Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: а) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; б). Полномочия всех судей теперь могут быть прекращены Советом Федерации «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство», передаёт ТАСС. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения. 2. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении законопроекты, касающиеся механизма прекращения полномочий судей в РФ, передает РИА Новости.
Определены основания, по которым президент сможет внести представление о прекращении статуса судьи
Глава III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации | Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. |
§ 18. Прекращение полномочий судьи ввиду признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, объявления его умершим, а также в случае смерти судьи. | |
Прекращение полномочий судьи, отставка, приостановление полномочий, основания, порядок | Полномочия всех этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство. |
Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей | Материалы по вопросу прекращения полномочий судей рассматриваются комиссией не более двух месяцев 60 дней со дня получения таких материалов. |
Кого из судей и за что наказали в 2022 - сводки из ВККС. Часть 1
Прекращение полномочий судьи Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям ст.
Как результат, Слуку постановлением от 28 февраля лишили полномочий, как и четвертого квалификационного класса. Ранее «Новые известия Кубань» сообщали о ситуации с другой известной на всю Россию краснодарской судей. Она, согласно предварительным данным, скрывается от российского правосудия на территории Грузии.
Отмена приговора по ст. Решение квалификационной коллегии судей было связано с нарушениями, совершенными судьей в рамках ее должностной деятельности. Дисциплинарная коллегия провела анализ представленных доказательств и пришла к выводу, что решение квалификационной коллегии судей было необоснованным в части квалификации действий судьи как систематических нарушений.
Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: 1 признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2 возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3 участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления; 4 утратил силу. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.
На ее счету 17 прогулов и еще три дня, когда ее не было на работе один-два часа.
Как пояснила судья на заседании региональной ККС, в эти дни она проходила курсы вождения, а работу якобы выполняла в нерабочее время. Квалификационная комиссия судей лишила судью полномочий. В отношении судьи Слободского районного суда Кировской области возбуждено дело о воспрепятствовании осуществления правосудия с использованием служебного положения В 2019-м кировский природоохранный прокурор оспорил в Слободском районном суде право собственности на землю, зарегистрированную за местным бизнесменом Леонидом Носковым. Речь шла о двух участках, которые, по мнению прокурора, были сформированы незаконно.
Этот иск поступил к судье Юлии Мерзляковой. Узнав о споре, Носков якобы обратился к приятелю — судье Кировского областного суда Игорю Леденских сейчас в отставке. Бизнесмен попросил друга помочь ему сохранить один из участков и тот согласился. Леденских, по данным правоохранителей, начал склонять Мерзлякову к принятию нужного решения «путем просьб, указаний и настоятельных советов».
Кроме того, судья неоднократно обращался и к прокурору, которого просил отказаться от части требований к Носкову. В итоге, как считают следователи, Мерзлякова поддалась уговорам Леденских и вынесла нужное решение, оставив предпринимателю один из участков.
За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона. Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере. Пункт 3: «Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки». Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.
Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Постановлением ВС РФ от 20. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях.
Ранее «Новые известия Кубань» сообщали о ситуации с другой известной на всю Россию краснодарской судей. Она, согласно предварительным данным, скрывается от российского правосудия на территории Грузии. Читайте также:.
Председателя Шестого кассационного суда отстранили от должности
Предложение о приостановлении положений Закона Российской Федерации в части ежегодной индексации размера должностных окладов судей фактически дает возможность без учета мнения органов судейского сообщества уменьшить финансирование органов судебной власти в. Полномочия всех этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство. Полномочия всех судей теперь могут быть прекращены Советом Федерации «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство», передаёт ТАСС. Председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции (с дислокацией в Самаре) Александра Ефанова досрочно лишили полномочий судьи. приостановление полномочий судьи – их прекращение на временной основе. Конституционный суд РФ прекратил полномочия судьи Константина Арановского, следует из сообщения на сайте органа.
Наши проекты
- Председателя Шестого кассационного суда отстранили от должности
- 52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
- Пресс-центр | АС Тульской области
- Популярные статьи:
- 52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
- Полномочия судьи: прекращение, приостановление, отставка
Приостановление и прекращение полномочий судьи - гражданское законодательство и судебные прецеденты
По результатам рассмотрения принято решение о досрочном прекращении полномочий судьи с лишением четвертого квалификационного класса. Предложение о приостановлении положений Закона Российской Федерации в части ежегодной индексации размера должностных окладов судей фактически дает возможность без учета мнения органов судейского сообщества уменьшить финансирование органов судебной власти в. Законом особо оговаривается, что порядок прекращения полномочий председателя, заместителя и судей Конституционного суда устанавливается специальным федеральным конституционным законом, отметил Андрей Клишас.
Глава III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Приостановление полномочий означает временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Оно может иметь место при наличии четко определенных оснований, перечисленных в ст. Полномочия судьи могут приостанавливаться только решением соответствующей квалификационной коллегии судей. В соответствии с Положением "О квалификационных коллегиях судей" органы судейского сообщества Российской Федерации формируются следующим образом: Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации избирается тайным голосованием Всероссийским съездом судей, квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации - на собраниях указанных судов, квалификационные коллегии судей судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации - на съездах конференциях судей судов соответствующих субъектов.
Квалификационные коллегии судей военных судов избираются на съездах конференциях судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил. Полномочия судей приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований: признания судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившему в законную силу; согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в орган законодательной представительной власти Российской Федерации или орган законодательной представительной власти субъекта Федерации; избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти Российской Федерации или органа законодательной представительной власти субъекта Российской Федерации. Иной порядок установлен при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ст. Деятельность квалификационных коллегий на Конституционный Суд не распространяется. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается на пленарном заседании этого Суда не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Законодательство не предусматривает право судьи Конституционного Суда обжаловать решение о приостановлении его полномочий. Судьи иных судов, полномочия которых приостановлены в случае согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу, а также при установлении участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата или которым отказано в приостановлении полномочий, могут обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Приостановление полномочий судьи касается только выполнения им своих служебных обязанностей.
Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский.
Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства.
Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».
Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет. Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен. В-третьих, в п.
Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст. Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч.
Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы. Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда. Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу , не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное по приостановлению полномочий решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию. Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и или в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе. Полномочия судьи федеральных судов за исключением судей Конституционного Суда РФ и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей ККС по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком; 5 увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание.
Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п.
Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. Задачи органов предварительного следствия: — быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; — всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; — обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка; — обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; — обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; — установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения; — выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению. Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты системы структурных подразделений. Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства. Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ. Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью. Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки. Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.
В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений. Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Создание прокуратуры Российской империи связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I.
Созданная Петром I прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде. Судебная реформа 1864 г. Советский период истории прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом от 27 ноября 1917 г. Советская российская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений. Отказ от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрущевской оттепели» ознаменовался принятием 24 мая 1955 г.
Реальное реформирование прокурорской системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Закон РФ от 17 января 1992 г. В него в последующем вносились изменения и дополнения, которые повлекли за собой изложение его новой редакции. Место прокуратуры новой России в системе органов государства не нашло четкого определения в Конституции РФ 1993 г. В российских условиях прокуратура выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках конституционного строя. Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Содержание надзора определено в ст.
Юридически различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям: 1 надзор за исполнением законов; 2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры. Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц. Вторая разновидность этого направления — это прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, осуществления трех названных видов деятельности. К полномочиям прокурора по надзору в этой сфере относятся: проверка уголовных дел, дача письменных указаний, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела. В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями ОВД, ФСБ, федеральных органов государственной охраны.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью включают: требование предоставления ему оперативно-служебных документов, прекращение незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вносит представления, опротестовывает акты, требует проведения проверки вышестоящими органами законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона. В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данной отрасли являются: законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленных законодательством рФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. В ранее действовавших законах о прокуратуре на главное место ставились охрана и защита интересов государства. Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека.
При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе подменять контрольные органы. При осуществлении возложенных на него функций прокурор: — рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; — разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; — принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В своей деятельности в этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в РФ. В этом направлении надзора особое внимание уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи. В соответствии с Законом о прокуратуре надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Актами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора служат: — требования. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению с сообщением прокурору о принятых мерах, их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность; — представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения в течение месяца, и о результатах, принятых мерах должны сообщить прокурору в письменном виде; — протест — это акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора.
Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Различаются: протест в порядке общего надзора, кассационный протест, частный протест, протест в порядке надзора; — постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа, выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностными лицами и рассматривается уполномоченным на то органом в установленном законом порядке; — предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение. Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор вместе с тем имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры. Он обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства. В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, опротестовывает приговоры, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал в их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства кассационной и надзорной и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.
В гражданском судопроизводстве правовой статус прокурора определяется исходя из двух предпосылок: обязанности участвовать в рассмотрении судом гражданских дел и обязанности инициировать судебный процесс, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан. В первом случае участие прокурора установлено требованиями закона, предусматривающего необходимость его участия в деле о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; об ограничении дееспособности или признании гражданина недееспособным; о лишении родительских прав и в некоторых других делах , а также во всех делах, если суд признает участие прокурора обязательным. Прокурор обязан обратиться в гражданский суд по собственной инициативе в тех случаях, когда требуется обеспечить законные права социально не защищенных слоев населения. В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение протеста на принятое судом решение. В отличие от гражданского законодательства, вступление прокурора в процесс арбитражного судопроизводства возможно только посредством заявления им иска, подачи апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирования производства в суде надзорной инстанции. Расследование преступлений следователями органов прокуратуры — еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным УПК к их компетенции.
Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит и в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников. Координация деятельности по борьбе с преступностью осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в следующих формах: — на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются планы совместных мероприятий; — проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; — создаются совместные оперативно-следственные группы; — издаются совместные приказы и указания; — организуется взаимный обмен опытом работы. Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур. В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов. Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах — на правах межрайонных прокуратур. Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ. Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний — надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.
Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор рФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ. В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления. Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры. Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам.
В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора председатель , его первого заместителя и заместителей по должности , других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях. Принцип единства означает, что: — все органы прокуратуры составляют единую систему; — создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается; — перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель — обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства; — организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом — Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; — каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором. Принцип централизации проявляется в том, что: 1 все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности.
Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ; 2 в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — Генеральному; 3 вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения. Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров. Принцип независимости предусматривает: — осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений; — исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну; — обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий; — осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством. Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом. Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи — поддержку населения.
Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Лишенных статуса судей-отставников послабления в законодательстве не коснутся
Но если прекращение полномочий судьи не связано с отставкой, последствия будут другие. По итогам заседания ВККС России подтвердила обвинения депутата и наложила на Александра Ефанова дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи. прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Квалификационная коллегия судей Омской области рассмотрит заявление Татьяны Смолиной о прекращении её полномочий судьи, председателя Нижнеомского районного суда Омской области с 31 мая 2024 года.
Правоохранительные органы
Решение о досрочном прекращении полномочий приняла квалификационная коллегия судей региона. Судья Центрального района Сочи, согласно постановлению коллегии, допускал систематически грубые нарушения в своей деятельности. Как результат, Слуку постановлением от 28 февраля лишили полномочий, как и четвертого квалификационного класса.
Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи. Прекращение полномочий судьи Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям ст.
В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления. Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры. Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам.
В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора председатель , его первого заместителя и заместителей по должности , других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.
Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях. Принцип единства означает, что: — все органы прокуратуры составляют единую систему; — создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается; — перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель — обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства; — организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом — Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; — каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором. Принцип централизации проявляется в том, что: 1 все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ; 2 в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров — Генеральному; 3 вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения. Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.
Принцип независимости предусматривает: — осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений; — исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну; — обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий; — осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством. Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом. Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи — поддержку населения. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В указанном Законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной — не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет — на должности в прокуратурах среднего звена.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры. Устанавливается 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ первые четыре классных чина и Генеральному прокурору с пятого по одиннадцатый. Работники органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур. Важное условие обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий — наделение их служебным иммунитетом: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования — исключительная компетенция органов прокуратуры.
Прокуроры и следователи имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством. Законом о прокуратуре установлен порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей, членов их семей и их имущества определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде. Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
В состав нотариата входят: — государственные нотариальные конторы; — частнопрактикующие нотариусы; — должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства. Основные задачи нотариата: — охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений; — охрана всех форм собственности; — предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. Одна из наиболее важных задач нотариата — превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд.
Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав. Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата. Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории — нотариальном округе. Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате ст.
Федеральная нотариальная палата — высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Полномочия Федеральной нотариальной палаты: осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Высший орган Федеральной нотариальной палаты — собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты. Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.
Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений. Правомочия нотариальной палаты: — представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; — организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; — возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; — организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты. Высший орган нотариальной палаты — собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса — правом совещательного голоса. Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент.
Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления и президента регламентируются уставом нотариальной палаты. На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемой при территориальном органе Минюста России с участием представителей нотариальной палаты. Порядок деятельности такой комиссии, допуска и проведения квалификационного экзамена регламентируется Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. В состав квалификационной комиссии по должности входит руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель. Решение такой комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию при Минюсте России в месячный срок со дня вручения экзаменуемому выписки из протокола заседания комиссии, а решение последней — в суд. Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалификационной комиссии.
Порядок выдачи лицензии устанавливается Минюстом России. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Граждане, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускаются к должности после повторной сдачи квалификационного экзамена. Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Минюстом России или по его поручению органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию. Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает свои полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях: — осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу; — ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке; — по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения и других случаях, предусмотренных законодательными актами. При выполнении своих должностных обязанностей нотариус не должен допускать случаев: завышения тарифов за совершение нотариальных действий; совершения нотариальных действий за пределами нотариального округа; несвоевременного направления сведений по запросам суда, прокуратуры, органов следствия, нотариусов или нотариальных контор, нотариальной палаты; отказа по неуважительной причине от явки в суд и другие правоохранительные органы по их требованию. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право: — совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами; — составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; — истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариальныхдействий. Законодательством республик в составе РФ нотариусам могут быть предоставлены и иные права. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия: — удостоверяют сделки; — выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запреты отчуждения имущества; — свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписей на документах, верность их перевода с одного языка на другой, принимают документы на хранение, денежные суммы и ценные бумаги в депозит; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков; — обеспечивают доказательства; — удостоверяют факты, которые могут иметь юридические последствия; — совершают исполнительные надписи, протесты векселей, морские протесты и иные нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, указанные выше, а также: — выдают свидетельства о праве на наследство; — принимают меры к охране наследственного имущества. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам влечет уголовную ответственность с применением наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до трех лет.
В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права осуществлять свои полномочия. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Эти действия осуществляются в определенном порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и другими законодательными актами РФ и республик в ее составе, по строго регламентируемым правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке нотариальных действий, утвержденной Минюстом России. Выделяются нормы совершения нотариальных действий, образующих общие и специальные правила. Нотариальные действия и иные услуги являются, как правило, платными. Размер оплаты чаще всего определяется законодательством, регламентирующим взимание государственной пошлины.
Контроль за деятельностью нотариусов в зависимости от его предмета подразделяется на три вида: 1 контроль за совершением нотариальных действий; 2 контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей; 3 контроль за исполнением нотариусами налогового законодательства. Контроль за совершением нотариальных действий возложен на суды. Органы юстиции контролируют исполнение профессиональных обязанностей нотариусами государственных нотариальных контор, а нотариальные палаты — нотариусами, занимающимися частной нотариальной практикой. Исполнение всеми нотариусами налогового законодательства проверяют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г. Адвокатура — это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката. В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, им установленном, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Она не является предпринимательской деятельностью. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле она негосударственный правоохранительный орган, однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.
Информация подготовлена прокуратурой ЗАТО г. Северск Прямая ссылка на материал.