Гештальт-психология на службе корпораций.
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
Говоря по-простому, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация.
Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях.
Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью.
Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное. Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент. Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог.
Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом «здесь и сейчас», полного присутствия в моменте. Фиксировать поведение клиента, его речевые обороты, интонации, язык тела, за которыми предложить наблюдать и клиенту. Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь. Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии.
А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт. Опасность такого состояния — появление следующих факторов: тревоги; дискомфорта внутри организма; преграды в достижении поставленных целей. Как разорвать замкнутый круг? По теории гештальтпсихологии, необходимо завершить гештальты, завершить начатое. Простые незавершённые ситуации можно осознать, но гораздо сложнее закрыть гештальт, который человек тянет из детства. Такая незавершенность скрыта в подсознании. Здесь на помощь придет психолог. Проблемы и их решение в концепции гештальтпсихологии Идеи и принципы гештальтпсихологии в настоящее время нашли своё применение в гештальт-терапии. Психотерапия этого направления работает с проблемами клиента, преследующими его из давнего прошлого и с ситуациями в настоящем времени, как с мелкими неурядицами, так и с экзистенциональными проблемами.
Работа с психологом помогает: жить в состоянии «здесь и сейчас»; осознавать и принимать себя; разобраться со своими чувствами, а также с незаконченными отношениями и одиночеством; научиться опираться на собственные силы; учиться саморегуляции;.
При запросе человек может говорить, что ему страшно, тревожно, он находится в состоянии неопределённости. Второй уровень — потребность в принятии. Она звучит так: «У меня не получается выстраивать отношения». Или «Меня никто не любит». Или: «Как построить отношения, чтобы они меня удовлетворяли? Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии.
Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт? В гештальте специалисты работают в диалоговом подходе, когда терапевт и клиент общаются как субъект с субъектом. Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации. Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей. Терапевт использует её, когда замечает, что у человека есть две противоположные точки зрения. К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен.
Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах. Тогда у человека появляется возможность выбора. Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле. Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать. Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями. Результат гештальт-терапии Результат гештальт-терапии — успешная адаптация человека к миру, потому что человек в гештальт-подходе рассматривается как часть среды.
Основное направление работы гештальт-терапевта — это защитные механизмы. Всем знакома фраза «закрыть гештальт». Но в этом подходе нет задачи закрыть все гештальты в психике одного человека.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход | Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. |
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить | С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. |
Гештальт: что это такое и как его закрыть? | С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. |
One moment, please... | Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии | Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. |
Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека
- Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?
- Разбираемся в терминах
- Гештальт-терапия: среднесрочный метод воздействия на психику пациента.
- Гештальт-терапия – мифы и реальность
Гештальт в психологии: что это простыми словами
В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника. А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт. Опасность такого состояния — появление следующих факторов: тревоги; дискомфорта внутри организма; преграды в достижении поставленных целей. Как разорвать замкнутый круг? По теории гештальтпсихологии, необходимо завершить гештальты, завершить начатое. Простые незавершённые ситуации можно осознать, но гораздо сложнее закрыть гештальт, который человек тянет из детства. Такая незавершенность скрыта в подсознании. Здесь на помощь придет психолог.
Проблемы и их решение в концепции гештальтпсихологии Идеи и принципы гештальтпсихологии в настоящее время нашли своё применение в гештальт-терапии. Психотерапия этого направления работает с проблемами клиента, преследующими его из давнего прошлого и с ситуациями в настоящем времени, как с мелкими неурядицами, так и с экзистенциональными проблемами.
А хватит мне яблока? Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать.
Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан.
Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал.
Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить. Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения.
Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся.
И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил.
Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше.
То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус.
Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально.
Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный!
Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость.
Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные.
Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего!
Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат.
Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди?
Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам.
Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать?
Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т.
Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются.
Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого.
Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть.
То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить.
Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация.
Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность.
И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.
Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться.
Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным».
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Международная научно-практическая Гештальт-конференция «Симптомы современности» | Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения. |
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии | Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. |
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии | «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. |
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
Гештальт-терапия, что это и кому подойдет? | Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. |
Что такое гештальт и как его закрыть | две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно. |
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии | Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. |
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
При этом терапевт контролирует процесс и делает ситуацию безопасной для участников группы. Что касается индивидуальных сессий, это тоже необходимость. Не всегда на все ваши проблемы хватит времени и внимания. Индивидуальная консультация — это полностью ваши 50 минут, они будут посвящены именно вашим проблемам. Идеальный вариант — когда человек ходит на группу и параллельно занимается индивидуально. Если в группе не хватает внимания к его вопросу, он идет к личному терапевту и прорабатывает ситуацию с ним».
Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Концепции и понятия Эксперименты и феномены Гештальт-терапевт работает с клиентом над выявлением скрытых, неосознанных чувств и эмоций. Для этого он предлагает различные упражнения, которые в терапии называются экспериментами. Выявляемые в ходе упражнений реакции, физические и психические, называют феноменами. К примеру, в качестве эксперимента используется практика монодрамы, или техника «пустого стула». На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле.
В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих. Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах. Именно реакции, которые он испытывает в настоящий момент, во время сессии, воспринимаются и анализируются терапевтом. В этом проявляется важный для гештальта принцип «здесь и сейчас», согласно которому работа должна вестись только с чувствами в настоящем, даже если они относятся к прошлым событиям.
Осознавание, актуальность, ответственность Обращая внимание на феномены в моменте здесь и сейчас, клиент работает над развитием осознавания — одного из главных навыков в рамках гештальт-системы. Идея направленного осознавания вдохновлена дзен-буддизмом, которым увлекался Фриц Перлз. Осознавание — своего рода расслабленное внимание, которое позволяет выявлять из всего спектра чувственной информации ее отдельные составные части. К примеру, если человек боится публичных выступлений и приходит к гештальт-терапевту с таким страхом, в ситуации эксперимента он может осознать, как реагирует его тело в момент страха, в какую цепочку выстраиваются его мысли, какие чувства он испытывает в каждый момент этой ситуации. В обычной же жизни эти ощущения ускользают от его внимания, и чувствуется только страх.
Эта сумма осознавания дает новую глубину проживания опыта и позволяет выявить причины тех или иных реакций. Еще одно важное понятие — актуальность. В рамках концепции «здесь и сейчас» гештальт работает только с проблемами и ситуациями, которые имеют значение в данный момент в отличие, в частности, от классического психоанализа, который пристально изучает детство клиента. Даже если человек приходит на терапию с запросом на долгосрочную перспективу например, желанием построить семейные отношения , гештальт-терапевт будет работать с этим запросом через текущие состояния на каждой отдельной сессии. Также в гештальте очень важно, чтобы клиент брал на себя ответственность за то, что с ним происходит.
С годами проблема усугубляется, всё больше усложняя жизнь человека. Чтобы неверная информация, ведущая к нарушению объективного восприятия мира, была своевременно опровергнута, нужно анализировать свои поступки и причины поведения. Но не всегда это получается сделать самостоятельно. В этом случае нужно обратиться к гештальт терапевту. Кто такой гештальт терапевт? Итак, гештальт терапевт — кто это? Психолог, психоаналитик , психотерапевт или специалист принципиально другой сферы? Так как гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, то практикующий её гештальт терапевт — это специалист, который занимается изучением и лечением психологических проблем.
Роль, которую выполняет гештальт терапевт, принципиально отличается от работы обычного психоаналитика. Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем. Преимущество такого подхода в том, что человек учится самостоятельно справляться со всеми трудностями без посторонней помощи. Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных. Нужно отметить, что работа гештальтиста очень сложная. Он должен найти способ мягко направить человека к решению проблемы, не навязывая своего мнения и не вмешиваясь в механизмы его мышления. Чтобы сделать это, гештальт терапевт использует множество методов работы, подбирая для каждого пациента индивидуальную программу упражнений. В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии.
Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные.
Ведь иначе можно до болезни себя довести.
Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату.
Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня.
У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается.
Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства. Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания.
Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать.
На мастерской «Тень терапевта» мы попробуем встретиться с теми частями себя, которые прячем в терапевтической работе с клиентом, но которые могут быть очень нужны в моментах ступора, сопротивлений, и также для рождения новых интервенций, продвигающих на пути исцеления души. Подробнее о теме выступления Скрыть Елена Перепелицына Детский и взрослый практический психолог опыт работы с 1999 года. Психолог-эксперт в области судебно-психологических экспертиз. Ведущая обучающих и терапевтических групп в гештальт-подходе, преподаватель, автор программы обучения детской гештальт-терапии, а также развивающих программ в области психологического и психического развития детей с 6 месяцев. С 2013 года живу и работаю в США, штат Вирджиния.
Тема мастер-класса: Теоретико-практический воркшоп "Сам себе абьюзер. Вот и в практике гештальт-терапевта количество обращений детей, страдающих от самоповреждающего поведения, неуклонно растет. Однако, селфхарм — не специфически подростковое явление: на деле у взрослого есть гораздо больше способов навредить себе, чем у ребенка, а также скрывать последствия самоповреждений. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека. На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем.
Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет.
Истоки гештальт-терапии
- На чем основывается метод
- Гештальт-психология: в чем ее суть и что значит фраза «закрыть гештальт»?)
- Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
- Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
Рассмотрим простой пример. Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную?
А почему не 5? Плохо старался…». Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции. Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов: Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление?
Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения. Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена.
Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения.
Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения.
Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком.
Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно.
И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать.
Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы.
Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней.
Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей.
Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей.
Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями.
Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы.
Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время.
И это как минимум гораздо более интересно, чем, например, ведение дневника эмоций. Настоящий разговор с внутренним критиком — такой опыт точно невозможно забыть. Кроме того, творческие методы позволяют человеку исследовать свои эмоции, поведение и отношения с другими людьми так, как не получилось бы с помощью более формальных. Ориентация на здесь и сейчас. Во время психотерапии человек учится обращать внимание на то, что происходит с ним прямо сейчас: мысли, эмоции, физические ощущения.
Благодаря этому он лучше понимает проблемы и потребности, особенности своей личности. Кроме того, осознанность помогает жить настоящим, а не зацикливаться на прошлом и ярче чувствовать положительные эмоции в моменте. Недостатки гештальттерапии Скудная доказательная база.
Отпустить ее сразу не получается. На месте ты старалась подавлять эмоции, потому что к этому приучали с детства. Почему нельзя поплакать? Потому что вокруг полно народа, а проявлять чувства — чрезмерную радость или печаль — на людях стыдно и неудобно. Техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть человека самому себе и сделать его внутренний мир для него же доступным. Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её.
Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам. Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни.
Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз
- Что такое гештальт и зачем его закрывать
- Кому подойдет гештальт-терапия?
- Гештальт-терапия, основы: психологические техники, методы и упражнения
- Незавершенный гештальт это...
- Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
Что такое гештальт и как его закрыть
Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей.
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее.
Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online.