Закрытый гештальт указывает на завершенный опыт или разрешенную ситуацию, в то время как незакрытый представляет собой незаконченный опыт. Незакрытый гештальт — это ситуация, напоминающая зависшую компьютерную программу, с которой не разобрались до конца. Как формируются незакрытые гештальты?Мы часто говорим о фундаментальных законов работы нашего мозга.
Как понять, что у вас незакрытый гештальт?
"Незакрытый гештальт" Романа Абрамовича раскрыл политолог Сергей Марков: "Это сверхтайные дела". Он к ним готовился, делал выдержки, а потом зачитывал мне все новости. Если тебя терзает незакрытый гештальт, то у меня есть хорошие новости: после прочтения этой статьи и выполнения действенных упражнений ты испытаешь облегчение и сможешь. Психологические проблемы лучше решать со специалистом — особенно если тот самый незакрытый гештальт сильно влияет на качество жизни. Незакрытый гештальт может привести к повышенной тревожности, трудностям со сном, психосоматическим проявлениям, хронической боли. Незакрытый, незавершенный гештальт мешает жить полноценно и радоваться жизни.
Что значит закрыть гештальт
Если же появляется незакрытый гештальт, связанный с отношениями, это может иметь более серьёзные последствия. что это – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, гештальтпсихология, знания на развлекательном портале Незакрытый, незавершенный гештальт мешает жить полноценно и радоваться жизни. Если тебя терзает незакрытый гештальт, то у меня есть хорошие новости: после прочтения этой статьи и выполнения действенных упражнений ты испытаешь облегчение и сможешь. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life.
Что такое незавершенный гештальт и чем он опасен?
Может быть, у нее уже новые отношения. Но она продолжает гонять в голове вопросы: — А что было бы, если бы я тогда ответила не так, а так? Казалось бы, что такого? Обычный анализ. Но незакрытые гештальты с бывшими опаснее, чем кажется. Представьте сосуд. В нем есть небольшая трещинка. И сквозь нее просачивается вода.
Наполните сосуд, а через несколько часов вода утекла.
А если вместо макарон представить неудачные отношения, незавершённый проект по работе, недошитую кофточку или ещё что-то? Уже начинает становиться похоже на фильм ужасов. Но самое плохое, что, по сути, так оно и есть — всё это преследует вас, пусть незримо, но с тем же ощущением ужаса и безысходности. Именно поэтому наличие незакрытого гештальта является серьёзной проблемой. Как выявить «Ну, это уж точно не про меня! Потому что данная проблема достаточно острая, и, к сожалению, практически каждый человек обладает одним или несколькими гештальтами. Как выявить у себя незавершённый гештальт? Подумайте, что именно случается в вашей жизни такого, что завладевает максимумом вашего внимания?
Что случается с завидной регулярностью, и что вы не можете контролировать? Как часто события развиваются по одному и тому же сценарию? Если вы смогли хотя бы примерно выявить некоторые закономерности, или отчётливо видите одну и ту же ситуацию, которая не отпускает из своих объятий — вы нашли его, свой незавершённый гештальт. Следующим шагом является осознание его причин. Впрочем, если вы дочитали до этого момента, значит, это не станет слишком большой сложностью. Незавершённый гештальт ещё характеризуется тем, что всё ваше внимание направлено на него, или он приковывает к себе много сил и времени, даже если вы этого практически не осознаёте. Эффект незавершённого гештальта Незавершённый гештальт обладает неприятным эффектом — вы, во что бы то ни стало, хотите его завершить. Это происходит из-за особенности нашей психики — она не терпит дел с «открытым концом», то есть любого эффекта незавершённости. Так, скажем, если ваше расставание с любимым человеком вышло скомканным и неконкретным он просто внезапно отдалился или исчез без объяснения причин , то всеми способами захотите узнать причину такого происшествия — вы будете настойчиво искать с ним встречи, чтобы спросить «ну почему?
Или будете искать причины в себе, мол, от хороших вот так не уходят.
И отношения сейчас у всех другие, и мое восприятие человека другое. Хотя именно та ситуация многое в жизни определила, но ее уже не переделаешь. Подруга, профессиональный психолог, утверждает, что у меня незавершенный гештальт, и что я должна с этим человеком поговорить. А я смысла не вижу.
Вообще людям выговаривалась по теме. Мужчине-психологу, мужу, подругам. Права она, поговорить, или нет?
Если удастся простить предавшего мужчину, гештальт закроется. Этот способ завершить отношения подходит лишь для тех, у кого очень сильная воля. Нужно полностью игнорировать бывшего, не интересоваться его жизнью и не заниматься самокопанием. Но через год нужно позвонить ему под любым предлогом, даже самым невероятным. И вот тогда можно полностью осознать, что эти отношения были не так уж и важны для вас. Гештальт будет завершен.
А что, если бывший предложит продолжить отношения? Такой вариант не исключен, но гештальт все равно будет закрыт. Еще один способ закрыть гештальт состоит из 4-х шагов: Договоритесь с каким-нибудь мужчиной, чтобы он сыграл роль вашего бывшего. Устройте сцену разбирательства и выскажите всё, что накипело на душе.
Незакрытый гештальт Беглова по муниципалам
Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью. Предсказательная модель — прорывная модель для гештальтпсихологии Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта: Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания. Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира.
Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры. Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность. Рисунки, отображающие эффект гештальта Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности. Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки. Ученый Анил Сет рассказывает о так называемых «управляемых галлюцинациях» Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью.
Они помогают воспринимать мир в его целостности. О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением. Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты. Что нужно знать о гештальтах Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием. Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком. Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия. К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены. Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве.
В XXI веке к идее гештальта вновь прикован интерес — на этот раз в контексте исследований мозга.
Простить Как правило, проблема незакрытого гештальта связана с тем, что предыдущий партнер нанес очень серьезную моральную травму. Например, муж мог изменить супруге, и после этого она хранит обиду на него долгие годы. Однако нужно понимать, что это, в первую очередь, вредит именно самой женщине, не дает ей построить успешные отношения. Поэтому нужно подсознательно вырвать из себя любую обиду и постараться простить человека, который совершил эту роковую ошибку. Также психологи выделяют еще одну стратегию завершения гештальта, которая включает в себя 4 этапа: Постановка. Речь идет действительно о небольшой театральной постановке. Для этого необходимо представить лицо бывшего партнера. После этого нужно очень ярко визуализировать то, как именно он просит прощения за то, что сделал.
Не стоит стесняться. Можно смело высказать этому образу все свои претензии и обиды. После этого нужно логически завершить эту ситуацию. Например, можно сказать этому образу, что он прощен или накричать на него и заявить, что теперь все кончено. Лучше всего выполнить данное упражнение с реальным человеком, например, знакомым, которой согласился сыграть роль бывшего партнера. Как правило, после первого этапа большинство людей испытывают серьезное облегчение, однако гештальт еще не закрыт. Поэтому на втором этапе необходимо немного пофантазировать и порассуждать, что было бы если бы расставание не произошло. Нужно мысленно проиграть все вероятные варианты, которые могли бы произойти далее. Например, можно представить себе свадьбу, рождение детей, покупку дома, машины.
Однако не стоит забывать и о том, что в каждой семье есть бытовые проблемы. Поэтому стоит начать также фантазировать и визуализировать то, как бы сложилась жизнь, если бы не хватало денег, появились бы постоянные проблемы, требования, скандалы. На третьем этапе необходимо сформировать для себя правильный образ семьи и нормальных отношений. Для этого нужно поделиться с кем-нибудь из близких своими страхами и опасениями. Обязательно нужно пересказать ему все свои сомнения, которые связаны с бытовыми проблемами, нехваткой денег и прочего. Чем больше человек начинает рассказывать о подобных проблемах, тем проще он начинает к ним относиться. В итоге будет легче начать формировать для себя правильную модель семьи и счастливых семейных отношений. Необходимо принимать то, что происходит в жизни. Если произошло расставание, то это значит, что так должно было случиться.
Вполне возможно, что в будущем человека ждет что-то более прекрасное и интересное, поэтому остается только подождать. Ее истoчниками служат гeштальт психoлoгия вoсприятия и ранниe исслeдoвания Б. Зeйгарник o нeзавeршeнных дeйствиях. Гeштальт тeрапeвты чащe ссылаются на ранниe гeштальт-психoлoгичeскиe экспeримeнты пo вoсприятию ,чeм на рабoту Б. Зeйгарник — ee имя пoчти забытo ими. Я бы хoтeла вeрнуть имя Б. Зeйгарник гештальт-тeрапии и пoказать влияниe ee рабoты на концeпцию нeзавeршeнных дeйствий. Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете Zeigarnik,1927. Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квази-потребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации Зейгарник,1981.
Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной Richers-Ovsiankina,1928 , которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные.
Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения. Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий ситуаций в гештальт-терапии. Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия Perls, et al. Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге «Я, голод и агрессия» 1947 принципиальную тему о «характере требования незавершенных ситуаций», приписывает работы Зейгарник самому К. Левину и делает ссылки только на него. Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К.
Левина, чем на Б. Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий. Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию. Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям ,о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник. В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности Реrls,1951. В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты.
Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности спокойствия, ощущаемых на уровне тела Korbet. Когда оканчиваются разные жизненные ситуациях, чувство завершенности в некотором смысле созвучно интуиции. Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства -она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери печали : «Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери. Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери» Kepner,1987,с. Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности. Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт- терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации — квази-потребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности.
В гештальт- терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий несколько стадий. Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон и затем возникает новая потребность. Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации. В гештальт-терапии существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными. Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности Korb et al. Гештальт- терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: «Цикл потребностей не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и совсем немного нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации. Индивид становиться как бы «подвешенным» на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности» Enright,1971,с.
Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми — родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий Perls,1971. Эффект Зейгарник показал, что прерывание приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий и к возвращению к ним, точно также гештальт-терапия признает, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным переживаниям и неразрешенным эмоциям. Гештальт- терапия полагает, что один из путей, которым индивидуумы пытаются ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова. Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого » Naranjo,1993,p. При помощи избегания индивиды пытаются держаться подальше от незавершенных ситуаций, стараясь избежать полного переживания и прямой конфронтации с теми чувствами, которые они должны быть пережиты с чувствами боли, тревоги, горя, гнева и т.
Аудиовизуальная программа суггестивная сессия «Ментальный сброс» предназначена для очистки психики от неактуальных дел, незавершенных гештальтов, которые съедают Вашу энергию, разрушают здоровье и препятствуют дальнейшему движению вперед по жизни. Что такое гештальт? Гештальт если коротко и по-простому — любое дело, задумка, мечта или увлечение, в которое Вы вложили много сил, но по каким-то причинам не довели до конца. Неоконченные дела мы запоминаем лучше всего, мозг как бы цепляется за них. Это определенным образом создает напряжение для психики. У человека появляется навязчивое желание вернуться в ситуацию и проработать ее, как бы включить заново. Так, начав новые отношения, мы невольно вносим в них неразрешенные конфликты из предыдущих. Чтобы было понятно, что такое незавершенный гештальт, приведем несколько примеров. Вы открыли почту, начали читать письмо, оно показалось Вам важным, но вдруг кто-то позвонил. В процессе разговора Вас посетила некая мысль, которую вы хотели бы выразить, но не успели, потому что услышали плач ребенка, положили трубку и побежали проверять, что случилось. Потом занялись насущными делами, уборкой, работой и т.
Они греют нас во время упадка, трудностей, слабости. Вытягивающая силы связь с прошлым — незавершенные гештальты Как влияют на нас незаверешенные события обычно травматичные? Это может быть высокая тревожность, зажатость в коммуникации, страх отношений, застревание на уровне низкого дохода и т. Совсем плохо бывает из-за трагедий: смерть близких, серьезные болезни, аварии, пожары, нанесение вреда кому-то… Человек может сказать: «ни дня не прошло, чтоб не вспомнил». Они мешают спать, есть, дышать, жить. Подумайте — что является в вашей жизни повторением прошлого? Вернитесь в ту изначальную историю и завершите ее так, чтобы потребность была закрыта. Например, человек все время стремиться доказать всем, что он прав. Принципиально и по любому вопросу. Может быть, ему учительница в школе несправедливо поставила двойку, а он себя не отстоял, промолчал. Ему нужно вернуться в «челнок», проиграть ситуацию завершения и выразить свои чувства по поводу ситуации. И прошлое останется в прошлом. Даем еще несколько советов, которые помогут уменьшить влияние прошлого и избежать открытых гештальтов: Например, в нашей первой истории про женщину и мужчину.
Закрыть гештальт
Ежедневно поставляем новости и аналитику по рынку криптовалют с 2014 года. Основные признаки незакрытого гештальта и предупреждение таких ситуаций. Если же появляется незакрытый гештальт, связанный с отношениями, это может иметь более серьёзные последствия. Если же появляется незакрытый гештальт, связанный с отношениями, это может иметь более серьёзные последствия. что это – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, гештальтпсихология, знания на развлекательном портале
Что значит закрыть гештальт — объясняет психолог простыми словами
Закрытие гештальта — это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать. Главное — чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит. Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем — когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта.
После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми. Почему эта техника эффективна?
Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение. Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию. То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить. В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое.
Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения. Помочь Маше вернуть родительский «должок» Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам. Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой публикуются с ее разрешения.
Проработка ситуации Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь она не замужем и живет с родителями. И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком.
Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители периодически ловлю себя на этом. А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной. Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу?
И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть. А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали.
Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным».
В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы. Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей.
В процессе разговора Вас посетила некая мысль, которую вы хотели бы выразить, но не успели, потому что услышали плач ребенка, положили трубку и побежали проверять, что случилось. Потом занялись насущными делами, уборкой, работой и т. Вроде бы ничего особенного, но до конца дня Вас не отпускают мысли о неоконченном разговоре, недочитанном письме и массе других незавершенных дел.
Это негативно отражается на Вашем эмоциональном состоянии, а значит, и на поведении. Подобные незакрытые гештальты достаточно просты, но бывают и ситуации куда серьезнее. Например, человек в детстве пережил психотравмирующее событие, которое произвело на него сильное впечатление, но никто из взрослых не посчитал нужным объяснить ему, что именно произошло, почему это случилось, и как быть дальше. Другой пример, когда на непонятной ноте у человека окончились серьезные отношения, и он не успел выразить желаемые эмоции и чувства. Такого рода незавершенный гештальт в любви и отношениях связывает нас, словно невидимыми цепями, с определенными сценариями жизни, людьми и ситуациями. Событие или отношения уже давно вытеснены из памяти, а след в виде необоснованного страха, напряженности и тревоги остался. Работа, оставшаяся неоконченной, нереализованное желание, не отпускающие отношения, не выраженные эмоции, не прожитые события — все это незавершенные гештальты, которые закрывают двери перед полноценной жизнью.
Как понять, что у Вас есть незавершенные гештальты?
Очень хочется завершить действие, но желание подсознательное. А в реальной жизни у человека есть какая-то существенная проблема, которая на самом деле связана с этой незавершённостью. Приведём примеры из жизни: «Надо закрыть гештальт», — говорят взрослые, записываясь на курс по рисованию. Когда-то они хотели заниматься живописью, но не хватало времени из-за музыкальной школы, университета, а потом появились дети... Когда-то они хотели себе такую, но у родителей не было денег на дорогую игрушку. Что такое гештальт на самом деле В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. И мы закрываем гештальт каждый раз, когда, к примеру, узнаём знакомого по лицу или голосу. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь.
Или слышим мелодию, а не набор звуков хотя по сути это он и есть. Впервые термин стал использовать австрийский психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19-го века. А в середине 20-го из теории выросла и практика — гештальт-терапия. С помощью разных техник гештальт-терапевт помогает клиенту здесь и сейчас справиться с проблемой, которая возникла когда-то давно.