого.
В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья.
Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ. Это наблюдения крестьянина с.
Службы в храме люди сочетают с колядками и гаданиями на суженого , и в этом, наверное, заключается особый неповторимый дух Святок. Рождественские святки для христиан — это святые дни, время радости от вести о рождении Христа, время, когда духовный мир будто становится чуть ближе, а молитвы — легче. Рождество Христово». Икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Христианская церковь пыталась повлиять на их мировоззрение и обычаи, но полностью заменить одни традиции другими не получилось, поэтому и сегодня в дни Святок христианские и языческие мотивы уживаются друг с другом. Как праздновали Святки на Руси К. Национальный музей Швеции, Стокгольм.
В Сочельник крестьяне придерживались поста: весь день они не ели, а за стол садились только вечером.
Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название
Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать. Святки изобилуют народными традициями, приметами и запретами, которые передаются из поколения в поколение и призваны привлечь удачу, здоровье и благополучие в новом году. В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Образ жизни - 9 января 2010 - Новости Санкт-Петербурга -
Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
Хозяйки накрывают столы, готовят вкусную пищу. Ребята ходят колядовать по домам. Они распевают церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству. Также в Святки принято гадать.
Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок — все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления Крещения церковь официально причислила к праздничным. В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января — в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды. В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу! В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово. Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки — всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных. От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться — в медведя, шута и т.
История праздника Семик При подготовке к празднику Семик в 2024 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции. В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом. Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов — марийцев и чувашей. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. Фото: wikipedia. В Западной Сибири на берегах Оби Семик широко отмечался до середины двадцатых годов прошлого века. А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2024 году могут широко отмечать, например, в сельских районах Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить.
Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции. В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Подробнее о истории и значении Святок, традиции и обычаях в эти дни, а также интересных фактах в нашем материале.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Первые упоминания о праздновании Святок относятся еще к Древней Греции. Образ жизни - 9 января 2010 - Новости Санкт-Петербурга - Традиции и обычаи святок с 6 по 18 января Славяне еще до крещения Руси отмечали свои языческие праздники.
История появления Святок
- Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия:
- 2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
- Святки на Руси: история и традиции - МК Санкт-Петербург
- Правила комментирования
- Когда начинаются Зимние Святки
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). В Святки с высокого холма на удачу спускали горящее колесо, чтобы новый год был удачливее старого. Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нельзя делать в дни Святок, подробнее об этом читайте в материале РЕН ТВ. Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период.
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
В этот период существует традиция помогать бедным и немощным людям, дарить подарки. Хозяйки накрывают столы, готовят вкусную пищу. Ребята ходят колядовать по домам. Они распевают церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству.
А перед Крещением было принято проводить обряды «изгнания святок». Наши предки сжигали рождественскую солому, мусор и старые вещи.
Верили, что вместе с ними из жизни уходит все плохое. Святки 2024: что нельзя делать Во время двенадцати праздничных дней, до Крещения, было принято гадать на будущее. Действовали в праздники и особые запреты. Что нельзя делать в святки? Нельзя работать, этот запрет действовал во все большие праздники.
Не разрешалось рукодельничать: прясть, ткать, вязать, шить, потому что можно пришить к себе болезни. Не стоит в это время пользоваться острыми и режущими предметами: рубить, резать, колоть, иначе, по поверью, несчастья не миновать. Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать.
Не поднимали с пола упавшую ложку.
Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её.
Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.
Двенадцать дней восточные славяне проводили различные обряды, ритуалы, гадали. А заканчивались святки в канун Крещения «третьей колядой». Святки 2024: приметы, традиции, ритуалы и обряды Зимние святки считались границей между миром тьмы и света. В старину верили, что в это время солнце поворачивается с зимы на лето. Но в представлении древних славян данный период очень опасен, потому что души умерших предков, а также нечистая сила спускаются на землю, гуляют по всему свету и активно вторгаются в мир людей. В некоторых селениях святочные дни называли «погаными», «некрещеными», «бесовскими», «злыми» и «страшными». Поэтому неслучайно любой гость, который появлялся в это время в доме, воспринимался как особый. Люди верили, что от него может зависеть благополучие семьи на весь год, а потому каждого посетителя было принято угощать и одаривать. С особым почтением относились к колядующим. Читайте также: Гадание на воске: как узнать будущее, значение символов и фигур По традиции в праздничные дни было принято вносить в дом святочные символы, среди которых были рождественский сноп, сено, хвойное деревце. Центральным моментом святочных праздников был семейный ужин. Хозяйки готовили на стол поминальные блюда: кутью, блины, кисель. Обязательно ставили лишний прибор для «души» или «ангела».