Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя.
Интервью с правнуком Ф.М. Достоевского – Дмитрием Достоевским
Достоевский стал общепризнанным писателем после публикации романа «Преступление и наказание» в 1866 году. В спектакле принимает участие еще один друг и партнер музея — актер и режиссер Роман Кочержевский (Театр им. Ленсовета), поставивший спектакль «Возвращение Мышкина» в День Достоевского-2016 в Новой Голландии. 01.07.2023 Прямая трансляция Дня Достоевского в Пространстве SENO. Федор Михайлович Достоевский был не только гениальным писателем, но и разносторонней личностью, которая заслуживает внимания – Самые лучшие и интересные новости по теме: Достоевский, интересно, факты на развлекательном портале
1 июля: День Достоевского в Санкт-Петербурге
Директор Петербургского литературно-мемориального музея Фёдора Михайловича Достоевского Наталья Ашимбаева – о писателе и его читателях. Правнук Достоевского презентует свою первую книгу воспоминаний. В итоге и Буташевичу-Петрашевскому, и Достоевскому, и еще 19 участникам кружка вынесли смертный приговор. 11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского.
1 июля: День Достоевского в Санкт-Петербурге
Однако главное воплощение «Петербурга Достоевского» - в местах, где жили его герои. Прежде всего, Петербург Достоевского — это Петербург «Преступления и наказания». Атмосферу «Петербурга Достоевского» можно искать в районе, где расположен «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 , дом старухи-процентщицы канал Грибоедова, 104 , дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 , на Вознесенском и Кокушкином мостах через канал Грибоедова, на Сенной площади покаяние Раскольникова. Музей-квартира Ф. Достоевского в Москве расположен в здании бывшей Мариинской больницы, где он родился и провел первые 15 лет жизни сегодня ее адрес - улица Достоевского, д.
Всего сегодня работает 7 музеев писателя, включая место его жизни в ссылке в Омск, в подмосковной усадьбе семьи писателя в селе Даровое, в Старой Руссе, где семья проводила лето. Именем Ф. Достоевского назван Омский государственный университет.
Вход свободный. С 9 ноября 2023 по 11 февраля 2024 в музее пройдет выставка «…Был в зале суда и вынес много впечатлений». К 150-летию первой публикации».
Выставка посвящена уникальному издательскому проекту Достоевского — моножурналу «Дневник писателя», который можно считать прообразом всех современных блогов. Сочетая на страницах этого издания публицистику и художественную прозу, Фёдор Михайлович учил читателя думать, предлагал новые взгляды на текущие события. Громкие судебные процессы в его рассмотрении становились для публики предметом размышления. На выставке будут рассказаны истории четырех уголовных дел, показаны очевидцы тех событий и предметы реального каторжного быта. Главный вопрос, на который предстоит ответить посетителю: действительно ли, как считал Достоевский, «лучше ошибка в милосердии, чем в казни»? Посетителям будет представлена история первого издания романа Фёдора Михайловича «Бесы»: будут показаны редкие книги, документы, рукописи, иллюстрации к роману известных художников.
Посетив мероприятие, можно будет познакомиться с миром героев произведения, погрузиться в трагический мир пророческого романа писателя. Мероприятие продлится до 25 декабря 2023 года.
Удачное начало литературной карьеры было ознаменовано крылатым некрасовским восклицанием: «Новый Гоголь явился! Участие в антиправительственном кружке петрашевцев привело Достоевского к приговору к смертной казни. Над осуждённым уже переломили шпагу в знак потери дворянской чести. Внезапно был оглашён другой приговор: 4 года каторги и солдатская служба. Избавленный от смерти, Достоевский восклицал: «Каждая минута могла быть веком счастья». Это событие повлекло за собой радикальный перелом писательского мировосприятия.
А весь эмоциональный спектр, вся гамма чувств, испытанных перед ликом смерти, воплощены в знаменитом монологе князя Мышкина в романе «Идиот» 1869 год. Фёдор Михайлович Достоевский прожил 60 лет, создал 11 повестей и 8 романов. Последним романом писателя стали «Братья Карамазовы», самое мрачное произведение из библиографии Достоевского. А 9 февраля 1881 года писатель скончался из-за обострившейся болезни. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Траурная процессия растянулась больше чем на километр. В честь памятной даты в центре Калининграда писателю установили бронзовый памятник. Как годы в Казахстане изменили мнение Достоевского о степи Источник: ru.
Из неполных 60 лет, что прожил писатель, почти пять с половиной приходятся на годы жизни в Семипалатинске сейчас Семей. Здесь в память о мировом классике 50 лет назад открыли музей его имени, который успешно продолжает свою работу по сей день.
Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Жизнь и творчество писателя по датам 1837 год Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 году автор берется за перевод и издание произведения Бальзака — «Евгения Гранде». Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение — «Бедные люди» 1844—1845 гг.
Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» 1845—1846 гг. В январе—феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий — каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».
Новости по теме: Федор Достоевский
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо | Сегодня, 11 ноября, исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, публициста и философа. |
Музей Достоевского отпразднует 202 года со дня рождения писателя | В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне. |
Достоевский Федор Михайлович (краткая биография, творчество) | Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. |
Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу | Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо. |
Антисемит, эпилептик и тревел-блогер: 200 лет со дня рождения Достоевского — Нож | ТАСС воссоздал сцены из ключевых произведений Достоевского в аудиоперформансе. |
Федор Михайлович Достоевский
В первой половине 2023 года Достоевский и Чуковский стали самыми издаваемыми авторами в России. Нельзя назвать простым жизненный путь великого писателя Федора Михайловича Достоевского. Окончив училище, Достоевский все-таки попробовал исполнить указ отца и в 1843 году начал трудиться полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде, но уже 19 октября 1844 года уволился в чине поручика. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. 146 лет назад, 7 июля 1878г. великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. В этом году 11 ноября весь мир будет отмечать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.
Фёдор Михайлович - апостол современности
В рамках проекта «Достоевский. Взгляд из XXI века», посвящённого 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича, в областной библиотеке им. Крупской в течение года были подготовлены и проведены различные по содержанию мероприятия в офлайн,- и онлайн-форматах. На выставке представлены прижизненные издания Достоевского, хранящиеся в редком фонде библиотеки.
Анна Климович — магистр гуманитарных наук, исследователь еврейского наследия и семейных историй, координатор волонтерского движения «Бешмем». История поездки Рене Фюлоп-Миллера в Россию в 1923 году». Австрийско-американский журналист Рене Фюлоп-Миллер — признанный специалист по русскому театру, истории и литературе — всю жизнь интересовался Россией и зачитывался Достоевским. Его стараниями в течение шести лет, с 1925 по 1931 годы, в Мюнхене было издано восемь томов ранее неизвестных рукописных материалов под общим названием Der Dostojewskis-Nachla «Наследие Достоевского». Каждый том Фюлоп-Миллер предварял авторским вступлением и пояснением. За несколько лет до начала публикации исследователь отправился в нашу страну. В ходе лекции будет реконструирован маршрут этой поездки и восстановлена почти детективная история обретения рукописей классика.
Книги в жизни и творчестве Достоевского». Возможность читать для Фёдора— это необходимое условие для его существования как человека, личности, писателя. И герои в его произведениях, как и сам автор, будут переводить «с французского», восхищаться Пушкиным, цитировать Гейне, писать сами, чтение будет их «увлекать совершенно». Музей находится по адресу: Кузнечный пер.
Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко».
В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения».
Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе.
Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли. Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку.
Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого. В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире.
Надпись на камне сделана на церковнославянском языке. Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чём апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мёртвых и жизни будущего века». Его ещё при жизни называли русским пророком.
Действительно, из всех знаменитых писателей Достоевский ближе всех подходил к пророческому облику.
И действительно, почерк Достоевского варьируется от неразборчивой скорописи до почти совершенных в исполнении, тонко выписанных фраз. Иногда каллиграфические записи связаны с текстом, а иногда они существуют сами по себе, будто оставленные на полях вдогонку какой-то мысли. Достоевский в своих рабочих тетрадях оставил немало портретов.
Первые наброски появились на полях «Записок из Мертвого дома», а рукопись «Преступления и наказания» содержит наброски портретов Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова, Сони Мармеладовой, Порфирия Петровича и других героев романа. Много рисунков и в других рукописях: романах «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». О некоторых из них исследователи спорят до сих пор: непонятно, изображены ли на полях персонажи произведений или кто-то из знакомых Достоевского. Возможно, рисование портретов помогало писателю лучше уловить характер персонажа, настроиться на него.
Черновики и записные книжки Достоевского оформлены по-разному: рукописи раннего романа «Преступление и наказание» по внешней форме заметно отличаются от материалов к поздним романам «Идиот» и «Бесы». Конечно, по ним можно проследить творческий путь писателя, но ценность архива заключается не только в этом. Исписанные неровным почерком, разрисованные тетради позволяют заглянуть во внутренний мир гения и понять, как зарождались и обрастали подробностями идеи, сделавшие Достоевского писателем на все времена. Программа «Память мира», учрежденная ЮНЕСКО в 1992 году, направлена на предотвращение утраты и повреждения документов или коллекций документов в бумажном, аудиовизуальном, цифровом или любом другом формате, имеющих значительную и непреходящую ценность.
Программа направлена как на сохранение этого наследия, так и на расширение и упрощение доступа к нему. Источник: rsl.