один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности.
Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых
Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Этим же термином назывался Дагестан у восточных авторов [12]. Как известно, арабский географ Закарийа Казвини в 1275 году говорил о цахурском ауле Цахур как о «главном городе страны лезгин» [13] [14]. По замечанию А. Генко : Отождествлению «главного города страны лезгин» с современным Цахуром, с точки зрения точной этнографической классификации, могла бы, на первый взгляд, помешать принадлежность современных цахурцев к особой, отличной от лезгин, языковой группе… Означенное затруднение представляется тем не менее несущественным в виду того, что называемый тем же Закарием Казвини Шиназ городок из числа городов лезгин — также не лезгинское в строгом смысле этого термина, а рутульское по языку селение. Это последнее обстоятельство и ряд иных данных арабских географов, космографов и историков не оставляют сомнения в более широком значении термина «лезгин» в мусульманских источниках IX—XIII вв. В дореволюционной России и у тюрок название «лезгины» употреблялось для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название употреблялось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [16] преимущественно аварцев [17]. Об этом пишет Бартольд : «Русские, видимо, также первоначально называли лезгинами только народности Южного Дагестана в противоположность горным народам северных районов таули — от тюрк. Интересные сведения приводил русский генерал А.
Комаров , служивший начальником штаба Дагестанской области : «Всю восточную часть Дагестана занимает особое многочисленное племя, известное под названием кюра. Кюры… делятся на две части: 1 жители бывшего кюринского ханства Гетегар, от названия селения Чехе-Гетал, считавшегося прежде главным в Кюре: а вторые — Ахсагар, от селения Ахса Ахты , считавшегося главным в долине Самур. Объясняя слово «лезгин», Е. Козубский отмечает, что по одним источникам на турецком языке оно читается как «горский житель», по другим, на неизвестно каком языке — «разбойник», и по третьим представляет собой искажённое грузинское слово «леги» и означает «горец»; по утверждению дербентских мусульманских учёных, название «лезгины» распространено арабами и есть «ля-заги», то есть нечистые, противопоставляя жителям приморской равнины, которые прежде других приняли ислам [2]. Бутаев производил этноним лезгин от лакского слова «лакъсса» — высокий [20]. Абдуллаев и К. Микаилов пишут, что термин лезги, обозначавший в азербайджанском языке дагестанцев, …в первую очередь относился к ближайшим соседям, к племенам современной лезгинской народности, а в местах совместного проживания кюринцев лезгин и азербайджанцев употреблялись именно термины лезги и не лезги то есть азербайджанцы. К тому же азербайджанский язык был широко распространён у народов Южного Дагестана.
Гасан Алкадари, известный дагестанский учёный, лезгин по происхождению [21] , отмечал: «В настоящее время кроме групп, говорящих на азербайджанском и джагатайском тюркских языках, остальные мусульмане называются лезгинами, и все их языки называются лезгинскими языками. Известно также, что слово лезги употребляется с перестановкой Г и З в форме легзи, так как в арабских словарях это имя переведено в последней форме» [22]. О подобном употреблении свидетельствовал и знаменитый османский путешественник XVII века Эвлия Челеби при описании Малой Кабарды: «К югу от горы Эльбрус живёт народ христианского вероисповедания, который называют лезги или легзи. У них пятьдесят тысяч воинов, подчиненных персам» [23]. Российский и советский филолог и кавказовед Н. Марр подчёркивал: «Лезгины — родовое название, обнимает оно все народы и племена лезгинского ответвления северокавказских яфетидов в Дагестане и Закатальском округе» [19]. Примерно со второй половины XIX века кюринцы начали использовать этноним лезги в качестве своего этнического самоназвания. О том, что уже в 1860-х годах термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П.
Услар пишет: «... Это название есть столь знакомое нам: лезги ед. Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки» [10]. Об отсутствии среди современных лезгин общего этнического названия также упоминает А. Дирр , подчёркивая, что, как и аварцы, «… хюркилинцы то есть даргинцы и кюринцы тоже не имеют этнического названия» [10]. Магомедов писал: «Даже накануне революции лезгин не всегда называл себя лезгином, а говорил, что он курушец; другие себя называли кюринцами.
Ахтынцы называли себя ахцахарами» [19]. Применительно к нынешнему народу термин «лезгины» стал употребляться с конца XIX — начала XX века, используя экзоэтнонимические традиции азербайджанцев по отношению к дагестанцам и прежде всего к собственно лезгинам [24]. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы [25]. Кюринцы — придуманное Усларом для лезгин специальное название, поскольку самоназвание лезгин из-за своей популярности, русские в XIX веке ошибочно и безразборчиво начали называть всех горских племён Дагестана [26]. Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Касательно этногенеза лезгинского народа , то оно не до конца остаётся ясным. В дореволюционных источниках и ранних исследованиях приводились различные точки зрения относительно происхождения народностей лезгинской языковой группы , в том числе и самих лезгин. Авторы «Тарихи Дербент-намэ» считали лезгин потомками гуннских племён [28].
По мнению Бакиханова жители лезгинского селения Микрах , как и жители лакского селения Кумух , «принадлежат к остаткам племени руссов или славян , переселившихся сюда во время владычества хазар », а «жители части Табасарана , западной стороны Кубинского уезда , Самурского округа и Кюринского владения, по большей части, состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами» [29]. Берже в 1858 году выдвинул версию об индийском происхождении лезгин [28]. Данная версия основана на некоторой антропологической схожести дагестанцев с представителями племени буришков буриши на северо-западе Индостана [30]. В начале XX века К. Курдов высказал мнение, что кюринцы то есть лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев » [29]. Согласно Евграфу Савельеву лезгины, «самый многочисленный и храбрый народ на всём Кавказе ; они говорят, собственно самурские, лёгким звучным языком арийского корня, но благодаря влиянию, начиная с VIII в. В 1899 году норманнист датчанин В. Томсен , изучая малоазийские связи народов Кавказа , заметил: в северокавказских лезгинских языках множественное число существительных образуется через -r, -ru, -ri, -ar.
Но и в шведском через — ar, -or, -er, -n: draken дракон , драконы — drakar. Бухта, залив — vik, заливы, бухты — vikar. В датском через -er, -e, -r: викинги — vikinger. В норвежском — близко к датскому. Лезгины называют себя лезгияр. Лезгинка «изначально была танцем воинов», она — «прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе ». По Стурлусону, предки викингов жили в Приазовье и на Кавказе, а священник и историк П. Флоренский считал древних кавказских албанов близкими к финикийцам и лезгинам [32].
Лингвистические данные Основная статья: Лезгинский язык В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. Лезгины разговаривают на языке , относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Учёные-лингвисты полагают, что представители этой семьи связаны между собой общностью происхождения и являются древнейшими обитателями Кавказа. В связи с этим остро стоит вопрос о существовании единого праязыка, который с течением времени распался на множество других языков. Бокарёв предполагает, что такой праязык-основа существовал в эпоху не ближе III тысячелетия до н. Потому Х. Шихсаидов указывают, что в III тысячелетии до н. Учитывая значительную близость агульского с лезгинским и табасаранским языками, З.
Тарланов предполагает, что древневосточнолезгинский диалект, являвшийся частью лезгинского праязыка, относительно поздно распался на отдельные восточнолезгинские языки — собственно лезгинский, табасаранский и агульский. Давно выдвинутые гипотезы о родстве современных северо-кавказских языков с древнейшими языками Передней Азии получили серьёзные подтверждения. Так, И. Дьяконов и С.
До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец « Лезгинка » у Грузин именуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т.
Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. По данным переписи населения 2002 г. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное.
Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики.
Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи.
Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка.
Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.
Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.
Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.
Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы.
Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган.
На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Дела семейные Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться.
Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой. Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью. Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни.
Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она — новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг. Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому.
Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели. Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку — значит, опозорить себя на всю общину. В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения.
Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества. Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась. Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться.
По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших.
Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения. Даргинцы народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами 353,3 тыс.
Большинство лезгин также отлично владеет русским и азербайджанским языками. Представители этого народа часто бывают знатоками сразу трех языков!
Ныне лезгины пользуются кириллицей. Но исторически у них существовало и собственное агванское письмо. Какая история у лезгин? В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании. В V-X веках н.
Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев. В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников.
Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии
Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз. Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Какая лезгинка у горных народов, а какая — у казаков?
Какая вера у венгров стала главной после изгнания османов Для казачьей лезгинки характерна плавность движений, лишь время от времени переходящая в порывистость. Суровый регламент отсутствует. Не делается даже гендерного акцента: некоторые танцы можно исполнять сольно, причем без потери колорита и смысла. Рубаки демонстрировали в первую очередь виртуозное владение собственным телом иногда еще и оружием. Диалог мужчины и женщины зачастую переставал иметь принципиальное значение — как, например, в казачьей плясовой «Снежочки». Вот какие любопытные вещи можно прочесть в мемуарах казака Федора Елисеева о запорожских танцах: «Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой «а-ча-ча! Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».
Иногда по лезгинке устраивалось нечто вроде состязания.
Ну и в официальных документах, — с улыбкой поясняет мой собеседник. В преддверии Дня народного единства мы говорим о его семье, в которой пятьдесят лет назад объединились уроженка Саратова, студентка госуниверситета имени Чернышевского, Капитолина и сын солнечного Дагестана, курсант Саратовского высшего военного инженерного училища химической защиты, лезгин Абдулага. О семье, в которой муж и жена не делят себя по разным национальностям, а одинаково соблюдают традиции верности. Верности друг другу, верности памяти предков, верности чести и жизни, что называется, по совести. Две свадьбы С семьями, в которых супруги принадлежат этнически к разным народностям, общаться всегда интересно. Узнавать что-то новое, что-то, не такое привычное для нас, коренных жителей российского Черноземья. Правда, Ахмедовы сразу предупредили: вряд ли с журналистской точки зрения получится уникальный материал.
Глава семьи, по его собственному признанию, «обрусел» больше полувека назад, как приехал учиться в военное училище в Саратове. Родился в небольшом селе в предгорье, а в 1964 году наша семья после землетрясения перебралась в низменность, ближе к морю. Мои родственники до сих пор живут там, поэтому связи с малой родиной не теряю, — говорит Абдулага Ахмедов. Уходя в историко-географический экскурс, он буквально за несколько минут даёт краткую характеристику и всему Дагестану, и самим лезгинам. Дагестан является самой многонациональной республикой России. По официальным данным, здесь проживают представители более ста национальностей в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Лезгины при этом по численности занимают уверенное четвёртое место, уступая лишь кумыкам, даргинцам и аварцам. На прямой вопрос, как родные встретили его избранницу, отвечает: негатива в адрес юной Капитолины не было; лезгины, да и многие кавказские народы, вопреки часто встречающемуся стереотипу, никогда не выступали против союзов с представителями других национальностей.
Серебряные лезгины считаются особым металлом, который собирает плохую энергию и очищает себя от нее. Красоту женщины этого народа определяли стройная фигура, черные брови и глаза, волосы. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы.
Не было принято заплетать только одну косу, считалось, что если девушка выйдет в такой прическе, она останется одна навсегда. В частности, такая прическа была запрещена женщинам, имевшим братьев и отцов. Часто, когда лезгинки ссорились друг с другом, они произносили фразу: «Чтоб ты оставался с косой».
Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монеты и бусы. Лезгины считали, что обладают магическими способностями и защищены от сглаза и болезней. Поверх детских курток надевали нагрудник из хиригана.
На спине пиджаков и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цук, который состоял из 12 лепестков разного цвета на количество месяцев в году. Считалось, что цветок защищает ребенка от несчастий на протяжении всего года. Религия Верующие лезгины исповедуют суннитский ислам мазхаба шафиитов, меньшинство мазхаба ханафи.
Исключение составляют жители села Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, являющиеся шиитами джафаритский мазхаб. Жизнь У лезгин большая семья, состоящая не только из мужа, жены и детей. Включает родителей, сестер и младших братьев обоих супругов, овдовевших невесток.
Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость. Долгое время основным занятием населения было сельское хозяйство. Они выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис.
Лезгины, жившие в низинах, в основном занимались выпасом скота. В горах животноводство было отгонным пастбищем. В основном выращиваются овцы, козы и крупный рогатый скот.
Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционные ремесла — прядение, изготовление тканей, войлока, ковров, ткачество, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирных изделий и оружия. Жилище Основной вид поселения лезгин называется «хуйр».
Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум».
В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов.
Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне.
Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы.
В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз. Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата.
Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома.
Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах.
Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу.
В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв. Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных.
Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан.
Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана.
Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности. В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский.
Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т.
В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.
Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка.
В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы.
Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы.
Даже если она оставалась вдовой, опеку над ней брал отец, братья, родственники мужа и остальные мужчины. Привилегированное положение Шутки над женщинами строго запрещены, обижать их тоже нельзя. Если кто-то ударил представительницу прекрасного пола, он опозорил тем самым не только свой род, но и всю общину. После такого поступка обидчик мог расплатиться даже собственной жизнью или стать изгоем навсегда. В наши дни после значительной семейной ссоры жена может уйти жить к своим родителям. Это считается трагедией, и родственники мужа идут на переговоры, уговаривают её вернуться и восстановить семью. Даже если между родами возникала кровная месть, обидеть женщин никто не имел права: представительницы прекрасного пола не могли быть замешаны в выяснении отношений. Тот, кто нарушил это правило, по факту подписывал себе смертный приговор. Женщины и девушки были настоящими миротворческими агентами: если женский платок падал между дерущимися мужчинами, те обязаны прекратить биться.
Ещё одно ограничение: в присутствии женского пола нельзя сквернословить. Дети Есть много традиций лезгинского народа, связанных с появлением на свет детей. Мужчина не должен находится в доме, когда его жена рожает. Появление в роду мальчика — гордость и невероятное счастье. Рождение дочери воспринимается намного сдержаннее. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Мальчику даёт имя не мать, а старшие члены семьи. Чаще всего выбирают имя в честь какого-то славного предка, который уже умер. Считается, что новорожденный получит все его лучшие качества.
Но если с этим именем малыш много плакал и болел, то могли придумать новое, чтобы опять изменить судьбу и характер, запутать злых духов. По традиции появление наследника празднуют несколько дней. Молодые родители должны приготовить богатый стол, накормить всю округу: именно тогда судьба будет благосклонна к малышу. Чтобы ребёнок не вырос вором, ему очень долго не остригали ногти в первый раз. А когда это делали, их сжигали в костре. Первую стрижку волос младшему члену рода проводил самый старший. Пушок клали под подушку ребёнку, и это дарило ему спокойный сон. Считалось плохой приметой, если первый зуб у грудничка заметит мама. Если это произойдёт, она должна порвать свой ворот и воротник малыша, чтобы предотвратить беду.
Праздники Масса интересных традиций у лезгинов связаны с праздниками. Праздник цветов Когда горы в конце весны или в начале лета покрывались травой, отмечали Праздник цветов — Цуькверин сувар-Арбе. Это происходило в конце мая или во время первой недели июня. Назначали шаха тамаду , им был самый весёлый человек в селе. В урочный день нужно было идти в поход за букетом.
Название-загадка
- История Лезгин
- Может быть Вам интересно...
- Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
- Народ, который чтит традиции
Национальность "лезгин": история
- Лезгины: история и культура
- Лезгины: распространение и численность
- Лезгины — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Народ лезгины
- Обычаи лезгинов - традиции лезгинов
- Следы язычества
Лезгины. История, культура, традиции
Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». История лезгин. Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины – это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.
История народов России: лезгины
В дальнейшем Дербентский эмират на короткий период стал самостоятельным владением, однако вскоре вошел в состав Золотой Орды, а затем и государства Ширваншахов. Вокруг села Курах сформировался Курахский союз. Формой правления в обществах принято называть горской демократией, в некоторых источниках фигурирует понятие республика. В 1812 г. Название Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби». В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам.
Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года. Еда Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен.
Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?
Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе «Большая вода». Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин.
Национальность, религия которой — ислам, достаточно самобытна. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами.
С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос.
Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами.
Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т. В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51].
После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север. На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52]. В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф. Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См. Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества. В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг. Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз.
Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками [57]. В Мискиндже , делившемся на шесть сельских участков, от каждого из участков избиралось по одному аксакалу. В отличие от других селений, лишь в Микрахе , Кара-Кюре и Куруше старшины избирались от каждого участка мехле селения [58]. Эти общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками. Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [59]. В 1812 году союзы сельских общин Самурской долины Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара и др. Например, иезуит Иоанн Баптист Ламан, посетивший Ширван в начале XVIII века, писал, что: …крестьяне до такой степени угнетены, что все почти подумывают уходить из города, и если бы у них было в виду какое-нибудь безопасное убежище, то решительно ни один бы не остался [61].
Недовольство народа постепенно нарастало и выливалось в вооружённые столкновения, носившие неорганизованный характер. В 1709 году в Джаро-Белоканах вспыхнуло восстание против кызылбашей, которое было подавлено. В 1711 г. Есаи Гасан-Джалалян писал: …С этой стороны гор, в местах, которые называются Ках, Дчар, Тала и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан, до этого по приказу шаха управлявший страной. Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него [62]. К восставшим горцам присоединились многие из жителей Шеки и Ширвана. Для подавления этого восстания использовалась регулярная армия, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. В частности, Есаи Гасан-Джалалян пишет: Сколько ни приказывал шах находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них лезгин , однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения [62]. По приказу шаха против восставших выступил ширванский беклярбек Гасан-Али-хан с пятнадцатитысячным войском, но горцы, «напав внезапно рано утром, перебили большую часть его войска, сам хан был убит, а остальные бежали обратно» [62].
После этого на восставших был брошен гянджинский беклярбек Угурлу-хан, которого также постигла неудача. С остатками своих войск он вынужден был обратиться в бегство и укрыться в Гянджинской крепости. Затем ряд попыток разбить отряды восставших сделал шекинский правитель Кичик-хан. Но и его старания также оказались безуспешными. В одном из сражений его войска были разгромлены, а сам он убит [64] [65]. Человеком, который сумел объединить эти разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа, стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превративший их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на рассматриваемой территории. По одним свидетельствам, он происходил из зажиточной крестьянской семьи, по другим — носил титул бека. В своей борьбе Хаджи-Давуд преследовал только одну цель: освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства [66]. Несмотря на неудачные попытки договориться с Россией, Хаджи-Давуд продолжал подготовку к штурму последних бастионов сефевидского господства на Восточном Кавказе — городов Шемахи , Дербента и Баку , — и он обратился к дагестанским владетелям.
На его призывы откликнулись уцмий Ахмед-хан и Сурхай. После их встречи с Хаджи-Давудом в местности Кафири равнина к северу от Дербента было принято решение о совместной осаде Шемахи. Но из-за угроз шамхала Адиль-Гирея уцмий Ахмед-хан вынужден был снова остаться в Кай-таге, опасаясь нападения с его стороны, отправив на помощь повстанцам лишь часть своего войска. Собрав таким образом вокруг себя достаточные силы, Хаджи-Давуд в союзе с Сурхаем Казикумухским, Али-Султаном Цахурским, Ибрагимом Куткашенским и отрядом, посланным кайтагским уцмием, начал поход на Шемаху — главный оплот владычества Сефевидов на Восточном Кавказе. Единственный непосредственный очевидец осады и взятия Шемахи в 1721 году — русский посланник Ф. Беневени — писал: …За день перед поездом оной хан получил подлинное известие, что с Низовой стороны помянутых бунтовщиков, а именно Дауд-бея, Исми и Сурхай войско поднялось и приближается к Шемахе… [67]. По этому договору Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные ей Ираном. Россия же признала за Турцией почти всё остальное Закавказье. Важное место в Стамбульском договоре занимал вопрос о Ширване, который должен был представлять собой особое государство-ханство ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом.
Данный вопрос нашёл своё отражение в первой же статье Стамбульского договора. По данному поводу Бутков писал: «Поелику лезгин ширванские, яко мусульмане, прибегли под протекцию Порты, и Порта приняв их под протекцию постановила над ними ханом Дауд-Бега, и снабдя его на сие достоинство дипломом, определило местом пребывания его город Шемаху» [66] [68]. Согласно договору, политический статус государства Хаджи-Дауда определялся следующим образом: Понеже места в ширванской провинции, принадлежащия к Порте, почитаются особым ханством, того ради, город Шамахи имеет быть пребыванием хана; но город да останется в прежнем состоянии, без всякаго новаго укрепления, и со стороны Порты да не будет в нём гарнизона, и ни же отправлять туда войски, исключая случаев, что или хан взбунтует и выйдет из послушания, или между жителями провинции той окажутся непорядки, вредные интересам Порты, или они предпримут неприятельские действия на принадлежащия царю места и земли; в таких случаях Порта иметь будет право, для пресечения всего того с своей стороны потребное число войск отправить чрез реку Куру, с позволения однакож российских командиров» [68]. Тем не менее, Хаджи-Давуд Мюшкюрский не признавал условий договора и выступал против него. Он намеревался создать сильное независимое государства на всей территории Ширвана от Баку до Куры и от Дербента до Куры, и не хотел принимать роль послушного орудия в руках османского султана [66]. Хаджи-Давуд открыто заявил о своём несогласии с установленными договором новыми границами и чинил всякие препятствия при их разграничении. Поэтому пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на три с половиной года. Относительно данных событий П. Бутков указывает: «Затруднения причинял два года Дауд-бег, что России достались земли при Каспийском море, от которых Шамахи питалась» [68].
Об этом же пишет И. Гербер: Когда в 1724 году между Россиею и турками трактаты заключены быть могли о персидских делах, то от турков в Шемахе поставленной хан Хаджи-Дауд наперёд уведал, понеже по трактатам все хлебородные места, Шабрань и Мушкур, под Российской империи будет, что так Шамахи принуждена будет милости у русских просить, того ради доношением и предложением своим Порте отоманской к тому приводил, что оное сочинение границы… два года продолжалось» [69].
Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим.
Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками.
Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма.
С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома.
Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей.
Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь.
Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни. Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу.
В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней. Читайте также: Какие обязанности на свадьбе у свидетелей дружка и подружки Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр.
Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку. Следы язычества На данный момент основная религия лезгинов — ислам, но так стало лишь недавно. Прежде лезгинский народ много столетий подряд придерживался языческих традиций. Они наложили значительный отпечаток на культуру и нашли свои отображение в некоторых обычаях, сохранившихся до наших дней. Жертвоприношения Скотоводчество долго было основным промыслом у представителей этой народности, скотину держали в каждой семье, и чем больше коров, коз, быков и пр. Поэтому здоровье животных было определяющим моментом для благосостояния.
Чтобы оно оставалось на высоте, нужно было задобрить богов. Перед забиванием быка нужно было в тёмное время суток обвести животное вокруг дома. Желательно в этот момент не встретить людей. После того, как туша разделана, самые хорошие куски отдавали соседям. Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной. Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей.
Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего.
В общем смысле хинкал — это небольшие кусочки тонкого теста, сваренные в мясном бульоне.
Подаётся угощение с варёным мясом, соусом томатным, кефирным или сметанным — но обязательно с чесноком, зеленью, грецкими орехами и пряностями и, в отдельных пиалах, с бульоном. В его семье, к примеру, говядине или баранине предпочитают курицу или индюшатину. Общие ценности В Тамбов Ахмедовы переехали в середине 1980-х.
До этого была служба в Группе Советских войск в Германии и несколько лет в суровых условиях Среднеазиатского военного округа, где базировался полк химической защиты. Тимошенко и адъюнктуру, был направлен в Тамбов, в славное в свои годы Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты. По долгу службы довелось принимать участие и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что был удостоен ордена Мужества.
Рассказывая о службе, Абдулага Яхшиевич замечает: в любых обстоятельствах он всегда был на стороне правды. Мне часто говорят, что эти черты во мне — от отца. Он хоть и не был кадровым военнослужащим, но тоже служил своей стране: честно, по совести.
С 1930-х годов обустраивал колхозы, «ставил на рельсы» народного хозяйства. В годы войны, несмотря на бронь, ушёл добровольцем на фронт, а после продолжил трудиться на ниве коллективного хозяйства. Нам, своим детям, прививал стремление к честности и порядочности.
И, знаете, мне приятно, что его до сих пор помнят в предгорьях южного Дагестана — местные аксакалы добрым словом вспоминают председателя Яхши. И мы с супругой также старались воспитать своих сыновей.
Мобильное приложение
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Прошлое и настоящее лезгинского народа
- История лезгин — Энциклопедия
- Народы которые проживают в Дагестане - лезгины
- Распространение лезгинской национальности по миру
- Ответы : Лезгин, это что за нация, как вера?
Лезгины: история, культура и образ жизни народа
Какая религия у лезгинов. Народ лезгины | При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса[4]. |
Народы которые проживают в Дагестане - лезгины | Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. |
Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века | Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. |
Лезгины. История, культура, традиции. История лезгин (Мадлена Гаджиева, 2011) | один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности. |
Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых
Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. Лезгинские чиновники потом возмущаются, дома, на кухне, старательно скрывая от других лезгин услышанные от гостей из Азербайджана историко-географические новости. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ.
Лезгины: история, культура и особенности этноса
Где не хватало воды, делали искусственное орошение — проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов. Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары. Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения.
Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу. Ремесло Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире.
Это называется ремеслом. А какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Стучат молоточками чеканщики, прядут ковры пряхи, расписывают вазы художники. У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство — традиции. Ремесло — это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику. Я узнала, что у лезгинов самое широкое распространение имело ковроткачество.
Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством. Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14—15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления!
Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами. В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники. А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик.
Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки. С давних времен лезгины владели гончарным искусством.
Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Одно из самых древних ремесел у лезгин — кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом — дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы — чатухъан, которые изготовляли все необходимое для хозяйства ножи, щипцы для очага и сахара и орудия труда топоры, серпы, мотыги , кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения.
Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески! В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы. Глава 2. Культурные традиции народа лезгины.
Одежда До трех лет детям надевали различные обереги — амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник — хириган. Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок — мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков — по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед.
Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления. Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок».
Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи. С конца XIX в. Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Волосы женщины прятали под чутхой — плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки — шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты.
Это было обязательно точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками. Лезгинские женщины носили много серебряных украшений — кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды.
Так, И. Дьяконов и С. Старостин обнаружили свыше 100 общих корней между хуррито-урартскими и нахско-дагестанскими языками, что показало несомненное родство хурритского и урартского которые уже в третьем тысячелетии до н. Кузун Бакинская губерния , 1880 год Ряд авторов Ихилов [37] , Шихсаидов и Рамазанов [38] , касаясь отдельно вопроса об этногенезе народностей лезгинской группы, затрагивают и их антропологический характер. Ещё в XIX веке русский антрополог Иван Пантюхов считал, что «главная масса лезгин имеет некоторые общие или свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов» [37]. Проведённые антропологические исследования выявили на Кавказе кавкасионский тип , к которому относятся жители западного и центрального Дагестана аварцы с андо-дидойскими народностями , лакцы , даргинцы , и каспийский подтип , представленный у народностей юго-восточного Дагестана, в частности среди азербайджанцев и в смешанном виде приближаясь к кавкасионской [39] , в лезгиноязычных группах и у кумыков. По мнению Г. Дебеца , народы Дагестана образовались в результате смешения двух типов Кавказа: кавкасионского и каспийского [37]. Со своей стороны В. Алексеев , отмечая, что «некоторые лезгиноязычные группы сближаются с кавкасионскими народами», находит, что в этногенетическом процессе лезгин сыграли связи с населением Азербайджана. В связи с этим он заключает: «Можно думать, что истоки этногенеза входящие в ареал каспийского типа, восходят как к местному автохтонному населению этих районов, так и к переселенцам из более южной зоны» [37]. Ризаханова в своём докладе «К вопросу об этногенезе лезгин» делает следующее заключение: Нынешние лезгины сформировались путём смешения кавкасионного типа местного населения с каспийским типом южных народов. В дальнейшем стержневой процесс складывания лезгинского этноса и развитие его культуры шёл посредством непрерывного культурного и этнического общения с другими дагестанскими племенами, а также племенами Закавказья , Передней и Малой Азии. Это наглядно подтверждается культурной общностью и преемственностью предметов материальной и духовной культуры [40]. По исследованиям К. Курдова, более чистый тип лезгин сохранился в Самурском округе Дагестана — местности, изрезанной глубокими и дикими ущельями и защищённой с юга Кавказским хребтом [41]. Среди этих племён были леги и гелы, о которых было сказано выше. По мнению Роберта Хьюсена , албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам [42]. Принято считать, что народы лезгинской языковой группы входили в состав Кавказской Албании [43]. Вымерший агванский кавказско-албанский язык , по крайне мере, относился к лезгинской ветви, представляя собой, по общему мнению исследователей, старое состояние удинского языка [44]. Точное время исчезновения албан как самостоятельных племён неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Сами кавказские албаны участвовали в процессе этногенеза лезгин [45]. Ихилов полагает, что в результате вторжение захватчиков, вызвавший политический и этнический распад Кавказской Албании «часть албано-лезгинских племён покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени V—X вв. Так сложились лезгинский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности [46] ». Средневековье См. Известно, что к 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз» [47] Лекия , охватывавший к X веку территорию, занимаемую носителями лезгинских языков , в том числе и самих лезгин [48]. В 654 г. Дербент был ареной ожесточённых сражений между арабами и хазарами. И лишь в 735 г. В период конца 12 — начала 13 вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение — Дербентский эмират. Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49]. Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р. Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50]. Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население. Затем, обложив данью Гянджу, двинулись в сторону Грузии. Арабский историк Ибн ал-Асир описал разорение монголами Шемахи: По возвращении из страны курджов, татары направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху и сразились с его жителями, но те выдержали осаду. Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т. В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51]. После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север. На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52]. В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф. Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См. Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества. В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг. Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз. Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого.
Родился в небольшом селе в предгорье, а в 1964 году наша семья после землетрясения перебралась в низменность, ближе к морю. Мои родственники до сих пор живут там, поэтому связи с малой родиной не теряю, — говорит Абдулага Ахмедов. Уходя в историко-географический экскурс, он буквально за несколько минут даёт краткую характеристику и всему Дагестану, и самим лезгинам. Дагестан является самой многонациональной республикой России. По официальным данным, здесь проживают представители более ста национальностей в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Лезгины при этом по численности занимают уверенное четвёртое место, уступая лишь кумыкам, даргинцам и аварцам. На прямой вопрос, как родные встретили его избранницу, отвечает: негатива в адрес юной Капитолины не было; лезгины, да и многие кавказские народы, вопреки часто встречающемуся стереотипу, никогда не выступали против союзов с представителями других национальностей. Одна — в Саратове, студенческая. Отмечали в одном из городских кафе. А вторая свадьба — как раз традиционная, в Дагестане. На подъезде к нашему селу невеста переоделась в свадебное платье, а на голову накинула белый шёлковый шарф, следуя нашим традициям. А на празднике Капитолина танцевала лезгинку, наш национальный танец, известный, пожалуй, по всему миру, — говорит Абдулага Яхшиевич. Сложный язык и кулинарные особенности По ходу разговора мы останавливаемся на «национальных» моментах. Абдулага Яхшиевич замечает: у лезгин очень непростой язык, один из самых трудных. В доказательство приводит всего пару фактов: в лезгинском 18 падежей, а в алфавите — 45 букв!
Малоазийские мушки, по мнению Г. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района Южный Дагестан тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным. Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков. Лезгинский язык в среде «алародийских» языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами». Согласно историкам, этнографам и лингвистам Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т. Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи. Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение.
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. Новости Армении - сегодня на Узнайте, как генетика помогает нам лучше понять этнографию и происхождение лезгинского народа. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Исторически албаны, а затем лезгины являются кавказоязычным народом, родственным аварам, чеченцам, грузинам, абхазам и другим. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд.