Биография, драма, история. Режиссер: Кристофер Нолан. В ролях: Киллиан Мёрфи, Роберт Дауни мл., Эмили Блант и др. Описание. История жизни американского физика-теоретика Роберта Оппенгеймера. О чем новый фильм Ноланда «Оппенгеймер». По мнению режиссёра Игоря Зуйкова, картина в первую очередь раскрывает психологические аспекты сильной личности. Оппенгеймер выступает против дальнейшего развития ядерной энергетики, особенно водородной бомбы, и это настраивает против него Теллера.
Нолан — гений? Почему «Оппенгеймер» стал безапелляционным триумфатором «Оскара»-2024?
Отдельная тема — как ученый мир реагировал после. Лео Силард был потрясен случившимся, испытывал жгучее чувство вины как причастный и остаток жизни посвятил ядерному разоружению. Он стал одним из основателей антивоенного движения ученых и последовательно отстаивал свою позицию, независимо от того, что думают большие дяди. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Кристофера Нолана В фильм Нолана вся эта объемная тема противостояния ученых и больших дядь вообще не попала. Если не считать крупных планов растерянного лица артиста Мерфи, задумчиво снующего Эйнштейна и смехотворных пассажей про руки в крови.
Именно важнейшую из тем — ответственность ученых, которых политики регулярно используют как орудие, — Нолан максимально заболтал всеми известными ему средствами: свет, звук, много музыки, картинки грибка, полуголые женщины, роскошные панорамы неба и земли. Все линейное, выхолощенное, зализанное, аккуратно подогнанное, никакой случайный гвоздик нигде не торчит. Поскольку денег дали много, а сказать нечего, треть картины Оппенгеймер противостоит завистникам, циничным конкурентам и клеветникам, держась молодцом на допросах в период охоты на коммунистических ведьм, организованной сенатором Маккарти в Америке 50-х. Сенатор был классическим дураком, мерзавцем и алкоголиком, но умудрился за несколько лет укачать американское общество до паранойи, возбудив в массах все низкие инстинкты.
В Штатах начались сталинские чистки и репрессии, разгорелась пандемия страха, подозрительности и тотального вранья. Попавшего под подозрение могли выбросить на обочину не только за давнее членство в коммунистической партии, из которой тот уже сто раз вышел, но и за то, что его дедушка читал сербские газеты, а бабушка цитировала Карла Маркса. Довольно часто человек вылетал отовсюду просто по доносу соседей, коллег, обиженных любовников и любовниц. Подозрения в коммунизме стали простейшим способом сводить счеты.
Маккарти разъезжал по стране, лично участвовал в дознаниях и был в восторге от самого себя. Оппенгеймеру было что предъявить. Весь его ближний круг в разные годы увлекался коммунизмом, в той или иной степени в этом всем состоял и участвовал. Брат и его жена были членами партии.
Оппенгеймер дал показания на всех. И на близких, и на знакомых, и на своих студентов. Брат-физик ушел работать скотоводом. Всю эту не очень приличную историю Нолан старательно замел под коврик, забив дубовыми диалогами, истеричными монологами и кознями завистников.
Жена кричала, что надо бороться, он типа боролся и типа победил. И завистников, и конкурентов, и маккартистов. И вообще. Вообще, смелости можно требовать только от себя.
Человек слаб. Бывает и так, что тот, кто не боялся придумать ядерную бомбу и был не против, что она убьет 200 тысяч разных людей, побоялся дать отпор жлобам. И поставил под удар своих студентов, хотя мог просто промолчать. Бывает всякое.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Поделиться Комментарии Лучшая картина 2023 года на сегодня. Любители кино месяцами спорили о противостоянии «Барби» и «Оппенгеймера», выбирая своего фаворита.
Шансы только казались равными: на деле это фильмы разного калибра. Её интересно посмотреть один раз, однако скоро хайп уляжется, и приключения милой куклы забудут. С «Оппенгеймером» иначе.
Это грандиозный фильм, который охватывает важные аспекты человеческой жизни и разбивает сердце. Вспоминать и обсуждать его будут годами. Поэтому «Барби» можно пропустить, но просмотр нового хита Кристофера Нолана обязателен.
Видео доступно на YouTube-канале Universal. Права на видео принадлежат Universal. После многомесячного проката, который проходил и в кинотеатрах России, 21 ноября фильм вышел в онлайне и теперь его можно посмотреть в интернете.
Материалы по теме Фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана вышел в онлайне История монстра, который желал добра «Оппенгеймер» — монументальная сага, которая охватывает длинную жизнь великого учёного.
Так же посреди прерий Нью-Мексико, где Роберт с братом Фрэнком Дилан Арнольд арендовал ранчо, возникла Лос-аламосская национальная лаборатория — одноэтажный аналог Вавилонской башни, где ученые с разными специализациями и акцентами общались на эсперанто физики. Наконец, сердечником всего фильма служит миф о Прометее: сценарий, в общем, и основан на книге «Американский Прометей: Триумф и трагедия Джулиуса Роберта Оппенгеймера». Всё это позволяет Нолану показывать Оппи в разных агрегатных состояниях, неизменно подчеркивая двойственность не только предприятия с бомбой, но и самого ученого, подверженного деструктивным мотивам. Отсюда — бесчисленная система рифм, демонстрирующая, как физик разрывается между ипостасями ученого и менеджера, «разрушителя миров» и первооткрывателя, интересами государства и человеческими правами, наконец — между депрессивной экс-возлюбленной Джин Тэтлок Флоренс Пью и стоической женой Китти Эмили Блант , чей практически немой укор сопровождает его и в Лос-Аламосе, и на слушании по допуску к секретной работе в 1954-м.
Именно он сделал мир таким, в котором мы сейчас живем. В фильме мы встретим невероятный дизайн звука, ритмичный монтаж хронология перемешана, поэтому мы не сразу понимаем, в каком времени происходит действие , необычные визуальные эффекты. Интересно, что последние создавались без компьютера. В отличие от других режиссеров Нолан не стремился показать все моменты биографии Оппенгеймера. Он акцентировал внимание на создании ядерной бомбы и мотиве главного героя. Режиссер хотел разобраться, что привело главного героя к изобретению самого мощного оружия.
Нет ничего страшнее тишины Сила фильма «Оппенгеймер» заключается в молчании. Так, после взрыва персонажи слепнут от вспышки и только потом ощущают взрывную волну. А во время этой паузы показана тишина, зритель ничего не слышит. Чтобы показать ужас бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, Нолан вообще их не показывает. Главный герой узнает о них по радио. Съемки фильма проходили в 2022 году в штате Нью-Мексико.
В России выходит «Оппенгеймер»: все о главном фильме 2023 года в мировом кино
К слову, немалая часть бюджета ушла на реалистичное воссоздание первого ядерного взрыва без использования компьютерной графики речь об испытании «Тринити» — оно прошло в июле 1945 года в штате Нью-Мексико. До этого режиссер буквально взрывал Boeing 747 во время съемок ленты «Довод». Почему все ждут картину Ожидается, что «Оппенгеймер» станет крайне продуманным и качественным историческим проектом. Нолан уже сравнил работу над фильмом с производством его легендарного «Темного рыцаря» — авторы, как и в том случае, подробно изучали историю героя: «С Оппенгеймером как с реальной фигурой процесс был на удивление похожим. Этот фильм представляет знакомство со значимой фигурой, чью деятельность на протяжении многих лет пытались переосмыслить по-разному». Впрочем, прогнозировать, возглавит ли картина топ по сборам, раньше времени не стоит. В июле на большие экраны выйдет распиаренная и визуально яркая «Барби» с Райаном Гослингом и Марго Робби в главных ролях, рассчитанная на более молодую аудиторию. Дистрибьютором фильма, кстати, выступили бывшие партнеры Нолана Warner Bros.
Чем нас будет удивлять картина Нолана Кадр из фильма «Оппенгеймер», реж. Фото: Universal Pictures Первые отзывы западных критиков, уже успевших посмотреть фильм, оправдывают все возложенные на него ожидания. Редкая критика в основном касается затянутого хронометража фильма «Оппенгеймер» — самый длинный проект в фильмографии Нолана и длится три часа и спорной и тоже затянутой сцены секса, впечатляющей своей реалистичностью.
Сам же постановщик намерен удивить зрителей не личной жизнью учёного, а той её частью, которая разворачивалась в лабораторных кабинетах и судебных залах. По своей структуре картина делится на две части: цветная посвящена профессиональной деятельности Оппенгеймера, а чёрно-белая — расследованию его деятельности и политических взглядов. В юности физик выражал определённые симпатии коммунистам, что сыграло против него в будущем, когда в Америке началась эпоха маккартизма. Власти назвали Оппенгеймера неблагонадёжным, ФБР начало слежку, а сам он из любимчика нации превратился в нерукопожатного изгоя. Нолан, который знаменит своим архаичным подходом к съёмкам долгое время он оставался в числе редких голливудских режиссёров, фанатично преданных плёнке , на этот раз отказался от использования любого CGI. Сам он объяснил съёмку ядерного взрыва следующим образом: чтобы показать цепную реакцию без компьютерной графики, специалисты по визуальным эффектам поджигали магний, порох и бензин, а затем снимали их сверхкрупным планом с помощью камер с высокой частотой кадров. Кстати, в уже упомянутом «Выборе цели» авторы тоже сумели обойтись без использования спецэффектов. Чтобы добиться реалистичного ядерного взрыва в кадре, оператор ленты Наум Ардашников придумал необычное решение. Он использовал окрашенный в оранжевый цвет одеколон в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Получилось страшно и завораживающе без всякого CGI.
Фото: Universal Pictures Нолан без купюр называет Оппенгеймера самым важным человеком из когда-либо живших на земле. К добру это или нет», — признаётся режиссёр. Поэтому своей целью он поставил создание максимально точного и подробного портрета учёного на экране. Картина коснётся разных периодов жизни Оппенгеймера: от периода его преподавания в университете, где он прославился своими лекциями, до работы над атомной бомбой, сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки, а также последовавшего за этим противостояния физика с американскими властями.
Байопик Роберта Оппенгеймера уже называют самой важной кинопремьерой года и лучшим фильмом в карьере режиссера «Темного рыцаря» и «Интерстеллара».
Нолан задействует черно-белые кадры, чтобы показать послевоенные проблемы Оппенгеймера с маккартистами и политиком в исполнении Роберта Дауни-младшего , затем отправляется назад в красочные годы становления героя в Кембридже и Германии, чтобы вдруг перенестись в пустыню Нью-Мексико, где ведется работа над бомбой и шепчутся о советском шпионе в стане ученых. Это кубик Рубика разнообразных жанров — триллер, судебная драма, военный фильм, история любви, производственное кино, — которые удерживает вместе магнетизм Киллиана Мерфи Фил де Семлин, TimeOut «Биография Оппенгеймера соткана из лиц» При всем хайпе вокруг того, как создатель аналоговых эпосов Кристофер Нолан воссоздаст в «Оппенгеймере» взрыв первой атомной бомбы, самым эффектным зрелищем его фильма оказывается кое-что другое — человеческое лицо. Эта более чем трехчасовая биография Роберта Оппенгеймера Киллиан Мерфи вся соткана из лиц. Они говорят — и много. Они слушают.
Они реагируют на новости, плохие и хорошие. Иногда они проваливаются в собственные мысли — и прежде всего это касается заглавного героя. Кадр: фильм «Оппенгеймер» Нолан и его оператор Хойт ван Хойтема используют широкоформатную систему IMAX не столько для того, чтобы передать размах пустынных панорам Нью-Мексико, сколько для создания контраста между видимым спокойствием и внутренним раздраем Оппенгеймера.
Нолан ранее поддерживал решение студии дать фильму « Чудо-женщина 1984 » 2020 одновременный выпуск, заявив, что, по его мнению, условия были обработаны должным образом, но также отметил, что его исключили из любых обсуждений относительно отложенного выхода его фильма « Довод » 2020 [15] [16]. В сентябре 2021 года стало известно, что Нолан будет снимать биографический фильм о Роберте Оппенгеймере , создателе атомной бомбы, с Киллианом Мерфи , ведущим переговоры о главной роли [17]. Pictures, хотя выбор снова поработать с ними всё ещё был доступен [18] [19]. По словам инсайдеров, Paramount была исключена из выбора на раннем этапе после замены генерального директора и председателя Джима Янопулоса Брайаном Роббинсом , сторонником увеличения выпуска фильмов на стриминговых сервисах [19].
В октябре 2021 года Киллиан Мерфи был утверждён на главную роль [22] «Оппенгеймер» стал первым фильмом Нолана, где Мерфи играет главную роль, а не второстепенную [23]. В том же месяце Эмили Блант присоединилась к фильму в роли Кэтрин Оппенгеймер [24] [25]. В марте к проекту присоединились Харрисон Гилбертсон и Эмма Дюмон [36]. Участие в съёмках приняли и настоящие учёные, которые были задействованы в массовке [37]. Основные съёмки начались 28 февраля 2022 года на Ghost Ranch в Нью-Мексико и продолжались 57 дней. В первоначальном графике съёмок на основные съёмки отводилось около 85 дней [38] [39]. В ходе предпроизводства стало ясно, что снять полнометражный фильм за 100 млн долл.
Чтобы высвободить средства из бюджета фильма для натурных съёмок в Калифорнии и Нью-Джерси и строительства высококачественных исторически достоверных декораций в Нью-Мексико, Нолан сократил съёмочный график до 55 дней. Киллиан Мерфи, который появляется почти в каждой сцене, назвал этот темп «безумным» [39].
Объяснение концовки фильма «Оппенгеймер». Значение сцены с Альбертом Эйнштейном
Для него, как и для зрителя, главной интригой становится содержание короткого диалога между Оппенгеймером и Эйнштейном, который мы видим (но не слышим) с точки зрения Штраусса в начале фильма. Рецензия на фильм Оппенгеймер с Киллианом Мерфи, удачным или не очень удачным получился фильм, кто сыграл в картине, стоит ли смотреть в кино. это то, что Нолан прописал и определенно один из лучших фильмов года. Смотреть Фильм Оппенгеймер (2023) в русском дубляже от студии Red Head Sound. Фильм доступен для просмотра онлайн бесплатно в хорошем Full HD качестве.
«Главное творение Нолана»: кинокритики хвалят фильм «Оппенгеймер»
Композитор Людвиг Йоранссон, ранее работавший над «Доводом» о фильме читайте в статье , вновь нагнетает обстановку и так довольно напряженного фильма. В отдельные моменты не сразу понимаешь, откуда внутри появляется будто выученное ощущение беспокойства, пока не осознаешь, что в мелодию вплетены звуки сирены, звучащей на улицах городов в случае тревоги. В этой части истории собираются все ранее представленные персонажи, и, если вы вдруг запутаетесь в именах ученых и их национальной принадлежности, не переживайте — вам все напомнят кадрами-флешбэками. Конвейер героев колоссальный, но не всем уделяется хотя бы капля внимания. Интерес представляют только их убеждения и партийная принадлежность, дабы через призму мнений выстроить конфликт. Кажется, что большинство именитых или хотя бы просто известных актеров, такие как Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Гэри Олдман, заскочили в фильм из уважения к Нолану и заинтересованности в работе с ним, поскольку самое большее, что им дано — фрагментарное появление и, хорошо, если хотя бы пара весомых фраз. Невидимая конфронтация физика и бизнесмена — следствие, которое имеет не меньшее значение, чем действие, приведшее к обозначенному повороту событий. А потому Нолан не только выжимает все из невероятно сыгравших актеров, но и прибегает к художественным методам. Пока Роберт Дауни-младший тешит раздутое эго капиталистического отпрыска, для которого есть только крайности, Нолан передает эту полярность через черно-белую картинку. Пока Киллиан Мёрфи со всей отдачей вживается в роль увлеченного работой социофоба, режиссер не скупится на крупные планы, отдавая мимике Мёрфи столько времени, сколько потребуется, чтобы зритель внял персонажу. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Но сложность в том, что понять хочется личность противоречивую, какой и был Оппенгеймер, а постигать на экране приходится его более стерильную версию.
Режиссер спасает центрального персонажа от огня оценочного суждения, закрывая щитом однобокости. Оппенгеймер показан в основном положительным персонажем, которого одолевают муки совести, или хотя бы «не таким уж плохим».
Рекордный хронометраж и многомиллионные взрывы Новый проект Нолана — рекордно длинный фильм, который сам автор называет «продолжительным трехчасовым поцелуем». Прошлое творение Нолана — «Довод» — длился 2 часа 30 минут, а предшествующие ему «Дюнкерк» и «Интерстеллар» 1 час 46 минут и 2 часа 49 минут соответственно. По словам самого режиссера, «Оппенгеймер» — это история «огромного размаха и масштаба» и «один из самых сложных проектов», за который он когда-либо брался. К слову, немалая часть бюджета ушла на реалистичное воссоздание первого ядерного взрыва без использования компьютерной графики речь об испытании «Тринити» — оно прошло в июле 1945 года в штате Нью-Мексико. До этого режиссер буквально взрывал Boeing 747 во время съемок ленты «Довод». Почему все ждут картину Ожидается, что «Оппенгеймер» станет крайне продуманным и качественным историческим проектом. Нолан уже сравнил работу над фильмом с производством его легендарного «Темного рыцаря» — авторы, как и в том случае, подробно изучали историю героя: «С Оппенгеймером как с реальной фигурой процесс был на удивление похожим. Этот фильм представляет знакомство со значимой фигурой, чью деятельность на протяжении многих лет пытались переосмыслить по-разному».
Это грандиозный фильм, который охватывает важные аспекты человеческой жизни и разбивает сердце. Вспоминать и обсуждать его будут годами. Поэтому «Барби» можно пропустить, но просмотр нового хита Кристофера Нолана обязателен. Видео доступно на YouTube-канале Universal.
Права на видео принадлежат Universal. После многомесячного проката, который проходил и в кинотеатрах России, 21 ноября фильм вышел в онлайне и теперь его можно посмотреть в интернете. Материалы по теме Фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана вышел в онлайне История монстра, который желал добра «Оппенгеймер» — монументальная сага, которая охватывает длинную жизнь великого учёного. Роберт Оппенгеймер был гением: он развил идеи Эйнштейна, изменил физику и вдохновил миллионы людей.
А ещё Роберт — символ смерти и разрушения, ведь именно он создал ядерное оружие. Противоречия между личностью Оппенгеймера и его деяниями стали идеальной основой для фильма. Нам показывают, как ученый храбро борется за свободу, переживает за жертв войны и хочет поступать правильно. Вы бы видели, насколько вдохновенно он рассказывает о квантовой физике — неудивительно, что на его лекциях студенты сидят с открытым ртом.
Его фильм расщепляется на три сюжетных линии. Первая — это биография Оппенгеймера, начиная с юности и до встречи с Трумэном. Вторая — слушания в 1949 году, в ходе которых Оппенгеймера обвинили в связях с коммунистами и лишили допуска к секретной работе. Третья — история его тайного врага Льюиса Штраусса, который всю жизнь мечтал стать министром торговли США, но не был в 1959 году утвержден на эту должность Сенатом, потому что вскрылись кое-какие грязные подробности его интриг против Оппенгеймера. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Сравнение с другими фильмами Нолана Самым искренним, почти исповедальным фильмом Кристофера Нолана был «Престиж» — история про фокусников, которые были готовы на все, включая собственную смерть, лишь бы произвести впечатление на зрителя. Нолан и сам такой: с помощью виртуозного монтажа, громыхающей музыки, очень ярких спецэффектов и визуальных находок он всегда хотел заставить зрителя, выходящего из зала, уверовать, что ему только что показали Великий Фильм. И огромное количество людей Нолан уже убедил в том, что является крупнейшим режиссером современности «Оппенгеймер» собрал свои чудовищные деньги только за счет его имени в титрах: поставь трехчасовую картину о ядерной физике и квантовой механике любой другой режиссер, и сборы были бы крайне скромными. Нолан такой блестящий фокусник, такой ловкий рассказчик, что даже не сразу соображаешь, какой ахинеей на самом деле являются его «Интерстеллар» или «Довод», — что с научной точки зрения, что, зачастую, с точки зрения элементарных приличий.
Кадр из фильма «Оппенгеймер» Но «Оппенгеймер» — совсем другая история: здесь Нолан, в целом, не пытается обманывать ни зрителя, ни себя. Себя тут обманывает прежде всего сам Оппенгеймер в феноменальном исполнении Киллиана Мерфи ирландец с легкостью держит трехчасовую картину. Он запутывается в своих женщинах, в своем мировоззрении ему мнится, что его эксперименты — такая же часть революционного переустройства мира, как работы Пикассо, Стравинского и Фрейда , в своих попытках вести игры с серьезными и неприятными ребятами из ФБР, в своей любви к образам наблюдая взрыв в Нью-Мехико, он шепчет слова из Бхагавадгиты: «Я — сама смерть, разрушитель миров», и эта красивая строка заслоняет для него реальные, прозаичные страдания будущих жертв его изобретения. В жизни все проще: смертью и разрушителем миров оказывается не бездушная бомба, и не страдающий от собственной трепетности Оппенгеймер, а циничный президент Трумэн, воплощение чистого холодного зла небольшая, но изумительно сыгранная Гэри Олдменом роль. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Образ главного героя Далекий от мудрости нолановский Оппенгеймер очень хорошо разбирается в физике и очень плохо — в людях, доверяя предателям и невольно предавая доверившихся.
Денег дали много, а сказать было нечего: что не так в фильме «Оппенгеймер»
Не так давно состоялась премьера одного из самых ожидаемых фильмов 2023 года – “Оппенгеймер”, главную роль в котором сыграл актер Киллиан Мерфи. фильм о гении, который хотел для мира - мира, а создал орудие массового уничтожения. За исключением этой фишки с постоянными флешбэками, «Оппенгеймер» — это стандартный фильм-жизнеописание выдающегося человека и история его изобретения, а также последствий этого самого изобретения. Долгожданный масштабный фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» добрался до кинотеатров, в нем рассказывается история Дж. Наконец, сердечником всего фильма служит миф о Прометее: сценарий, в общем, и основан на книге «Американский Прометей: Триумф и трагедия Джулиуса Роберта Оппенгеймера». В фильме нам показали коммунистических брата, невестку и любовницу Оппенгеймера.
Смотреть онлайн Оппенгеймер (2023) бесплатно в хорошем качестве
- Длинный звездный байопик: что известно об «Оппенгеймере» Нолана
- Дж. Роберт Оппенгеймер (играет Киллиан Мерфи)
- Все равно не очень похоже на привычное кино Нолана… Там вообще хоть что-нибудь есть от его приемов?
- Интересные факты
- «Оппенгеймер». Фильм о ядерной бомбе в США, коммунизме и тяжелом выборе
- Кем был Роберт Оппенгеймер, о котором Кристофер Нолан снял свой новый фильм?
О чем фильм «Оппенгеймер» и почему его должен посмотреть каждый?
Практически с самого начала производства картины в сети начали появляться слухи о том, что Роберта Оппенгеймера в фильме воплотит Киллиан Мерфи. это фильм о человеке, который в 40-ых годах прошлого столетия стоял во главе создания ядерной бомбы. Дисклеймер: Министерство культуры РФ выступает против фильма «Оппенгеймер» в российском кинопрокате из-за его несоответствия традиционным моральным ценностям. Впрочем, фильм, при всей его смелости и амбициозности, так толком и не решает проблему собственной нечувствительности — а именно развернутой, пространной драмы внутренних терзаний гениального ученого Оппенгеймера вместо демонстрации пережитого японскими.
Обзор фильма «Оппенгеймер». Жуткая драма о том, что политика страшнее ядерного взрыва
Секрет Бордена оказывается удручающе прост, а Штрауссу, полагающему, что речь шла о нем, ответ вряд ли понравится, и вместе с ним — зрителю. Впрочем, эта история не совсем про гений и злодейство, провидца и функционера. Это история двух евреев в Америке середины века — убежденного иудея Штраусса и секуляриста Оппенгеймера, поклонника модернистской литературы, увлекавшегося санскритом и знакомого с психоанализом. Но ни одна из жизненных стратегий не оказывается выигрышной. В финале Нолан обоих героев примиряет в несчастье. Несмотря на ряд ярких образов, отсылающих к истории Прометея на фоне огненного каскада появляются вступительные титры, кратко вводящие в суть мифа , а может, и благодаря им, Оппенгеймер предстает христоподобной фигурой, которая позволяет «распять» себя. Здесь есть даже причудливый парафраз поцелуя Иуды и свой Пилат. Среди других жертв Нолана Борден и Энжиер, Бэтмен, Купер, Нил трагизм Оппенгеймера менее очевиден: стремясь спасти мир, он обрекает его на гибель. На первый взгляд, некоторые камео кажутся пижонскими, но Нолану они нужны для того, чтобы вписать Оппенгеймера — не столько великого физика, как показывает фильм, сколько великого дирижера — в интеллектуальный ландшафт эпохи: теория относительности, принцип неопределенности, теорема о неполноте.
Неслучайно тест «Тринити» названием отсылает к поэзии Джона Донна, а сам физик предстает как поэт, одержимый смутными видениями будущего. Атомная бомба не изменит расстановку сил на поле боя, но произведет впечатление, которое заставит человечество навсегда сложить оружие. Воодушевленный автор наивно убежден, что сможет силой воображения смягчить нравы, и, конечно, жестоко ошибается. Это поражение тем более горькое, если принять во внимание, что штучное произведение, любовно созданное командой энтузиастов, волей политиков ушло в массовое производство. Он стратегически отказывает большому нарративу в той связности, которой требует политическая воля В Оппенгеймере — субтильном мужчине в строгом костюме — несложно вновь разглядеть самого Нолана. Этот фильм, пожалуй, самая пугающая реализация «режиссерской» метафоры в творчестве британца. Взрыв — предельное зрелище, риторический прием Трумэн использовал бомбу как аргумент в потсдамских переговорах со Сталиным и, вероятно, самый сильный образ вообще.
Эту петицию писали семеро американских физиков-ядерщиков во главе с Нобелевским лауреатом Джеймсом Франком.
Учёные выступали категорически против применения ядерного оружия, предостерегали о непоправимых последствиях, которые спрогнозировать невозможно, и предлагали властям вместо ядерной бомбардировки японских городов провести демонстративный взрыв в необитаемом месте перед представителями Объединённых Наций. Ученые считали, что Японию, как минимум, необходимо поставить в известность о готовящемся ядерном ударе в случае отказа капитулировать, что японская нация должна иметь выбор, что над ядерным оружием должен быть установлен международный контроль, что сохранить ядерную монополию не удастся и пророчили гонку ядерных вооружений, которую остановить будет уже невозможно. Доклад писали семеро, подписали 67 ученых. И Оппенгеймера среди них не было. Режиссер умудрился заболтать главную тему своего фильма То, как американский мир науки пытался предотвратить использование ядерного оружия, — отдельная тема. Отдельная тема — как ученый мир реагировал после. Лео Силард был потрясен случившимся, испытывал жгучее чувство вины как причастный и остаток жизни посвятил ядерному разоружению. Он стал одним из основателей антивоенного движения ученых и последовательно отстаивал свою позицию, независимо от того, что думают большие дяди.
Кадр из фильма «Оппенгеймер» Кристофера Нолана В фильм Нолана вся эта объемная тема противостояния ученых и больших дядь вообще не попала. Если не считать крупных планов растерянного лица артиста Мерфи, задумчиво снующего Эйнштейна и смехотворных пассажей про руки в крови. Именно важнейшую из тем — ответственность ученых, которых политики регулярно используют как орудие, — Нолан максимально заболтал всеми известными ему средствами: свет, звук, много музыки, картинки грибка, полуголые женщины, роскошные панорамы неба и земли. Все линейное, выхолощенное, зализанное, аккуратно подогнанное, никакой случайный гвоздик нигде не торчит. Поскольку денег дали много, а сказать нечего, треть картины Оппенгеймер противостоит завистникам, циничным конкурентам и клеветникам, держась молодцом на допросах в период охоты на коммунистических ведьм, организованной сенатором Маккарти в Америке 50-х. Сенатор был классическим дураком, мерзавцем и алкоголиком, но умудрился за несколько лет укачать американское общество до паранойи, возбудив в массах все низкие инстинкты. В Штатах начались сталинские чистки и репрессии, разгорелась пандемия страха, подозрительности и тотального вранья. Попавшего под подозрение могли выбросить на обочину не только за давнее членство в коммунистической партии, из которой тот уже сто раз вышел, но и за то, что его дедушка читал сербские газеты, а бабушка цитировала Карла Маркса.
Довольно часто человек вылетал отовсюду просто по доносу соседей, коллег, обиженных любовников и любовниц. Подозрения в коммунизме стали простейшим способом сводить счеты. Маккарти разъезжал по стране, лично участвовал в дознаниях и был в восторге от самого себя. Оппенгеймеру было что предъявить. Весь его ближний круг в разные годы увлекался коммунизмом, в той или иной степени в этом всем состоял и участвовал. Брат и его жена были членами партии. Оппенгеймер дал показания на всех. И на близких, и на знакомых, и на своих студентов.
Брат-физик ушел работать скотоводом. Всю эту не очень приличную историю Нолан старательно замел под коврик, забив дубовыми диалогами, истеричными монологами и кознями завистников. Жена кричала, что надо бороться, он типа боролся и типа победил. И завистников, и конкурентов, и маккартистов. И вообще.
Созданная с благими намерениями атомная бомба Оппенгеймера уносит жизни 300 000 человек, после чего Роберт всю оставшуюся жизнь посвящает попыткам установить международный контроль за ядерным оружием. Показать больше.
Критик называет «Оппенгеймер» экстраординарным фильмом, который, рассказывая одновременно великолепную и ужасную историю, заставляет зрителя почувствовать масштаб событий и прикоснуться к ним.
Это едва ли не классическая историческая пьеса, но которую мог сделать только Нолан и только сейчас, спустя четверть века», — утверждает критик из The Telegraph. Оценка — 100 из 100 Дэвид Руни The Hollywood Reporter Руни уверен , что Кристофер Нолан решил отказаться от неизбежных метафор об оружии массового поражения, и именно поэтому «Оппенгеймер» — скорее «медленно разгорающийся, чем взрывоопасный» фильм. Кроме того, гонка за атомным оружием тут играет второстепенную роль, а в центре внимания оказывается «дерзкое изображение политической игры». Именно эти интриги и зацепили Дэвида Руни больше всего — предательство, мнимая лояльность и доброжелательность, попытки дискредитировать настоящих героев и истинные лица участников этой игры. Критик утверждает, что он буквально задерживал дыхание в ожидании каждого нового события. Кстати, Руни тоже упоминает «пронзительные бледно-голубые глаза» Киллиана Мерфи, называя их «окном в высший интеллект», которое отражает упорную решимость и силу духа. Оценка — 100 из 100 Грэм Гуттман Screen Rant А мы тем временем плавно подбираемся к более низким оценкам — Грэм Гуттман не поставил максимальный балл, ведь «поначалу фильм раздражает, поскольку переключается между цветным и черно-белым» изображением. Новый фильм Нолана он называет очередной головоломкой от режиссера, части которой открываются зрителям постепенно, и поэтому они чувствуют, как разгадывают эту загадку.
Кристофер Нолан погружает в «разорванную психику человека», который понимает, что сотворил нечто очень опасное, но при этом по-настоящему очарован своим творением.