Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине. Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля). Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины.
2 февраля. Чтим память преподобного Евфимия Великого
Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию.
Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто - кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.
Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января 1 февраля , преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни.
Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира.
Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, - непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте".
Родители святого долго молись Господу о даровании и ребёнка, и как только мальчик родился, то сразу же дали обет посвятить его Церкви. После смерти отца, по просьбе матери, Евфимия воспитывал епископ родного города. Он же постриг его в монахи и рукоположил в сан иерея. Молодому иноку было поручено управление всеми ближайшими монастырями.
И по молитве богоносного аввы Евфимия с тех пор преподобный Эмилиан навсегда освободился от прелестных помыслов и сделался сосудом избрания. Авва Иоанн, епископ и молчальник, и авва Фалалей рассказывали: «Когда мы раз были в пустыне, блаженный Савва, основатель Лавры его имени, беседуя с нами, говорил: когда я был еще в киновии, после кончины блаженного Феоктиста, я пришел с аввой Лонгином, нашим игуменом, в январе месяце к великому Евфимию для того, чтобы проводить его в великую пустыню. Видя мою готовность, он взял и меня с собой.
И, проведя в Руве несколько дней в сопровождении Мартирия и Илии, причем тут с нами был и иже во святых Герасим, великий Евфимий, взяв меня и блаженного Дометиана, удалился во внутреннюю пустыню. Когда мы проходили ее, то пришли в совершенно сухие и безводные места, питаясь кореньями растения, называемого мелагр. Я, будучи еще неопытен в жизни пустынной, мучился сильной жаждой, так что ослабел в душе и самые ноги мои отказывались служить. Великий Евфимий, обернувшись. И после молитвы, взяв небольшую мотыгу, которой мы вырывали коренья мелагра, принялся немного копать. В ту же минуту показалась вода, он призывает меня, показывает воду и говорит, чтобы я пил. И я пил и, придя в себя, прославил Бога, так чудодействующего чрез святых Своих». К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. В восьмой день святых Богоявлений, когда он — до самой Недели Ваий — по обыкновению уходил в великую пустыню, то собрались — одни, чтобы его проводить, другие же — ожидая уйти с ним, и в числе их были Мартирий и Илия. Видя же, что он ничем не распорядился и ничего не приготовил, — а это он делал обыкновенно, — они сказали ему: «разве ты завтра не уходишь, честный отче?
На третий день по отдании праздника Богоявления он приказал, чтобы было всенощное бдение в память святого отца нашего Антония и в этом бдении, взяв пресвитеров и диаконов, сказал им: «отныне я с вами не совершу другого бдения в этой плоти, ибо призвал меня Бог. Посему выйдите и пришлите мне Дометиана, а утром соберите всех отцов».
Он предсказал, что святой Савва превзойдет в добродетели всех остальных своих учеников. Когда святому исполнилось девяносто лет, тяжело заболел его сподвижник и сподвижник Феоктист. Святой Евфимий отправился навестить своего друга и пробыл в монастыре несколько дней.
Он попрощался с ним и присутствовал при его завершении. Похоронив тело в могиле, он вернулся в лавру. Бог открыл святому Евфимию время его кончины. Накануне праздника преподобного Антония Великого 17 января святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. Когда служба закончилась, он отвел священников в сторону и сказал им, что больше никогда не будет служить с ними Всенощное, потому что Господь зовет его из этой земной жизни.
Все исполнились великой печали, но святитель попросил братию утром встретиться с ним в храме. Он начал наставлять их: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди Иоанна 14:15. Любовь есть высшая добродетель и союз совершенства Кол. Любая добродетель укрепляется любовью и смирением. Господь смирил Себя из-за Своей Любви к нам и стал человеком.
Поэтому мы должны непрестанно восхвалять Его, тем более что мы, монахи, избежали мирских отвлечений и забот». Не пренебрегайте посещением церковных служб, соблюдайте традиции и правила нашей общины. Если же кто из братии борется с нечистыми помыслами, исправь, утеши и наставь его, чтобы он не попал в сети диавольские. Никогда не отказывайте в гостеприимстве посетителям. Предлагайте кровать каждому незнакомцу.
Отдайте все, что можете, чтобы помочь бедным в их несчастье». После этого, дав наставления для руководства братией, святитель обещал всегда пребывать в духе с ними и с теми, кто следует за ними в его обители. Тогда святой Евфимий отпустил всех, кроме своего ученика Дометиана. Он оставался в алтаре три дня, затем умер 20 января 473 года в возрасте девяноста семи лет. На погребение святого прибыло в лавру множество монахов со всех монастырей и пустыни, среди которых был и святой Герасим.
Пришли также патриарх Анастасий со своим клиром, а также нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии, как и предсказывал святой Евфимий, стали патриархами Иерусалимскими. Дометиан оставался у могилы своего старца шесть дней. На седьмой день он увидел святого во славе, манившего своего ученика. Рассказав братии о видении, Дометиан пошел в церковь и с радостью предал свою душу Богу. Погребен рядом со святым Евфимием.
Мощи преподобного Евфимия оставались в его монастыре в Палестине, и в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил. Некоторое время он жил в уединенной келии на реке Кубень, а затем уступил место святому Александру Куштинскому память 9 июня и переселился в Сянжем, где основал Вознесенский монастырь и стал его игуменом. Преподобный Евфимий скончался около 1465 года, назначив своим преемником преподобного Харитона память 28 сентября. История явления его мощей была записана в XVI веке епископом Вологодским Иоасафом, известным агиографом своего времени.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Преподобный Евфимий радовался утверждению православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество — Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия приняли исповедание Халкидонского Собора.
За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в Лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого.
Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе.
Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.
Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в Лавру.
Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого , 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него.
Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал человеком, как и мы.
Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте.
С тех пор многие больные стали приходить к преподобному Евфимию, и все получали исцеление.
Слава о святом Евфимий распространилась по всей Палестине. Через некоторое время, желая безмолвного подвига в уединении, преподобный Евфимий взял с собой ученика Дометиана и ушел в пустыню Руву у северо-западных берегов Мертвого моря. Подвижники поселились на горе Марде, питаясь травами.
Преподобный Евфимий выстроил церковь, а затем ушел в пустыню Зиф. Здесь он подвизался в пещере, в которой, по преданию, святой пророк Давид скрывался от царя Саула. У старейшины близлежащего селения был сын, одержимый нечистым духом.
Юноша часто произносил имя преподобного Евфимия. Отец отыскал святого и привел к нему сына. Как только юноша увидел старца, бес вышел из него, и он стал здоров.
Весть об этом чуде быстро распространилась по окрестностям, и жители в благодарность за исцеление сына старейшины помогли преподобному выстроить монастырь. Вскоре собрались братия и преподобный стал игуменом новой обители. Некоторые жители Зифа впали в заблуждение, разделяя манихейскую ересь.
Преподобный Евфимий просветил их светом истинной веры — они отреклись от своих заблуждений и вернулись в лоно Православной Церкви. Через некоторое время преподобный Евфимий вместе с Дометианом вернулся в Кутиллийскую пустыню и поселился в уединенном и красивом месте недалеко от киновии преподобного Феоктиста. По воскресеньям он приходил в монастырь на службу.
В пустыне преподобный Евфимий просвещал светом Христовой веры многих сарацин арабов. Когда число сарацин, принявших христианство, значительно умножилось, Патриарх Иерусалимский Ювеналий 420— 458 по просьбе преподобного Евфимия рукоположил во епископа для сарацин Петра—отца исцеленного преподобным Теревона. Приходивших к нему святой Евфимий наставлял, но, желая уединения, не позволял жить с собой, а направлял в Лавру к преподобному Феоктисту.
Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца. Накануне вечером, в Спасо-Преображенском соборе настоятель обители иеромонах Арсений с братией совершили вечернее богослужение. В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.
Павла пресвитера 1940. Евфимий был тогда еще юношей, но являл уже такую премудрость и доброе житие, что Отрий назначил его начальником над всеми мелитинскими монастырями. Другом и соседом Евфимия был святой Феоктист, с которым они соединились такой духовной любовью, что оба имели как бы одну волю, одно стремление к Богу и один общий подвиг. Они открывали друг другу свои мысли, и чего бы один ни пожелал, к тому и другой стремился, как будто в двух телах была одна душа. Со временем они удалились в пустыню Кутилийскую и там поселились на высоком утесе, в пещере. Питались святые подвижники растущей поблизости травой и все свои силы и внимание посвящали непрестанной молитве. Окрестные жители узнали о Феоктисте и Евфимии и стали к ним приходить за благословением и советом, а иные, желая подражать их жительству, селились поблизости. Пришло туда и много монахов из Фаранской лавры. Так образовалась иноческая обитель, настоятелем которой сделался святой Феоктист.
Евфимий же оставался в уединении, молился за всех и был духовником братии новосозданного монастыря. Братия открывала ему свои помышления, он же наставлял их, увещевал, по-отечески наказывал и утешал. Много чудесных исцелений совершилось по молитвам святого Евфимия, и слава о них так распространилась, что к нему стали собираться целые толпы больных.
Память преподобного Евфимия Великого
Преподобный Евфимий Великий – день памяти 3 февряля | Братская епархия - официальный сайт | Епископ Евфимий отметил, что устроенный ЧВК Вагнера мятеж угрожал государственному строю России, а также благополучию ее населения, что, по мнению священнослужителя. |
Преподобный Евфимий Великий – икона, в чём помогает, молитва и житие | Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати. |
Преподобный Евфимий Великий - Радио ВЕРА | Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. |
Главные новости Калужской области | 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. |
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
Евфи́мий Великий: житие, иконы, день памяти | 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия. |
Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь | Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. |
Преподобный Евфимий Великий | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь | Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся? |
Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать
Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь.
Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение.
Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или Лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил Лавру по образцу Фаранской Лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в Лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны.
Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем.
Путники ели во славу Божию, насытились, и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!
Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти". Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать.
Читайте также: Что на самом деле творилось за фасадом «прекрасной новгородской демократии»? В конце концов от всего этого беспредела устали и «верхи» и «низы» — и те и другие захотели «сильной руки» и стали засылать гонцов к московским князьям. Вот такую республику суждено было без малого тридцать лет возглавлять поповскому сыну Ивану, в монашестве Евфимию. Со временем его избрали игуменом Лисицкого Рождество-Богородицкого монастыря, а в конце 1429 года — новгородским архиепископом, пожизненным главой государства и хранителем государственной казны.
Узурпатор отправил в Новгород посольство и «целова крест на всих старинах» т. Но не прошло и года, как Василий Темный вернул себе престол, а еще через два года междоусобиц у Шемяки вообще не осталось союзников кроме Великого Новгорода. Тогда он попросил архиепископа Евфимия приютить у себя его жену и сына, «а сам князь великый Дмитрий Юрьевич, в Великом Новегороде не быв, пошед Галицю т. Святитель Евфимий Новгородский Через год, окончательно разбитый, он и сам приехал в Новгород, но долго там не усидел, продолжал метаться по городам и весям. В конце концов его отлучили от Церкви, и митрополит Киевский и всея Руси Иона написал об этом архиепископу Евфимию.
В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей Владимирской епархии, жители города Суздаля, паломники. Церковные песнопения исполнили мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря и Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира.
Случилось в то время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельства своего посвящения в Смоленске. Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года. Пробыв шесть с половиною недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ Евфимий в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «емуже дано будет много, много и взыщется от него». Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг. После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию.
Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе. В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных.
Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых.
Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц.
В 1435 году построил каменную церковь свт. Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г. В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших. Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты». Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей подобно городским улицам , внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены; вокруг них построено было много келлий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие.
Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб — «часозвоня» с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. Это самое высокое здание в Новгороде — 23 сажени высоты, с него прекрасно виден весь город, открывается дивный вид на Ильмень озеро, Волхов и окрестные монастыри.
Содержание
- Евфи́мий Великий: житие, иконы, день памяти
- День памяти преподобного Евфимия Великого.
- Преподобный Евфимий Великий (473)
- 2 февраля. Чтим память преподобного Евфимия Великого | Православная Жизнь | Дзен
ЕВФИМИЙ II
Новгород, 2003; Турилов А. Мастер Яковишко - малоизвестный новгородский книгописец сер. Новгородская архитектура времени архиеп. Новгород, 2006. Церковь и полит. Новгород, 2007. Турилов, М. Иоанн Богослов. Иоанна Милостивого, прп. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» Филимонов.
Иконописный подлинник. Подлинник иконописный. Святые Др. Описание иконографии Е. Прямоличный образ Е. В пособии для иконописцев 1910 г. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» Фартусов.
Руководство для писания икон. Наиболее ранние известные изображения Е. Георгия о змие» нач. Николай Чудотворец и ап. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е. Кроме того, Е. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей.
Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. Маясова Н. Фрагмент покрова. В этом году был создан покров на раку Е. На синем шелковом фоне Е. Святитель благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие, у него широкая, сужающаяся и слегка раздвоенная на конце борода. Сочетание золотых и серебряных, красных и синих нитей придает изображению праздничную торжественность. Крупная фигура заполняет весь средник, чем создается ощущение монументальности изображения. Подобные иконографические черты воспроизведены в резной фигуре Е.
Почитание Е. Антипов И. Никольская ц. Вяжищского мон-ря 1438 г. Новгород, 2003. На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. Иоанна Богослова и колокольни; надпись: «Стый Еvфимiи архiепи[с].
Фрагмент иконы «Спас на престоле». Как полагают исследователи, изображения Е. Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. ГММК, см. ГММК или ее не менее почитаемого списка кон. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.
Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др. Новгородского Леонида 1571-1575 царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. На принадлежность иконы с образом Е. Александры, дочери Иоанна III. Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е. Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. Собор Новгородских святых. XVII - нач. XVIII в.
На иконе-таблетке 2-й пол. ГВСМЗ, см. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е. Возможно, Е. Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е. Святой облачен в полиставрион с красными и черными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник. Лик Е. Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения. Таким же образом, без головного убора, Е.
ГРМ, см. Значительный ряд сюжетов с участием Е. В частности, здесь показаны закладка и разрушение каменной ц. Иоанна Златоуста «на воротех» в Вел. Новгороде, вторичное возведение этой церкви, закладка каменной ц. Николая Чудотворца на Вежищах, закладка Е. Петра «у себя во дворе», благословение крестом посадников на вече, посещение Вел. Новгорода митр. Исидором Греком, обновление ц.
Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей свт. Иоанна Новгородского, распоряжение Е. Владимиру Ярославичу и его матери, возведение ц. Анастасии, встреча в Вел. Новгороде святителем вел. Василия II Васильевича, поставление Е. Спаса Преображения в Русе и др. На миниатюрах Е. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых».
Эмалевая икона. Макария, митр. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен. На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля 80-90-е гг. Подписи к изображениям Е.
Ковчеги с частицами св. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Опись имущества Софийского собора 1783 г. Новгород, 1993. Гордиенко, Г. Иконы Е. По-видимому, довольно старая «штилистовая» размер большой пядницы икона Е. Иоанна Богослова опись 1749 г.
Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Вост. Церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиеп. Николая Мирликийского. Достаточно рано формируется композиция избранных святых, в к-рой Е. Об этом свидетельствует одна из створок складня в металлическом окладе кон. XVI - нач. Stockholm, 2002. Надписи на пластинах сохранились фрагментарно, по-видимому Е. Вслед за Е.
Иона, архиеп.
По окончании литургии был пропет молебен преподобному Евфимию Великому и отец наместник обратился ко всем молящимся с пастырским словом. Сегодня мы с вами праздновали память еще одного Великого преподобного — подвижника Евфимия. Я уже рассказывал вам, что в период подготовки к постригу, первый с кем мне надо было познакомиться — был преподобный Антоний Великий, второе житие, которое мне благословил прочитать мой наставник — это преподобного Евфимия Великого, а третье житие, которое я читал до пострига в монашество — преподобного Саввы Освященного. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, Евфимий Великий считается столпом пустынножительства, вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Я читал житие Евфимия с особым вниманием, ибо знал, что после пострига мое послушание будет рядом с теми местами, где он жил и подвизался, в Иудейской пустыни. Наш монастырь был не далеко от Лавры преподобного, поэтому с большим интересом я читал его житие, делал заметки в книге. У меня, совсем молодого, 22 года, разгоралось сильное желание побывать в первой обители его, на тех местах, где он трудился после того как покинул родину. Мы знаем, что Евфимий родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Рано, в 3 года, остался сиротой.
Воспитал его дядя епископ Евтрий. Тот крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов. Из жития преподобного Евфимия мы знаем, что он каждый год время от Богоявления до Пасхи проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии. Эту практику он сохранял до конца своей жизни. Мало того, практика, уходить на Великий пост в пустыню, стала основой палестинского монашества. По прошествии двух веков после преставления Евфимия, палестинские монахи все еще твердо хранили традицию, которую привез с собой преподобный, удаляться в начале поста в пустыню. Правда, теперь время ухода в пустыню немного изменилось.
Это связано с тем, что палестинская братия любила собираться в праздники, особенно в дни памяти отцов — пустынников, на благолепное и торжественное богослужение. К тому времени уже преставился преподобный Антоний Великий. Молва о нем шла еще при жизни, а после смерти, уже через год, было написано его подробное житие, и все его почитали святым. В годовщины преставления Великого Антония монахи собирались и восхваляли жизнь и подвиги отца египетских монахов, совершали, так называемые, панигиры. На святой горе Афон и ныне в престольные праздники и память святых угодников совершают «Святогорские панигиры». И уже в тот период Великий Антоний так влиял на палестинских монахов, что они никогда не пропускали день его кончины. Каждый год 17 января по старому стилю, по новому — 30 января, все собирались на большое торжество. Теперь монахи стали удаляться в пустыню только после дня поминания преподобного Антония Великого. Вот насколько эти подвижники были великие и влияли на все монашество. Преподобный Антоний стал отцом всех монахов в Египте, а преподобный Евфимий стал отцом всех палестинских монахов.
Поскольку Евфимий хорошо знал церковную традицию и устав, изучая с детства, после его ухода в мир иной, Савва Освященный, ученик Евфимия Великого, сохранивший все заветы своего духовного отца, стал писать тот устав, которым сегодня мы пользуемся в Русской Православной Церкви. Иерусалимский Устав или Устав преподобного Саввы Освященного.
Новгород, она включала описание 5 чудес и заканчивалась Похвалой святителю. Ее особенностью является отсутствие рассказов о чудесах. Рака над местом погребения свт. Евфимия II в Никольском соборе Вяжищского мон-ря. Особое краткое Житие Е. Б-ка Восточного папского ин-та.
Описание славянских рукописей Папского Восточного института в Риме. К ранней истории общерус. Владимир; Суздаль, 2003. Подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др. Притом что это Житие в силу компилятивного характера лишено значения исторического источника, факт его создания свидетельствует о распространении почитания Е. Единственной исторической реалией текста является свидетельство о переходе Е.
В качестве источников использованы, по всей вероятности, 2 Жития святителя из нестишного Пролога 1-й редакции. Начальная часть текста практически дословно следует за Житием свт. Григория Великого Двоеслова , помещенным в Прологе под 11 марта. Из него заимствованы известия о том, что Е. К неустановленному источнику восходят сведения заключительной части Жития об утверждении Е. Память Е. Прославлен в «Слове на память всех святых новых чюдотворцев Росийских» 2-й пол. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус.
XVII в. Из археогр. Сергия Шелонина: Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авт. Имя Е. Захарии Копыстенского 1622 г. В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора ок. Собор учрежден ок. Жития Е.
Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Источники агиографии. Канонизация святых. Пахомий Серб и его агиогр. Новгородский дом Св. Новгород: Очерки из истории рус. Новгород и Новгородская земля в XV в. Церковь в соц.
Живопись Великого Новгорода. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп. Новгородские рукописи XV в. Владычная палата Новгородского кремля. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. Царь и патриарх: Харизма власти в России: Визант.
О 3 малоизвестных списках Хроники Георгия Амартола из собр. Новгородские летописи XV в. Руси и слав. Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003; Турилов А. Мастер Яковишко - малоизвестный новгородский книгописец сер. Новгородская архитектура времени архиеп. Новгород, 2006.
Церковь и полит. Новгород, 2007. Турилов, М. Иоанн Богослов. Иоанна Милостивого, прп. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» Филимонов. Иконописный подлинник. Подлинник иконописный.
Святые Др. Описание иконографии Е. Прямоличный образ Е. В пособии для иконописцев 1910 г. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» Фартусов. Руководство для писания икон.
Наиболее ранние известные изображения Е. Георгия о змие» нач. Николай Чудотворец и ап. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е. Кроме того, Е. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей.
Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. Маясова Н. Фрагмент покрова. В этом году был создан покров на раку Е. На синем шелковом фоне Е. Святитель благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие, у него широкая, сужающаяся и слегка раздвоенная на конце борода. Сочетание золотых и серебряных, красных и синих нитей придает изображению праздничную торжественность. Крупная фигура заполняет весь средник, чем создается ощущение монументальности изображения.
Подобные иконографические черты воспроизведены в резной фигуре Е. Почитание Е. Антипов И. Никольская ц. Вяжищского мон-ря 1438 г. Новгород, 2003. На иконе кон. XVIII - нач.
XIX в. Иоанна Богослова и колокольни; надпись: «Стый Еvфимiи архiепи[с]. Фрагмент иконы «Спас на престоле». Как полагают исследователи, изображения Е. Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. ГММК, см. ГММК или ее не менее почитаемого списка кон.
Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом. Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др. Новгородского Леонида 1571-1575 царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. На принадлежность иконы с образом Е. Александры, дочери Иоанна III. Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е.
Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. Собор Новгородских святых. XVII - нач. XVIII в. На иконе-таблетке 2-й пол. ГВСМЗ, см. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е. Возможно, Е.
Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е.
Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера.
Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель.
Обычно они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука.
Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд.
Сретенский Месяцеслов
Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития. Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему.
Преподобный Евфимий Великий (473)
После его возвращения в Лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел.
Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в Лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого , 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения.
Сам Господь ради любви к нам смирился и стал человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, — непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте". Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века. Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.
На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий.
Они написали два противоборствующих исповедания веры и возложили оба свистка на грудь святой. Затем рака был опечатана императорской печатью, а все отцы, наложив на себя трехдневный пост, стали усиленно молиться, чтобы Господь явил Свою волю. По истечении трех дней печати были сняты, рака открыта и глазам изумленных свидетелей предстала невероятная картина. Православное исповедание веры святая держала в правой руке, а свиток с ошибочным мнением лежал у нее в ногах. Согласно этому рассказу, так был принят Халкидонский догмат о двух природах во Христе. Имя это святой, сыгравшей фундаментальную роль в одном из самых сложных для разумения православных догматов — великомученица Евфимия Всехвальная, память которой мы совершаем 29 сентября.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. После смерти архиепископа преподобный удалился в Хутынский монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе. Вскоре святой был избран архиепископом Новгородским. После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах вверенной ему Господом паствы. За время своего архиерейства владыка Евфимий много усилий приложил к строительству и восстановлению храмов. Пахомий Логофет с великим восторгом писал об усердии святителя к обновлению ветхих церквей и к сооружению новых: «Если хочешь видеть нечто малое от великих, прииди к соборному храму Святой Софии, Премудрости Божией, и возведи окрест очи твои; там увидишь пресветлые храмы святых, подобно звездам сияющие и словно горы вокруг стоящие, его рукою созданные. Не гласом, но самым делом они возвещают разнообразную красоту свою.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления. Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины.