Чем отличается баян от аккордеона Баян П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента.
Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Отличия гармони от баяна видны даже при поверхностном осмотре: кнопочек у первой значительно меньше. Вы,конечно, решили уже про баян и аккордеон, но лучше научите ее играть на трубе или гитаре. Баян-аккордеон как музыкальный инструмент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». Поэтому в общих чертах можно сказать, что разница между аккордеоном и баяном хотя и незначительна, но принципиальна и включает в себя отличие. Чем отличается баян от аккордеона Баян П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента. Главное отличие баяна от аккордеона — кнопочные ряды вместо клавишных на правой клавиатуре.
Чем отличается баян от гармони и от аккордеона
Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон. Баян, аккордеон и гармонь – это три инструмента, которые, хотя и отличаются друг от друга, все же имеют общие корни. Аккордеон можно назвать модификацией баяна с главным отличием в фортепьянной правой клавиатуре, более удобным наклоном относительно корпуса.
Аккордеон, баян, гармонь...
А звучание аккордеона с симфоническим оркестром никого не оставит равнодушным. Произведения для аккордеона были написаны такими композиторами-исполнителями как Р. Гальяно, Я. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, Ч. Маньянте, А. Фоссен, П.
Дейро, Ч. Нунцио и другими. Также прекрасно звучат в исполнении аккордеона классические произведения И. Баха, В. Моцарта, Н. Паганини, Л. Бетховена, И.
Брамса, Ф. Листа и т. Устройство аккордеона Как достигается звучание аккордеона? Воздушная струя, образующаяся при движении меховой камеры, вынуждает колебаться металлические язычки. Мех позволяет управлять и влиять на окраску тембра, использовать динамическую гибкость инструмента. Аккордеон — это клавишный духовой музыкальный инструмент, в конструкции которого можно выделить правую и левую секции, соединенные между собой мехом. Правая часть аккордеона вмещает в себя коробку и гриф с клавиатурой фортепианного типа.
В коробке находится правая дека, резонаторы, клапаны и регистры. Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонаторов, на которые установлены голосовые планки. Клапаны призваны открывать звуковые отверстия. Регистры позволяют менять тембр звука. К правой коробке крепятся ремни, благодаря которым аккордеон удерживается на плечах музыканта, а также решетка. Количество клавиш на грифе зависит от размера инструмента. Левая секция аккордеона также состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, механика и клавиатура для левой руки.
Левая клавиатура содержит пять или шесть рядов кнопок: два ряда басы, а остальные - готовые аккорды. На левой секции расположены регистры и малый ремень, надеваемый на левую руку для управления меховой камерой. Мех инструмента изготавливают из специального картона, который проклеивается тканью, а затем усиливается кожей и стальными накладками. Разновидности аккордеона Аккордеоны можно классифицировать по нескольким признакам. По типу клавиатуры аккордеоны делятся на клавишные и кнопочные. Клавишная клавиатура имеет форму клавиатуры фортепиано, кнопочная - имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке. Аккордеоны могут иметь различные типы систем аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную.
Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов, а готово-выборная имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Это двух- или одноголосные аккордеоны, имеющие справа 10—14 белых клавиш, а слева - совсем короткий ряд басов без регистров. Диапазон подобных аккордеонов — чуть более двух октав. Встречаются подобные инструменты редко и мало востребованы, что связано именно с возрастом музыканта. Это как раз тот возраст, когда детей отдают учиться в музыкальные школы, поэтому данный тип аккордеона очень востребован на рынке, их преимуществами являются: лёгкость, компактность, небольшой диапазон 2,5 октавы. Обычно это двухголосный хотя встречаются и трехголосные аккордеон, который имеет справа 16 белых клавиш, 3 или 5 регистров может и совсем не иметь , левая секция имеет от 32 до 72 кнопок баса и аккомпанемента, регистры в левой механике обычно отсутствуют. Данный вид аккордеона применяется как концертный инструмент.
Цифровой аккордеон В настоящее время популярными являются цифровые аккордеоны, которые обычно не используются в обучении, но для концертной деятельности и иных выступлений обладают рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным инструментом. Рассмотрим основные достоинств цифрового аккордеона. Цифровой аккордеон имеет значительно меньшие вес и размеры. Легко и быстро можно повысить или понизить строй инструмента. Отсутствие необходимости настройки. Такой инструмент не чувствителен к перепадам температур и влажности. В зависимости от выбранной системы, можно переставить кнопки правой клавиатуры.
Имеется выход на наушники и внешние динамики. Громкость встроенных динамиков может конкурировать с обычным инструментом, но ее ещё и можно регулировать. Имеется порт USB, который позволяет подключаться к компьютеру, а значит обновлять тембры, звучания и оркестровые комбинации, осуществлять запись на ПК, подключать MP3 и многое другое. Позволяет регулировать привычный для себя нажим меха и изменять динамику звука. Имеется встроенный метроном. Как выбрать аккордеон Итак, вы решились на покупку аккордеона.
Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра. Как устроена гармонь? У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше — эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше — здесь звуки получаются более высокими. На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении — другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две. Для усиления звука служат воздушные камеры - резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные как правило, еловые. Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку — особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой. При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук. Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа — хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка искаженное «итальянка». Отличия левой и правой клавиатур Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.
Они касаются истории появления, внешнего вида, принципа действия и устройства. История создания Около 3000 лет назад многие страны в Юго-Восточной Азии создавали музыкальные инструменты, которые обладали аналогичными системами извлечения звуков. Одним из них считается китайский шэн, который дошел до настоящего времени. Он привлек внимание европейских музыкантов лишь в 1770 году — тогда он попал в Россию. В основе звучания аккордеона вначале использовался принцип губной гармошки. При этом существует несколько версий появления этого инструмента. Чаще всего его создателем называют Кириллом Демианом, который получил патент на изделие в 1829 году. При этом автором инструмента считают и Фридриха Бушманна, который придумал основную модель еще в 1822 году. Внешний вид Русская гармошка считается предшественницей баяна и аккордеона. Старинный инструмент принадлежит к язычковому типу. Его звучание появляется вследствие вибрирующих движений язычка, который представляет собой планку из гибкого металла. Современные вариации характеризуются некоторыми отличиями в структуре корпуса и грифа. Так, баян обладает практически прямыми углами, а аккордеон — закругленными. Устройство и принцип работы инструментов Отличием баяна считается тип клавиатуры. Она бывает клавишной или кнопочной. Первый вариант похож на клавиши пианино, а второй — включает много кнопок. Аккордеон представляет собой улучшенный вариант гармошки. От обычного баяна он отличается наличием басов и аккордов слева и хроматическим звукорядом справа. В общей сложности там присутствует 45 клавиш. Этого количества хватает для исполнения сложных произведений. Звучание Важным отличием рассматриваемых изделий считается звучание.
Изначально, учащийся учится управлять клавишами, правильно держать инструмент и разбираться в основах аккордов. В дальнейшем, сложность обучения на аккордеоне увеличивается постепенно, добавляются новые аккорды и техника игры. В случае с баяном, процесс обучения чуть сложнее. Баян имеет большее количество клавиш и сложную систему регистров. Уже на начальном этапе обучения необходимо учиться играть пальцами на правой и левой руке, а также осваивать специфическую технику игры белыми и черными клавишами. Впоследствии, обучение на баяне становится еще более сложным, поскольку музыкальные композиции и аранжировки требуют более продвинутых навыков. В итоге, сложность обучения зависит от личных предпочтений и способностей каждого учащегося. Некоторым людям может показаться проще начать с аккордеона из-за его простоты и доступности, а для других баян окажется более интересным и вызывающим творческое возбуждение. В любом случае, настоящие музыканты готовы преодолеть любые сложности, чтобы достичь мастерства на выбранном инструменте.
Основные отличия между аккордеоном, баяном и гармонью
Таким образом создаются несколько скошенные кверху поперечные ряды. Клавиши 1-го и 2-го продольных рядов при нажатии дают басовые звуки. Каждая клавиша 3-го, 4-го и 5-го рядов а в некоторых инструментах и 6-го ряда дает звучание готовых аккордов. Главным " рядом левой клавиатуры является второй продольный ряд басов, который носит название основного. Клавиши основного ряда расположены не в порядке ступеней гаммы, а так, что каждая соседняя клавиша, считая снизу вверх вдоль клавиатуры, дает звук квинтой выше предыдущего. Примерно в середине этого ряда имеются семь басовых клавиш, из них первая снизу белая дает самый низкий звук баяна — ноту фа контроктавы; соседняя белая клавиша дает звук до большой октавы и т.
Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть Соседняя с нотой фа вниз черная клавиша дает звук си-бемоль, вторая вниз черная клавиша—звук ми-бемоль и т. Таким образом, звуки, извлекаемые на белых клавишах 2-го ряда, в целом составляют звукоряд до-мажорной гаммы, но расположены не в обычном порядке. Пять черных клавиш этого ряда по отношению к белым клавишам дают звуки хроматически измененные т. Семь белых и пять черных клавиш дают все 12 хроматических звуков в пределах одной октавы. Кроме семи белых и пяти черных, в том же ряду имеются еще белые и черные клавиши, представляющие собой повторение указанных выше; они предназначены для удобства для избежания скачков.
Первый ряд левой клавиатуры называется вспомогательным. Клавиши первого ряда расположены между собой точно так же, как и во втором ряду и являются повторением 2-го основного ряда , но первый ряд по отношению ко второму по высоте сдвинут на большую терцию вверх по написанию нот. Таким образом, против звука фа 2-го продольного ряда первой снизу белой клавиши находится звук ля. Вспомогательный ряд, дающий звуки терции к основному ряду басов 2-й ряд , представляет большое удобство и значительно облегчает игру на басах. Клавиши вспомогательного ряда в нотах условно обозначаются буквой В, которая ставится под или над нотой.
Басы каждой клавиши основного и вспомогательного рядов записываются одной нотой, хотя при нажиме соответствующей клавиши звучит не один звук, а три одноименных звука сразу в трех октавах: Третий продольный ряд дает мажорные трезвучия или их обращения , построенные от основных басов тех звуков, которые извлекаются соседними клавишами второго продольного ряда. Четвертый ряд дает аккорды минорных трезвучий или их обращений , а пятый ряд дает доминантсептаккорды или их обращения. В баянах некоторых конструкций имеется еще шестой продольный ряд, который дает звуки аккордов уменьшенных трезвучий. Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть аккорды зависят от названия того баса, против которого они стоят в поперечном косом ряду. Иначе говоря, каждый основной бас по поперечному косому ряду имеет три готовых, относящихся к нему аккорда.
При нажатии лишь одной клавиши 3-го, 4-го, 5-го и, 6-го продольных рядов звучит сразу целый аккорд, но в нотах все же выписываются все звуки, входящие в аккорд. Звучание этих аккордов не выходит за пределы малой и первой октав. Для облегчения нахождения аккордов на баяне в нотах применяются условные обозначения: 1 мажорные аккорды большие трезвучия обозначаются буквой Б; 2 минорные аккорды малые трезвучия обозначаются буквой М; 3 доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7; 4 уменьшенные трезвучия обозначаются буквой У. Если после баса стоит аккорд, имеющий одно из этих условных обозначений , то этот аккорд берется в соответствии с обозначением в том же поперечном косом ряду, в котором находится бас. Для более легкого нахождения на клавиатуре нужной клавиши внизу аккорда пишется маленькая нотка в скобках, которая указывает, от какого основного баса следует брать аккорд: В примере 2 бас си берется во вспомогательном ряду, а следующий мажорный аккорд от ноты соль находится в одном поперечном ряду с нотой си.
Если аккорд стоит над басовой нотой, то бас и аккорд исполняются одновременно, то есть две клавиши, басовая и аккордная, нажимаются вместе. В этих случаях под аккордом может быть также подписана маленькая нотка в скобках, указывающая, от какого баса следует исполнять аккорд: Если бас записан нотами больших длительностей, а аккорд имеет меньшую протяженность, запись в нотах имеет следующий вид: Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь! А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.
Гармонь - двоюродная сестра варгана Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, - это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот.
Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра. Как устроена гармонь? У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров : одни массивнее и больше - эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше - здесь звуки получаются более высокими. На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении - другой.
Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две. Для усиления звука служат воздушные камеры - резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные как правило, еловые. Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку - особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха.
Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой. При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук. Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа - хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты.
К этому типу относятся такие гармони, как тальянка искаженное «итальянка». Отличия левой и правой клавиатур Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд. На правой клавиатуре играют саму мелодию.
Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор - и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон. Первые ручные гармоники В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый как ему казалось способ извлекать звуки - при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех.
В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, - аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было. Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем - гармошка - и завоевала большую популярность. От гармони - к баяну и аккордеону Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон мало октав.
Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными. Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем т. Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название - «полный хроматический звукоряд». На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони.
К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой - среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.
Если только вы не выпускник музыкальной школы, вопрос «баян это или аккордеон? Чтобы такого не происходило, быстро и понятно объясняем разницу между этими инструментами. Их объединяет наличие двух деревянных корпусов, на которых расположены клавиатуры и мех между ними, издающий характерный звук. А вот различные детали в их строении приводят к разграничению.
Звучание может быть мягким и плавным или грубым и жестким. В руках профессионала аккордеон способен заменить целый оркестр. У современной модели богатая звуковая палитра: от пианино до органа. Максимальный вес аккордеона — 15 кг. Сначала он получил широкое распространение в Европе, когда музыкальные мастера пытались усовершенствовать гармонь с ограниченным звучанием. В СССР аккордеон появился в 30-ых годах. У аккордеона сложная конструкция, он состоит из более 100 деталей. Модель представляет собой 2 большие секции, соединенные мехом, которым можно регулировать тембр и звучание. Правая секция состоит из прямоугольной коробки и грифа с клавиатурой, как на фортепьяно. Количество клавиш сильно варьируется, максимум — 41. Внутри находится правая дека, в которой вырезаны звуковые отверстия, совпадающие отверстиями резонаторов. На них установлены голосовые планки. Специальные клапаны открывают отверстия, и воздух попадает внутрь, создавая звук. С помощью регистра меняется звучание.
Если только вы не выпускник музыкальной школы, вопрос «баян это или аккордеон? Чтобы такого не происходило, быстро и понятно объясняем разницу между этими инструментами. Их объединяет наличие двух деревянных корпусов, на которых расположены клавиатуры и мех между ними, издающий характерный звук. А вот различные детали в их строении приводят к разграничению.
Чем отличается баян от аккордеона?
Отличие баяна от аккордеона заключается в следующем: Аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа. Аккордеоны и баяны – это язычковые музыкальные инструменты, звук в которых образуется благодаря колебанию металлических пластин при нажатии на клавиши и потоку нагнетаемого воздуха. Аккордеон отличается от баяна только своей «рояльной» правой клавиатурой.
«Гармонь, Баян, Аккордеон?» История происхождения аккордеона
Чем аккордеон отличается от гармони и баяна? Отличия гармони от баяна видны даже при поверхностном осмотре: кнопочек у первой значительно меньше. Необходимо отметить, что баян, будучи разновидностью аккордеона, обладает своими особенностями, которые делают его уникальным. Таким образом, получается, что аккордеон и баян – это разновидности гармоники, только они более усовершенствованные и предназначенные для более профессионального музицирования. Главное отличие баяна и аккордеона друг от друга — правая клавиатура.