В 2020 году исполняется 125 лет со дня первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», состоявшейся 28 ноября 1895 года в Мариинском театре.
«Ночь перед Рождеством»: казанцы по достоинству оценили оперу-сказку
Пляшут, обнимаются. Пляс прерывается громким стуком в дверь. В избе валяются мешки с углями. В такой мешок, вытряхнув из него уголь, Солоха еле успевает спрятать Черта, как входит Голова, один из ее многочисленных поклонников. Только выпил он чарку водки — и опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания были недолгими: опять стучатся. Солоха прячет Дьяка в последний свободный мешок.
Приходит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк, а сама уходит. Вакула хочет вынести из хаты мешки, но они показались ему очень тяжелыми. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы: видно, тоска вконец иссушила молодца. Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты.
Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами. Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой.
Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле? С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки.
Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице.
Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме.
А здесь слышатся веселые национальные мотивы, знакомые любому россиянину с детства». Гоголевский дух действительно передан в спектакле очень талантливо. Елена Анисимова рассказывает, что задача совместить классические оперные традиции с народными мотивами была непростой: «Я всегда тяготела к фольклору, и, конечно же, хотела наилучшим образом отразить волшебную атмосферу украинской ночи с ее колядками, народными гуляньями, необъятным звездным небом, чудесами на каждом шагу. Не случайно фольклорный ансамбль «Tatarica» - один из главных действующих лиц спектакля.
Сама я к Украине никакого отношения не имею, поэтому, наверное, это не в чистом виде воплощение украинского фольклора. В интонационном плане здесь получился сплав славянских народов — главное для меня, чтобы он звучал убедительно». Для своей оперы Елена Анисимова не ограничилась великолепным музыкальным сопровождением, переложив его на либретто, которое написала сама. Поэтому многие диалоги я прописывала, исходя из этой основы».
Спектакль создали режиссер Леонид Баратов и сценограф Федор Федоровский. Постановка была возобновлена после возвращения труппы в Ленинград.
Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме. Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями. На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички. Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение. Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства. Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Свадьба будет веселой. Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина». Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой. Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи.
АРТ-Мари - Опера «Ночь перед Рождеством»
"Ночь перед Рождеством" го-Корсакова (видеофрагменты) Мариинский театр в г Тихвин 18.03.23. «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. Опера «Ночь перед Рождеством» написана по мотивам одного из самых известных рождественских произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством»
Опера «Ночь перед Рождеством» совсем недавно пережила второе рождение. Мариинка, несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. «Ночь перед Рождеством»: пятая опера Римского-Корсакова, первая после кризиса, завершающая цикл опер с обрядами солнечного цикла. Интересные факты об опере "Ночь перед Рождеством" 20 апреля рассказали сотрудники читальни №151. Постановка оперы «Ночь перед Рождеством» встретила неожиданное препятствие: в седьмой картине на сцене появляется царица, у которой Вакула просит черевички.
Опера Ночь перед Рождеством Мариинского театра
Николай Римский-Корсаков сам принимал участие в написании либретто, особенно строго следя, чтобы оно не расходилось с гоголевской повестью, так что зрителей ждет полный набор несуразиц и забавных ситуаций, описанных в книге Николая Васильевича. Костюмы решены таким образом, что переодеть их можно прямо на сцене, на глазах у изумленной публики. Вообще, интерактивности постановке не занимать, здесь все рассчитано на то, чтобы зритель был не только сторонним наблюдателем, но и активным участником происходящего действа.
Новый год в новом театре только начинается.
Впереди ещё 4 дня представлений. Малыши смогут вдоволь повеселиться с Дедом Морозом, Снегурочкой и героями «Черевичек» у ёлки, а после вместе с родителями посмотреть захватывающий спектакль.
Цитируем: «В спектакле используется декорационное оформление постановки 2008 года режиссер — Ольга Маликова, сценография — Ксения Пантина, костюмы — Варвара Евчук ». То есть, вроде как используется только «декорационное оформление»… Но только ли? О том, что «новая» версия спектакля, премьера которого состоялась 7 января, основана на постановке Маликовой, писали и СМИ. Теперь над версией «Ночи перед Рождеством» поработал хореограф Илья Живой, на основе и с теми же декорациями постановки Ольги Маликовой», — писала «Российская газета». Из статьи становится понятно, что «новый» спектакль ставили впопыхах.
Судьба распорядилась так, что мы должны были либо совсем отказаться от этой идеи, либо срочно перегруппировать, максимально расширить масштабы этой работы, срочно вводить наших известных, уже знаменитых певцов, чтобы придать этому событию большой масштаб. Буквально перед Новым годом мы включили в состав певцов, которые даже не помышляли, что будут петь», — сообщил после премьеры «обновленного» спектакля на петербургской сцене Мариинского театра 7 января худрук и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Отметим, что он воздержался от оценки работы «режиссера». На пожелания почившего в 1908 композитора делал отсылы, раздавая интервью журналистам, и режиссер-хореограф Илья Живой. Надеюсь, результат получился достойный уровня Мариинского театра, — заявил Живой.
И я работал очень близко к этим ремаркам, пожеланиям автора музыки». О том, как «насыщение спектакля дополнительными эффектами» и «переосмысление некоторых сцен» смотрелось со зрительных мест, описал журналист издания «Санкт-Петербургские ведомости». К ним относятся: упрощенные пластические действия персонажей, перестановка одной из хат-домиков на другое место, три новых окошка в хате, и лестница в 7-й картине, взятая из подбора идущего спектакля. Разбирая кропотливо и скрупулезно продуманные мизансцены Ольги Маликовой, сделанные музыкально и отточенно, ловишь себя на правомерном вопросе: а что, собственно, нового придумал Живой-режиссер?! Какая у него концепция, какая идея, как она работает на создание своих собственных решений спектакля?
Идем дальше, всматриваясь в «новый» спектакль. У Маликовой ария Оксаны решена режиссерски, как под воздействием Черта на диканьковскую красавицу ее гордыня вырастает до самомнения «царицы». Черт все время подсовывает Оксане зеркало, и в конце арии подает мантию Царицы. Живой обходится вместо мантии платком и вводит не одного Черта, а трех.
В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года Чайковский умер 25 ноября 6 декабря 1893 года. Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». Премьера оперы сопровождалась сумятицей, которая обычно происходила, когда в опере в качестве персонажа выводилась царственная особа из династии Романовых.
Так, два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, признали в царице императрицу Екатерину II как это у Гоголя; Римский-Корсаков, однако, не идентифицировал царицу таким образом и потребовали отмены спектакля как известно, в то время существовал еще запрет на выведение на оперной не драматической сцене представителей рода Романовых. Композитору пришлось пойти на некоторые изменения царица была заменена Светлейшим, что привело к некоторым несуразностям , и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков, мастер поэтической симфонической музыкальной картины, дает здесь зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные, долго тянущиеся аккорды этого вступления еще не раз будут звучать по ходу оперы. Занавес подымается. Сцена представляет собой сельскую улицу. На переднем плане хата казака Чуба. Поздний морозный вечер накануне Рождества. Ярко сияют месяц и звезды.
Из трубы одной из хат валит дым; и вместе с дымом и Искрами вылетает на помеле Солоха в образе ведьмы. Она садится на крыше и запевает старинную колядку «Уродилась Коляда... Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто знает? Не нам, простым людям, об этом толковать». Так говорит Гоголь устами пасечника Рудого Панько, рассказывающего «Вечера на хуторе близ Диканьки», в примечании к рассказу «Ночь перед Рождеством». Если древняя письменность довела до нас имена Сварога, Стрибога, Перуна и других славянских идолов, то русские обрядовые песни сохранили нам имена Лады, Купалы, Ярилы, Овсеня и Коляды... Обрядовые песни представляют эти личности как богов солнечных. Обрядовые песни с именами Коляды в Великороссии и Малороссии и Овсеня в Великороссии поются на святках, начиная с рождественского сочельника».
На крыше другой хаты появляется черт, он вторит Солохе: «Накануне Рождества. Здорово, вдовушка! Он очень зол на Вакулу, сына Солохи, который в церкви так размалевал его фигуру, что смеялись даже черти в аду. Черт решает, пока не кончилось его время и власть а они у него лишь до Рождества , украсть месяц луну : тогда настанет темень, Чуб, которого дьяк звал на кутью, останется сидеть на печке, а Вакула, который ждет его ухода, чтобы явиться к его дочке, красавице Оксане, не сможет этого сделать. Звучит дуэттино Солохи и черта «Украдешь ты месяц с неба» , и в конце концов оба они улетают и скрываются в синеве ночи. К хате Чуба пробирается Панас. В это время к месяцу приближается причудливое черное облако, похожее на черта с ведьмой. Месяц как будто покачивается в облаках, потом скрывается совершенно. Звезды меркнут.
Становится темно. Завывает ветер. Поднимается метель. С трудом Панас он навеселе добирается до хаты Чуба. Чуб выходит на крыльцо, он приветствует кума Панаса. Оба они удивлены, что нет месяца. Они думают, как быть? Остаться ли дома или все же пойти к дьяку? Решают идти.
Они предвкушают, как попируют у дьяка. Они отправляются, и скоро их голоса доносятся издалека. Но вот, кажется, они заблудились. Слышно, как они ищут дорогу. Вакуле не спится. Он приходит к хате Чуба и останавливается у дверей. В хате Оксана, которую он любит; Вакула намерен узнать всю правду: что на сердце у дивчины, кого она любит. Тем временем вьюга усилилась. Проплутав и не найдя хаты дьяка, Чуб хочет возвратиться домой.
У дома его встречает Вакула. Чуб, уверенный, что Вакула не может забрести к нему домой, делает вывод, что он сам пришел не туда. И Вакула грубо его выпроваживает. Чуб направляется к Солохе. Вновь показываются месяц и звезды. Становится светло, как в начале картины. Картина 2. Внутренний вид хаты Чуба. Оксане не спится.
Она одна перед зеркалом и любуется собой. На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее. Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма? Что до нее мне? Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет?
Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат. Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины. Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки. Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним. Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит. Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Она начинается небольшим оркестровым вступлением.
Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи. В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи. Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер. Теперь они, чтобы согреться, пляшут, обнимаются. Вдруг раздается стук в дверь. Черт и Солоха останавливаются и прислушиваются.
Опять стучат. Черт бежит к мешку, вытряхивает из него уголь и сам залезает в мешок. Солоха открывает дверь. Входит голова, один из ее поклонников. Солоха угощает его чаркой горилки. Только он выпил, как в дверь опять стучатся. На сей раз это дьяк. Солоха не знает, куда теперь спрятать голову. Она вытряхивает уголь из другого мешка и сажает голову в этот мешок.
Солоха завязывает мешок и идет открывать дверь. Входит дьяк. Он пришел к ней, потому что не дождался к себе гостей.
Опера Ночь перед Рождеством Мариинского театра
«Ночь перед Рождеством» постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика» по мотивам повести и фантастической, комической оперы ского «Черевички». Постановка «Ночи перед Рождеством» в Мариинском театре и раньше отличалась зрелищностью, а в обновлённой версии заиграла ещё более яркими красками. «Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014.
В ожидании праздника: 5 музыкальных спектаклей
Черт не доволен тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь, и намалевал его больно уж страшным. Естественно, самым красивым и звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, и это очень точно угадано в фильме 1961 года «Вечера на хуторе близ Диканьки». Голоса выбраны похожим образом: кузнец Вакула говорит мужественным тенором, Дьяк Сергей Мартинсон , наоборот, имеет тенор комический, такой подрагивающий, немного гнусавый, Черт же тоже имеет тенор, но немного хрипловатый. А в опере Римского-Корсакова Солоха — это меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде», или Азучену в «Трубадуре» того же Верди.
Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Посмотрим, чем заканчивается сюжет оперы, и какие в ней есть странности. То есть понятно — семья у Вакулы непростая. Сам он кузнец — а кузнец считался в деревнях человеком, имеющим дело с нечистой силой. Кузнецы всегда жили на отшибе и ничем другим, кроме своего ремесла, не занимались.
Постановка Музыкального театра имени Наталии Сац — часть проекта телеканала "Культура" — "Театр в кино". О том, как изменился спектакль, — Лидия Алешина. Время царствования Екатерины II, когда и происходили предрождественские чудеса в повести Гоголя.
Рядом с кинозалом солисты и артисты хора Музыкального театра Сац гадают и колядуют. Сам Римский-Корсаков жанр оперы "Ночь перед Рождеством" назвал "быль-колядка". Театр становится ближе, театр становится доступнее — девиз проекта "Театр в кино", инициированного телеканалом "Россия — Культура" и компанией КИНО.
Интересно, что и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже, — поют тенора. Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди.
Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают. Но похищение месяца — не центральная история. Центральная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование.
Точка, с которой начинают разворачиваться события — это колядка, во время которой Оксана, дочь Чуба, замечает черевички на одной из девушек и говорит Вакуле: «Никто мне такие черевички не подарит». А Вакула отвечает: «Ну а как? А как же? С Императрицей при первом исполнении возникла большая проблема: почти все время существования Российской империи членов императорской фамилии на сцене изображать не позволялось.
В такой мешок, вытряхнув из него уголь, Солоха еле успевает спрятать Черта, как входит Голова, один из ее многочисленных поклонников. Только выпил он чарку водки — и опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания были недолгими: опять стучатся.
Солоха прячет Дьяка в последний свободный мешок. Приходит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой Вакула.
Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк, а сама уходит. Вакула хочет вынести из хаты мешки, но они показались ему очень тяжелыми. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы: видно, тоска вконец иссушила молодца. Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты.
Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами. Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу.
Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой. Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя?
Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле?
С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот.
Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет.
Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме. Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод.
Набегают тучи.
Мариинский театр: «Ночь перед Рождеством» в новой сценической версии
«Ночь перед Рождеством», премьера новой трактовки оперы Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялась на сцене Мариинского театра, передает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург». В 1870 г. дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А.Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. В 2020 году исполняется 125 лет со дня первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», состоявшейся 28 ноября 1895 года в Мариинском театре.
Мариинский театр покажет в новой версии оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова
Действительно, музыка «Ночи перед Рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Зрители смогли насладиться легендарной оперой Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»! «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. пятая из 15 опер Римского- Корсакова.